Структура психического развития ребенка с нарушением речевого развития
Мария Ошмарина
Особенности развития психических процессов у детей с нарушением речи
Задача: познакомить педагогов с особенностями развития психических процессов у детей с нарушениями речи.
Ощущения и восприятие.
Нарушение фонематического восприятия отмечается у всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов. Г. Ф. Сергеева отмечает, что нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии весьма влияет на слуховое восприятие фонем. При этом не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. Так, в ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении. Тем не менее,здесь наблюдается определенная пропорциональность: чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее происходит различение фонем на слух. И чем меньше имеется «опор» в произношении, тем хуже условия для формирования фонематических образов. Развитие же самого фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка.
Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с речевой патологией данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так, дети с общим недоразвитием речивоспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.
В реализации задачи по перцептивному действию (приравнивание к эталону) дети данной категории чаще пользуются элементарными формами ориентировки, т. е. примериванием к эталону, в отличие от детей с нормальной речью, которые преимущественно используют зрительное соотнесение. Дети с недоразвитием речи нередко при приравнивании фигур ориентируются не на их форму, а на их цвет. Причем у мальчиков часто оказываются более низкие результаты, чем у девочек.
А. П. Воронова при исследовании дошкольников с общим недоразвитием речи отмечает, что дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке. В связи с этим многое дети оказываются не готовыми к овладению письмом.
При изучении особенностей ориентировки детей с недоразвитием речи в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий.
Для детей дошкольного возраста с речевой патологией более характерным является нарушение зрительного восприятия и зрительных предметных образов и в меньшей степени зрительной оперативной памяти, которая оказывается грубо нарушенной у детей с интеллектуальной недостаточностью, хотя у этих детей меньше страдает зрительное восприятие.
Внимание.
Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.
Детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.
Темп деятельности в процессе работы снижается.
Распределение внимания между речью и практической действием оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.
Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания). Последующий контроль (по результату,его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т. д. особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению «на экспериментатора» (смотрят на педагога, пытаются определить по его реакции, правильно они выполняют задание или нет, то для детей с патологией речипреимущественными видами отвлечения являются следующие: «просмотрел в окно (по сторонам)», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.
Память.
Исследования памяти позволяют заключить, что у данной категории детей объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.
Нарушение структуры деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением слуховой памяти, но и с особенностями внимания.
Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.
Мышление и воображение.
У детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно – следственных связей явлений. Нарушения самоорганизации обуславливаются недостатками эмоционально – волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. Дети часто длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания. Другие приступают к выполнению заданий, но быстро утрачивают интерес, не заканчивают их и отказываются работать, даже в случаях правильного выполнения заданий. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило, сохранны.
Овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно – образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.
Дети с нарушениями речи по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально – развивающихся сверстников. Для таких детей характерно использование штампов, однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу, в ее процессе отмечается значительное увеличение длительности пауз, наблюдается истощение деятельности.
В целом для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения, более низкий уровень пространственного оперирования образами.
Имеющееся у детей речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированности фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создает серьезные препятствия для словесного творчества детей.
Речь и общение.
В целом коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развитияигровой деятельности: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, в связи с чем, игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким – либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют какую – либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремиться сделать все по – своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним.
У большинства старших дошкольников с тяжелой речевой патологией преобладает ситуативно-деловая форма общения, что характерно для нормально развивающихся детей 2 — 4 летного возраста.
У небольшой части детей с речевой патологией явно преобладает внеситуативно – познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение педагога почитать книги, достаточно внимательно слушают несложные занимательные тексты,но по окончании чтения организовать с ними беседу достаточно трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи.
Практически у половины детейне сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях.
Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции их в коллективе сверстников. В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермолаева М. В. психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками // Москва – Воронеж 1998 г.
2. Основы специальной психологии /под редакцией Л. В. Кузнецовой Москва 2003 г.
