Ступени развития ребенка до года
Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:
Возраст и физические показатели | Умения |
На момент рождения Рост (длина) – 49-50 см Вес – 3200-3300 г Окружность головы – 34-34,5 см Окружность грудной клетки – 32-34 см | Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках. Отвечает на раздражитель плачем. |
1 месяц Рост (длина) – 54-55 см Вес – 4200-4500 г Окружность головы – 36,5-37 см Окружность грудной клетки – 36-36,5 см | Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой. Начинает гулить. |
2 месяца Рост (длина) – 57-58 см Вес – 5100-5600 г Окружность головы – 38-39 см Окружность грудной клетки – 38-39 см | Длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром. Агукает. |
3 месяца Рост (длина) – 60-61,5 см Вес – 5800-6400 г Окружность головы – 39,5-40,5 см Окружность грудной клетки – 40-42 см | В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. При поддержке под мышки опирается ножками. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины. Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем. Сосет пальцы или кулачек. |
4 месяца Рост (длина) – 62-64 см Вес – 6400-7000 г Окружность головы – 40,5-41,5 см Окружность грудной клетки – 41,5-42 см | Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. При играх смеется и улыбается. Подолгу гулит. Хватает руками висящие предметы. Переворачивается со спинки на живот. В положении на животе поднимается с опорой на ладони. Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
5 месяцев Рост (длина) – 64-66 см Вес – 6900-7500 г Окружность головы – 41,5-42,5 см Окружность грудной клетки – 43-44 см | Узнает маму и других близких людей. Осознанно провожает предмет взглядом. Переворачивается с животика в положение на спине. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки. Рассматривает картинки. |
6 месяцев Рост (длина) – 66-67,5 см Вес – 7300-7900 г Окружность головы – 42-43 см Окружность грудной клетки – 44-45,5 см | Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать. Учится есть с ложки. Начинает произносить слоги. Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору. Отзывается на имя. Внимательно слушает взрослого. Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый. |
7 месяцев Рост (длина) – 67-69 см Вес – 7600-8300 г Окружность головы – 43-44 см Окружность грудной клетки – 45-46,5 см | Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Удерживает в руке предмет неправильной формы. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого. Пробует садиться. Показывает у себя части тела. |
8 месяцев Рост (длина) – 69-70,5 см Вес – 7900-8600 г Окружность головы – 43,5-44,5 см Окружность грудной клетки – 46-47 см | Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Садится, ложится, переступает предметы. Лепечет с интонацией. Радуется другим детям. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье). Боится расстаться с мамой. |
9 месяцев Рост (длина) – 70-72 см Вес – 8200-8900 г Окружность головы – 44-45 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям. Тянется к интересующему предмету и пытается его достать. Осознанно манипулирует игрушками. Показывает части тела у человека и игрушки. Разрывает и сминает листы бумаги. Держась за опору, танцует под музыку. |
10 месяцев Рост (длина) – 71,5-73 см Вес – 8500-9200 г Окружность головы – 44-45,5 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки). Понимает просьбы взрослого. Повторяет за взрослым жесты и звуки. Имитирует голоса животных. Машет рукой при прощании и встрече. Пробует самостоятельно есть ложкой. |
11 месяцев Рост (длина) – 73-74,5 см Вес – 8700-9400 г Окружность головы – 44,5-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Собирает пирамидку. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова. Играет в ладушки. Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу. Интересуется книжками и музыкальными игрушками. |
12 месяцев Рост (длина) – 74-76 см Вес – 8900-9600 г Окружность головы – 45-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Может отказываться от нелюбимой пищи. Откусывает печенье и другую твердую пищу. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице. Знает, как пользоваться некоторыми предметами. Произносит 10-15 слов. |
Источник
В развитии ребенка существует несколько этапов, в которые входят как развитие по годам, так и постепенное развитие малыша по месяцам . После рождения его развитие рассматривают именно по месяцам. Ведь он только начинает формироваться и очень важно, чтобы оно протекало без отклонений.
Один из первых этапов развития является младенчество.
Новорожденный малыш на этом этапе практически ничего не умеет. Тем не менее, его развитие очень стремительно. Уже через месяц малыш начинает воспринимать окружающие предметы и на третьем месяце проявляет интерес, к собственной маме ориентируясь не только на инстинкты, узнает окружающих.
К 4 месяцам малыш уже хорошо слышит и активно реагирует на звуки. В шесть или семь месяцев многие детки уже начинают переворачиваться в кроватке и пытаются сесть. К восьми месяцам он начинает проявлять беспокойство по отношению к незнакомым людям. Также становиться видна и реакция удивления.
В одиннадцать месяцев малыш пытается ходить и говорить. Уже к году у него появляется автономная речь, которую он уже может донести до взрослого, сказать то чего хочет. Все же он не может еще осознавать
После года наступает второй этап развития – раннее детство.
Ребенок в это период продолжает познавать окружающий мир. Пытаясь овладеть различными навыками, он с интересом наблюдает то, что делают взрослые.
Родители помогают ему обрести некоторые навыки, такие как пить из чашки, держать ложку или карандаш и т. п. Развитие крохи начинает идти достаточно быстрыми темпами. Психика и нервная система довольно пластичны.
У ребенка проявляется стремление к самостоятельности и некоторый эгоцентризм, упрямство, капризы строптивость. Вместе с эти растет и любознательность. Ребенок с помощью стандартных вопросов « Где, как, что, кто, зачем?» пытается найти ответ на интересующий его вопрос. Эмоции малыша зависят от конкретной ситуации. Он может внезапно заплакать или засмеяться совершенно в нелепой ситуации.
Основной деятельностью в познании мира является игра. Именно игра имеет огромное значение в развитии каждого ребенка. Игра для него это простые манипуляции с различными предметами. Родителям необходимо показать, как нужно играть и поиграть вместе со своим ребенком. Это сделает его развитии и восприятие более восприимчивым. Только к трем годам у него начинает проявляться интерес к сюжетно-ролевым играм. Каждый предмет, с которым он играет, он уже наделяет некоторым смыслом. Ассоциирует его с каким-нибудь другим предметом или личностью.
Приходит время и наступает период активного развития речи.
В возрасте от 1, 5 до 2 лет освоение речи происходит гораздо быстрее. Автономная речь заменяется обычной. Правда, только в том случае если родители постоянно общаются с малышом. Если общение с ребенка сведено на минимум, то он довольно долго будет проводить общение с помощью автономной речи. Словарный запас значительно увеличивается. Если в возрасте от 1,5 до 2 лет малыш может составлять простые предложения из двух слов, к 3 годам он уже способен произносить более сложные фразы. Также он способен понимать короткие рассказы, которые касаются окружающих его предметов и людей.
Восприятие и память является одним из важных этапов этого периода.
Восприятие ребенка в возрасте до трех лет связано с восприятием данной ситуации. Все что с ним происходит, воспринимается им непосредственно. Память у ребенка напрямую связана с восприятием. Это, прежде всего, связано с тем, что память выражена посредством узнавания. Ребенок воспринимает предмет или человека только тогда когда видит его. У детей в возрасте до трех лет нет творческого воображения, так как они воспринимают все ситуации наглядным образом. Поэтому фантазия и ложь для них не свойственны. Такие проявления наблюдаются у детей после трех лет.
Эмоциональный этап в развитии ребенка достаточно импульсивен и ярко выражен.
Задача родителей помочь малышу справиться с сиюминутными желаниями, научить терпению не прибегая к наказаниям. Для начала достаточно будет переключить внимание ребенка с интересующего предмета на что-то другое.
Также в этом возрасте начинает формироваться общения со сверстниками. И главной проблемой здесь является эгоцентризм ребенка. Посещая дошкольные учреждения в играх, он все равно продолжает драться за понравившуюся игрушку или отказывается чем-то делиться с другом. Такое явление вполне естественно. И самым лучшим выходом из ситуации может стать спокойное объяснение ситуации или привлечение к другой деятельности.
В трехлетнем возрасте происходит развитие самопознания и первичная самооценка. Но ребенок не может оценивать себя с разумной точки зрения. Он просто хороший малыш и все. И он даже не помет, почему вы его ругаете за разрисованные стены, когда за рисунки недавно хвалили.
Также в этом возрасте появляется так называемый кризис трехлетнего возраста. Именно в этом возрасте ребенок начинает себя осознавать себя как самостоятельная личность. Он пытается все сделать самостоятельно, совершенно не обращая внимания на ваши просьбы. Если поведение ребенка безобидно и ни чем ему не угрожает, не стоит ограничивать его. Предоставьте ему возможность для самостоятельности. В противном случае вам придется столкнуться с негативом и упрямством.
Предыдущие статьи:
- Подарки для мамы
- Неродные дети
Источник
Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.
В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в 5 месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.
Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.
Возраст
Развитие по месяцам
1 месяц
- прибавка в весе 600 г, в росте 3 см;
- кроха учится жить вне организма матери;
- примерно 70% времени новорожденный проводит во сне;
- движения ребенка в 1 месяц еще не скоординированные, поэтому во время бодрствования он постоянно хаотично машет ножками и ручками;
- при резком громком звуке он моргает и вздрагивает;
- к концу 3-й недели жизни может ненадолго удерживать взгляд на ярком предмете или лице взрослого;
- к концу 4-й недели жизни пытается приподнять головку и удерживать ее на несколько секунд лежа на животе.
2 месяц
- прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
- ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
- начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
- начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
- может видеть на расстоянии около 50 см;
- лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
- лежа на боку может перевернуться на спинку;
- многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
- может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
- на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
- к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.
3 месяц
- прибавка в весе 800 г, в росте 2,5 см;
- осмысленно улыбается и громко хохочет;
- трехмесячный малыш узнает родителей по голосу и зрительно;
- отвечает гулением;
- движения рук становятся целесообразными и сознательными;
- начинает сосать свой кулачек или пальчик;
- все предметы, попавшие в руки, тянет в рот;
- лежа на животике может приподняться на локти и удерживать голову в течение нескольких минут;
- крутит головой во все стороны;
- переворачивается со спинки на бочок;
- при поддержке за подмышки, будет упираться ногами в твердую поверхность;
- поворачивает головку в сторону источника звука;
- исследует при помощи рук свое лицо, лицо и волосы взрослого.
4 месяц
- прибавка в весе 750 г, в росте 2,5 см;
- прекрасно узнает маму, предпочитая ее всем остальным (плачет, когда она исчезает из поля зрения);
- переворачивается со спины на живот;
- ребенок уверенно держит голову в вертикальном положении и лежа на животе, поворачивая ее в разные стороны;
- осмысленно захватывает игрушку одной или двумя руками и тут же тянет ее в рот;
- может держать некоторое время игрушку в руке и трясти ей;
- лежа на спине приподнимает голову;
- предпочитает играть с любимой игрушкой, отвергая другие;
- ребенок в 4 месяца может испытать страх, радость, разочарование, любопытство;
- визжит, машет ручками и ножками от восторга;
- затихает, когда начинает играть музыка;
- улыбается своему отражению в зеркале;
- отличает знакомого человека от чужого;
- к концу этого периода жизни кроха начинает произносить свои первые слоги: «па», «ма», «ба».
5 месяц
- прибавка в весе 700 г, в росте 2 см;
- неосознанно произносит первые слова: «мама», «баба»;
- лежа на спинке пытается сесть, подтягивая голову и ручки вперед;
- ощупывает, хватает, тянет к себе, бросает предметы и наблюдает как они падают;
- длительно играет с любимой игрушкой, перекладывая ее из одной руки в другую, трясет ее, пробует на вкус;
- может держать бутылочку ручками;
- играет в игру «ку-ку»;
- пятимесячный ребенок прекрасно различает знакомых ему и незнакомых людей;
- у многих детей в этом возрасте начинают прорезываться зубки.
6 месяц
- прибавка в весе 650 г, в росте 2 см;
- ребенок в 6 месяцев меньше спит и длительное время бодрствует;
- делает первые попытки ползти на животе, отталкиваясь ножками;
- пытается сидеть;
- хорошо переворачивается со спины на живот, бочок и обратно;
- постоянно играет с игрушками;
- может перекладывать маленькие предметы из одной емкости в другую;
- откликается на свое имя;
- постоянно издает разнообразные звуки;
- повторяет за взрослыми произношение некоторых звуков: «а», «у», «ма-ма»;
- подражает взрослым: чихает, смеется.
