Талантливый и способный ребенок выявление развитие поддержка

Талантливый и способный ребенок выявление развитие поддержка thumbnail

Система поддержки талантливых детей.

            Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает разработку системы выявления и поддержки талантливых детей, как главный источник развития научного и творческого потенциала общества. Талантливая молодежь в перспективе – важнейший фактор и ресурс развития общества, её деятельностное включение в образовательные, экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы для развития, как отдельного региона, так и страны в целом. Поэтому на школу ложатся важнейшие стратегическая задача – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющей выбирать профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

            Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации  творческого потенциала обучающихся.

            Программа развития школы на 2007-2010 гг. предусматривает как одну из задач – создание соответствующей развивающей, творческой  среды, способствующей раскрытию и развитию природных возможностей каждого учащегося. В ОУ разработана и реализуется программа «Одаренные дети», основными направлениями которой являются:

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми имеет следующее содержание:

  • Выявление одаренных детей и талантливых детей

Развитие одаренного ребенка является одним из направлений работы начальной школы. В соответствии с реализуемой в школе программой «Одаренные дети» разработан диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей детей в период обучения в начальной школе, сложилась стойкая система мониторинга одаренности детей. Педагоги школы  используют различные методики диагностирования: «Карта интересов», «Характеристика ученика», «Карта одаренности» и др., разработаны анкеты для детей, родителей,  учителей, специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей. Создан банк данных по талантливым и одаренным детям, ведется анализ особых успехов и достижений ученика с самого раннего возраста, при этом поддерживается тесная связь с дошкольным учреждением. Чтобы в полной мере раскрыть и оценить ребенка, в школе введено добровольное портфолио. С самого начала обучения школьник получает возможность накапливать свои достижения, тем самым проблема раскрытия потаенных способностей, таланта отпадает сама собой. Кроме того, выпускник получает портфолио, которое  может предъявить при поступлении в ВУЗ.

И все же гораздо труднее на протяжении дальнейшего обучения  поддерживать те творческие способности, которые были у ребенка выявлены в начальной школе. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.

В нашей школе создана и действует система поддержки, помощи талантливых детей в самореализации их творческой направленности, о которой хотелось бы сказать подробнее.

В Красноборской школе сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебный план ОУ включаются программы факультативных курсов по углубленному изучению предметов (начальная школа – математика, 8 класс – черчение, 9 класс – экономика).   

Школа реализует программы профильного обучения, как одну из форм развития индивидуальных способностей детей  по отдельным предметам. Индивидуальный подход к обучению на старшей ступени осуществляется через элективные курсы, которые способствуют расширению и углублению знаний. Старшеклассникам предлагаются элективные курсы по различным областям знаний: экономике, истории, физике, химии и т.д.

Для поддержки и развития  творческих способностей мы используем дополнительное образование: клубы, кружки, спортивные секции. За последние 3 года охват учащихся кружковой и клубной деятельностью значительно вырос. Руководители кружков, спортивных секций стараются разнообразить формы проведения  занятий, поддержать и развить творческие способности детей. Ребята нашей школы – активные участники, победители и призеры  конкурсов различных уровней. Благодаря умелому руководству своих наставников они стараются не просто добиться успеха, а расти дальше, совершенствуя свои умения. Среди руководителей кружков — педагоги, которые воспитали не одно поколение «звездочек» (Макарова В.И., Махонина М.А., Колебанов И.Е. и др.).

Одной из главных задач развития ОУ педагогический коллектив видит в создании ситуации успеха в школьной среде. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных играх, научно-практических конференциях. Из приведенных таблиц, диаграмм видно, что наши ученики добиваются успеха в конкурсах различного уровня, количество участников растет с каждым годом. В прошлом учебном году

В нашей школе успешно развивается олимпиадное движение, как одна из форм поддержки талантливых детей. На протяжении многих лет учащиеся становятся победителями и призерами районных олимпиад по праву, истории и технологии, увлеченность данными предметами в школе, а также умелое управление наклонностями детей в той или иной области знаний помогли многим нашим выпускникам с дальнейшим выбором профессии. Так выпускница 2009 года  Сибирина Ксения, призер олимпиад по праву и истории продолжает свое обучение на юридическом факультете НГУ им. Лобачевского, Степанцев Артем, призер районных олимпиад по праву, обществознанию и истории – курсант Нижегородской академии МВД, победительница районной олимпиады по праву 2010 Кучина Ксения также определилась с выбором профессии в дальнейшем. Этот список можно продолжить.  Данные примеры подтверждают, что педагогический коллектив школы на правильном пути. Для поддержки талантливых детей практикуется проектно — исследовательская работа. Среди педагогов школы можно назвать тех, кто активно внедряет данную форму для развития творческого потенциала детей: учитель химии и биологии Еристова М.В., учитель русского языка и литературы Назарова С.А., учитель истории Степанцева И.В., воспитатель ГПД Кузовлева Т.А. и др. Проведение различных исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребенка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. Зачастую увлечение становится делом всей жизни. Не менее важно создать благоприятные условия для деятельности ребенка во время урока. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Это связано  с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Педагоги нашей школы используют различные формы организации и проведения уроков, активно внедряют в учебный процесс современные образовательные технологии для того, чтобы учесть индивидуальные возможности каждого.

