Техники для развития памяти у ребенка

Справедливо считается, что изучение иностранных языков тренирует и тем самым улучшает память. Парадоксально, что для изучения иностранных языков требуется, помимо прочего… правильно, хорошая память! Но что делать, если новые слова и конструкции в голове умещаются плохо? Как развить память?
Существует несколько популярных методик развития памяти. Оговоримся, что:
- они не универсальны: одни развивают запоминание (т.е. способность быстро записывать в памяти новые сведения), другие – хранение (т.е. способность эти сведения долго удерживать), третьи – воспроизведение (т.е. способность максимально быстро найти и воспользоваться нужными сведениями);
- методики взаимно дополняют друг друга, так как центр развития памяти в головном мозге один, просто выполняет разные функции: «прокачивая» одну способность, вы стимулируете развитие всего участка;
- они индивидуальны: нельзя с уверенностью определить, какой способ лучше всего поможет именно вам, поэтому экспериментируйте, отслеживайте результаты.
Популярные методики улучшения памяти
Таблицы Шульте
Немецкий психотерапевт придумал эти таблицы для психодиагностики и исследования свойств внимания, но с тех пор их используют для развития зрительной памяти. Эта память хорошо поддается тренировке, ведь большинство людей – визуалы.
Таблицы различного размера (можно начинать с варианта 2х2) произвольно заполнены числами или буквами – без какой-либо логической последовательности. Для тренировки памяти нужно пять минут внимательно смотреть на таблицу, затем закрывать ее и пытаться воспроизвести содержимое ячеек.
Метод Айвазовского
Согласно биографам, художник использовал этот метод, чтобы лучше сосредоточиться на деталях и точнее их отразить в картинах. Необходимо выбрать любой пейзаж или интерьер, 5 минут внимательно на него смотреть, затем закрыть глаза и попытаться мысленно воспроизвести этот пейзаж или интерьер в мельчайших деталях.
Для использования метода необязательно выбираться на природу или ходить в гости: можно запоминать людей – как они выглядят, во что одеты, какие у них особые приметы. Кстати, вашим знакомым будет лестно, если вы запомните какие-то связанные с ними детали. Главное, предупредите перед процедурой «рассматривания», что просто тренируете память, а не глазеете.
Мнемонические техники
Это тренировки механизмов запоминания с использованием образов и ассоциаций. Вы просите близких записать некоторое количество слов, никак не связанных друг с другом (подобные упражнения-подборки есть и в интернете) – затем в течение 1 минуты изучаете и запоминаете список
Для осознанного ассоциирования старайтесь использовать яркие, необычные, сочные ассоциации. Этот метод лучше работает с тренировкой запоминания слов (с цифрами сложнее).
Заучивание стихов наизусть
Привычный еще со школы метод по-прежнему широко распространен. Он тренирует как слуховую, так и зрительную память. Если же стихотворение вам нравится, то задействуется эмоциональная память.
Начинать нужно понемногу (детские стихи, школьная классика), но не бойтесь и крупных форм, вплоть до поэм. Вариант для продвинутых – учить наизусть прозу (начать можно с цитат). Это сложнее, чем со стихами, потому что не помогает ритм.
Онлайн-игры и приложения для смартфона
В интернете большое количество заданий и игр на тренировку различных видов и механизмов памяти. Многие из них затягивают не на шутку, и скучный или сложный процесс превращается в полезное развлечение. Популярны и удобны приложения для смартфонов: для iOS – «Elevate – Brain Training», «Eidetic – Spaced Repetition», «IQ boost», «Circles Memory Game» и др.; для Android – «Lumosity – тренировка мозга», «Elevate – Brain Training», «Memory – игра на память» и др.
Необычные методики улучшения памяти
Если способы, перечисленные выше, для вас или ваших учеников слишком скучны, непривлекательны или неэффективны (вы попробовали, но не помогло), – присмотритесь к другим, менее очевидным вариантам.
Научный способ
Ученые Нортумбрийского университета (Великобритания) выяснили в результате исследования, что, вдыхая запах розмарина, люди гораздо быстрее запоминают новую информацию. Да и объемы усвоения увеличиваются на 75%. Интересно, что об этом свойстве розмарина догадывались еще в средние века: о нем говорит Офелия в «Гамлете» Шекспира. Используйте аромамасла или посадите в доме розмарин – и ваши тренировки памяти станут гораздо живее.
