Стратегия помощи и развития ребенку

Что значит гармоничное и всестороннее развитие ребенка?
Всестороннее развитие — это гармоничное и естественное, своевременное развитие ребенка.
Это значит, что все области развития малыша развиваются в системе, без перекоса и каких-то упущений.
Развивать ребенка всестороннее — означает давать ему именно то, что нужно в конкретном, определенном возрасте и не перегружать его лишней и ненужной информацией. Это естественное развитие сенсорики и моторики, речи и когнитивных способностей, логики и мышления, эмоциональной и социальной сфер.
Что такое карта развития ребенка?
Карта развития ребенка – это наглядный путеводитель, дающая возможность маме видеть процесс развития ее ребенка комплексно и системно.
Это возможность контролировать и понимать этот процесс, дать своему ребенку все самое лучшее, вовремя обратить внимание на развитие того или иного навыка, который в будущей, возможно, сыграет значимую роль в жизни малыша.
Это видение всего процесса развития ребенка как системы.
Системы: простой и понятной любой маме, в независимости от возраста ее ребенка.
Это пошаговая дорожная карта и детально прописанный маршрут, необходимый для гармоничного и всестороннего развития ребенка.
Что дает наличие карты развития? Зачем маме видеть систему в развитии ребенка?
1. Карта (стратегия развития) дает видение комплексной картины развития ребенка, понимание и системность. Мама начинает понимать, зачем она занимается с ребенком, что именно она развивает, какое будущее ребенка хочет видеть.
2. Дает контроль. Контроль над процессом развития ребенка в целом. Мама перестает беспокоится о том, что что-то может пропустить, что-то вовремя не увидеть, развитию какого-то навыка вовремя не уделить внимание. Благодаря Стратегии она может контролировать этот процесс.
3. Карта дает маме уверенность. Уверенность в собственных силах, что у нее обязательно все получится и что она действительно хорошая мама.
4. Дает возможность экономить и эффективнее управлять собственным временем. Мама перестает находиться в перманентном поиске нужной информации в Интернет или социальных сетях, у нее все уже есть под рукой, она знает ответы на все свои вопросы заранее. Она не тратит время на поиски игр, не думает по пол часа о том, чем бы сейчас поиграть. У нее под рукой появляется «палочка-выручалочка» дающая возможность всегда знать, чем увлечь и заинтересовать ребенка.
5. Карта дает возможность развивать ребенка исходя из своих индивидуальных целей и личного видения. Мама начинает выбирать те игры и занятия, которые нужны именно ее ребенку, а не делать так, как делает соседка, подружка, как модно или что находится в тренде. Мама начинает развивать ребенка так, как нужно именно ей и ее ребенку, а не кому-то другому.
6. Дает возможность маме лучше понять своего ребенка, его интерес и предпочтения. Понимая и зная это, мама начинает играть с ребенком только в те игры, которые интересны и полезны малышу. Проблема чем занять ребенка перестает существовать;
7. Карта (стратегия) дает возможность правильно систематизировать уже имеющуюся информацию и хранить новую. Вы больше не потеряете ни одну интересную идею, найденную в Интернет или придуманную самостоятельно. Вы даже сможете навести порядок в том, что уже накоплено и делать так, что информация всегда была на виду и в зоне доступа.
Хотите составить свою Индивидуальную карту (стратегию) развития ребенка?
Присоединяйтесь к коучинговой программе «Развиваем ребенка комплексно и гармонично»!
1. Программа «Развиваем ребенка комплексно и гармонично»
Хотите быть уверенной в том, что ничего не упускаете в развитии ребенка?
Что развиваете его всесторонне и в нужный момент обращаете внимание на развитие необходимых малышу навыков?
Тогда коучинговая программа по построению Индивидуальной стратегии развития ребенка для вас!
