Тамберг развитие интеллекта ребенка скачать

Тамберг развитие интеллекта ребенка скачать thumbnail

Тамберг развитие интеллекта ребенка скачать

Тамберг Ю.Г.

Тамберг Юрий Гергардович (1929) — участник творческого коллектива создателей сайта ТРИЗ-Интернет-Школа.

Родился в Ленинграде в 1929 году, имеет медаль «За оборону Ленинграда», окончил Ленинградский Электротехнический Институт (ЛЭТИ) по специальности Высокочастотная техника. 30 лет работал в должностях от инженера до начальника отдела во Всесоюзном научно-исследовательском институте электроизмерительных приборов (Ленинград).

Кандидат технических наук, с.н.с. Имеет 15 изобретений. Автор более 50 научных работ. С 1982 года работал заведующим кафедрой робототехники в Новгородском ИПК, преподавал, кроме робототехники, ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), ЗРТС (Законы развития технических систем), РТВ (Развитие творческого воображения), ФСА (Функционально-стоимостной анализ), классические виды мышления.

С 1989 года по 2008 год доцент кафедры социальных и педагогических технологий Новгородского регионального центра развития образования, Для учителей и воспитателей детских садов г.Великий Новгород и районных центров Новгородской области вел семинары: «Развитие качеств творческой личности на основе ТРИЗ», «Воспитание чести и совести», «Разрешение педагогических противоречий на основе ТРИЗ»… Организовал несколько опытно-экспериментальных площадок. Организовал и ведет Новгородскую школу ТРИЗ по трем специализациям: ТРИЗ-педагогика, классический ТРИЗ для инженеров, ТРИЗ бизнес и управление. Школа имеет очное и дистанционное отделения.

Составил более 50 методических пособий, написал книги по ТРИЗ — образованию: «Как научить ребенка думать» (о развитии мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, смекалки, волевых и исполнительских качеств, о диагностике интеллектуальных способностей детей, 326 стр.), «Развитие творческого мышления ребенка», «Развитие интеллекта ребенка», «Как сдавать экзамены», «Как научиться говорить комплименты», «Как развить чувство юмора», «Супружество как точная наука», «Интернет для абитуриентов», «Интеллектуальные игры в интеллигентной компании» и др. Участник всех съездов Международной Ассоциации ТРИЗ. Председатель Новгородской областной общественной организации ТРИЗ. Член Совета РАТРИЗ.

ТРИЗ для дошколят

Сайт автора

Книги (5)

Зачем знать ТРИЗ

Теория Решения Изобретательских Задач – это наука о методах решения любых творческих задач и эффективная технология решения творческих задач.

Кроме ТРИЗ имеются и другие методы решения творческих задач, но ТРИЗ наиболее общая и эффективная.

ТРИЗ для дошколят

Тамберг развитие интеллекта ребенка скачатьКак развить чувство юмора

Это веселая и одновременно серьезная книга.

В ней рассказывается о шутках и юморе, о том, как понимать юмор, как развить у себя и у детей чувство юмора, как научиться создавать шутки, юмор, комплименты, и вообще, как обрести радостное и светлое отношение к жизни.

В данном случае цель смеха и цель книги совпадают — доставить радость и пользу читателю, увеличить меру его счастья. В книге также рассказано, над чем можно смеяться, а над чем смеяться не следует, где и как рассказывать анекдоты. Приведены юмористические тесты и просто анекдоты, шутки, афоризмы.

Тамберг развитие интеллекта ребенка скачатьРазвитие творческого мышления ребенка

Книга знакомит с основными видами мышления и способами решения творческих задач, которые разовьют ваши мыслительные способности и способности ваших детей, поможет подготовить детей к школе и сделать процесс обучения легким и приятным. В книге приведено около 200 развивающих задач, остроумных, не очень сложных, которые интересны и для взрослых, и для детей.

Книга предназначена для родителей, психологов, педагогов, воспитателей и всех, кто интересуется вопросами развития мышления.

Тамберг развитие интеллекта ребенка скачатьКак научиться говорить комплименты

Эта несколько необычная книга предназначена для легкого чтения и одновременно является пособием для тех, кто хочет научиться говорить комплименты. Кроме того, эта подарочная книга небольшой панегирик женщинам.