  • Поощрение одаренных детей.

Любую деятельность всегда стимулирует поощрение. Вручение грамот, объявление  благодарности предоставление возможности побывать в интересных поездках, публикации в СМИ и др.

  • Работа с родителями.

Для родителей часто тоже возникают трудности в воспитании одаренного ребенка, поэтому нам приходится проводить работу с ними, осуществлять психологическую поддержку, проводить индивидуальные консультации, а также вовлекать родителей в совместное с детьми творчество. Семьи Ильиных, Еристовых, Кудяшовых, Грязевых являются не только активными участниками творческих конкурсов, но и их победителями, а также  призерами в различных номинациях.

  • Совершенствование профессиональных качеств учителя

            Каждый талантливый ребенок уникален и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого же педагога. Учитель, работающий с детьми должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором. Для учителя должны быть характерны: желание работать нестандартно, поисковая деятельность, готовность к сотрудничеству, стремление к совершенствованию, умение создавать доверительные межличностные отношения, признавать право ребенка на ошибку, уважение любой его идеи.  Известно правило: успешным ученик может стать только у успешного учителя.  В нашем педагогическом коллективе есть учителя, которых можно смело назвать успешными. Добиваясь результативности в своей работе своим примером, своей креативностью, активной жизненной позицией они вовлекают детей в творчество. Ученики хотят быть похожими на них (кинофрагмент). Участники национального проекта «Образование», победители и призеры конкурсов различных уровней:  учитель химии высшей категории Еристова М.В.,  учитель русского языка и литературы Назарова С.А.,  учитель начальных классов Махонина М.А.,  учитель технологии Макарова В.И. и мн.др.

  • Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности условий

В основе деятельности ОУ лежат принципа активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к данной проблеме. Школа взаимодействует с учреждениями культуры района, музыкальной школой, библиотекой, учреждениями высшего образования (АГПИ, НГСА).

            Завершая своё выступление, хотелось бы обратить внимание на проблемы, которые нам предстоит решить в будущем:

  1. Совершенствование критериев выявления одаренных детей, их психолого-педагогическое сопровождение.
  2. Выработка модели поведения учителя, влияющего позитивно на развитие одаренности школьников.
  3. Ориентация УВП школы на психологические и личностные особенности одаренных детей

Источник

Доклад

На городском круглом столе учителей технологии в рамках Педагогической ассамблеи — 2018

на тему:

«Развитие системы выявления и поддержки талантливых школьников.»

Подготовила: учитель технологии

МОУ СОШ №7 В. П. Шабуневич

Развитие системы выявления и поддержки талантливых школьников.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

        Талантливая молодежь в перспективе – важнейший фактор и ресурс развития общества, её деятельностное включение в образовательные, экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы для развития, как отдельного региона, так и страны в целом. Поэтому на школу ложатся важнейшие стратегическая задача – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющей выбирать профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

        Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации  творческого потенциала обучающихся.

        Существуют программа развития школы, в которой предусматривает как одну из задач – создание соответствующей развивающей, творческой  среды, способствующей раскрытию и развитию природных возможностей каждого учащегося.

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми имеет следующее содержание:

  • Выявление одаренных детей и талантливых детей

Развитие одаренного ребенка является одним из направлений работы начальной школы. В соответствии с реализуемой в школе программой «Одаренные дети» разработан диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей детей в период обучения в начальной школе, сложилась стойкая система мониторинга одаренности детей. Педагоги школы  используют различные методики диагностирования: «Карта интересов», «Характеристика ученика», «Карта одаренности» и др., разработаны анкеты для детей, родителей,  учителей, специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей. Создан банк данных по талантливым и одаренным детям, ведется анализ особых успехов и достижений ученика с самого раннего возраста, при этом поддерживается тесная связь с дошкольным учреждением. Чтобы в полной мере раскрыть и оценить ребенка, в школе введено добровольное портфолио. С самого начала обучения школьник получает возможность накапливать свои достижения, тем самым проблема раскрытия потаенных способностей, таланта. Кроме того, выпускник получает портфолио, которое  может предъявить при поступлении в ВУЗ.

И все же гораздо труднее на протяжении дальнейшего обучения  поддерживать те творческие способности, которые были у ребенка выявлены в начальной школе. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.

