Таблица отклонений в психическом развитии ребенка от рождения до 7 лет

Таблица отклонений в психическом развитии ребенка от рождения до 7 лет thumbnail

Цель психологического исследования воспитателя отличается своей практической направленностью. Воспитатель не формулирует психологические законы, не выделяет механизмы психического развития, а прослеживает их проявление в каждом конкретном случае у своих воспитанников. Таким образом, смысл изучения детей воспитателем детского сада состоит в том, чтобы понять причины их поведения, заметить их склонности и создать условия для их развития, правильно подобрать методы и приемы воздействия на малышей и проверить их эффективность, вовремя заметить отклонения в ходе психического развития, его недостатки, спроектировать дальнейшее психологическое развитие воспитанников, учитывая их настоящее, прошлое и будущее. А в итоге воспитатель сможет помочь ребенку реализовать его возможности, обеспечить нормальный ход психического развития малыша и формирование у него образований, позволяющих перейти на новую возрастную ступень, обеспечить становление его индивидуальности. Таким образом, особая исследовательская установка педагога является основой и условием педагогического творчества и педагогического процесса, которые идут к цели кратчайшим путем с наименьшей затратой сил при наибольших результатах. Для воспитателя очень важно:

Во-первых, иметь четкое представление о центральных линиях психического развития ребенка в дошкольном детстве, таких как развитие личности, становление видов деятельности и познавательных процессов, направления, закономерности, динамика, взаимосвязи, центральные новообразования.

Например, в развитии мышления — речь идет о его формах, а также мыслительных операциях.

Во-вторых, воспитателю важно видеть взаимосвязи в развитии всех центральных линий и свойств психики. (Так, речь выступает средством умственной деятельности и общения; внимание является условием успешного протекания практической и умственной деятельности и т. п.)

В-третьих, воспитателю важно представлять преемственность в развитии психики детей раннего и дошкольного возраста, чтобы ставить те или иные воспитательные задачи, связанные с развитием произвольного поведения, свойств внимания или мыслительных операций.

Литература

Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми //Избр. психологические произведения. — М., 1975. -С. 27-189.

Венгер Л. Психологическая характеристика ребенка //Дошкольное воспитание. — 1977. — №5. — С. 40-46.

Урунтаева Г.А., Афонъкина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М., 1995. — С.4.

Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей //Избр. психологические труды. — М.,1989. — С. 301-305.

§ 1. Особенности психического развития в раннем возрасте

Раннее детство — возраст от рождения до 3 лет — особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода (Н.М.Аксарина).

В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности.

Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы. Например, в возрасте 2,5-3 мес. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. С 3 до 5-6 мес. на основе развития зрительного сосредоточения совершенствуются движения руки, формируется хватание, ребенок начинает манипулировать с предметами. Устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи.

Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.

Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.

Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой — дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма.

Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования.

У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему. К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого.

Читайте также:  Как проверить развитие ребенка при беременности

Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним.

§ 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни

Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни малыша. Главной его особенностью выступает отсутствие поведения в собственном смысле слова. Наблюдаются лишь инстинктивные формы — безусловные рефлексы. Поведение ребенка связано с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорожденный же большую часть времени спит и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Он совершенно беспомощен и без опеки и заботы взрослого может погибнуть. Поэтому период новорожденности рассматривается как переходный между внутриутробным и внеутробным. Ребенок уже отделился от матери физически, но не физиологически, потому что она обеспечивает все его жизненно важные функции, начиная с кормления. С первого дня жизни малыша его жизнь социально опосредована. Такое опосредование состоит прежде всего в уходе за ребенком. Применяемые при этом средства — предметы для кормления, купания, сна, то есть для удовлетворения физиологических потребностей, социально сформированы, выработаны в процессе культурно-исторического развития общества. А с другой стороны, важнейшим средством опосредования выступает сам социально организованный образ жизни младенца, и прежде всего режим дня, предполагающий соответствующее чередование сна и бодрствования.

По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления ребенка в положении под грудью. Такое сосредоточение — очень важное приобретение новорожденного, поскольку определяет в дальнейшем развитие всех многообразных собственно человеческих форм поведения.