Почему небольшой? Потому что хвалить женщину никогда много не бывает, и еще потому, что речь пойдет не о неисчерпаемости женщин, — об этом написаны миллионы томов, а о комплиментах ей. Автору кажется, что еще не раскрыты все возможности комплиментов. Русский этикет предусматривает со стороны мужчины почтительное преклонение перед женщиной, а со стороны женщины — уважение к мужчине.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Комментарии читателей

Добавить отзыв

Источник

Издательство: У-Фактория, 2004

Разнообразные книжки с заданиями для развития интеллекта пользовались в нашем детстве необычайной популярностью, я имею в виду поколение 70-80-х годов. Библиотечки юных физиков, химиков, юных эрудитов… Информации, кроме программы «Время» было мало, и каждый искал ее сугубо у себя в голове. Развивали мышление, сообразительность. Логику и интуицию. В детских журналах самыми популярными были колонки с задачками и загадками. Сейчас трудно представить, что современный ребенок увлечется настоящими бумажными книжками с заданиями на интеллект. Он скорее пробежит тест в Интернете. Ничего толком не узнает, зато – быстро.

Формулирование определений – это прекрасный способ заставить ребенка думать. Сначала определения будут длинными, корявыми, неточными, это естественно. Не ругайте детей, а научите их делать проверку правильности данного определения. Проверкой на полноту сказанного определения является смысловая взаимозаменяемость правой и левой частей. Поменяйте местами определяемое и определяющее понятие. Определения: «Солнце – это раскаленный плазменный шар» и «Солнце – это звезда-карлик» не выдерживают такой проверки. Раскаленным плазменным  шаром может быть и шаровая молния, а звезд-карликов во Вселенной множество. Требуется либо сменить определяющее слово, либо уточнить (сузить) его значение. Формулировка «Солнце – основной источник энергии на Земле» — выдерживает проверку. Вторая проверка – это проверка на соразмерность: объемы определяемого и определяющего должны быть соизмеримы. Например, в определении «Духи – это жидкость с запахом» нарушен принцип соизмеримости. Под это определение попадают уксус, ацетон, пиво. Надо ограничить и уточнить объем определяющего слова. «Духи – это парфюмерная жидкость с приятным запахом, предназначенная для ароматизации и освежения».

Не увлечется – а кто же увлекать-то будет? Вестимо, родители. Книги-практикумы существуют, слава создателям, и в наше смутное время. К примеру, «Развитие интеллекта ребенка» Тамберга, предназначенная для занятий с ребенком школьного возраста. Из содержания: развитие оригинального мышления, логические задачи, тренинги, задачи на умение рассуждать. С этой книгой можно проводить увлекательные вечера в кругу семьи, взрослым тоже будет полезно проверить себя лишний раз.

Например, очень трудно дать полное определение понятию «человек». Франсуа Рабле, автор бессмертного романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», дал знаменитое определение человека: «Животное, которое смеется». Писатель Ж.Кардан дал довольно обидное (увы!) определение человека – как существа, способного к обману и постоянно обманывающего себя и других. Известно и такое определение человека: «Единственное на Земле существо, которое разрушает мир». Платон дал такое определение: «Человек – это двуногое бесперое существо». Ибо действительно, только люди и птицы – двуногие существа, но люди еще и бесперые. Диоген общипал цыпленка и бросил его к ногам Платона со словами: «Вот тебе твой человек!» Тогда Платон сделал добавку к своему определению: «…с мягкой мочкой уха».

Как научить ребенка сравнениям, поискам противоречий – все эти, казалось бы, заумные методики максимально расширяют кругозор: ребенок учится мыслить широко. Тренировать ум нужно с детства, а не с университета.

