Развитие ребенка при повторном браке

Развитие ребенка при повторном браке thumbnail

Повторный брак — это большая тема, она чрезвычайно актуальна в западном обществе. Таких семей с каждым годом становится все больше. Например, 20–25 лет назад в Квебеке их было 6–7%. Сейчас мы близки к 14%.

Почему? Потому что в первой паре, в первой семье не получилось. Но родители все равно остаются родителями, даже после расставания. Во всяком случае, очень желательно, чтобы люди не отказывались от своих родительских обязательств после развода.

Создать новую семью, начать все сначала — это самая простая идея, которая приходит людям в голову после первой неудачи. И проблема кроется как раз в этом.

Развитие ребенка при повторном браке

Принципиальное отличие второго брака

В обычной семье сначала создаются парные отношения. Когда они налажены, появляются дети. Взрослые говорят себе, что теперь могут перейти к следующему этапу и стать родителями. А тут дети уже есть до того, как сформируются отношения в паре. И объединиться в пару означает сразу же создать семью, где есть и родительские обязанности. Даже если иногда дети делят свое время между новыми родительскими семьями, они все равно требуют внимания.

Главная проблема, на мой взгляд, в том, что парные отношения должны сформироваться, когда семья уже создана. Они требуют времени, а учитывая, что дети из предыдущего брака тоже имеют на это право, во вновь создаваемой семье остается не слишком много места для формирования крепкого союза между супругами.

Ребенок на месте взрослого

Люди, пережившие расставание, нередко проживают еще и период родителя-одиночки, поэтому имеют особые связи с детьми. Часто эти связи очень сильные. И в семьях с одним родителем бывают случаи, когда ребенок занимает место отсутствующего взрослого в отношениях.

Например, старший мальчик становится заместителем папы для мамы. А старшая девочка становится заместителем мамы для других детей. И когда эти дети встречают «чужого», они не принимают его с распростертыми объятиями. Они его вообще очень редко принимают. Потому что в таком случае ребенок потеряет свое «почетное место» в семье.

Развитие ребенка при повторном браке

Время, которое одинокие мама или папа уделяли детям, потому что были с ними один на один, значительно уменьшается. Кто в этом будет виноват? Естественно, этот вновь прибывший. Хотя он тут ни при чем. Он любит маму. Или она любит папу.

Детям будет очень трудно оставить место для новых парных отношений родителя.

Чувство вины за первый развод

Поскольку родители часто винят себя в первом разрыве, говорят себе, что заставили пережить своих детей ужасный период, они всегда будут стремиться «залечить рану», нанесенную детям. И при этом полностью пренебрегать своими новыми отношениями.

Когда речь о вновь создаваемой семье, все внимание уделяют детям, забывая о хрупкости и уязвимости нового брачного союза. В новой паре не было пресловутого медового месяца, он был просто невозможен, потому что они уже вступили в брак уже родителями, людьми, на которых лежит ответственность за жизнь ребенка. В этом положении трудно уноситься в волшебные мечты и иллюзии.

Защитите свою пару

Пренебрежение к зарождающимся парным отношениям — самая большая ошибка и трудность во вновь создаваемых семьях.

Нужно найти в такой семье место для нового союза. И нужно, чтобы этот факт признали все дети. «Дети, вашей маме (или вашему папе) нужно время, чтобы побыть вдвоем со своим новым другом (или подругой)».

Развитие ребенка при повторном браке

Когда детям объясняют это четко и ясно, обычно все идет хорошо. Но родители очень редко говорят с детьми об этом. Совсем наоборот! Они делают прямо противоположное. Они даже устанавливают запреты между собой: «Не занимайся моими детьми. Я сам ими займусь».

Родительские обязанности на двоих

Проблема повседневной дисциплины в жизни семьи касается обоих. Дети уже не «у папы» или «у мамы», дети в новой семье. И все, что касается повседневной жизни, двое взрослых должны делить между собой. Они оба должны иметь авторитет в отношении дисциплины. Но они редко так поступают. «Нет, это твои дети».

