Театр в развитии творческой личности ребенка

Людмила Слепых
Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление многих родителей дать детям как можно больше знаний, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и другими новомодными игрушками, которыми родители невольно заменяют игры со сверстниками, лишают себя участия в развитии личности ребёнка. Как без этого возможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности? О развитии творческой личности говорить вообще не приходится!

Понимая эту проблему, современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы к образованию. Многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ребенку о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно в нем жить? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и творить?

Оказывается просто: вся жизнь детей насыщена игрой. И каждый играет свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – помогает осуществить театр.

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей»

(Б. М. Теплов) (см. слайд 2)

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и, что его заинтересовало, и получает огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа. У них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном. Театр помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. (см. слайд 3 «Разностороннее развитие детей в театрализованной деятельности»)

Театрализованная деятельность имеет огромное значение в педагогическом процессе. (см. слайд 4 «Значение театрализованной деятельности»).

Театру можно и нужно уделять особое внимание, потому, что он помогает: сформировать правильную модель поведения в современном мире; повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям; познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить к ним устойчивый интерес; дает элементарные представления о видах театра; совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению; способствуют развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;

развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.

Тематика театральной игры не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. В результате ребенок познает мир умом и сердцем.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущение беззаботного детства.

Исходя из вышеизложенного, были определены:

1 Содержание театрализованной деятельности (см. слайд 5).

2 Формы организации театрализованной деятельности. (см. слайд 6)

3 Основные направления работы с детьми: (см. слайд 7)

Театрализованная деятельность может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Может быть органично включена в работу различных студий и кружков; в нашей группе работает кружок «Дюймовочка»; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) включаются в содержание праздников, развлечений и досугов.

Работе по данной теме уделяется мною особое внимание на протяжении нескольких лет, но в этом году окунуться с головой в мир театра способствовало проведение на базе нашего детсада «Конкурса мини-музеев». Нами было принято решение расширить, разнообразить работу по театральной деятельности, создав мини-музей «Театр сказок». (см. слайд 8)

Читайте также:  Методика для развития ребенка младшего школьного возраста

Цель мини-музея: организовать театрализованную деятельность через разнообразные виды театра, направленные на формирование в детях творческого начала и всесторонне-развитой личности.

Работа по развитию творческой активности ведется по программе Н. Сорокиной «Театр- творчество-дети» (см. слайд 9) и включает в себя следующие задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.).

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т. д.).

4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников)

5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Работе по театрализованной деятельности уделялось особое внимание с 1 младшей группы. Благодаря спектаклям, исценировкам потешек и сказок, играм-драматизациям с пальчиками, режиссерским играм, сюжетно-ролевым и др., уже во 2 младшей группе в нашем «Театре сказок» дети могут играть, творить, самостоятельно, определять любимый вид театра, наметив любимый знакомый сюжет и разыграв его. Но, безусловно, большое значение уделяю совместной работе, используя разнообразные виды театров (см. слайд 10) Более подробно о них вы сможете узнать из моей статьи «Театры бывают разные»

Заключение

Итак, театрализованная игра — один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя! Театр в дошкольном детстве должен занимать особое место в воспитательно-образовательном процессе. Ведь при умелой организации театрализованной деятельности, создании мини-музея по данной тематике, оснащении его разнообразными видами театра, владея методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывая взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ, индивидуальные социально – психологические особенности ребенка, особенности его эмоционально – личностного развития, интересы, склонности, предпочтения и потребности, возрастные и поло-ролевые особенности формируется всесторонне-развитая творческая личность ребенка.

Источник

Наталья Вавилина
Мастер-класс «Развитие творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на развитие, предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее важным в этих подходах является направленность на создание условий для всестороннего личностного развития ребенка, развитие его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества в различных видах деятельности. Таким образом, приходим к выводу, что всю педагогическую работу надо строить исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости, принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования, как приоритетных. В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство-период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее (Л. С. Выготский).

Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.