Не случайно говорят: все познается в сравнении. Действительно, сравнение – это второй после определения свойств и назначения предметов шаг в познании мира. Цель сравнения двойная – найти общие и разнящиеся свойства предметов. Чтобы сравнивать предметы, надо знать их свойства и иметь измерительный или сравнивающий прибор. Если надо сравнивать цвета, то нужен глаз, если звуки – ухо, если вес, то нужен посредник: весы, пружина, рычаг… Все ли свойства можно сравнивать? Если удастся найти критерии сравнения, то сравнивать можно все. Например, чем слон похож, а чем не похож на канарейку? Слон тоже не умеет кататься на велосипеде, тоже теплокровный, тоже может передвигаться… А чем не похож? Формой носа, размером, наличием бивней…

В книге приводятся задачи и игры для любого возраста – от семи лет до плюс бесконечности.

Упражнение 4. «На что похоже, или Цепочка сравнений». Возможны два варианта игры: с указанием и без указания признака сравнения. Игра запускается вопросом:

На что похожа, например, горошина?

Горошина похожа на маленький шарик.

На что похож шарик?

Шарик похож на мячик.

На что похож мячик?

Мячик похож на колобок, колобок похож на желтую дыню «колхозница», дыня похожа на солнце, солнце похоже на огненный шар, огненный шар похож на костер, костер на пожар…

Весьма интересна информация о ТРИЗЕ – науке о расширении сознания. Еще в школе нам говорили: наш мозг задействован на самую малую часть. Остальными частями мы просто не умеем пользоваться. Некоторым людям дано с рождения: так называемые гении, с трех лет умножающие многозначные числа в уме, всего лишь пользуются своими возможностями в полном объеме.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют общей теорией сильного мышления или общей теорией творчества. Главное отличие тризовского мышления от других образов мышления – это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам! ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах талантливым человеком, писателем-фантастом, инженером и изобретателем – Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Как работает ТРИЗ, и как поверить в свои безграничные возможности? Тренировкой ума. В детстве, когда мысли еще не забиты многочисленными подробностями бытия, еще нет груза ответственности за прошлое и будущее – вот, когда нужно заниматься тренировкой в стиле ТРИЗ.

Расскажу одну индийскую притчу. Один мальчик рано лишился родителей. Его стала воспитывать тетка. Она была так добра к нему, так его жалела, что позволяла делать все без ограничений. Скоро мальчик стал капризным, а потом эгоистом и, наконец, убийцей. Перед казнью к нему подошла тетка, протянула руку, чтобы погладить, а племянник ее укусил и сказал: «Ты виновата, что я здесь». Нужны: и любовь, и прощение, и ум, и воспитание, и обучение, и запрещения, если они на пользу. Принцип «и – и» близок понятиям идеальности и многофункциональности: например, надо быть и здоровым, и счастливым, и смелым, и любимым, и умным, и учеником умного… При тризовском мышлении должны работать и левое и правое полушария, и память, и внимание, и воображение, и воля…

Все дети любят увлекательные истории – кто бы рассказывал. В книге Тамберга много задачек-историй и примеров на основе случаев из жизни.

Проиллюстрируем прием «предварительное действие» примерами.

1. Руаль Амундсен хорошо обдумал все этапы покорения Южного полюса. Он решил передвигаться на собаках – гренландских лайках, идеально приспособленных к суровым условиям Антарктиды. Он взял избыточное количество собак и на обратном пути кормил собак собаками. Не очень красиво, конечно… А отважный Роберт Скотт сделал неправильное предварительное действие: он решил двигаться на пони и на ненадежных аэросанях и погиб на обратном пути, достигнув Южного полюса на 33 дня позже Амундсена.

2. В одном курортном городе шайка картежников всех обыгрывала, хотя играли они по правилам и каждую игру начинали новой, нераспечатанной, только что купленной колодой. Однако один опытный и тоже матерый картежник догадался, в чем дело – все колоды карт в магазинах города были заранее краплеными.

Собачек жалко, но логика превыше всего. Сгладим впечатление позитивной собачьей историей.

У известного комедийного кинорежиссера Леонида Гайдая была умная собака по имени Рича. Гайдай частенько разыгрывал гостей с ее помощью. «Вы знаете, в сегодняшней «Советской культуре», если я не ошибаюсь, статья про меня. Эй, Рича, принеси-ка мне «Советскую культуру!» Собака приносила. «Нет», говорил Гайдай, бегло просматривая газету, «Это не здесь. А принеси-ка мне, Рича, «Советскую Россию». Собака приносила. Но и здесь нужной статьи не оказывалось. И тогда Гайдай посылал собаку за следующей газетой и так восемь раз! Гость к тому времени уже полностью терял дар речи. В чем секрет Гайдая?

