Основные функции родителей в развитии и воспитании ребенка

Основные функции родителей в развитии и воспитании ребенка thumbnail

Родители являются неотъемлемой частью жизни своего ребенка, независимо от того, сколько ему лет. Но именно в детском возрасте – особенно дошкольном, в так называемые сензитивные периоды, взрослые важны как никогда. Роль родителей в воспитании ребенка заключается в демонстрации образцов поведения и заложения основ мировоззренческих установок, что напрямую влияет на формирование основных аспектов личности будущего взрослого.

Статья расскажет о выделенных стилях воспитательной работы, роли семьи в системе детско-родительских отношений. Подробнее будут рассмотрены два основных вида воспитания – физическое и нравственное, также будет затронута тема потребностей ребенка и условий для его правильного развития.

Содержание:

  • Стили воспитания
  • Физическое воспитание
  • Нравственное воспитание
  • Правильный родитель и как им стать

Характеристика различных стилей семейного воспитания

Многие родители полагаются на собственные материнские и отцовские инстинкты, а также опыт старшего поколения родственников. Подчас, не уделяется достаточно времени изучению детской психологии и теории педагогической науки. Нерешенные вопросы и отсутствие основных знаний в этой области могут создать сложности при взаимодействии с ребенком уже на ранних этапах. Родителям имеет смысл познакомиться с существующими стилями воспитательной работы и выбрать наиболее подходящий для них (и ребенка!) с учетом особенностей окружающей обстановки.

Традиционно выделяют следующие методы воспитания:

  1. Попустительский, либеральный. Данный вариант предполагает большую свободу в действиях ребенка и минимальный контроль со стороны взрослого. Психологи отмечают, что ребенок в таких условиях способен вырастить творческой и социально активной личностью. При этом либеральный стиль может стать причиной чрезмерной импульсивности и агрессии, так как с малых лет ребенок не будет знать ни правил, ни запретов.
  2. Авторитарный. Противоположный по содержанию, этот стиль характеризуется гиперопекой и тотальным руководством родителей. Взрослые стараются участвовать во всех сферах жизнедеятельности ребенка. С одной стороны, они дают ему ощущение безопасности, четкие правила, с другой – излишне ограничивают. Последствием может быть неприспособленный к жизни, апатичный взрослый, не имеющий своего мнения и стремлений.
  3. Демократический – наиболее адекватный и позитивный вид; нечто среднее между описанными выше стилями. Демократия предполагает разумные правила поведения, некоторые запреты, но без лишних ограничений. Каждый член семьи одинаково значим и имеет право голоса. Реализуется помощь, поддержка, при этом сохраняется самостоятельность как родителей, так и детей. Данный стиль воспитания – положительный пример в воспитании детей.

Физическая и нравственная системы воспитания

Физическое воспитание

Воспитание и развитие ребенка должно носить всесторонний характер. И важными факторами становления малыша является физическая и нравственная сторона.

Первая включает освоение фундаментальных навыков:

  1. Координация движений.
  2. Равновесие.
  3. Скорость реакций.
  4. Выносливость.

Все необходимые физические качества формируются и в специальных секциях, и в домашних условиях. Этому способствуют пешие прогулки, пробежки, езда на велосипеде и роликах, зарядки на свежем воздухе, закаливание и другое. Физическое воспитание предполагает определенный режим дня, который соблюдают все члены семьи, и полноценное здоровое питание. Подробнее о физическом развитии ребенка в разном возрасте.

Отдельно следует акцентировать внимание на мелкой моторике. В отличие от крупной, она формируется через более тонкие действия: игры с крупами, творческие занятия с пластилином, рисование карандашом и пальцами, собирание пазлов и т. д. На начальных этапах детского развития она рассматривается не только как полезное умение в целом, но и имеет прямую связь с зарождением речи.

Нравственность в жизни ребенка

Нравственное или этическое развитие имеет отношение больше к духовной составляющей жизни. Оно определяет не столь видимые характеристики поведения, но формирует глубокую структуру индивида, влияя на все социальные взаимодействия. Задачи и содержание данного вида воспитания заключены в требованиях общества. Условно можно говорить о необходимости:

  • Накопления представления о нормах поведения в общественных местах (на улице, в школе и детском саду и пр.).
  • Реализации усвоенных правил при общении с окружающими людьми, а также стимулировании человека к дальнейшему самовоспитанию в этом направлении.