И возникают проблемы.

Детская иерархия

На уровне детей есть еще одна проблема. Например, заново создается семья, где у женщины были двое детей, 14 и 10 лет. У мужчины тоже двое детей от первого брака, 15 и 7 лет. Самый старший ребенок мужа остается старшим. Но «старший» жены становится вторым. А ее младшенький — третьим при наличии другого самого младшего. То есть теряет свое место «ребенка-короля».

Когда формируется такая семья, ранги и роли перемешиваются. «Я больше не средний», «У меня есть младшая сестра, которой раньше не было», «У меня появился старший брат, я больше не старший».

Развитие ребенка при повторном браке

Воссоздание братских отношений представляет серьезную проблему. Потому что надо донести до детей, что, несмотря на потерю некоторых привилегий, например роли старшего, есть и приобретения. Нужно очень точно вмешиваться в братские отношения, чтобы потери, связанные с семейным воссозданием, были забыты.

Читайте также:  Что значит развитие личности ребенка

Общее прошлое и ритуалы

В обычных семьях есть общий прожитый опыт. Этот опыт является базой для возникновения общих семейных ритуалов. А эти ритуалы, в свою очередь, создают чувство принадлежности к семье. Любой семье нужны ритуалы! А в новой семье их еще нет. При этом ритуалы из старой семьи или еще существуют в каком-то виде, или еще не забыты.

Что же делать тогда? Ритуалы надо создать. Например, надо отмечать каждый год тот день, когда мама впервые встретила своего теперешнего мужа. Можно праздновать день, когда в семью впервые для знакомства пришли дети. Ритуалы создадут ощущение принадлежности к новой семье. Но часто этого не делают, потому что думают, что создать новую семью легко и очевидно.

Две главные проблемы во вновь создаваемых семьях:

— вернуть супружеской паре центральное место;

— создать у детей чувство принадлежности к новой семье, что не мешает им продолжать принадлежать к прежней.

Развитие ребенка при повторном браке

Бабушки и дедушки

Третья трудность — окружение. «О, первая семья развалилась, посмотрим, что будет с этой». Есть люди, которые это очень хорошо понимают. Например, бабушки и дедушки могут быть самыми лучшими людьми на свете, настоящим чудом для всех. А могут быть и большой катастрофой, особенно когда начинают вмешиваться в семейную жизнь.

Нужно, чтобы они умели уходить в сторону, но в то же время продолжали существовать для детей. Потому что важно, чтобы была какая-то последовательность, чтобы дети чувствовали, что есть какая-то «прошлая история», к которой они продолжают принадлежать, не надо ее «выбрасывать в мусор», потому что теперь у них другая семья. «Я сохраняю свою прежнюю историю. А моя новая история ее обогатит».

И у бабушек и дедушек здесь есть своя роль. Они в каком-то роде выполняют функцию коллективной памяти. Они рассказывают, что вытворяли родители, когда сами были детьми. Слишком много не надо об этом говорить, но то, что это было, знать стоит. Например, время от времени они рассказывают, какие оценки родители получали в школе. Благодаря бабушкам и дедушкам дети понимают относительность всех событий, начинают чувствовать себя в большей безопасности.

Если они будут играть эту роль, то смогут быть очень полезны для воссоздания семьи. Если же они самоустраняются, ожидая, когда и этот брак развалится, это катастрофа.

Бабушки и дедушки тоже переживают массу чувств из-за краха первого брака своих детей. «Это была хорошая девушка (хороший парень), ему (ей) не стоило ее (его) бросать». «Тебе не следовало уходить из семьи» и т.д. Но сейчас нужно все это оставить в стороне, потому что теперь началась новая жизнь. Бабушки и дедушки могут помочь в строительстве этой новой семьи.

