Сухомлинский о творческом развитии ребенка

Сухомлинский о творческом развитии ребенка thumbnail

Методические основы гуманистической системы В. А. Сухомлинского в современных условиях.

Тема: «Развитие творческого потенциала педагога на основе педагогического наследия В.А. Сухомлинского»

Преподаватель, магистр, Прищепа А.С.

Бахчисарай

2016 г.

Только творческий педагог может

развить творческое начало в ребёнке

В.А. Сухомлинский.

Педагогика не имеет сослагательного наклонения. Находясь в постоянной динамике, уважительно относясь к прошлому наследию, она подстраивается под настоящее и подготавливает почву на будущее.

Педагогическая наука — это дерево, благодаря мощной корневой системе которого формируется ствол, от ствола отходят ветви, а на ветвях формируются плоды.

  • Корневая система — это пласт, который мы получили, благодаря педагогическому наследию советских педагогов В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко.

  • Ствол — это настоящее, процесс формирования и развития личностных качеств индивида.

  • Ветви — это олицетворение процесса формирования достойного гражданина своей Родины.

  • Плоды — это будущее поколение.

Благодаря прочным связям прошлого и настоящего, педагогическое наследие А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского не утратило своей актуальности и в наши дни. В образовательном процессе на первый план выходит формирование личности, воспитание гражданина — патриота своей страны, настоящего человека.

Все мы знаем, что В.А. Сухомлинский работал с детьми разных возрастов, и к каждому возрастному периоду он подбирал определенные «ключи», которые помогали ему реализовывать свои гуманистические программы. Имея целый арсенал приемов, ему прекрасно удавалось превращать уроки не в скучное перечисление имен и фамилий, не многоразовое трактование фактов, а проводить целенаправленную творческую работу. Например, при проведении работы по подготовке детей дошкольного возраста к школе, использовался творческий природный потенциал во всех его проявлениях:

— Процесс познания природной среды неразрывно связывался с умственным уровнем развития детей. «Каждое путешествие в природу есть урок мышления, урок развития ума. … Природа мозга ребёнка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли — среди наглядных образов и, прежде всего, среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на обработку информации об этом образе. Если же изолировать детей от природы, если с первых дней обучения ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с работой, которую предлагает учитель».

— Природа, по мнению Василия Александровича, является богатым источником нравственного воспитания, в частности одного из важнейших качеств личности — доброты.

— Природная красота — это источник поэтического творчества детей. Согласно мнению Сухомлинского, поэтическое вдохновение начинается с видения природной красоты, пробуждающей чувства и мысль детей. Тем самым это способствует тому, что дети начинают сочинять сказки, стихи, рассказы.

(Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.-К.: Рад. шк» 1985.-557 с.)

В.А. Сухомлинский разработал целую систему правил и методик по вовлечению детей и подростков в общественно полезный труд. Вовлечение в «полезный» физический труд начинался с возраста 5—6 лет. Главным мотивационным аспектом принимался тот факт, что ты сделал что-то своими руками, своим разумом, творчеством. Через определенные виды творчества, одним из которых является игра, ребенку можно прививать такие качества как: усердие, настойчивость, целеустремленность, воспитанность, нормы этикета и правила поведения. Любовь к рабочему процессу, как некоторому шуточному процессу, соседствовала рядом с трудом по облагораживанию своей территории. Например, дети 7—8 лет создали на полях местного колхоза лесозащитные полосы, благодаря которым в течение 10 лет прекратилась эрозия почвы на площади 160 гектаров. За 30 лет учащиеся превратили в тучные нивы свыше 60 гектаров неплодородной глинистой почвы.

 При детальном анализе работ В.А. Сухомлинского можно с уверенностью говорить, что личность педагога в его произведениях характеризуется комплексом социально-значимых черт, при этом важным элементом выступает общая культура, проявляющаяся в выражении гармонии, богатства и целостности личности. Его выдающиеся способности к творческому проявлению, самореализации и активной деятельности – и в настоящее время являются эталоном в педагогической работе. Используя свои умения, способности и творческие силы, учитель с легкостью улавливает ключевой и необходимый материал, который служит дальнейшему совершенствованию и развитию личности учеников.  Духовные  ценности предстают в таких видах  деятельности учителя, как преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, воспитательная и др. В центре этой системы ценностей стоит Личность учителя, а это главный систематизирующий элемент не только его общей культуры, но и уровня педагогической культуры.

Свои теоретические идеи Василий Александрович всегда апробировал в практической работе. В. А. Сухомлинский первым заговорил о ведущей роли воспитания в формировании духовной личности, о том, что без духовности не может быть социально-экономического прогресса. Ошибочным считается мнение, что наш окружающий мир сам сможет научить ребенка мыслить. Без теоретического мышления вещи останутся скрытыми от глаз ребенка непроницаемой стеной. Природа становится школой умственного труда лишь при том условии, что ребенок при помощи учителя размышляет и полностью поглощен ею.

