Развитие игровой деятельности ребенка в 2 3 года

Светлана Чернова
Организация игровой деятельности с детьми 2–3 лет

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. С этим связано и возникновение замысла в игре.

Как говорила Н. К.Крупская:

«Для ребят дошкольного возраста

Игры имеют исключительное значение:

Игра для них учеба,

Игра для них – труд,

Игра для них серьёзная форма воспитания»

В развитии игровой деятельности детей выделяют несколько этапов.

1. 1 этап — Ознакомительная игра (2-3 мес. – 6 мес.). Ребенок играет.

Основу этой игры составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета ребенком. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый.

2. 2 этап — Отобразительная игра (6 мес. — 1,2 года). В результате такой игры ребенок учится выявлять специфические свойства предмета (пищит, едет, катится и пр.). Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности. На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий,наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно-отобразительной.

3. 3 этап — Сюжетно – отобразительная игра (2-3 года). Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.

4. Так постепенно заражаются предпосылки 4 этапа развития игры — Сюжетно-ролевой игры (3-5 лет). Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.

5. Наступает 5 этап Собственно-ролевой игры (5-7 лет). Ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ — доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка.

Более подробно разберу Сюжетно – отобразительную игру.

Сюжетно — отобразительная игра начинает зарождаться в возрасте 2-3 лет. В этом возрасте ведущая деятельность предметная, основным содержанием которой является знакомство с назначением предметов, их свойствами, и их использованием.

1. Особенности сюжетно — отобразительной игры заключаются в знакомстве с предметом. Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические и динамические свойства, пространственные отношения, разделение целого на части и составление целого из частей. Дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Сначала сюжетно-отобразительная игра состоит из одного действия, а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие действий.

2.Цель Сюжетно — отобразительной игры: организация практического опыта осуществления игровых действий, а так же обеспечение общения ребенка и взрослого в игре.

3.Задачи Сюжетно — отобразительной игры:

— освоение и назначение свойства предметов;

организация практического опыта осуществления игровых действий;

— обеспечение общения ребенка и взрослого в игре.

Содержанием Сюжетно — отобразительной игры являются действия ребенка имитирующие в условной форме использование предмета по назначению. Обычно это ежедневно повторяемые режимные моменты, такие как причесывание куклы, купание кукол, глажение одежды для куклы, катание Мишки на машине, убаюкивание куклы, стираем кукле платье.

Игровые задачи, которые ставят дети в этом возрасте, довольно простые по содержанию – кормление куклы, укладывание ее спать и другие.

Наиболее эффективны в этом возрасте специально организуемые обучающие игры, например, «Поможем кукле Кате одеться, после сна», «Зайка заболел» и т. д.

Совместную игру организуем так, что инициатива сначала принадлежит нам, воспитателям, мы подсказываем, советуем. Постепенно инициатива переходит к ребенку, но мы не оставляем без внимания детей, поощряем, одобряем их, вселяем им уверенность.

Поскольку в сюжетно — отобразительной игре малыши знакомятся с различными предметами, их свойствами и назначением, то при ознакомлении с окружающим миром обращаем внимание, для чего они нужны в быту, как используют взрослые, свойства предметов, просим назвать цвет, сравнить с другими предметами. Наиболее эффективной формой являются наблюдения.Например:

Игровая ситуация «Подберем кастрюлю для супа». Цель – познакомить с кастрюлей, ее назначением и свойствами. 1. Перед обедом мы обращаем внимание детей на то, что Ирина Витальевна (помощник воспитателя) принесет нам вкусный суп. Задаем вопрос детям, в чем она принесет нам суп? Дети отвечают, в кастрюле. Подводим детей к столу. На столе стоят две кастрюли, большая и маленькая. Задаем вопрос, какую из них ей надо взять, чтобы принести нам суп? (большую). Почему надо взять большую, а не маленькую? Дети предлагают разные ответы, а мы их обобщаем. Да, необходима большая кастрюля. Нас много, всех надо накормить. Дальше предлагаем детям рассмотреть кастрюлю со всех сторон, заглянуть внутрь. Замечаем что у нее две ручки, крышка. Выясняем у детей, как они думают, зачем кастрюли ручки (чтобы удобно было ее нести, крышка (чтоб суп не остыл, не пролился). 2. Затем предлагаем детям принести кастрюли из игрового уголка. Сравниваем их с настоящей кастрюлей. 3. И переходим вместе с детьми в игровую зону для того чтобы сварить суп для кукол.

Аналогично можно организовать ознакомления детей с другими предметами.

