Техника развитие ребенка на память
В современном мире, поток информации, которую должен освоить ребёнок, огромен. Как запомнить все и при этом не перегрузить его? В этом как раз и поможет такая методика обучения, как эйдетика.
Эйдетика «эйдос» с греческого переводится как образ. От сюда понятно, что методика основана на запоминание образов.
Эйдетика – это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.
Основоположник метода учёный Виктор Урбанчич из Сербии. В 1907 году, он открыл феномен запоминания информации через зрительные образы, и способности воспроизвести информацию через время. В Советском союзе в 1936 году эйдетика была запрещена и только в 90е годы «вернулась» в страну.
Многие считают, что фотографическая память (а она и есть основа эйдетики ) даётся только некоторым людям от природы, но это не совсем верно. Учёные доказали, что задатки отличной памяти есть у всех, их просто необходимо развивать, чтобы с возрастом не утратить эту способность. А развивать можно уже с 3-4 лет, главное, чтобы ребёнку было интересно. Дети как раз лучше запоминают информацию через образы.
Плюсы эйдетики не только в умении хорошо запоминать информацию, она еще развивает: внимание, воображение, мышление, помогает в изучении иностранных языков, речи, фантазии, повышает работоспособность, также может использоваться и как способ подачи учебной информации.
Способы тренировки памяти с помощью метода эйдетики:
1.Зрительная прорисовка образа
С помощью этого способа хорошо запоминаются цифры, буквы. Представляем их в образе других предметов, которые ребёнку напоминают какие-либо предметы.
2. Мысленная прорисовка образа
Поможет запомнить длинное стихотворение. Необходимо погрузить в его атмосферу, представить написанное.
3. Способы запоминания точной информации
- мнемотехника
Более подробно, о мнемотехнике можно прочитать здесь >>>
- ассоциативная цепочка
Этот способ запоминая слов, основан на цепочке образов, которые всплывают один из другого.
Радостная девочка с сумкой идёт в лес собирать фрукты с дерева, которые видела по телевизору летом, когда был дождь, сидя на стуле.
— акровербальная техника
В основе технике лежит преобразования информации в необычные стихотворения. Такая техника поможет запомнить иностранный язык.
Игры, которые помогут тренировать образное мышление и память:
Подойдут разнообразные игры на установления ассоциаций (цветовых, тактильных, вкусовых, обонятельных, предметных, графических, а также связанных с геометрическими фигурами). Главный вопрос ребёнку в играх «О чём ты подумал?»
Например игра «Цветовые ассоциации», взрослый показывает карточку с изображением пятна любого цвета. Ребёнок должен выбрать картинку с предметом, который у него ассоциируется с этим цветом. Аналогично проходит игры «На что похожи геометрические фигуры», «На что похож этот звук»(вместо исходных карточек используем аудиозаписи), «Тактильные ассоциации» (с использованием тактильных карточек), «Что за предмет?»(называем признаки предмета) и т.д.
«Волшебные мешочки»
Аналог всеми знакомой игры на тактильное восприятие предмета.
В несколько мешочков кладём различные предметы, издающие звуки (камешки, монетки, бумага, полиэтиленовый пакет и т.д.). «Помогите» мешочку издать звук, спросите ребёнка, о чем он подумал.
Сочиняем сказку
Ребёнку даём несколько карточек с изображением предметов в определённой последовательности, и предлагаем ему сочинить сказку, рассказ, а возможно и даже стихотворение.
«Что пропало?»
Выкладываемкарточки с изображениемразличных предметов (количество зависит от возраста и индивидуальных способностей ребёнка), даём время на запоминание. Просим отвернуться, убираем одну или две, затем ребёнок должен вспомнить чего не хватает.
«На что похож»
Даём ребёнку любой предмет и просим назвать как можно больше его признаков (форма, цвет, размер, материал, недостатков и т.д.).
«Запомни движение»
Предложите малышу выучить с Вами танцевальные движения. Используйте для их запоминания ассоциации.
«Повтори за мной»
Из конструктора (мозаики или просто нарисовать) делаем какую либо фигуру (узор). Выдаём ребёнку набор таких же деталей, прячем и просим ребёнка изобразить такую же фигуру. Постепенно усложняйте её.
Друдлы
это визуальные загадки, помогают развить ассоциативное мышление.
Эйдетика выдающаяся методика для развития памяти, внимания и мышления. Подходит не только для детей, но и для взрослых.
Хорошая память залог — качественного обучения!
