Стихи для развития дикции у ребенка
Если научить ребенка правильно произносить звуки и слова в раннем детстве, то и в будущем проблем с дикцией у него не будет.
В этой статье AdMe.ru собрал стихотворения, которые вы можете разучить вместе с детьми. И заодно проверьте, насколько четкая речь у вас самих: получится прочитать эти скороговорки четко и быстро?
- К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке. - Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осёл на валун
И зевал и зевал…
И случайно осёл проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул —
И спокойно уснул. - Злые крысы
Грызли крышу,
Но пришел котёнок рыжий, крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.
Хрюша — поросёнок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
Подавайте мне урюк!
Поросёнок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло! - Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пёстренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят! - Сы — зы, сы — зы, стало скучно без козы.
Се — зе, се — зе, я нарвал травы козе.
Ри — ли, ри — ли, прилетели журавли.
Ша — жа, ша — жа, мы нашли в траве ежа.Ще — че, ще — че, грязь у мишки на плече.
Жи — ши, жи — ши, как конфетки хороши.
Зу — су, зу — су, не пускают в дом лису.
Ла — ра, ла — ра, на горе стоит гора.Пу — бу, пу — бу, сидит филин на дубу.
Па — ба, па — ба, а под дубом есть изба.
Пы — бы, пы — бы, курьи ножки у избы.
Пе — бе, пе — бе, та изба идёт к тебе.Ты — ды, ты — ды, я нашёл твои следы.
Те — де, те — де, только нет тебя нигде.
Ту — ду, ту — ду, а я с дудочкой иду.
Ти — ди, ти — ди, поскорее приходи. Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов —
Эта каша-то из слов!Любит буква «Р» тигрёнка —
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку —
Лучше всех её… молчит.Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить —
«Р» поможет мне учить.На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», «Рассчитаться по порядку!»)
Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.Вчерашний град
Повредил виноград.Редиску в окрошку
Режет Серёжка.А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.Тигр и рысь — родня для киски,
Репа, редька — для редиски.Артур на портрете
В бордовом берете.У крысы в норке
Сырные корки.Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.Рожь яровая —
Культура зерновая.У принцессы у Арины
На кровати три перины.Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.Прорубь в пруду —
Рыбачить приду.Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка — топором.Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.Радиоконструктор
Придумал репродуктор.Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.Приобрёл Артур
В Европу тур.Прохор и Варвара —
Прекрасная пара.Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.А в руках у детворы
Разноцветные шары.Стар ворон репертуар:
Утром, вечером — всё КАРРР!В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари —
Очень вкусные угри.Чтобы ядро из ореха добыть,
Нужно его скорлупу раскусить.Берёзы бобр грызёт зубами,
Как будто острыми резцами.Ананасы на сосне
Света видела во сне.Просит Сашу киска:
«Поделись сосиской!»Гусь искупался,
Но сух остался.В саду средь ветвей
Свистит соловей.Я старалась, я старалась —
За посылку расписалась.С осины осенней
Слетел лист последний.Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию,
По согласованию.
(По А. Усачёву)Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.
Источник
Если научить ребенка правильно произносить звуки и слова в раннем детстве, то и в будущем проблем с дикцией у него не будет.
В этой статье AdMe.ru собрал стихотворения, которые вы можете разучить вместе с детьми. И заодно проверьте, насколько четкая речь у вас самих: получится прочитать эти скороговорки четко и быстро?
- К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке. - Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осёл на валун
И зевал и зевал…
И случайно осёл проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул —
И спокойно уснул. - Злые крысы
Грызли крышу,
Но пришел котёнок рыжий, крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.
Хрюша — поросёнок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
Подавайте мне урюк!
Поросёнок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло! - Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пёстренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят! - Сы — зы, сы — зы, стало скучно без козы.
Се — зе, се — зе, я нарвал травы козе.
Ри — ли, ри — ли, прилетели журавли.