Произнесение слов наоборот
Эта непростая задача стимулирует воспроизведение – то есть быстрое получение нужных сведений из памяти. Чем выше скорость произнесения слова, тем лучше. Вариант для начинающих – произносить алфавит (русский, английский) наоборот.
Игры со словами
Этот способ тоже тренирует воспроизведение. Играйте (желательно – на скорость) в «Города», «Наборщик» (другое название – «Слово из слов»), решайте анаграммы, кроссворды, ребусы, сканворды. Придумывайте за минуту 10-100 слов на каждую букву алфавита (усложненный вариант – тематические подборки).
Устный счет
Решение в уме арифметических задач тоже стимулирует воспроизведение. Да и ваш личный бюджет скажет вам спасибо за разумные и осознанные покупки.
Медитация
Поклонники медитации давно говорят о том, что благодаря ей снижается кровяное давление, испаряется плохое настроение и даже депрессия. Как оказалось – заодно укрепляется кратковременная память. Это выяснили ученые университетов Калифорнии и Огайо (США). Объяснение простое: медитация тренирует способность концентрироваться на одной мысли и не обращать внимание на раздражители. Собственно, это и нужно для качественного запоминания. Для заметного улучшения памяти достаточно медитировать 8 минут в день.
Обратная перемотка
Прокручивайте перед сном в уме все события прошедшего дня. Вспоминайте важные и несущественные детали, интересные диалоги. Бонусы метода – развитие осознанности, появление чувства благодарности за каждый прожитый день, профилактика бессонницы. Кроме того, визуализируя свой день, вы стимулируете воображение.
Составление интеллект-карт
Тони Бьюзен в книге «Супермышление» приводит многочисленные исследования, согласно которым mind-mapping (составление интеллект-карт), задействует радиантное мышление, присущее нашему мозгу, и тем самым помогает лучше понять, усвоить новую информацию, а также стимулирует более качественное запоминание.
Чтение вслух
Сотрудники Университета Ватерлоо (Канада) обнаружили, что чтение вслух помогает не просто лучше запоминать сведения, но и дольше их там удерживать. Поэтому обязательно сочетайте тренировки зрительной памяти с тренировками слуховой – а заодно моторной и эмоциональной. И конечно, читайте вслух!
Превращение (временное!) в левшу
Ученые Университета Толедо (США) доказали в 2001 году, что у левшей память лучше чем у правшей, предположив, что участок мозга, отвечающий за память, находится в правом полушарии – которое лучше развито у левшей. В результате исследователи посоветовали развивать левую руку (если вы правша!): мыть посуду или подметать левой рукой, пользоваться мышью левой рукой – и тем самым стимулировать память.
Занятия спортом
Исследователи из Института Здоровья в Ванкувере (Канада) выяснили, что силовые тренировки (аэробные – в меньшей степени), положительно сказываются на состоянии кратковременной памяти.Если вы во время бега или занятий на тренажерах еще и стихи наизусть читаете или считаете в уме – вообще прекрасно!
Бытовой способ
Чтобы развивать память, необходимо прилагать осознанные усилия, но совсем не обязательно они будут «учебными». Вы можете:
- перебирать в уме список покупок перед походом по магазинам;
- пересказывать близким (или бумаге) содержание книги или фильма;
- запоминать имена в новом коллективе (на вечеринке, новой работе или субботнике в детском саду);
- запоминать бренды и тренды, чтобы блеснуть «модной эрудицией» перед подругами;
- изучать свой город – ходить разными маршрутами, запоминать остановки, торговые центры, дорогу к домам друзей;
- расширять профессиональную базу знания, регулярно запоминая новые термины, навыки, техники, способы, а затем применяя их в работе в работе.
Важная подсказка! Доверяйте своей памяти – избавляйтесь от списков. Механизм «передачи» бумаге различных сведений часто используется для эффективного тайм-менеджмента: тем самым вы «разгружаете» голову и лучше справляетесь с повседневными задачами. Но память при постоянном использовании списков атрофируется, и вы вскоре действительно мало что сможете ей доверить.
***
Многие из описанных методик развития памяти не раз опровергались или подвергались сомнению. Однако люди всего мира по-прежнему ими пользуются – и довольны результатами.
