Таблица развития ребенка второго года жизни

Таблица развития ребенка второго года жизни thumbnail

Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм — @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы «Дети и нервы» или наберите в поиске мессенджера Телеграм — @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

(приблизительные ориентиры)

А

Н

15 месяцев

А

Н

18 месяцев

А

Н

21 месяц

1. ОРИЕНТАЦИЯ

Кубики: башня из 2.

Масса кубиков: башня из 3-4.

Масса кубиков: башня из 5-6.

Чашка-кубик: 6 кубиков в
чашке. (18 мес.)

Чашка-кубик: 10 в чашке.

Масса кубиков: имитирует
движущийся поезд (24 мес).

Рисование: начинает
имитировать линию.

Пилюли и бутылочка:
вытряхивает на просьбу.

Доска с формами: вкладывает
2-3 блока (30 мес).

Доска с формами: без
демонстрации помещает круглый блок.

Рисование: спонтанно скребет
карандашом (36 мес).

Чудесная коробка: вкладывает
уголок от квадрата.

Доска с формами: обязательно
вставляет круглый блок.

Рисование:  подражая, 
проводит линию(24 мес.)

Чудесная коробка: находит
(возвращает) мяч.

Доска с формами: нагромождает
3 блока (24 мес).

2. ГРУБАЯ МОТОРИКА

Ходьба: несколько шагов,
начинает движение, останавливается

Ходьба: падает редко

Ходьба: во время игры
садится на корточки.

Ходьба: падает вдруг (18
мес.)

Ходьба: быстро бежит на
негнущихся ножках.

Ступени: спускается вниз,
держась одной рукой (24 мес).

Ходьба: оставляет ползание.

Ступени: идет по ним вверх,
держась одной рукой.(21 мес)

Ступени: идет вверх, держась
за перила (24 мес).

Ступени: заползает наверх
(18 мес).

Маленький стул: садится сам.

Большой мяч: (демонстрация)
пинает (24 мес).

Большой стул: карабкается на
него

Мяч: кидает (48 мес.)

Большой мяч: толкает всем
телом (21 мес.)

3. ТОНКАЯ МОТОРИКА

Кубики: башня из 2 кубиков.

Масса кубиков: башня из 3

Масса кубиков: башня из 5-6
кубиков.

Пилюля: (без демонстрации)
помещает в бутылочку.

Книга: переворачивает
страницы по 2

Книга: помогает
переворачивать страницы (18 мес).

4. РЕЧЬ

Словарь: 4-6 слов, включая
имена.

Книга: разглядывает,
выбирает.

Словарь: 20 слов

Вокализация: использует
жаргон (24 мес.)

Словарь: 10 слов, включая
имена.

Речь: спонтанно комбинирует
2-3 слова (24 мес).

Книга: узнает картинки (18
мес).

Книга с картинками: называет
или указывает на одну картинку

Мяч: выполняет 3
последовательные команды.

Тестовые объекты: называет
мяч.

Мяч: выполняет 2
последовательные команды.

5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Кормление: не пользуется
бутылочкой. 

Кормление: отдает пустую
тарелку

Кормление: держит чашку
хорошо

Кормление: не хватает
тарелку.

Кормление: частично ест сам,
проливает (36 мес).

Общение: просит пить, есть,
в туалет.

Туалет: частичная регуляция
(24 мес).

Туалет: регулируется в
дневное время (24 мес).

Общение: повторяет 2 и
больше конечных слова фразы (24 мес.)

Туалет: контролируется
дефекация.

Игра: тащит игрушку за собой
(30 мес).

Общение: тащит взрослого за
собой, чтобы показать что-либо (24 мес).

Туалет: показывает мокрые
штанишки (18 мес.)                   

Игра: качает и обнимает
куклу (24 мес).

Общение: говорит
«та-та» или эквивалент.

Общение: указывает, называет
свои желания (21 мес).

Игра: показывает или
протягивает игрушки.

Игра: бросает игру или
отказывается играть (18 мес).

А

Н

21 месяц

А

Н

24 месяца

А

Н

30 месяцев

1. ОРИЕНТАЦИЯ

Несколько кубиков: башня из
5-6.

Несколько кубиков: башня из
6-7 кубиков.

Несколько кубиков: башня из
8 кубиков.

Несколько кубиков: имитирует
движущийся поезд(24 мес).

Несколько кубиков: берёт 2 и
более и возит(30 мес.)

Несколько кубиков: к
построенному из кубиков поезду добавляет трубу

Доска с формами: вкладывает
2-3 блока (30 мес).

Рисование: имитирует
вертикальную линию

Рисование: имитирует
вертикальную и горизонтальную линии

Чудесная коробка: вкладывает
уголок от квадрата.