Роль воспитателя в организации сюжетно – отобразительной игры заключается в правильном построении игры, так чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, для этого необходимо грамотно её организовать. Для этого воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

В теории сложились разные подходы к руководству играми детей.Один из них включает следующие компоненты:

1.-обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

2.-обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;

3.-своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

4.-умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

Таким образом, на этапе сюжетно – отобразительной игры ведущим направление работы становится организация практического опыта осуществления игровых действий, их цепочек, а также обеспечение общения ребенка и взрослого в игре. Все это способствует развитию творческого воображения, образованию игровых умений, а следовательно, создает возможность для перехода к сюжетно – ролевой игре.

Источник

Варвара Пиманова
Игровая деятельность 2–3 лет

Игровая деятельность 2-3 лет.

СЛАЙД 1

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. С раннего возраста у ребёнка есть потребность в игре. И наша задача эту потребность удовлетворить, потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

СЛАЙД 2

«Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив не играющий не будет детским коллективом… Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющей» Макаренко Антона Семёновича.

СЛАЙД 3

В работе с детьми 2-3 лет, мы используем следующие виды игр.

• Обучающие игры

• Театрализованные игры

• Двигательные игры

• Игры с водой и песком

СЛАЙД 4

Мы поставили перед собой следующие задачи развития и вовлечения детей в игровую деятельность.

• Удовлетворить потребность детей в разнообразном общении со взрослым.

• Выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетом.

• Побуждать детей выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой.

• Вводить детей в предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначение.

• Подводить детей к пониманию роли в игре, формировать начальные навыки ролевого поведения

СЛАЙД 5

Сейчас я хочу рассмотреть обучающие игры, в которых игровой опыт передаётся ребёнку в процессе естественного общения со взрослым.

Мы для себя обучающие игры разделили на несколько видов игр.

• Игры с дидактическими игрушками

• Игры с предметами

• Настольные игры

• Игры-забавы

• Сюжетно-ролевые игры

СЛАЙД 6

• Игры с дидактическими игрушками

Нашим детям очень нравятся дидактические игрушки – это пирамидки, вкладыши, коробочки типа «матрёшка», матрёшка, лабиринты и др. Ребёнок, действуя с предметами, экспериментируя с ними, познаёт мир. Наша задача – разнообразить предметный мир ребёнка, а также поддержать интерес к новому. Здесь также хорошо подойдут динамические игрушки, которые начинают двигаться с помощью усилий ребёнка – это юла, мяч, неваляшка и т. д. Игры с дидактическими игрушками формируют познавательную активность.

СЛАЙД 7

• Игры с предметами

Такие игры проводятся с целью развития осязательного восприятия учить выделять признаки предметов по структуре поверхности, группировать предметы по материалу, из которого они сделаны. Достоинством таких игр у детей является то, что для их проведения не требуется какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы,которые есть в любом доме: пуговицы, крупа и т. д.Например: игра с крупой, игры с пуговицами «Разноцветная гусеница», игры с решеткой «Мальчик-пальчик зашагал», игры с платком «Медведь в берлоге».

СЛАЙД 8

• Настольные игры

Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинокпарами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи (яблоко красное, травка зелёная, солнышко жёлтое). Например игры «четвёртый лишний», «Собери картинку», «Мамы и детки», «Чей хвост» и т. д.

• Игры-забавы

На таких играх дети могут потанцевать, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, попеть, поиграть в подвижные и пальчиковые игры. Игры-забавы развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, образно-игровые движения, умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.

СЛАЙД 9

• Сюжетно-ролевые игры

Эти игры мы разделили на следующие подвиды:

Игры с дидактической куклой

Игры с сюжетными игрушками

Ролевой диалог

Игры со строительным материалом

СЛАЙД 10

Кукла –любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Мы считаем, что это и надо использовать, чтобы постепенно формировать у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причёсанной… Сформированные положительные моральные качества постепенно переносятся на взаимоотношения самих детей. Наши дети любят играть куклами. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание малыша», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, мы используем в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращаем внимание использование этих игр с воспитательной целью.

СЛАЙД 11

Приемы педагогического руководства игр с куклой и сюжетными игрушками.

Показ

Словесная инструкция, которая не раскрывает способ действия

Прямые указания к действию

Игры — инсценировки

СЛАЙД 12

Приемы педагогического руководства развитием сюжетной игры детей –ролевые диалоги.