Вам может быть интересно:
— Развиваем внимание у ребёнка. Простые, интересные игры и упражнения.
—Как научить ребёнка быстро запоминать?
—Развитие и воспитание детей. Каталог статей.
Источник
В школе ребёнок сталкивается с большим объёмом информации. Запомнить исторические даты, выучить правила и исключения, не забыть формулы и законы… Как удержать это всё в голове? Адукар расскажет, как тренировать память ребёнка, чтобы школьный материал надолго запомнился.
Найдите игры и упражнения на последовательность
10 лет назад возрастной психолог Джони Холмс опубликовала исследование, в котором участвовали дети с недостатком рабочей памяти. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы с помощью определённых упражнений устранить дефицит памяти и развить её. Каждый день ребята занимались по полчаса на обучающей компьютерной программе. Им нужно было прослушивать, а затем повторять в той же последовательности буквы или цифры, запоминать расположение предметов и воспроизводить его после поворота сетки на 90 градусов. Задания постепенно усложнялись. За шесть недель эксперимента у детей исчезли проблемы с памятью, улучшилась обучаемость, хотя показатели IQ не изменились.
Экспериментируйте так же дома, предложите своему ребёнку игры на последовательность. Например, «Я сходил в магазин и купил»: игроки по очереди добавляют продукты в список и вспоминают предыдущие. Много подобных упражнений можно найти в интернете или книгах.
Заинтересуйте ребёнка чтением
Чтение развивает воображение, внимание и память. Если хотите, чтобы все три пункта помогали ребёнку в учёбе, постарайтесь привить ему интерес к книгам. Даже пять страниц в день из любимого произведения станут хорошей умственной тренировкой.
Учите с ребёнком стихи и песни
Школьной программой предусмотрены задания, в которых необходимо выучить стихотворение или отрывок наизусть. Но их задают не так часто, поэтому эффект от подобной тренировки не так ощутим. Заведите привычку учить с ребёнком по одному стихотворению или песне в неделю, без напряжения и с учётом его школьной нагрузки. Только не принуждайте насильно, пусть ребёнок сам выберет отрывок и распределит, по сколько строчек в день будет учить. На старте обсуждайте содержание отрывка и почему это произведение заинтересовало школьника.
Научите ребёнка мнемотехникам
Чтобы ребёнок лучше запоминал информацию, научите его приёмам мнемотехники. Благодаря ассоциациям можно превращать идеи, текст школьного учебника в запоминающиеся образы. Так, буква Д запомнится первокласснику, потому что она похожа на домик. А строение крови восьмикласснику легче понять, если представить плазму — рекой, по которой плывут полицейские катера лимфоцитов, грузовые корабли эритроцитов и буксиры тромбоцитов.
«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — предложение, которое помнит с детства любой школьник. С помощью этого приёма можно запомнить не только цвета радуги. Предложения-подсказки удобно создавать практически к любому заданию на запоминание. Например, необходимо выучить последовательность планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Чтобы было проще, придумайте предложение из восьми слов, которые начинаются на ту же букву, что и названия планет. Получилось? Молодцы.
Для запоминания информации её можно рифмовать («Биссектриса — это крыса, которая ходит по углам и делит угол пополам») или придумывать истории с набором слов, которые никак между собой не связаны. Научите ребёнка таким хитростям, и ему станет намного проще учиться.
Создавайте перекрёстные связи
Чтобы надолго запомнить информацию, ребёнку мало прочесть текст. Необходимо по возможности подключить разные органы чувств: зрение, слух, осязание и так далее. Например, ребёнку сложно выучить стихотворение о природе. Предложите ему нарисовать пейзаж по каждой строчке стиха. Или записать свой голос на диктофон и прослушивать, пока делает уборку в комнате. Такая комбинация позволит эффективнее выучить школьный материал.
Научите школьника осмыслять информацию
Надолго запоминается то, что интересно и понятно. А чтобы понять материал, его стоит осмыслить. Учите ребёнка вникать в содержание, а не сухо зазубривать текст. Сложно понять, как происходит фотосинтез? Найдите научный ролик, видеоурок, онлайн-лекцию, где объясняется это процесс. Попросите школьника не игнорировать примеры из учебников, потому что это наглядное объяснение темы. Первое время, возможно, придётся что-то подсказывать, объяснять. Но позже школьник научится работать с информацией и станет лучше её осмыслять и запоминать.