3. Ульенкова У. В. дети с задержкой психического развития
Источник
Речь
представляет собой очень сложную
психическую деятельность, присущую
только человеку. Важность речи определяется
ее ролью в общении и познании. В тех
случаях, когда у ребенка
сохранен
слух, не
нарушен интеллект,
но имеются
значительные
речевые нарушения,
которые так или иначе отражаются на
формировании всей его психики, мы говорим
об особой категории аномального развития
– об аномалии
речевого развития.
Изучением,
предупреждением и коррекцией речевых
нарушений занимается отрасль дефектологии,
которая называется логопедия.
Речевые
нарушения, возникнув под влиянием
какого-либо патогенного фактора, не
исчезают сами по себе и, без специально
организованной логопедической работы,
могут отрицательно сказаться на всем
процессе психического развития ребенка.
В связи с этим чрезвычайно важно
различать:
патологические
речевые нарушения;возможные
речевые отклонения, вызванные возрастом,
некоторыми речевыми особенностями
семьи, двуязычием в семье.
Формируясь у
ребенка по мере овладения родным языком,
речь проходит несколько этапов развития,
превращаясь постепенно в развернутую
систему средств общения и опосредования
различных психических процессов.
В качестве двух
основных самостоятельных видов выделяют
экспрессивную
и импрессивную
формы речи.
Экспрессивная
речь – высказывание (устное или
письменное), которое начинается с
программы, проходит стадию внутренней
речи и только потом переходит в стадию
развернутого внешнего речевого
высказывания (устного или письменного).
Импрессивная
речь – это процесс понимания речевого
высказывания (устного или письменного).
Начинается с восприятия речевого
сообщения (через слух или зрение),
проходит стадию выделения информационных
моментов и, наконец, завершается
формированием во внутренней речи общей
смысловой схемы сообщения и включением
в определенный смысловой контекст
(собственно пониманием).
В целом, в речи
можно выделить 4 самостоятельные формы
речевой деятельности:
экспрессивная
устная речь – говорение;экспрессивная
письменная речь – письмо;импрессивная
устная речь – понимание обращенной
устной речи;импрессивная
письменная речь – чтение.
Все
эти формы речи представляют собой
сложную, но единую функциональную
систему, обладающую многими характеристиками.
Сложность этой системы связана еще и с
тем, что каждая из четырех входящих в
нее подсистем имеет определенную
автономность и различные
сроки формирования.
Классификация
речевых нарушений
В
настоящее время в логопедии на равных
правах существуют две классификации
речевых нарушений: клинико-педагогическая
и психолого-педагогическая.
Психолого-педагогический подход
выделяет:
общее недоразвитие речи (ОНР)
и фонетико-фонематическое недоразвитие
речи (ФФН).
Клинико-педагогический
подход выделяет следующие речевые
расстройства: дисфония,
дислалия,
ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,
афазия, дисграфия и дислексия.
Дисфония
– расстройство голоса вследствие
патологических изменений голосового
аппарата. Полное отсутствие голоса
называется афонией.
Голос человека, страдающего дисфонией,
воспринимается как осипший, охрипший,
сухой, истощающийся, с малым диапазоном
голосовых модуляций. Нарушения голоса
встречаются как у взрослых, так и у
детей. Возрастные изменения голоса
бывают у подростков 13-15 лет, это связано
с эндокринной перестройкой в период
полового созревания. Этот период развития
голоса называют мутационным. В это время
подростку необходим охранительный
речевой режим. Нельзя перенапрягать и
форсировать голос. Лицам, профессия
которых связана с длительной голосовой
нагрузкой, рекомендуется специальная
постановка речевого голоса, которая
предохраняет его от перенапряжения.
Дислалия –
нарушение произношения при нормальном
слухе и сохранной иннервации речевого
аппарата. Различают механическую
и функциональную дислалию.
Механическая
дислалия –
связана с нарушением строения
артикуляционного аппарата: неправильный
прикус,
неправильное строение зубов, неправильное
строение твердого неба, аномально
большой или маленький язык, короткая
уздечка языка. Эти дефекты затрудняют
нормальное произношение звуков речи.
