Субъективные условия развития ребенка в семье

Основными
социальными факторами риска являются
безработица, антропогенные и природные
катастрофы, по­литические и военные
кризисы. Социальный риск, связанный с
постоянно действующими и неустранимыми
факторами: состоя­ние здоровья,
инвалидность; кроме того, социальный
риск в се­мье может быть обусловлен
алкоголизмом и наркоманией или другими
формами девиантного поведения ее членов
— избыточ­ной иждивенческой нагрузкой,
неполнотой семьи и другими субъективными
факторами.

Одним
из социальнозначимых последствий для
ребенка, растущего в семье высокого
социального риска, является фор­мирование
у него девиантного, или отклоняющегося,
пове­дения.

В
психологии понятие
«отклоняющееся поведение»

опреде­ляется как система поступков,
противоречащих принятым в обществе
правовым и нравственным нормам.

По
другим оценкам отклоняющееся поведение
подростка как диагностическая категория
представляет собой взаимодейс­твие
с микросоциальной средой, нарушающее
его развитие и социализацию вследствие
отсутствия адекватного учета средой
особенностей индивидуальности ребенка
и проявляющееся его поведенческим
противодействием нравственным и правовым
общественным нормативам.

В
качестве распространенных элементов
структуры откло­няющегося поведения
выделяют поступки, связанные с нару­шением
подростками норм права, невыполнением
подростками своих основных социальных
обязанностей, нарушением Уго­ловного
кодекса РФ.

Ряд
исследователей определяют девиантное
поведение как отклонение от нравственных
норм данного общества. Проявле­ния
антиобщественного поведения отличаются
многообразием и не всегда легко поддаются
систематизации. Следует различать
девиантное (антидисциплинарное,
асоциальное) и делинквентное (криминальное)
поведение.

Выделяют
следующие основные варианты отклоняющегося
поведения:

уклонение
от учебной и трудовой деятельности. У
школьни­ков отказ от учебы, систематическое
невыполнение зада­ний, прогулы частично
объяснялись пробелами в знаниях, которые
делали невозможным дальнейшее продолжение
учебы;

систематическое
пребывание в антиобщественно настроен­ных
неформальных группах;

антиобщественные
насильственные действия, выражающи­еся
в агрессии, драках, совершении мелких
грабежей, порче и уничтожении имущества
и т.п.;

антиобщественные
корыстные действия, выражающиеся в
основном в мелких кражах, мелкой
спекуляции, вымога­тельстве;

антиобщественные
действия сексуального характера. Этот
вариант отклоняющегося поведения
выражается в соверше­нии циничных,
непристойных действий сексуального
ха­рактера, направленных обычно на
лиц противоположного пола;

злоупотребление
алкоголем;

употребление
наркотических и токсических веществ;

уходы
из дома, бродяжничество;

азартные
игры;

прочие
виды отклоняющегося поведения.
Исследования показали, что подростковая
преступность

слабо
коррелирует с наличием личностных
патологий, вызван­ных плохой
наследственностью. В то же время была
выявлена положительная связь между
возникновением делинквентного поведения
детей и подростков с такими факторами,
как:

наличие
в семье делинквентного подростка старших
брать­ев, имеющих опыт криминальных
действий (в отличие от сестер, которые
снижают риск возникновения правонару­шений);

неблагоприятные
условия протекания пубертатного
перио­да, а также проявление в данный
период следующих форм поведения у
подростков: реакции эмансипации,
группиро­вания со сверстниками,
увлечения (хобби-реакции), реак­ций,
обусловленных проявлением сексуальных
влечений, реакции оппозиции и др.;

искажение
ценностей и деформация потребностей
растуще­го ребенка вследствие
негативных воздействий со стороны его
ближайшего окружения, в частности,
заполнение обра­зовавшегося
идеологического вакуума псевдоценностями
криминального мира;

наличие
корреляции между формой отклоняющегося
пове­дения и типом акцентуации
характера. Большинство иссле­дований
в качестве дополнительного риска
возникновения противоправного поведения
выделяют развитие эпилептодного,
гипертивного, неустойчивого, истероидного
типов акцентуаций;

влияние
неблагоприятного семейного климата в
дисфункциональных семьях, к которым
криминологи относят псевдоблагополучную,
конфликтную, аморальную, криминоген­ную
семьи и др.