Практически все темы со школьной программы по белорусскому, русскому, английскому языкам, биологии и истории объясняют преподаватели в видеоуроках на образовательном YouTube-канале Адукар. С ним станет проще готовить домашние задания, повторять теорию к экзаменам, ЦТ или ЕГЭ. Советуем подписаться
Повторение — мать учения
Чтобы материал надолго запомнился, его необходимо повторить хотя бы пять раз. Схема повторения проста: сразу после запоминания — через 20 минут — через день — через две недели — через два месяца. А что если у школьника на следующей неделе проверочная работа? Тогда готовимся по такой схеме: первых два повторения сразу в понедельник, третье — через день (среда), четвёртое — через шесть дней (воскресенье).
Мы рассказали об основных приёмах, которые помогут школьнику лучше и быстрее запоминать информацию, а также проще учиться. Эти полезные навыки пригодятся не только в учёбе, но и в будущей работе и просто по жизни. Лёгкого учебного года!
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook и поделитесь постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые вам будут полезны.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by
Источник
В процессе обучения ребёнку предлагается усвоить столько информации, что без достаточного объёма памяти он просто не сможет этого сделать. А чтобы смог, с ним нужно регулярно заниматься. Есть специальные методики, которые позволяют эффективно решать данную задачу. Активно использовать их должны не только учителя и воспитатели, но и родители.
Методы
Для начала нужно познакомиться, какие именно методы развития памяти у детей есть и какие из них можно удачно реализовать в домашних условиях. Не лишним будет узнать также в детском саду и в школе, что используют там, чтобы не было противоречий в педагогических системах.
Игры
Так как ведущей деятельностью в детском возрасте является игровая (особенно у дошколят и в начальной школе), этот метод развития памяти считается одним из самых эффективных. Выбор достаточно большой. Главное — вписаться в возрастные рамки.
Для развития зрительной памяти
- «Идём на выставку»
Даётся иллюстрация, картинка, репродукция художественного полотна (в зависимости от возраста) для изучения на 30-60 секунд. Задача — подробно описать её.
- «Аукцион»
Выставляется несколько игрушек и через минуту убирается. Кто больше и подробнее опишет понравившиеся предметы, тот выигрывает.
Для развития слуховой памяти
- «Рассказываем сказку»
В группе из 5-7 человек каждый по очереди сочиняет 2-3 предложения, все последующие рассказчики не должны путаться в персонажах и должны продолжать сюжетную линию, чтобы получилась сказка.
- «Магазин»
Проговорить список покупок (количество варьируется в зависимости от возраста), чтобы ребёнок его запомнил.
Данные игры помогут развить память у дошкольников и в начальных классах. Подросткам необходимо предложить нечто иное. В частности, настольные (шахматы, шашки, лото) и компьютерные (стратегии, экшен).
Больше игр на развитие памяти смотрите по ссылке.
Упражнения
Тренировать память хорошо помогают специальные упражнения. Они уже лишены игровой формы и подготавливают детей к тому, что этот процесс зачастую требует усилий и усидчивости. В подростковом возрасте данный метод становится ведущим.
- «Запомни слова»
Взрослый вслух произносит несколько слов, не связанных между собой. Задание — повторить их в той же последовательности сразу, через полчаса и через 2-3 часа.
- «Море звуков»
Включается мелодия или любой звук. Нужно угадать песню, музыкальное произведение или кто произносит подобные звуки и где мы их можем слышать.
- «Кот в мешке»
Запустив руки в закрытый и плотный мешок, нужно ощупать лежащие там предметы и назвать, что это.
- «Юный художник»
Взрослый называет слова, ребёнок их рисует. При этом не обязательно изображать каждую деталь и стремиться к пропорциям и эстетической художественности. Задача — назвать эти слова через час, используя собственные иллюстрации.
Упражнения, развивающие память, хороши тем, что их можно использовать буквально в любом возрасте, правильно подобрав задания. После 12 лет ребёнок может выполнять их самостоятельно, без контроля взрослых.
Техники для различного возраста — в статье ранее.
Нейробика
Нейробика — гимнастика для мозга. Современная развивающая технология, находящаяся на пике популярности. Появились уже программы, адаптированные для детского возраста.
- Устный счёт в уме, без калькулятора.
- Разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок.
- Ходите с ребёнком в детский сад, школу, магазин или просто на прогулку разными маршрутами. Пусть он запоминает особенности каждого.
- Начиная с 10 лет, просите его раз в неделю совершать привычные действия другой рукой: чистить зубы, держать ложку, писать.
- Задавайте элементарный вопрос ребёнку и просите его ответить по-разному.
Пример последнего задания.
