Таблица развития ребенка с аутизмом

Таблица развития ребенка с аутизмом thumbnail

Анагиз Аминова
Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии образования и развития

Тема: «Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма»

Исполнитель:

студентка 4курса,группа 6454ППО направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль: «Педагогика и психология инклюзивного образования»

Аминова Анагиз Камалутдиновна

Нижневартовск, 2018

Тема: «Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма»

Характеристика ребенка с РАС.

Признаки раннего детского аутизма проявляются избирательно и непостоянно и не определяют основную специфику аномального развития. Одним из основных признаков РДА является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Выделяют следующие речевые нарушения:

— нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, не связана с ситуацией и окружением;

— Оторванность такого ребенка от мира, сказывается на его самосознании;

— Стереотипность речи, склонность к словотворчеству, почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий.

Другим признаком аутизма являются трудности формирования поведения. В основном это расторможенность, несобранность, отвлекаемость. Подобное поведение называется «полевым». Предмет притягивает аутичного ребенка к себе, взрослый же должен сам направлять действия этих сил, в противном случае его требование и желание ребенка будут идти вразрез.

Контакт со взрослыми требует от аутичного ребенка огромного напряжения, ему действительно трудно сосредоточиться, вследствие чего наступает перенапряжение. В результате нарушается психическое развитие и социализация. Клиническая картина синдрома Каннера окончательно формируется между 2-3 годами жизни и в течение нескольких лет (до 5-6 летнего возраста) наиболее выражена. Затем ее своеобразные патологические черты нередко сглаживаются. Аутизм с аутическими проявлениями – это исходная трудность установления контакта внешним миром и поэтому вторично выработанные реакции — избегание контактов.

Аутизм может проявляться как пассивный уход, безразличие, при этом может быть избирательность в контактах: общение только с одним человеком, и полная зависимость от него — «симбиотическая связь». Контакт с миром осуществляется через этого человека. Наблюдается так же тенденция к сохранению постоянства, стереотипов. u1069 Это своего рода приспособление ребенка к своим трудностям. Аутичный ребенок склонен к аутостимуляциям, таким как: бег по кругу, раскачивание и т. д. Эти движения усиливаются когда ребенок боится чего — либо. Аутичный ребенок не выполняет инструкций, игнорируя их, убегая от взрослого и делая все наоборот. Но все — таки при правильной коррекции у таких детей удается достичь видимых результатов.

Можно выделить основные причины возникновения РДА:

— это могут быть врожденные патологии нервной системы;

— ранние психические травмы;

— неправильное, холодное отношение родителей к ребенку;

— недостаточность центральной нервной системы (врожденная аномальная конституция, органические поражения ЦНС и т. д.)

Диагностика раннего детского аутизма базируется на выраженных в большей или меньшей степени основных специфических признаках: уход в себя, нарушение коммуникативных способностей, проявление стереотипии в поведении, различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке, боязнь телесного (зрительного) контакта, характерное особое нарушение развития речи (эхолалия при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем лице, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи, раннее проявление патологии психического развития.

Невозможность адекватного реагирования на окружающую среду приводит к тому, что для ребенка наиболее значимыми становятся как задачи активной адаптации к миру, так и задачи защиты и саморегуляции. Это приводит к искажению в развитии психических функций ребенка с РДА.

Степень нарушения психического развития при аутизме может значительно различаться. Интеллектуальное развитие ребенка с РДА имеет свои особенности. Некоторыми исследователями установлено, что у большинства этих детей наблюдается отставание в интеллектуальном плане, но у некоторых интеллект сохраняется. Считается, что нарушение познавательной деятельности является вторичным результатом поведения этих детей, которое в значительной мере препятствует формированию интеллектуальных функций.

Аутичный ребенок может быть как умственно отсталым, так и высокоинтеллектуальным, парциально одаренным, но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков. Подобный тип психического дизонтогенеза В. В. Лебединский (1985) выделил как искаженное развитие.

О. С. Никольской в 1985 — 1987 годах выделены четыре основные группы раннего детского аутизма. Критериями деления избраны характер и степень нарушения взаимодействия с внешней средой — по существу, тип самого аутизма.