Ребенок в системе родственных отношений и границы

Семья в жизни ребенка занимает очень много места. Если в семье двое детей, родители, бабушка и дедушка с каждой стороны, то для каждого ребенка существует 36 возможных комбинаций отношений. Когда семья воссоздается, если каждый из родителей нашел себе нового спутника жизни с двумя детьми и всем положенным комплектом родственников, то возможных комбинаций становится 2000! То есть возможные отношения не удваиваются, а растут в геометрической прогрессии почти до бесконечности! И для ребенка родственные отношения вдруг резко умножаются.

Развитие ребенка при повторном браке

Поэтому вновь созданной семье нужны свои границы. Семья нуждается в помощи. Чтобы установить свои ориентиры, какое-то время лучше, чтобы семья пожила в некоторой изоляции. Они нуждаются в сопровождении психолога. Например, это же ненормально, когда ребенок говорит: «Раньше у меня было два дедушки и две бабушки, теперь их стало восемь, я уже в них путаюсь». Но такие семьи обращаются к психологам редко и, соответственно, редко получают помощь. Потому что все ждут, что из этого выйдет.

Социальные службы, на мой взгляд, слишком мало уделяют внимания таким семьям. В момент расставания и в момент создания новой семьи они должны быть рядом, чтобы дать семье общие направления. Часто родители слишком много берут на себя, испытывают колоссальное чувство вины перед детьми, вместо того чтобы сконцентрироваться на новых парных отношениях и создании новых семейных ритуалов.

Оригинал: https://www.youtube.com/watch?v=_z7QAhgri8I

От редакции

В детских сказках часто мачеха злая и коварная героиня, которая ненавидит свою падчерицу. Но в жизни все может быть совсем по-другому. Что меняется для девочки в рамках треугольника «мать — дочь — мачеха», рассказывает психоаналитик Лаура Пигоцци: https://psy.systems/post/mat-i-machexa.

Развод родителей — серьезное испытание для ребенка. Он может ощущать беспомощность, страх, чувство потерянности. Важно помочь ему с этим справиться. Как научить ребенка прорабатывать страх разлуки с родителями, читайте в статье Александра Орлова: https://psy.systems/post/a-mama-pridet-kak-pomoch-rebenku-preodolet-strax-razluki.

Читайте также:  Реклама в картах развития ребенка

Сделать или нет свою семью тем местом, где каждый будет находить понимание, поддержку и любовь, — зависит от взрослых. Американский психолог Верджиния Вульф  в книге «Вы и ваша семья» разбирается в том, что можно изменить, когда после свадьбы наступают тяжелые будни и начинаются проблемы между супругами, родителями и детьми: https://psy.systems/post/virdzhinia-satir-vy-i-vasha-semya.

Источник

«Весь мир для ребенка заключается в его семье. Когда она распадается, у ребенка разрушается восприятие себя как единого целого с окружающим миром и пропадает ощущение безопасности. Большинство детей так или иначе воспитываются двумя родителями. Мать и отец, поддерживая ребенка за руки с обеих сторон, переносили его через оставшиеся после дождя лужи или высокую бровку тротуара. Когда один из родителей уходит, у ребенка нарушается пропорциональное развитие. Теперь его держат только за одну руку, а вторая болтается сама по себе».

«Повторный брак» McGrow Hill, 1977.

В настоящее время происходит увеличение числа детей, воспитывающихся уже с дошкольного возраста в повторнобрачных семьях. В детских садах обнаруживается в среднем от 5% до 20% детей из таких семей.

Многие дети в условиях повторного брака ведут себя совершенно не так, как повел бы себя ребенок, воспитывающийся в семье с родными отцом и матерью. Когда семья распадается или один из родителей умирает, ребенок воспринимает это как событие, несущее с собой ничем невосполнимую утрату. При этом поведение ребенка может казаться вызывающе дерзким или совершенно неуправляемым, но на самом деле он чувствует себя напуганным. Он выплескивает свои эмоции в несдержанном поведении, но не знает, почему у него возникает такая потребность. Он не может найти слов для обозначения своих страхов.

Чем большее потрясение испытывает ребенок, тем сильнее в нем говорит потребность заставить страдать окружающих его взрослых людей. Он ведет себя плохо потому, что плохо себя чувствует. Ребенок (и люди взрослые также) стремится обрести внешний контроль, потому что он чувствует, что теряет его. Многих детей преследует чувство, что, если они «сделают что-то такое», утраченная ими семья снова соберется вся вместе. Едва лишь в орбите его внимания оказывается кто-либо для него незнакомый, ребенок немедленно превращается в маленького неуправляемого монстра, на которого не действуют ни какие увещевания [11, с.200-201].

Так ребенок реагирует на появление «чужого» папы или «чужой мамы. Но в начале ребенок переживает развод родителей или, что еще хуже, смерть одного из них, что является для него огромным стрессом.

Конечно, ребенок перенес тяжелейшую душевную травму: расстались два любимых им человека. Он помнит только хорошее о том, кого нет рядом. Всегда оказывается преувеличенной оценка отца, ушедшего в другую семью, или матери, даже если она была лишена родительских прав за алкоголизм или безнравственное поведение.

Оставшись с одним из родителей, ребенок невольно требует от одного все, что получал раньше от двоих. Да и одинокие отец или мать, сами обделенные супружеской лаской, болезненно переживают вину перед ребенком, свое родительское чувство.

Это сильнее привязывает родителя и ребенка друг к другу, и нового человека встречает ревностное отношение к нему. Дочь заявляет матери: «Нам другой отец не нужен». Сын говорит, обращаясь к мужчине, полюбившему его мать: «Вы здесь не нужны, мы без вас хорошо живем. И мне второго отца не надо, у меня есть один». Это невосприятие ребенком будущего отчима или мачехи естественно [21].

Положение ребенка в семье, складывающейся на основе второго брака матери, по-своему, исключительное и трудное. Во вновь созданной семье ухудшаются условия для эмоционального и нравственного развития ребенка из-за сложностей в отношениях “отчим-ребенок”. Часто это происходит из-за неумения, а порой нежелания мужчины осознать свою роль мужа и отца. Взрослые и дети вносят в новую семью свои воспоминания, страхи и фантазии.

Ожидания от второго брака порой бывают грандиозными: “Ты должен быть лучше, чем тот, кто был до тебя”. Происходит сравнение первого и повторного брака.

В повторном браке супруги адаптируются друг к другу, а также к воспитательным ролям. В первом браке эти стадии были разделены во времени, следовали друг за другом, во втором они накладываются друг на друга, что усиливает напряженность в семье.

В ситуации распада семьи мать становится для ребенка главной, а иногда и единственной опорой и источником психологической защиты. При повторном замужестве она, поглощенная личным эмоциональным состоянием, не всегда способна осознать необходимость эмоциональных контактов ребенка с матерью, увидеть душевные переживания ребенка, понять их причину. В жизни немало случаев, когда с повторным замужеством внимание матери переключается на второго супруга. Вследствие этого резко сокращается и обедняется ее эмоциональное отношение к ребенку. Чем дольше мать и ребенок жили в условиях неполной семьи, тем ощутимее для ребенка оказывается смещение внимания матери к новому супругу, а затем к ребенку от второго брака. Можно предположить, что обеднение и формализация контактов матери с сыном или дочерью от первого брака провоцируют разные формы нарушений поведения детей, их глубокие эмоциональные переживания [2].

Читайте также:  Центр развития талантов ребенка боженко

Например, по мере взросления юноши мать неизбежно утрачивает способность привить своему возмужавшему ребенку навыки поведения, принятого в обществе мужчин. Мать не способна на собственном примере научить ребенка умению правильно воспринимать распоряжения вышестоящего начальства и привить ему стремление, как бы трудна ни казалась задача, без хныканья довести начатое до конца

Многое из мужского подхода к решению жизненных проблем неплохо усвоить и девочкам. Им также придется пробивать себе дорогу в жизни, идя по ней не только в окружении женщин, но и, естественно, мужчин. Здоровые взаимоотношения дочери с отцом в дальнейшем помогут ей при общении с мужчинами [11, с.21].

