Телевизор влияет на развитие ребенка
«Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона. А между тем, жизнь современных детей почти невозможно представить без телевизора. Признаемся честно, нам, дорогие родители, так просто удобно – дети вроде бы чем-то заняты, они не мешают нам делать домашние дела и вообще просто не мешают отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Порою мы практически не разговариваем со своими детьми. При общении с ними используем односложные слова типа: «Поставь!», «Отойди!», «Молодец», «Быстрее!», «Не трогай!» и т.д. Но при этом от своих детей мы ждем, чтобы они были вежливыми, успешными в учебе, чтобы их было видно, но не слышно! Чтобы понять, стоит ли «ящик» делать собеседником и воспитателем наших детей, важно посмотреть, как же влияет телевизор на наших любимых чад. Оставляя в стороне вопрос о качестве современной кинопродукции и ее влиянии на ценности и модели поведения детей (это тема отдельного разговора), посмотрим, как регулярный просмотр телевизора, в том числе в режиме видео, влияет на физическое состояние, умственное и психическое развитие детей.
Воздействие ТВ на здоровье ребенка
Мозговые способности ребенка наиболее активно формируются в период от рождения до трех лет. В первые 6 месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80%. Таким образом, видно, что у малышей огромный объем памяти, и только от взрослых, которые их окружают, зависит, чем заполнится этот объем. Посиделки перед телевизором – это первый шаг к нарушению функции зрения вашего малыша. Причем, угнетаются не только глазки ребенка, но и его нервная система. Врачи давно бьют тревогу и пытаются донести до родителей чреватость длительного пребывания у телевизора. Малоподвижный образ жизни – это прямой путь к гиподинамии, а, следовательно, и к развитию многочисленных сердечно-сосудистых, нервных, эндокринных, а также костно-мышечных заболеваний.
Влияние телевизора на речь и психическое развитие
Западные ученые установили, что дети, которых в раннем детстве «воспитывал » телевизор страдают недоразвитием речи, эмоций и заторможенностью психического развития в целом. Одна моя знакомая жаловалась на то, что ее ребенку уже четвертый год, а речь все еще отсутствует. Выяснилось, что телевизор дома был включен, как правило, в течение всего времени бодрствования ребенка. Эксперт по речи доктор Салли Ворд (Британия) говорит о том, что за последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. «Телевоспитанники» не могут в школе усваивать на слух информацию и испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель, которого они не способны услышать. Общение с другими детьми также может вызвать у них сложности. Примеров, подтверждающих справедливость этого утверждения, масса. Подруга недавно поделилась своими наблюдениями за своими двумя детьми 5 и 8 лет. Свободное от занятий и соответственно учебы время они, как правило, проводили перед телевизором. По причине ремонта телевизор в течение 2 дней не включался. И каково же было ее удивление, когда ее дети, которые не всегда могли находить общий язык друг с другом, начали больше общаться, вместе играть, рисовать. Телевизор просто крал это время общения, поэтому и общение складывалось не всегда продуктивно и правильно.
Известно также, что экран телевизора производит на ребенка гипнотический эффект. Ведь экран светится. Его мерцание, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате маленький человечек впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана, притягивается к нему. Жизнь маленького ребенка, от природы любознательного и непоседливого, проходит в постоянном исследовании окружающего мира. Он стремится все потрогать, повертеть, попробовать, изучить. Большинство детей быстро учатся включать и выключать телевизор или видеомагнитофон, тем более, что пульт дистанционного управления со множеством разноцветных кнопок обладает для них сверхпритягательной силой. Постоянно меняющиеся картинки на экране телевизора настолько притягивают малыша, что ему становится неинтересным и скучным то, что происходит вокруг него в реальной жизни. Даже не углубляясь в медицинские аспекты раннего приобщения ребенка к телевидению (неподвижность, вялость мышц, угроза нарушения зрения), нельзя не сказать о перегрузке органов чувств, в результате чего у ребенка могут появляться различные страхи, неоправданные агрессии, проблемы со сном. Поток информации, идущий с экрана, во много раз превышает возможность ребенка воспринимать его и самостоятельно переработать. Он выхватывает то одно, то другое и не может установить связь между изображением и услышанным текстом, из-за чего его мозг начинает мыслить отрывочно. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что раннее приобщение малыша к просмотру телевизионных передач отрицательно влияет на развитие ребенка, значительно понижает его любознательность и делает его пассивным. Тем более, что в фильмах, мультфильмах и особенно в рекламе так много агрессивных цветов, резких, пугающих звуков! Все это действует на психику ребенка крайне негативно.
