Структура и динамика развития ребенка

Структура и динамика развития ребенка thumbnail

«Дошкольный возраст, — как отмечал А.Н. Леонтьев (1983), — период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Социальная ситуация развития. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать , становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считает Л.С.Выготский,- это та часть объективной действительности , с которой ребенок вступает в непосредственное взаимодействие, та сфера, в которую ребенок пытается войти.

Ведущая деятельность в этот период — игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

В структуре игры Д. Б. Эльконин выделяет следующие компоненты:

1) роль

2) игровые действия по реализации роли

3) игровое замещение предметов

4) реальные отношения между играющими детьми.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений.

Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные и т.д.

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

Эволюция действия, по Д.Б, Эльконину, происходит следующим образом:

· Ребенок есть ложкой

· Ребенок кормит ложкой

· Ребенок кормит ложкой куклу

· Ребенок кормит ложкой куклу, как мама

Линия развития действия : от операциональной схемы действия, к человеческому действию.

Общение с родителями, со взрослыми и со сверстниками учит ребенка усвоению мимики через его идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается.

В 3 года ребенок уже может губами дуть не только в дудочку, но и надувать шарик; носом он может произвольно втягивать воздух и выталкивать его обратно. В 4—5 лет ребенок уже может выполнять симметричные активные экспрессии, он способен поднимать брови, закрывать глаза, сжимать губы, вытягивать их, надувать щеки, показывать язык и зубы.

К пяти годам сформировываются некоторые сознательно контролируемые выражения. Например, “честное” выражение лица с открытым взглядом, устремленным в глаза взрослому, специально демонстрируемо взрослому, когда в действительности ребенок что-либо утаивает. Однако в целом мимические реакции ребенка до 6 лет весьма непосредственны и лицо его читаете как открытая книга.

Основные новоообразования возраста.
В исследовании H.H. Поддьякова прослежено возникновение ориентировочных действий у детей. Ребенку была предложена задача с помощью пульта переместить человечка в лабиринте из одного места ноля в другое. Ребенок начинал практически решать эту задачу, у него были правильные и неправильные исполнительные действия. По мере повторения задачи действия теряли свой первоначальный характер и превращались в так называемые пробовательные.

Экспериментирование в дошкольном возрасте тесно связано с практическими преобразованиями предметов и явлений. В процессе экспериментирования, как показали исследования Поддьякова, ребенок выделяет в объекте новые свойства и зависимости. Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно, в результате этого ребенок получает новые, неожиданные знания. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», имеющие множество верных решений.

Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, ленке и др. Благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным к опосредствованному решению познавательных задач. С помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения.

В дошкольном возрасте, поданным исследований Л. А. Венгера, происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами.

В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знания:

· знания и умения, которыми ребенок овладевает без специально организованного обучения, в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;

· знания и умения, которые могут быть усвоены во время специального обучения (математические знания, грамота, письмо).

В обобщенном виде можно сказать, что в дошкольном возрасте:

1. возникает разделение действий па ориентировочную и исполнительную части;

2. ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной;

3. сама ориентировочная часть возникает из материальной, практической, исполнительной частей и носит мануальный или сенсорный характер;

4. ориентировочная деятельность чрезвычайно интенсивно развивается благодаря усвоению эталонов и образцов поведения.

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник

Задача
настоящего параграфа — установление
общих
положений, характеризующих внутреннее
строение процесса развития
,
которое мы называем структурой возраста,
в каждую эпоху детства.

Самое
общее положение, на которое следует
указать сразу: процесс развития в каждую
возрастную эпоху, несмотря на все
сложности его организации и состава,
на все многообразие образующих его
частичных процессов, открываемых с
помощью анализа, представляет собой
единое целое, обладающее определенным
строением; законами строения этого
целого, или структурными законами
возраста, определяется строение и
течение каждого частного процесса
развития, входящего в состав целого.
Структурой
принято называть такие целостные
образования, которые не складываются
суммарно из отдельных частей, представляя
как бы их агрегат, но сами определяют
судьбу и значение каждой входящей в их
состав части.

Возрасты
представляют собой такое целостное
динамическое образование, такую
структуру, которая определяет роль и
удельный вес каждой частичной линии
развития. В каждую данную возрастную
эпоху развитие совершается не таким
путем, что изменяются отдельные стороны
личности ребенка, в результате чего
происходит перестройка личности в
целом—в развитии существует как раз
обратная
зависимость
:
личность
ребенка изменяется как целое в своем
внутреннем строении, и законами изменения
этого целого определяется движение
каждой его части.