Взрослый является центром ситуации развития младенца. Он организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Подчеркнем, что особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и, более того, создает предпосылки для их формирования.

Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций. Первые эмоции новорожденного отрицательные, ведь для него важно показать окружающим, что ему угрожает, что его не удовлетворяет. В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития — период младенчества. На границе этих периодов вырабатывается особое поведение ребенка — «комплекс оживления», специфический акт поведения младенца в отношении взрослого. Он включает, кроме эмоциональных реакций, двигательные и вокализации.

Таким образом, взрослый стимулирует развитие важных потребностей малыша — социальных потребностей в познании и общении.

Несмотря на кратковременность периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:

-отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности;

-выделение первого объекта в окружающей действительности (взрослый, ухаживающий за ребенком);

-появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого (положительная эмоциональная реакция и свидетельствующая о ней улыбка);

-зарождение и развитие первой формы поведения — комплекса оживления;

-развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого.

Суммируя все вышесказанное, можно выделить особенности развития ребенка в период новорожденности. К ним относятся: отсутствие сложившихся форм поведения при наличии минимального количества врожденных рефлексов и наиболее быстрое развитие органов чувств по сравнению с движениями, а главное — социальная опосредованность жизни с первых ее дней.

Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С.Выготский назвал «Мы». Действительно, ребенок не может существовать без взрослого, который обеспечивает все его существование, выживание и направление его активности. Ребенок не может самостоятельно передвигаться, самостоятельно поддерживать свое существование. Младенец к тому же не имеет средств воздействия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик. Противоречие этой

ситуации развития и состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции. Взрослый как бы приписывает младенцу понимание своих действий. И в результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность -потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой возникновение первой деятельности ребенка -деятельности общения, где предметом становится другой человек (М.И.Лисина). Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Малыш сам начинает воздействовать на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.

Общение носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуации и по ее поводу. Малыш еще не владеет основным средством общения — речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. В зависимости от содержания общения на протяжении младенчества выделяют два его вида — ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад ул рабочая

Общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития.

Период младенчества делится на два этапа развития. Первый — от рождения до 5-6 мес. — характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.

Переход ко второму этапу связан с развитием хватания, установлением зрительнодвигательных координации (координации между рукой и глазом). Теперь ребенок может удержать предмет и поэтому интенсивно осваивает манипулирование с Предметами. Пространство ребенка расширяется. Создаются предпосылки для развития манипуляций с предметами и предметного восприятия. Теперь общение протекает на фоне манипуляций по поводу предметов. Зарождаются предпосылки для развития речи. Причем сначала складываются основы понимания речи взрослого.

Таким образом, между ребенком и взрослым тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счет того, что «вклинивается» новая деятельность — предметная, сначала манипулирование предметами, а затем и освоение их функции. Дальнейший разрыв ситуации «мы» обусловлен освоением ходьбы, стимулирующей рост самостоятельности малыша. Теперь он сам может выбирать объект, с которым будет действовать.

Выделим ведущие достижения в младенческом возрасте в сферах деятельности, познания и личности:

-складываются первые две формы общения со взрослым, начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;

-появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним и первое «предличностное» новообразование — активность;

-в сфере познавательной возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства; развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать; появляются зачатки мышления как установления первых простейших причинно-следственных связей, поиска

Источник

Ïðè÷èíû çàäåðæêè ðàçâèòèÿ ïñèõè÷åñêîãî. Äåôåêòû êîíñòèòóöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Îðãàíè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû. Ïñèõîìîòîðíàÿ ðàñòîðìîæåííîñòü è àôôåêòèâíàÿ âîçáóäèìîñòü. Íåàäåêâàòíîå ôîðìèðîâàíèå ïñèõîëîãè÷åñêîãî îïûòà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Îòêëîíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè

Îòêëîíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè âûçâàíû ñåíñîðíûìè íàðóøåíèÿìè (ãëóõîòà, òóãîóõîñòü, ñëåïîòà, ñëàáîâèäåíèå), ïîðàæåíèÿìè ö. í. ñ. (óìñòâåííàÿ îòñòàëîñòü, çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, äâèãàòåëüíûå íàðóøåíèÿ, òÿæåëûå íàðóøåíèÿ ðå÷è).