7 месяц
- прибавка в весе 600 г, в росте 2 см;
- семимесячный ребенок становится более подвижным, теперь его нельзя оставлять без присмотра;
- постоянно переворачивается, крутится вокруг своей оси;
- уверенно сидит, держа спинку прямо;
- делает первые попытки вставать у опоры;
- некоторые малыши делают попытки передвигаться у опоры;
- может показать пальчиком, где кошка, а где собака;
- длительно играет с игрушками, умеет нажимать на кнопки, музыкальной игрушки, чтобы послушать музыку или звук;
- прекрасно различает папу, братьев, сестер, бабушку, дедушку и других членов семьи, постоянно контактирующих с ним;
- ребенок становится на четвереньки и раскачивается вперед назад;
- начинает ползать или же ползание совершенствуется;
- любит рассматривать свое отражение в зеркале, общается, гладит ручками;
- понимает слово «нельзя»;
- постоянно лепечет, визжит, произносит различные слоги и звуки;
- появляются в речи новые слоги: «дай-дай», «та-та», «да-да», «на-на».
8 месяц
- прибавка в весе 550 г, в росте 2 см;
- ребенок в 8 месяцев активно ползает, изучая все вокруг;
- умеет вынимать/вкладывать мелкие предметы из емкости;
- может открывать крышки коробок;
- уверенно стоит у опоры, держась одной рукой;
- машет ручкой «пока-пока», играет в игру «ладушки»;
- любит исследовать лицо, волосы, мамы, нравиться играть с ее бусами;
- понимает и может выполнить простые просьбы взрослого, например, «дай руку»;
- любит наблюдать за играющими детьми на улице, проезжающими машинами.
9 месяц
- прибавка в весе 500 г, в росте 1,5 см;
- поднимает два предмета, может играть с ними одновременно;
- стучит игрушками или предметами о поверхность;
- хлопает в ладоши;
- листает толстые страницы детской книги;
- большие предметы берет двумя руками, а маленькие пальчиками;
- может сесть из положения лежа и лечь из положения сидя;
- приседает и ритмично прыгает у опоры;
- танцует под музыку, держась у опоры;
- самостоятельно садится, быстро ползает, встает и ходит у опоры;
- показывает на игрушке где глазки, носик, ротик;
- ребенок в 9 месяцев произносит много различных звуков;
- может найти предмет, спрятанный у него на глазах;
- выполняет простые просьбы взрослых: «дай игрушку», «дай руку».
10 месяц
- прибавка в весе 450 г, в росте 1,5 см;
- без особого труда встает у опоры;
- ходит, держась за руки мамы;
- может сесть из положения стоя;
- танцует под музыку, раскачиваясь, притопывая и двигая попой;
- повторяет жесты, звуки, выражения лица взрослых;
- остерегается незнакомых людей и мест;
- понимает простые просьбы и выполняет их;
- открывает все дверцы и ящики в зоне досягаемости, вытаскивает из них все, что найдет;
- любит играть с игрушками, которые можно помещать друг в друга;
- некоторые десятимесячные дети начинают совершать свои первые шаги.
11 месяц
- прибавка в весе 400 г, в росте 1,5 см;
- ребенок в 11 месяцев прекрасно понимает слово «нельзя», но не всегда его выполняет;
- может самостоятельно сеть из положения на животе;
- подбирает очень маленькие предметы двумя пальчиками;
- машет рукой «пока-пока»;
- играет в «ку-ку», «ладушки»;
- уверенно ходит, держась за предметы мебели, руки взрослого;
- пытается ходить самостоятельно;
- может недолго самостоятельно стоять;
- отчетливо произносит; «мама», «баба», «папа», «дай»;
- показывает пальчиком, что желает взять;
- самостоятельно пьет из чашки или бутылочки;
- постоянно произносит различные звуки.
12 месяц
- прибавка в весе 350 г, в росте 1,5 см;
- самостоятельно стоит;
- ребенок в 1 год начинает ходить или умение ходить совершенствуется;
- может встать из положения сидя на корточках;
- знает применение некоторых предметов, например, молотка, телефона;
- собирает пирамидку, строит небольшую башню;
- капризничает, если что-то не нравится;
- сильно привязан к матери, резко реагирует на ее уход;
- может отказываться от нелюбимой пищи;
- откусывает твердую пищу;
- пользуется ложкой;
- понимает почти все простые фразы, которые ему говорят родители: «пойдем гулять», «пошли кушать»;
- осознанно говорит «мама», «папа», «ав-ав» (собака), «кис» (кошка), «баба»;
- узнает и показывает животных на улице и картинках;
- проявляет самостоятельность.
Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.
Просмотров: 169651.
Источник