Сущность развития личности ребенка по выготскому
Теория Л.С. Выготского о развитии личности ребёнка. Культурно-историческая теорияНад вопросами развития личности ребёнка в разные времена трудились светлейшие умы психологической науки. Дело это чрезвычайно важное, и всякий хороший родитель должен неустанно пополнять свои знания об этом, ещё отнюдь не до конца описанном и разъяснённом, процессе, чтобы стать лучшим воспитателем и наставником для своих детей. Одна из теорий развития личности, интересная и, бесспорно, заслуживающая пристального внимания, является культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Рассмотрим же её основные положения и обоснования. Одним из значительнейших достижений Выготского считается его открытие факта, сегодня уже повсеместно признанного, влияния ребёнка на взрослого. До этого в психологии было распространено иное мнение, подразумевавшее что ребёнок является лишь объектом воздействия со стороны взрослого. Выготский же утверждал, что родитель оказывается под влиянием своего ребёнка с таким же успехом, а порой родитель не может даже понять, как сильно он оказался зависим от своего ребёнка, и в какой значительной степени он управляет его действиями и поступками. Подобный взгляд был инновационным во времена Л. С. Выготского. Но не это главное. Наиболее интересны с практической точки зрения, мысли Выготского относительно влияния окружающей среды на развитие личности ребёнка. В то время как принято считать, будто социальная среда является лишь одним из образующих факторов в становлении личности человека, Выготский утверждал, что её роль — самая важная, главная. Именно социальная среда делает ребёнка тем, кем делает, был уверен он. При этом, развитие определённых личностных характеристик происходит не само по себе, а неотрывно от социального взаимодействия, неотрывно от творческого процесса овладения новыми навыками. Развивается ребёнок обычно в «зоне ближайшего развития», как её назвал Выготский. В этой зоне расположены навыки и действия, которые ребёнок не может выполнить самостоятельно, но он уже достаточно умён и сообразителен для выполнения такой работы вместе со взрослым, с его помощью. Именно в процессе диалогичного взаимодействия со взрослым во время работы, слишком сложной для него одного, и происходит то самое развитие личных качеств и черт характера ребёнка. Попробуем разобраться подробнее, что всё это значит. У каждого ребёнка есть навыки, которыми он уже овладел (например, умеет есть кашу, правильно держа ложку и не измазывая во время еды всё лицо), и навыки, которыми ему овладеть предстоит в ближайшем будущем (завязывание шнурков на ботинках). Именно в процессе объяснения взрослым принципов и сути правильного вязания узлов, его общения с малышом, и последующих попытках применить на практике полученные знания, завязав свой первый неумелый узелок — и случается то самое развитие, которого мы все так жаждем для своих детей. Другими словами, развитие ребёнка напрямую зависит от коммуникативного взаимодействия со взрослым в процессе передачи ещё не изученных, но уже доступных к изучению навыков. Взрослый как бы подтягивает ребёнка на новый уровень, на новый этап развития. Область ближайшего развития, разумеется, каждый год (а в маленьком возрасте даже каждый месяц) разная. И заботливый родитель должен постоянно оглядывать пространство ребёнка, в размышлениях о том, нет ли каких-нибудь способов научить ребёнка тому, что ему пока ещё самому не под силу. Это, согласитесь, сильно отличается от нашего традиционного подхода к воспитанию ребёнка, ведь он предусматривает довольно-таки немалое время, уделяемое ребёнку практически ежедневно. Стоит только малышу попробовать помыть полы разлитым чаем, как мы тут же кричим на него, ругаем и за разлитый чай, и за липкий пол, и сами принимаемся оттирать эти результаты самодеятельности. Но умный родитель не станет слишком расстраиваться по этому поводу. Куда правильнее будет налить ребёнку воды в тазик, вооружить его шваброй, показать, как её нужно отжимать, как менять грязную воду, почему мыть нужно из дальнего угла комнаты по направлению к выходу — и так далее. А когда ребёнок справится — обязательно похвалить его за проявленную инициативу, возбудить в нём чувство гордости за «самостоятельно» выполненное «взрослое дело», поощрить его ответственное поведение. И такое отношение нужно распространять на все, даже ещё более житейские, чем описанная, ситуации. При каждом удобном случае помогать ребёнку — не запрещать ему делать самому, не делать вместо него, а делать вместе с ним. Так и только так можно будет постепенно переводить его на следующие этапы его развития. На этих самых этапах тоже следует остановиться чуть подробнее. Выготский был уверен, что развитие личности — это не постепенный и плавный процесс, а скачкообразный. Он напоминает карабканье на гору. Взбираться по отвесной скале приходится не постоянно, вместо этого вы переходите с одного плато на более высокое. Так и развивающаяся личность — какое-то время он на одном плато, долго пытается перепрыгнуть, взобраться на другое, и однажды это начинание оканчивается победой. Но на новом плато всё новое — ценности, навыки, ориентиры, приоритеты. Эти переходы могут быть весьма болезненными и разочаровывающими для ребёнка. Как тут верить в себя, если ещё неделю назад ты мечтал быть военным лётчиком, а уже сегодня хочешь стать художником или музыкантом? Да и не только дезориентация в личных целях, но и многие другие меняющиеся факторы делают переходы и личностное развитие ребёнка порой весьма болезненным процессом. Поэтому, всем нам нужно не только проводить больше времени с детьми, обучая их новому. Не только подбадривать их даже в начинаниях, совершенно точно обречённых на провал. Но также нужно быть готовым к тому, что сам ребёнок может и не справиться со своими победами. Вы должны быть чутким и понимающим родителем, знающим, что-то, что вам кажется пустяковой бедой, для ребёнка может быть серьёзной неприятностью. И тут тоже ему нужны вы — добрый и мудрый, взрослый родитель. — Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений» Автор: Искандер Милевски Оглавление темы «Проблемы современного человека»: |
Источник
Объективными
методами психическое
человека
изучить невозможно, но его можно объяснить
с помощью опосредующих данный феномен
факторов (единиц
анализа).
Развитие
психики
человека в филогенезе следует рассматривать
как единый
процесс
формирования
сознания,
мышления
и речи.
Принципиальное
отличие
человека от животного
состоит в том, что он овладел природой
с помощью орудий.
Это наложило отпечаток на его психику:
он научился овладевать собственными
психическими функциями с помощью орудий
особого рода, психологических.
Центральным
моментом развития психики
человека является возникновение
символической деятельности, овладение
словесным знаком. Знак выступает как
орудие,
опосредствующее психические функции.
Знак
становится
орудием, когда обретает значение.
Основными
составляющими внутреннего мира человека
становятся значения
(познавательные
компоненты сознания) и смыслы
(эмоционально-мотивационные компоненты).
Значение
представлено в деятельности через цели,
а смыслы
представлены
в деятельности через мотивы.
Деятельность приобретает мотивированный
и осмысленный характер, подчиняясь
внутренней регуляции.
Функции
знака:
обозначение,
значение
и личностный
смысл.
Овладевая
знаками, человек приобщается к культуре.
Знаки имеют культурное
происхождение
Овладев
знаковой системой, знаково-символической
деятельностью человек перешел с
эволюционного (животного) на
социально-исторический
(человеческий)
путь развития, так как с помощью знаков
можно передать и довести до отдельно
взятого человека опыт всего человечества.
Необходимой
предпосылкой
для овладения процессами собственного
поведения является образование
личности.
Развитие той или иной функции обусловлено
развитием личности в целом. Личность
развивается как целое только тогда,
когда овладевает той или иной формой
поведения.
Личность
– понятие
социальное, оно охватывает надприродное,
историческое в человеке. Она не врожденна,
а возникает в результате культурного
развития.
Личность
– понятие культурно-историческое.
Стадии
развития личности
I.
Младенческий возраст. Л. С. Выготский
назвал эту стадию магической
(т.
Е. Недифференцированного отношения).
