Связь между физическим и умственным развитием ребенка

Елена Селиванова
Взаимосвязь физического и умственного развития ребенка
В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Импульсы, посылаемые по нервам из рецепторов мышц и сухожилий, стимулируют деятельность головного мозга, помогают коре больших полушарий поддерживать нужный тонус. Напряженная поза задумавшегося человека, напряженное лицо, сжатые губы во время какой-либо умственной деятельности, свидетельствуют о том, что человек непроизвольно напрягает свои мышцы с целью более успешного выполнения поставленной перед ним задачи.
Занятия физическими упражнениями, двигательная активность способствует выработке нужного тонуса мышц, повышая тем самым умственную работоспособность.
Основным средством умственного развития в процессе физического воспитания являлись физические упражнения, не только решающие задачи физического воспитания, но и оказывающие прямое или опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий.
Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают совершенствование двигательной сферы путём расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания).
Развитие двигательной сферы дошкольников заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций, лежащих в основе любого двигательного акта, когда процесс выполнения двигательных действий требует постоянной регуляции центральной нервной системой неточностей и отклонений, возникающих по ходу реализации действий. Это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.
Физические упражнения для развития умственной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей 5-7 лет (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).
Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры.
Занятия физическими упражнениями, двигательная активность способствует выработке нужного тонуса мышц, повышая тем самым умственную работоспособность.
Интеллектуальные функции изменяются не под воздействием физической нагрузки, оказывающей непосредственное влияние на развитие физических качеств, а в процессе осуществления мыслительной деятельности, предваряющей и сопровождающей выполнение двигательной программы. В связи с этим механизм прямого воздействия на интеллектуальную сферу следует искать не столько в совершенствовании двигательных качеств, сколько в организации мыслительной деятельности детей по ходу выполнения двигательных действий.
При длительной интенсивности умственной деятельности головной мозг не в силах переработать нервное возбуждение, которое начинает распределяться на мышцы. Они становятся как бы местом разрядки мозга. Активные мышечные напряжения, выполняемые в этом случае, освобождают мускулатуру от излишнего напряжения и гасят нервное возбуждение.
Установлена корреляционная связь между интегральной способностью к координации движений (равновесием) и некоторыми показателями дивергентного мышления (гибкостью его и продуктивностью, а также общей вербальной продуктивностью у взрослых людей. При более развитой координации движений выше показатели гибкости и продуктивности мышления. Эта закономерность может быть использована для разработки тренингов и специальных занятий, направленных на развитие мышления через тренировки физических способностей.
Источник
Достижения в сфере интеллекта и креативности в значительной мере связаны с уровнем развития психомоторной сферы ребенка. Об этом неоднократно говорили и писали многие известные специалисты (П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн, А.Р.Лурия и др.). В специальных исследованиях зафиксированы факты, свидетельствующие о том, что дети от 7 до 17 лет, более развитые в физическом отношении, получают более высокие баллы по тестам интеллекта. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют лучшие показатели умственной работоспособности, о чем также свидетельствуют специальные эксперименты.
Специалисты, изучавшие развитие интеллекта у малышей, постоянно говорят об устойчивой корреляции уровня развития мышления и двигательной активности ребенка, прежде всего уровня развития мышления и координации движений. Много интересных наблюдений содержится в работах специалистов. Например, замечено, что ребенок, рано начавший ходить, обычно опережает сверстников в умственном развитии. Умственное развитие малыша происходит параллельно с физическим и сенсорным, это естественно, ведь мозг — часть организма.
Объясняется это еще и тем, что главный и практически единственный способ знакомства с миром для младенца — движение. Через движение он исследует и познает окружающий мир, устанавливает когнитивные контакты со средой. Этим объясняется столь важная роль движений в развитии его интеллекта. Специалист в области психологии детской игры Сюзанна Миллер пишет, характеризуя особенности исследовательского поведения детей в первые 18 месяцев жизни: «Со времени, когда сформирована координация между руками и зрением, тенденция ребенка касаться всего кажется почти принудительной. Ему очень трудно удержаться, чтобы не потрогать все, что его окружает, несмотря на запреты. После того как он начинает ходить, содержимое ящиков, полок и особенно всякие мелкие объекты, такие как кнопки или монеты, «кучи» бесполезных предметов привлекают его внимание достаточно длительное время».