В концепции В.А. Сухомлинского были представлены самые разнообразные виды проблем творческой личности педагога. Творчество, по мнению Василия Александровича, понимается как особая направленность интеллекта, определенная взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в созидательной деятельности.

Читайте также:  Проблемы речевого развития ребенка раннего возраста

«Педагогическое творчество, – писал В.А. Сухомлинский, – это способность помочь человеку познать свой внутренний мир, прежде всего свой ум, помочь ему напрячь интеллектуальные силы, научить его понимать и созидать красоту своим трудом, своими усилиями» (Сухомлинский В.А., 1981).

Педагогическая деятельность направлена на постоянный поиск разносторонних творческих качеств личности. Подразумевается наличие у педагога совокупных творческих способностей, уникальных качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция. Не обладая набором творческих способностей, нельзя создавать новое, невозможным представляется сохранение профессиональных элементов и качеств. Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого выступает формирование человека, мастера своего дела, профессионала в своем мире.

Обобщая передовой и накопленный опыт Василия Александровича, можно сказать, что высокий уровень профессионального и личностного потенциала,  мотивационная составляющая, постоянное стремление к улучшению процесса обучения, — вот главная цель профессионала — педагога.

В. А. Сухомлинский очень высоко оценивал роль учителя в воспитании детей. «Велико, — утверждал он,- значение его личности, духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов учащихся». Если есть талантливый, влюбленный в свое дело преподаватель математики, то в школе обязательно обнаруживаются способные к математике дети. Что такое хороший учитель? Это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, и не забывает, что и сам он был ребенком. Это — человек, хорошо знающий науку, на основе которой строится преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонты — новейшие открытия, исследования, достижения. Это — человек, знающий педагогику и психологию, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно. Хороший учитель — это человек, в совершенстве владеющий умениями и навыками в той или иной деятельности, мастер своего дела.

Закончить хотелось бы словами Василия Александровича Сухомлинского, «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника»!

Источник

ХОЧЕТСЯ ВСПОМНИТЬ ВЕЛИКОГО СОВЕТСКОГО УЧИТЕЛЯ, ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУХОМЛИНСКОГО. И ПУСТЬ СОВРЕМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЕГО УЖЕ НЕ ЗНАЕТ, ОТ ЭТОГО ЕГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ НЕ ТЕРЯЮТ СВОЕЙ АКТУАЛЬНОСТИ, А ВОЗМОЖНО ДАЖЕ НАОБОРОТ, СТАНОВЯТСЯ СВОЕВРЕМЕННЫМИ КАК НИКОГДА.

Сухомлинский о творческом развитии ребенка

Воодушевившись подвигом Януша Корчака, Сухомлинский посвятил себя детям. Он записывал все свои мысли, связанные с воспитанием и образованием детей. В основу его образовательной системы легло самое главное — личность ребенка. Он программировал всех детей на успех, давал отстающим детям задания полегче, чтобы они могли с ними справиться и не чувствовали себя хуже более сильных детей. А после этого учитель хвалил ребенка. Тем самым учитель не ставил в коллективе ребенка как неуспевающего, все дети были равны, хотя, безусловно, как и в любом коллективе, были более сильные дети и более слабые. Но Сухомлинский с этим боролся и открывал новые таланты у детей, чтобы каждый ребеночек нашел себя в том или ином занятии. Сухомлинский огромное значение в воспитании детей уделял труду, познанию красоты окружающего мира

Он написал великолепные книги, «Письма к сыну», «Сердце отдаю детям», «Воспитание человека», в которых открыто сформулировал принципы своего педагогического мировоззрения. Каждая из этих книг стоит того, чтобы стать обязательной к прочтению каждым учителем перед началом учебного года. А родителям его книги стоило бы выдавать в роддоме при выписке.

Сухомлинский о творческом развитии ребенка

О НАКАЗАНИИ ДЕТЕЙ:

1.    Воспитание перестаёт быть воспитанием, когда ребёнок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие.

2.    У ребёнка никогда не бывает злого умысла. Он ошибается. И если мы помогли ему правильно понять и пережить ошибку, он всем сердцем постигнет моральный смысл своего поступка и будет стараться избегать аналогичной ошибки, хотя не всегда это ему и будет удаваться.

3.    Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.

4.    Нельзя допускать, чтобы ребёнок перестал уважать сам себя, дорожить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он есть.

5.    Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса.

6.    Как бы серьёзен ни был детский проступок, но если он совершён не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание.

7.    Пусть над головой у ребёнка не висит меч наказания за неосторожный, опрометчивый шаг. Дети с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.

8.    Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства.

Читайте также:  Как поделки влияют на развитие ребенка

9.    Там, где всё строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть — это главный двигатель самовоспитания; где совесть спит, не может быть и речи о самовоспитании. Получивший наказание думает: мне нечего больше размышлять о своём поступке; я получил то, что положено.