Елена Тимофеева
Поделиться ссылкой:
Источник
В процессе обучения ребёнку предлагается усвоить столько информации, что без достаточного объёма памяти он просто не сможет этого сделать. А чтобы смог, с ним нужно регулярно заниматься. Есть специальные методики, которые позволяют эффективно решать данную задачу. Активно использовать их должны не только учителя и воспитатели, но и родители.
Методы
Для начала нужно познакомиться, какие именно методы развития памяти у детей есть и какие из них можно удачно реализовать в домашних условиях. Не лишним будет узнать также в детском саду и в школе, что используют там, чтобы не было противоречий в педагогических системах.
Игры
Так как ведущей деятельностью в детском возрасте является игровая (особенно у дошколят и в начальной школе), этот метод развития памяти считается одним из самых эффективных. Выбор достаточно большой. Главное — вписаться в возрастные рамки.
Для развития зрительной памяти
- «Идём на выставку»
Даётся иллюстрация, картинка, репродукция художественного полотна (в зависимости от возраста) для изучения на 30-60 секунд. Задача — подробно описать её.
- «Аукцион»
Выставляется несколько игрушек и через минуту убирается. Кто больше и подробнее опишет понравившиеся предметы, тот выигрывает.
Для развития слуховой памяти
- «Рассказываем сказку»
В группе из 5-7 человек каждый по очереди сочиняет 2-3 предложения, все последующие рассказчики не должны путаться в персонажах и должны продолжать сюжетную линию, чтобы получилась сказка.
- «Магазин»
Проговорить список покупок (количество варьируется в зависимости от возраста), чтобы ребёнок его запомнил.
Данные игры помогут развить память у дошкольников и в начальных классах. Подросткам необходимо предложить нечто иное. В частности, настольные (шахматы, шашки, лото) и компьютерные (стратегии, экшен).
Больше игр на развитие памяти смотрите по ссылке.
Упражнения
Тренировать память хорошо помогают специальные упражнения. Они уже лишены игровой формы и подготавливают детей к тому, что этот процесс зачастую требует усилий и усидчивости. В подростковом возрасте данный метод становится ведущим.
- «Запомни слова»
Взрослый вслух произносит несколько слов, не связанных между собой. Задание — повторить их в той же последовательности сразу, через полчаса и через 2-3 часа.
- «Море звуков»
Включается мелодия или любой звук. Нужно угадать песню, музыкальное произведение или кто произносит подобные звуки и где мы их можем слышать.
- «Кот в мешке»
Запустив руки в закрытый и плотный мешок, нужно ощупать лежащие там предметы и назвать, что это.
- «Юный художник»
Взрослый называет слова, ребёнок их рисует. При этом не обязательно изображать каждую деталь и стремиться к пропорциям и эстетической художественности. Задача — назвать эти слова через час, используя собственные иллюстрации.
Упражнения, развивающие память, хороши тем, что их можно использовать буквально в любом возрасте, правильно подобрав задания. После 12 лет ребёнок может выполнять их самостоятельно, без контроля взрослых.
Техники для различного возраста — в статье ранее.
Нейробика
Нейробика — гимнастика для мозга. Современная развивающая технология, находящаяся на пике популярности. Появились уже программы, адаптированные для детского возраста.
- Устный счёт в уме, без калькулятора.
- Разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок.
- Ходите с ребёнком в детский сад, школу, магазин или просто на прогулку разными маршрутами. Пусть он запоминает особенности каждого.
- Начиная с 10 лет, просите его раз в неделю совершать привычные действия другой рукой: чистить зубы, держать ложку, писать.
- Задавайте элементарный вопрос ребёнку и просите его ответить по-разному.
Пример последнего задания.
Вопрос: какое это яблоко?
Возможные ответы:
- «Вкусное» (зелёное, большое и другие его характеристики с помощью прилагательных).
- «Мне нужно его попробовать, чтобы ответить на этот вопрос».
- «Оно было куплено в магазине» / «Оно было недавно сорвано в саду» и т. д.