Вследствие
этого на
каждой данной возрастной ступени
мы всегда находим центральное
новообразование
,
как бы ведущее для всего процесса
развития и характеризующее перестройку
всей личности ребенка на новой основе.
Вокруг основного, или центрального,
новообразования данного возраста
располагаются и группируются все
остальные частичные новообразования,
относящиеся к отдельным сторонам
личности ребенка, и процессы развития,
связанные с новообразованиями
предшествующих возрастов.
Те процессы развития
,
которые более или менее непосредственно
связаны с основным новообразованием,
будем называть центральными
линиями развития
в
данном возрасте, все
другие частичные процессы
,
изменения, совершающиеся в данном
возрасте, назовем побочными
линиями развития
.
Само
собой разумеется, что процессы, являющиеся
центральными линиями развития в одном
возрасте, становятся побочными линиями
развития в следующем, и обратно —
побочные линии развития одного возраста
выдвигаются на первый план и становятся
центральными линиями в другом возрасте,
так как меняется их значение и удельный
вес в общей структуре развития, меняется
их отношение к центральному новообразованию.
Так при переходе от одной ступени к
другой перестраивается вся структура
возраста. Каждый возраст обладает
специфической для него, единственной
и неповторимой структурой.

Читайте также:  Педагогические условия развития образа ребенка

Поясним
это на примерах. Если мы остановимся на
сознании ребенка, понимаемом как его
«отношение к среде» (К. Маркс)6,
и примем сознание,
порожденное физическими и социальными
изменениями индивида, за интегральное
выражение высших и наиболее существенных
особенностей в структуре личности
,
то увидим, что при переходе от одного
возраста к другому растут и развиваются
не столько отдельные частичные стороны
сознания, отдельные его функции или
способы деятельности, сколько в первую
очередь изменяется
общая структура сознания
,
которая в
каждом данном возрасте

характеризуется прежде всего определенной
системой отношений и зависимостей
,
имеющихся между отдельными его сторонами,
отдельными видами его деятельности.

Совершенно
понятно, что при переходе от одного
возраста к другому вместе с общей
перестройкой системы сознания меняются
местами центральные и побочные линии
развития. Так, развитие
речи в раннем детстве
,
в период ее возникновения, настолько
тесно и непосредственно связано
с центральными новообразованиями
возраста, когда только возникает в самых
первоначальных очертаниях социальное
и предметное сознание ребенка,
что речевое развитие невозможно не
отнести к
центральным линиям развития рассматриваемого
периода
.
Но в школьном возрасте продолжающееся
речевое развитие ребенка стоит уже в
совершенно другом отношении к центральному
новообразованию данного возраста и,
следовательно, должно рассматриваться
в качестве одной из побочных линий
развития. В младенческом возрасте, когда
в форме лепета происходит подготовка
речевого развития, эти процессы связаны
с центральным новообразованием периода
так, что должны быть отнесены также к
побочным линиям развития.

Мы
видим, таким образом, что один и тот же
процесс речевого развития может выступать
в качестве побочной линии в младенческом
возрасте, становясь центральной линией
развития в раннем детстве и снова
превращаясь в побочную линию в последующие
возрастные периоды. Совершенно естественно
и понятно, что в прямой и непосредственной
зависимости от этого речевое развитие,
рассматриваемое как таковое, само по
себе будет протекать совершенно различно
в каждом из этих трех вариантов.

Смена
центральных и побочных линий развития
при переходе от возраста к возрасту
непосредственно приводит нас ко второму
вопросу
данного
параграфа—к
вопросу о динамике возникновения
новообразований.

Мы снова, как и в вопросе о структуре
возраста, должны ограничиться самым
общим разъяснением этого понятия,
оставляя конкретное раскрытие динамики
возрастных изменений до следующих глав,
посвященных обзору отдельных периодов.

Проблема
динамики возраста непосредственно
вытекает из только что намеченной
проблемы структуры возраста. Как мы
видели, структура возраста не представляет
собой статичной, неизменной, неподвижной
картины. В каждом данном возрасте прежде
сложившаяся структура переходит в новую
структуру. Новая структура возникает
и складывается в ходе возрастного
развития. Отношение между целыми и
частями, столь существенное для понятия
структуры, есть динамическое отношение,
определяющее изменение и развитие как
целого, так и его частей. Под динамикой
развития поэтому и следует разуметь
совокупность всех тех законов, которыми
определяется период возникновения,
изменения и сцепления структурных
новообразований каждого возраста.