Ответ: Гайдай научил собаку приносить только верхнюю газету из стопки. Если он посылал ее за газетой еще раз, Рича снова брала из стопки только верхнюю.

А вот пример сложной задачи, для ее решения нужно применить всю систему ТРИЗ: продумать предварительные действия, найти отличия и схожесть искомых предметов, сравнить и вывести максимально близкий к истине результат. Что характерно, собаки засветились и здесь.

В 1958 году состоялась первая экспедиция в ненаселенные районы Памира для поисков снежного человека. Решено было взять собаку, натасканную на поиск людей. Известно, что собака ищет по запаху, но где взять запах снежного человека, если он еще не найден? Как быть?

Ответ: сформулируем противоречие: собака должна понюхать запах снежного человека, чтобы его искать по этому запаху, но она не может этого сделать, так как ни сам снежный человек, ни его следы не обнаружены. Переберем приемы, может быть, они натолкнут на какую-нибудь хорошую идею. «Предварительное действие». Надо сделать, но какое? Что-то надо бы внести в систему. Но что? Запах. Носитель запаха. Но где его взять? Принцип однородности. Кто так же пахнет, как снежный человек? Кто в природе близок снежному человеку? Медведь? Но снежный человек – примат. Значит – обезьяна. Ага, «Копирование». Кто может быть копией снежного человека по запаху? Обезьяна. В экспедицию взяли герметичную коробочку с волосами обезьяны и давали их нюхать собаке перед поиском. Это была замечательная собака с редким «верховым» чутьем. Собака очень старалась, через две недели ежедневных бесплодных поисков собака заболела от стыда и отчаяния. Хозяин перестал с ней ходить на поиск. Но собака была не виновата, по всей вероятности, в районе поиска снежного человека не было, так как другие способы поиска тоже ничего не дали.

И тут собачку жаль. Может, снежный человек – не примат вовсе? И сидел за ближайшим кустом, пока собака сбивалась с ног и зарабатывала профессиональную депрессию в поисках супер-обезьяны. Итак, книжка – увлекательная, полезная, очень пригодится для внеклассных занятий со школьником. Насколько я помню, в У-Фактории выпускалось немало подобных книг, хороших помощников для педагогов, воспитателей, психологов и просто ответственных родителей.

Источник

Рассмотрена Согласовано Утверждена

На заседании МС Заместитель руководителя Приказом МБОУ ДОД

МБОУ ДОД по УВР МБОУ ДОД ЦД(Ю)ТТ

Протокол № ____от __________________ № ________от

«___»______201_г. «___»______201_г. «___»_____201_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога дополнительного образования

Молозиной Любови Сергеевны

«ИНТЕЛЛЕКТИКА»

Салават

2014- 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа рассчитана на детей первого года обучения объединения «Интеллектика», является модифицированной и относится к естественнонаучной направленности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 8-10 лет, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Программа рассчитана на 144 часа в год.

Программа включает 5 разделов: «Восприятие информации человеком», «Развитие логического мышления», « Внимание и память человека», «Развитие творческого воображения».

Актуальность. Новизна.

Обычно программы такого направления ориентированы на детей ЗПР, данная программа составлена для детей без отклонения в развитии. Одинаково важное значение придаётся формированию самих когнитивных умений и тем знаниям, которые с их помощью приобретаются, так как эффективное развитие когнитивной сферы возможно только как “сплав” взаимосвязанных и одновременно протекающих процессов отработки когнитивных умений на основе усвоения содержательного материала. Новизной является и включение в содержание программы раздела, посвященного и знакомству с основными понятиями ТРИЗ.

Цель и задачи

Основная цель программы: формирование обучающегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению.

Обучающая:

  • Познакомить детей с начальными элементами научной картины мира, начальными знаниями об обществе и месте ребенка в нем.