Óìñòâåííàÿ îòñòàëîñòü (àíãë. mental retardation) — ñòîéêîå, íåîáðàòèìîå íàðóøåíèå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, â ïåðâóþ î÷åðåäü èíòåëëåêòóàëüíîãî, îáóñëîâëåííîãî íåäîñòàòî÷íîñòüþ ÖÍÑ. Óìñòâåííàÿ îòñòàëîñòü. èìååò ðàçíóþ ýòèîëîãèþ (ïðè÷èíû).

Çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ — ïàðöèàëüíîå (÷àñòíîå) íåäîðàçâèòèå ôóíêöèé ïñèõè÷åñêèõ âûñøèõ, ìîãóùåå, â îòëè÷èå îò îëèãîôðåíèè, áûòü âðåìåííûì è êîìïåíñèðîâàòüñÿ ïðè êîððåêöèîííûõ âîçäåéñòâèÿõ â âîçðàñòå äåòñêîì èëè ïîäðîñòêîâîì.

Ïðè÷èíàìè çàäåðæêè ðàçâèòèÿ ïñèõè÷åñêîãî ìîãóò âûñòóïàòü:

1). äåôåêòû êîíñòèòóöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà — èç-çà íèõ îí íà÷èíàåò îòñòàâàòü îò ñâåðñòíèêîâ â ðàçâèòèè ôèçè÷åñêîì è ïñèõè÷åñêîì (èíôàíòèëèçì ãàðìîíè÷åñêèé);

2). ðàçëè÷íûå çàáîëåâàíèÿ ñîìàòè÷åñêèå (ôèçè÷åñêè îñëàáëåííûå äåòè);

3). îðãàíè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ ñèñòåìû íåðâíîé öåíòðàëüíîé (äåòè ñ äèñôóíêöèåé ìîçãîâîé ìèíèìàëüíîé).

Ó òàêèõ äåòåé â ñèëó öåðåáðîàñòåíèè, ïñèõîìîòîðíîé ðàñòîðìîæåííîñòè è àôôåêòèâíîé âîçáóäèìîñòè çíà÷èòåëüíî ñíèæàþòñÿ ðàáîòîñïîñîáíîñòü, ïàìÿòü è âíèìàíèå; çàòðóäíÿåòñÿ óñâîåíèå íàâûêîâ ÷òåíèÿ, ïèñüìà, ñ÷åòà, ðå÷è. Òàêæå ïîÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ ýìîöèîíàëüíûå è ëè÷íîñòíûå.

Îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè âûñòóïàþò â ðàçëè÷íûõ ñî÷åòàíèÿõ.

Îòêëîíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà — ýòî íåàäåêâàòíîå ôîðìèðîâàíèå åãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî îïûòà, âûçâàííîãî ðàçëè÷íûìè ñåíñîðíûìè íàðóøåíèÿìè, òàêèìè êàê ñëåïîòà, ãëóõîòà, òóãîóõîñòü, èëè ïîðàæåíèåì öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, òàêèì êàê äâèãàòåëüíîå íàðóøåíèå, çàäåðæêà ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, óìñòâåííàÿ îòñòàëîñòü.

ïñèõè÷åñêèé ðàçâèòèå äåôåêò âîçáóäèìîñòü

Ïðè÷èíû îòêëîíåíèé

Ñïåöèàëèñòû äåëÿò ïðè÷èíû, ïîâèííûå â ðàçâèòèå îòêëîíåíèé ó äåòåé, íà äâå ãðóïïû: íåáëàãîïðèÿòíûå ôàêòîðû âíåøíåé ñðåäû è íàñëåäñòâåííîå âëèÿíèå.