Вопрос: какое это яблоко?
Возможные ответы:
- «Вкусное» (зелёное, большое и другие его характеристики с помощью прилагательных).
- «Мне нужно его попробовать, чтобы ответить на этот вопрос».
- «Оно было куплено в магазине» / «Оно было недавно сорвано в саду» и т. д.
Нейробика развивает мышление, мозговую деятельность и интеллектуальные способности, а попутно с ними тренируется и память. Объём запоминаемой информации становится больше.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика синхронизирует работу правого и левого полушарий, а также помогает развивать речевые способности ребёнка в раннем возрасте. Специалисты утверждают, что её нужно обязательно включать в занятия для тренировки памяти от 3 до 10 лет и даже старше. Существует огромное количество комплексов в стихах, которые будут интересны всем деткам:
- Сорока-белобока;
- Зайка;
- Замок;
- Кораблик;
- Ягодки;
- Клён;
- Рыбки и многие другие.
Пример упражнения «Замок»:
Все стихи для упражнений пальчиковой гимнастики читаются взрослыми чётко, ритмично, но не спеша. В первый раз можно сделать всё вместе, а затем попросить ребёнка повторить движения под слова взрослого самостоятельно.
Речевая зарядка
Чтобы развить память у ребёнка, с ним обязательно нужно проговаривать скороговорки. С возрастом они должны становиться всё сложнее и длиннее. Они активизируют речевые зоны мозга и укрепляют нейронные связи.
- Для дошкольников
У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,
Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.
- Для начальной школы
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
- Для подростков
Сшит колпак не по колпаковски, вылит колокол не по колоколовски.
Надо колпак переколпаковать и перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать и перевыколоколовать.
Авторские методики
Методика Домана
Автор: Гленн Доман — американский физиотерапевт, работавший с детьми, страдающими тяжёлыми поражениями ЦНС.
Другие названия: паттернинг, методика Домана-Делакато.
Суть: начинать развивать основные психические процессы с раннего детства.
Основные принципы:
- начало занятий — с 6-месячного возраста;
- только позитивный настрой: всегда хвалить, поощрять, не кричать, не наказывать;
- заниматься только в благоприятной атмосфере, когда у ребёнка есть желание и хорошее настроение;
- занятия должны быть короткими, чтобы он не успевал уставать;
- применять разнообразный, но построенный в логической последовательности материал;
- регулярный характер занятий;
- отсутствие контрольных и проверочных занятий на оценку.
Многим детским психологам и воспитателям методика Домана позволяет активно и многосторонне подготовить ребёнка к школе. По мнению Гленна, с 6-7 лет начинается уже чистое обучение, которое вытесняет процессы естественного развития.
Методика Монтессори
Автор: Мария Монтессори — итальянский врач, педагог.
Другие названия: методика раннего развития.
Суть: предоставить ребёнку полную свободу в развитии, особое внимание этому уделять в раннем возрасте.
Основные принципы:
- чем раньше начинаются тренировки — тем лучших результатов можно добиться;
- опора именно на непроизвольную память: ребёнок сам выбирает формы, методы и техники занятий;
- поэтому основная деятельность — игровая;
- занятие заканчивается тогда, когда он устаёт;
- взрослые играют роль наблюдателя;
- мнемонические способности развиваются вместе с интеллектом, воображением, моторикой, логикой и речью.
В отличие от Гленна Домана, методика Монтессори охватывает не только возраст до 6 лет, но и школьный период жизни.
Ещё целый ряд развивающих методик:
- Говарда Гарднера (США) — изучение английского языка с пелёнок (за счёт словарного запаса расширяется объём сохранённой информации, которую постоянно нужно воспроизводить).
- Самбурской А. А. (Россия) — все занятия проходят под музыкальное сопровождение, которое активизирует работу мозга и улучшает кровообращение.
- Дьеныша З. П. (Венгрия) — с помощью логических задач.
- Зайцева Н. А. (Россия) — обучение чтению с ранних лет. Складовой принцип с помощью специальных кубиков.
- Сесиль Лупан (Бельгия) — индивидуальный подход на любом возрастном этапе.
- Супругов Никитиных (Россия) — опора на непроизвольную память и личностный опыт.
- Макато Шичида (Япония) — развитие феноменальной фотографической памяти с раннего возраста.
Авторские методики представляют собой целую педагогическую систему и используются чаще всего в детских садах, школах и развивающих центрах. Однако и родителям тоже полезно заимствовать из них определённые идеи.