  • Познакомить детей с предметом логики и основными терминами: понятие, причина, следствие, анализ, синтез, структура.

  • Изучить с детьми приемы развития ассоциативного мышления и приемы фантазирования, использующие ассоциации.

Развивающая:

развивать:

  • мышление (абстрактное, логическое, наглядно-образное, словесно- логическое, практическое, теоретическое, реалистическое);

  • воображение (активное, пассивное (произвольное и непроизвольное), творческое);

  • внимание (произвольное и непроизвольное);

  • память (произвольную, механическую, логическую, непроизвольную, оперативную, промежуточную),

  • гибкость мысли, быстроту и критичность ума;

  • мотивацию к познанию окружающего мира.

Воспитывающая:

  • прививать навыки культурного поведения;

  • помочь обучающимся в овладении элементами самовоспитания.

Формы организации занятий:

  • учебное занятие;

  • экскурсии;

  • организация праздников;

  • театрализованное занятие;

  • участие в выставках и конкурсах различного уровня;

  • участие в воспитательных мероприятиях МБОУ ДОД “ЦД(Ю)ТТ”.

Должны уметь:

  • находить сходство и различие предметов по форме, цвету, веществу, назначению

  • вычленять более широкие и более узкие, находить связи между родовыми и видовыми понятиями;

  • делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности;

  • уметь дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию;

  • научиться элементам анализа: выявление связей между явлениями и понятиями: противоположность, часть и целое.

  • запоминать и воспроизводить смысл, существо материала, доказательство, аргументацию;

  • преодолевать инерцию мышления;

  • придумывать сказки, используя изученные приемы.

Прогнозируемый результат

Одним из важных конкретных результатов является развитие разных форм и видов процесса мыслительного анализа, под которым понимается процесс выделения в объекте различных сторон, свойств, связей, отношений и соответствующих им форм и видов процессов синтеза. А так же должны овладеть культурой общения в коллективе и нравственными общепринятыми нормами поведения, выработать потребность и ценность к труду.

Формы подведения итогов

При подведении итогов реализации программы используется итоговая диагностика, которая включает в себя анкетирование родителей и учащихся, тестирование психологических процессов у ребят.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов

и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

практические

1.

Введение. ТБ.

2

2

Контрольно диагностическое занятие.

2

2

2.

Восприятие информации человеком.

16

8

8

1

Чувства и органы чувств человека.

2

2

2

Восприятие информации с помощью зрения

2

2

3

Восприятие информации с помощью слуха

2

2

4

Восприятие информации с помощью обоняния, осязания, вкусовых ощущений

2

2

5

Составление описания предметов и явлений с использованием наибольшего количества органов чувств.

4

4

6

Упражнения по поддержанию здоровья органов чувств

2

2

7

Контрольно- диагностическое занятие.

2

2

3.

Развитие логического мышления

22

14

8

1.

Понятие – исходная форма мысли

2

2

2

Свойства и признаки предметов (объектов).

4

2

2

3

Принципы сенсорной обработки информации. Чувства и свойства

2

2

4

Единичные, общие, существенные и несущественные признаки предметов.

4

2

2

5

Сходство и различие предметов по форме, цвету, веществу, назначению

2

2

6

Сравнение предметов.

4

2

2

7

Понятие об алгоритме. Нахождение алгоритма построения загадок

2

2

8

Контрольно- диагностическое занятие.

2

2

4

Внимание и память человека

8

2

6

1

Внимание и память человека

2

2

2

Упражнения на развитие внимания и памяти.

2

2

4

Игры на развитие внимания и памяти.

2

2

5

Контрольно- диагностическое занятие.

2

2

5

Развитие творческого воображения

20

16

4

1

Понятие о психологической инерции. Воображение и фантазирование.

2

2

2

Понятие об ассоциациях. Ассоциативные игры, упражнения.

2

2

3

Приемы фантазирования: «оживление»

2

2

4

Приемы фантазирования: «увеличение-уменьшение»

2

2

5

Приемы использования приемов в сказках.

2

2

6

«Живые» буквы, слова, понятия.