Дошкольник живет в мире фантазий. В его сознании переплетаются реальные события и вымышленные, жизнь и сказка. Воображение проявляется во всех видах деятельности ребенка. И уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей. Особое значение в развитии творчества детей от 2 до 7 лет имеют театрализованные игры. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин А. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Творчество – не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Мы педагоги усиленно ведем поиски профессиональных алгоритмов, которые позволили бы стабильно и эффективно решать эту задачу. Однако Синяя Птица Творчества все время ускользает. Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть эту заветную дверь в мир детского сознания поможет игра. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, т. е., умения держать себя в обществе. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр и театрализованные игры.

Читайте также:  Основные периоды функционального развития ребенка неврология

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги – практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Поэтому обеспечение условий для творческой реализации личности в разнообразных видах деятельности как проблема, требующая научно-методического осмысления, привлекла мое внимание.

Таким образом, тема «Развитие творческой личности ребенка средствами театральной деятельности» является актуальной.

ЦЕЛЬ МАСТЕР — КЛАССА:

ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, А ТАК ЖЕ НА РЕЧЕВОЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

Ход МАСТЕР — КЛАССА:

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по театрализованной деятельности и пополнить вашу методическую копилку играми, упражнениями, этюдами, которые направлены на развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности.

В мою работу включены методические разработки:

• Этюдный тренаж (работа над этюдами);

• Упражнения для тренировки голоса и выразительности речи;

• Мимика и пантомимика (развитие эмоций);

ЭТЮДНЫЙ ТРЕНАЖ

«Одно и то же дело — по-разному»

Предлагаю назвать вам любое действие (думает, идет, сидит, слушает, читает). Сидит. Нам надо оценить правдивость, достоверность исполнения и обсудить особенности и различия, похожесть и нарушения правды в каждом исполнении.

Марина сидит у пруда, ловит рыбу.

Таня сидит у окна автобуса.

Лариса — перед телевизором.

Наташа — на уроке.

Если далее рассматривать то, как сидит ученик на уроке — как сидит прилежный, рассеянный, хулиган — все это разные поведения, разные последовательности действия. Хотя все случаи в быту определяются одним словом — сидит.

Аналогично можно задавать слова, несколько движений, жест, позу.

• Этюд «Превращение»

С помощью особых действий «превратить» группу, например, в лес. Во-первых, надо определить, как это сделать; во-вторых, суметь хорошо превратиться самому.

Предположим, если первый исполнитель, предложивший превратить группу в лес, сам превращается в медвежонка, то по цепочке все превращаются в кого-то или что-то. Предметы вокруг превращаются в деревья, кусты и т. д. И ко всем, принимающим участие в превращении, предъявляются требования правды, логичности и внимания к партнеру.

«Тело в деле»

Исполнитель задает позу, по которой все остальные угадывают, где он находится и что делает, и придумывают, что можно делать вместе с ним, рядом.

Вот, например, угадав мою позу, вы становитесь каждый в свои позы, и должны будете мне подыгрывать.

Каждое из приведенных упражнений позволяет решить комплекс задач в формировании исполнительской театральной культуры ребенка. Это и собранность внимания на подлинности дела, это и импровизационный характер игры, и активизация воображения. Следующее задание для вас:

• Этюды на перевоплощение.

1 этюд — придумать и сыграть сцену с предложенным предметом (с палкой). Как вы думаете, что это может быть? (трость, шпала, ружье, указка)

Ведь зачастую в играх используется как пистолет для мальчиков, то есть происходит моментальное перевоплощение ребенка и абсолютная вера в предлагаемые обстоятельства, важно их определить и включить ребенка в эти предлагаемые обстоятельства. На эти качества указывал Станиславский, когда призывал своих актеров учиться играть у детей.

Читайте также:  Развитие музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста

2 этюд — на словесное действие, заключается в том, что одну и ту же фразу (например, «Подойди сюда») надо сказать от лица бабушки, мамы, учительницы, а так же от лица сказочных героев, зверей.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ГОЛОСА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

Выразительность речи ребенка формируется в течение достаточно длительного времени. Каждой возрастной группе соответствуют свои требования к овладению речевыми навыками:

Во II младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения, побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. Использовать для этого можно любую потешку, любое стихотворение А. Барто, предложив роль желающим детям, где нужно обратить внимание на интонационную выразительность и на имитацию движений.