II.
Появление самосознания.
III.
Возраст игры (до школы).
IV.
Появление способности дифференцировать
свой социальный опыт.
V.
Возраст полового созревания и оформления
личности в целостное образование,
возникновение жизненного
плана
как
системы социального приспособления.
15. Стадии развития личности по л. С. Выготскому. Зона ближайшего развития.
Личность
– понятие социальное, оно охватывает
над природное, историческое в человеке.
Она не врожденна, а возникает в результате
культурного развития. Социальная среда
является источником развития личности.
Младенческий
возраст
(магическая стадия). Ребенок еще не
выделяет себя из мира предметов и
явлений и не различает тех изменений,
которые происходят вследствие его
собственных реакций, и тех, которые
производятся независимо от него.
Характерной чертой этой стадии является
то, что впечатления первого года жизни
никогда не сохраняются в памяти.Появление
самосознания.
Ребенок овладевает вертикальной
походкой. Овладение речью.Возраст
игры (до школы).
Развитие мышления, речи, сознания и
воображения.Появление
дифференцировать свой социальный опыт.
Формирование внутренней речи. Ребенок
научается овладевать ходом своих
мыслей, начинает их регулировать,
отбирать.Возраст
полового созревания
и оформления личности в целостное
образование, возникновение жизненного
плана как системы социального
приспособления. Открытие своего
внутреннего мира и всех его возможностей,
устанавливая его относительную
независимость от внешней деятельности,
то есть овладение этим внутренним
миром.
Зона
ближайшего развития
– это представление человека о тех
возможностях развития, которые предлагает
социо – культурная среда. Зона ближайшего
развития помогает видеть перспективы
и динамическое состояние развития
личности. Ее наличие предполагает
формирование у ребенка еще отсутствующих
психических особенностей именно за
счет общения со взрослыми, за счет
происходящего путем этого общения
процесса обучения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Л. С. Выготским разрабатывалась концепция культурно-исторического развития личности.Она стала одним из наиболее влиятельных направлений советской психологии в 20-30-е гг. XX века.
С точки зрения Л. С. Выготского, объективными методами психическое человека изучить невозможно, но его можно объяснить с помощью единиц анализа. Его подход предполагает три больших класса единиц анализа: знаки и символы, индивидуальная деятельность, межличностные отношения.
Развитие психики человека в филогенезе следует рассматривать как единый процесс формирования сознания, мышления и речи. При переходе от примата к homo sapiens произошло кардинальное изменение взаимоотношений с окружающей средой — животное приспосабливается к окружающей среде, а человек ее приспосабливает к себе.
Принципиальное отличие человека от животного состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями с помощью орудий особого рода — психологических. Таким образом, появились высшие психические функции — произвольные память и внимание, мышление, образование понятий. Первоначально психологические орудия выступают в материальной внешней форме (сигналы). Затем человек обращает их во внутренние, интериоризирует их в виде образов, знаков и символов, и они превращаются в акты самоуправления. Образ и понятие становятся элементами внутренней речи. Это положение стало отправным для концепции Л. С. Выготского об орудийной функции речевых знаков.
Центральным моментом развития психики человека является возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Знак выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь.
Исследуя природу знака как орудия, опосредствующего психические функции и станавливающего новые отношения между ними, Л. С. Выготский пришел к пониманию знака как того, что имеет определенное значение. Он одним из первых в психологии обратил внимание на явления значения и смысла и исследовал их психологическую природу. Знак становится орудием, когда обретает значение. Основными составляющими внутреннего мира человека становятся значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты). Это накладывает отпечаток на деятельность человека. Значение представлено в деятельности через цели, а смыслы представлены в деятельности через мотивы. Деятельность приобретает мотивированный и осмысленный характер, подчиняясь внутренней регуляции. Функции знака: обозначение, значение и личностный смысл. В развитии человека с момента рождения существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, числовые системы и др.).
