Статья развитие творческих способностей ребенка

АННОТАЦИЯ

В статье затрагивается тема «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста». Обосновано понятие «творчество». Показана необходимость развития творческих способностей, их особенности, факторы влияющие на стимулирование творческой деятельности, а также причины, которые тормозят развития творчества. Предлагаются новые формы проведения занятий на примере опыта работы Коротковой Н.А., Лыковой И.А. Предложен опыт педагогической работы в ДОУ.

Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

«Творчество – единственный вид деятельности,

который делает человека человеком»

И.А. Бердяев

Долгое время общество не имело острой практической потребности в психологии творчества. Первые исследователи, считали, что творчество, есть проявление человеческого духа и не подлежит научному анализу. И только в начале XX века в России появились первые работы в области психологии творчества – это работы последователей психолого-лингвистической концепции А. А. Потебни — работы. Н. Овсянико-Куликовского (1902 и др.) и его ученика Б. А. Лезина (составителя и редактора сборников «Вопросы теории и психологии творчества» П. К. Энгельмейера, М. А. Блоха, И. И. Лапшина, В. М. Бехтерева, В. В. Савича, Ф. Ю. Левинсона-Лессинга и др [10]. К середине XX века возникла новая потребность в обществе, социальный заказ – обеспечить рациональное управление творчеством, необходимы были творческие работники, которые способствовали бы развитию научно-технического прогресса в государстве. Таким образом, изучение психологии творчества имело практическое значение и требовала научного исследования.

Изучив литературу по данному вопросу, хочу отметить, что нет единого мнения в определении понятии «творчества». Так по Рубинштейну С.Л, «творчество — деятельность, созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т. д. [11] «Творчество» в широком смысле, по мнению Парамоновой Л.А. – это деятельность, направленная на получение чего-то неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. [9], Мейлах Б.С., утверждал, что «творчество» — это процесс[12], В.А. Левин, отметил, что «творчество» — это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью [6] и т.д.…..

Таким образом, одни ученные рассматривают «творчество» как получение результата – продукт, другие как процесс его получения, или пытаются ответить на вопрос «творчество» — это самостоятельный процесс, или совокупность других процессов. То есть все, что окружает современного человека – это и есть продукты творчества, то, что казалось чем-то недосягаемым (фантастическим) стало нашей реальностью, стало достоянием нации. М.Г. Ярошевский писал, «творческий процесс принадлежит личности, продукт — культуре». [12] Однако исследователи сходятся во мнении, что «творчество» играет огромную роль в жизни человека. Оно проникло во все сферы жизнедеятельности, стало основой прогресса человечества в целом, «творчество есть жизнь, а жизнь есть творчество», отметил Пономарев Я.А. Согласно его теории творчество – это механизм развития, взаимодействие, ведущее к развитию в целом. [10], а движущей силой человечества являются творческие личности. Выявление и развитие таких личностей является несущей задачей психологии. [3]

Одним из направлений исследования творчества стало исследование детского творчества. Л.С. Выготский называл детское творчество «натуральным», данное от рождения, природное, которое присуще всем нормально развивающимся детям и считал отсутствие данного патологией, он указывал, что творчество является постоянным спутником детского развития. [2] Отсутствие творчества может быть следствием жесткой системы воспитания писала Николаева Е.И.

Ученые отметили, что детское творчество имеет сенситивный период, от трех (Ф.И. Фрадкина) и до пяти лет, где проявляется творческая активность детей, и отмечают резкий спад творчества в начальной школе, это связывают с жестким педагогическим воздействием, которое ограничивает развитие творчества (В.А. Сухомлинский, С.Л. Соловейчик); другие же (Д.Б. Богоявленская, В.С. Юркевич) считают, что это происходит за счет повышения уровня интеллекта, его направленности на переработку и систематизацию знаний, на освоение норм и правил.

Читайте также:  Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене

Вместе с тем психологи отмечают, что творчество дошкольников имеет ряд своих особенностей:

-новизна открытий (Е.А. Флерина, Г.В. Лабунская, М.П. Сакулина, К.И. Чуковский, Дж. Родари, Н.А. Ветлугина и др.);

— эмоциональная включенность (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.);

— оригинальность продукта в виде рисунка, конструкций, стихотворения и т.п. (Е.А Флерина, Г.В. Лабунская, М.П. Сакулина и др)

— вариативность мышления;

-легкость включения в практическую деятельность и апробация разных решений (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских,, А.В. запорожец).

Учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей, как отмечал Л.С. Выготский «зона ближайшего развития», то есть, ребенок может существенно продвинуться в развитии с помощью взрослого, опирающегося на потенциальные возможности ребенка.

Вместе с тем ученые выделили факторы, влияющие на развитие творческих способностей:

— раннее начало обучения различным видам деятельности (например, гимнастика, развивающие занятия, плаванье и пр);

— наследственность существуют описанные примеры в научной литературе, где семейные династии играют большую роль в развитии творческих способностей детей, например, семья Бахов;

— среда и стиль семейного воспитания (Гиппенрейтер Ю.Б);

— внутренняя мотивация достижения, заключается в постановке цели и ее достижении;

— готовность к риску при отстаивании нестандартных путей решения задач;

— наличие накопленных знаний

— свобода в выборе и способах работы;

— добровольная помощь взрослого.

