Связь физического и психического развития ребенка до года

В первые 12 месяцев жизни у ребенка происходит стремительное формирование основных навыков, предпочтений. Его психоэмоциональное и физическое развитие в значительной степени зависит от родителей. Важно иметь представление об этапах взросления грудничка.
Особенности развития по месяцам
С медицинской точки зрения грудными называют малышей в возрасте от 28 дней до 1 года независимо от типа вскармливания. Скорость формирования важных навыков и умений индивидуальна, зависит от течения родов, доношенности, фактора наследственности и усилий родителей.
Развитие детей грудного возраста складывается в примерную схему по месяцам. Для удобства данные представлены в таблице.
Возраст | Навыки |
---|---|
1 месяц | В это время малыша считают новорожденным, происходит его адаптация к новым условиям. Все реакции построены на рефлексах, направлены на сохранение и обеспечение жизни. На четвертой неделе можно увидеть первую улыбку ребенка. |
2 месяц | Начинается активное психическое развитие, возникает интерес к происходящему и окружающим, особенно к маме. Появляется осознанная потребность в телесном контакте. |
3 месяц | Малышей, чаще на ИВ, сильно беспокоят боли в животе, колики, связанные с формированием кишечной флоры и ферментной системы пищеварения. Развивается мимика, реакция на собеседника, ребенок может хмуриться, активно улыбается, поворачивает головой. |
4 месяц | Активная двигательная активность: попытки перевернуться, развитие умения держать предметы. Ребенок выражает радость, недовольство мимикой, улыбкой, плачем. Постепенно начинает воспринимать речь. |
5 месяц | Первые попытки произносить звуки, садиться, пробовать окружающие предметы на вкус. Грудничок узнает родных, реагирует на них смехом, улыбкой. |
6 месяц | Повышается двигательная активность, мышечное развитие. Ребенок делает попытки вставать, тянется за предметами и хватает их. Появляются первые молочные зубы, начинается прикорм. |
7 месяц | Малыш самостоятельно сидит, начинает ползать. Много лепечет, произнося сочетания звуков. Пытается подражать поведению взрослых. |
8 месяц | Активно ползает, встает, может ходить с помощью мамы. Расширяется эмоциональный диапазон, появляются первые слова. |
9 месяц | Чаще пытается проявить самостоятельность в еде, при одевании. Понимает значение многих слов и реагирует на них («дай», «иди», «сиди»), формирует свой язык, понятный близким. |
10 месяц | Развлекает себя сам, играет, стоит без опоры, пытается ходить. Проявляет больший интерес к мелким предметам, называет вещи или животных, части тела. |
11 месяц | Может сам пройти небольшое расстояние, пытается выражать свои желания пальчиком, взглядом, словом. Ярко реагирует на все новое, незнакомых людей. |
12 месяц | Многие активно ходят, даже бегают, общаются со сверстниками. Различают назначение некоторых предметов, обладают словарным запасом в 10-15 слов. |
Разделение по месяцам условно, возможно небольшое опережение или отставание.
Физическое развитие
Новорожденные малыши не способны контролировать свои движения, держать голову. Первые недели они спят, прижимая ручки, ножки к животику, как во время внутриутробного развития. При бодрствовании движения конечностей непроизвольные. К 4-й неделе ребенок держит головку, к 2-3 месяцам осознанно двигает конечностями. Рефлексы опоры, ползания и хождения являются врожденными. Можно развивать их для раннего формирования этих навыков:
- При постановке малыша на опору он выпрямляет туловище, начинает стоять на согнутых ножках;
- При наклоне туловища вперед во время стояния ребёнок делает шаговое движение;
- Переложенный на животик, он пытается ползти. Если к ступням поставить ладони, грудничок отталкивается для ускорения движения.
В водной среде малыши чувствуют себя свободнее, можно учить их плавать. Многие боятся и ограничиваются активным купанием ребенка для укрепления мышечной системы, важной для правильного формирования двигательных навыков.
Чувствительность кожи
Защитный роговой слой и кислотная оболочка формируются постепенно, воздействие патогенных микроорганизмов на детски организм опаснее, чем на взрослый. Высокое содержание воды в коже обеспечивает ей упругость, но из-за низкой развитости сальных желез она склонна к сухости.
Зарастание родничка
Постепенное сращивание черепных костей, повышение их прочности. Закрытие маленьких родничков происходит примерно в 4-8 недель, большого – к годовалому возрасту. Сроки индивидуальны, в редких случаях наблюдается очень раннее зарастание из-за патологических процессов в организме.
Зубы
Прорезывание молочных зубов происходит в 5-8 месяцев. Первыми появляются 2 нижних, затем пара сверху. По бокам от них прорезается еще по одному зубику. К годовалому возрасту у большинства детей есть 8 зубов. Процесс сопровождается ухудшением самочувствия, нарушением сна, повышением температуры до 38°. Симптомы заметны почти у всех детей и являются нормальной реакцией организма.
Дыхание
Увеличение глубины дыхания по мере развития дыхательной системы. Частота вдохов-выдохов постепенно снижается от 45 в 3 месяца до 30 к годовалому возрасту. Узкие носовые ходы, неразвитость органов дыхания могут приводить к простудным заболеваниям.
Развитие сердечно-сосудистой системы
Увеличение сердечной массы. Сопровождается постепенным снижением пульса и повышением артериального давления.
Органы пищеварения
Незрелость пищеварительного тракта – часто становится причиной расстройства желудка, запоров, вздутия. Введение прикорма после 5-6 месяцев меняет ферментный состав, может вызывать аллергические реакции.
Стремительное развитие – большая нагрузка на организм, способная влиять на обмен веществ, приводить к анемии, рахиту при недостатке необходимых минеральных веществ.
Таблица физического развития
К характеристике формирования различных навыков подходят комплексно, учитывая двигательные способности малыша в зависимости от возраста. Оценка физического развития грудника включает несколько параметров:
- Длина тела – у мальчиков увеличивается быстрее. Рост замедляется после рождения, его интенсивность может быть сильнее у нижних конечностей. Первые три месяца он увеличивается на 3 см за 4 недели, потом до полугода показатель составляет 2,5 см, следующие три месяца – 1,5 см. С 9 месяцев до года прирост – 1 см в месяц.
- Масса тела – первые полгода увеличивается на 800 г, потом до года – на 400 г. Для каждого лишнего см роста прибавляется 300 г веса.
- Окружность головы – до 6 месяцев увеличивается на 1,5 см, далее до года – на 0,5 см.
- Окружность грудной клетки – до полугода увеличивается на 2 см, потом до 12 месяцев – на 0,5 см.
- Изменение пропорций тела можно вычислить по Индексу упитанности. К трем окружностям плеча прибавляют окружности бедра и голени. Из полученного числа вычитают рост. У грудничков норма варьируется в пределах 20-25.
Примерное изменение параметров происходит в соответствии с таблицей:
Возраст (мес) | Длина тела (см) | Вес (кг) | Окружность головы (см) | Окружность груди (см) |
---|---|---|---|---|
При рождении | 49-54 | 2,6-4 | 33-37 | 31-35,9 |
1 | 52-55 | 3-4,3 | 35,8-37,2 | 34-36 |
2 | 55-57 | 4,5-5 | 37,5-38,5 | 36-38 |
3 | 58-60 | 4-6 | 38-40 | 36-39 |
4 | 60-63 | 4,5-6,5 | 38-40 | 36-40 |
5 | 63-67 | 6,5-7,5 | 37,5-42,2 | 37-42 |
6 | 65-69 | 7,5-7,8 | 42-43,8 | 42-45 |
7 | 67-71 | 8-8,8 | 43,8-44,2 | 45-46 |
8 | 71-72 | 8,4-9,4 | 44,2-45,2 | 46-47 |
9 | 72-73 | 9,4-10 | 45,2-46,3 | 46,5-47,5 |
10 | 73-74 | 9,6-10,5 | 46-47 | 47-48 |
11 | 74-75 | 10-11 | 46,2-47,2 | 47,5-48,5 |
12 | 75-76 | 10,5-11,5 | 47-47,5 | 48-49 |
При оценке роста грудничка нужно учитывать время года: весной и летом изменения выше по сравнению с осенью и зимой.
Развитие нервной системы и психики
Читатели Ogrudnichke.ru рекомендуют:
— Обзор самых популярных витаминных добавок для детей от компании Garden of Life Читать статью >>>
— Как продукция компании Earth Mama может помочь молодым родителям в уходе за грудничком? Читать статью
—
Донг квай (Dong Quai) – удивительное растение, помогающее сохранять молодость женскому организму Читать подробнее…
— Витаминные комплексы, пробиотики, омега-3 от компании Garden of Life, разработанные специально для беременных женщин Узнать подробности >>>
Новорожденный большую часть времени спит, пробуждение наблюдается только при чувстве голода или необходимости сменить подгузник. Есть реакция на яркий свет в виде зажмуривания, направления взгляда в сторону источника. При громких звуках малыш начинает моргать или вздрагивает.
Особенности нпр грудничка, по месяцам.
Возраст | Навыки |
---|---|
1 месяц | При обращении речью или жестами малыш приоткрывает рот, проявляя внимание. Пытается уследить за движущейся игрушкой, фиксировать взгляд на лицах родных, расположенных близко, иногда появляется временное косоглазие. Может сосредоточиться на пару секунд при появлении нового звука, из-за сильного шума чаще моргает. Пробует произнести звуки, напоминающие «г», «к». |
2 месяц | Чаще улыбается во время общения с родными, пытается рассмотреть мамино лицо, следит за игрушками, двигающимися по горизонтали. Поворачивается в сторону звука, активно гулит. |
3 месяц | Реагирует улыбкой на яркие предметы, появление родителей, отвечает голосом или движениями на их действия. Исследует свои ручки, фокусирует внимание на конкретном предмете, лежа на животике, следит за ним, совмещая движение глаз с поворотом головки. Реагирует на шум, пробует повторять интонацию, появляется мелодичное гуление. |
4 месяц | Начинает громко смеяться, проявляет испуг, различает голоса близких. Рассматривает предметы, в т. ч. отдаленные, тянется при виде игрушки. Если кричит, пытается прислушаться к себе. |
5 месяц | Различает родных и чужих, настороженно реагирует на новые предметы и людей, проявляет испуг и радость. Переключает внимание при виде разных движущихся предметов, способен найти вещь, если видит ее часть. Интересуется мелодией, произносит слоги, общается с родными и игрушками, меняя интонацию. |
6 месяц | Наблюдается адекватная реакция при изменении выражения лица у взрослых. Младенец внимательно изучает все окружающее, распознает отдельные жесты, голоса родных. Появляется разная реакция на отличные по происхождению звуки – движение глазками, головой, приподнимание. Ребенок активно использует предметы в своей деятельности, может вести длительные монологи. |
7 месяц | Новые события вызывают заинтересованность вместо испуга, появляется способность различать интонации похвалы от неодобрения. Ребенок узнает больше разных людей, даже друзей семьи. Следит за падающими и летающими вещами, пытается оценить их размер для определения требуемых на захват усилий. Появляется лепет, похожий на неизвестный язык. |
8 месяц | Контактирует с родителями во время игры, может сам себя занять изучением предметов, ползанием, разговором. Пока с интересом кидает игрушки, умеет складывать пирамидку. Проявляет удивление, интерес при виде нового предмета, способен фиксировать снимание сразу на двух вещах. Понимает значение «дай», «на», обладает слоговой речью, активно лепечет. |
9 месяц | Проявляет разные эмоциональные реакции, пробует использовать жесты в общении. Пытается выявлять взаимодействие вещей во время игры. Постоянно следит за близкими, проявляет реакцию на их выражение лица, жестикулирование, пробует выполнять словесные задания («где игрушка»). Говорит слова, многие неточно, но они близки по звучанию. |
10 месяц | Выражает негативную реакцию, подражает разговору взрослых и повторяет слова. Может занимать себя играми до 30 минут, различать несложные мелодии, показывает названные предметы. |
11 месяц | Останавливается, если слышит «нельзя», проявляет индивидуальные предпочтения в игрушках, еде. В незнакомом помещении, рассматривает все вокруг. Старается рассказывать что-нибудь взрослым, мешая нормальные слова со «своими». |
12 месяц | Учится сопереживанию, охотно общается с детьми. Подражает звукам, узнает изображения предметов. Постоянно запоминает новые слова и улучшает произношение. |
Допускается незначительное отклонение от предложенных характеристик. Нервно-психическое развитие у детей грудного возраста проходит индивидуально, возможно небольшое опережение или отставание.
Оценка нервно-психического развития
При плановых осмотрах специалист выясняет у родителей сформированность умений ребенка и сам проверяет некоторые реакции. Если в 5-месячном возрасте ребенок обладает навыками только на уровне 3 месяцев, это воспринимается как задержка в развитии на 2 эпикризных срока.
Показатель не критичен, зависит от многих факторов. При регулярных занятиях с ребенком он способен догнать сверстников по владению определенными навыками. Отклонение на 2-3 эпикризных срока считается отставанием в развитии, а более 3 – отставанием в глубокой степени.
Задержка в развитии может быть в одном направлении (речи) или общая. Следует обратиться к врачу при появлении у малыша следующих характеристик:
- В 3 месяца. Малыш страдает косоглазием, не способен провожать взглядом двигающийся предмет, не проявляет реакцию на голос собеседника, при сильном шуме. Он не проявляет интерес и не интересуется своими руками, не держит голову;
- В полгода. Отсутствует реакция гуления при общении со взрослым, нет попыток схватить предметы, тянуть их в рот. Не пропал рефлекс Моро, в виде отведения рук в ответ на сильный испуг. Сохранение шейного тонического рефлекса, помогающего грудничку перераспределить мышечную нагрузку при изменении положения тела. Он заключается в сгибании рук, разгибании ног при наклоне подбородка к груди. Другой вид рефлекса проявляется при повороте головы вправо или влево. Он вызывает разгибание руки, ноги со стороны того плеча, куда направлен взгляд, и их сгибание с противоположной;
- В год – не произносит звуков, не делает попыток повторять движения, не стоит без помощи взрослого.
Данные признаки говорят об осложнениях, отклонении в развитии малыша. Врач поможет найти причины и назначит мероприятия для улучшения состояния.
Рост и всестороннее развитие ребенка грудного возраста зависит от многих факторов, большую роль играет участие родителей, полноценное питание и здоровый образ жизни.
Родные должны больше заниматься с малышом, помогать ему активно познавать мир. При недостатке внимания, напряженной обстановке в семье психика грудничка может страдать, приводя к отставанию в развитии.
Источник
ирина осипова
Взаимосвязь и взаимозависимость физического и психического здоровья детей
Дошкольное детство – период от рождения до поступления в школу – является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет (ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 года до 3 лет).
Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Даже незначительные нарушения в состояния здоровья влияют на эмоциональную сферу ребенка и в том случае, если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и наступает быстро выздоравление. Щелованов Н. М. выяснил, что развитие гипотрофии часто связано с дефицитом эмоций, неудовлетворением двигательной активности малыша. Установлен и тот факт, что нервно-психическое развитие, в частности функция речи, во многом зависит от факторов биологических:течение беременности, осложнение при родах, состояние здоровья малыша и т. д.
Формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а дальше и со сверстниками-залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние на развитие и формирование познавательных интересов.
Так например, в периоды психологически сложных ситуаций рост замедляется. Это происходит, например, когда ребенок с трудом привыкает к детскому саду или школе, плохо переносит «продленку», большие нагрузки в садике и после, у него нет свободного времени, в которое он может заниматься исключительно тем, чем хочет. Сюда же можно отнести и полосы неудач, и затяжные семейные конфликты, особенно когда мама и папа находятся в состоянии «хронического развода». Все это создает благоприятную платформу для развития депрессии и, как следствие, рост ребенка замедляется
Существенная особенность раннего детства заключается во взаимосвязи и взаимозависимости состояния здоровья, физического и нервно- психического развития детей Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается психически Начиная с трехлетнего возраста ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют его опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитываются внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер Следовательно, комплексный анализ физической подготовленности детей и их психических качеств позволяет более объективно судить о процессе физического воспитани
Если ребенок будет ежедневно заниматься физическими упражнениями, то они будут способствовать укреплению организма и повышать сопротивляемость различных заболеваний, а также предупреждать о нарушении осанки и деформации скелета.
Доказано что физически крепкие дети болеют реже, и легче переносят заболевания. Но не все родители знают, что при правильном организованном физическом воспитание уже в дошкольном возрасте, у детей хорошо развивается память, логическое мышление, воображение, инициатива и самостоятельность.
Необходимо подбирать такие упражнения, которые соответствуют возрасту и развитию ребенка. Дети, которые не занимаются физическими упражнениями, медленно развиваются. Но помните, двигательная активность ребенка раннего и дошкольного возраста не должна быть сильно перегруженной. Избегайте интенсивных и длительных нагрузок, поскольку все это связано с большими затратами энергии. В раннем возрасте, энергия для малыша необходима для развития организма. Поэтому помните, что чрезмерная физическая нагрузка может привести к дисгармонии в росте и развитии органов и систе
Зачем нужно соблюдать режим дня?
Правильно составленный режим дня – является основой жизни ребенка, главным условием хранения его здоровья. Если правильно соблюдать режим дня, который соответствует возрасту ребенка, то такой режим обеспечивает нормальное развитие организма, а от этого зависит своевременное и правильное умственное и физическое развитие, настроение и поведение. Дети, которые приучены к режиму, очень подвижны во время бодрствования, не отказывается от пищи, не капризничает, спокойно и быстро засыпают в положенное время, сон очень спокойный и крепкий, просыпаются всегда в хорошем настроении.
При нарушении режима, особенно если сокращать время сна или нарушать его периодичность, это часто приводит к переутомляемости нервной системы и даже к ее истощению.
Ребенок становится капризным, легковозбудимым, а иногда, наоборот, заторможенным, вялым. Все эти состояния неблагоприятно отражаются на состоянии здоровья. У ребенка понижается сопротивляемость к заболеваниям, пропадает аппетит.
Если прогулки, сон, кормление, купание, проводятся в одно время, то организм малыша привыкает к такому распорядку, устанавливается стереотип поведения, и ребенок делает всегда все с удовольствием.
Источник