Овладевая знаками, человек приобщается к культуре. Знаки имеют культурное происхождение. Овладев знаковой системой, знаково-символической деятельностью человек перешел с эволюционного (животного) на социально-исторический (человеческий) путь развития, так как с помощью знаков можно передать и довести до отдельно взятого человека опыт всего человечества. Л. С. Выготский соотносил знак не с задачами биологической адаптации, а с процессом культурного развития человечества. Это был принципиально новый подход.
Сущность культурного развития заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого овладения является образование личности, и поэтому развитие той или иной функции является всегда производным и обусловленным развитием личности в целом. Личность развивается как целое только тогда, когда овладевает той или иной формой поведения.
Личность — понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, а возникает в результате культурного развития. Личность — понятие культурно-историческое. Следуя идее общественно-исторической природы психики, Л. С. Выготский трактует социальную среду не как фактор, а как источник развития личности.
С момента рождения человеческое существо погружается в процесс функционирования знаков и предметов, несущих социально закрепленный способ оперирования ими, приобщаясь тем самым к истории культуры. Психическое развитие отдельной личности выступает не как адаптация к окружению, а как овладение культурными ценностями, их усвоение. Это усвоение изначально социально по своей природе. Оно может возникнуть только в процессе общения, сотрудничества, совместной деятельности. Любой сигнал становится знаком потому, что он служит знаком для других.
Механизмом перехода от низших психических функций к высшим является предметная деятельность. Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения, и они же развиваются из примитивных корней на основе низших. Высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии: первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми, а затем способы этого взаимодействия, первоначально усвоенные в их внешней форме, в соответствии с особенностями нервной системы и особенностями жизненной ситуации преобразуются и превращаются во внутренние процессы, составляющие психологическую сущность формирующейся личности со всеми ее особенностями.
Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу — человек и наедине с собой сохраняет функции общения. Согласно Л. С. Выготскому, осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания.
В трудах Л. С. Выготского одной из центральных является проблема интериоризации (присвоения). Сформулированный им общий генетический закон развития гласит, что всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс — процесс экстериоризации -вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.
Таким образом, принцип интериоризации представляет проблему зарождения индивидуального сознания со всеми его уникальными признаками не из задач адаптации организма к среде и не из процесса общения как такового, а из усвоения человеком (посредством адаптивных действий и общения) системы общественных продуктов, орудий и ценностей.
В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Эти изменения Л. С. Выготский относил к ключевым моментам постепенного перехода человеческого существа от натуральной к культурной жизни. Стадии развития личности:
I. Младенческий возраст. Л. С. Выготский назвал эту стадию в развитии ребенка магической(т. е. недифференцированного отношения). Ребенок еще не выделяет себя из мира предметов и явлений и не различает тех изменений, которые происходят вследствие его собственных реакций, и тех, которые производятся независимо от него. У новорожденного ребенка отсутствует личность и мировоззрение, отношение к другим. Ребенок, с одной стороны, находится весь во власти внешних вещей, а с другой стороны, все эти внешние вещи в его поведении нисколько не отличаются для него от процессов, происходящих в его собственном теле.
Характерной чертой этой стадии является то, что впечатления первого года жизни никогда не сохраняются в памяти. Первый год в жизни ребенка является как бы доисторической эпохой в его развитии, так же, как мы ничего не помним о доисторической эпохе человечества, не оставившей письменности. А у ребенка это происходит вследствие отсутствия речи, так как она является как бы своеобразной письменностью нашего прошлого.
II. Следующую стадию можно обозначить как появление самосознания.Эта стадия в развитии ребенка характеризуется двумя основными переменами, имеющими решающее значение для всего последующего процесса развития.
Первая перемена органического характера. Она состоит в том, что ребенок овладевает вертикальной походкой. Отсюда радикальная перемена во всем его приспособлении к пространству, расширение его власти над вещами, освобождение рук от функции передвижения и обилие предметов, которыми ребенок теперь может манипулировать и овладевать.
Другая перемена культурного характера. Она заключается в овладении речью. Овладение речью приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других функций. Речь становится универсальным средством для воздействия на мир.