Среди
наиболее часто встречающихся выделяют
следующие причины девиантного поведения
подростков:

незавершенность
процесса формирования личности (в
част­ности, процессов самоконтроля
и самоорганизации);

отрицательное
влияние семьи и ближайшего окружения,
за­висимость подростка от требований,
норм и ценностей группы, к которой он
принадлежит;

трудное
поведение подростка как средство
самоутверждения, протест против
действительности или требований
взрослых. Одной из основных причин
психологического характера ногие
исследователи называют низкую самооценку
детей, осо­бенно подростков. Самооценка,
т.е. оценка человеком своих возможностей,
качеств и места среди других людей, —
важный регулятор поведения. Считается,
что от самооценки, зависят прежде всего
взаимоотношения человека с окружающими
его людьми, его критичность, требовательность
к себе, отношение к успехам и неудачам.
Расхождения между притязаниями челове­ка
и его возможностями ведут к психологическим
и эмоциональ­ным срывам, повышенной
конфликтности подростка, особенно со
взрослыми. Подросткам в силу возрастных
особенностей в не­которые периоды
присуща неадекватная оценка своих
возмож­ностей и ценности как личности.
Такое отношение подростка к себе также
может привести к депрессии и, как
следствие, неже­ланию посещать школу,
снижению успеваемости, употребле­нию
табака, алкоголя, наркотиков, поиску
поддержки среди «сомнительных» друзей
и иным девиациям.

Читайте также:  Я беременна развитие ребенка фото

Известный
американский психолог Р. Мердок считает,
что, если подросток не может удовлетворить
своих потребностей в легальной творческой
деятельности, он прибегает к активной
противоправной деятельности. Если и
там его постигает неуда­ча, то он
компенсирует свою недостаточность
уходом в деятель­ность, которая
приводит его к морально-нравственной
деграда­ции. В условиях, когда часть
молодых людей не имеют возмож­ностей
в творческом и личностном самовыражении,
самореали­зации, «уход» в наркоманию,
алкоголизм, примитивный секс становится
своеобразным компенсаторным средством.

Наряду
с психологическим подходом к изучению
проблем девиантного поведения существует
социологическое объяснение причин
данного явления, включающее социальные
и культурные факторы, которые можно
свести к следующим группам: теория
аномии, теория социальной дезорганизации,
теория целевого конфликта, культурологические
объяснения, теория стигматиза­ции,
или наклеивания ярлыков, конфликтологический
подход.

К
социальным факторам, вызывающим
различного рода де­виации среди детей
и подростков в современной России,
ученые, как правило, относят экономический,
социальный и духовный кризис. Анализ
исследований в данной области указывает
на то, что девиации происходят в
результате:

разрыва
между культурными целями общества и
социально одобряемыми средствами
достижения этих целей;

проблемы
«двойной морали» когда декларируются
одни ценности, а реально осуществляются
другие;

теневого
нормотворчества, обусловленного
проникновени­ем криминальных структур
в государственное управление;

терпимого
отношения к коррупции, бездуховности,
психо­логии вещизма и других деформаций
в социальных отноше­ниях.

Лекция
3. Факторы индивидуального развития
ребенка в семье.

План.

  1. Субъективные
    и объективные условия развития ребенка
    в семье.

  2. Детско-родительские
    отношения в процессе социализации.

  3. Дисгармония
    семейных отношений и ребенок.

Соседние файлы в папке МЕТОДИЧКИ050400.68 1

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

семья — это социальная микросреда, в которой создаются благоприятные или неблагоприятные условия реализации потенциальных возможностей ребенка. Семья — это первая социальная среда, которая окружает ребенка на протяжении длительного времени и играет одну из определяющих ролей в формировании его личности. Именно от семьи в значительной степени зависит, какие именно индивидные предпосылки ребенка получат наибольшее развитие. Именно в семье он получает первый опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения. В первую очередь от семьи зависит формирование характера, поведенческих стереотипов, полоролевая идентификация ребенка, уровень его самооценки, ценностные ориентации и др.

Вместе с тем, под термином «семья» подразумевается целый ряд параметров, факторов, условий, которые окружают и воздействуют на ребенка в течение долгого времени. Все обусловленные семьей «средовые» условия развития ребенка можно разделить на объективные и субъективные.

