Таблица периодизация психического развития ребенка

Таблица периодизация психического развития ребенка thumbnail

Возрастной этап

Признаки возрастного
этапа

Социальная ситуация
развития

Характеристика
ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные
новообразования

Характеристика
познавательной, эмоциональной и
мотивационной сфер развития

Особенности
поведения и ведущие направленности
жизнедеятельности.

Новорожденность
(1-2 мес.)

Адаптация ребенка
к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая
зависимость от матери.

Кризис новорожденности.
Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений
общения с матерью
, заложение фундамента«симпатий
и антипатий» .

Малое
различие сна и бодрствования,
преобладание торможения над
возбуждением, спонтанная двигательная
активность
,установление эмоциональной связи с
матерью.

Младенческий возраст
( от 2-х месяцев до 1 года )

Психика
ребенка развивается в результате
совместной деятельности ребенка и
взрослого.

Неразрывная связь
ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное
общение, или ситуативно-личностное
общение со взрослым.

Аффективные вспышки,
если взрослые не понимают или не хотят
выполн. его желания.

Ходьба
или попытки ходьбы и первые слова.
Потребность в общении со взрослым.
Диффренцированные ощущения и
эмоциональные состояния. Восприятие
объектов. Автономная речь.Начальные
формы наглядно-действенного мышления.
Кратковременная фиксация на
объектах.(непроизвольное внимание)

Основывается на
потребности общения со взрослыми.
Процесс общения становится более
эмоц. Предметно-познавательная деят.
Манипуляция с предметами. Логика
многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Раннее детство ( 1-3
года)

Единство
эмоционального и действенного
отношения к непосредственно
воспринимаемому миру. Поведение
ребенка ситуативно.

Сотрудничество со
взрослым Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ
— ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж.
Вещей.

Предметно-манипулятивная
деятельность.

Негативизм
– реакция не на содержание предложения
взрослых, а на то, что оно идет от
взрослых.Упрямство,
строптивость, своеволие, симптом
обесценивания.

Речь и наглядно-действенное
мышление. Сознание «Я сам». Возникает
игра с сюжетом.

«Аффективное
восприятие объектов и ситуаций.
Наглядно-действенное мышление.
Формирование внутреннего плана
действий. Узнавание и воспроизведение.
Непроизвольное внимание. Эмоциональная
завышенная самооценка.

Способность к
передвижению.
Способность
ориентироваться в пространстве.
Благодаря этому возможность изучит
большее кол-во окруж. Вещей.

Дошкольный
возраст

(3 – 7 лет)

Познание мира
человеческих отношений. Творчество.
Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка
от взрослого. Две системы социальных
отношений: “ребенок — взрослый” и
“ребенок — дети”. Имитация мира
человеческих отношений.

Сюжетно-ролевая
игра.

Поведение
теряет детскую непосредственность.
Манерничанье, паясничанье, кривляние.
Появление оспаривания выполнять
родительскую просьбу, отказ от
привычных дел и обязанностей.
Демонстративная «взрослость».

Потребность в
общественно-значимой и
общественно-оцениваемой деятельности.
Творчество.

Соподчинение мотивов.
Самосознание. Правильная речь. Развитая
непроизвольная память, начало развития
произвольной памяти. Целенаправленное
анализирующее восп. Наглядно-образное
мышление, в конце преиода- переход к
словестн. Мышл.

Игра.

Младший
школьный возраст

(7 – 11 лет)

Начало школьной
жизни, с преобретанием соответствующей
позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного
от постоянных обязанностей существования
к обязательной, общественно-значимой
и общественно-оцениваемой деятельности.
Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

«Я
сам» в социальном смысле.Глубокий
мотивационный кризис, когда мотивация,
связанная с занятием новой социальной
позиции исчерпана (учебе превратилась
в житейскую обязанность), а содержательные
мотивы учения зачастую отсутствуют.
Снижение продуктивности

и способности к учебной. Негативизм.

Произвольность.
Внутренний план действия. Самоконтроль.
Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция
школьника, учебная мотивация.
Теоретическое мышление. Анализирующие
восприятие. Произвольная смысловая
память. Произвольное внимание.
Адекватная самооценка. Обобщение
переживаний, логика чувств и появл.
Внутр. Жизни.

«Школьная жизнь».
Учеба.

Подростковый
возраст

(11 – 15 лет)

Переход от детства
к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться
к миру взрослых, ориентация поведения
на нормы и ценности этого мира.
Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное
общение в процессе обучения и
организационно-трудовой деятельности.

Становление
человека как субъекта собственного
развития.

Чувство «взрослости».
(младший подростковый возраст)Самооценка.
«Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).

Теоретическое
рефлексивное мышление. Интеллектуализация
воспр. И памяти. Личностная
рефликсия.Гипертрофированная
потребность в общении со сверстниками.

Стремление
подростка занять положение в группе
свертсников.

Старший школьный
возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)

Переход к самостоятельной
взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор
жизненного пути.

Учебно-профессиональная
деятельность.

Страх ошибок в выборе
жизненного пути. Жизнь настоящим,
смутное представление будущего.
Ответственность за свой выбор перед
собой и близкими.
Философская интоксикация сознания,
оказывается поверженным в сомнения,
раздумья, мешающие его активной
деятельной позиции.

Мировоззрение.

Профессиональное
самоопределение.

Идеалы. Идентичность.

Дифференциация
способностей. Ориентация на будущее.
Нравственная устойчивость поведения.Формально-логическое,
формально-операциональное мышление.
Совершенствуется владение сложными
интеллектуальными операциями анализа,
синтеза, теоретического обобщения и
абстрагирования, аргументирования
и доказательства. эмоциональная
восприимчивость часто сочетается с
категоричностью
и прямолинейностью юношеских оценок

окружающего.