2

2

7

«Звуковая клякса»

2

2

8

Приемы фантазирования, использующие ассоциации: «Бином фантазии», «Елочка ассоциаций».

2

2

9

Придумывание фантастических рассказов. Придумывание новых объектов.

2

2

10

Контрольно-диагностическое занятие.

2

2

6

Итоговое занятие. Контрольная диагностика.

2

2

ИТОГО

72

44

28

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Введение. ТБ.

Организационные вопросы. Режим занятий. Правила поведения на занятиях объединения «Интеллектика». Контрольно — диагностическое занятие.

2.Восприятие информации человеком.

Чувства и органы чувств человека. Восприятие информации с помощью зрения. Восприятие информации с помощью слуха. Восприятие информации с помощью обоняния, осязания, вкусовых ощущений. Составление описания предметов и явлений с использованием наибольшего количества органов чувств. Упражнения по поддержанию здоровья органов чувств. Контрольно- диагностическое занятие.

3.Развитие логического мышления.

Понятие – исходная форма мысли. Свойства и признаки предметов (объектов). Принципы сенсорной обработки информации. Чувства и свойства. Единичные, общие, существенные и несущественные признаки предметов. Сходство и различие предметов по форме, цвету, веществу, назначению. Сравнение предметов. Понятие об алгоритме. Нахождение алгоритма построения загадок. Контрольно- диагностическое занятие.

4. Внимание и память человека.

Внимание и память человека. Упражнения на развитие внимания и памяти. Игры на развитие внимания и памяти. Контрольно- диагностическое занятие.

Приложение 1.

5.Развитие творческого воображения.

Понятие о психологической инерции. Воображение и фантазирование. Понятие об ассоциациях. Ассоциативные игры, упражнения. Приемы фантазирования: «оживление», «увеличение-уменьшение». Приемы использования приемов в сказках. «Живые» буквы, слова, понятия. «Звуковая клякса». Приемы фантазирования, использующие ассоциации: «Бином фантазии», «Елочка ассоциаций». Придумывание фантастических рассказов. Придумывание новых объектов. Контрольно-диагностическое занятие.

6. Итоговое занятие. Контрольная диагностика.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса. На различных его этапах ведущими методами выступают отдельные, приведенные ниже методы.

  • Методы обучения:

  • словесные — беседа, рассказ, монолог, диалог;

  • наглядные — демонстрация иллюстраций, рисунков, макетов, моделей, открыток, чертежей и т.д.;

  • практические — решение творческих заданий, изготовление моделей, макетов и др.;

  • репродуктивные — работа по шаблонам, калькам, чертежам;

  • проблемно-поисковые — изготовление изделий по рисунку, по собственному замыслу, решение творческих задач, индивидуальные задания в зависимости от достигнутого уровня развития обучающихся;

  • игровые.

  • Метод проектов используется на занятиях в течение всего периода обучения. Он способствует включению ребят в проектную культуру не только как ее наследников, но и творцов, формированию у обучающихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в социуме.

  • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: творческие задания, комфортная структура занятия, познавательные и развивающие, имитационные игры, экскурсии, коллективные обсуждения и т.д. Творческие мастерские.

  • Методы воспитания:

  • беседы

  • метод примера

  • педагогическое требование

  • создание воспитательных ситуаций

  • соревнование

  • поощрение

  • наблюдение

  • анкетирование

  • анализ результатов.

  • Методы контроля — контрольные задания в виде творческих работ в конце каждой темы в процессе обучения, выставки, участие в конкурсах.

Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта обучающихся.

Литература

  1. Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002

  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. — М.: Вита-Пресс, 1999

  3. Гин С. Мир логики. – М.: 2001

  4. Гин С. Мир фантазии. – М.: 2002

  5. Гин С. Мир человека. – М.: 2003

  6. Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Мир интеллектуального творчества. Игры для ума. – СПб.: 2003

  7. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль. «Академия развития», 1998

  8. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов – на – Дону: изд. Ростовского университета, 1993

  9. Огородников В.П. Логика. – СПб., изд. « Питер», 2004

  10. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. – СПб.: 1999

  11. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. — СПб: Речь, 2002

  12. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. — СПб: Речь, 2002

Источник