Развитие сюжета игры, в котором игровые действия педагога направлены на игрушку (педагог доктор – игрушка больной)

Развитие сюжета игры, в котором игровые действия педагога направлены на детей (педагог доктор – ребёнок больной)

Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на воспитателя (педагог больной – ребёнок доктор)

Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на игрушки (ребёнок доктор — игрушка больной)

СЛАЙД 13

Театральная игра — самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. Участвуя в театральной игре, дети познают окружающий мир через образы, звуки. Театральная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать персонажам.

СЛАЙД 14

Мы перед собой поставили следующие задачи развития игровых навыков в театрализованных играх.

• Побуждать интерес к театрализованной игре путём первого опыта общения с персонажем.

• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с предметами-игрушками.

•Побуждать детей отзываться на игры-действия: со звуками, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащие слово.

СЛАЙД 15

Игровые приёмы

• Игра-имитация отдельных действий «Выглянуло солнышко» – дети улыбнулись…

• Игра-имитация образов хорошо знакомых персонажей «Медведь идёт, Петушок шагает»

• Игра-имитация с передачей настроения «Весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать»

• Игра-импровизация под музыку «Зайки – попрыгайки»

• Бесславная игра-импровизация «Зайка»

• Игра-импровизация по текстам

• А. Барто «Грузовик»

• Инсценирование

• Сказка «Колобок»

СЛАЙД 16

Двигательные игры – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность для детей раннего возраста. Эти игры хорошо развлекают ребенка, а заодно развивают мелкую моторику и речь.

СЛАЙД 17

Мы для себя двигательные игры разделили на несколько видов игр.

• Подвижные игры

• Хороводы

Эти игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом или со всей группой. Так же они входят в состав организованной деятельности по физическому развитию.

• Движения пальцами

• Логоритмические игры

СЛАЙД 18

Мы перед собой поставили образовательно-воспитательные задачи

двигательных игр.

• Развивать и совершенствовать движения детей.

• Развить слуховое внимание и двигательную память.

• Приучать детей действовать в коллективе в соответствии с правилами игры.

• Развивать мелкую моторику рук.

Много всего интересного и неизведанного для малыша можно найти вокруг. Мы используем свою фантазию и познавательный интерес ребенка, чтобы увидеть сюрприз в простом. Вода буквально притягивает к себе самых маленьких ребятишек. Стоит наполнить мисочку или ведерко водой, как детские ручки словно сами собой погружаются в нее, а вскоре уже во все стороны летят брызги. Песок — еще один любимый материал детворы. Игры с водой, песком, снегом, создание мыльных пузырей и многое другое вносят в жизнь малыша радость открытия и познания. Важным достижением ребенка раннего возраста является представление о себе и своих возможностях. Ребенок обретает свое Я, ощущает свою значимость, самостоятельность и степень влияния на окружающий мир. Гиперактивным детям такие игры с водой и песком помогают безболезненно и безопасно «сбросить» избыточное психомоторное возбуждение. Важно, чтобы мы признали те достижения, с которыми ребенок вступает в дошкольное детство.

СЛАЙД 19

Формированию интереса к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек вызывает у детей интерес к игровой деятельности.

В нашей группе мы стараемся создать все условия для полноценного физического и психологического развития ребенка, продумываем размещение игр, пособий, игрушек в игровой комнате.

В кукольном уголке поставили мебель. Кукольная кроватка с комплектом постельного белья, а также детская кухня, оснащенная плитой, различной детская посудой, как чайной, так и столовой. В группе есть ванночки для купания кукол, наборы для стирки и глажения белья, игрушечный телефон и будильник. Кукол одеваем, так же как и детей, в платьицах- девочки, в штанишках и рубашках- мальчики.

Мы учили, что игровыеуголки имеют свою специфику: в одни проходят шумные игры, в других спокойные. Поэтому расположили уголки так, чтобы дети, играя, не мешали друг другу. Строительный и моторный –двигательный уголки находятся рядом, так как при строительстве дома нужен «транспорт». Книжный уголок занял спокойную часть комнаты, где ребенку не будут мешать «шофер» или «строитель». Игры для развития сенсорики и мелкой моторики находятся рядом. Имеются игрушки для разыгрывания различных сюжетов — предметы-заместители. Мы считаем, что правильная организация предметной среды является одним из важных условий возникновения и развития игровой деятельности.

В своей группе раннего возраста мы стремимся создать теплую домашнюю обстановку, организовать щадящий режим для нуждающихся в этом малышей.

СЛАЙД 20

Спасибо за внимание!