А. Б. «Лошадка».

В средней группе развивать элементы художественно-образных средств (интонация, мимика и пантомима, учить детей четко произносить слова чистоговорок с различными интонациями.

Мяч скучал на чердаке

Мячик ищут в сундуке

Ищут, ищут мячик

Девочка и мальчик

Эта скороговорка заучивается, затем предлагается произнести её с различными интонациями (сердито, с чувством отчаяния, сожаления).

Так же можно использовать диалоги в стихах, при этом, использовать маски.

В старших группах совершенствовать художественно-образные исполнительские умения и навыки, развивать творческую самостоятельность, побуждать детей к инсценированию знакомых произведений, развивать мелкую моторику пальцев, интонационную выразительность речи.

Серьезным помощником в работе над дикцией является скороговорка. Её надо вырабатывать через очень медленную преувеличенную чистую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов, речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе.

Предлагаю варианты работы с новой скороговоркой:

1. Мысленно произнести про себя.

2. Активная артикуляция без участия голоса.

3. Медленное тихое проговаривание вслух.

4. Проговаривание вслух голосом обычной громкости с нарастанием темпа.

«Из — под топота копыт, пыль по полю летит»

А дальше можно включить интонационную выразительность, если делать ударение последовательно, на каждое слово:

1 на 1 слово,

2 на 2 слово,

3 на 3 слово.

проговаривая столько раз, сколько слов в скороговорке.

«Проворонила, ворона, вороненка»

Следующий вариант работы над интонацией — сказать скороговорку от лица какого-нибудь сказочного персонажа (волка, зайца, медведя и т. д.).

Сказать скороговорку радостно, вопросительно, грустно, с обидой.

.Для того чтобы разработать тембральный диапазон голоса можно использовать кричалки — диалоги:

— Что везешь?

— Сено.

— Какое сено! Ведь это дрова!

— А коли видишь, что спрашиваешь? и т. д.

На следующем этапе работы детям предлагаются игры — упражнения:

«Кто говорит».

Дети распределяются на 2 команды: разделяются ширмой. Произносят фразы измененным голосом (писклявым, грубым, с заткнутым носом, с высунутым языком и т. д.).

«Подбери голос».

Вспомним «Аленький цветочек». Обратиться к батюшке с просьбой. Кто ласковей скажет.

А привези мне батюшка, цветочек аленький….

• Фонетическая импровизация.

Произнести на любой слог (ля, бу, до) просьбу, приказ, возмутиться, обрадоваться, спросить.

Все эти упражнения не только способствуют развитию четкой дикции, но и помогают отработать интонацию — самую важную и самую сложную составляющую речи ребенка-дошкольника.

МИМИКА И ПАНТОМИМИКА

Чтобы обучить детей элементам техники выразительных движений, жестов, предлагаю следующие этюды-игры на тренировку, как отдельных групп мышц, так и на развитие внимания, связанного с координацией движений:

• Этюд «Спать хочется».

Ребенок долго борется со сном.

Выразительные движения: зевота, голова клонится вниз, глаза закрываются.

• Этюд «Дружная семейка»

Каждый занят своим делом, (придумать, каким)

Бабушка… папа….

Мама…. сестренка….

Дедушка…. брат…

(Имитация дел).

«Прими позу» — болит живот, холодно, устал, жарко, смотрю телевизор и т. д.

«Передай другому»(мяч мал, большой, камень, ежик, котенок, песок и т. д.)

«Тень», «Зеркало»-(работа парами, повторение всех действий как

отражение в зеркале, или тень).

«Мы идём» (где).(по грязи, горячему песку, канату, траве и т. д.)

«Передавалки», (Передать улыбку, сердилку, хлопок, испуг, страшилку, смешинку, приветствие).

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка. Для правильной организации рекомендуется учитывать следующие принципы:

1. Ежедневное включение театральных игр по все формы организации педагогического процесса: что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

2. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

3. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

Источник