1-я группа — дети с отрешенностью от внешней среды

Относящиеся к этой группе дети характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Они наиболее тяжелы в проявлениях аутизма: не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения. У них не наблюдаются стереотипные действия, нет стремления к поддержанию привычного постоянства окружающей среды. В первые годы жизни этих детей отличают следующие признаки: застывший взгляд, отсутствие ответа на улыбку матери, отсутствие чувства голода, холода, реакции на боль. Они не требуют внимания родителей, хотя полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания, примитивной игрой. Нередко подозреваются в глухоте или слепоте из-за того, что не откликаются на зов, не оборачиваются на источник звука, не следят взглядом за предметом. Эти дети мутичны. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у таких детей могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка шестого года жизни

2-я группа — дети с отвержением внешней среды

Они более активны, чем дети 1-й группы: избирательно контактны со средой, реагируют на холод, голод, боль, им свойственны переживания удовольствия и неудовольствия. Страхи перед окружающим у них сильнее, чем у других детей с ранним детским аутизмом. При изменении привычной окружающей обстановки у таких детей наблюдаются аффекты, страхи, протест, плач. С тревогой и многочисленными страхами могут бороться аутостимуляцией положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи руками, раскачивания, перебежки и т. д., речевых (скандирование слов, стихов, эхолалия, сенсорных (самораздражние зрения, слуха, трясение тряпочек, веревочек, закручивание шнурков и т. д.).

Таким образом, они заглушают неприятные воздействия извне. У детей отмечается однообразие игры, задержка в формировании навыков самообслуживания, возможны двигательные возбуждения (вспышки агрессии, паническое бегство без учета опасности). Обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, речевые штампы. Часто наблюдается примитивная «симбиотическая» связь с матерью, основанная на необходимости ежеминутного ее присутствия. При адекватной длительной коррекции дети 2-й группы могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной (иногда в массовой) школе.

3-я группа — дети с замещением внешней среды

Эти дети имеют более сложные формы защиты от переживаний и страхов, выражающиеся в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. Их поведение ближе к психо-патоподобному. Для них характерна более развернутая монологическая речь, однако к диалогу такие дети не способны. Низка способность к сопереживанию, эмоциональные связи с близкими недостаточны. Возможны вспышки агрессии как способ обратить на себя внимание: могут хватать за волосы, за лицо. Лучше адаптированы в быту, без больших затруднений осваивают навыки самообслуживания. Дети 3-й группы при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

4-я группа — дети со сверхтормозимостъю окружающей средой.

У детей этой группы менее высок аутистический барьер, меньше патология аффективной и сенсорной сфер. Более выражены неврозоподобные расстройства: тормозимость, робость, пассивность, пугливость в контактах, сверхосторожность. Активно усваивают поведенческие штампы, формирующие образцы правильного социального поведения. Игра тихая и малоподвижная. Особенно чувствительны к отрицательному отношению взрослых, резкой форме замечаний. Их настроение и поведение зависят от эмоционального состояния близких. Уходят от контактов при изменении стереотипов. Любят природу, нежную музыку, мелодичные стихи. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность. Дети 4-й группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев — обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

Такое наличие вариантов с различной клинико-педагогической картиной, социальной адаптацией, прогнозом требует и дифференцированного коррекциоинного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического.

Коррекционная работа с детьми с проявлениями раннего детского аутизма строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Учитывается клинический диагноз, данные психолого-педагогического изучения (уровень познавательных процессов и личностные характеристики). Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность.

Источник

История научных
исследований по проблеме аутизма
претерпела значительные изменения за
последние 20 лет. Вначале (в то время,
когда аутизм рассматривался как психоз)
ориентация была строго направлена на
психопатологию.

Особое внимание
уделялось характеристикам аутистических
людей, их странного, хаотичного поведения.
Заголовки ранних книг по аутизму могут
служить этому иллюстрацией («Fremde
unter uns» («Чужой среди нас»), «De
lege vesting», «Аутсайдер»). Но люди в
какой-то мере всегда боятся того, что
представляется им «непохожим»,
непонятным, и такое отношение автоматически
ведет к сегрегации.

Постепенно
значительное внимание переместилось
к точке зрения о том, что аутистические
люди, конечно, имеют набор специфических
расстройств, но многое из их поведения,
однако, может рассматриваться в рамках
нормального развития.