Ìåäèöèíà ïîñòîÿííî ðàáîòàåò íàä âûÿâëåíèÿìè ðàçëè÷íûõ íàñëåäñòâåííûõ ôîðì óìñòâåííîé îòñòàëîñòè, ãëóõîòû, ñëåïîòû, ñëîæíûõ äåôåêòîâ, ïàòîëîãèé ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû è ïîâåäåíèÿ, â òîì ÷èñëå è ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà.

Íàðÿäó ñ íàñëåäñòâåííîé ïàòîëîãèåé øèðîêî ðàñïðîñòðàíåíû íàðóøåíèÿ, âûçâàííûå ðàçëè÷íûìè íåáëàãîïðèÿòíûìè ôàêòîðàìè îêðóæàþùåé ñðåäû (èíôåêöèè, èíòîêñèêàöèè, òðàâìû è äð.).

 çàâèñèìîñòè îò âðåìåíè âîçäåéñòâèÿ ýòèõ ôàêòîðîâ âûäåëÿþò:

— âíóòðèóòðîáíóþ (ïðåíàòàëüíóþ) ïàòîëîãèþ, ïðè êîòîðîé íåáëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå ïðîèñõîäèò â ïåðèîä âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ;

— ïîñòíàòàëüíóþ ïàòîëîãèþ, êîòîðàÿ âîçíèêàåò ïðè ïîâðåæäåíèÿõ âî âðåìÿ ðîäîâ;

— ïîñòíàòàëüíóþ ïàòîëîãèþ, ïðè êîòîðîé íåáëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå ïðîèñõîäèò ïîñëå ðîæäåíèÿ.

Ñðåäè ïðè÷èí, êîòîðûå âåäóò ê îòêëîíåíèÿì â ïñèõîìîòîðíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà, ìîæåò áûòü èììóíîëîãè÷åñêàÿ íåñîâìåñòèìîñòü ìåæäó ìàòåðüþ è ïëîäîì ïî ðåçóñ-ôàêòîðó è àíòèãåíàì êðîâè. Ñëåäñòâèåì òàêîé íåñîâìåñòèìîñòè ÷àñòî ñòàíîâèòñÿ áèëèðóáèíîâàÿ ýíöåôàëîïàòèÿ, êîòîðàÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â íàðóøåíèè ñëóõà èëè ðå÷è, à òàêæå â ðàññòðîéñòâàõ ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû è ïîâåäåíèÿ.

Ê íåáëàãîïðèÿòíîìó âëèÿíèþ íà ðàçâèòèå ìîçãà áóäóùåãî ðåáåíêà ìîãóò ïðèâåñòè òàêæå:

-âíóòðèóòðîáíûå èíòîêñèêàöèè (íàïðèìåð, ïðè ïðèìåíåíèè áåðåìåííîé ëåêàðñòâ);

-íàðóøåíèå îáìåíà âåùåñòâ (÷àùå âñåãî âîçíèêàþò ïðè ïîçäíèõ òîêñèêîçàõ);

-óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ, íàðêîòè÷åñêèõ ñðåäñòâ, êóðåíèå.

Îòêëîíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè âîçíèêàþò ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ ðåáåíêà, åñëè ïîðàæåíèå âíóòðèóòðîáíîå, èëè ñ ìîìåíòà âîçíèêíîâåíèÿ äåôåêòà, åñëè ïîðàæåíèå ïîñòíàòàëüíîå. Ïåðâè÷íîå íàðóøåíèå-ñíèæåíèå ñëóõà, çðåíèÿ, èíòåëëåêòà è äð. — âëå÷åò çà ñîáîé âòîðè÷íûå îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè è îòêëîíåíèÿ òðåòüåãî ïîðÿäêà (Ë.Ñ. Âûãîòñêèé). Ïðè ðàçíîé ïåðâè÷íîé ïðè÷èíå ìíîãèå âòîðè÷íûå îòêëîíåíèÿ â ìëàäåí÷åñêîì, ðàííåì è äîøêîëüíîì âîçðàñòå èìåþò ñõîäíûå ïðîÿâëåíèÿ. Âòîðè÷íûå îòêëîíåíèÿ íîñÿò, êàê ïðàâèëî, ñèñòåìíûé õàðàêòåð, ìåíÿþò âñþ ñòðóêòóðó ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

Ïðè ëþáîì õàðàêòåðå ïåðâè÷íîãî íàðóøåíèÿ íàáëþäàþòñÿ îòñòàâàíèå â ñðîêàõ ôîðìèðîâàíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé (ïðîöåññîâ) è çàìåäëåííûé òåìï èõ ðàçâèòèÿ, à òàêæå êà÷åñòâåííûå îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè. Íå ôîðìèðóåòñÿ ñâîåâðåìåííî íè îäèí âèä äåòñêîé äåÿòåëüíîñòè — ïðåäìåòíî- ìàíèïóëÿòèâíàÿ, èãðîâàÿ, ïðîäóêòèâíàÿ íàïð., ïðåäìåòíî-ìàíèïóëÿòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü ó ãëóõèõ è ñëàáîñëûøàùèõ äåòåé ñòàíîâèòñÿ âåäóùåé ê 5 ã., ó óìñòâåííî îòñòàëûõ — ê êîíöó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ñóùåñòâåííûå îòêëîíåíèÿ íàáëþäàþòñÿ â ðàçâèòèè âñåõ ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ — âîñïðèÿòèÿ, íàãëÿäíîãî è ñëîâåñíî-ëîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ. Íàðóøàåòñÿ ðàçâèòèå ïðîöåññà îáùåíèÿ; äåòè ïëîõî îâëàäåâàþò ñðåäñòâàìè óñâîåíèÿ îáùåñòâåííîãî îïûòà — ïîíèìàíèåì ðå÷è, ñîäåðæàòåëüíûì ïîäðàæàíèåì, äåéñòâèÿìè ïî îáðàçöó è ïî ñëîâåñíîé èíñòðóêöèè.

Читайте также:  Дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы ребенка 2 лет

Ñëåäóåò èìåòü â âèäó, ÷òî îòêëîíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè âûçâàíû è âåñüìà íåçíà÷èòåëüíûìè, íå áðîñàþùèìèñÿ â ãëàçà íàðóøåíèÿìè.

Òàê, ñíèæåíèå ñëóõà íà øåïîò ïðè ñîõðàííîñòè âîñïðèÿòèÿ ãîëîñà íîðìàëüíîé ðàçãîâîðíîé ãðîìêîñòè ìîæåò ïðèâåñòè ê ðå÷åâîìó íåäîðàçâèòèþ.  ðåçóëüòàòå ïåðåíåñåííûõ ðåáåíêîì âðåäíûõ âîçäåéñòâèé (ðîäîâîé òðàâìû, òÿæåëîé èíôåêöèè è äð.) ìîæåò âîçíèêíóòü çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ïðåïÿòñòâóþùàÿ íîðìàëüíîìó îáó÷åíèþ ðåáåíêà â øêîëå, è ò. ï.

Ïåäàãîãè÷åñêîå âîçäåéñòâèå íàïðàâëåíî â ïåðâóþ î÷åðåäü íà ïðåîäîëåíèå è ïðåäóïðåæäåíèå âòîðè÷íûõ äåôåêòîâ. Ïîñëåäíèå, â îòëè÷èå îò ïåðâè÷íûõ íàðóøåíèé, èìåþùèõ îðãàíè÷åñêèé õàðàêòåð è òðåáóþùèõ ìåä. êîððåêöèè, ïîääàþòñÿ ïåäàãîãè÷åñêîé êîððåêöèè. Ñ ïîìîùüþ ïåäàãîãè÷åñêèõ ñðåäñòâ ì. á. òàêæå äîñòèãíóòà çíà÷èòåëüíàÿ êîìïåíñàöèÿ ôóíêöèé — âîññòàíîâëåíèå èëè çàìåùåíèå íàðóøåííîé ôóíêöèè.  òî æå âðåìÿ, êàê ïîêàçàëà îòå÷åñòâåííàÿ êîððåêöèîííàÿ ïñèõîëîãèÿ, ñïîíòàííàÿ êîìïåíñàöèÿ äåôåêòà íå èìååò ìåñòà: íàðóøåíèå ñëóõîâîãî âîñïðèÿòèÿ íå êîìïåíñèðóåòñÿ çà ñ÷åò áîëåå èíòåíñèâíîãî ðàçâèòèÿ çðèòåëüíîé ôóíêöèè, à, íàïðîòèâ, âëå÷åò çà ñîáîé íåäîðàçâèòèå çðèòåëüíîãî âîñïðèÿòèÿ; íàðóøåíèå çðèòåëüíîé ôóíêöèè íå âåäåò ê óñèëåííîìó ïî ñðàâíåíèþ ñ íîðìàëüíûì ðàçâèòèþ òàêòèëüíî-äâèãàòåëüíîãî âîñïðèÿòèÿ è ò. ï.

Óñïåøíîñòü ïðåäóïðåæäåíèÿ, êîððåêöèè è êîìïåíñàöèè îòêëîíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè íåïîñðåäñòâåííî çàâèñèò îò ñðîêîâ íà÷àëà, ñîäåðæàíèÿ è ìåòîäîâ êîððåêöèîííîé ðàáîòû. Îòñþäà ÷ðåçâû÷àéíî âàæíîå çíà÷åíèå èìåþò ðàííåå îáíàðóæåíèå îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè è ïðàâèëüíàÿ äèàãíîñòèêà ïåðâè÷íîãî äåôåêòà.

Èñõîäÿ èç «íîðìàòèâíîãî» ïîäõîäà ê ðàçâèòèþ ïñèõèêè â êàæäîé êîíöåïöèè ðàçâèòèÿ ôîðìóëèðóåòñÿ ïîíÿòèå «îòêëîíåíèå». Ñëåäîâàòåëüíî, è «íîðìà» çàäàåòñÿ ïîíèìàíèåì ðàçâèòèÿ â äàííîé òåîðèè èëè êîíöåïöèè. Ýòî îäèí àñïåêò «óñëîâíîñòè» íîðìû. Âòîðîé ðàçìûòîñòü ãðàíèö íîðìû, åå âàðèàòèâíîñòü.

Îòêëîíåíèÿ îò íîðìû ñëåäóåò ïîíèìàòü êàê â ïîçèòèâíîì, òàê è â íåãàòèâíîì ïëàíàõ: ìîæåò áûòü âàðèàíò îïåðåæåíèÿ íîðìû ðàçâèòèÿ è âàðèàíò îòñòàâàíèÿ.  ïåðâîì ñëó÷àå ïñèõîëîãèÿ ðàçâèòèÿ ðåøàåò ïðîáëåìó îäàðåííîñòè è îäàðåííûõ äåòåé, âî âòîðîì ñëó÷àå ïðîáëåìó çàäåðæåê ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, åãî äåôåêòîâ.

Äëÿ ñîâðåìåííîé ðàçðàáîòêè öåëîñòíîãî ïîäõîäà ê àíàëèçó îäàðåííîñòè áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò èäåÿ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî î åäèíñòâå «àôôåêòà è èíòåëëåêòà».  ðàìêàõ äàííîãî ïîäõîäà óòâåðæäàåòñÿ, ÷òî îäàðåííîñòü õàðàêòåðèçóåò ëè÷íîñòü â öåëîì, óêàçûâàåòñÿ íà íåäîïóñòèìîñòü ðàçðûâà êîãíèòèâíîé è àôôåêòèâíîé ñôåðû. Îäíàêî â íàèáîëåå èçâåñòíûõ ìîäåëÿõ îäàðåííîñòè, ïî ìíåíèþ Þ.Ä. Áàáàåâîé, îñóùåñòâëÿåòñÿ ïîýëåìåíòíûé àíàëèç ñòàòèñòè÷åñêèõ ñâÿçåé (Äæ. Ðåíçóëëè, Ê. Õåëëåð).

 îòå÷åñòâåííûõ èññëåäîâàíèÿõ îòìå÷àåòñÿ íåîáõîäèìîñòü ðàçðàáîòêè åäèíèöû àíàëèçà îäàðåííîñòè. Òàê, Ä.Á. Áîãîÿâëåíñêàÿ, èçó÷àþùàÿ ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïðèðîäó òâîð÷åñòâà, âûäåëÿåò ôåíîìåí «ñèòóàòèâíî íåñòèìóëèðîâàííîé ïðîäóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè» êàê åäèíèöó àíàëèçà òâîð÷åñòâà, îòðàæàþùóþ åäèíñòâî àôôåêòà è èíòåëëåêòà.  èññëåäîâàíèÿõ îäàðåííîñòè Þ.À. Áàáàåâîé â êà÷åñòâå îñíîâíîãî èñïîëüçóåòñÿ ïîíÿòèå «äèíàìè÷åñêàÿ ñìûñëîâàÿ ñèñòåìà», ââåäåííîå Ë.Ñ. Âûãîòñêèì, îíî ðàñêðûâàåò ñâÿçü ìåæäó èíòåëëåêòîì è àôôåêòîì.

Îäíîé èç ãëàâíûõ ïðîáëåì îäàðåííîñòè ÿâëÿåòñÿ åå èäåíòèôèêàöèÿ. Òðàäèöèîííî äëÿ äèàãíîñòèêè îäàðåííîñòè èñïîëüçóþòñÿ ïñèõîìåòðè÷åñêèå òåñòû, èíòåëëåêòóàëüíûå ñîðåâíîâàíèÿ è ò.ï. Îäíàêî óñïåøíîñòü äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà, â òîì ÷èñëå è â ñèòóàöèè òåñòèðîâàíèÿ, çàâèñèò îò ìíîãèõ óñëîâèé (íàëè÷èå ìîòèâàöèè, òðåâîæíîñòü è ò.ï.) è ïîä âëèÿíèåì ðàçëè÷íûõ ôàêòîðîâ ìîæåò ñóùåñòâåííî ìåíÿòüñÿ.  öåëÿõ óñòðàíåíèÿ ñëó÷àåâ íåäîîöåíêè ïîòåíöèàëüíûõ è ñêðûòûõ âîçìîæíîñòåé ðåáåíêà â ïñèõîëîãèè ðàçâèòèÿ ââîäÿòñÿ íîâûå ìåòîäû èäåíòèôèêàöèè îäàðåííîñòè. Òàê, âñå ÷àùå èñïîëüçóåòñÿ ìîäèôèöèðîâàííûé ìåòîä íàáëþäåíèÿ (Ðåíçóëëè).  ðàìêàõ ïðåäëîæåííîãî Ë.Ñ. Âûãîòñêèì äèíàìè÷åñêîãî ïîäõîäà ïðîèñõîäèò ñìåíà ïàðàäèãìû è â ìåòîäàõ èäåíòèôèêàöèè îäàðåííîñòè. Âåäåòñÿ íå äèàãíîñòèêà îòáîðà, à äèàãíîñòèêà ðàçâèòèÿ, ò.å. àêöåíò, ñìåùàåòñÿ íà âûÿâëåíèå ïðåãðàä, òîðìîçÿùèõ ðàçâèòèå ðåáåíêà, ïîèñêè ñðåäñòâ èõ ïðåîäîëåíèÿ, íà àíàëèç êà÷åñòâåííî ñâîåîáðàçíûõ ïóòåé ðàçâèòèÿ. Ïîïûòêè ñîçäàíèÿ ìåòîäîâ «äèíàìè÷åñêîãî òåñòèðîâàíèÿ» ïðåäïðèíÿòû êàê çà ðóáåæîì (Þ. Ãóòêå), òàê è â îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè (Þ.Ä. Áàáàåâà).  ÷àñòíîñòè, Þ.Ä. Áàáàåâà, ðàçðàáîòàëà è ïðîâåëà àïðîáèðîâàíèå ïñèõîäèàãíîñòè÷åñêèõ òðåíèíãîâ, â êîòîðûõ ïðèìåíÿåìûå ìåòîäè÷åñêèå ïðèåìû è òåõíèêè íàïðàâëåíû íå òîëüêî íà ðàñêðûòèå ïîòåíöèàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ðåáåíêà, íî è íà ñòèìóëÿöèþ åãî òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé, ðàçâèòèå ñàìîïîçíàíèÿ, ïîçíàâàòåëüíîé ìîòèâàöèè è ò.ï.