И, конечно, огромную и незаменимую роль в воспитании детей несет все же мать. Ребенок, чувствующий за спиной материнскую опору и любовь, оказывается более способным преодолевать негативные чувства, связанные с семейной напряженностью.

Итак, характер детских переживаний в условиях повторного брака матери опосредован качеством эмоциональной связи в диаде “мать-ребенок”. Чем менее выражена эмоциональная связь матери с ребенком, тем ощутимей у детей чувство неуверенности в любви к ним со стороны близких [2].

Когда брак распадается, отец и мать, каждый по отдельности, ищут свой язык общения с ребёнком.

Если раньше в отношениях было три участника, теперь их двое: ребёнок и отец или ребёнок и мать. Отношения с каждым из родителей приобретают свои отличительные черты и наделяются некими обязательствами. Дети привыкают к новым отношениям тет-а-тет довольно быстро и, следовательно, эти «пары» создаются раньше, чем у папы или мамы появляется следующий спутник жизни.

Создаётся ситуация, неестественная для обычной семьи, в которой отношения между родителями предшествуют появлению на свет ребёнка. При повторном браке любимый человек матери или отца приходит третьим, когда связь родителей с ребёнком уже сформировалась, и это создаёт определенные трудности. Об этом неплохо было бы знать семьям, в которых супруги приводят с собой детей [4].

Будем честными: вновь прибывшие «родители» не могут одинаково относиться к своим родным детям и детям своего супруга и, естественно, любовь, которую испытывают дети к своим биологическим родителям, отличается от привязанности к «пришельцам».

Конечно, это знание причиняет боль, потому что «новые» — как дети, так и родители чувствуют себя отвергнутыми. Львиная доля проблем связана с тем, что люди вступают в очередной брак, мечтая вновь обрести семью, которая однажды распалась. Конфликты возникают тогда, когда они начинают замечать разницу между своими ожиданиями и действительностью. А дальше как всегда, насколько мы способны принять ситуацию такой, какая она есть, настолько эффективно мы сможем выстроить отношения как с чужими, так и с родными детьми.

Другими словами, если в совместном быту вновь прибывшие мужчина или женщина занимают место папы или мамы, выполняя практические функции, но не значит, что они стали настоящими родителями ребёнку.

Зачастую дети и даже их непосредственный родитель отказываются наделить вновь прибывших необходимыми полномочиями, и это создаёт основную проблему. Поэтому своевременный разговор с партнёром на эти темы имеет первостепенное значение, так как вопросы, связанные со структурой семьи, только на первый взгляд кажутся проблемами общежития, где ни одна из сторон толком не понимает, из-за чего происходят ссоры. Поэтому нужно с самого начала чётко определить место, занимаемое каждым, и тип отношений, который вы собираетесь установить с остальными, а главное, добиться того, чтобы это стало понятным всем, избежав путаницы и недопонимания.

И потом, повторный брак для взрослого человека означает окончание периода одиночества, значит, является поводом для радости. Для детей же это событие предполагает начало тяжёлого этапа, к которому следует добавить боль потери, пережитую при разводе родителей или смерти одного из них.

Для многих детей такая перемена создаёт огромную проблему, связанную с чувством верности: «Если я люблю нового спутника моей мамы, я предаю своего папу».

Со всеми трудностями можно справиться, если их не замалчивать. Чаще всего об этом стараются не говорить, чтобы «не ворошить угли», и конфликты остаются неразрешёнными и напоминают о себе при совместной жизни…

И ещё — надо принять тот факт, что есть невосполнимые потери, что у наших детей есть нужды, которые появившийся в семье новый человек не сможет удовлетворить.

Мудрость отношений в паре состоит в том, чтобы наслаждаться тем, что мы имеем, и не ссориться, пытаясь добиться невозможного [4].

Источник