Нейробика развивает мышление, мозговую деятельность и интеллектуальные способности, а попутно с ними тренируется и память. Объём запоминаемой информации становится больше.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика синхронизирует работу правого и левого полушарий, а также помогает развивать речевые способности ребёнка в раннем возрасте. Специалисты утверждают, что её нужно обязательно включать в занятия для тренировки памяти от 3 до 10 лет и даже старше. Существует огромное количество комплексов в стихах, которые будут интересны всем деткам:
- Сорока-белобока;
- Зайка;
- Замок;
- Кораблик;
- Ягодки;
- Клён;
- Рыбки и многие другие.
Пример упражнения «Замок»:
Все стихи для упражнений пальчиковой гимнастики читаются взрослыми чётко, ритмично, но не спеша. В первый раз можно сделать всё вместе, а затем попросить ребёнка повторить движения под слова взрослого самостоятельно.
Речевая зарядка
Чтобы развить память у ребёнка, с ним обязательно нужно проговаривать скороговорки. С возрастом они должны становиться всё сложнее и длиннее. Они активизируют речевые зоны мозга и укрепляют нейронные связи.
- Для дошкольников
У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,
Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.
- Для начальной школы
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
- Для подростков
Сшит колпак не по колпаковски, вылит колокол не по колоколовски.
Надо колпак переколпаковать и перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать и перевыколоколовать.
Авторские методики
Методика Домана
Автор: Гленн Доман — американский физиотерапевт, работавший с детьми, страдающими тяжёлыми поражениями ЦНС.
Другие названия: паттернинг, методика Домана-Делакато.
Суть: начинать развивать основные психические процессы с раннего детства.
Основные принципы:
- начало занятий — с 6-месячного возраста;
- только позитивный настрой: всегда хвалить, поощрять, не кричать, не наказывать;
- заниматься только в благоприятной атмосфере, когда у ребёнка есть желание и хорошее настроение;
- занятия должны быть короткими, чтобы он не успевал уставать;
- применять разнообразный, но построенный в логической последовательности материал;
- регулярный характер занятий;
- отсутствие контрольных и проверочных занятий на оценку.
Многим детским психологам и воспитателям методика Домана позволяет активно и многосторонне подготовить ребёнка к школе. По мнению Гленна, с 6-7 лет начинается уже чистое обучение, которое вытесняет процессы естественного развития.
Методика Монтессори
Автор: Мария Монтессори — итальянский врач, педагог.
Другие названия: методика раннего развития.
Суть: предоставить ребёнку полную свободу в развитии, особое внимание этому уделять в раннем возрасте.
Основные принципы:
- чем раньше начинаются тренировки — тем лучших результатов можно добиться;
- опора именно на непроизвольную память: ребёнок сам выбирает формы, методы и техники занятий;
- поэтому основная деятельность — игровая;
- занятие заканчивается тогда, когда он устаёт;
- взрослые играют роль наблюдателя;
- мнемонические способности развиваются вместе с интеллектом, воображением, моторикой, логикой и речью.
В отличие от Гленна Домана, методика Монтессори охватывает не только возраст до 6 лет, но и школьный период жизни.
Ещё целый ряд развивающих методик:
- Говарда Гарднера (США) — изучение английского языка с пелёнок (за счёт словарного запаса расширяется объём сохранённой информации, которую постоянно нужно воспроизводить).
- Самбурской А. А. (Россия) — все занятия проходят под музыкальное сопровождение, которое активизирует работу мозга и улучшает кровообращение.
- Дьеныша З. П. (Венгрия) — с помощью логических задач.
- Зайцева Н. А. (Россия) — обучение чтению с ранних лет. Складовой принцип с помощью специальных кубиков.
- Сесиль Лупан (Бельгия) — индивидуальный подход на любом возрастном этапе.
- Супругов Никитиных (Россия) — опора на непроизвольную память и личностный опыт.
- Макато Шичида (Япония) — развитие феноменальной фотографической памяти с раннего возраста.
Авторские методики представляют собой целую педагогическую систему и используются чаще всего в детских садах, школах и развивающих центрах. Однако и родителям тоже полезно заимствовать из них определённые идеи.
Возрастные особенности
У дошкольников
Возраст: 4-5 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения у детей раннего возраста:
- чем выше интеллектуальные способности и чем лучше развита речь — тем крепче нейронные связи;
- работает в основном непроизвольная память, которая тренируется в процессе игры, увлекая и заинтересовывая ребёнка;
- произвольная ещё плохо развита: нежелательно ставить прямую цель — выучи (запомни) стихотворение, песню и т. д.;
- основная база хранения — кратковременная, но при постоянных тренировках и повторах начинает формироваться долгосрочная;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, врождённые заболевания, педагогическая запущенность.