Ша — жа, ша — жа, мы нашли в траве ежа.Ще — че, ще — че, грязь у мишки на плече.
Жи — ши, жи — ши, как конфетки хороши.
Зу — су, зу — су, не пускают в дом лису.
Ла — ра, ла — ра, на горе стоит гора.Пу — бу, пу — бу, сидит филин на дубу.
Па — ба, па — ба, а под дубом есть изба.
Пы — бы, пы — бы, курьи ножки у избы.
Пе — бе, пе — бе, та изба идёт к тебе.Ты — ды, ты — ды, я нашёл твои следы.
Те — де, те — де, только нет тебя нигде.
Ту — ду, ту — ду, а я с дудочкой иду.
Ти — ди, ти — ди, поскорее приходи. Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов —
Эта каша-то из слов!Любит буква «Р» тигрёнка —
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку —
Лучше всех её… молчит.Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить —
«Р» поможет мне учить.На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», «Рассчитаться по порядку!»)
Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.Вчерашний град
Повредил виноград.Редиску в окрошку
Режет Серёжка.А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.Тигр и рысь — родня для киски,
Репа, редька — для редиски.Артур на портрете
В бордовом берете.У крысы в норке
Сырные корки.Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.Рожь яровая —
Культура зерновая.У принцессы у Арины
На кровати три перины.Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.Прорубь в пруду —
Рыбачить приду.Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка — топором.Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.Радиоконструктор
Придумал репродуктор.Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.Приобрёл Артур
В Европу тур.Прохор и Варвара —
Прекрасная пара.Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.А в руках у детворы
Разноцветные шары.Стар ворон репертуар:
Утром, вечером — всё КАРРР!В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари —
Очень вкусные угри.Чтобы ядро из ореха добыть,
Нужно его скорлупу раскусить.Берёзы бобр грызёт зубами,
Как будто острыми резцами.Ананасы на сосне
Света видела во сне.Просит Сашу киска:
«Поделись сосиской!»Гусь искупался,
Но сух остался.В саду средь ветвей
Свистит соловей.Я старалась, я старалась —
За посылку расписалась.С осины осенней
Слетел лист последний.Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию,
По согласованию.
(По А. Усачёву)Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.
Источник
Ещё в античные времена особым уважением пользовались люди, в совершенстве владеющие ораторским искусством.
Даже сегодня мало что изменилось. Умение излагать свои мысли важно, но не меньше значит и мастерство произношения слов.
Далее я хочу представить несколько стихов для улучшения дикции у детей и взрослых.
Стихи для дикции
- К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке. - Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осёл на валун
И зевал и зевал…
И случайно осёл проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул —
И спокойно уснул. - Злые крысы
Грызли крышу,
Но пришел котёнок рыжий, крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.
Хрюша — поросёнок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
Подавайте мне урюк!
Поросёнок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло! - Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пёстренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят! - Сы — зы, сы — зы, стало скучно без козы.
Се — зе, се — зе, я нарвал травы козе.
Ри — ли, ри — ли, прилетели журавли.
Ша — жа, ша — жа, мы нашли в траве ежа.Ще — че, ще — че, грязь у мишки на плече.
Жи — ши, жи — ши, как конфетки хороши.
Зу — су, зу — су, не пускают в дом лису.
Ла — ра, ла — ра, на горе стоит гора.Пу — бу, пу — бу, сидит филин на дубу.
Па — ба, па — ба, а под дубом есть изба.
Пы — бы, пы — бы, курьи ножки у избы.
Пе — бе, пе — бе, та изба идёт к тебе.Ты — ды, ты — ды, я нашёл твои следы.
Те — де, те — де, только нет тебя нигде.
Ту — ду, ту — ду, а я с дудочкой иду.