Самым
начальным и существенным моментом при
общем определении динамики
возраста

является понимание отношений
между личностью ребенка и окружающей
его социальной средой

на каждой возрастной ступени как
подвижных.

Одна
из величайших помех для теоретического
и практического изучения детского
развития—неправильное решение проблемы
среды и ее роли в динамике возраста,
когда среда рассматривается как нечто
внешнее по отношению к ребенку, как
обстановка развития, как совокупность
объективных, безотносительно к ребенку
существующих и влияющих на него самим
фактом своего существования условий.
Нельзя переносить в учение о детском
развитии то понимание среды, которое
сложилось в биологии применительно к
эволюции животных видов.

Следует
признать, что к
началу каждого возрастного периода
складывается совершенно своеобразное,
специфическое

для данного возраста, исключительное,
единственное и неповторимое отношение
между ребенком и окружающей его
действительностью, прежде, всего
социальной. Это отношение мы и назовем
социальной
ситуацией развития
в
данном возрасте.
Социальная ситуация развития представляет
собой исходный момент для всех динамических
изменений, происходящих в развитии в
течение данного периода. Она определяет
целиком и полностью те формы и тот путь,
следуя по которому ребенок приобретает
новые и новые свойства личности, черпая
их из социальной действительности, как
из основного источника развития, тот
путь, по которому социальное становится
индивидуальным. Таким образом, первый
вопрос, на. который мы должны ответить,
изучая динамику какого-либо возраста,
заключается в выяснении социальной
ситуации развития.

Социальная
ситуация развития, специфическая для
каждого возраста, определяет строго
закономерно весь образ жизни ребенка,
или его социальное бытие.
Отсюда возникает второй
вопрос
,
с которым мы сталкиваемся при изучении
в динамике какого-либо возраста, именно
вопрос
о происхождении,
или генезисе, центральных новообразований
данного возраста.
Выяснив социальную ситуацию развития,
сложившуюся к началу какого-то возраста
и определяемую отношениями между
ребенком и средой, мы вслед за этим
должны выяснить, как из жизни ребенка
в этой социальной ситуации необходимо
возникают и развиваются новообразования,
свойственные данному возрасту. Эти
новообразования, характеризующие в
первую очередь перестройку сознательной
личности ребенка, являются не предпосылкой,
но результатом или продуктом возрастного
развития. Изменение в сознании ребенка
возникает на основе определенной,
свойственной данному возрасту, формы
его социального бытия. Вот почему
созревание
новообразований

относится всегда не к началу, но к
концу данного возраста
.

Раз
возникшие новообразования в сознательной
личности ребенка приводят к тому, что
изменяется сама эта личность,
что не может не иметь самых существенных
последствий для дальнейшего развития.
Если предшествующая задача в изучении
динамики возраста определяла путь
прямого движения от социального бытия
ребенка к новой структуре его сознания,
то сейчас возникает следующая задача:
определить путь обратного движения от
изменившейся структуры сознания ребенка
к перестройке его бытия. Ибо ребенок,
изменивший строение личности, есть уже
другой ребенок, социальное бытие которого
не может не отличаться существенным
образом от бытия ребенка более раннего
возраста.

Читайте также:  Методики развития ребенка отечественных педагогов

Таким
образом, следующий
вопрос
,
который встает перед нами при изучении
динамики возраста,— вопрос о тех
последствиях,
которые вытекают из факта возникновения
возрастных новообразований. При
конкретном анализе мы можем увидеть:
эти последствия настолько разносторонни
и велики, что охватывают всю жизнь
ребенка. Новая структура сознания,
приобретаемая в данном возрасте,
неизбежно означает и новый
характер восприятий внешней действительности
и деятельности в ней
,
новый характер восприятия внутренней
жизни самого ребенка и внутренней
активности его психических функций.