Работа с одаренными детьми и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие один их важнейших аспектов деятельности нашей школы. Выявление одаренных детей начинается, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

В нашей школе создана и действует система поддержки, помощи талантливых детей в самореализации их творческой направленности, о которой хотелось бы сказать подробнее.

Выявлением одаренных детей занимаются методические объединения школы. Большую работу по выявлению творческих способностей, учащихся ведут классные руководители, психолог, учителя, в том числе и технологии, которые проводят собеседования с учащимися на предмет выявления личностных качеств, анкетирование, диагностику уровня развития интеллекта. Дают рекомендации родителям и учителям.

В школе можно выделить следующие категории детей:

  1. Учащиеся с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);

  2. Учащиеся с признаками специальной, умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);

  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).

Школа реализует программы профильного обучения, как одну из форм развития индивидуальных способностей детей  по отдельным предметам. Индивидуальный подход к обучению на старшей ступени осуществляется через элективные курсы, которые способствуют расширению и углублению знаний. Старшеклассникам предлагаются элективные курсы по различным областям знаний: экономике, истории, физике, химии и т.д.

Для поддержки и развития  творческих способностей мы используем дополнительное образование: клубы, кружки, спортивные секции. За последние время охват учащихся дополнительным образование значительно вырос. Руководители кружков, спортивных секций стараются разнообразить формы проведения  занятий, поддержать и развить творческие способности детей. Ребята нашей школы – активные участники, победители и призеры  конкурсов различных уровней.

Как учитель технологии я стараюсь выявить и поддержать одаренных детей следующими методами:

 наблюдение;

 общение с родителями;

 работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

предметные недели;

 предметные олимпиады;

 интеллектуальные игры, конкурсы;

 научно-практические конференции;

 олимпиады, конкурсы, проекты, соревнования, научно-практические конференции, интернет – проекты

Основной формой организации учебного процесса в школе и у меня  остается урок. Не менее важно создать благоприятные условия для деятельности ребенка во время урока. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Это связано  с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Я стараюсь, используют различные формы организации и проведения уроков, активно внедряют в учебный процесс современные образовательные технологии для того, чтобы учесть индивидуальные возможности каждого.

Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

Олимпиады занимают важное место в развитии одаренных детей. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы. Наряду с урочной деятельностью, способствующей подготовке учащихся к олимпиадам, мною проводятся следующие виды деятельности:

  1. Предметные недели, являющиеся важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых способностей. На протяжении многих лет мною ежегодно проводятся предметные недели по технологии. При подготовке к предметным неделям становится видна заинтересованность учащихся, их стремление узнать что-то новое по предмету, они предлагают свою помощь при подготовке мероприятий. В рамках предметных недель мною проводятся следующие конкурсы, викторины, мероприятия: «Умелые руки не знают скуки» игровой урок 6 класс, «Каждое дело делай умело» 5 класс, «Праздник труда» 6-7 классы, обязательно проводиться неделя масленицы с газетами от класса, блинами и историями о проведении масленицы в семье сейчас и т.д.

2. Традиционной остаётся подготовка к олимпиадам через систему индивидуально-групповых занятий по предметам.

3. Создаётся банк данных мотивированных учащихся с учётом познавательных интересов учащихся по классам с 5 по 11.

4. Составляются дополнительные занятия по подготовке учащихся в 5-7 классах, 8 классов и 10-11 классов. В план подготовки включены основные разделы, наиболее часто встречающиеся в заданиях муниципального этапа олимпиады по технологии. Это – «Обработка пищевых продуктов», «Материаловедение», «Культура дома», «Конструирование и моделирование одежды», «Обработка ткани», «Семейная экономика», «Основы предпринимательской деятельности», и т. д.

5. Большое значение при подготовке талантливых детей уделяется проектной деятельности, т.к. защита творческого проекта осуществляется в третьем туре олимпиады по технологии. К сожалению, в кабинете отсутствует проектор, что могло улучшить качество занятий.

6. Проведение индивидуальных занятий с учащимися.

7. Проведение школьных туров олимпиад. Выявление победителей.

8. Участие в муниципальных  турах предметных олимпиадах.

Поощрение одаренных детей.

Любую деятельность всегда стимулирует поощрение. Вручение грамот, объявление  благодарности предоставление возможности побывать в интересных поездках, публикации в СМИ и др.

Работа с родителями.

Для родителей часто тоже возникают трудности в воспитании одаренного ребенка, поэтому нам приходится проводить работу с ними, осуществлять психологическую поддержку, проводить индивидуальные консультации, а также вовлекать родителей в совместное с детьми творчество.

Совершенствование профессиональных качеств учителя

        Каждый талантливый ребенок уникален и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого же педагога. Учитель, работающий с детьми должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором. Для учителя должны быть характерны: желание работать нестандартно, поисковая деятельность, готовность к сотрудничеству, стремление к совершенствованию, умение создавать доверительные межличностные отношения, признавать право ребенка на ошибку, уважение любой его идеи.  Известно правило: успешным ученик может стать только у успешного учителя.

Проведение различных исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребенка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. Зачастую увлечение становится делом всей жизни.

        Завершая своё выступление, хотелось бы обратить внимание на проблемы, которые нам предстоит решить в будущем:

  1. Совершенствование критериев выявления одаренных детей, их психолого-педагогическое сопровождение.

  2. Выработка модели поведения учителя, влияющего позитивно на развитие одаренности школьников.

Одной из главных задач развития ОУ педагогический коллектив видит в создании ситуации успеха в школьной среде. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных играх, научно-практических конференциях. Из приведенных таблиц, диаграмм видно, что наши ученики добиваются успеха в конкурсах различного уровня, количество участников растет с каждым годом. В прошлом учебном году

В нашей школе успешно развивается олимпиадное движение, как одна из форм поддержки талантливых детей. На протяжении многих лет учащиеся становятся победителями и призерами районных олимпиад по праву, истории и технологии, увлеченность данными предметами в школе, а также умелое управление наклонностями детей в той или иной области знаний помогли многим нашим выпускникам с дальнейшим выбором профессии. Так выпускница 2009 года  Сибирина Ксения, призер олимпиад по праву и истории продолжает свое обучение на юридическом факультете НГУ им. Лобачевского, Степанцев Артем, призер районных олимпиад по праву, обществознанию и истории – курсант Нижегородской академии МВД, победительница районной олимпиады по праву 2010 Кучина Ксения также определилась с выбором профессии в дальнейшем. Этот список можно продолжить.  Данные примеры подтверждают, что педагогический коллектив школы на правильном пути. Для поддержки талантливых детей практикуется проектно — исследовательская работа. Среди педагогов школы можно назвать тех, кто активно внедряет данную форму для развития творческого потенциала детей: учитель химии и биологии Еристова М.В., учитель русского языка и литературы Назарова С.А., учитель истории Степанцева И.В., воспитатель ГПД Кузовлева Т.А. и др. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности условий

В основе деятельности ОУ лежат принципа активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к данной проблеме. Школа взаимодействует с учреждениями культуры района, музыкальной школой, библиотекой, учреждениями высшего образования (АГПИ, НГСА).

        Завершая своё выступление, хотелось бы обратить внимание на проблемы, которые нам предстоит решить в будущем:

  1. Совершенствование критериев выявления одаренных детей, их психолого-педагогическое сопровождение.

  2. Выработка модели поведения учителя, влияющего позитивно на развитие одаренности школьников.

  3. Ориентация УВП школы на психологические и личностные особенности одаренных детей

Работа с одаренными детьми и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие один их важнейших аспектов деятельности нашей гимназии. Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Выявлением одаренных детей занимаются методические объединения школы. Большую работу по выявлению творческих способностей, учащихся ведут классные руководители, психолог, которые проводят собеседования с учащимися на предмет выявления личностных качеств, анкетирование, диагностику уровня развития интеллекта. Дают рекомендации родителям и учителям.

В гимназии можно выделить следующие категории детей:

 учащиеся с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);

 учащиеся с признаками специальной, умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);

 учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).

Среди методов выявления и поддержки одаренных детей необходимо отметить следующие:

 наблюдение;

 общение с родителями;

 работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

 предметные олимпиады;

 интеллектуальные игры, конкурсы;

 научно-практические конференции;

 олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции, интернет-проекты.

Свои личные достижения — грамоты, дипломы, благодарности, творческие работы, достижения в социальной практике учащиеся формируют в банке индивидуальных достижений — «Портфолио учащегося».

Нашу гимназию отличает большой опыт работы, направленной на создание условий для развития таланта детей, выявления и поддержки их одаренности. За многие годы нашему образовательному учреждению удалось создать систему поддержки талантливых и одаренных детей, комфортную творческую среду, обеспечивающую возможность интеллектуальной и творческой самореализации учащихся. С каждым годом увеличивается количество конкурсов, фестивалей, интеллектуальных игр, олимпиад; возрастает и число участников мероприятий разного уровня.

Так, традиционно учащиеся гимназии – призеры и победители районного этапа Всероссийской олимпиады школьников, их регулярно приглашают на региональный этап олимпиады по химии, истории, якутскому языку, биологии, русскому языку, истории.

В этом году наши ребята четвертый раз стали участниками Всероссийского образовательного слета юных полярников. Данное мероприятие значимо и проводится в разных городах России – Тамбове, Якутске, Санкт-Петербурге. В рамках слета проводятся научно-практические конференции, викторины, олимпиады гуманитарной и инженерно-технической направленности, в которых наши учащиеся также показывают хорошие результаты. Надеемся, этот год не станет исключением, и наши ребята будут иметь возможность вылететь в Санкт-Петербург.

Источник