10. Тому, кого бьют, самому хочется бить; тот, кто в детстве хочет бить, став взрослым, захочет убить — преступления, убийства, насилие уходят своими корнями в детство.

11. Хулиган, сознательный нарушитель дисциплины не рождается внезапно. Его создают годы черствости, равнодушия и бессердечности взрослых.

Сухомлинский о творческом развитии ребенка

О СЕМЬЕ:

1.    Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

2.    Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и мать по—настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей.

3.    Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

4.    Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

5.    Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

6.    Пусть с юных лет в сердце ребёнка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что— то неблагополучно, пусть ночью не спит ребёнок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов народа; кто равнодушен к матери и отцу, не может стать и настоящим патриотом.

7.    Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.
Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.

8.    Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог — это мать, это отец.

9.    В семье, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло — эгоизм, индивидуализм отдельных родителей.

10. Некогда воспитывать сына — значит некогда быть человеком.

11. У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека — это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством.

Сухомлинский о творческом развитии ребенка

О ДОБРЕ И ЗЛЕ:

1.    Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.

2.    Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей.

3.    Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.

4.    Всё окружающее в той или иной мере касается тебя.

5.    Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать.

6.    Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу.

7.    Жалость к самому себе — вот душевное состояние, которое я без преувеличения называю неисчерпаемым источником эгоизма. Не допускай, чтобы у детей зародилось это состояние, оно породит ожесточенность. Пусть человек умеет жалеть себя лишь поскольку, поскольку он умеет быть добрым и жалостливым к другим.

8.    С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное.

9.    Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто-то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счете — подлеца.

10. Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви.

11. Как важно, чтобы у детей был друг, о ком надо заботиться.

Читайте также:  Конспекты занятий по развитию речи для ребенка дауна

12. Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности.

Сухомлинский о творческом развитии ребенка

О МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ:

1.    Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных. Быть неповторимой личностью — это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.

2.    Необходимо, чтобы у ребенка был близкий ему персонаж, на которого ему хотелось бы походить, герой, совершивший подвиг.

3.    Помните древнюю мудрость: если хочешь погубить человека, дай ему всё, что он пожелает.

4.    Труд — это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.

5.    Не бойтесь детского труда, дорогие родители! Пусть не тревожит вас то, что ребёнок отнёс для поливки цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвёртое, что он вспотел и устал, — этот труд для него истинная радость, несравнимая ни с какими другими радостями мира.

6.    Если человек до пяти лет только дитя, ему трудно будет стать человеком.

7.    Не бойтесь омрачить солнце золотого детства тем, что ребёнку будет тяжело, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем, казалось бы, позволяют его маленькие силы.

8.    Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка останется недоступным и счастье труда.

9.    Человек освободился от рабства подневольного труда вовсе не для того, чтобы стать рабом безделья.

10. Ленивым становится тот, чьи желания в раннем детстве удовлетворяются заботами старших, а ребёнку остаётся только повелевать и капризничать. Лодырь рождается там, где всё легко даётся и человек не знает, что такое трудно.

11. Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления

12. Важно, чтобы человек не воспринимал труд как повинность, как данность, которую нужно выполнить, — труд для него должен быть радостью, он должен видеть в нем главное — возможность принести пользу людям, подарить что— то миру, создать своими руками какие— либо материальные ценности или идеи, которые позволят чему— то появиться на свет. Таким образом, человек осознает себя творцом, верит в собственную силу и могущество.

Сухомлинский о творческом развитии ребенка

О ШКОЛЕ И УЧИТЕЛЯХ:

1.    Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.

2.    Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.

3.    Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика.

4.    Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, — настоящий человек. Детей никогда не обманешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица.

5.    Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.

6.    Никогда нельзя спешить с разоблачением отрицательных, предосудительных поступков ребёнка, выставлять его перед коллективом со всеми его недостатками. Пусть ребёнок проявит внутренние духовные силы для преодоления своих недостатков, пусть коллектив видит в нём прежде всего хорошее.

7.    Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее.

8.    Воспитание словом — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике.

9.    Крик учителя ошеломляет, оглушает ребёнка. Дети, на которых часто кричат, теряют способность воспринимать тончайшие оттенки чувств других людей и — это особенно тревожно — теряют чуткость к правде, справедливости. Крик заглушает, притупляет голос детской совести. В крике дети чувствуют растерянность и бессилие того, кто кричит. Они воспринимают крик как одно из двух — или нападение на них, учеников, или же защиту от них, боязнь, страх. И то, и другое вызывает реакцию активного протеста.

10. Криком учителя воспитывают взрослых крикунов, равнодушных к людям, бессердечных.

11. Как часто приходится слышать от нашего брата учителя: ничего не выйдет из этого ученика, безнадёжный он… Хочется сказать: не спешите с выводом — на вашей совести человек. Врач произносит роковые слова — безнадёжно больной лишь тогда, если убедится, что всё сделано и мудрость исцелителя пока бессильна перед силами природы. 

Источник