Решающим моментом в развитии личности ребенка на этой стадии является осознание им своего Я. Понятие о Я развивается у ребенка из понятия о других. Понятие личности есть, таким образом, социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы, приспособления, которые он применял по отношению к другим. Вот почему можно сказать, что личность есть социальное в нас.
III. Следующей стадией является возраст игры (до школы). На этой стадии игра является особой формой поведения ребенка.
Ребенок на стадии игры еще чрезвычайно неустойчиво локализует свою личность и локализует свое мировоззрение. Он так же легко может быть другим, как и самим собой, так же, как и каждая вещь, может принять любой облик, но при этом в каждой игре ребенок уже не магически, а разумно расчленяет обращение с вещами и обращение с людьми. Примечательно и то, что ребенок на этой стадии развития уже не путает деятельность игры и деятельность серьезную. Это значит, что он уже владеет одной и другой.
IV. Данная стадия характеризуется появлением у ребенка способности дифференцировать свой социальный опыт.
В школьном возрасте у ребенка впервые появляется более устойчивая форма личности и мировоззрения. Ребенок школьного возраста является и гораздо более социализированным, и гораздо более индивидуализированным существом. Это не представляется противоречивым, так как является двумя сторонами одного и того же процесса. Только с нарастанием, углублением и дифференцированием социального опыта возможно оформление и вызревание личности ребенка.
Важнейшей основой этого изменения является формирование внутренней речи. Ребенок научается овладевать ходом своих мыслей, как раньше овладевал ходом своих действий, начинает их регулировать, отбирать. Это регулирование мыслительных процессов есть в такой же степени волевой акт, акт выбора, как и моральное действие.
V. На эту стадию приходится возраст полового созревания и оформления личности в целостное образование.
Это возраст, когда совершаются две крупнейшие перемены в жизни подростка: открытие своего Я и оформление личности, с одной стороны, и оформление мировоззрения, отношения к миру — с другой. В области культурного развития ребенка они означают центральные моменты, наиболее важные по значению из всего того, что характеризует этот возраст.
В этот период подросток открывает свой внутренний мир и впервые открывает все его возможности, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, то есть овладевает этим внутренним миром. Возникшие в этот период новообразования качественно меняют психический мир личности. Это связано с появлением рефлексии. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации.
По утверждению Л. С. Выготского, наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные черты и особенности) в пору полового созревания выступают третичные условия (рефлексия, самооформление). Третичные функции составляют основу самосознания. Внешним коррелятом этого события является возникновение жизненного плана (как системы приспособления, главным образом, социального). Этот возраст как бы завершает весь процесс культурного развития ребенка.
Процесс формирования личности, особенно в детском возрасте, предполагает интенсивное усвоение ребенком информации, поступающей из социального окружения. Поэтому одним из ключевых понятий в концепции развития личности Л. С. Выготского выступает понятие зоны ближайшего развития. Сам Л. С. Выготский вводил понятие зоны ближайшего развития в связи с оценкой соотношения развития и обучения.
Зона ближайшего развития помогает видеть перспективы и динамическое состояние развития личности. Наличие зоны ближайшего развития предполагает формирование у ребенка еще отсутствующих психических особенностей именно за счет общения со взрослыми, за счет происходящего путем этого общения процесса обучения. По мнению Л. С. Выготского, правильно организованное обучение ребенка ведет за собой целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения сделались бы невозможными, учение должно предвосхищать развитие. Таким образом, новые качества возникают и развиваются у ребенка по мере его обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных свойств личности обусловливается сотрудничеством ребенка (в самом широком смысле) с другими людьми, то есть зоной ближайшего развития.
Культурно-историческая теория Л. С. Выготского символизировала новый ракурс развития психологии личности. В опоре на многочисленные исследования в ней убедительно обосновывается социальное происхождение личности и важнейшей детерминанты ее формирования и развития — культурной среды, в которую включается человек после рождения.
.
Источник