Основная задача: развивать у детей дошкольного возраста одновременно речь, интеллектуальные способности, внимание и память.
Ведущие типы:
- кратковременная;
- непроизвольная;
- образная.
Самые выигрышные методики:
- игра (как ведущая деятельность в дошкольном возрасте);
- пальчиковая гимнастика;
- речевая зарядка.
Остальные методики (упражнения, мнемотехника) используются, но реже и не так эффективно. Чтобы развитие памяти у детей дошкольного возраста происходило в соответствии с нормами, данным вопросом должны заниматься и воспитатели в детском саду, и родители дома. Если упустить этот момент, в начальной школе возникнут серьёзные проблемы с учёбой.
В начальной школе
Первый этап
Возраст: 6-7 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения у детей младшего школьного возраста:
- всё ярче обнаруживается связь основных психических процессов: мышления, внимания, памяти, речевых особенностей — от уровня сформированности и степени развития одного зависят и другие;
- постепенно начинает включаться в работу произвольная память, когда перед ребёнком ставится конкретная задача выучить что-то посредством элементарных повторений;
- для этого начинают прикладываться усилия, что требует усидчивости;
- от этого напрямую зависит адаптация ребёнка к школе и его успехи в учёбе;
- основной базой хранения остаётся кратковременная, но при этом интенсивно и достаточно быстро формируется долгосрочная;
- причины нарушений и проблем — психологическая травма, педагогическая запущенность.
Основная задача: развить память и внимание, подготовить ребёнка к новым видам занятий.
Ведущие типы:
- кратковременная;
- непроизвольная;
- образная, эмоциональная.
Самые выигрышные методики:
- дидактическая игра;
- пальчиковая гимнастика;
- речевая зарядка;
- упражнения.
Второй этап
Возраст: 8-9 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения у младших школьников:
- связь психических процессов начинает ослабевать: развивается в первую очередь то, на что был сделан упор, — высокий IQ или грамотная речь без ошибок в этом возрасте не являются гарантией крепкой и хорошей памяти;
- усидчивые, успешные в учёбе дети понимают, как важно развивать произвольную, выборочную память, тогда как для трудных учеников ведущей остаётся непроизвольная;
- многократные повторения и заучивания наизусть обязательны;
- баланс между краткосрочной и долговременной памятью достаточно индивидуален: у кого-то ведущей базой хранения информации остаётся первая, у других её догоняет последняя;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, перенесённые инфекционные заболевания, педагогическая запущенность.
Основная задача: использование разнообразных методик, чтобы развить разные виды памяти.
Ведущие типы:
- кратковременная;
- произвольная и непроизвольная — одинаково;
- образная, эмоциональная, двигательная.
Самые выигрышные методики:
- дидактическая игра;
- речевая зарядка;
- упражнения;
- логические задачи.
Развивать память у маленьких учеников в начальной школе должны в первую очередь учителя, а родители и психологи активно им помогать.
В среднем звене
Возраст: 10-12 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения в переходный период:
- если речь и внимание на предыдущих этапах были развиты недостаточно, хромают и мышление с памятью, но последние более тесно связаны между собой, поэтому их следует продолжать развивать параллельно;
- несмотря на то, что непроизвольная память остаётся наиболее эффективной и не вызывающей затруднений, на первый план выходит произвольная, так как именно она обеспечивает возможность запоминать требуемый объём учебного материала;
- продолжаются многократные повторения и заучивания наизусть как основа развития;
- к этому возрасту в норме должна быть полностью сформирована долговременная;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, заболевания, ЧМТ, начало пубертатного периода.
Основная задача: развить память ребёнку в плане объёма, чтобы подготовить его к старшему звену.
Ведущие типы:
- кратковременная и долговременная;
- произвольная;
- образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.
Самые выигрышные методики:
- дидактическая игра;
- упражнения;
- нейробика;
- логические задачи.
Развитием памяти у детей в среднем звене школы занимаются учителя-предметники, родители и при необходимости психологи.
У подростков
Первый этап
Возраст: 12-13 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения в младшем подростковом возрасте:
- развитие разных психических процессов постепенно выравнивается;
- произвольная память полностью сформирована, ребёнок умеет её использовать на все 100;
- сокращается количество повторений, заучивание наизусть используется только для стихотворений и формул, потому что основой становится личностный опыт и полное усвоение информации, которую необходимо зафиксировать;
- подросток учится использовать долговременную, но при этом необходимо постоянно тренировать и краткосрочную;
- для расширения кругозора рекомендуется начать посещать кружки, секции, найти хобби;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, гормональный сбой в результате полового созревания, перенесённые заболевания.
Основная задача: улучшить память, если какие-то моменты до этого были упущены, и развивать её в плане объёма и многообразия типов.
Ведущие типы:
- кратковременная и долговременная;
- произвольная;
- образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.
Самые выигрышные методики:
- упражнения;
- нейробика;
- компьютерные и настольные игры;
- логические задачи.
Второй этап
Возраст: 14-17 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения в старшем подростковом возрасте:
- для дальнейшего развития основных психических процессов школьной программы становится мало, необходимо постоянно давать подростку дополнительную нагрузку;
- произвольная и непроизвольная по степени значимости и частоте использования выравниваются;
- для запоминания информации при хорошо развитом мышлении достаточно её понимания и личной заинтересованности в ней;
- по своему функционированию выравниваются долгосрочная и кратковременная;
- развитие максимально приближается к состоянию памяти у взрослого человека;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, образ жизни (неправильное питание, курение, алкоголь), половое созревание.
Основная задача: переходить на более сложные методики, максимально приближенные к упражнениям и заданиям для взрослых.
Ведущие типы:
- кратковременная и долговременная;
- произвольная;
- образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.
Самые выигрышные методики:
- упражнения;
- компьютерные игры;
- квесты;
- мнемотехника;
- нейробика;
- логические задачи.
Учителя-предметники в старшей школе продолжают подбирать для учеников задания, чтобы развить память и другие психические функции. Роль родителей в этом вопросе постепенно сходит на нет, так как подростки сами начинают интересоваться упражнениями, тестами, задачами и мнемотехниками для индивидуальных тренировок.
Средства
Если, несмотря на регулярные занятия, у ребёнка всё равно плохая память, родителям следует обратиться к специалистам — психологу или нейропсихологу. Если это связано с заболеваниями или другими физиологическими факторами, а не педагогической запущенностью, могут быть назначены специальные средства.
Медикаментозные препараты:
- Аминалон;
- Билобил;
- Биотредин (для подростков);
- Глицин;
- Интеллан (для маленьких выпускается в форме сиропа);
- Нобен;
- Пантогам (есть в сиропе);
- Пирацетам;
- Тенотен;
- Фезам;
- Фенибут.
Медикаментозные препараты улучшают умственные способности, внимание, повышают работоспособность, активизируют мозговое кровообращение, нормализуют сон, успокаивают, корректируют процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Их разрешается принимать только по назначению врача.
Витамины:
- 4-6 лет: ВитаМишки, АлфаВит «Детский сад», Vitrum Kids;
- 7-10 лет: Пиковит плюс, Doppelherz Kinder;
- старше 11 лет: Юнивит Кидс, Супрадин Кидс, Мульти-табс Юниор, АлфаВит «Школьник».
Витамины, разработанные специально для детей, должны пропиваться дважды в год полноценным курсом в любом возрасте.
Народные средства:
- девясил;
- клевер;
- яичные желтки (2 в день);
- грецкие орехи;
- морковь;
- сосновые почки;
- кора рябины;
- бананы;
- черника.
Тем, кто постарше (после 12 лет), можно давать народные средства на основе хрена и лукового сока при условии, что у них нет проблем с ЖКТ. Всё, что связано с фитотерапией, обязательно должно быть согласовано с врачом.
Родителям нужно также постоянно помнить о том, что без правильного питания, здорового образа жизни, умеренной физической нагрузки и благоприятной атмосферы в семье любые занятия могут оказаться провальными.
Методов и способов развить у ребёнка память много, начиная с игр и заканчивая серьёзными медикаментозными препаратами. Чтобы они были максимально эффективными, они должны носить регулярный характер с постепенным усложнением заданий и занятий. Кроме того, необходимо постоянно консультироваться со специалистами, чтобы не упустить важные моменты.
Читайте также: Развитие памяти у взрослых
Источник