Исследователи в
данный момент более склоняются к
рассмотрению этой проблемы с точки
зрения развития (международные
классификационные системы были также
пересмотрены, и сейчас аутизм относится
к нарушениям в развитии, а не к психическим
болезням, как это было ранее): отправной
точкой стало сравнение развития
аутистических с развитием нормальных
детей (Шоплер и Рейчлер, 1979; Шоплер,
Рэйчлер и Лэнсинг, 1981;Питере, 1984).

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в дошкольный период

Дальнейшее
наблюдение, которое было сделано на
этом этапе, заключается в том, что так
называемые умственно отсталые люди
будут, например, иметь трудности в
понимании значений картин и объектов.
Они, однако, не должны сразу же быть
отнесены к аутистам. Большое отличие в
том, что аутисты не могут понять
символического уровня, соответствующего
их интеллектуальному возрасту. Или,
другими словами, является нормой то,
что в возрасте 16 месяцев дети не понимают
слова, в 8 месяцев -не понимают рисунков,
в 4 месяца не понимают символического
значения объектов.

Человек с аутизмом,
однако, имеет отличающийся профиль
развития, и как результат этого — более
«расщепленный» тип личности
(«шизофрения», «расщепление
личности», можно сказать, что эти
термины не относятся к абсолютно другому
психиатрическому синдрому). И именно в
этой триаде: коммуникация, социальное
взаимодействие и воображение, где этот
схизис находит наиболее сильное
проявление.

Аутистические
люди, однако, отстают в определенных
областях развития. Для демонстрации
этого в определенной и понятной манере
описание раннего развития трех
вышеуказанных навыков у детей с аутизмом
расположено вместе с описанием нормального
развития этой триады признаков.

Таблица 1

Сравнительная характеристика аспектов раннего нормального развития и раннего развития при аутизм Речь и коммуникация

Возраст
в месяцах

Нормальное
развитие

Раннее
развитие при аутизме

2

Издавание
гласных звуков, гуление

6

«Диалоги»
в виде издавания гласных звуков или
поворачивание в сторону родителей.
Появление согласных.

Плач
тяжело интерпретировать.

8

Различные
интонации в гулении, включая интонации
вопроса. Повторяющиеся слоговые
произнесения: ба-ба-ба, ма-ма-ма.
Появляются указывающие жесты.

Ограниченные
или необычные гуления (такие как визги
или крики). Не имитируют звуки, жесты,
выражения.

12

Появление
первых слов. Использование лексики
с интонацией, похожей на предложение.
Язык более часто используется для
комментирования окружающей среды.
Игра с использованием гласных звуков.
Использует жесты и вокализацию для
привлечения внимания, указывания
объектов и просьб.

Могут
появиться первые слова, но часто не
используются со значением. Частый
громкий крик, остающийся трудным для
интерпретации.

18

Словарный
запас 3-50 слов. Начинает составлять
словосочетания из 2-х слов. Перенесение
значений слов (напр., «папа» —
обращение ко всем мужчинам). Использование
языка для комментариев, прошения
объектов и совершения действий.
Привлечение внимания. Старается
привлечь внимание людей. Возможны
частые эхолалия и имитация.

36

Словарный
запас около 100 слов.
Многие
грамматические морфемы (мн.ч. прош.вр.
предлоги и др.) используются должным
образом. Эхолалическое повторение
не часто в этом возрасте. Возрастает
использование языка для обозначения
«там и тогда».
Задает много
вопросов главным образом для продолжения
разговора чем для получения информации.

Комбинации
слов встречаются редко. Может повторять
фразы, эхолалия, но использование
языка не творческое. Плохой ритм,
интонация. Бедная артикуляция примерно
у половины говорящих детей. У половины
или более детей речь не осмысленная
(без осознавания значений). Берет
родителей за руку и ведет к объекту,
подходит к месту его привычного
расположения и ждет, пока ему дадут
предмет.

48

Использует
комплексные структуры предложения.
Может поддерживать тему разговора и
добавлять новую информацию. Будет
спрашивать объяснения высказываний.
Приспосабливает уровень языка в
зависимости от слушателя (напр.,
упрощает для двухлетнего слушателя).

Может
творчески создать несколько комбинаций
из 2-3 слов. Эхолалия остается может
использоваться при коммуникации.
Копирует ведущих ТВ передач. Произносит
просьбы.