Возрастные особенности
У дошкольников
Возраст: 4-5 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения у детей раннего возраста:
- чем выше интеллектуальные способности и чем лучше развита речь — тем крепче нейронные связи;
- работает в основном непроизвольная память, которая тренируется в процессе игры, увлекая и заинтересовывая ребёнка;
- произвольная ещё плохо развита: нежелательно ставить прямую цель — выучи (запомни) стихотворение, песню и т. д.;
- основная база хранения — кратковременная, но при постоянных тренировках и повторах начинает формироваться долгосрочная;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, врождённые заболевания, педагогическая запущенность.
Основная задача: развивать у детей дошкольного возраста одновременно речь, интеллектуальные способности, внимание и память.
Ведущие типы:
- кратковременная;
- непроизвольная;
- образная.
Самые выигрышные методики:
- игра (как ведущая деятельность в дошкольном возрасте);
- пальчиковая гимнастика;
- речевая зарядка.
Остальные методики (упражнения, мнемотехника) используются, но реже и не так эффективно. Чтобы развитие памяти у детей дошкольного возраста происходило в соответствии с нормами, данным вопросом должны заниматься и воспитатели в детском саду, и родители дома. Если упустить этот момент, в начальной школе возникнут серьёзные проблемы с учёбой.
В начальной школе
Первый этап
Возраст: 6-7 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения у детей младшего школьного возраста:
- всё ярче обнаруживается связь основных психических процессов: мышления, внимания, памяти, речевых особенностей — от уровня сформированности и степени развития одного зависят и другие;
- постепенно начинает включаться в работу произвольная память, когда перед ребёнком ставится конкретная задача выучить что-то посредством элементарных повторений;
- для этого начинают прикладываться усилия, что требует усидчивости;
- от этого напрямую зависит адаптация ребёнка к школе и его успехи в учёбе;
- основной базой хранения остаётся кратковременная, но при этом интенсивно и достаточно быстро формируется долгосрочная;
- причины нарушений и проблем — психологическая травма, педагогическая запущенность.
Основная задача: развить память и внимание, подготовить ребёнка к новым видам занятий.
Ведущие типы:
- кратковременная;
- непроизвольная;
- образная, эмоциональная.
Самые выигрышные методики:
- дидактическая игра;
- пальчиковая гимнастика;
- речевая зарядка;
- упражнения.
Второй этап
Возраст: 8-9 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения у младших школьников:
- связь психических процессов начинает ослабевать: развивается в первую очередь то, на что был сделан упор, — высокий IQ или грамотная речь без ошибок в этом возрасте не являются гарантией крепкой и хорошей памяти;
- усидчивые, успешные в учёбе дети понимают, как важно развивать произвольную, выборочную память, тогда как для трудных учеников ведущей остаётся непроизвольная;
- многократные повторения и заучивания наизусть обязательны;
- баланс между краткосрочной и долговременной памятью достаточно индивидуален: у кого-то ведущей базой хранения информации остаётся первая, у других её догоняет последняя;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, перенесённые инфекционные заболевания, педагогическая запущенность.
Основная задача: использование разнообразных методик, чтобы развить разные виды памяти.
Ведущие типы:
- кратковременная;
- произвольная и непроизвольная — одинаково;
- образная, эмоциональная, двигательная.
Самые выигрышные методики:
- дидактическая игра;
- речевая зарядка;
- упражнения;
- логические задачи.
Развивать память у маленьких учеников в начальной школе должны в первую очередь учителя, а родители и психологи активно им помогать.
В среднем звене
Возраст: 10-12 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения в переходный период:
- если речь и внимание на предыдущих этапах были развиты недостаточно, хромают и мышление с памятью, но последние более тесно связаны между собой, поэтому их следует продолжать развивать параллельно;
- несмотря на то, что непроизвольная память остаётся наиболее эффективной и не вызывающей затруднений, на первый план выходит произвольная, так как именно она обеспечивает возможность запоминать требуемый объём учебного материала;
- продолжаются многократные повторения и заучивания наизусть как основа развития;
- к этому возрасту в норме должна быть полностью сформирована долговременная;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, заболевания, ЧМТ, начало пубертатного периода.
Основная задача: развить память ребёнку в плане объёма, чтобы подготовить его к старшему звену.
Ведущие типы:
- кратковременная и долговременная;
- произвольная;
- образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.
Самые выигрышные методики:
- дидактическая игра;
- упражнения;
- нейробика;
- логические задачи.
Развитием памяти у детей в среднем звене школы занимаются учителя-предметники, родители и при необходимости психологи.