Уже через месяц у Вас будет:
- наглядная карта развития ребенка, дающая уверенность в том, что процесс развития ребенка находится под контролем и Вы ничего не упускаете;
- игры на все случаи жизни, которые будут интересны именно Вашему ребенку и смогут занять его практически в любой ситуации;
- собственная система планирования и учета времени, дающая возможность маме быть эффективной и все успевать;
Отзывы участниц, все детали программы и запись в группы проходит здесь: «Развиваем ребенка комплексно и гармонично»
2. Видеокурс «Развивающее занятие — легко и просто»
Комплексное развивающее занятие — это занятие, состоящее из нескольких блоков, направленных на развитие всех необходимых сфер и навыков ребенка.
Проблема заключается в том, что самостоятельно провести такое занятие довольно-таки сложно, ведь, нужно учесть очень много нюансов, придумать задания на развитие всех необходимых навыков, составить все блоки, подобрать необходимую информацию, изучить литературу.
Именно для того, чтобы дать возможность каждой маме, исходя из индивидуального интереса ее ребенка, легко и просто создавать действительно комплексное развивающее занятие — и был создан видеокурс «Развивающее занятие: легко и просто».
Курс содержит набор простых, пошаговых инструментов, благодаря которым создать комплексное развивающее занятие на любую тему станет действительно легко и просто.
Все подробности курса можно узнать здесь: «Видеокурс Развивающее Занятие»
С любовью,
Марина Кручинская
Источник
Если у вас есть дети, то вы, вероятно, заинтересованы в поиске способов взаимодействия с вашим ребенком, способных создать прочные взаимоотношения, сформировать положительное поведение и своевременно решить поведенческие проблемы.
В любом книжном магазине вы найдете бесчисленное множество советов. Однако довольно проблематично разобраться в том, какие из них действительно эффективны и применимы на практике.
Детские психологии задались целью определить лучшие стратегии воспитания, которые бы опирались на научные исследования, подтверждающие их эффективность улучшения поведения, укрепления связей между родителями и детьми и правильного реагирования на возникающие поведенческие проблемы.
Следующие семь испытанных опытным путем стратегий являются результатом их профессиональных поисков.
1. Придерживайтесь маркированной похвалы. Исследования показали, что поведение, на котором акцентируют внимание, можно усиливать. Т. е. внимание к нежелательному поведению (часто в виде выговора или наказания) усиливает такое поведение. В то же время конкретная маркированная похвала желаемого поведения способствует его закреплению и усилению. Родители не должны хвалить без разбора. Но им следует установить четкую и понятную обратную связь, указывая детям, какое именно поведение им понравилось. Маркированная похвала всегда определяет нюансы желаемого поведения и прямо связана с ним по времени.
2. Игнорируйте незначительный проступок. Если проступок был незначительным и неопасным, игнорируйте его. Игнорирование ситуаций, когда малыш бросает еду на пол или подросток хлопает дверью, и, напротив, проявление внимания к ситуациям, когда дети в уважительном тоне задают свои вопросы или вербально выражают свои эмоции, учит их тому, что именно хорошее поведение – это надежный способ привлечь к себе внимание.
3. Обучайтесь развивать своего ребенка. Понимание этапов развития ребенка, их особенностей, уязвимых моментов и положительных сторон может помочь родителям проявить осознанное внимание к определенным шагам ребенка на каждом из этих этапов и похвалить его. Например, знание того, что малышам четырехлетнего возраста хотелось бы радовать своих маленьких сверстников, поможет сделать акцент и похвалить ребенка за хорошее поведение с друзьями. В то же время понимание того, что подростки, как правило, беспокоятся и переживают об изменениях в своем теле, о своей внешности и стиле одежды, облегчит процесс игнорирования тех моментов, когда они подолгу крутятся перед зеркалом.
4. Устраивайте тайм-аут в напряженном общении. Краткие и своевременные перерывы очень эффективны, особенно когда они являются практическим инструментом в воспитательном процессе родителей, которые стараются моделировать хорошее поведение и предметно хвалят его проявления. Сохранение спокойствия (что довольно проблематично в момент совершения проступка!) в соединении с маркированной похвалой делает время перерывов в напряженном общении более эффективным.
5. Уделяйте внимание предотвращению проступков. Следите за тем, в каком состоянии находится ребенок, устал ли он или голоден. Это может предотвратить большую часть его эмоциональных кризисов. Перспективное планирование и предвидение возможных проблем наряду с обучением ребенка эффективным стратегиям решения уже возникающих проблем могут даже исключить необходимость использования перерывов.
6. Заботьтесь о себе в первую очередь. По данным многих исследований, стрессовое состояние родителей негативно сказывается на их детях. В среднем 86 % детей говорят о том, что стрессовое состояние родителей их очень беспокоит. Конечно, когда вы погружены в проблемы воспитания, перегружены требованиями на работе и в жизни в целом, может показаться, что заботиться о себе самом практически невозможно. Но все же очень важно, чтобы вы старались находить время для себя: сделать физические упражнения, заняться своим любимым хобби, пообщаться с друзьями или просто побродить по красивому парку в свое удовольствие.
7. Выделите время для ничегонеделания. Проведите время с вашим ребенком (специалисты рекомендуют отводить один час в неделю на одного ребенка), ничего не делая, но будучи с ним вместе, действуя с интересом к нему и выражая позитивные мысли и чувства. В это время не поучайте его, не спрашивайте, не исправляйте его поведение и не предлагайте альтернативные возможности. Просто будьте со своим ребенком!
Порой воспитание способно вызвать такое чувство, будто вы летите в самолете в турбулентность и грозу, а кислородная маска выпала из рук. Но, как и в самолете, при воспитании детей важно сохранять спокойствие и снова «надеть вашу кислородную маску», причем до того, как вы начнете помогать своим детям. Как только вы это сделаете, то сможете дать ребенку конкретные указания, что делать, и высказать множество положительных откликов о хорошем поведении вашего малыша.
Источник
Говоря языком формальным, научным, родительский стиль воспитания — это сложная совокупность разных видов деятельности опекунов ребенка, направленная на то, чтобы изменить поведение ребенка. Невзирая на то, что разные ее проявления — такие как физические наказания или чтение на ночь — могут быть очень важны для конкретного ребенка, ни одно из индивидуальных проявлений родителя само по себе не может быть рассмотрено как решающий фактор. Важно учитывать все эти проявления вместе.
Современные представления о воспитании детей базируются на работах трех исследователей: Дианы Бомрид, сделавшей в семидесятых годах акцент на контроле, а также на работах Элеоноры Маккоби и Джона Мартина, которые критиковали работы Бомрид и добавили еще одно измерение — родительскую ответственность против родительской требовательности.
Важно также понимать, что чем больше расхождение между двумя детьми в семье — пол, возраст, порядок рождения, степень родства (усыновленный ребенок, ребенок погибшего родственника или свой), темперамент (тревожный ребенок или спокойный, общительный или закрытый), тем больше могут отличаться родительские стили даже одного и того же родителя для двух разных детей.
В результате сопоставления двух измерений в изучении родительских стилей были сформированы (и многократно изучены) следующие типы воспитания:
1. Авторитарные родители — очень требовательные и директивные, но не ответственные. Они ожидают, что ребенок будет исполнять их требования (что, по мнению родителей, должно сделать его «человеком» — то есть привести к социальной успешности) без дополнительных объяснений и комментариев.
Эти родители формируют вокруг ребенка среду, состоящую из правил, которым нужно следовать. И, в зависимости от отношения к этим правилам, авторитарные родители бывают двух типов:
— неавторитарно-директивные — они устанавливают правила, но не насаждают их навязчиво и не слишком часто прибегают к своей власти и силе;
— авторитарно-директивные — навязчиво-директивные, с высоким уровнем психического контроля, пытающиеся воздействовать не только на действия и расписания ребенка, но и на его мысли и рассуждения.
2. Недирективные родители — более ответственные, нежели требовательные. Как правило, это нетрадиционные семьи (в том смысле, что родители в этих семьях чаще выбирают роли осознанно, нежели распределяют их по патриархальной традиции), они позволяют ребенку — во многом, но не во всем, конечно, — самому определять свой график, ритм жизни и стараются избегать конфронтаций и скандалов. В качестве основного элемента контроля используют позитивный контроль — то есть простые вопросы в духе «Как у тебя дела?», «Как ты себя чувствуешь?», «О, сегодня у тебя получилось гораздо лучше!».
Также бывают двух типов:
— демократические — более организованные, склонные обсуждать и договариваться с ребенком, а также вовлекать его в принятие решений;
— недирективно-попустительские — скорее склонные пускать все на самотек, минимально участвуя в контакте.
3. Авторитетные родители. Отличаются от авторитарных — и значительно. С одной стороны, они склонны устанавливать определенную структуру семьи и у них тоже есть правила. С другой стороны, эта структура обычно строится в соответствии с потребностями и особенностями ребенка, она ненавязчива и недирективна, а их дисциплинарные методы скорее поддерживающие, нежели наказывающие. Грубо говоря, для поддержания структуры они, скорее, используют пряники, а не кнуты. Они настроены на успех ребенка в социуме не за счет жесткого соблюдения правил, а за счет умения находить контакт, быть социально ответственным и независимым в суждениях и поступках, хорошо поддерживают автономию и принятие решений ребенком.
4. Невовлеченные родители — родители с высокими показателями безразличия и равнодушия к ребенку. В качестве максимальной выраженности могут отвергать его и даже не разговаривать с ним. У этих родителей нет ни ответственности, ни требований к ребенку. Такой стиль считается одним из самых опасных способов воспитания, во многих источниках даже описывается как крайне негативный, хуже, чем жестко авторитарно-директивный с применением насилия и категорических запретов.
Последствия для детей
Как уже говорилось, с 80-х годов было проведено множество исследований последствий разных типов воспитания для детей. Вот некоторые из них:
— Дети и старшие подростки из авторитетных семей в целом более успешно социализируются, более компетентны в социальных взаимодействиях (легче находят единомышленников и получают помощь в коллективах), обычно более успешны в школьных предметах и легче поступают в высшие учебные заведения, чем все остальные дети, включая детей из демократических и авторитарных семей. Они реже попадают в плохие компании и более внимательны к позитивному (хорошо учиться и добиваться успехов в работе), нежели к негативному (пить-курить-совершать противоправные поступки) влиянию социума.
— Дети и подростки из невовлеченных семей, как правило, демонстрируют более высокие показатели в склонности к депрессии и неврозу, чаще употребляют алкоголь и химически активные вещества, с трудом находят контакт с другими детьми и обладают самой низкой успеваемостью по сравнению с другими детьми.
— Дети и подростки из авторитарных семей обычно показывают неплохую успеваемость в школе, которая резко снижается в переходный период или после поступления в высшие учебные заведения (когда контроль родителей ослабевает), к тому же имеют более слабые социальные навыки, с трудом принимают решения, имеют низкую самооценку и склонны к депрессии.
— Дети из недирективных семей в школе имеют среднюю успеваемость (в вузе она выравнивается), зато у них высокая самооценка, хорошие социальные навыки и нет склонности к суицидам и депрессии.
В общем и целом, можно сказать, что у авторитарного стиля есть свои преимущества — дети авторитарных родителей более удобны и управляемы, а также послушны в раннем детстве — где-то до 8-10 лет. При этом тяжело переживают пубертат и поступление в высшие учебные заведения, где зачастую обнаруживают, что учатся не тому, чему хотят, а чему хотят — не знают.
Дети из недирективных семей не интересуются учебой и больше заинтересованы в дружбе и каких-то социальных взаимодействиях в ранней школе, но затем находят работу и занятие по душе за счет развитых социальных навыков.
У детей из авторитетных семей нет проблем ни первых, ни вторых.
Самый же негативный стиль воспитания — это невовлеченный, который, как правило, приносит много вреда и ощущения собственной ненужности и некомпетентности детям. Но если ребенок обладает определенными сложностями темперамента с раннего детства — вялый, закрытый, нервный, тревожный, кричащий или часто болеющий, есть вероятность, что попавший в депрессию или трудную ситуацию родитель будет обращаться с ним хуже, чем с другими своими детьми.
Хорошая новость для всех тех, кто сейчас задумался в стотысячный раз, не испортил ли он жизнь своему ребенку: на протяжении последних двадцати лет ученые замечают, что дети становятся более любимыми, менее депрессивными и родители все чаще выбирают поддерживающую, а не критикующую роль.
Источник
· Создавать у ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся. Ласково и нежно разговаривать с ним, осуществляя тактильный контакт (обнимать, гладить по голове и т. п.).
· Отзываться на потребность ребенка в общении, а в случае необходимости, доброжелательно мотивировать свой отказ («Извини, я сейчас не могу это сделать, потому что должна закончить приготовление обеда)
· Заинтересованно, с вниманием и уважением относиться к вопросам, которые задает ребенок, его просьбам и жалобам. Уметь успокоить, помочь отыскать какие-то иные источники утешения
· Никогда не говорить ребенку, что его не любят. Научиться аргументировать, обращаясь к малышу, что его плохой поступок никак не влияет на отношение к нему («Ты поступил очень плохо: нагрубил бабушке, но мы любим тебя и надеемся, что ты сам поймешь, что виноват, извинишься перед ней, и впредь не будешь делать этого»).
· Не оставлять ребенка одного даже в ситуациях, когда поступок ребенка требует серьезного осуждения. Не накапливать в ребенке отрицательные эмоциональные впечатления, груз безотчетных, неосознанных обид (лучше регулярно обсуждать «критические» ситуации: кто был не прав и почему).
· Признавать право ребенка на некоторую неумелость. Обсуждать вместе с ним забавные истории, которые в связи с этим происходили раньше, а теперь вызывают улыбку.
· Категорически запрещать детям бить и обижать других ребят, животных, уничтожать насекомых, бездумно рвать траву, ломать деревья и кустарники.
· Отмечать и поддерживать любые успехи детей, их стремление научиться делать что-то, помогать оценивать достигнутые результаты.
· Никогда не выдавать детских тайн, не подшучивать над ними, в присутствии ребенка не обсуждать с педагогами и другими взрослыми и детьми его поведение.
· Уважать интересы и привязанности детей. По мере возможности предоставлять им право выбора.
· Выяснить, каким ласковым именем называли ребенка дома, и так же называть его в детском саду
· Внимательно и уважительно относиться к каждому ребенку, его потребностям, интересам, переживаниям; поддерживать инициативу в общении
· Проявлять заботу и оказывать помощь.
· Понимать самоценность каждого ребенка, его неповторимость в этом мире. Рассердившись на малыша, никогда не говорить ему, что его больше не любят. Даже в трудные минуты общения не допускать безапелляционного тона, атмосферы казарменной дисциплины в группе
· Не критиковать результаты деятельности, но в игровой или шутливой форме высказывать замечания и помогать добиваться результата.
· Чаще рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях в игре. Во взаимоотношениях друг с другом, в рисовании, лепке, математике, музыке и т. п.
· Не допускать бездумного и жестокого отношения детей к другим ребятам, животным и растениям.
· Помогать детям осознавать свои даже самые незначительные достижения и открыто выражать радость по этому поводу.
· Обсуждать с родителями личные качества малыша и особенности его поведения только в отсутствие ребенка.
· Уважать вкусы, привычки детей и их родных и близких.
· С пониманием и уважением относиться к этическим, национальным, религиозным, нравственным проявлениям.
Источник