60

Использует
больший комплекс структур. В основном
владеет грамматическими структурам
и Способен оценивать предложения как
грамматические / неграмматические
структуры и делать исправления.
Развивает понимание шуток и сарказмов
узнает вербальные двусмысленности.
Рост способности приспособления
языка в соответствии с положением и
ролью слушателя.

Нет
понимания или выражения абстрактных
концепций (времени). Не может поддерживать
разговор. Неправильно использует
высказывания. Присутствует эхолалия.
Редко задает вопросы, если они
появляются то носят повторяющийся
характер. Нарушен тон и ритм речи.

Источник

У меня говорящая девочка аутист, я слышала от людей такие утверждения, что если она говорит, значит не аутизм. Но дети с аутизмом разные. Как говорится, если вы знаете одного ребенка с аутизмом, значит, вы знаете одного ребенка с аутизмом, нет одинаковых детей.

Вообще существует психологическая классификация детского аутизма, с которой нас познакомила наш психолог. Эта классификация служит для разработки методов и форм организации психолого-педагогической помощи аутистам. Эта классификация по О.С. Никольской, подробно описана в книге «Аутичный ребенок. Пути помощи». Книга есть в свободном доступе в сети интернет, рекомендую почитать. Согласной этой классификации выделяют 4 группы детского аутизма:

Читайте также:  Причины запоздалого развития речи ребенка

Дети первой группы:

Основные жалобы, с которыми обращается к специалистам семьи таких детей — отсутствие речи и невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения. Такие дети демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности. В период развернутых проявлений синдрома явный дискомфорт остается в прошлом, поскольку компенсаторная защита от мира строится у них радикально: не иметь с ним никаких точек активного соприкосновения. Аутизм таких детей максимально глубок, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг.

Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Они остаются мутичными, полностью несостоятельными в произвольных действиях. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания; они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

Дети второй группы :

исходно несколько более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам их аутизм более активен, он проявляется уже не как отрешенность, а как неприятие большей части мира, любых контактов, неприемлемых для ребенка. Родители чаще всего приходят в первый раз с жалобами на задержку психического развития таких детей, и прежде всего — развития речи; обо всех остальных трудностях они сообщают позже. Эти прочие трудности в жалобах родителей уходят на второй план, потому что они ко многому притерпелись и приспособились — ребенок уже приучил их к сохранению особых необходимых ему условий жизни, прежде же всего — к строгому соблюдению сложившегося жизненного стереотипа, в который включаются и обстановка, и привычные действия, и весь распорядок дня, и способы контакта с близкими. Обычна особая избирательность в еде, в одежде, фиксированные маршруты прогулок, пристрастия к определенным занятиям, предметам, особый строгий ритуал в отношениях с близкими, многочисленные требования и запреты, невыполнение которых влечет за собой срывы в поведении ребенка.

Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще — в массовой, реже — во вспомогательной).

Детей третьей группы

также легче всего отличить по внешним проявлениям, прежде всего — по способам аутистической защиты. Такие дети выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. В данном случае родители вынуждены обращаться за помощью к специалистам не из-за отставания в речевом или интеллектуальном развитии, а в связи с трудностями взаимодействия с таким ребенком, его экстремальной конфликтностью, невозможностью с его стороны уступить, учесть интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет. Родителей нередко беспокоит, что ему нравится, когда его ругают, он старается все делать назло. Содержание его интересов и фантазий часто связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями.

Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе

Детям четвертой группы

присущ аутизм в его наиболее легком варианте. На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах (т. е. контакт прекращается при ощущении малейшего препятствия или противодействия), неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка. Аутизм, таким образом, предстает здесь уже не как загадочный уход от мира или его отвержение, не как поглощенность какими-то особыми аутистическими интересами. Туман рассеивается, и высвечивается центральная проблема: недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Поэтому родители таких детей приходят с жалобами не на трудности эмоционального контакта, а на задержку психического развития в целом.

Эти дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев — обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

Существуют и другие классификации аутизма, определить какой вид аутизма у ребенка может только опытный и квалифицированный специалист, но об этом нужно знать и говорить. Исходя из собственного опыта,могу сказать, что чем раньше начинаешь заниматься с ребенком, тем лучше результат. Удачи вам, любите своих деток, они необыкновенные!

Источник