У подростков
Первый этап
Возраст: 12-13 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения в младшем подростковом возрасте:
- развитие разных психических процессов постепенно выравнивается;
- произвольная память полностью сформирована, ребёнок умеет её использовать на все 100;
- сокращается количество повторений, заучивание наизусть используется только для стихотворений и формул, потому что основой становится личностный опыт и полное усвоение информации, которую необходимо зафиксировать;
- подросток учится использовать долговременную, но при этом необходимо постоянно тренировать и краткосрочную;
- для расширения кругозора рекомендуется начать посещать кружки, секции, найти хобби;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, гормональный сбой в результате полового созревания, перенесённые заболевания.
Основная задача: улучшить память, если какие-то моменты до этого были упущены, и развивать её в плане объёма и многообразия типов.
Ведущие типы:
- кратковременная и долговременная;
- произвольная;
- образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.
Самые выигрышные методики:
- упражнения;
- нейробика;
- компьютерные и настольные игры;
- логические задачи.
Второй этап
Возраст: 14-17 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения в старшем подростковом возрасте:
- для дальнейшего развития основных психических процессов школьной программы становится мало, необходимо постоянно давать подростку дополнительную нагрузку;
- произвольная и непроизвольная по степени значимости и частоте использования выравниваются;
- для запоминания информации при хорошо развитом мышлении достаточно её понимания и личной заинтересованности в ней;
- по своему функционированию выравниваются долгосрочная и кратковременная;
- развитие максимально приближается к состоянию памяти у взрослого человека;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, образ жизни (неправильное питание, курение, алкоголь), половое созревание.
Основная задача: переходить на более сложные методики, максимально приближенные к упражнениям и заданиям для взрослых.
Ведущие типы:
- кратковременная и долговременная;
- произвольная;
- образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.
Самые выигрышные методики:
- упражнения;
- компьютерные игры;
- квесты;
- мнемотехника;
- нейробика;
- логические задачи.
Учителя-предметники в старшей школе продолжают подбирать для учеников задания, чтобы развить память и другие психические функции. Роль родителей в этом вопросе постепенно сходит на нет, так как подростки сами начинают интересоваться упражнениями, тестами, задачами и мнемотехниками для индивидуальных тренировок.
Средства
Если, несмотря на регулярные занятия, у ребёнка всё равно плохая память, родителям следует обратиться к специалистам — психологу или нейропсихологу. Если это связано с заболеваниями или другими физиологическими факторами, а не педагогической запущенностью, могут быть назначены специальные средства.
Медикаментозные препараты:
- Аминалон;
- Билобил;
- Биотредин (для подростков);
- Глицин;
- Интеллан (для маленьких выпускается в форме сиропа);
- Нобен;
- Пантогам (есть в сиропе);
- Пирацетам;
- Тенотен;
- Фезам;
- Фенибут.
Медикаментозные препараты улучшают умственные способности, внимание, повышают работоспособность, активизируют мозговое кровообращение, нормализуют сон, успокаивают, корректируют процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Их разрешается принимать только по назначению врача.
Витамины:
- 4-6 лет: ВитаМишки, АлфаВит «Детский сад», Vitrum Kids;
- 7-10 лет: Пиковит плюс, Doppelherz Kinder;
- старше 11 лет: Юнивит Кидс, Супрадин Кидс, Мульти-табс Юниор, АлфаВит «Школьник».
Витамины, разработанные специально для детей, должны пропиваться дважды в год полноценным курсом в любом возрасте.
Народные средства:
- девясил;
- клевер;
- яичные желтки (2 в день);
- грецкие орехи;
- морковь;
- сосновые почки;
- кора рябины;
- бананы;
- черника.
Тем, кто постарше (после 12 лет), можно давать народные средства на основе хрена и лукового сока при условии, что у них нет проблем с ЖКТ. Всё, что связано с фитотерапией, обязательно должно быть согласовано с врачом.
Родителям нужно также постоянно помнить о том, что без правильного питания, здорового образа жизни, умеренной физической нагрузки и благоприятной атмосферы в семье любые занятия могут оказаться провальными.
Методов и способов развить у ребёнка память много, начиная с игр и заканчивая серьёзными медикаментозными препаратами. Чтобы они были максимально эффективными, они должны носить регулярный характер с постепенным усложнением заданий и занятий. Кроме того, необходимо постоянно консультироваться со специалистами, чтобы не упустить важные моменты.
Читайте также: Развитие памяти у взрослых
Источник