Âàæíóþ ñôåðó èññëåäîâàíèé ñîñòàâëÿþò ïðîáëåìû, ñâÿçàííûå ñ àíàëèçîì àñîöèàëüíûõ ôîðì ïðîÿâëåíèÿ îäàðåííîñòè. Ìîæíî ëè çàãóáèòü òàëàíò? ×òî ïðîèñõîäèò ñ îäàðåííûìè äåòüìè, íå ïîëó÷èâøèìè íåîáõîäèìîé ïîìîùè è ñîöèàëüíîé ïîääåðæêè? Ïî ìíåíèþ ðÿäà àâòîðîâ (Ð. Ïàæåñ), ñïîñîáíîñòè â ýòèõ ñëó÷àÿõ íå «èñ÷åçàþò», à íà÷èíàþò èñêàòü «îáõîäíûå ïóòè» äëÿ ñâîåãî ïðèìåíåíèÿ, èñïîëüçóþòñÿ ÷àñòî íà ðàçðóøèòåëüíûå öåëè.

Âìåñòå ñ òåì ñîâðåìåííûå ó÷åíûå ñ÷èòàþò, ÷òî êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêèé ïîäõîä ìîæåò ñòàòü ôóíäàìåíòàëüíîé òåîðåòè÷åñêîé áàçîé äëÿ ñòàíîâëåíèÿ ñîöèîêóëüòóðíîé ïàðàäèãìû îäàðåííîñòè.

Çàäåðæêà â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè (ÇÏÐ). ÇÏÐ — ñèíäðîì âðåìåííîãî îòñòàâàíèÿ ðàçâèòèÿ ïñèõèêè â öåëîì èëè îòäåëüíûõ åå ôóíêöèé (ðå÷åâûõ, ìîòîðíûõ, ñåíñîðíûõ, ýìîöèîíàëüíûõ, âîëåâûõ).

Ïñèõîëîãèÿ äåòåé ñî ñëàáîâûðàæåííûìè îòêëîíåíèÿìè â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè (çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ) — îäíî èç íàïðàâëåíèé ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè, çàíèìàþùååñÿ èçó÷åíèåì ñâîåîáðàçèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ ëåãêèìè íàðóøåíèÿìè ðàçâèòèÿ, èìåþùèìè õàðàêòåð äèñôóíêöèé è ëåãêèõ ïîâðåæäåíèé.  öåíòðå âíèìàíèÿ äàííîãî íàïðàâëåíèÿ âûÿâëåíèå ñïåöèôè÷åñêèõ ÷åðò, ïðèñóùèõ îíòîãåíåçó äåòåé äàííîé êàòåãîðèè, îïðåäåëåíèå êàê õàðàêòåðíûõ äëÿ íèõ íåäîñòàòêîâ, òàê è ðåñóðñîâ ðàçâèòèÿ, îáóñëîâëèâàþùèõ êîìïåíñàòîðíûå âîçìîæíîñòè ðåáåíêà.

Ñîâðåìåííûé ìèð ñòàëêèâàåòñÿ âñå ÷àùå ñ íåãàòèâíûì ïîâåäåíèåì ëþäåé, âûðîñøèõ â äåïðèâàöèîííûõ óñëîâèÿõ.

Óñïåøíîñòü ïðåäóïðåæäåíèÿ, êîððåêöèè è êîìïåíñàöèè îòêëîíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè íåïîñðåäñòâåííî çàâèñèò îò ñðîêîâ íà÷àëà, ñîäåðæàíèÿ è ìåòîäîâ êîððåêöèîííîé ðàáîòû. Îòñþäà ÷ðåçâû÷àéíî âàæíîå çíà÷åíèå èìåþò ðàííåå îáíàðóæåíèå îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè è ïðàâèëüíàÿ äèàãíîñòèêà ïåðâè÷íîãî äåôåêòà.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник