Suzuki школа сузуки раннее музыкальное развитие ребенка

Suzuki школа сузуки раннее музыкальное развитие ребенка thumbnail

picture 1Музыкальность — не врожденный талант, а способность, которая, как и любая другая, может быть развита. Любой ребёнок, обученный должным образом, может стать музыкальным. Это не сложнее, чем говорить на родном языке.

Синити Судзуки

 Метод Судзуки основан на принципе, что все дети обладают способностями и что эта способность может быть развита и повышена за счет благоприятной окружающей среды. Синити Судзуки сделал гениальное открытие: каждый ребенок может научиться игре на музыкальном инструменте (или научиться чему-то другому) подобно тому, как он обучается родному языку.

Метод Судзуки называется «метод родного языка», а вся система детского развития по методу Судзуки — «Воспитание талантов».

Когда ребенок учится говорить, огромное значение имеют следующие моменты:

1. Раннее начало

2. Вовлечение родителей, их любовь

3. Активное прослушивание

4. Донотное обучение

5. Социальная среда

6. Единый репертуар, используемый в школах Судзуки по всему миру

7. Пошаговый подход

8. Словарь

9. Повторение

10. Память

По мнению Судзуки, все эти вещи работают и при обучении игре на музыкальном инструменте. Этот подход работает также при обучении математике, искусству и поэзии. По сути, он универсален.

1. Раннее начало

Раннее начало занятий очень важно, ведь первые годы жизни ребенка — это критическое время для развития умственных процессов и координации мышц. Два — три — четыре года — пик усвоения родного языка. Слух малыша настроен на то, чтобы все впитывать, усваивать, поэтому и учиться музыке лучше сейчас.

В большинстве стран в школах Судзуки начинают обучать детей в возрасте 3-4 лет. Но окружить ребенка прекрасной музыкой, так же как он окружен звуками родной речи, нужно с самого рождения. Тем самым Вы воздвигните первые кирпичики в музыкальном образовании малыша.

2. Вовлечение родителей, их любовь

По мнению Судзуки, вовлечение родителей в процесс обучения музыкальным навыкам играет очень важную роль, как и в преподавании языковых навыков. В методе Судзуки краеугольным камнем является гармоничное взаимодействие учителя, родителя и ребенка. Роль родителя заключается прежде всего в том, чтобы ходить с малышом на все уроки, делать заметки, заниматься с ребенком дома. По сути, мама или папа становятся домашними учителями своего юного музыканта. Некоторые родители даже сами начинают учиться игре на инструменте, чтобы передать ребенку свой опыт. Синити Судзуки говорил, что для того, чтобы у ребенка была правильная осанка и постановка руки, необходимо сначала научить этому родителей. В обязанности родителя входит посещение концертов, летних школ и прочих мероприятий с ребенком.

Дети учатся на энтузиазме, и их успехи нуждаются в поддержке, а выступления в поощрении. Родителям нужно хвалить ребенка за каждое самое маленькое достижение (как за достижение в произнесении первых слов), а также иметь терпение бесконечно исправлять его. Обучение должно проходить в атмосфере любви. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка играть на музыкальных инструментах «из-под палки». Никогда нельзя заставлять ребенка заниматься музыкой.

3. Активное прослушивание

Дети учатся говорить, внимательно слушая речь родителей. Судзуки предложил перенести эту идею на музыкальное образование: окружить ребенка с рождения качественным музыкальным фоном. Чем чаще они слушают музыку, тем проще им научиться играть на инструменте. Постоянное прослушивание записей репертуара Судзуки является обязательным элементом работы над музыкальным произведением.

4. Донотное обучение

Детей учат читать всегда только через несколько лет после того, как они научатся говорить. В соответствии с методом Судзуки дети всегда сначала учатся играть на музыкальных инструментах, прежде чем изучать ноты. Главная задача на первом этапе — поставить руки, добиться точной интонации и красивого звучания.

5. Социальная среда

Дети всегда учатся языку в своей семье, а также с друзьями. Позитивный настрой должен создаваться на уроках музыки и во время домашних занятий. Родители должны создать благоприятные условия для обучения. Вся семья должна радоваться успехам крохи. Мотивацией для малышей является игра старших детей: слушая более технически совершенную и сложную игру своих старших товарищей, малыши стремятся как можно скорее достигнуть их уровня.  В школах Судзуки есть как  индивидуальные уроки,  так и групповые занятия.

6. Единый репертуар, используемый в школах Судзуки по всему миру

Для каждого инструмента  в школах Судзуки свой единый репертуар. Дети во всем мире учатся по одним произведениям. Благодаря этой единой среде дети всего мира легко играют на концертах друг с другом без репетиции. Школы Судзуки разных стран проводят слеты, концерты, летние лагеря, где 10, 50, 100, 1000 маленьких детей из разных стран, разных национальностей исполняют вместе одно произведение. Таким образом, происходит социальное взаимодействие с другими детьми. Дети со всего мира могут общаться друг с другом с помощью языка музыки.

7. Пошаговый подход

После того, как выучен музыкальный текст, наступает работа над хорошим звуком, фразировкой и музыкальной чувствительностью. Когда ребенок может в совершенстве исполнить одну пьесу, ему можно дать еще одну, но продолжать работать над обеими. Это  процесс продолжается с каждой новой пьесой. Синити Судзуки говорил: «Выучив одну вещь, практикуйся и шлифуй ее каждый день на протяжении примерно трех месяцев… пока ты не достигнешь следующего, более высокого уровня. Здесь речь идет не о технике, а о духе и сердце».

8. Словарь

При развитии речевых навыков ребенок, узнав слово и научившись его использовать, не отказывается от него при дальнейшем расширении словарного запаса. Он на протяжении всей последующей жизни продолжает использовать слова, которые узнал в детстве. Так и в музыкальном развитии: ученики повторяют уже пройденные сочинения, постепенно используя все новые навыки и приемы. Каждое музыкальное произведение — кирпичик в обучении музыке. Музыкальные произведения, которые дети выучили на ранней стадии обучения, всегда используются как техническая основа для более сложных произведений.
При этом необходимо заниматься каждый день.

9. Повторение

Очень важный принцип – повторение. Ведь все способности ребенка развиваются в процессе практики. Судзуки отмечал, что навык приобретается лишь в результате постоянных повторений. Если ребенок заучил неправильное воспроизведение фа, прослушав этот звук пять тысяч раз, то надо научить его правильному фа, дав ему прослушать этот звук шесть или семь тысяч раз. Для того, чтобы переучить, таким образом, шестилетнего ребенка, обычно требуется шесть-семь месяцев.

10. Память

Обучение нотной грамоте начинается после того, как ребенок хорошо научится играть на  музыкальном инструменте. Малыши на уроках должны играть без нот. Это способствует развитию у ребенка памяти и ускоряет процесс обучения. Ни на одном концерте по методу Судзуки дети не играют по нотам, исключительно по памяти. Судзуки приводил цитату Дайсецу Судзуки: «Человек может строить умозаключения и создавать новые идеи только на базе сведений, накопленных в его памяти. Если имеется база памяти, то присутствует и опыт, а если есть опыт, то человек обладает мышлением».

Цель Метода Судзуки

Хотя многие  ученики Судзуки сделали успешную карьеру в музыке, а система детского развития по методу Судзуки получила название «Воспитание талантов», профессор не ставил себе цель вырастить гениев. «Воспитание талантов» неправильно понимается многими как «для одаренных». Это не так. Синити Судзуки отмечал: «Моя цель — сделать из малыша не музыканта, а хорошего, благородного человека. Полюбив хорошую музыку, мои ученики будут стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни». Он настаивал: «Я всего лишь хочу воспитать хороших граждан. Если ребенок с момента своего рождения слушает хорошую музыку и учится играть сам, в нем развиваются глубокие чувства, дисциплина и выносливость. Он приобретает доброе сердце. Если вся нация сообща возьмется за воспитание детей, то, возможно, удастся избежать войны».

Итак, цель методики – не в том, чтобы отыскивать среди обучающихся гениев, а чтобы раскрыть способности каждого ребенка посредством игры на музыкальном инструменте.

Неудивительно, что многие гениальные люди в той или иной степени владели музыкальным инструментом. Эйнштейну было 16 лет, когда ему пришла в голову идея, совершившая впоследствии революцию в мире физики, и он сам говорил позднее: «Эта мысль пришла ко мне интуитивно, а движущей силой интуиции была музыка. Мое новое открытие стало результатом музыкального восприятия».

Более подробную информацию о Синити Судзуки Вы можете получить из  следующих источников (указанные источники были использованы при написании настоящей статьи):

1. Взращенные с любовью: классический подход к воспитанию талантов/ С. Судзуки/ Пер. с англ. С. Э. Борич.–Мн: ООО «Пупурри», 2005. – 192 с.

2. https://suzukimethod.or.jp/ — Japan: Talent Education Research Institute (TERI).

3. https://www.internationalsuzuki.org — International Suzuki Association.

4. https://suzukiassociation.org — Suzuki Association of the Americas (SAA).

5. https://www.europeansuzuki.org — European Suzuki Association (ESA).

Источник

Ме́тод Судзу́ки (Сузу́ки) — всемирно известная методика музыкального развития детей, созданная японским скрипачом и педагогом Синъити Судзуки (1898—1998 гг.) в середине 20-го века. Судзуки считал, что музыка основана на музыкальном языке, состоящем из звуков нот, так же как речь основана на разговорном языке, состоящем из произносимых букв (фонем); и следовательно музыкальному языку ребёнка можно обучить так же, как он обучается своему родному разговорному языку, слушая речь окружающих и пытаясь повторять за ними. Суть методики Судзуки состоит в том, чтобы окружить ребёнка с как можно более раннего возраста музыкой, и научить его на слух повторять ноты, музыкальные фразы, а затем и целые произведения на музыкальном инструменте. Изначально методика подразумевала игру на скрипке, будучи скрипачом, Судзуки создал маленькую скрипку, на которой мог бы играть даже очень маленький ребёнок. В настоящее время созданы адаптации его методики и для других музыкальных инструментов.

Истоки[править | править код]

Идея его метода пришла Судзуки, когда он уже во взрослом возрасте начал изучать немецкий язык. Он заметил, что хотя ему самому язык давался очень трудно, но маленькие дети осваивали язык необыкновенно быстро. Он предположил, что мозг ребёнка устроен таким образом, что позволяет ему в очень сжатые сроки овладеть разговорным языком путём лишь слушания и повторения сказанного окружающими. После этого он осознал, что музыкальный язык так же основан на звуках, как и разговорный, и мозг ребёнка, видимо, может воспользоваться теми же механизмами быстрого овладения разговорным языком для овладения языком музыкальным. Начав заниматься с маленькими детьми, он подтвердил правильность своего предположения, и, убедившись в эффективности своего подхода, начал работу по его распространению. Судзуки говорил, что в начале он главным образом хотел привнести радость музыки в нелёгкое детство ребят разрушенной войной Японии, потом, по мере распространения его метода, его мечтой стало обучить музыкальному языку всех детей мира. Он назвал свой метод «Воспитание талантов» (яп. 才能教育 sainō kyōiku).

Философия Судзуки[править | править код]

Если ребёнок слышит прекрасную музыку с самого дня своего рождения и учится играть её сам, то в нём развиваются чуткость, дисциплина и стойкость. И у него будет благородное сердце. (С. Судзуки)

Судзуки считал, что в любом ребёнке сокрыт музыкальный талант, и что любой ребёнок, если начать правильно заниматься с ним в достаточно раннем возрасте, способен на огромные музыкальные свершения. Тем не менее Судзуки полагал и много раз подчёркивал, что его методика не направлена на выращивание профессиональных музыкантов и вундеркиндов от музыки, он крайне отрицательно относился к желанию родителей сделать из ребёнка вундеркинда, к «натаскиванию» детей. Судзуки говорил, что его методика создана для того, чтобы обогатить жизнь ребёнка, сделать его более счастливым и воспитать в нём через музыку высокие моральные качества, «благородное сердце».

Принципы методики[править | править код]

  • Раннее начало занятий с ребёнком, обычно с 3-4 лет.
  • Обучение воспроизведению музыки на слух прежде обучения нотной грамоте.
  • Максимально полное погружение ребёнка в музыкальную среду. Рекомендуется, чтобы в доме почти постоянно звучала музыка. Также ребёнок должен часто слышать произведения над воспроизведением и разучиванием которых он сейчас работает.
  • Вовлечённость родителей. Занятий с педагогом, по мнению Судзуки, не может быть достаточно, с ребёнком должны заниматься родители, особенно это важно на первом этапе обучения. Отношение родителей при этом должно быть неизменно бережным и позитивным.
  • Все педагоги метода Судзуки должны пройти специальную подготовку и иметь сертификат, подтверждающий их квалификацию.
  • Акцент на извлечение красивого звука на инструменте наиболее естественным для ребёнка технически путём с самого начала обучения.
  • Ребёнок должен играть музыку с другими детьми, это должно научить его слышать другие инструменты во время игры. Для этого по всему миру педагогами и школами Судзуки используется единый, регулярно обновляемый репертуар.
  • Ребёнок должен активно общаться с другими детьми-музыкантами, это будет поддерживать и углублять его интерес к музыке.[1]

Сравнение с традиционным методом обучения музыке[править | править код]

Основным отличием метода Судзуки от традиционных методик является обучение воспроизведению музыки на слух прежде обучения нотной грамоте. По мнению Судзуки, это даёт ребёнку большие преимущества, поскольку у ребёнка гораздо лучше развивается музыкальный слух и лучше развивается музыкальная память, поскольку, не умея читать ноты, ребёнок вынужден всё запоминать. Кроме того, ребёнок может играть более сложные произведения, не будучи связанным своими ограниченными возможностями понимания печатных нот. Судзуки считал, что изначальное обучение ребёнка чтению нот сковывает развитие его слуха, памяти и техники, заставляет ребёнка годами играть медленно и с запинками, пытаясь читать ноты, и в конечном счёте убивает интерес к музыке, вместо того, чтобы максимально раскрывать потенциал ребёнка в его самые ценные ранние годы.

В то же время педагоги традиционных методик отмечают, что ребёнка, уже научившегося хорошо играть музыку на слух и запоминать её, потом очень трудно заставить читать ноты, возвращаясь назад к самым простым и неинтересным произведениям, что может негативно отразиться на прогрессе ребёнка в дальнейшем, когда понадобится читать по нотам сложные партитуры, плохо воспринимаемые на слух.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Международная ассоциация Судзуки
  • Европейская ассоциация Судзуки

Источник