Адаптация малыша к окружающему миру происходит преимущественно путем совершенствования координации восприятия и движения. Ряд ученых, в частности американский психиатр и педагог Г.Доман, используют даже специальное понятие «физический интеллект». В его книгах предлагается особая система диагностики и развития «физического интеллекта» в самом раннем возрасте. Автор при этом ссылается на собственные исследования и изучение опыта обращения с младенцами женщин-индианок.
Их малышей, отмечает исследователь, никогда туго не пеленают, их редко кладут на спину, им дают возможность активно двигаться едва ли не с первых минут жизни. Он, как многие другие специалисты, подчеркивает в своих работах, что пеленание и укладывание ничком вредно и существенно влияет на психику ребенка, закрепляя ощущение беспомощности и зависимости. Это в дальнейшем может приводить — и приводит — к пассивности.
В начале XX века Мария Монтессори утверждала, что потребность младенца в сенсорных ощущениях не может быть удовлетворена, если он постоянно лежит на спине в коляске или в кроватке. Что видит ребенок в этом случае — потолок (в лучшем случае небо, если он в коляске на улице), изредка лицо взрослого, погремушки, которые во всем мире вешают родители над коляской (или кроваткой)? Этого оказывается недостаточно для реализации биологической потребности в исследовательском поведении, а следовательно, и для полноценного развития.
Предоставление младенцу максимума условий для свободных спонтанных движений является одной из важных предпосылок удовлетворения поисковой активности, следовательно, и условий для интеллектуально-творческого развития в этом возрасте. Естественно, что по мере взросления ребенка задачи, ставящиеся перед ним, постепенно и существенно усложняются и специализируются.
На ранних этапах развития личности роль двигательной активности ребенка, как основного пути реализации потребности в исследовательском поведении, чрезвычайно важна. По мере взросления ее значимость объективно снижается, уступая место более сложным, специализированным видам деятельности. Безусловно, прав Г.Доман, утверждая, что в истории человечества нет более любознательных исследователей, чем дети до четырех лет. Нередко, отмечает он, взрослые путают детское любопытство с неумением сосредоточиться.
Дети начинают сами получать информацию преимущественно благодаря своей потребности в исследовательском поведении с первых минут своей жизни. Поэтому наивно думать, подчеркивает Г.Доман, что если официальное образование для большинства детей начинается с 6 лет, то и их обучение начинается в это время. К шести годам, когда ребенок обычно отправляется в школу, он уже знает об окружающем мире столько, сколько вряд ли усвоит за всю оставшуюся жизнь.
Малыши испытывают безграничную жажду знаний. С трудом, но все же мы можем уменьшить стремление ребенка к познанию, ограничивая его опыт, пресекая попытки исследовательского поведения, стимулирующие развитие детского интеллекта. Конечно, можно возмутиться и сказать: с какой стати нас в этом подозревают? И кто так поступает? Мы все готовы содействовать развитию любознательности, мы хотим развить поисковую активность ребенка, подвести его к самообразованию, всемерно содействовать саморазвитию. И мы действительно обсуждаем эту проблему теоретически, но как обстоят дела на практике?
Вот несколько весьма распространенных способов, ограничивающих проявление исследовательского поведения малыша, описанных Г.Доманом.
Один из наиболее распространенных — давать ребенку для игры «готовую» игрушку, не способную к трансформации, и возмущаться — почему он ее выбрасывает через пару минут и опять плачет (подробнее об этом можно прочитать в статье «Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка»).
Другой эффективный прием ограничения поисковой активности — помещение ребенка в изолированное пространство (кроватка, манеж и др.).