Источник

Развитие игровой деятельности детей 2 – 3 лет

Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Не случайно Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития».

Игра — это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.

Игра не просто занятие, вид деятельности, форма освоения социального опыта, а одна из общих сложных способностей человека, определяющих его развитие. (Платонов К.К.,1982 г.).

Игра характеризуется следующими особенностями:

игра — отражение ребенком окружающего мира;

игра — это совокупность разных действий, а не отдельного движения (например: лепка, рисование и т.п.);

она имеет общественный характер, поэтому может изменяться под воздействием новых социальных условий;

игра — это творческое отражение ребенком окружающего мира, так как они вносят в сюжет множество собственных задумок;

игра — это демонстрация ребенком своих знаний, умений, навыков, их уточнение, закрепление, приобретение новых;

игра — это коллективная деятельность, дети взаимодействуют друг с другом;

игра — развивает все высшие психические функции ребенка.

Каждый ребенок открывает для себя такой большой и постоянно изменяющийся окружающий мир. Важно чтобы взрослые, находящиеся рядом постоянно «подпитывали» его познавательный интерес, расширяли его. Иногда является недостаточным просто рассказать ребенку о чем-либо, для наиболее полного понимания ребенком того или иного предмета или явления необходимо и поиграть, слепить, нарисовать, а возможно и послушать сказку, потешку и пр. Все это ведет к тому, что ребенок со временем, начинает наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять свойства и качества предметов; задавать больше вопросов «Что это?», «Почему?» и др.

Игра наиболее эмоциональна, красочна для детей раннего возраста. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д.Б.Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально — действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально — действенная ориентация в содержании человеческой деятельности. В период раннего детства процесс познания происходит эмоционально — практическим путем.

Воспринимать различные предметы для игры ребенок начинает ещё в конце первого года жизни, когда сам взрослый в процессе выполнения режимных моментов (умывание, купание, кормление и т.д.) начинает показывать различные игровые действия (малыш не хочет есть кашу, а мама побуждает его тем, что начинает кормить его любимую игрушку и эмоционально показывать, как ей нравиться эта каша и пр.). Ребенок с интересом смотрит, эта игра вызывает положительный настрой и эмоциональную отдачу малыша. В последующем он уже пробует сам играть, правда такая игра носит кратковременный характер и часто переходит в манипуляцию с этой игрушкой.

Большое значение в этом возрасте имеют игры с сюжетными игрушками, так как в них дети отражают свой накопленный социальный опыт. Взрослые знакомят детей с их первыми сюжетными игрушками, демонстрируют различные варианты действий. Конечно же, взрослый должен вызвать интерес к этой игрушке, к совершаемому с ней действию. В первую очередь, за счет этого формируется мотивация ребенка к игре. Чем больше взрослый показывает вариантов действий с игрушкой, тем со временем ребенок больше начинает сам проигрывать различных сюжетов, расширяя их. Надо сказать, что у маленьких детей вызывает огромный интерес все, что делают взрослые. В дальнейшем этот «особый интерес» ведет к развитию процессуальной игры. В таких играх ребенок отображает обычно те действия, которые совершаются взрослыми и переносят их на игрушки (пример: мама кормит ребенка, ребенок кормит зайку и пр.). Можно сказать, «игровое действие рождается не с воображаемой ситуации, наоборот, операция с действием вызывает игровую ситуацию».

На втором году жизни, дети начинают пользоваться предметами — заместителями. Конечно, первоначальное использование предметов — заместителей начинается только тогда, когда сам взрослый предлагает их для игры, присваивая им свой игровой смысл и разворачивая игровой сюжет с этим предметом. Только на третьем году жизни, ребенок начинает использовать предметы — заместители самостоятельно, придумывая новые, уже свои замещения, а не предложенные взрослыми.

Стоит сказать о развитии творческой (ролевой) игры. По мере развития игровой деятельности, малыши уже способны к принятию на себя определенной роли. Вспомним пример: мама кормит ребенка, а ребенок, в свою очередь, любимую игрушку — это и говорит нам о том, что ребенок принял на себя роль «мамы», но дети в раннем возрасте пока не способны ассоциировать себя с персонажами, роли которых играют. Эта способность возникает немного позже, в 3-4 года, когда ребенок называет себя мамой, папой, врачом и т.д., разворачивает сюжет, между персонажами появляются диалоги, в игру приглашаются сверстники.

Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения. В игре развивается знаковая функция речи. Кроме того, в игре развивается произвольное восприятие, внимание и память, наглядно — образное мышление.

Источник