Театр в развитии личности ребенка
Роль театра в развитии личности ребенка.
Автор статьи: Шульга Кристина Владиславовна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 185
с углубленным изучением английского языка
Центрального района Санкт-Петербурга.
Театр является одним из самых эффективных средств приобщения к культуре и искусству и воспитания нового поколения интеллигентных людей. Он один из самых доступных видов искусства для детей, который позволяет помочь раскрыть их духовный и творческий потенциал. Синтетическая природа театра действует комплексно: влияние оказывает и литературное произведение, которая лежит в основе пьесы, и сценическая игра, и художественное оформление спектакля (декорации, реквизит, бутафория), и музыка, используемая в спектакле. В процессе театральной деятельности детей создается продукт, что важно и значимо для ребенка любого возраста.
Театр позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии:
- художественное образование и воспитание детей;
- формирование эстетического вкуса;
- нравственное воспитание;
- развитие коммуникативных качеств личности (обучением вербальным невербальным видам общения);
- воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии;
- развитие речи, интонации, дикции, ораторского мастерства;
- создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.
В основе театрального искусства лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики, движений. Театр со всей присущей ему зрелищностью – это прежде всего искусство действия. Даже герои названы «действующими лицами». Что хотят они, к чему стремятся, как добиваются поставленной задачи? На эти вопросы ребята ищут ответы вместе с героями пьес. А это развивает в них активную жизненную позицию. Они становятся более энергичными, любознательными, раскрепощёнными.
Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом. В наши дни, посредством театральных постановок определенной культурологической направленности дети знакомятся с историей, культурой и традициями той или иной страны, становясь непосредственными участниками важнейших ее событий или обычаев.
Использование в работе разнообразных жанров литературных произведений или сказок для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря этому ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.
Театр способен стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления, средством воспитания уверенности в себе. Перевоплощаясь на сцене, в того или иного персонажа, дети осознают нереальность событий, которые они изображают, что дает им чувствовать себя более раскованными, естественными, быть более свободными в проявлении своих чувств. Таким образом, театр позволяет ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее.
Так как театр — искусство коллективное, и творцом спектакля является не отдельно взятый человек, а творческий ансамбль, где у каждого ребенка — своя творческая задача, которая дает ему возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Ощущение единства коллективизма безусловно приходит не сразу, а постепенно, изо дня в день, в учебном и творческом процессе. Возрастает оно, тогда, когда ребята, получив основы театральной подготовки, приступают к репетициям спектакля. Это всегда очень захватывающий момент. Происходит он на волне энтузиазма, безумного интереса и азарта. Всё это – комплекс замечательных условий, которые создают благоприятную почву для ещё большего сближения ребят. Ведь спектакль – сложный механизм, состоящий из множества составляющих, и у каждого в нём своё, чётко определённое место. В спектакле нет «главных» и «неглавных» участников. Не менее важный человек, отвечающий за музыкальное оформление или техническое обеспечение, чем исполнитель главной роли. Все чувствуют свою нужность, важность своего вклада в общее дело. Именно при таком отношении всех ребят может получиться спектакль, который проходит на «едином дыхании». Ведь театр – живое искусство, творящееся прямо на глазах у публики. Вот тут-то и проверяется коллектив, способность всем вместе найти выход, находясь за кулисами, выручить партнёра, растерявшегося на сцене, исправить ошибки, допущенные по ходу действия. Чем дружнее коллектив, тем легче он преодолевает эти трудности.
Театр — это одно из мощнейших средств, приобщения к культуре, духовности. В конечном счете, это воспитание нового поколения просвещенных людей. Ребенок по своей природе очень пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении заложить добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. (В. А. Сухомлинский)
Литература
1. Никитина А.Б. Театр где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.
2. Шульпин А.П. Театральные каникулы. Проблемы развития детского и юношеского театра. Сборник статей и материалов. М.: ГРДИТ, 2004г.
3. Гиппиус С.В. Актерский тренинг [текст]: Гимнастика чувств/ С.В. Гиппиус.- СПб.Прайм — ЕВРОЗНАК, 2008.
Источник
Наталья Владимировна Бубнова
Развитие личности дошкольника через театрализованную деятельность
«Развитие личности дошкольника через театрализованную деятельность»
Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда, и назад пути нет.