Все выше перечисленные факторы направленны на стимулирование творческой деятельности ребенка, однако, есть причины, которые тормозят развитие творчества:

— страх, боязнь неудачи;

— высокая самокритичность;

-лень. [3]

Новые федеральные государственные требования, требуют новые подходы в обучении детей дошкольного возраста. Так, Короткова Н.А. и Михайленко Н.Я. определили новые ориентиры в содержании дошкольного образования. Короткова Н.А. предлагает от традиционной системы обучения «учебной формы» в образовательной работе перейти к совместно партнерской деятельности, где обучение – это добровольное участие детей, а роль педагога заключается в координации и мотивации детей к данной деятельности, говорит о необходимости гибкого проектирования содержания работы с детьми, учета особенностей группы, интересов детей. [5] Лыкова И.А. вместо традиционных занятий предлагает форму творческих проектов, где рассматривается не конкретная тема, а проблема как способ постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире; предлагается вовлекать в проектную деятельность других людей – взрослых; обсуждать проблемы на всех этапах (от разработки до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми; отсутствие единой для всех задачи и критерия оценки результата; проектная деятельность, как форма, дает возможность для каждого участника быть успешным «здесь и сейчас»; обеспечивает успешное освоение изучаемого материала через индивидуализацию содержания. [7]

Поэтому одной из задач, которые стоят перед педагогом-дошкольником: не упустить, период развития творческих способностей, помочь ребенку овладеть необходимыми умениями и навыками, которые способствовали бы развитию творческих способностей, фантазии, не развивать стандартность, шаблонность в мышлении, а развивать креативность.

Эта цель стала приоритетной целью моей работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении 4 лет, начиная со второй младшей группы и до подготовительной был выполнен большой объем работ с использованием различных материалов (бумага, пластилин, природный материал, бросовый материал и пр.), техник выполнения (аппликация, лепка, вышивка, торцевание, папье- маше, и т.д.), видов и форм творческой деятельности (беседы, исследование, мастерские и т.д.), так за учебный год во второй младшей группе было выполнено 77 работ, в средней 61 работа, в старшей 67 работ, в подготовительной 76 работ. Работа строилась на совместной непринужденной партнерской деятельности. Большое внимание уделялось индивидуальным особенностям каждого ребенка. В группе был организован творческий уголок, где в свободном доступе находились все материалы для работы. Главный принцип в работе «не запретить, а научить». Так, например, к концу подготовительной группы, дети овладели приемами работы швейной иглой, а итогом стало участие в конкурсе «Ковер мира», который был организован ООО «Газпром Добыча Оренбург».

Читайте также:  Математического развития ребенка в доу

В результате всей проделанной работы были получены следующие результаты:

-дети научились видеть в обычных вещах необычные решения;

— стало развиваться воображение, фантазия;

— активнее формировались навыки ручной умелости;

— в процессе творческой деятельности развивалось логическое мышление, дети самостоятельно планировали последовательность выполнения предстоящей работы;

— научились взаимодействовать в коллективе, общаться со сверстниками и взрослыми;

— творческая деятельность дала возможность самоутвердиться, самореализоваться детям, что является немаловажным для дошкольного периода;

— дети легко включались в совместную, партнерскую деятельность;

— коллектив стал сплоченным, дети отзывчивыми.

Таким образом, творческая деятельность дает возможность обогатить практический, социальный, эмоциональный, нравственный опыт детей в наиболее доступной, понятной, увлекательной и содержательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Богоявлинская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.: Питер; СПб.; 2009

Ильенков Э.В: личность и творчество/ Редактор – составитель И.П. Фарман.- М.: «Языки русской культуры», 1999. -272с., ил

Короткова Н.А. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста//Дошкольное воспитание.2001.-№11.-29с.

Левин В.А. Воспитание творчества.М.: Знание, 1977.

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие.-М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010.-144с.

Николаева Е.И. «Психология детского творчества. 2-е изд.»: Питер; Санкт-Петербург; 2010

Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-192 с.

Пономарев Я.А. Психология творчества. Из-во «НАУКА» Москва, 1976

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940, с. 482).

Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии [Электронный ресурс]/Вопросы психологии.- Электрон. журнал. -1985.-.-режим доступа к журн.: https://voppsy.ru

Источник

Надежда Карасева
Статья о развитии творческих способностей дошкольников

Ваш ребенок – гениальный художник

Быть умным – это не только иметь большой словарный запас и уметь отличить корову от лошади. Продемонстрировать ум можно по-разному – в рисовании, музыке, спорте, любви к природе и умении общаться с людьми.

Доктор Гарднер наблюдал и за взрослыми, и за детьми, стараясь понять, как люди учатся, познают мир, что помогает им. Очевидным ответом стало – мозг. Чем лучше он развит, тем умнее человек, тем богаче его внутренний мир. Но дело в том, что мозг делится на зоны, отвечающие за разные способности. Эти зоны развиты, как правило, неравномерно – где-то лучше, где-то хуже. Но если плохо развита зона логики или слов, это не значит, что мозг человека вообще не развит, ведь остаются еще и другие зоны, которые могут выдавать совершенно уникальные способности.