Функциональная
дислалия –
может быть связана: с неправильным
речевым воспитанием ребенка в семье,
неправильным звукопроизношением
взрослых в ближайшем окружении ребенка;
педагогической запущенностью, незрелостью
фонематического восприятия. Иногда
функциональная дислалия может наблюдаться
у детей, которые в раннем возрасте
овладевают сразу двумя языками, при
этом может наблюдаться смешение звуков
речи двух языковых систем.
У ребенка с дислалией
может быть нарушено произношение одного
или нескольких звуков, трудных по
артикуляции: свистящих, шипящих, р, л.
нарушения звукопроизношения могут
проявляться в отсутствии тех или иных
звуков, искажениях звуков или их заменах.
Формирование
нормативного произношения происходит
постепенно и завершается к четырем
годам. Если у ребенка после четырех лет
наблюдаются дефекты звукопроизношения,
необходимо обратиться к логопеду. Однако
при необходимости, такую работу можно
начинать и несколько раньше.
Ринолалия
– нарушение произношения и тембра
голоса, связанное с врожденным
анатомическим дефектом строения
артикуляционного аппарата. Анатомический
дефект проявляется в виде расщелины на
верхней губе, десне, твердом и мягком
небе. В результате этого между носовой
и ротовой полостью имеется открытая
расщелина (отверстие), либо расщелина,
прикрытая истонченной слизистой
оболочкой. Часто расщелины сочетаются
с различными зубочелюстными аномалиями.
Речь ребенка при ринолалии
характеризуется невнятностью из-за
гнусавости голоса и нарушения произношения
многих звуков. В тяжелых случаях речь
ребенка непонятна для окружающих. Дети,
страдающие ринолалией,
нуждаются в ранней диспансеризации,
ортодонтическом и хирургическом лечении.
Логопедическая помощь таким детям
необходима как в дооперационный, так и
в послеоперационный период. Она должна
быть систематической и достаточно
длительной.
Дизартрия
– нарушение звукопроизносительной и
мелодико-интонационной стороны речи,
обусловленное недостаточностью
иннервации мышц речевого аппарата.
Дизартрия
связана с органическим
поражением нервной системы,
в результате чего нарушается двигательная
сторона речи. Это нарушение может
возникать как у детей, так и у взрослых.
Причиной дизартрии у детей является
поражение нервной системы, как правило,
на фоне детского церебрального паралича.
При дизартрии
наблюдаются расстройства звукопроизношения,
голосообразования, темпо-ритма речи и
интонации. Степень выраженности дизартрии
может быть разной: от полной невозможности
произнесения речевых звуков (анартрия)
до еле заметной слушателю нечеткости
произношения (стертая
дизартрия),
что зависит от
характера и тяжести поражения нервной
системы.
Как правило, при
дизартрии
речь детей развивается с задержкой.
Чаще всего страдает произношение сложных
по артикуляции звуков – с, з, ц, ш, щ, ж,
ч, р, л. В целом произношение звуков
нечеткое, смазанное, «каша во рту». Голос
часто слабый, хрипловатый. Речь мало
интонированная, невыразительная. Темп
речи может быть как ускоренным, так и
замедленным. Фонематическое восприятие,
как правило, недостаточно
сформировано. Отмечается также бедность
словаря, недостаточное владение
грамматическими конструкциями. Процесс
овладения письмом и чтением у таких
детей затруднен. Почерк неровный, буквы
несоразмерные, часто наблюдается также
дисграфия.
Чтение вслух интонационно не окрашено,
скорость чтения снижена, понимание
текста ограничено. Допускается большое
количество ошибок прочтения – дислексия.
Дети, страдающие дизартрией, нуждаются
в раннем начале логопедической работы
и длительной коррекции речевого дефекта.
Заикание
– нарушение
плавности речи, обусловленное судорогами
мышц речевого аппарата. Начинается, как
правило, в возрасте от 2 до 6 лет. Может
появиться у детей с опережающим речевым
развитием в результате излишней речевой
нагрузки, психической травмы, либо у
детей с задержанным речевым развитием
в результате поражения определенных
структур центральной нервной системы.