Нравственность проявляется в таких человеческих качествах как внимательность и заботливость, скромность и деликатность, ответственность, чувство долга и чести, любовь к труду, толерантность и бережное отношение к своей и чужой собственности.

Разумеется, физическое и нравственное воспитание являются не единственными видами. В популярных классификациях выделяют и умственное, и эмоциональное, и трудовое, и некоторые другие (подробнее о других видах воспитания). И ошибкой родителей будет пренебрежение каким-либо из направлений, как было сказано – требуется реализовывать всестороннее воспитание ребенка.

Читайте также:  Возрастные этапы психического развития ребенка кто выделил

Правильный родитель и как им стать

Установление контакта с ребенком

Одно из простых и базовых условий для развития гармоничной личности ребенка – проявление безусловной любви и уважения к нему. Педагогическая роль родителя заключается, помимо развития умственных способностей, в эмоциональном принятии своего малыша, в установлении с ним близких доверительных отношений в совместной деятельности. Контакт формируется на нескольких уровнях:

  1. Телесном – в виде прикосновений, поглаживаний, объятий.
  2. Визуальном – жесты и мимика, внешний образ.
  3. Аудиальном – выстраивании диалога с ребенком, эмоционально-личном общении на волнующие малыша темы. Диалог предполагает не только высказывания, рассуждения и объяснения от мамы, но обязательно выслушивание того, что говорит ребенок, ответы на его вопросы. Ребенку требуется, чтобы его слушали и слышали. Способом реализации аудиального взаимодействия могут быть ситуативные разговоры или регулярные семейные вечера вместе с ребенком.

Условия становления гармоничной личности

В каждом возрасте у малыша свои потребности, а у родителей, соответственно, задачи и цели воспитательной деятельности. Младенец в 2 месяца по всем показателям совершенно отличается от ребенка в 2 года. Однако, есть факторы, актуальные для ребенка всегда. Прежде всего, это выражено в отношении родителей, от которых малыш ждет:

  • Уверенность и адекватную самооценку. Не ребенок, а родитель должен выполнять руководящую функцию. Он должен воплощать в себе опыт и знания, опираясь на которые способен вести ребенка, контролировать его развитие и оказывать необходимую поддержку.
  • Способность анализировать. Нельзя недооценивать наблюдательность детей. Ребенок должен видеть не хаотичные действия родителей, но выстроенную систему поведения. Стремление взрослых к анализу и объяснению действий ребенка даст малышу понимание причинно-следственных связей собственной активности.
  • Четкие запреты и ограничения. Ребенок чувствует себя в большей безопасности, когда понимает, что есть границы и правила. Задача взрослого – выставить нормы взаимодействия с окружающим, показать, что можно или нельзя делать. В данном случае обоим родителям полезно не только проговорить или показать, а самостоятельно следовать установленным принципам – ребенок учится на их примере. При этом все правила должны быть разумными, адекватными действительности и выполнимыми для малыша.
  • Здоровые эмоции, эмоциональная уравновешенность. Весь спектр чувств естественен – от проявлений искренней радости до раздражения и печали. Не нужно скрывать свои чувства, иначе малыш не сможет оценить ваше состояние и соответствующе вести себя. В будущем это может негативно отразиться на его способности опознавать эмоции других и понимать собственные реакции.
  • Взаимопонимание, доверие между папой и мамой. Счастливый ребенок – показатель гармоничной семьи и положительных отношений между родителями. Любые разногласия отражаются на самочувствии, настроении детей и желании строить взаимоотношения с миром.

Воспитывая и продумывая направления педагогических действий, следует помнить, что даже маленький ребенок индивидуален и уникален, он юная личность и нуждается в понимании и принятии.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

С точки зрения И. В. Дубровиной (1981), только семья – родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений — формирует у детей образцы, эталоны мужчины и женщины. Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношений друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, участвовать в семейных отношениях и воспринимать их.

Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве образца о антиидеала, но также необходимо заметить, что общество и родительская семья лишь задают образец, дают определённую модель родительства, которую индивид пропускает через призму своих убеждений, взглядов, индивидуальных особенностей. То есть микросистема факторного детерминирования родительства – это тот уровень воздействия на складывающееся родительство, на котором оно приобретает окончательные черты.

На уровне микросистемы происходит согласование двух моделей родительства супружеской пары – мужчины и женщины, которые создают собственную семью и предполагают дать жизнь ребёнку. Кроме того, на формирование развитой формы родительства и её реализацию влияют конкретные условия жизни семьи: воспитательная деятельность родителей регулируется условиями жизни семьи и другими индивидуальными факторами, разными в каждой конкретной семье (Ю. Хямяляйнен [29]).

Читайте также:  Особенности развития социально эмоциональной сферы ребенка

Итак, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод: обобщая воздействия уровня собственной семьи на складывание родительства и его реализацию в каждом конкретном случае, можно выделить несколько факторов:

1. направленность и индивидуальные особенности личности;

2. согласование модели родительства обоих супругов;

3. конкретные условия жизни супружеской семьи.

Внешние факторы, определяющие формирование родительства, можно объединить в три группы, по уровню локализации его движущих сил:

o факторы макросистемы;

o факторы мезосистемы;

o факторы микросистемы.

Факторы макросистемы реализуют своё воздействие непосредственно, путём социального регулирования, и опосредованно, через весь комплекс социальных влияний.

Родительская семья служит первичной социальной средой индивида, где он получает первый социальный опыт, в частности, относительно реализации родительской модели поведения.

На уровне микросистемы на родительство воздействуют несколько факторов: направленность и индивидуальные особенности личности; согласование моделей родительства обоих супругов; конкретные условия жизни супружеской семьи.

ГЛАВА 4. Этапы родительства, функции и задачи родителей на этих этапах

В жизни семьи, как динамической системе, исследователи выделяют определённые стадии. Одной из таких стадий, по мнению Ильина [10], является стадия рождения детей. С появлением ребёнка Ильин [10] рассматривает семью как принципиально новый организм и считает, что только в связи с этим событием у мужчины и женщины появляется родительский инстинкт.

В отличие от Ильина [10], Г. Г. Филиппова [28] считает, что родительский инстинкт начинает формироваться уже с детства. Это происходит за счёт подражания взрослым, общения и игр с другими детьми, например, в «дочки-матери».

Таким образом, проанализировав эти два мнения, мы можем отметить, что родительский инстинкт появляется не с рождением ребёнка, а на много раньше, в раннем детстве, когда ещё только будущие мамы и папы начинают играть в «семью». Более того, многие психологи (Эриксон [24], Г. Г. Филиппова [28], А. Спиваковская [26]) считают, что ребёнок, играя в «дочки — матери», подсознательно усваивает многие приёмы психологических и педагогических воздействий и, став взрослыми, используют их в воспитании собственных детей.

Тем не менее, появление детей в семье – большая дополнительная ответственность. Это совершенно новая жизненная ситуация, требующая новых взглядов на семью и семейные проблемы. Если раньше, говоря о семье на первых стадиях её развития, не включающую детей, психологи отмечали только мужеско – женские отношения [10], то с появлением ребёнка на них стали накладываться отношения родителей и детей.

Первыми наставниками в жизни каждого ребёнка являются родители. Вот почему именно родители должны ясно сознавать и постоянно помнить, что роль отца и матери чрезвычайно важна для общества. Общество заинтересовано в том, чтобы родительская забота принесла общественно полезные плоды, а значит и в том, чтобы этому не помешали чрезмерная занятость родителей, отсутствие взаимопонимания между супругами, утрата взаимопонимания между родителями и детьми.

Воспитание детей – не простая задача. Здесь нельзя действовать методами приказа, нажима, навязывания своего мнения. Поэтому проблема воспитания детей в семье одна из сложных и многогранных.

О. В. Ильин в своей книге «Археология детства» [10] выделяет четыре принципа семейного воспитания:

1) Семья должна стать для ребёнка естественной школой духовной любви. Ведь человеку, не имевшему возможности наблюдать и получать такую любовь в детстве, бывает крайне трудно научится ей в последствии;

2) Семья призвана передать ребёнку религиозную, культурную, историческую и национальную традиции;

3) Семья должна дать ребёнку чувство внутренней свободы и одновременно научить его тому, что неотделимо от ответственности. Ведь только целиком принимая ответственность за свои поступки и идя на осознанный риск, ребёнок может стать подлинным хозяином своей жизни.

4) Семья должна воспитывать в ребёнке здоровое чувство частной собственности и прививать практические навыки хозяйствования и построения собственного благополучия.

Нужно заметить, что функции родителей – это динамическая система, зависящая, прежде всего от возраста ребёнка.

Л. Матвеева [14] выделяет такие этапы родительства и присущие этим этапам особенности возраста ребёнка:

Читайте также:  Заключение по физическому развитию ребенка по центильным таблицам

1) Раннее младенчество (до 1 года).В это время для ребёнка огромное значение имеют любовь, привязанность. Если потребность в общении и любви на этом этапе не удовлетворяется, он может вырасти замкнутым, отстранённым от окружающего мира.

2) Позднее младенчество и раннее детство (от 1 года до 5 лет). На этом этапе становление самостоятельности и уверенности зависит от характера общения со взрослыми.

3) Дошкольный и младшешкольный период ( от 5 до 11 лет) . На этом этапе ребёнок учится ставить перед собой цели и решать задачи; отмечается стремление к похвале.

4) Подростковый период и юность (от 11 до 17 лет). На этом этапе в поведении ребёнка характерна ориентация на нормы взрослых.

4.1. Функции и задачи родителей на этапе раннего младенчества.

Старинная легенда рассказывает о матери, которая обратилась к мудрецу с вопросом, когда ей надо начать воспитывать своего шестимесячного сына, на что мудрец ей ответил, что она опоздала ровно на полгода [27].

К настоящему времени необходимость воспитывать ребёнка уже с первых месяцев его жизни подтверждена многочисленными научными данными [27]. И если не заниматься воспитанием малыша с первых месяцев его жизни, можно многое упустить.

В большей степени жизнь человека зависит от того, с чем он столкнётся, появившись на свет. По этому поводу К. Маркс [1] сказал: «…развитие индивида обусловлено уровнем развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном взаимодействии…». Поэтому в этом смысле первый год жизни во многом становится определяющим.

Именно от родителей зависит, какой опыт извлечёт и чему научится ребёнок на первом году жизни.

По мнению Эриксона [24] этот опыт влияет на всю последующую жизнь человека: «Фундаментальной предпосылкой душевной жизнеспособности является чувство базового доверия — формирующаяся на основании первого года жизни установка по отношению к себе и миру. Под доверием я подразумеваю собственную доверчивость и чувство неизменной расположенности к себе других людей».

Иными словами, отношение окружающих, в первую очередь родителей, к ребёнку, его потребностям, желаниям запечатляется в его душе с первых дней жизни. Если ребёнок получает тепло, ласку, заботу, то формируется образ мира безопасного, открытого и заслуживающего доверия. В противном случае, мир для детской души становится источником угрозы и дискомфорта.

В соответствии с этими представлениями первого года жизни человек в последствии строит свои отношения с другими людьми и с жизнью вообще. Согласно Эриксону [24], беспомощные ма­лыши в первый год жизни оказываются в ситуации конфлик­та; изначальное доверие против изначального недоверия. Ус­пешное разрешение его зависит от характера взаимоотноше­ний детей и родителей. Если малыша кормят тогда, когда он голоден; если реагируют на его плач своевременно; если по­могают ему избавиться от чего-то, что мешает ему; если его любят, разговаривают с ним и играют, он начинает понимать, что мир — это безопасное место и он может доверять тем, ктоухаживает за ним. Если же его потребности не удовлетворя­ются, особенно потребность в общении с любящими взрос­лыми, он вырастает, испытывая недоверие ко всему миру.

Эриксон [24] отнюдь не утверждает, что родители должны быть какими-то сверхлюдьми. Нет необходимости немедленно удов­летворять любую потребность ребенка. Он также не считает, что родителям нужно крутиться до изнеможения, только бы ребенок не плакал. В семьях, где есть другие дети, родители не могут тотчас бежать к нему на его плач. Молодые родите­ли могут и вовсе неуклюже проявлять свои чувства к малышу и из-за переполняющего их чувства любви к ребенку не все­гда понимать смысл его слез. Но есть одно незыблемое пра­вило: дети, за которыми родители в целом ухаживают хоро­шо, которых любят и оберегают от настоящих (а не выдуман­ных) бед, — эти дети «снисходительно» относятся к некото­рым упущениям родителей. Фактически дети, у которых по­степенно формируется доверие к родителям, учатся преодо­левать или спокойно переносить какие-то маленькие неудоб­ства, так как они знают и верят, что вскоре кто-нибудь к ним обязательно подойдет.

Источник