Существует закономерность: Человек рождается, личностью становится. Формирование личности – это и процесс становления в обществе. Быть личностью – это значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ.
Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Весь процесс развития личности происходит под влиянием окружающей среды. Человек изменяется физически, умственно, нравственно.
Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.
Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, такие как:
связанные с художественным образованием и воспитанием детей;
формированием эстетического вкуса;
нравственным воспитанием;
развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога, монолога);
созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Знакомство детей с театром в ДОУ происходит уже в младшем возрасте.
Малыши, поступая к нам в детский сад, в большинстве имеют нормальную линию развития личности (доверяют людям, имеют зачатки общения со сверстниками, но есть и детки которые приходят к нам с сформировавшимся недоверием к людям, с проявлениями агрессии в общении со сверстниками. Здесь главное помочь ребенку «стереть», сложившийся уже в таком возрасте стереотип, и эта работа кладется на плечи воспитателя.
На помощь воспитателю приходит фольклор, обыгрывание стихов, потешек, сказок, в которых просто невозможно не участвовать каждому малышу — формируется детский коллектив.
Через устное народное творчество развиваются некоторые качества личности в младшем возрасте: простейшие образно-выразительные умения (мимика, жесты, уверенность в себе, речь, самостоятельность (ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека).
Какая радостная атмосфера создается при просмотре драматизированных сказок и других инсценировок, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, уже на этом первом этапе идет приобщение детей к прекрасному.
Конечно, малышам еще не доступны театральные игры и работа строится лишь на элементах этих игр, где основную роль берет на себя педагог но, переходя в следующую возрастную ступень, дети познают радость, выражают свои чувства эмоциями, становятся добрее друг к другу, что дает основу для продолжения развития личности в среднем возрасте.
В среднем возрасте дети проявляют интерес к театрально-игровой деятельности, для того чтобы удовлетворить детскую заинтересованность педагоги средней группы отвели место в игровой зоне для театрального уголка. Здесь прекрасно уживаются куклы для пальчикового театра, куклы бибабо, маски, различные элементы ряженья, атрибуты которые помогают «жильцам» развернуть сюжет любой сказки. Это помогло решить некоторые задачи, в развитии личности воспитанников:
совершенствовать артистические навыки детей;
раскрепощать детей;
работать над речью, интонациями;
коллективно действовать, взаимодействовать;
привлекать детей к театрализованной деятельности.
Многие куклы делаются воспитателями и родителями своими руками, что позволяет воспитывать уважение к труду взрослых.
На этом же возрастном этапе воспитывается такая черта личности как самоуважение. Высокий уровень самоуважения — очень ценная черта характера ребёнка. Уверенность в своих силах помогает ему справиться с трудностями роста.
Здесь, на помощь ребенку приходят театральные куклы. Они никого не могут оставить равнодушным, потому что напоминают малышу те привычные детские игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни.
Каждый малыш найдет себе роль, один приготовит ширму для театра, а второй прочитает стихотворение, кто-то выберет себе роль зрителя (это тоже важная роль, но ребенок сделает это хорошо и педагог создаст обстановку доброты, сердечности и любви. Куклы ожили на детских ручках, и сказка началась…
Воспитателями замечено, чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии, выводит из тупиковой ситуации. Каждый ребёнок что-то умеет делать хорошо. Вопрос в том, что именно.
Старший возраст, это возраст в котором открывается дверь в мир театральной постановки, в этом периоде дети освобождаются от комплексов, активно участвуют в театрализованных инсценировках, поэтому роль кукольного театра несколько уменьшается.
Театральная постановка представляет частый и распространенный вид детского творчества. И понятно, почему она близка ребенку.
Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.
Во-вторых, драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой.
На помощь воспитателям в детском саду приходит музыкальный руководитель, основные задачи которого, делятся на два типа:
Воспитательные — направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных, особенностей ребенка средствами детского театра.
Образовательные, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Работая над ролью, музыкальный руководитель, старается не заучивать с детьми готовые тексты, а предлагает самим им придумывать фразы, диалоги.