Гарднер предположил (а в последствии доказал, что должны существовать разные виды ума, за которые отвечают разные участки мозга. Это гениальное открытие одного из самых именитых исследователей интеллекта получила название «теория множественного интеллекта».

Существует восемь типов интеллекта. И все они присутствуют в каждом человеке. Сегодня мы поговорим об образном интеллекте, о том, как его обнаружить у ребенка и, при необходимости, развить. Образный (или пространственный интеллект) развит у художников, фотографов, изобретателей. Те, кто преуспел в моделировании, архитектуре, дизайне, тоже успешно используют этот вид ума. У некоторых детей образный интеллект сильно преобладает, скажем, над лингвистическим. Они думают не словами, а образами. Образы появляются сами собой – это картины, которые непроизвольно порождает наш мозг. В мечтах люди с развитым воображением черпают идеи. А разве есть лучшие мечтатели, чем дети? Поощряйте в ребенке стремление фантазировать и мечтать. Только научите его правильно пользоваться этим умением.

Читайте также:  Методика диагностики развития ребенка в первый год жизни

О том, что зачатки образного интеллекта есть у всех,говорит следующий факт: почти все маленькие дети любят рисовать. Посмотрите, с каким удовольствием малыши вырисовывают корявенькое солнышко или, щедро зачерпнув красную гуашь ладошкой, размазывают ее по листу ватмана. Став постарше, некоторые дети не оставляют кисточки и краски.Подумайте: вдруг это любовь на всю жизнь?

Еще одна способность, которую дарит человечеству образное мышление, – это пространственное воображение. Оно позволяет представить предметы в трех измерениях.

Так же как художник «видит» идею будущей картины, изобретатель замечает проблему, требующую решения. Причем подходит он к этому решению нестандартно.

Самому быть творцом – великолепно. Но не менее уважаемы и люди, известные как знатоки и ценители искусства – искусствоведы. Прививать художественное чутье, умение отличать подлинное искусство от бездарных поделок лучше с детства.

Учимся играя

Запечатление-стирание

Предложите ребенку выбрать любой предмет. Пусть он смотрит на него в течение 35 сек., стараясь запомнить. После этого ребенок закрывает глаза и пытается представить этот предмет. Затем мысленно стирает картинку.

Запечатление-удержание

Ребенок смотрит в центр предмета, но при этом старается целиком охватить его взглядом. Потом ребенок закрывает глаза и старается вызвать соответствующий образ как можно ярче и четче. Можно описать воображаемый образ словами. После этого ребенок открывает глаза и проверяет, совпадает ли образ с оригиналом? Если нет, то попытку можно повторить 3-5 раз. Напоминайте ребенку, чтобы каждый раз он искал в предмете что-то новое. Когда ребенок легко будет удерживать в памяти разные предметы, переходите к запечатлению картин, открыток, иллюстраций.

Запечатление-удержание подвижного объекта

Сидя на скамейке в парке, выберите человека и предложите ребенку сделать его «мгновенное фото». Только на этот раз образ должен быть живым, подвижным. Пусть ребенок постарается увидеть с закрытыми глазами, как двигался этот человек. Эта игра очень хорошо тренирует воображение.

Придумываем персонаж сами

К этому упражнению желательно переходить после того, как будут освоены предыдущие, так как оно требует умения переводить информацию в зрительный образ. Предложите детям представить себе любое животное. После того, как образ создан, попросите их «оживить» картинку, то есть представить, как животное двигается. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а потом с открытыми.

Рисуем удивительных существ

Вариант 1.

Правила этой игры просты: ребенок должен придумать новых зверей, птиц, рыб, соблюдая ваши требования. Например, нужно нарисовать зверя, который может быстро бегать и быстро летать. Подскажите ребенку, что большие крылья мешают во время бега, а длинные ноги во время полета.Возможный выход: зверь, у которого на ногах крылья или который может быстро поменять ноги на крылья. Далее необходимо дать имена этим существам.

Вариант 2.

Вырежьте цветные изображения различных животных или растений из старых журналов. Изображение каждого животного следует разрезать на несколько частей, так чтобы на одном кусочке были лапы, на другом – голова, на третьем – хвост и т. д. Для выполнения задания требуется лист бумаги и клеящий карандаш. Нужно из кусочков изображений разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать ему имя и историю.

Случается так, что человек представляет себе восхитительную картину, но изобразить задуманное на холсте у него никак не получается, руки словно не слушаются. Нужно время и тренировка. Развитие телесного интеллекта, мелкой моторики и осязания помогут вашему ребенку справиться с карандашом или фломастером. И тогда в будущем он станет дизайнером или архитектором, географом или изобретателем, кинематографистом или модельером. Главное для него, как можно чаще заниматься тем, что ему нравится.

Использованные материалы: Орлова, Д. «Ваш ребенок умнее, чем вы думаете» / Дарья Орлова. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

Источник