Основным проявлением
заикания являются судороги мышц речевого
аппарата, которые возникают только в
момент речи или при попытке начать речь.
Судорожная речь заикающихся, как правило,
сопровождается сопутствующими движениями:
зажмуриванием глаз, раздуванием крыльев
носа, кивательными движениями головой,
притопыванием т.д. В возрасте 10-12 лет
начинает формироваться стойкий страх
речевого общения с навязчивым ожиданием
речевых неудач – логофобия.
Несмотря на речевые и психологические
трудности, учителю не стоит заменять
устные ответы заикающихся детей
письменными. Это может отрицательно
сказаться на формировании всех сторон
устной речи, а главное на речевом общении.
Для преодоления дефекта заикающемуся
ребенку требуется систематическая
помощь логопеда, а в тех случаях, когда
заикание носит затяжной характер, –
также помощь психолога, а возможно и
психотерапевта.
Алалия
– отсутствие или недоразвитие речи у
детей, обусловленное органическим
поражением головного мозга. Для этой
речевой патологии характерны: позднее
появление речи, ее замедленное развитие,
значительное ограничение как пассивного,
так и активного словаря. Речевое развитие
при данном нарушении идет по патологическому
пути. В зависимости от преимущественной
симптоматики различают две формы алалии:
экспрессивную и импрессивную.
При экспрессивной
(моторной) алалии не
формируется
звуковой образ
слова. Для устной речи таких детей
характерны: упрощения слоговой структуры
слова, пропуски, перестановки и замены
звуков, слогов, а также слов во фразе.
Существенно страдает усвоение
грамматических структур языка. Речевое
развитие таких детей может быть разным:
от полного отсутствия устной речи до
возможности связных высказываний, в
которых наблюдаются разнообразные
ошибки. Эти дети хорошо понимают обиходную
речь, адекватно реагируют на обращение
к ним взрослых, однако только в рамках
конкретной ситуации.
Импрессивная
(сенсорная) алалия
характеризуется нарушением восприятия
и понимания речи при полноценном
физическом слухе. Ведущий симптом –
расстройство фонематического восприятия.
Оно может быть выражено в различной
степени: от полного неразличения речевых
звуков до затрудненного
восприятия устной речи на слух. Дети с
сенсорной алалией очень чувствительны
к звуковым раздражителям. Речь,
произнесенная тихим голосом, воспринимается
ими лучше. Для них также характерны
эхолалии. Нередко производят впечатление
глухих или умственно неполноценных. У
детей с алалией без специального
коррекционного воздействия речь не
формируется. Им необходима длительная
квалифицированная логопедическая
помощь.
Афазия – полная
или частичная утрата речи, обусловленная
органическими локальными поражениями
головного мозга. Выделяют несколько
форм афазии. В тяжелых случаях при афазии
у человека нарушается способность, как
понимать речь окружающих, так и говорить.
Чаще всего возникает у лиц пожилого
возраста в результате травм, инсультов,
опухолей головного мозга. Афазия приводит
к тяжелой инвалидизации. Взрослые, как
правило, теряют профессию, с трудом
адаптируются в быту. Невозможность
выразить свои желания и непонимание
речи окружающих вызывают нарушения
поведения: агрессию, конфликтность,
раздражительность.
Возможности
компенсации речевых и психических
нарушений при афазии резко ограничены.
Логопедическая помощь должна обязательно
сочетаться с целым комплексом мер
реабилитационного воздействия. Помощь
лицам с афазией осуществляется через
систему здравоохранения.
Нарушения письменной
речи обозначают
терминами
дислексия и
дисграфия. Дисграфия проявляется
в стойких и повторяющихся ошибках
письма. Эти ошибки обычно проявляются
в смешении и замене букв, искажении
звуко-слоговой структуры, нарушении
слитности написания отдельных слов в
предложении – разрыв слова на части,
слитное написание слов; аграмматизмах,
смешении букв по оптическому сходству.