В результате маленькие актеры, основываясь на знании пьесы, самостоятельно ищут выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации. Здесь раскрывается весь потенциал маленького человечка, они учатся не только у педагога, но и друг у друга.
Важнейшим в театрализованных постановках является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат, именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, эмоциональный двигательный контроль. В нашем коллективе театром увлечены все: дети, воспитатели, родители.
Взрослые оказывают неоценимую помощь в создании костюмов, декораций, атрибутов. Генеральная репетиция – это волнующий момент не только, для взрослых, но и для актеров. Примерка костюмов – это чудесное превращение ребенка в героя пьесы, самые дорогие и волнующие минуты, в сознании малыша. А, что же говорить о спектакле: волнение, робость, неуверенность сразу выходят наружу, что же делать маленькому человечку с этими проявлениями.
Остается только побороть себя, переступить через эту черту и идти вперед, ведь уже слышны голоса ожидающих зрителей, вступительной речи и музыки и назад дороги нет, что творится в душе ребенка, в этот момент не знает никто.
А зачем испытывать детскую психику, она и так подвержена негативным эмоциям современного мира!
Дети одновременно и зрители и актеры, весь спектакль проходит у них на глазах и одновременно играется ими самими. Это вселяет не только чувство уверенности в своих силах, но придает бодрость, радость, доброе отношение друг другу.
Каждое новое представление превращается для детского сада и всего коллектива в настоящий праздник, яркий, торжественный.
Выявлено, чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах деятельности.
Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Источник
Татьяна Воробьева
Роль разных видов театра в формировании гармонично развитой личности ребёнка (1 часть)
2 часть
Театрализованная деятельность
является неисчерпаемым источником
источником развития чувств,
переживаний и эмоциональных
открытий ребёнка, приобщает его к
духовному богатству. Постановка
сказки заставляет волноваться,
сопереживать персонажу и событиям,
и в процессе этого переживания
создаются определённые отношения
и моральные оценки, просто
сообщаемые и усваиваимые».
В. А. Сухомлинский.
Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечёт к себе ребёнка. Оно с детства является для каждого ребёнка не только самым привлекательным, но и немного таинственным, завораживающим. Ребенок ещё не умеет читать, не понимает по существу ни живописи, ни музыки, но уже играет, создает мир своим магическим «как будто». Играя, ребёнок стремится найти сюжет, т. е. выбрать одно из явлений окружающей жизни, вообразить себе, что именно он хочет передать. Он распределяет роли, выбирает игрушки, учитывая своеобразие их внешнего облика. Дети стремятся играть выразительно, меняя интонации голоса, движения, переодеваясь в разные костюмы. Запас впечатлений, полученных на театрализованных занятиях, самостоятельно реализуется в игре. Театр не случайно обладает репутацией самого демократичного, самого доступного вида искусства. Театр—это синтез различных видов искусств: живописи, скульптуры, музыки, танца. Гармонический синтез искусств является основой театрализованной игры ребенка. И тем самым искусство театра незаменимо в воспитании духовно богатого человека.
УБЕРЕЧЬ ОТ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГЛУХОТЫ—ЗНАЧИТ СДЕЛАТЬ ШАГ К ГАРМОНИИ.
В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, т. е. умения держать себя в обществе.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно театральная игра, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Я убеждена, что в наше время — время стрессов, все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщенa отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенные головы и психику ребенка. Как уберечь их от этой страшной и разрушительной силы? Решила средствами театрализованной деятельности привить детям любовь к литературе и театру, к русскому слову и развить творческие способности у детей, используя разные виды театра. Театр помогает ребенку легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных ситуациях и войти в окружающyю нас действительность развитой и полноценной личностью.
От меня, как педагога зависит формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, искусстве, стремиться участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщаться к художественной и творческой деятельности.
Углублённо работаю по теме: «Роль разных видов театра в гармонично развитой личности ребёнка». Определила основную цель: создание условий для развития гармонично развитой личности дошкольника.
Для реализации основной цели выделила задачи:
1. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
2. Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности.
3. Продолжать активизировать и корректировать речь детей:
а) расширять словарный запас, обозначающий названия предметов,
действий, признаков.
б) закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать
дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.
в) совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Воспитывать культуру речевого общения.
г)совершенствовать умение использовать разные части речи
точно по смыслу.
4. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного
образа.
5. Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение,
восприятие детей.
6. Воспитывать гуманные чувства. Формировать представление о честности и доброте, храбрости. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки и поступки сверстников.
7. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, развлечениях, используя театральные навыки.
В работе с детьми использую технологии: М. Д. Маханёвой «Театрализованные занятия в детском саду», Т. И. Петровой «Театрализованные игры в детском саду», А. Н. Брызгаловой «Театрально-игровая деятельность дошкольников».
Неоценимый вклад в развитие гармоничной личности оказывает театрально-игровая деятельность, для которой присуща эмоциональная приподнятость, творческий характер.
Театрально-игровая деятельность является для ребёнка игрой, общением, трудом, учёбой, отдыхом и имеет множество функций:
Эстетическая функция. Это специфическая особенность театра, позволяющая формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека и тем самым ценностно ориентировать его в мире; пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты.
Развлекательная функция. Как и эстетическая, сопровождает и окрашивает все функции театрально-игровой деятельности. Она связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости, наслаждения, позволяет стимулировать положительные эмоции, проводить приятно и весело время. В процессе театрально-игровой деятельности ребёнок испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие.
Коммуникативная функция. Театрально-игровая деятельность позволяет установить связь между педагогами и детьми, между самими детьми.
Социокультурная функция. Эта функция способствует усвоению ребенком богатства культуры, формированию его как личности. С помощью театрального искусства, художественной литературы, малых форм фольклора осуществляется приобщение ребёнка к национальной и мировой культуре.
Коррекционно-развивающая функция. Театрально-игровая деятельность посредством данной функции способствует формированию и развитию психических процессов и качеств личности и является значимым средством для развития задатков и способностей детей, развитию интеллектуальных, инструментальных, художественных и социальных задатков ребёнка.
Психотерапевтическая функция. В работе с детьми театр довольно широко используют врачи, психологи, педагоги, как наиболее адекватное средство коррекционного и развивающего воздействия. Психотерапевтическая функция заключаются в том, что театрализованная игра может изменить отношение человека к себе и другим, изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.
Воспитательная функция. Театрально-игровая деятельность способствует формированию определённых качеств, свойств и отношений личности.
Обучающая функция. Театрализация способствует освоению системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности. В процессе овладения театрально-игровой деятельностью ребёнок более полно и глубоко познаёт мир.
Рассмотрев функции театрально-игровой деятельности, пришла к выводу, что данная деятельность является многогранным явлением в жизни ребёнка, средством удовлетворения его потребностей, получения знаний и умений, выражения и развития личности.
Для того, чтобы театрально-игровая деятельность являлась той деятельностью, в которой личность ребёнка развивалась гармонично, строю свою работу на следующих принципах:
Принцип эвристичности. Принципиальным условием для развития театрально-игровой деятельности детей является наличие развивающей среды, которая стимулирует развитие творческих способностей детей. Эвристичная среда даёт возможность открытий, удовлетворяет потребность ребёнка в новизне, которая обнаруживается им по ходу действий.
Принцип единства процессов интеграции и дифференциации совместной деятельности. Фундаментом этого принципа является организация совместной деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания и взаимопомощи, развитие игровой инициативы, самостоятельности детей.
Принцип отсутствия принуждения. Предполагает, что при организации театрально-игровой деятельности и руководстве ею, исключается всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.
Принцип поддержания игровой атмосферы. Предполагает создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приёмов.
Развивающая среда предусматривает гибкое зонирование, вариативность, появление неожиданности (б. Яга, Колобок, и др., строится на принципах:
—принцип развивающего обучения;
—принцип воспитывающего обучения;
—принцип доступности обучения;
—принцип систематичности и последовательности;
—принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и умений;
—принцип наглядности;
—принцип индивидуального подхода к детям.
В группе созданы условия для возникновения театрализованной игры в свободной деятельности, изготовлены разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, на фланелеграфе, теневой, рукавичек, имеются необходимые элементы костюмов, шапочки зверей для драматизации, изготовлена многофункциональная ширма-сцена. Разные виды театра стали мне отличными помощниками в общении с детьми, а также во всестороннем развитии дошкольников.
Источник