В педагогической литературе постоянно мелькают жуткие примеры, описывающие особенности поведения подростков, выросших в условиях предельно ограниченного опыта. Они вырастают идиотами, и это возмущает; правда, удивляться тут не приходится, объяснение находится само. Но не поступаем ли мы аналогично, помещая ребенка в манеж? Ведь это не что иное, как загон, тюрьма для него: куда ни двинешься — везде решетка.
Конечно, мы привыкли убеждать себя в том, что манеж защищает ребенка от опасностей. Их действительно много даже в обычной квартире: электрические провода, неустойчивые вазы, бытовая техника и др. Но, спасая ребенка от этих внешних опасностей, мы фактически подвергаем его другой, не меньшей опасности. Попытка поместить его в физический, образовательный, эмоциональный вакуум — не менее серьезная опасность, приводящая к ограничению когнитивного опыта, его обеднению.
Малыш трогает и ощупывает разнообразные предметы: тяжелые и легкие, острые и тупые, мягкие и жесткие. Он рисует, рвет бумагу, разбрасывает игрушки, что-то опрокидывает. Многие увлекательные игры-исследования начинаются с необычных эффектов, полученных при случайных физических действиях — шлепанье по лужам, расплескивание воды, пересыпание песка, деформация пластичных материалов (глины, пластилина) и др. Многое из этого мы считаем деструктивной деятельностью, хотя на самом деле все это — проявление первых ростков любознательности, реализация стремления к исследовательскому поиску.
Естественно, никто не предлагает разбивать телевизоры, дорогие вазы, опрокидывать мебель и рисковать при этом жизнью самого маленького исследователя. Максимально расширяя пространство для реализации исследовательской активности ребенка, следует стремиться к тому, чтобы его окружение было безопасным для здоровья и жизни. Важно также, чтобы и само окружение не очень страдало от деятельности начинающего исследователя.
Детей, даже самых маленьких, не нужно подталкивать к поиску, к проведению собственных исследований. Ребенку достаточно просто дать свободу для экспериментирования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития когнитивных и творческих способностей. Специальными экспериментами давно доказано, что ограничение свободы действия детей, выраженное в самых разных формах — ограничении двигательной активности или в постоянных «нельзя», «не лезь туда», «не тронь», — способно серьезно помешать развитию детской любознательности: ведь все это сдерживает порывы ребенка к исследованиям, а следовательно, ограничивает возможность самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего.
Савенков А.И.
Статья предоставлена психологическим центром «Адалин»
Источник
ирина осипова
Взаимосвязь и взаимозависимость физического и психического здоровья детей
Дошкольное детство – период от рождения до поступления в школу – является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет (ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 года до 3 лет).
Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Даже незначительные нарушения в состояния здоровья влияют на эмоциональную сферу ребенка и в том случае, если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и наступает быстро выздоравление. Щелованов Н. М. выяснил, что развитие гипотрофии часто связано с дефицитом эмоций, неудовлетворением двигательной активности малыша. Установлен и тот факт, что нервно-психическое развитие, в частности функция речи,во многом зависит от факторов биологических:течение беременности, осложнение при родах, состояние здоровья малыша и т. д.
Формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а дальше и со сверстниками-залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние на развитие и формирование познавательных интересов.
Так например, в периоды психологически сложных ситуаций рост замедляется. Это происходит, например, когда ребенок с трудом привыкает к детскому саду или школе, плохо переносит «продленку», большие нагрузки в садике и после, у него нет свободного времени, в которое он может заниматься исключительно тем, чем хочет. Сюда же можно отнести и полосы неудач, и затяжные семейные конфликты, особенно когда мама и папа находятся в состоянии «хронического развода». Все это создает благоприятную платформу для развития депрессии и, как следствие, рост ребенка замедляется
Существенная особенность раннего детства заключается во взаимосвязи и взаимозависимости состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается психически Начиная с трехлетнего возраста ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют его опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитываются внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер Следовательно, комплексный анализ физической подготовленности детей и их психических качеств позволяет более объективно судить о процессе физического воспитани
Если ребенок будет ежедневно заниматься физическими упражнениями, то они будут способствовать укреплению организма и повышать сопротивляемость различных заболеваний, а также предупреждать о нарушении осанки и деформации скелета.
Доказано что физически крепкие дети болеют реже, и легче переносят заболевания. Но не все родители знают, что при правильном организованном физическом воспитание уже в дошкольном возрасте, у детей хорошо развивается память, логическое мышление, воображение, инициатива и самостоятельность.
Необходимо подбирать такие упражнения, которые соответствуют возрасту и развитию ребенка. Дети, которые не занимаются физическими упражнениями, медленно развиваются. Но помните, двигательная активность ребенка раннего и дошкольного возраста не должна быть сильно перегруженной. Избегайте интенсивных и длительных нагрузок, поскольку все это связано с большими затратами энергии. В раннем возрасте, энергия для малыша необходима для развития организма. Поэтому помните, что чрезмерная физическая нагрузка может привести к дисгармонии в росте и развитии органов и систе
Зачем нужно соблюдать режим дня?
Правильно составленный режим дня – является основой жизни ребенка, главным условием хранения его здоровья. Если правильно соблюдать режим дня, который соответствует возрасту ребенка, то такой режим обеспечивает нормальное развитие организма, а от этого зависит своевременное и правильное умственное и физическое развитие, настроение и поведение. Дети, которые приучены к режиму, очень подвижны во время бодрствования, не отказывается от пищи, не капризничает, спокойно и быстро засыпают в положенное время, сон очень спокойный и крепкий, просыпаются всегда в хорошем настроении.
При нарушении режима, особенно если сокращать время сна или нарушать его периодичность, это часто приводит к переутомляемости нервной системы и даже к ее истощению.
Ребенок становится капризным, легковозбудимым, а иногда, наоборот, заторможенным, вялым. Все эти состояния неблагоприятно отражаются на состоянии здоровья. У ребенка понижается сопротивляемость к заболеваниям, пропадает аппетит.
Если прогулки, сон, кормление, купание, проводятся в одно время, то организм малыша привыкает к такому распорядку, устанавливается стереотип поведения, и ребенок делает всегда все с удовольствием.
Источник

КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Нередко учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) строится по типу школьного образования и перегружается дополнительными занятиями. Это ведет к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьезный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и среди контингента детей, поступающих в школу, составляет лишь около 10%. Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения являются несовершенство и низкий статус сложившейся системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития.
Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности. Недостаточная ясность механизмов реализации единовременного решения задач физического и духовного совершенствования возвращает теоретиков и практиков к решению развивать в основном двигательную сферу учащихся. При этом обращает на себя внимание стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования.
Несмотря на относительно полную теоретическую разработанность проблемы одновременного развития умственных и двигательных способностей детей в процессе физического воспитания, эти идеи не получили должного признания и широкого применения в ДОУ.
Основным средством умственного развития в процессе физического воспитания являлись физические упражнения, не только решающие задачи физического воспитания, но и оказывающие прямое или опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий.
1. Физические упражнения для укрепления здоровья нацелены на формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем.
Слабое здоровье и отставание в физическом развитии многие исследователи отмечают как один из возможных факторов «умственной слабости». Главная причина данной ситуации — гиподинамия. В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов, что приводит к нарушению регулирующей функции мозга и отражается на работе всех внутренних органов. Следовательно, развитие опорно-двигательного аппарата, предотвращение нарушений осанки, стимулирование функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем служат необходимым условием для нормального роста и развития детского организма (в том числе умственного).
2. Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают совершенствование двигательной сферы путём расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания).
Развитие двигательной сферы дошкольников заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций, лежащих в основе любого двигательного акта, когда процесс выполнения двигательных действий требует постоянной регуляции центральной нервной системой неточностей и отклонений, возникающих по ходу реализации действий. Это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.
3. Упражнения для развития физических качеств обеспечивают формирование основных физических способностей, отражающих качественную сторону двигательных умений и навыков (скоростные, силовые, координационные способности; гибкость, выносливость). Особое внимание уделялось развитию общих координационных способностей (дифференцировочной, ориентационной, ритмической и др.), включающих умение тонко и точно дозировать движения по усилию, направлению, времени, с целью формирования тонкой дифференцированной различительной чувствительности к временным, силовым, пространственным характеристикам движений. В этом случае двигательное и физическое развитие осуществляется как когнитивно -двигательное.
Перечисленные группы упражнений были отнесены к факторам, оказывающим опосредованное влияние на умственное развитие ребёнка в процессе физического воспитания. За счёт оптимального формирования центров регуляции дыхания, кровообращения, обмена веществ, координации движений (сопряжения, с одной стороны, тонких установочных движений глаз, мышц шеи, уха при улавливании сенсорной информации и, с другой стороны, движений рук, частей тела, мышц лица, губ, языка при двигательном ответе) достигается развитие не только опорно-двигательного аппарата, но и нервной системы, т.е. создаётся основа для полноценного умственного развития ребёнка.
4. Физические упражнения для развития умственной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей 5-7 лет (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).
Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры. Замечено, что усиленную физическую работу трудно соединить с напряженной умственной деятельностью. Согласно принципу «однополюсной траты энергии», сформулированному К.Н. Корниловым, трата энергии в центральном пункте нервной системы и в рабочем органе находится в обратном отношении. Чем больше затрата центральной энергии, тем слабее её внешнее обнаружение, и наоборот, чем интенсивнее внешний эффект реакции, тем слабее центральный момент (Л.С. Выготский). С учетом данного принципа был определён механизм оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями: 1) синхронное (выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки); 2) последовательное (дидактическая игра или упражнение предшествует выполнению двигательного действия или выполняется после его завершения).
За основу были взяты упражнения с включением ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, при выполнении которых создавались условия для овладения разными видами познавательных ориентировочных действий, лежащих в основе умственного развития детей дошкольного возраста, прежде всего перцептивных, отражающих уровень развития восприятия дошкольников (действия идентификации, отнесения к эталону, перцептивного моделирования) и мыслительных (действия образного и логического мышления). Дополнительно были использованы задания и упражнения для совершенствования сенсомоторных координаций, развития речи, воображения, процессов памяти и внимания.
Развитие мышления осуществлялось путём расширения круга понятий, включения мыслительных действий в процесс двигательной активности и манипуляций со спортивно-игровым оборудованием. Операции анализа, синтеза, сравнения, нахождения сходства и различия в объектах, классификации, обобщения насыщали каждое физкультурное занятие. Например, преодолению полосы препятствий предшествовало задание подобрать спортивный инвентарь, соответствующий заданному признаку (форме, цвету, назначению) или расставить его в соответствии со схематическим изображением, предложенным педагогом. Уборка спортивных модулей и оборудования реализовывалась с дополнительным заданием «Сложи похожее с похожим». При делении детей на команды каждый капитан выстраивал свою команду по росту, длине волос, физической подготовленности. Умение выделять существенные признаки предметов совершенствовалось в игре «Покажи отгадку», когда дети не только отгадывали загадку, но и показывали ответ с помощью движений. При выполнении основных видов движений отрабатывалось умение понимать количественные и качественные соотношения предметов: Лена прыгнула выше, а Катя ниже, стенка находится справа, а скамейка слева и т.д. Обучение сложным движениям сопровождалось анализом двигательного действия (совместно детьми и педагогом), показом и проговариванием его составных элементов, сравнением выполняемого ребёнком действия с эталонным, поиском ошибок, неточностей и путей их исправления.
Включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает, согласно выражению Л.С. Выготского, «саму моторику», переводя её на «новый и высший этаж» и обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки, благодаря чему улучшается двигательное развитие детей.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2685; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Источник