Рисование: имитирует
окружность (36 мес.)

Рисование: чертит две и
более линии, которые пересекаются

Чудесная коробка: находит
(возвращает) мяч.

Доска с формами: укладывает
блоки на доску без демонстрации, не обязательно правильно по форме

Цветные фигуры: помещает
одну фигурку на карточку

Доска с формами: после 4-х
попыток правильно вкладывает блоки (30 мес)

Доска с формами: по просьбе
помещает 3 блока правильно

Чудесная коробка: вкладывает
квадратный блок

Доска с формами: после
поворота доски на 180° блоки вкладывает, но может допускать ошибки

Повторяет: две цифры (1-3
попытки)

2. ГРУБАЯ МОТОРИКА

Ходьба: во время игры
садится на корточки

Ходьба: хорошо бегает без
падений

Ходьба: ходит на
«цыпочках» (после показа)

Ступени: спускается вниз,
держась одной рукой (24 мес).

Ступени: один идёт вверх и
вниз

Прыжки: прыгает, отрывая обе
ноги от пола

Ступени: идет вверх, держась
за перила (24 мес).

Большой мяч: пинает (без
демонстрации)

Стояние: пытается стоять на
одной ноге

Большой мяч: (демонстрация)
пинает (24 мес).

3. ТОНКАЯ МОТОРИКА

Несколько кубиков: башня из
5-6.

Несколько кубиков: башня из
6-7 кубиков.

Читайте также:  Центр естественного развития и здоровья ребенка осин

Несколько кубиков: башня из
8 кубиков.

Книга: переворачивает
страницы по одной.

Рисование: держит карандаш
пальцами

4. РЕЧЬ

Словарь: 20 слов

Речь: слова могут быть
нечёткими, но они обозначают конкретные предметы и действия (собственный
жаргон)

Имя: говорит полное имя

Речь: спонтанно комбинирует
2-3 слова (24 мес).

Речь: предложения из 3-х
слов

Карта с картинками: узнает 7
картинок в карте, книжке

Мяч: выполняет 3
последовательные команды.

Речь: использует
«я», «мне», «ты»

Карта с картинками: называет
5 картинок

Карта с картинками: называет
3 и более

Тестовые объекты:
демонстрирует умение их использовать

Карта с картинками: узнаёт и
указывает 5 и более картинок

Тестовые объекты: говорит
названия 2-х

Мяч: выполняет 4
последовательные команды

5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Кормление:  хорошо держит чашку

Кормление: не переворачивает
ложку

Общение: говоря о себе
использует чаще местоимение, чем своё имя

Общение: просит пить, есть,
в туалет.

Общение: говорит о
непосредственных впечатлениях

Общение: повторяет 2 и
больше конечных слова фразы (24 мес.)

Общение: просит дать что-то
«другое», когда заканчивается то, что было до этого

Общение: тащит взрослого за
собой, чтобы показать что-либо (24 мес).

Общение: обращается к себе
по имени (30 мес).

Игра: целенаправленно
двигает предмет (машинку и т.д.)

Одевание: одевает носки,
рукавички, шапку. Натягивает штанишки.

Игра: помогает убирать
игрушки

Игра: отдаёт чашку, полную
кубиков

Игра: может носить бьющиеся
вещи

Игра: подражание домашней
деятельности взрослых

Игра: в присутствии других
детей играет сам по себе(42 мес.) (параллельная игра)

Туалет: сухой ночью (36 мес)

Туалет: сообщает о своих
нуждах (42 мес.)

Источник

Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.

Что умеет делать годовалый малыш

Таблица развития ребенка второго года жизни

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками. 

Также малыш умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Таблица развития ребенка второго года жизни

Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.

Физические навыки

Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.

  • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
  • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
  • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

Психоэмоциональное развитие

В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

Вот чему он учится таким образом:

  • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.
Читайте также:  Занятия для развития творчества ребенка

Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

Таблица развития ребенка второго года жизни

Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.Физические навыки

  • В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
  • Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
  • Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
  • Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.

Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь. 

Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.

Психоэмоциональное развитие

Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.

  • Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
  • При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
  • В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
  • Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
  • Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
  • К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.

Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

Таблица развития ребенка второго года жизни

В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки

  • Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
  • Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
  • Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
  • Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
  • Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
  • Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
  • Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
Читайте также:  Доречевого и раннего речевого развития ребенка

Психоэмоциональное развитие

В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.

  • Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
  • В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
  • Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.

Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно. 

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

Таблица развития ребенка второго года жизни

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.

Психоэмоциональное развитие

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

  • По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
  • Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
  • В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
  • Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
  • Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Источник