Ти — ди, ти — ди, поскорее приходи. - Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов —
Эта каша-то из слов! - Любит буква «Р» тигрёнка —
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку —
Лучше всех её… молчит. - Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить —
«Р» поможет мне учить. - На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу! - Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», «Рассчитаться по порядку!») - Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто. - Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками. - Вчерашний град
Повредил виноград. - Редиску в окрошку
Режет Серёжка. - А в подарке у Марины
Три огромных мандарина. - Тигр и рысь — родня для киски,
Репа, редька — для редиски. - Артур на портрете
В бордовом берете. - У крысы в норке
Сырные корки. - Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках. - Рожь яровая —
Культура зерновая. - У принцессы у Арины
На кровати три перины. - Поздравили мы Иру
По радиоэфиру. - Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом. - Прорубь в пруду —
Рыбачить приду. - Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка — топором. - Шофёр спозаранку
Крутит «баранку». - Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой. - Радиоконструктор
Придумал репродуктор. - Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу! - На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными. - Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады. - Корректировать я рад
Речевой свой аппарат. - Приобрёл Артур
В Европу тур. - Прохор и Варвара —
Прекрасная пара. - Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире. - А в руках у детворы
Разноцветные шары. - Стар ворон репертуар:
Утром, вечером — всё КАРРР! - В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари —
Очень вкусные угри. - Чтобы ядро из ореха добыть,
Нужно его скорлупу раскусить. - Берёзы бобр грызёт зубами,
Как будто острыми резцами. - Ананасы на сосне
Света видела во сне. - Просит Сашу киска:
«Поделись сосиской!» - Гусь искупался,
Но сух остался. - В саду средь ветвей
Свистит соловей. - Я старалась, я старалась —
За посылку расписалась. - С осины осенней
Слетел лист последний. - Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию,
По согласованию.
(По А. Усачёву) - Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка. - Пуделя Мальвины
Слепила я из глины. - Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.
Буря с берега
Перекидываемые, опрокидываемые
Разозлились, разбесились белоусые угри.
Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,
Расплетались и сплетались от зари и до зари.
Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,
Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?
Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,
Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.
Тьмами всасывающими опоясываемые,
Заметались, затерялись в океане корабли,
С неудерживаемостью перебрасываемые,
Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.
Чем обманываете вы? Не стремительностями ли
Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?
И заласкиваете вы не медлительностями ли
Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?
Значение и роль стихотворений в развитии дикции
Для тренировки дикции существует немало упражнений и техник. Самым интересным среди них является чтение стихотворений – как специальных, так и классических вариантов.
Особенность такого «поэтического» метода заключается в его простоте: он подойдёт как детям, так и взрослым. Стихи имеют такую ритмику, которая помогает контролировать дыхание, расставлять акценты на определённых словах, учиться соблюдать интонационные паузы.
Стихотворение для улучшения дикции является своего рода скороговоркой, обрамлённой в рифмованную форму. Это позволяет уделить внимание тем звукам, что вызывают трудности при произношении («р», «ш», «с»).
Некая «певучая» форма стихотворений позволяет сделать акцент на гласных звуках, которые регулируют правильное произношение слов и интонации, что играет решающую роль в развитии дикции
Задача любой методики (и стихотворений, в частности) состоит в правильной постановке речи.
Благодаря этому человек сможет ясно излагать свои мысли, производить необходимое ему впечатление на собеседника, проявить себя в профессиях, где важны коммуникативные способности.
Технология отработки дикции с помощью стихотворений
Поскольку стихи — эффективная форма развития дикции, методик отработки произношения с их помощью существует немало. Как уже указывалось выше, тренировать произношение звуков можно с помощью классических произведений или специальных, «дикторских» стихотворений.
Первый вариант больше подходит подросткам, а также взрослым людям, готовящимся к выступлениям на публике. Логопеды рекомендуют читать стихотворения Гомера, В.Маяковского, А.Блока, поскольку у этих авторов есть чётко выраженная ритмика (либо плавно-напевная, либо резкая и чёткая).