Учебно-профессиональная
деятелдьность.

Юнность (от 17 до 20-23
лет )

Первый период
взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного
пути. Уход из родительского дома.

Учебная, служба в
армии или поиск работы.

Окончательное
самоопределение.

Реализация жизненных
планов или поиск себя.

Три варианта
нарправленности: учеба в ВУЗе, поиск
работы или служба в армии.

Молодость ( от 20-23 до
30 лет)

Осуществление
жизненных целей. Расцвет любви и
дружбы.

Выбор спутника жизни
и создание семьи.
Овладение выбранной
профессией.

Труд.

Представления
о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами,
не удовлетворяют чел.
Происходит
переоценка ценностей, критический
пересмотр своего Я.

Семейные
отношения и чувство профессиональной
компетентности.
Рождение детей.

Осознание
своих качеств, способностей,
возможностей, знаний, интересов;
целостная оценка себя как чувствующего
и мыслящего существа.
Развиваются
теоретическое мышление, умение
абстрагировать, делать обобщения.
Происходят качественные изменения
в познавательных возможностях.
Реальный «Я» —
образ.

Поиск партнера.
Создание семьи, профессиональный
рост. Человек более-менее прочно
утверждается во взрослой жизни.

Зрелость ( от 30 до
60-70 лет)

Человек должен
раскрыть свой потенциал, реализовать
себя во всех сферах, исполнить жизненное
предназначение.

Реализации
себя, полного раскрытия своего
потенциала в профессиональной
деятельности и семейных отношений.
Осознание
ответственности
за содержание своей жизни перед самим
собой и перед другими людьми.

Труд. Творческий
труд.

Проблема убывающих
физических сил, привлекательности
– жестокий удар
по самооценке и Я-концепции.
изменяются
социальные ожидания. Пришло время
оправдывать надежды общества и создать
какой-то социально значимый продукт,
материальный или духовный, иначе
общество переносит свои ожидания на
представителей более молодого
поколения.

Продуктивность в
профессиональном плане и в плане
воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов
повышения, стабилизации и понижения
функционального уровня отдельных
функций и познавательных процессов.
Обобщение на
словесном материале.
Способность
самому ставить проблемы
,
достойные иногда усилий многих
поколений
Совершенствование
профессиональной
памяти
.

Расцвет деятельности,
передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость
или старость ( после 60-70 лет)

Заключительный
период жизни, включающий изменение
позиции человека в обществе и играющий
свою особую роль в системе жизненного
цикла.

Смена общественной
позиции, с выход на пенсию и удаление
от активного участия в производительном
труде. Отношения
с родственниками.
Стремление
воспитывать, подготовить себе
«достойную замену» на работе

Если пожилой человек
стремится сохранить себя как личность,
то в этом случае в качестве ведущей
деятельности в старости можно
рассматривать структуризацию и
передачу опыта, наставничество
молодых. Стремление
«успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов
связанных со смертью. Отношение к ней
зависит от направленности личности.(
генодистическое –быстро заканчивают
сущ, эгоистическое – интенсивное
старение, доживание, духовно-нравственное
– созраняется содержание жизни.

Принятие
своей жизни.

Жизненная
мудрость.

Счастливая
старость.

Интегрированность,
цельность.

Снижение
психического тонуса, силы и подвижности.
Возрастает время реакции, замедляется
обработка перцептивной информации
и снижается скорость когнитивных
процессов. Ведущим типом памяти
становится логическая. Появляется
выраженная озабоченность – не вполне
осознаваемое состояние. Озабоченность
собственным здоровьем, политическим
и экономическим положением в стране,
будущим детей и внуков – в целом все
понемногу. Хроническая озабоченность
помогает старым людям выработать
тактику сбережения усилий и тем самым
избежать фрустраций.

Другим характерным
эмоциональным переживанием пожилых
людей является возрастно-ситуативная
депрессия при отсутствии жалоб на
это состояние. Депрессия проявляется
в ослаблении аффективного тонуса и
живости.

На пороге старости
человек решает для себя вопрос:
пытаться ему сохранить старые и
создавать новые социальные связи или
перейти к жизни в кругу интересов
близких и своих собственных проблем,
перейти к жизни индивидуальной. Этот
выбор определяет стратегию адаптации
– сохранение себя как личности
(поддержание и развитие социальных
связей) или сохранение себя как
индивида.

Читайте также:  Карл бюлер духовное развитие ребенка

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Возрастной этап

Признаки возрастного этапа

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Новорожденность (1-2 мес.)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений общения с матерью , заложение фундамента«симпатий и антипатий» .

Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью.

Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года )

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Раннее детство ( 1-3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ — ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в группе детского сада

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. Вещей.

Дошкольный возраст

(3 – 7 лет)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок — взрослый” и “ребенок — дети”. Имитация мира человеческих отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.

Игра.

Младший школьный возраст

(7 – 11 лет)

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

«Я сам» в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Подростковый возраст

(11 – 15 лет)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).

Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восп. и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе сверстников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка в четыре года

Мировоззрение.

Профессиональное самоопределение.

Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения.Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношескихоценок окружающего.

Учебно-профессиональная деятельность.

Юнность (от 17 до 20-23 лет )

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

Окончательное самоопределение.

Реализация жизненных планов или поиск себя.

Три варианта направленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Молодость ( от 20-23 до 30 лет)

Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.

Труд.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют чел. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.

Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Рождение детей.

Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» — образ.

Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Зрелость ( от 30 до 60-70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции. изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование профессиональной памяти.

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

Смена общественной позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – сохраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Жизненная мудрость.

Счастливая старость.

Интегрированность, цельность.

Снижение психического тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Ведущим типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.

Преподаватель: Великановская Л. А.

Источник