К объективным условиям относятся: материальное положение семьи, условия ее жизни, социальный статус и уровень образования родителей и другие. Следует заметить, что объективные факторы действуют не впрямую, а через создание определенных условий для развития ребенка. Например, более высокие доходы семьи обычно создают условия для более разнообразных занятий, кружков, возможностей использования компьютера, т.е. создают условия для развития задатков ребенка. Плохие жилищные условия могут привести к тому, что у ребенка не будет в квартире своего личного, неприкосновенного пространства, что ведет к формированию таких черт, как пассивность, боязнь ответственности, неуверенность в К субъективным характеристикам семьи, непосредственно влияющим на формирование и развитие личности ребенка, относятся: психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые, коммуникативные и социально-перцептивные аспекты взаимоотношений, характер супружеского взаимодействия, личностные особенности родителей, стиль и методы семейного воспитания, психолого-педагогическая компетентность родителей, характер взаимоотношений с братьями и сестрами, прародителями, другими людьми и т.д.

ребенок в семье включен в систему межличностных отношений на разных уровнях. Это:

— Детско-родительские отношения (включающие отношения с матерью и отношения с отцом как отдельные, не во всем совпадающие системы);

— Отношения между сиблингами (братьями и сестрами);

Читайте также:  Развитие ребенка раннего возраста в конструировании

— Отношения со старшим поколением (бабушкой, дедушкой, возможно, другими родственниками);

— Отношения внутри подсистемы соответствующего ребенку пола (мать, бабушки, сестры — для девочки; отец, дедушки, братья — для мальчика);

— Отношения с подсистемой противоположного ребенку пола.

Каждый из этих уровней, с психологической точки зрения, включает в себя следующие компоненты:- эмоциональный компонент — чувства и эмоции, испытываемые по отношению друг к другу;-поведенческий компонент — набор ролей, сложившиеся поведенческие стереотипы, отражающие индивидуальные особенности членов семьи, особенности коммуникации между членами семьи;- когнитивный компонент — знания, представления о семейных ценностях, способах разрешения противоречий и т.п.- социально-перцептивный компонент — восприятие и понимание членами семьи друг друга.

Семейное воспитание — это направленные на ребенка, в большей или меньшей мере осознаваемые воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.

Родители, осуществляющую воспитательную деятельность, как субъекты любой другой деятельности, характеризуются целой совокупностью качеств, имеющих многоуровневый характер, среди которых можно выделить:-психофизиологические особенности, темперамент родителя и личностные качества родителя;-мотивацию воспитательной деятельности;

-уровень развития педагогических способностей, уровень психолого-педагогической компетентности, специальных знаний по воспитанию детей, опыт.

Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 1207; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10878 — | 8135 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Лаврентьева М. В.

Дошкольный
возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный
и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот
период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности,
маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов
деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание,
формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их
соподчинение. И именно в этот период наиболее важным на развитие личности
ребенка является влияние семьи и существующей в ней системы внутрисемейных, а
также детско-родительских отношений [1, с. 9].

Многие
исследователи указывают на большое влияние первого общения ребенка на его
умение в дальнейшем строить отношения с людьми. В онтогенезе первой формой
общения является эмоциональное общение, которое формируется при активном
взаимодействии матери и ребенка. Таким образом, первые взаимоотношения, в
которые вступает ребенок, являются детско-родительскими. Следовательно,
нарушения во взаимоотношениях с родителями могут привести к трудностям в
общении с другими взрослыми и сверстниками.

Рост
эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению
невротических явлений среди детей. Сокращение свободного времени родителей,
психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных
факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности,
синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом
возникающих проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на
маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и
физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом
дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического
состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на их психическом
здоровье, установках в общении и поведении на этапе взросления. Проблема
состо-ит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения
взрослых, повсеместно демонстрируя их. Следовательно, умение детей жить в
обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, т. е.
проблема социально-эмоциональной компетентности детей является актуальной.

Объективные и субъективные факторы развития ребенка

Психология
развития ребенка показывает, что факторы, влияющие на становление детской
психики, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптимальному
развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношение
к ребенку со стороны родителей могут формировать эффективную
потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на
самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием
могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому
самоуважению, недоверию к окружающим. Такие факторы или детерминанты
психического развития удобно представить как расположенные на оси, заданной
двумя полюсами [2, с. 17].