Но
сказать это — значит одновременно
сказать и нечто еще, что приводит нас
непосредственно к последнему моменту,
характеризующему динамику возраста.
Мы видим, что в результате возрастного
развития возникающие
к концу данного возраста новообразования
приводят к перестройке всей структуры
сознания ребенка и тем самым изменяют
всю систему его отношений к внешней
действительности и к самому себе.
Ребенок к концу данного возраста
становится совершенно иным существом,
чем тот, которым он был в начале возраста.
Но это не может не означать и того, что
необходимо должна измениться и социальная
ситуация развития, сложившаяся в основных
чертах к началу какого-то возраста. Ибо
социальная ситуация развития не является
ничем другим, кроме системы отношений
между ребенком данного возраста и
социальной действительностью. И если
ребенок изменился коренным образом,
неизбежно должны перестроиться и эти
отношения. Прежняя ситуация развития
распадается по мере развития ребенка,
и столь же соразмерно с его развитием
складывается в основных чертах новая
ситуация развития, которая должна стать
исходным моментом для следующего
возраста. Исследование показывает, что
такая перестройка социальной ситуации
развития и составляет главное содержание
критических возрастов.

Таким
образом, мы приходим к уяснению основного
закона динамики возрастов
.
Согласно закону,
силы, движущие развитие ребенка в том
или ином возрасте, с неизбежностью
приводят к отрицанию и разрушению самой
основы развития всего возраста
,
с внутренней необходимостью определяя
аннулирование социальной ситуации
развития, окончание данной эпохи развития
и переход к следующей, или высшей,
возрастной ступени.

Такова
в общих чертах схема динамического
развития возраста.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Задача настоящего параграфа — установление общих положений, характеризующих внутреннее строение процесса развития, которое мы называем структурой возраста, в каждую эпоху детства.

Самое общее положение, на которое следует указать сразу: процесс развития в каждую возрастную эпоху, несмотря на все сложности его организации и состава, на все многообразие образующих его частичных процессов, открываемых с помощью анализа, представляет собой единое целое, обладающее определенным строением: законами строения этого целого, или структурными законами возраста, определяется строение и течение каждого частного процесса развития, входящего в состав целого. Структурой принято называть такие целостные образования, которые не складываются суммарно из отдельных частей, представляя как бы их агрегат, но сами определяют судьбу и значение каждой входящей в их состав части.

Возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. В каждую данную возрастную эпоху развитие совершается не таким путем, что изменяются отдельные стороны личности ребенка, в результате чего происходит перестройка личности в целом, — в развитии существует как раз обратная зависимость: личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части.

Вследствие этого на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг основного, или центрального, новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Те процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с основным новообразованием, будем называть центральными линиями развития в данном возрасте, все другие частичные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте, назовем побочными линиями развития. Само собой разумеется, что процессы, являющиеся центральными линиями развития в одном возрасте, становятся побочными линиями развития в следующем, и обратно — побочные линии развития одного возраста выдвигаются на первый план и становятся центральными линиями в другом возрасте, так как меняется их значение и удельный вес в общей структуре развития, меняется их отношение к центральному новообразованию. Так при переходе от одной ступени к другой перестраивается вся структура возраста. Каждый возраст обладает специфической для него, единственной и неповторимой структурой.

Поясним это на примерах. Если мы остановимся на сознании ребенка, понимаемом как его «отношение к среде» (К. Маркс), и примем сознание, порожденное физическими и социальными изменениями индивида, за интегральное выражение высших и наиболее существенных особенностей в структуре личности, то увидим, что при переходе от одного возраста к другому растут и развиваются не столько отдельные частичные стороны сознания, отдельные его функции или способы деятельности, сколько в первую очередь изменяется общая структура сознания, которая в каждом данном возрасте характеризуется прежде всего определенной системой отношений и зависимостей, имеющихся между отдельными его сторонами, отдельными видами его деятельности.

Совершенно понятно, что при переходе от одного возраста к другому вместе с общей перестройкой системы сознания меняются местами центральные и побочные линии развития. Так, развитие речи в раннем детстве, в период ее возникновения, настолько тесно и непосредственно связано с центральными новообразованиями возраста, когда только возникает в самых первоначальных очертаниях социальное и предметное сознание ребенка, что речевое развитие невозможно не отнести к центральным линиям развития рассматриваемого периода. Но в школьном возрасте продолжающееся речевое развитие ребенка стоит уже в совершенно другом отношении к центральному новообразованию данного возраста и, следовательно, должно рассматриваться в качестве одной из побочных линий развития. В младенческом возрасте, когда в форме лепета происходит подготовка речевого развития, эти процессы связаны с центральным новообразованием периода так, что должны быть отнесены также к побочным линиям развития.