Для детей и взрослых, имеющих речевые нарушения, подойдут специальные стихотворения, где внимание уделяется проблемным звукам. Примером таких произведений являются «Буря с берега» («Перекидываемые, опрокидываемые…»), «На радио прямой эфир», «Не выходи из комнаты» и другие.
Существует две основные методики прочтения стихотворений. Первая предполагает чтение на одном дыхании, что научит контролировать интонации, потоки воздуха, необходимые для проговаривания.
Вторая техника предполагает неспешное, но очень чёткое проговаривание. Фразы можно записывать на диктофон, после чего, прослушав, проводить «работу над ошибками», отмечая проблемные места в произношении. А ещё не стоит забывать, что трудолюбие и упорство непременно дадут свои плоды.
Итак, стихи для дикции являются самым эффективных средством. Благодаря рифмованным строкам артикуляционный аппарат легче справляется с произношением сложных звуков.
Источник
Åñëè íàó÷èòü ðåáåíêà ïðàâèëüíî ïðîèçíîñèòü çâóêè è ñëîâà â ðàííåì äåòñòâå, òî è â áóäóùåì ïðîáëåì ñ äèêöèåé ó íåãî íå áóäåò.
Ïðåäëàãàåì ñòèõîòâîðåíèÿ, êîòîðûå âû ìîæåòå ðàçó÷èòü âìåñòå ñ äåòüìè. È çàîäíî ïðîâåðüòå, íàñêîëüêî ÷åòêàÿ ðå÷ü ó âàñ ñàìèõ: ïîëó÷èòñÿ ïðî÷èòàòü ýòè ñêîðîãîâîðêè ÷åòêî è áûñòðî?
1. Ê ×åáóðàøêå â ÷àøêó
Øëåïíóëàñü áóêàøêà,
Äîáðûé ×åáóðàøêà
Âûòàùèë áóêàøêó,
Ïîëîæèë áóêàøêó
Ñîõíóòü íà áóìàæêó.
Âûñîõëà áóêàøêà,
Ïîäíÿëàñü ñ áóìàæêè
È ñíîâà ÷åáóðàõíóëàñü
 ÷àøêó ê ×åáóðàøêå.
2. Ëóííûé ñâåò ãîëóáîé
Ñïàòü îñëó íå äàâàë,
Ñåë îñ¸ë íà âàëóí
È çåâàë è çåâàë…
È ñëó÷àéíî îñ¸ë ïðîãëîòèë âäðóã ëóíó,
Óëûáíóëñÿ, âçäîõíóë
È ñïîêîéíî óñíóë.
3. Çëûå êðûñû
Ãðûçëè êðûøó,
Íî ïðèøåë êîò¸íîê ðûæèé, êðûñû â äûðû óáåæàëè
È îò ñòðàõà òàì äðîæàëè.
Õðþøà ïîðîñ¸íîê
Õðþêàåò ñïðîñîíîê:
Õðþê äà õðþê! Õðþê äà õðþê!
Ïîäàâàéòå ìíå óðþê!
Ïîðîñ¸íîê Õðþøà,
Äî òîãî, êàê ïîêóøàòü,
Òû âîçüìè-êà ìûëî,
Äà óìîé-êà ðûëî!
4. Çàáðåëè ê íàì â äåòñêèé ñàä
Äåñÿòü ìàëåíüêèõ öûïëÿò.
Çàâåëà èõ ñ óëèöû
ϸñòðåíüêàÿ êóðèöà.
Ìèëåíüêàÿ êóðèöà, òû îøèáëàñü óëèöåé,
Ýòî äåòñêèé ñàä.
Íî íå äëÿ öûïëÿò!
5. Ñû çû, ñû çû, ñòàëî ñêó÷íî áåç êîçû.
Ñå çå, ñå çå, ÿ íàðâàë òðàâû êîçå.
Ðè ëè, ðè ëè, ïðèëåòåëè æóðàâëè.
Øà æà, øà æà, ìû íàøëè â òðàâå åæà.
Ùå ÷å, ùå ÷å, ãðÿçü ó ìèøêè íà ïëå÷å.
Æè øè, æè øè, êàê êîíôåòêè õîðîøè.
Çó ñó, çó ñó, íå ïóñêàþò â äîì ëèñó.
Ëà ðà, ëà ðà, íà ãîðå ñòîèò ãîðà.
Ïó áó, ïó áó, ñèäèò ôèëèí íà äóáó.
Ïà áà, ïà áà, à ïîä äóáîì åñòü èçáà.
Ïû áû, ïû áû, êóðüè íîæêè ó èçáû.
Ïå áå, ïå áå, òà èçáà èä¸ò ê òåáå.
Òû äû, òû äû, ÿ íàø¸ë òâîè ñëåäû.
Òå äå, òå äå, òîëüêî íåò òåáÿ íèãäå.
Òó äó, òó äó, à ÿ ñ äóäî÷êîé èäó.
Òè äè, òè äè, ïîñêîðåå ïðèõîäè.
6. Íå ïîíÿòü íèêàê íàì Äàøó,
Âåäü âî ðòó ó Äàøè êàøà.
Íî íå ãðå÷êà è íå ïëîâ
Ýòà êàøà-òî èç ñëîâ!
7. Ëþáèò áóêâà «Ð» òèãð¸íêà
Ñ äåòñòâà îí å¸ ðû÷èò.
Ëþáèò áóêâà «Ð» ðûá¸øêó
Ëó÷øå âñåõ 帅 ìîë÷èò.
8. Áóêâó «Ð» íàø ïîðîñ¸íîê
Ãðîìêî õðþêàåò ñ ïåë¸íîê.
Áóäó êðåïêî ñ íèì äðóæèòü
«Ð» ïîìîæåò ìíå ó÷èòü.
9. Íà óðîêè ê ëîãîïåäó
Àæ âïðèïðûæêó ÿ áåãó:
Âåäü ó÷èòåëüíèöå ñòðîãîé
Ïîêàçàòü ÿçûê ñìîãó!
10. Äîëæåí êàæäûé îôèöåð
Ãîâîðèòü îòëè÷íî «Ð»!
Âåäü èíà÷å îí ñîëäàò
Íå ïîñòðîèò â ðîâíûé ðÿä.
(Êîìàíäû: «Ñìèðíî!», «Ðàâíÿéñÿ!», «Ñòðîéñÿ!», «Ðàññ÷èòàòüñÿ ïî ïîðÿäêó!»)
11. Äåïóòàòó èëü ïåâöó
Áûòü êàðòàâûì íå ê ëèöó.
Íå äàâàé õëåá ïàðîäèñòàì,
Ãîâîðèòü ó÷èñü òû ÷èñòî.
12. Ìû ðàññåëèñü ïî ïîðÿäêó,
Äðóæíî äåëàåì çàðÿäêó,
Íå íîãàìè, íå ðóêàìè,
À ñâîèìè… ÿçû÷êàìè.
13. Â÷åðàøíèé ãðàä
Ïîâðåäèë âèíîãðàä.
14. Ðåäèñêó â îêðîøêó
Ðåæåò Ñåð¸æêà.
15. À â ïîäàðêå ó Ìàðèíû
Òðè îãðîìíûõ ìàíäàðèíà.
16. Òèãð è ðûñü ðîäíÿ äëÿ êèñêè,
Ðåïà, ðåäüêà äëÿ ðåäèñêè.
17. Àðòóð íà ïîðòðåòå
 áîðäîâîì áåðåòå.
18. Ó êðûñû â íîðêå
Ñûðíûå êîðêè.
19. Òðèäöàòü òðè îãðîìíûõ ðàêà,
Âñå â íàðÿäíûõ êðàñíûõ ôðàêàõ.
20. Ðîæü ÿðîâàÿ
Êóëüòóðà çåðíîâàÿ.
21. Ó ïðèíöåññû ó Àðèíû
Íà êðîâàòè òðè ïåðèíû.
22. Ïîçäðàâèëè ìû Èðó
Ïî ðàäèîýôèðó.
23. Ïàïèðîñû, ñèãàðåòû
Äëÿ ðåáÿò âñåõ ïîä çàïðåòîì.
24. Ïðîðóáü â ïðóäó
Ðûáà÷èòü ïðèäó.
25. Áîðüêà íàø íûðíóë áîáðîì,
À âîò Ðîìêà òîïîðîì.
26. Øîô¸ð ñïîçàðàíêó
Êðóòèò «áàðàíêó».
27. Êóäðÿâûé ðûæèé Þðà
Ãîðäèòñÿ øåâåëþðîé.
28. Ðàäèîêîíñòðóêòîð
Ïðèäóìàë ðåïðîäóêòîð.
29. Ãîðÿ÷èé ïðèçûâ ê íàðîäó:
Áåðåãèòå ðîäíóþ ïðèðîäó!
30. Íà ïðàçäíèê ïðèä¸ì íàðÿäíûìè,
Îïðÿòíûìè è àêêóðàòíûìè.
31. Êðîññâîðäû è øàðàäû
Ðàçãàäûâàòü ìû ðàäû.
32. Êîððåêòèðîâàòü ÿ ðàä
Ðå÷åâîé ñâîé àïïàðàò.
33. Ïðèîáð¸ë Àðòóð
 Åâðîïó òóð.
34. Ïðîõîð è Âàðâàðà
Ïðåêðàñíàÿ ïàðà.
35. Ãàðàíòèðîâàë ïîâàð â òðàêòèðå
Ìàêàðîíû íà ãàðíèð Èðå.
36. À â ðóêàõ ó äåòâîðû
Ðàçíîöâåòíûå øàðû.
37. Ñòàð âîðîí ðåïåðòóàð:
Óòðîì, âå÷åðîì âñ¸ ÊÀÐÐÐ!
38. Â íàøåì îçåðå Àíäðåé
Òðèäöàòü âûëîâèë óãðåé.
Æàðü, êîïòè èõ è âàðè
Î÷åíü âêóñíûå óãðè.
39. ×òîáû ÿäðî èç îðåõà äîáûòü,
Íóæíî åãî ñêîðëóïó ðàñêóñèòü.
40. Áåð¸çû áîáð ãðûç¸ò çóáàìè,
Êàê áóäòî îñòðûìè ðåçöàìè.
41. Àíàíàñû íà ñîñíå
Ñâåòà âèäåëà âî ñíå.
42. Ïðîñèò Ñàøó êèñêà:
«Ïîäåëèñü ñîñèñêîé!»
43. Ãóñü èñêóïàëñÿ,
Íî ñóõ îñòàëñÿ.
44. Â ñàäó ñðåäü âåòâåé
Ñâèñòèò ñîëîâåé.
45. ß ñòàðàëàñü, ÿ ñòàðàëàñü
Çà ïîñûëêó ðàñïèñàëàñü.
46. Ñ îñèíû îñåííåé
Ñëåòåë ëèñò ïîñëåäíèé.
47. Ñîáëþäàåòñÿ ñîâîé
Ðàñïîðÿäîê ÷àñîâîé,
Âñ¸ ïî ðàñïèñàíèþ,
Ïî ñîãëàñîâàíèþ.
(Ïî À. Óñà÷¸âó)
48. Áîëüíóþ Êîëüêèíó êîëåíêó
Çåë¸íêîé êîëêîé ëå÷èò Ëåíêà.
49. Ïóäåëÿ Ìàëüâèíû
Ñëåïèëà ÿ èç ãëèíû.
50. Àïåëüñèí äåëþ íà äîëüêè
Äëÿ Àëèíû è äëÿ Êîëüêè.
Источник