Читайте также:  Развитие ребенка при повторном браке

На
одном полюсе группируются факторы объективные, выступающие как предпосылки или
условия развития. К таким детерминантам относятся макросоциальные факторы —
экономический и культурный yровень общества, наличествующие системы воспитания,
уровень социальной заботы о ребенке, этнокультурные традиция воспитания. Другой
подкласс объективных детерминант психического развития — это микросоциальные
процессы, возникающие в малых группах, включающих ребенка: в семье, в группе
детского сада или классном коллективе. Третий подкласс — это факторы
соматопсихические, которые хотя и заключены «внутри» ребенка, тем не
менее, представляют собой объективные предпосылки его развития. К ним относится
наследственность, темперамент, особенности пре- и постнатального развития,
болезни, перенесенные новорожденным или младенцем.

Перечисленные
объективные факторы психического развития объединяются тем, что сам ребенок не
является субъектом тех процессов, которые приводят в действие эти объективные
детерминанты. Другими словами, эти процессы отвечают не нуждам данного,
конкретного ребенка, а потребностям других людей, групп или социальных
общностей или общества в целом, хотя, конечно, другие люди стараются учитывать
актуальные или будущие потребности ребенка. Что касается соматопсихических
факторов, то и здесь выступает еще не сам ребенок, а его организм с его
особенностями, которые формировались помимо потребностей, воли, действий самого
ребенка.

Другой
полюс образуют субъективные факторы, которые, хотя и находятся под воздействием
и в зависимости от первых, составляют внутреннюю логику развития, точнее —
саморазвития ребенка. Эти факторы включают специфику развития
потребностно-мотивационной сферы, особенности формирования его сознания и
самосознания, его поведенческого стиля.

Промежуточное
положение занимают факторы, которые возникают на пересечении действия факторов
объективных и субъективных, на пересечении векторов, идущих от ребенка как
субъекта жизнедеятельности и социопредметной среды. Психологически эти факторы
раскрываются в характеристиках общения и специфике взаимоотношений ребенка с
другими людьми — в семье и в других коллективах [2, с. 18].

Обобщающие
теории детского развития пытаются рассмотреть совместное действие детерминант
всех трех перечисленных типов, которое образует реальную, эмпирически
выявляемую последовательность стадий, или этапов, развития (Е.Еrikson, 1963).
Для практики такое синтетическое видение важно, но, однако, не менее необходим
и аналитический подход. Действительно, выявление группы факторов,
преимущественно повлиявших на возникновение нарушений детского развития, в конкретном
случае предопределяет и выбор одной из трех принципиальных стратегий
психологической помощи: 1) центрации на родителях, их отношении к ребенку, их
личностных чертах и мотивах, 2) центрации на самом ребенке, его внутренних
проблемах, 3) центрации на взаимоотношениях детей и родителей, их общении.

Выделение
этих трех возможных стратегий обусловливает и то, что для индивидуальной
психологической помощи наибольший интерес из объективных детерминант
психическогo развития представляют те, которые так или иначе связаны с
родителями, их влиянием на ребенка. Макросоциальные влияния могут быть
подвергнуты коррекции в ситуации работы с конкретной отдельной семьей в
наименьшей степени; а воздействия на внесемейные микросоциальные процессы
требуют включения тех звеньев психологической службы, которые ориентированы на
работу и детских коллективах. Соматопсихические факторы, без сомнения,
необходимо учитывать в ходе диагностической работы и консультирования
родителей, однако их природа относится в большей мере к компетенции медицины.
Влияние этих факторов на детское развитие и взаимоотношения в семье описано в
отечественной литературе (А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, В. В. Лебединский, Э. Г.
Эйдемиллер, А. Е. Личко).

Таким
образом, первостепенный интерес с точки зрения практических задач
психологической помощи семье представляют три группы детерминант: объективное
влияние родителей, развитие личности самого ребенка, а также способы общения и
взаимоотношения в семье [2, с. 19].

Список литературы

1.
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2003.

2.
Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического
консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.portal-slovo.ru

Дата добавления: 30.01.2007

Источник