Мы видим, таким образом, что один и тот же процесс речевого развития может выступать в качестве побочной линии в младенческом возрасте, становясь центральной линией развития в раннем детстве и снова превращаясь в побочную линию в последующие возрастные периоды. Совершенно естественно и понятно, что в прямой и непосредственной зависимости от этого речевое развитие, рассматриваемое как таковое, само по себе будет протекать совершенно различно в каждом из этих трех вариантов.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка методика домана

Смена центральных и побочных линий развития при переходе от возраста к возрасту непосредственно приводит нас ко второму вопросу данного параграфа — к вопросу о динамике возникновения новообразований. Мы снова, как и в вопросе о структуре возраста, должны ограничиться самым общим разъяснением этого понятия, оставляя конкретное раскрытие динамики возрастных изменений до следующих глав, посвященных обзору отдельных периодов.

Проблема динамики возраста непосредственно вытекает из только что намеченной проблемы структуры возраста. Как мы видели, структура возраста не представляет собой статичной, неизменной, неподвижной картины. В каждом данном возрасте прежде сложившаяся структура переходит в новую структуру. Новая структура возникает и складывается в ходе возрастного развития. Отношение между целыми и частями, столь существенное для понятия структуры, есть динамическое отношение, определяющее изменение и развитие как целого, так и его частей. Под динамикой развития поэтому и следует разуметь совокупность всех тех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста.

Самым начальным и существенным моментом при общем определении динамики возраста является понимание отношений между личностью ребенка и окружающей его социальной средой на каждой возрастной ступени как подвижных.

Одна из величайших помех для теоретического и практического изучения детского развития — неправильное решение проблемы среды и ее роли в динамике возраста, когда среда рассматривается как нечто внешнее по отношению к ребенку, как обстановка развития, как совокупность объективных, безотносительно к ребенку существующих и влияющих на него самим фактом своего существования условий. Нельзя переносить в учение о детском развитии то понимание среды, которое сложилось в биологии применительно к эволюции животных видов.

Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, на котором социальное становится индивидуальным. Таким образом, первый вопрос, на который мы должны ответить, изучая динамику какого-либо возраста, заключается в выяснении социальной ситуации развития.

Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие. Отсюда возникает второй вопрос, с которым мы сталкиваемся при изучении в динамике какого-либо возраста, именно вопрос о происхождении, или генезисе, центральных новообразований данного возраста. Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между ребенком и средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни ребенка в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту. Эти новообразования, характеризующие в первую очередь перестройку сознательной личности ребенка, являются не предпосылкой, но результатом, или продуктом, возрастного развития. Изменение в сознании ребенка возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту формы его социального бытия. Вот почему созревание новообразований относится всегда не к началу, но к концу данного возраста.

Раз возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность, что не может не иметь самых существенных последствий для дальнейшего развития. Если предшествующая задача в изучении динамики возраста определяла путь прямого движения от социального бытия ребенка к новой структуре его сознания, то сейчас возникает следующая задача: определить путь обратного движения от изменившейся структуры сознания ребенка к перестройке его бытия. Ибо ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста.

Таким образом, следующий вопрос, который встает перед нами при изучении динамики возраста, — вопрос о тех последствиях, которые вытекают из факта возникновения возрастных новообразований. При конкретном анализе мы можем увидеть: эти последствия настолько разносторонни и велики, что охватывают всю жизнь ребенка. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятий внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций.

Но сказать это — значит одновременно сказать и нечто еще, что приводит нас непосредственно к последнему моменту, характеризующему динамику возраста. Мы видим, что в результате возрастного развития возникающие к концу данного возраста новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе. Ребенок к концу данного возраста становится совершенно иным существом, чем тот, которым он был в начале возраста. Но это не может не означать и того, что необходимо должна измениться и социальная ситуация развития, сложившаяся в основных чертах к началу какого-то возраста. Ибо социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. И если ребенок изменился коренным образом, неизбежно должны перестроиться и эти отношения. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста. Исследование показывает, что такая перестройка социальной ситуации развития и составляет главное содержание критических возрастов.

Таким образом, мы приходим к уяснению основного закона динамики возрастов. Согласно закону, силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени.

Такова в общих чертах схема динамического развития возраста.

Источник