Связь интеллектуального и эмоционального развития ребенка
Фото: Igor Yaruta/Rusmediabank.ru
Как происходит интеллектуальное развитие, и задействованы ли в нем эмоции ребенка? Конечно, задействованы. Дело в том, что интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка неразрывно связаны. Для того чтобы усваивать новую информацию, малышу важно ощущать заинтересованность, испытывать положительные эмоции. Если ребенку неинтересно, он не испытывает удовольствия, то вряд ли информация будет усвоена.
Познавательные эмоции: как они помогают?
Что это за понятие – познавательные эмоции? К ним относятся: чувство догадки, недоумение, удивление, любознательность, чувство ясности или смутности мысли, радость открытия, любознательность. То есть, все те эмоции, которые возникают при соприкосновении с чем-то неизведанным и новым, и при этом интересным.
Такие эмоции позволяют стимулировать познавательный процесс, развивать интеллект, творческие способности, выработать свое отношение к окружающему миру.
Поскольку ребенок в раннем возрасте еще не умеет обрабатывать информацию логически, он обрабатывает ее опытным путем. А так как эмоции еще не развиты, интеллектуальная работа не проводится. Именно поэтому прежде чем обучать малыша, надо заинтересовать его, затронуть эмоции. Тогда уроки пройдут результативно.
В дошкольном возрасте формируется умение разбираться в своих эмоциях и чужих. В этот период важно обеспечить получение положительных эмоций и, конечно, частично связать их с занятиями, развивающими интеллект.
Как видите, интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка дополняют друг друга. Поэтому, чтобы развивать ребенка в полной мере, необходимо правильно развивать и использовать эмоциональную сферу.
Как связывать эмоции с интеллектуальным развитием?
Это можно делать в игре или творческой деятельности. Если целенаправленно учить ребенка, он вряд ли что-то хорошо усвоит. Наоборот, занятия, как в школе могут убить тягу к новому. И позже, в школе ребенок не захочет учиться, так как получит отрицательные эмоции, связанные с обучением.
А вот игра или творческие занятия вызывают положительные эмоции. Тем более игра – это основное занятие любого малыша. Поэтому если проводить обучение незаметно, во время различных игр, учеба даст результат. Все занятия надо строить именно таким образом. Например, во время рисования — учить цвета, во время построения башенки из кубиков с буквами – учить буквы, во время прогулки – рассказывать о птицах и растениях. Ребенок быстрее усвоит информацию именно во время таких занятий.
Кроме того, если правильно развивать интеллект малыша, в школу он пойдет с удовольствием. Ведь процесс познания связан у него с положительными эмоциями. А значит, и в школе он будет лучше понимать, запоминать и анализировать.
Какие игры помогут в развитии малыша?
Любые, которые нравятся ребенку. Ведь если малыш будет с интересом строить башенку и при этом считать кубики, или играть в животных, слушая при этом рассказ мамы об их поведении, то он быстрее запомнит новую информацию и сможет ее применить.
Конечно, есть и специальные игры для развития малыша. Пробовать можно разные, но важно подобрать лишь те игры, которые вызывают положительные эмоции ребенка.
Вот основные игры:
• для мышления и логики – различные загадки, головоломки;
• на развитие речи – сочинение сказок, игра в домашнем театре (пальчиковый, настоящий или театр теней);
• для укрепления памяти – например, найди пару, угадай, какой предмет пропал;
• для воображения – например, нарисовать музыку или закончить рассказ.
Конечно, важно заниматься с малышом творчеством. Очень много нового можно узнать в процессе рисования или лепки, прослушивания музыки или игры на музыкальном инструменте, пения или танца, создания аппликаций. Возможностей тут много.
Главное, надо помнить, если ребенок не любит спокойные игры, не стоит усаживать его за лепку или рисование. В этом случае, лучше заняться домашним театром, потанцевать. И наоборот, спокойного малыша не стоит заниматься нелюбимым делом – прыгать, бегать. Пускай рисует или поет. Не забывайте о связи эмоций с интеллектуальным развитием.
Что касается возраста, конечно, игры должны соответствовать возрасту малыша. Если он совсем мал, подойдут разные карточки, погремушки, мягкие кубики и мячики. Немного позже необходимы пирамидки, кубики. Ну, а в младшем и старшем дошкольном возрасте можно выбирать специальные игры-головоломки, конструкторы. Их можно приобрести в специализированных магазинах.
Итак, хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным и образованным? Не забывайте о его настроении, эмоциях и желаниях. Находите такие решения, которые помогут малышу учиться с удовольствием. Тогда и в школе ребенок будет получать положительные эмоции, ведь он привыкнет к тому, что учеба, познание, получение новой информации – это хорошо. Если же на некоторых уроках будет скучно, в силах родителей сделать увлекательным выполнение домашних заданий.
Источник
Елена Валерьевна Решетова
Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально — коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие.А эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса.
Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью в группах нашего детского сада созданы некоторые объекты предметно – развивающей среды ля психоэмоциональной разгрузки детей.
Нашей целью является: создание соответствующих условий и оборудования для сохранения и укрепления эмоционального здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников в условиях дошкольной организации.
Мы обозначили следующие задачи:
• создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной, творческой и активной личности;
• посредством модернизации предметно-развивающей среды создать условия, способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей;
• способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.
Ожидаемый результат:
• умение детей с повышенной психоэмоциональной активностью владеть приёмами саморегуляции;
• снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк;
• благодаря материалам и оборудованию Центра эмоциональной разгрузки раскроются тревожные и застенчивые дети;
• умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх;
• посредством игр и упражнений у детей повышается самооценка, формируется уверенность в себе и своих действиях, создается ситуация успеха, одобрения и поддержки.
Игры в Центрах эмоциональной разгрузки применяются для достижения релаксации и отдыха. Они способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.
Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому подбирать материалы для центра необходимо с учетом возрастных особенностей детей и с учётом их основного назначения,а именно:
• для физической и эмоциональной разгрузки воспитанников, снятию усталости;
• обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
• обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
• обучение детей бесконфликтному общению;
• повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
• обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть. Чтобы преодолеть негативное эмоциональное настроение у детей в нашей группе был создан Центр эмоциональной и психологической разгрузки.
Так, например, в первую очередь, в каждой группе нашего детского сада были организованы Зоны эмоциональной разгрузки или «Центры уединения». Это то место в группе, где ребенок может «спрятаться» от внешнего мира, скрыть свои эмоции от других. Снять напряжение может помочь «подушка-подружка» или большая мягкая игрушка, с которой ребенок может по обниматься. А выплеснуть накопившуюся энергию помогают «подушка-побитушка» и «коврик злости».
Благодаря наполнению этих зон ребята могут выразить свое эмоциональное состояние, которое может меняться в течении дня. Центры уединения могут быть как стационарными, так и перемещаться по помещению группы, могут меняться и трансформироваться. Так, например, в нашей группе центр уединения был изменен и используется как центр «Космос».
Также в нашей группе мы организовали для детей говорящую стену «Радуга настроения», которая каждое утро встречает их в приёмной: солнышко, тучки, облака и разноцветные мимические цветочки, бабочки. На ленты разных цветов, в зависимости от настроения, крепится фото ребенка или картинка. У каждого ребенка есть фото на прищепке или картинка, которую он себе выбрал и, приходя в группу, дети крепят свою фотографию или картинку к соответствующему их настроению цвету. Если настроение меняется, дети перевешивают свою фотографию. «Радуга настроения» привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности.
Данное оборудование может быть изготовлено с учетом возможности использование пространства помещения группы.
Доброжелательное отношение к сверстникам формируется у детей, когда взрослый налаживает контакты между ними, создает благоприятные условия для создания эмоциональной связи. Особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста. Каждое утро можно начинать с игрового приема «Утро радостных встреч» или «Минутки вхождения в день», помогающего детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня. Эти сюрпризные игровые моменты могут проводиться не только педагогами группы, но и с участием родителей.
Так же положительное влияние на эмоциональное состояние детей младшего возраста оказывают игры в сухом бассейне. Эти игры способствуют не только физическому развитию малышей. Они также оказывают расслабляющий эффект, создавая положительный эмоциональный фон и благотворно влияют на нервную систему ребенка.
Для детей старшего дошкольного возраста целесообразней использовать «Часы настроения» или «Азбуку эмоций». В этом возрасте они уже умеют различать эмоции, изображенные на картинках или карточках.
Также можно предложить детям нарисовать эмоции, используя шаблоны для рисования.
В нашей группе есть «Сухой душ». Это оборудование способствует эмоциональной разгрузке детей перед сном. Ребенок заходит в спальню через завесу «Сухого душа», тем самым он оставляет все свои негативные эмоции, накопившиеся в течение дня за ней. Также эта «волшебная шторка» предназначена для того, чтобы отделить в подсознании ребенка игровое пространство от зоны покоя и сна.
Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры, игровые упражнения и ситуации,например: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Кто тебе нравится больше?», «Собери лицо» или «Собери свою семью» и др. Эти игры могут быть как настольно-печатными, так и изготовленные разными способами. Дидактическую игру «Собери лицо» я изготовила из фетра (по принципу фланелеграфа).
В качестве оборудования для уголка ещё хотелось-бы представить «Мешочки настроений». «Мешочек радости» изготовлен из светлого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения. «Мешочек грусти» изготовлен из тёмного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, воображаемые смех, улыбку, радость.
Так же есть «Баночки гнева». Это баночки с крышками разных цветов и размеров. Особо эмоциональные дети могут «выкрикнуть» свой гнев в такую баночку, заперев его там, затем взять ее на прогулку и открыв, «выпустить» гнев на свободу.
Немаловажный атрибут зоны эмоциональной разгрузки — это «Островок примирения», целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Скамейка – мирилка», «Футболка дружбы» и «Кубик – рукопожатия». Поссорившиеся дети могут самостоятельно использовать их для примирения, зачитывая разученные стихи-мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.
Таким образом, создаваемая нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный эмоциональный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.
Мы рекомендуем в каждой группе ДОУ создать условия для укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия как важной составляющей в формировании открытой творческой личности.
Источник
ирина сонина
Эмоциональный интеллект и жизненный успех. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников
Эмоциональный интеллект и жизненный успех.
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Вся наша жизнь — непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих переживаний бывает сложно даже взрослому, не говоря уже о детях. Вот почему важно вовремя научить ребёнка разбираться со своими эмоциями: не подавлять их, а дружить с ними. Когда эмоции — не враги, а друзья, они начинают помогать в достижении цели. Взрослым важно помнить, что успех не всегда равен счастью. Всё что «надо», но «не хочу», отражается на здоровье. В конце школьного обучения 82% детей хотят учиться хорошо и только 36% учатся с удовольствием.
Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский / Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем.
4.6 Целевые ориентиры… в младенческом и раннем возрасте: Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами…
4.6 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования : Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты
Эмоциональный интеллект -это способность понимать свои эмоции и чувства, управлять ими так, чтобы не только гармонично взаимодействовать с окружающими, но и достигать своих целей.
Конечно, управлять эмоциями маленькому ребёнку не под силу, потому что он прежде всего должен узнать, что это такое. Он должен понимать, почему ему сейчас грустно, почему он смеётся или, к примеру злится. Эмоции – это тоже знания, получаемые посредством опыта и разъяснений взрослых. Эмоции бывают разными – приятными и не очень. Ребёнок не должен пугаться отрицательных эмоций, вызывающих у него негативные чувства. Все эмоции важны и нужны для нравственного становления каждого человека, но объяснить это в нежном возрасте, когда ребёнок ещё только присматривается к миру, не зная его законов, — действительно, сложная задача.
Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, на мой взгляд, является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.
Чем же эмоциональное воспитание ребенка отличается от обычного воспитания? Наблюдая и подробно анализируя слова, действия и эмоциональные реакции семей, был обнаружен поистине значительный контраст. Дети, чьи родители постоянно использовали эмоциональное воспитание, имели более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У них лучше складывались отношения с друзьями, наблюдалось меньше проблем с поведением, они были менее склонны к насилию. Дети, имеющие опыт эмоционального руководства, обладали лучшим эмоциональным здоровьем и испытывали меньше негативных, а больше позитивных чувств.
Есть и еще один результат: когда матери и отцы использовали технику эмоционального воспитания, их дети быстрее восстанавливались. Они грустили, сердились или испытывали страх, попадая в трудную ситуацию, но быстро себя успокаивали, приходили в норму и продолжали продуктивную деятельность. Иными словами, эти дети имели более высокий эмоциональный интеллект.
Еще одно неожиданное открытие, которое было сделано в ходе исследований, связано с отцами. Результаты показали, что, когда отцы практикуют метод эмоционального воспитания, они оказывают чрезвычайно положительное влияние на развитие эмоционального интеллекта своих детей. Если отцы понимают чувства своих детей и стараются помочь им решить проблемы, дети лучше успевают в школе и успешнее устанавливают отношения с другими людьми. И наоборот, эмоционально отдаленные отцы, суровые, критичные и отвергающие эмоции, оказывают глубоко негативное влияние на детей. В среднем такие дети хуже учатся, больше ссорятся с друзьями и больше болеют. (Этот акцент на отцах не означает, что мать не влияет на эмоциональный интеллект. Ее взаимодействие с детьми играет немаловажную роль. Однако мы выяснили, что влияние отца является гораздо более сильным, будь оно хорошим или плохим.)
И наконец, эмоциональное воспитание не означает отсутствия дисциплины. На самом деле, когда родители эмоционально близки со своими детьми, больше в них вкладывают, значит, могут оказать на них большее влияние. Положение позволяет быть строгими. Если родители видят, что дети делают ошибки или не хотят выполнять какую-то работу, могут сделать им замечание. Они не боятся устанавливать границы. Не боятся сказать, что дети их разочаровали, когда знают, что они могут сделать лучше. А поскольку между родителями и детьми в таких семьях существует эмоциональная связь, то дети прислушиваются к словам, их интересует мнение родителей и они не хотят вызывать недовольство. Таким образом, эмоциональное воспитание помогает мотивировать детей и управлять ими.
На формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию). Таким образом, эмоциональный интеллект включает в себя:
самосознание,
контроль импульсивности,
уверенность,
самомотивация,
оптимизм,
коммуникативные навыки,
умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта:
1. Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать решения.
2 Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т. к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.
3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии.
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
• умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
• способностью сознательно влиять на свои эмоции;
• умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного Алекситимия — Затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
• комфортная организация режимных моментов;
• оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т. д.);
• игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д.);
• арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);
• занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;
• психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
• телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;
• задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т. п. ;
использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т. д.);
Дети с развитым эмоциональным интеллектом:
Отличаются более высокой самооценкой
Уверены в себе
Быстро адаптируются к новым обстоятельствам
Готовы следовать принятым правилам поведения в обществе и при этом имеют собственное мнение, которое готовы защищать
Много читают и учатся с интересом
Быстрее устанавливают контакт со сверстниками и со взрослыми людьми
Умеют разрешать конфликты и находят выход из сложных ситуаций
Техники развития EQ для взрослых и детей
• Коробочка эмоций
• Банка счастья
• Язык эмоций
• Что я чувствую сегодня
• Эмоциональный фотоальбом – путешествие
• Эмоции в красках
• Компас эмоций
Дети более восприимчивы ко всему новому, их психика похожа на пластилин — гибка и бесхитростна. Но вот что будет слеплено из этого пластилина, зачастую зависит только от взрослых.
Поэтому давайте начнём с себя!
Использованная литература:
Джон Готтман, Джоан Деклер
Эмоциональный интеллект ребенка Практическое руководство для родителей
Виктория Шиманская. Монсики
Источник