Воздействие СМИ на мышление
Изучая характер воздействия на маленьких зрителей различных средств массовой информации, руководитель Центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Н.Е Маркова пришла к следующим выводам.
§ У детей, рано начавших смотреть телевизор и проводящих у него более часа в день, снижается уровень наглядно-образного мышления и уменьшается объем памяти. Интерес детей к предметам, фактам и событиям неглубок, речь примитивна, читать они начинают позже, неохотно и плохо пересказывают.
§ Развитие воли, стремление добиться поставленной задачи нарушено, потому что, сидя перед экраном, ребенок не совершает активных действий. Любые творческие позывы не стимулируются, а подавляются.
Есть ли безопасный минимум?
По рекомендациям специалистов, ребенок в возрасте до семи лет должен проводить у телевизора не более 30-40 минут в день! В старшем возрасте это время можно увеличить до 1,5-3 часов, разбив его на интервалы по 30-40 минут. В возрасте до двух лет ребенку вообще нельзя сидеть перед телевизором!Фредерик Циммерманиз Университета Вашингтона в Сиэтле, говоря о том, сколько времени маленький ребенок в возрасте одного-трех лет может проводить перед телевизором, отметил: «Каждый час – дополнительный риск, можно сказать, что нет безопасного минимума».
Пути решения проблемы
Вариантов масса, просто надо их пытаться найти, приложив немного фантазии и желания.
§ Поставьте простую и реалистичную цель, например, ограничьте время просмотра двумя мультфильмами в день.
§ Приучите детей обходиться без телевизора. Возможно, вначале вы встретите некоторое сопротивление, однако в таком раннем возрасте дети легко примут новые правила игры.
§ Предлагайте ему регулярно те интересные занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие структур головного мозга, а именно: 1) разнообразные виды речи (устная, письменная), например, читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; 2) упражнения по координации движения кисти (лепка, рисование, конструкторы и т.д.). Европейская академия педиатрии считает эти занятия наиболее важными.
§ Попросите ребенка помочь вам по дому: маленькие дети любят помогать маме в мытье посуды, уборке комнаты и других домашних делах. Ваше доверие им только польстит.
§ Почаще пойте вместе с ребенком – это развивает его речевые навыки и слух.
§ Играйте с ребенком в подвижные игры.
Выводы
Итак, дорогие читатели, подведем некоторые итоги. Оставляя своих детей у телевизора, мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения; у голубого экрана мы рискуем навсегда похоронить их яркую уникальную личность с ее способностью познавать мир через собственный опыт, с ее умением полноценно общаться и строить взаимоотношения со сверстниками, с ее творческим потенциалом и умением ставить жизненные цели и достигать их. Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность характера, посредственность мышления. День за днем, незаметно методом накопительного эффекта наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и посредственной. Не случайно ведущие научные коллективы университетов мира бьют тревогу: умственная деградация целого поколения неизбежна при таком объеме воздействия кинопродукции на детей. И при этом главная ответственность лежит на нас, родителях. Кто-то однажды сказал: «Родился оригиналом, не стань копией». Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет проектировать оригинальные здания, делать уникальные операции, делать яркие репортажи и ставить новые мировые рекорды. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь своим детям сохранить свою неповторимую уникальность.
Что важно знать о телевизоре и телепередачах!
10 часов телесеансов в неделю снижают творческий потенциал человека на 25%.
Воздействие сказки (часто одной и той же любимой), рассказанной мамой или папой ребенку перед сном значительно сильнее, чем сказки, просмотренной по телевизору.
Результаты исследований английской ученой Салли Ворд показали:
— Если родители надеялись на электронные средства (телевизор, компьютер), как на нянь, то в 20% случаев уже 9-месячные дети отставали в развитии!
– Если дети продолжали смотреть телевизор, слушать приемники и пластинки, то в трехлетнем возрасте наблюдались задержки в развитии на целый год!!!
– Если родители отставших в своем развитии 9-месячных детей изымали из их поля зрения электронную технику и начинали непосредственно общаться с ребенком, то через 4 месяца ребенок догонял детей с нормальным развитием.
Источник
Если верить статистике, то среднестатистический ребенок проводит перед экраном телевизора 1680-2000 минут в неделю, в то время как на полезную дискуссию с родителями приходится примерно 10-15 минут. Шокирует, не так ли?
Телевизор приковывает взгляд ребенка быстрой сменой кадров, яркостью красок и непривычным звуковым рядом, но приносит ли он фактическую пользу? Что об этом думают ученые? С какими их выводами обязательно нужно ознакомиться родителям?
Телевизор – плохой учитель!
«The Journal of Pediatrics» – это самый популярный журнал, посвященный медицине, в мире, и именно там были опубликованы результаты большого исследования, направленного на изучение влияния телевизора на маленьких детей.
Считается, что познавательные мультфильмы и передачи приносят малышам реальную пользу, поэтому родители со спокойными душами оставляют своих чад перед телевизорами минимум на час и отправляются заниматься своими делами. Результаты исследования говорят о том, что из ТВ-программ дети получают на 8-10 слов меньше, чем их сверстники, которые гуляют во дворе или занимаются чем-то творческим.
ТВ – спонсор задержек в развитии
Мозг ребенка активно развивается и происходит это через непрерывное изучение окружающего мира и общение с другими людьми, в первую очередь с родителями. Чем больше малыш двигается, тем больше информации он получает и осваивает.
Обучаться по информационным передачам дети могут минимум с пяти лет, потому что тогда формируется способность анализировать увиденное. Но даже в этом случае важно смотреть такие программы вместе с малышом, чтобы иметь возможность что-то прояснить, обсудить, сформировать правильные выводы и закрепить полученные знания.
В ходе исследования использовался электроэнцефалограф, который показал, что просмотр телевизора существенно замедляет импульсы детского головного мозга, тогда как чтение, разговоры и прочие творческие занятия напротив их стимулируют. Телевизор передает информацию неподходящим ребенку образом и обратная связь с ним невозможна.
Специалисты рекомендуют не приучать ребенка к телевизору как минимум до пятилетнего возраста и больше времени посвящать живому общению.
Негативное влияние на психику подтверждено
Специалисты из великобританского университета провели другое исследование, в котором участвовали 11 тысяч детей примерно одного возраста. Их разделили на две группы, одним было разрешено смотреть телевизор столько, сколько захочется, другим было строго запрещено сидеть перед экраном более одного часа в сутки.
В ходе исследования было выявлено, что если пятилетние дети проводят за просмотром телевизора более трех часов в день, при этом они предоставлены самим себе и могут самостоятельно выбирать каналы, то уже к шести годам они начинают врать, воровать, проявлять нервозность и яркую агрессию.
Тем временем их сверстники, практически отлученные от телевизора, значительно лучше себя чувствуют, как физически, так и эмоционально, хорошо себя ведут, имеют более высокие оценки в школе, умеют строить хорошие взаимоотношения с другими людьми.
Что именно плохо влияет на детей?
Доказано, что детские передачи и мультфильмы показывают минимум 80 сцен насилия в час. Просто попробуйте включить канал для малышей и посчитайте все негативные моменты или просто вспомните такие нестареющие мультфильмы, как «Том и Джерри» или «Ну, погоди!» Разве тут нужны дополнительные комментарии?
По мнению психологов, подобные сцены искажают естественную чувствительность ребенка, из-за чего он перестает видеть в насилии негативную сторону, и в будущем, спустя годы, может реагировать неправильно, когда столкнется с реальным насилием.
К совершеннолетнему возрасту среднестатистический подросток уже видел около 60 тысяч сцен насилия и убийств.
Также на детях негативным образом сказывается реклама. В том же великобританском университете было выяснено, что рекламные ролики провоцируют ухудшение характера ребенка. Он становится более алчным, настойчивым и капризным в своем желании получать желаемое прямо сейчас, немедленно. А пиарщики активно этим пользуются.
Проблема ожирения, негативное влияние на здоровье
Проблемы ожирения и малоподвижного образа жизни возникают не только у детей, но и у взрослых людей. Уже 30 лет специалисты крепко связывают страсть к телевизору и наличие излишнего веса, приводящего к ожирению.
Почему? Вот основные причины:
- Во время приема пищи человек должен быть сосредоточен только на еде. Тогда он тщательно пережевывает пищу и хорошо чувствует свое тело, останавливается тогда, когда испытывает насыщение. Просмотр телевизора в этот момент мешает сосредоточиться на еде, что приводит к заметному перееданию.
- Интересный фильм, передача, ток-шоу всегда провоцируют желание принести с кухни какой-нибудь снэк, например, чипсы или сладости, которые не приносят человеческому организму ровным счетом никакой пользы, один лишь вред.
- Телевизор хочется смотреть сидя, а лучше даже лежа, в максимально неправильной для спины позе, зачастую сразу после рабочего дня, предполагающего сидение за компьютером на протяжении минимум шести часов. Чтобы поддерживать себя в форме, человек должен активно двигаться, в противном случае лишнего веса не избежать.
- В случае с детьми вред несет еще и реклама различных вредных продуктов, которая провоцирует желание их попробовать. Если не контролировать питание, то до полезной пищи ребенок точно не доберется самостоятельно.
Также специалисты считают, что увлеченность телевидением существенно повышает риск заработать сахарный диабет.
Заключение
Не стоит использовать телевизор в качестве няни и воспитателя для своего ребенка, потому что он совершенно точно не справится с этими непростыми задачами. Минимизируйте вредное влияние ТВ на своего малыша, а по возможности вообще исключите, и потом он скажет вам «спасибо».
Источник
Телевизоры… в наших домах они есть разные — с плоским экраном и старенькие, «пузатые», современные настенные и гипер крутые с искусственным интеллектом… Сегодня редкая семья обходится без телевизора. Какое же место в нашей жизни занимает этот предмет бытовой техники и как он может повлиять на развитие ребенка?
Роль телевизора в нашей жизни
В средние века и еще раньше в каждом доме был очаг или камин. Люди издавна любили смотреть на огонь, он их завораживал своим танцем. Возле камина вечером собиралась семья, обсуждали прожитый день, строили планы на будущее, делились новостями.
Сегодня эту роль полностью перенял телевизор. Именно возле него собираются по вечерам, в комнату с телевизором проводят гостей. Роль телевизора в нашей жизни велика. Бывает, что он работает часами, создавая в квартире радостный фон.
Но, в то же время, есть много семей, где его попросту не включают, или даже выбрасывают. Почему? Люди не считают потраченным с пользой выброшенное на просмотр передач время, они стараются заняться чем-то более продуктивным и интересным.
Кто прав, а кто нет — бесполезный спор. Мы взрослые люди и сами разберемся в своей жизни. А как же наши дети? Как воспринимают телевизор они?
Что происходит с ребенком во время просмотра телевизора
В мозге взрослого человека и в мозге ребенка одно и то же явление может вызывать разные процессы. Все дело в том, что мозг детей находится в процессе формирования и те явления, которые взрослый не воспринимает всерьез, становятся основополагающими у ребенка. Дети еще не имеют «фильтров» и охотно верят всему, что улыбчивые дяди и тети вещают с экрана телевизора. Это одна сторона вопроса.
Другой момент проблемы заключается в самом видеоряде. Хорошо, если это спокойная передача, но сколько их в телеэфире? Гораздо чаще мелькают реклама, новости, шоу и мультфильмы. Постоянная смена кадров, громкая музыка, яркие цвета — все это раздражает детскую нервную систему. Оставаясь при просмотре неподвижным, ребенок привыкает быть наблюдателем, пассивно воспринимающим жизнь.
Важно
К 4-м годам у детей сформировано 80% всех жизненных установок, к 6-ти — 90%, к 10-ти годам — 97%, и лишь к 18-тилетию человеческий мозг и психика готовы на все 100% ко взрослой жизни.
Предоставленный сам себе во время просмотра, малыш за чистую монету принимает все, что видит с экрана. Ведь, усадив его, мама убежала на кухню, готовить кушать, или в ванную, или делает уборку. Она могла бы пояснить, что так не бывает, вот это реклама — придуманный ролик с актерами, здесь — развлекают людей, так никто на улице не ходит и так далее.
Но мамы (папы, бабушки или другого взрослого, которому малыш доверяет) рядом нет. Изобразительный и звуковой поток беспрепятственно проникает в неокрепшее сознание, формируя искаженное восприятие реальности.
Польза телевидения для ребенка
Да-да, вы не ослышались. Речь пойдет о пользе, которую может принести телевизор при грамотном использовании. Кроме откровенно бесполезных передач, существуют познавательные программы, детские каналы, и другой контент, разработанный для детской аудитории.
Какое положительное влияние могут иметь телепередачи?
- Расширение кругозора. Познавательные программы о животных и растениях будут интересны многим детям, передачи о путешествиях позволят лучше узнать наш мир. Также дети постарше часто выбирают программы приключенческого жанра.
- Обогащение лексикона. В быту мы используем достаточно небольшой словарный запас. Разноплановые телепродукты наполнены словами разной стилистики. Профессиональные термины, жаргонизмы, художественные обороты — все это пополняет словарный запас ребенка и развивает его речь.
- Интересное изложение сложных произведений. Что охотнее сделает подросток — прочтет Булгакова или посмотрит удачную экранизацию по телевизору? Конечно, второй вариант ближе к реальности. То же касается исторических фактов и периодов. Учить греческие войны или посмотреть «300 спартанцев»? Хорошо снятые фильмы пробудят интерес к оригинальным произведениям, будут стимулировать внимательность и помогут наглядно отобразить известные события.
В свете рассмотренных преимуществ, неправильно будет полностью запретить ребенку просмотр телевизора. При этом нужно понимать, что многочисленные доводы «против» основаны не на пустом месте, и считаться с негативным влиянием телевизора.
Вред от просмотра телевизора для ребенка
Как же может негативно отразиться на ребенке излишнее увлечение ТВ?
- Из-за неправильного положения перед телевизором, ухудшается зрение и осанка, могут развиться сколиоз, близорукость и другие нарушения означенной сферы.
- При длительном и частом неподвижном просмотре проявляются последствия малоподвижного образа жизни. Ожирение бывает не только у взрослых, но и у детей. Привычка много есть во время просмотров мультиков может сыграть злую шутку и превратить живого и здорового ребенка в маленького толстяка.
- Практически на всех каналах царит адская смесь из рекламы, сцен насилия, эротических элементов и жаргонной лексики. Если ребенок бесконтрольно переключает пультом каналы в поисках чего-то интересного, он обязательно встретится с таким нежелательным контентом.
- ТВ вызывает повышенную нагрузку на психику и эмоции ребенка, приводя к неустойчивости психики, обидчивости, вспыльчивости.
- Телевидение выглядит очень ярко, как глянцевый журнал. Красивые, холеные и успешные люди, звезды, успех, гламур… Эти атрибуты шоу-бизнеса манят, на их фоне обычная будничная жизнь кажется серой и скучной.
Важно
Помните, жизнь по ту сторону экрана — это всего лишь постановка, актерская игра и спецэффекты. Не принимайте выдуманную реальность за чистую монету.
Мнение психологов
Специалисты в разных областях наук, таких как психология, физиология, диетология придерживаются единого мнения в этом вопросе: времяпровождение ребенка у телевизора должно строго регламентироваться. Контролировать необходимо как время просмотра, содержание видеоряда, так и позицию перед экраном, освещение.
Давайте разберемся, какие же требования к просмотру телепередач ребенком выдвигают ученые.
- Детям до 1 года телевизор запрещен. Если без этого совсем никак — то просмотр должен быть не более 15 минут в день! У грудничков высокий риск появления задержек в психическом, эмоциональном и речевом развитии. Малышей такого возраста вообще нужно оберегать от всего, что их слишком перегружает.
- ВОЗ рекомендует детей до 3-х лет оградить от просмотра телевизора. Максимально допустимы 30 минут в день, исключительно детские мультфильмы и специальные развивающие программы. Просмотр должен быть в присутствии родителей, с их пояснениями происходящего на экране.
- К 5-ти годам допустимое время возле телевизора увеличивается до 1 часа в день. Разрешены развивающие и познавательные передачи, они принесут больше пользы.
Важно
Психологи советуют родителям как дошкольников, так и детей после 7-ми лет, держать на контроле продолжительность просмотра, и, самое главное, содержание.
Почему возникает зависимость от телевизора?
Причины, почему ребенок оказывается возле телевизора, могут быть разные. Это может быть потребность матери в «свободном» времени. Если ребенок тревожен и все время просится на руки, становится невозможной какая-либо работа по дому. Чтобы элементарно принять душ или поесть, мама сажает малыша на стульчик и включает мультики.
Вполне возможна ситуация, когда ребенок у бабушки, а она приболела и не может его вывести на детскую площадку. Изначально, включая мультфильмы, взрослый хочет просто отвлечь от чего-то и развлечь малыша. Никто не предполагает, что банальные «Ну, погоди!» перерастут в какую-то зависимость.
В столкновении детского сознания и телевизора чаще выигрывает именно «ящик». Яркая, стильная и насыщенная приключениями жизнь на экране затягивает. Реальность, вместе с ее работой, бытом, детским садиком и школой, проигрывает. И чем больше ребенок проводит время возле телевизора, тем больше погружается в этот выдуманный мир.
Как отучить ребенка смотреть телевизор
Зависимость от телевизора — такая же непростая проблема, как и многие другие виды зависимостей. Усугубляется она возрастом «пациентов», которым невозможно объяснить всю сложность ситуации и ее последствия. Как же помочь ребенку и отучить его от ТВ?
Избавление от любой зависимости – это долгий процесс, которые требуют понимания и терпения. Сформированная привычка в один день никуда не денется, работа над избавлением от нее должна быть ежедневной.
- Самый важный этап — следить за собой. Если сами родители часами сидят перед телеком, то необходимо ограничить себя. Родители — самые важные люди для ребенка, именно с них он берет пример во всем. Возможно, малыш перенял привычку все время смотреть телевизор именно от вас.
- Телевизор — не няня. Безусловно, его очень удобно использовать в этом качестве, оставив малыша смотреть мультфильмы и занимаясь другими делами. Но все же делать этого не стоит — возникшие у ребенка нарушения психики, расстройства сна, раздражительность доставят гораздо больше проблем, чем его присутствие рядом во время готовки. Постарайтесь вовлекать малыша в ваши занятия, это послужит развивающим моментом в его жизни, познакомит с бытом семьи.
- Перестаньте создавать в квартире «фон» с помощью телевизора. Если вы хотите отучить ребенка от просмотров, то включение «ящика» в фоновом режиме будет неправильным поведением. Так вы не сможете помочь своему малышу, вы лишь спровоцируете новую истерику и требования включить ему то, что он хочет.
Освободившееся время нужно будет как-то использовать. Займите ребенка рисованием, постройте замок из конструктора, почитайте новую сказку, выйдите на прогулку. Это переключит внимание «пациента», поможет ему отвлечься от его зависимости.
Важно
Нужно помнить, что ребенок много времени проводил, сидя пассивно перед экраном. Он не умеет самостоятельно играть, не привык слушать книги. Всему этому придется учиться.
Со временем, втянувшись в игры, чтение и развивающие занятия, ребенок поймет, что кроме сидения у «голубого экрана» существует масса других, не менее интересных занятий.
В дальнейшей жизни более успешным человеком станет не тот, кто все детство просидел у телека, а тот, кто гармонично развивался, получил навыки общения со сверстниками и детьми других возрастов.
Источник