Письмо может нарушаться при поражении
почти любого участка коры левого
полушария мозга: заднелобных, нижнетеменных,
височных и затылочных отделов. Каждая
из этих зон коры обеспечивает определенное
условие, необходимое для протекания
акта письма. Лобные доли мозга обеспечивают
общую организацию письма как сложной
речевой деятельности.
Аграфия – полная
неспособность к овладению навыком
письма.
Дислексия –
нарушение чтения, связанное с поражением
или недоразвитием некоторых участков
коры головного мозга. Проявляется в
многочисленных повторяющихся ошибках
в виде замен, перестановок, пропусков
букв при чтении. Это приводит к
замедленному, часто угадывающему
характеру чтения, к неправильному
воспроизведению звуковой формы слова,
непониманию даже простейшего текста.
Ошибки при дислексии носят стойкий
характер. Дети с дисграфиями
и дислексиями
нуждаются в логопедических занятиях,
на которых используются специальные
методы формирования навыков письма и
чтения.
Дети с речевыми
нарушениями обычно имеют функциональные
или органические отклонения в состоянии
нервной системы. Эти дети, как правило,
плохо переносят жару, духоту, езду в
транспорте, долгое качание на качелях,
нередко жалуются на головные боли,
тошноту, головокружения. Часто наблюдаются
нарушения равновесия, координации
движений, недифференцированность
движений пальцев рук и артикуляционных
движений.
Такие
дети быстро истощаются и пресыщаются
любым видом деятельности. Они
характеризуются раздражительностью,
повышенной возбудимостью, двигательной
расторможенностью. Они эмоционально
неустойчивы, настроение быстро меняется.
Нередко возникают расстройства настроения
с проявлением агрессии, навязчивости,
беспокойства. Как правило, у таких детей
отмечается неустойчивость внимания и
памяти, особенно речевой, низкий уровень
понимании словесных инструкций,
недостаточность регулирующей функции
речи, низкий уровень контроля над
собственной деятельностью, нарушение
познавательной деятельности, низкая
умственная работоспособность.
Дети
с функциональными отклонениями в
состоянии ЦНС эмоционально реактивны,
легко дают невротические реакции, и
даже расстройства в ответ на замечание,
плохую отметку, неуважительное отношение
со стороны педагога, детей. Их поведение
может характеризоваться негативизмом,
повышенной возбудимостью, агрессией
или, напротив, повышенной застенчивостью,
нерешительностью, пугливостью. Все это
свидетельствует об особом состоянии
центральной нервной системы детей,
страдающих речевыми расстройствами.
Вопросы и задания
для самоконтроля
В
каком возрасте ребенок переходит к
полноценной речи? Каков словарный запас
3-х летнего ребенка?Какие
нарушения речи вам известны? Как
называется наука, изучающая речевые
нарушения?Какими
классификациями речевых нарушений
оперирует логопедия? Какие нарушения
речи выделяет психолого-педагогическая
классификация речевых нарушений?Какие
речевые нарушения выделяет
клинико-педагогическая классификация
речевых нарушений?Сравните
нарушения речи, которые относятся к
дислалиям, с нарушениями речи, относящимися
к дизартриям. В чем их принципиальное
различие?Какие
нарушения речи относятся к ринолалиям?
Почему ребенок с ринолалией нуждается
в как можно более ранней логопедической
коррекции?Какое
речевое нарушение называют заиканием?
Как должен вести себя педагог по
отношению к заикающемуся ребенку?Какие
нарушения речи относятся к алалиям?
Какие виды алалии вам известны? Как
отличить ребенка с алалией от умственно
отсталого ребенка?Какие
нарушения речи относятся к дисграфиям?
Какие нарушения речи относятся к
дислексиям?Как
отражаются речевые нарушения на
психическом развитии?Найдите
в литературе перечисление видов афазий
по А.Р. Лурия. Объясните их особенности
исходя из локализации поражения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник