Физическое развитие ребенка при ринолалии

Физическое развитие ребенка при ринолалии thumbnail

РинолалияСтатья об особенностях психического и физического развития детей с открытой органической врожденной ринолалией.

Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия бывает открытая, закрытая и смешанная. Открытая ринолалия, в зависимости от вызывающих ее причин, бывает следующих трех видов.

  1. Функциональная открытая ринолалия.
  2. Органическая приобретенная открытая ринолалия.
  3. Органическая врожденная открытая ринолалия.

Хотелось бы остановиться на органической врожденной открытой ринолалии. Она чаще всего бывает обусловлена расщелиной твердого и/или мягкого неба, иногда в сочетании с расщелиной верхней губы. Этот тяжелый и довольно часто встречающийся порок развития закладывается на втором-третьем месяце внутриутробной жизни плода. Если в этот период не произошло нормального формирования твердого и мягкого неба, то ребенок рождается с небной расщелиной. Нередко при этом наблюдается расщелина альвеолярного отростка.

Причинами врожденных расщелин губы и неба являются разнообразные экзогенные и эндогенные факторы, например такие как:

  • Генетические – неблагоприятная наследственность, наличие расщелин у прямых или косвенных родственников;
  • Биологические – заболевания матери во время беременности (грипп, ОРВИ, паротит, токсоплазмоз, краснуха);
  • Химические – контакт с вредными веществами (ядохимикатами, кислотами); плохое состояние окружающей среды; влияние алкоголя, никотина, наркотиков; бесконтрольный прием лекарственных препаратов, в частности, перенасыщение организма плода витамином А и прием препаратов группы кортизонов;
  • Социальные – стрессовые ситуации, психические травмы;
  • Эндокринные заболевания матери.

Помимо ряда патологических изменений в функции артикуляционного аппарата, нарушении дыхания, фонетико-фонематической стороны речи, слоговой структуры, у детей с открытой органической врожденной ринолалией наблюдаются также нарушения психического и физического развития, как вторичные нарушения в структуре речевого дефекта.

Вопросы исследования высших психических функций у детей с врожденными расщелинами губы и неба сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Степень вторичных нарушений психических процессов напрямую зависит от степени речевого недоразвития.

Отмечено, что у детей с выраженной степенью дефектов речи отмечаются серьезные нарушения психических процессов.

Дети могут обладать неустойчивым и рассеянным вниманием, при этом его объем, и точность почти не страдают. В случаях нарушения внимания затрудняется процесс познавательной деятельности.

У детей с данной формой ринолалии несколько сужен объем вербальной памяти по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие. У них медленнее протекает процесс запоминания. При этом долговременная память непрочная. Зрительная память обычно не нарушена.

Речевое недоразвитие приводит к недостаточности словесно-логического мышления, к инактивности (заторможенности) процессов анализа и синтеза, к затруднениям в понимании обобщающих понятий. Наглядно-образное мышление чаще всего не нарушено.

Скорость протекания мыслительных процессов может быть несколько замедленной, вследствие чего затруднено восприятие учебного материала.

Достаточно часто отмечается пониженная работоспособность, раздражительность, лабильность настроения, слабость активного торможения и т. д.

Особенности поведения детей с данной патологией часто обусловлены неправильным воспитанием в семье. Из-за специфики физического и психического развития такого ребенка родители, обеспокоенные состоянием его здоровья, уделяют ему больше внимания, чем другим детям.

Таким образом, такие дети растут в условиях гиперопеки, что вызывает у них эгоистичность.

У таких детей исследователи также отмечают и особенности игровой деятельности. В игре обычно преобладает сюжет лечения. Ребенок делает уколы куклам, лечит своих товарищей, часто просто наблюдает за игровым действием сверстников.

В большей степени у таких детей нарушена эмоционально-волевая сфера. Несомненно, гнусавость, малопонятность речи создает затруднения для нормального общения ребенка с коллективом. У таких детей часто возникают различные отклонения в поведении: замкнутость, застенчивость, раздражительность, что приводит к отсутствию веры в успех, нежеланию вступать в активный контакт со взрослыми и сверстниками. Ощущение своих недостатков вызывают у ребенка тяжелые душевные переживания, различные эмоциональные сдвиги, появление чувства неполноценности, что, естественно отражается на психике.

Осознание своей неполноценности у большинства детей наблюдается на 6-7 году жизни, перед поступлением в школу. У дошкольников травмирующие ситуации в большинстве случаев еще не носят постоянного характера, так как стабильное окружение в семье и дошкольном учреждении создает благоприятные условия для взаимоотношений.

В младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте поведение детей с данной формой ринолалии изменяется. Постоянные переживания нередко вызывают страх речи, а позднее – снижение речевой активности, своеобразные и мимические сопутствующие движения отдельных участков мышц лица: крыльев носа, носо-губных складок, лобных мышц, мышц, сморщивающих брови.

Степень фиксации на своем дефекте возрастает к 17-20-ти годам, когда появляется проблема выбора профессии, смены окружения в связи с поступлением на работу или учебное заведение. В этот период неразборчивость речи способствует изоляции человека, затрудняет социальную адаптацию, снижает уровень притязаний в общественных и личностных взаимоотношениях. Все это способствует формированию своеобразных патопсихологических черт личности.

Что касается физического развития, то первая трудность, с которой приходится столкнуться матери новорожденного ребенка с данной патологией – это нарушение акта сосания. Расщепление, как губы, так и неба ведет к невозможности герметического закрытия полости рта и последующего пониженного давления в ней, что необходимо для того, чтобы втянуть в рот молоко матери. Ребенка переводят сначала на питание сцеженным молоком матери с ложечки или даже из пипетки, а затем и на искусственное вскармливание. Во время кормления ребенок захлебывается, поперхивается, начинает кашлять и срыгивать, т. к. молоко попадает в носовую полость, там разлагается, что может привести к воспалению слизистой оболочек носовой полости. Не исключена возможность попадания пищи в дыхательные пути и как следствие этого воспалительные процессы в верхних дыхательных путях.

Искусственное вскармливание приводит к ослаблению жизненных сил, и ребенок становится восприимчивым к различным заболеваниям. В наибольшей степени такие дети предрасположены к катару верхних дыхательных путей, рахиту, анемии, бронхиту, пневмонии.

Нередко у детей с данной патологией наблюдаются патологические изменения в ЛОР-органах органах, а именно искривление носовой перегородки, деформация крыльев носа, аденоиды, гипертрофии миндалин. Зачастую у них возникают воспалительные процессы в носовой области. Воспалительный процесс может перейти со слизистой оболочки носа и глотки на евстахиевы трубы и вызвать воспаление среднего уха. Частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной понижения слуха. Примерно 60-70% детей с расщелинами имеют снижение слуха различной степени (чаще на одно ухо) – от небольшого снижения до значительной тугоухости.

Также наблюдается задержка формирования статико-динамической функции. Для таких детей характерна общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений, трудности при выполнении общеразвивающих упражнений. Страдают темп, ритмичность и переключаемость движений.

Характерны нарушения тонких дифференцированных движений в процессе выполнения проб-тестов пальчиковой гимнастики. Дети с опозданием овладевают навыками самообслуживания, требующими точных, целенаправленных ручных движений: завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц и т. д. Выражена моторная несостоятельность на занятиях по аппликации, лепке, рисованию.

На примере всего выше описанного, можно сказать, что детям с врожденными расщелинами губы и неба необходима ранняя комплексная помощь со стороны ряда специалистов: хирургов, ортодонтов, педиатров, логопедов, а также невропатологов, психологов, оториноларингологов, физиотерапевтов.

Фролова А.М,
учитель-логопед

 Loading …

Источник

 Характеристика физического развития детей с открытой ринолалией Выполнила: Габдуллина Ю. Х. Группа 2905

Характеристика физического развития детей с открытой ринолалией Выполнила: Габдуллина Ю. Х. Группа 2905

При врожденных расщелинах нарушаются: 1. Питание ребенка 2. Физиологическое и речевое дыхание. 3. Характер

При врожденных расщелинах нарушаются: 1. Питание ребенка 2. Физиологическое и речевое дыхание. 3. Характер работы лицевой мускулатуры 4. Стабилизируется неправильное положение языка в ротовой полости 5. Снижение слуха, нарушение формирования фонематического восприятия.

Из-за неправильных анатомических условий не развивается координированная и дифференцированная работа языка. Он практически не

Из-за неправильных анатомических условий не развивается координированная и дифференцированная работа языка. Он практически не участвует в артикулярном акте; необходимость приспособиться к порочным анатомическим условиям развивает такое положение языка, при котором корень его поднимается вверх, препятствуя выходу воздуха через рот и еще больше увеличивая назальный оттенок речи и снижая его разборчивость. При этом наблюдается значительное ограничение подвижности языка, смещение его передней части к середине ротовой полости, смазанность и вялость артикуляции.

Изменяется мышечная взаимосвязь при питании. При кормлении дети сжимают соску не губами, а корнем

Изменяется мышечная взаимосвязь при питании. При кормлении дети сжимают соску не губами, а корнем языка и фрагментами небного свода. При таком сосании вместе с движением корневой части языка активизируются мышцы лица, это в дальнейшем сказывается на качестве лепета и оказывает влияние на формирование произношения. При данном нарушении имеется недостаточность не только фонемного, но и более высокого языкового уровня, а именно – семантико-лексического развития. Набор слов и понятий у детей не всегда соответствует их возрасту в силу того, что становление речи связано с точностью артикуляции и фонематической дифференциацией, которые у них недостаточны.

вия ией ухудшаются усло дух нолал детей с открытой риыхания. При норме воз У

вия ией ухудшаются усло дух нолал детей с открытой риыхания. При норме воз У д физиологического овую полость, во внутренние поступает в нос согретым и не раздражает дыхательные путиу дыхательного тракта и глотки, слизистую оболочк нка от простуды. При открытой предохраняет ребе не согревается и не очищается, ринолалии воздух простудные заболевания. В процессы отсюда частые воспалительные ти, в результате ние дыхательные пу чего верх аспространяются на х труб, среднем ухе, из-за р бласти устья слуховыховая о чувствительность. слу енно онижается п ения слуха особ и не змен ункциональные ито дети не воспринимают Ф ч роявляются в том, й в собственной речи. п замечают искажени

У детей с открытой ринолалией вырабатываются неправильные механизмы речевого дыхания: неэкономичное верхнегрудное, или ключечное,

У детей с открытой ринолалией вырабатываются неправильные механизмы речевого дыхания: неэкономичное верхнегрудное, или ключечное, при котором происходит движение верхних отделов грудной клетки, плечевого пояса и лопаток. При поверхностном ключичном дыхании поднимаются вверх плечи, ключицы, лопатки и верхние семь пар ребер. В этом случае диафрагма, следуя за движением легких, подтягивается кверху. Таким образом, вся грудная клетка вытягивается вверх, хотя при этом будет все таки очень незначительно расширена. Такой вид дыхания – самый нерациональный и нездоровый. Грудная клетка кверху уже, чем в середине и в основании: расширение минимально. Вытягивание вверх ключиц, лопаток плеч вызывает довольно большое напряжение. Выдыхаемый воздух при речи расходуется поверхностно, неэкономно, ускоренно (длительность выдоха около 1, 5– 1, 8 сек. ) при этом 70 – 80% выдыхаемого воздуха не управляемо устремляется через нос.

Наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики ведущей руки. Мышцы пальцев и кисти

Наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики ведущей руки. Мышцы пальцев и кисти слабые, быстро устают, движения недостаточно координированы. Речь нередко сопровождается напряжением растопыренных пальцев обеих кистей. Дети позднее начинают держать голову, сидеть и ходить. Нервномышечный аппарат речи рано приспосабливается к своеобразным условиям глотания и дыхания. С запаздыванием развитие речи и теми перенапряжениями и усилиями, которые при этом спонтанно затрачивает, ребенок на артикуляцию, постепенно образующиеся патологические компенсации еще больше увеличиваются и закрепляются.

Источник

В случае ринолалии, произносимые ребёнком носовые звуки и многие гласные искажены. Это происходит по причине нарушения строения органов речи.

Ринолалия — это нарушение речи, проявляющееся в искажённом произношении звуков, связанное с дефектами строения и функционирования речевых органов.

Вследствие неправильного строения, в момент формирования звука, струя воздуха струя идёт не в том направлении, что приводит к искажению произносимого звука. Эту функцию обеспечивают мышцы нёба и стенок глотки, которые открывают или закрывают проход в носовую полость.

При этом голос ребёнка может приобрести гнусавость — кажется, будто он говорит через нос, либо, если воздух идёт только через рот, в речи искажены носовые звуки [м], [н] и гласные — в этом случае говорят о недостатке носового звучания.

Следствием ринолалии является не только искажение звуков. Нарушается письменная речь, ребёнку сложно освоить лексику, грамматику, появляются проблемы психологического характера.

Виды ринолалии

Распространена классификация ринолалии на два вида по причинам появления: органическая — когда идёт нарушение строения речевого аппарата, и функциональная — нарушения функционирования речевого аппарата.

При возникновении ринолалии нарушения могут наблюдаться в носовой или ротовой полости. Поэтому существует три вида ринолалии: открытая, закрытая и смешанная.

Открытая форма наблюдается при постоянно открытом пространстве между ротовой и носовой полостью, когда воздух постоянно идёт через нос. Это приводит к тому, что все произносимые звуки имеют носовой оттенок.

Открытая форма встречается наиболее часто и имеет три подвида:

  1. Органическая открытая ринолалия возникающая на почве имеющихся нёбных расщелин, отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочённого мягкого нёба.
  2. Органическая открытая ринолалия проявляющаяся из-за наличия парезов (неполных параличей) и параличей мягкого нёба.
  3. Функциональная открытая ринолалия.

Закрытая ринолалия наблюдается при наличии препятствия, которое перекрывает пространство для воздушного потока через нос. Поэтому страдает произношение носовых звуков [м], [н], [мь], [нь] и гласных.

Смешанная ринолалия — это соединение двух вышеперечисленных видов.

Если ребёнку ставят диагноз «ринолалия», независимо от формы проявления недуга родители должны сразу обращаться за помощью к специалистам. Наиболее благоприятный прогноз лечения даётся при функциональной форме. Закрытая ринолалия требует больше времени и усилий, способных привести к избавлению от существующих недостатков речи.

Иногда говорят о ринофонии. Под ней подразумевают избыточность носового оттенка голоса, которая возникает в случае недостаточного разграничения ротовой и носовой полости во время произношения звуков.

Причины возникновения

Причины ринолалии могут иметь врождённую и приобретённую природу происхождения. Врождённые причины возникновения ринолалии относятся к детям, имеющим:

  • расщелины (несрастания) мягкого и твёрдого нёба («заячья губа», «волчья пасть» и другие);
  • короткое мягкое нёбо;
  • мышечное образование над корнем языка;
  • параличи или парезы (ослабление) мягкого нёба, проявляющиеся в сложности поднятия и смыкании нёба с задней стенкой глотки;
  • вялость артикуляторных мышц, встречающаяся у часто болеющих деток.

Расщелины могут быть сквозные, которые захватывают не только нёбо, но и верхнюю губу. Они бывают односторонние и двусторонние. Несквозные несрастания бывают полные, значит доходят до области резцов, не затрагивая губы. Неполные расщелины характеризуются тем, что несрастание происходит в небольшом участке, например, только в области мягкого нёба.

Приобретённая форма ринолалии возникает при механических повреждениях тех же участков и лица. Кроме того, заболевание может развиваться из-за опухолевых новообразований блуждающего и языкоглоточного нервов.

Например, функциональная открытая появляется у человека после оперативного вмешательства — удаления аденоидов, различных опухолей и искривлений в области носоглотки, при искривлениях носовой перегородки и образовании полипов в носовой полости. В этом случае воздух практически не попадает в нос либо попадает туда в недостаточном количестве.

Закрытая ринолалия может возникнуть при аденоидах, повышенной функции мышц мягкого нёба, что приводит к изоляции носовой и ротовой полости друг от друга.

Приобретённая ринолалия у ребёнка может появиться в случае, когда женщина на ранних сроках беременности переболела вирусными заболеваниями (гриппом, краснухой, паротитом, дизентерией, токсоплазмозом), имела эндокринные нарушения, употребляла определённые лекарственные препараты, алкоголь и курила во время беременности. Некоторые исследователи отмечают наследственный характер таких аномалий (у дедушки и бабушки были расщелины).

На видео ниже врач очень подробно рассказывает о причинах возникновения и особенностях лечения ринолалии:

Симптомы ринолалии

Симптоматика заболевания зависит от его формы.

При открытой ринолалии у ребёнка происходит нарушение дыхательных функций. Жидкая пища, попадая в нёбную расщелину, вытекает через нос, что значительно усложняет процесс кормления. Кроме того, вдыхаемый уличный воздух не прогревается до необходимой температуры, поэтому дети страдают такими заболеваниями, как отит, пневмония, бронхит.

Вследствие открытой ринолалии, у детей наблюдается разный характер отставания в развитии. Например, такой ребёнок начинает говорить первые слова поздно — обычно после двух лет. Также у детей отмечается выраженная гнусавость голоса, затрудняется произношение звуков. За счёт того, что активным при разговоре является корень языка, а не кончик, дети большинство звуков произносят глухо.

Закрытая ринолалия сопровождается довольно неприятными симптомами — по задней стенке горла постоянно стекает слизь, образовавшаяся в верхних отделах дыхательных путей. Простудные заболевания в этом случае редко протекают без соплей, у ребёнка наблюдается хронический насморк. Нарушения в речи также присутствуют. Например, ребёнок произносит звук [б], а выходит [м].

По утверждению многих специалистов, дефекты речи приводят к развитию астенического синдрома и в некоторой степени влияют на психику ребёнка, такие дети становятся замкнутыми и тяжело идут на контакт.

  • Таким детям свойственно неправильное произношение большинства гласных и согласных звуков, их речь невнятная и невыразительная;
  • Их голос тихий, тембр тусклый и неестественный;
  • Если ребёнок старается тщательно выговаривать звуки, то начинает невольно гримасничать;
  • В младшем школьном возрасте у таких детей всегда возникают проблемы с письмом и чтением.

Диагностика нарушения

Как видите, симптоматика ринолалии сильно пересекается со многими известными заболеваниями. Поставить диагноз не так сложно, как определить вид нарушения. Чтобы точно диагностировать вид, необходимо обратиться к специалисту. Обследование больных проводится разными специалистами в области медицины:

  • челюстно-лицевым хирургом;
  • отоларингологом;
  • неврологом;
  • ортодонтом;
  • логопедом;
  • ортопедом;
  • психологом.

Методы исследования зависят от формы ринолалии. При выявлении различных видов ринолалии особое внимание уделяется рентгеновским снимкам носоглотки.

Чем раньше ребёнку поставят диагноз «ринолалия», тем быстрее можно начать лечение. Проводить коррекцию запущенной формы намного сложнее.

На обследовании у логопеда специалистом проводится оценка строения артикуляционного аппарата, произнесение звуков, понимание и использование слов, наличие аграмматизмов в речи.

Ринолалия (её открытая форма) диагностируется на основании исследования Гутцмана, когда при произнесении гласных звуков [а] и [и] ребёнку попеременно начинают закрывать или открывать носовые ходы. У детей школьного возраста специалист также исследует процессы письма и чтения, которые хорошо показывают наличие и уровень проблемы.

Методы коррекции

Лечение ринолалии включает целый комплекс мер, направленных на максимальное устранение речевых дефектов.

Если ребёнку поставлен диагноз врождённая ринолалия, то коррекция нарушения начинается с устранения дефектов анатомического происхождения. Таких детей с самого рождения начинают кормить с помощью зонда, который подбирают с учётом особенностей расщелины.

Также изготавливают специальный протез — обтуратор, для закрытия несрастания. Этот протез облегчает процессы питания, дыхания и говорения.

Позднее использование обтуратора менее эффективно, поскольку у ребёнка с возрастом начинает закрепляться неправильное положение языка. Обтуратор меняется с ростом ребёнка и используется до момента хирургического вмешательства, без которого, к сожалению, не обойтись.

Хирургическому вмешательству подвергаются челюстно-лицевые нарушения. Гнусавость при открытой ринолалии лечится как до операции, так и после.

Как правило, операция на расщелинах губы проводится на 2–3 месяце жизни ребёнка. Операции на нёбе проводятся после двух лет, если у ребёнка вылезли все зубки. У ослабленных детей оперирование откладывается на более поздний срок или проводится в несколько этапов.

Операции позволяют восстановить целостность речевого аппарата и правильное функционирование нёба.

Профилактика и упражнения

После того как ребёнку будут сделаны все операции по устранению видимых дефектов на лице и на проблемных нёбных участках, лечение вступает во вторую фазу.

На послеоперационном этапе специалисты разного направления проводят закрепление достигнутых результатов и продолжают коррекционную работу. Послеоперационное лечение включает:

  • физиотерапию;
  • ортодонтию;
  • психотерапию;
  • дыхательную гимнастику;
  • логопедический массаж.

Например, логопедом и дефектологом проводится работа, направленная на правильную постановку звуков, формирование фонематического слуха, расширение словарного запаса, развитие грамматических норм, внимания, мышления, памяти.

Также производится постановка произношения проблемных звуков, ротового и носового дыхания. Усилия направлены на избавление от назального оттенка в звучании голоса и формирование лексико-грамматического строя, фразовой речи.

На видео ниже можно увидеть работу логопеда и учителя по вокалу с ребёнком, которому поставили диагноз ринолалия:

Логопедический массаж направлен на размягчение послеоперационных рубцов.

Рекомендуемые врачами упражнения нужно проводить с ребёнком самостоятельно и регулярно, так как пропуск может вернуть его речь на прежний уровень развития. Существует несколько общепринятых упражнений для области язык-щека-губы, которые подходят для всех видов ринолалии:

  • «Удав» — ребёнок складывает язык в трубочку, а затем медленно высовывает его изо рта;
  • «Часы» — широко открывается рот, и язык повторяет движение стрелок часов, двигаясь по губам описывая окружность;
  • «Метроном» — язык движется из одного уголка рта к другому под счёт, при широко открытом рте;
  • «Лиана» — нужно высунуть язык изо рта, пытаясь достать им до подбородка;
  • «Игла» — при закрытом рте, нужно поочерёдно касаться языком внутренних поверхностей щёк.

В случае правильного лечения, постоянного взаимодействия с логопедом и тщательного выполнения всех рекомендаций, можно добиться неплохих результатов, при которых речь ребёнка с ринолалией практически не будет отличаться от речи его сверстников.

Источник