Статья развитие ребенка через игру

Статья развитие ребенка через игру thumbnail

Юлия Токарева
Статья «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»

Развивающие игры для дошкольников

Развивающая игра – это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Развивающая игра – это весьма эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т. д. Её правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Оценивая вместе с взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребёнок лучше усваивает правила игры, а после осознает и свои собственные ошибки. Тогда правила становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Выполняя их, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет ряд преимуществ, ведь в игре ребёнку понятна необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учиться, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и неигровой приём на обязательном учебном занятии. Цель игрывсегда имеет два аспекта:

1. Познавательный – это то, ему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;

2. Воспитательный – те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребёнка.

В дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Однако для достижения этого необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.

Игровой замысел является игровой ситуацией, в которую вводится ребёнок и которую ребёнок воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Замысел игры осуществиться в игровых действиях, которые предлагаются ребёнку, чтобы игра состоялась. В одних играх требуется что-то найти, в других – выполнить определенные движения, в – третьих – обменяться предметами и т. д.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребёнка активных умственных и волевых усилий, но оно же и даёт наибольшее удовлетворение.

Также побуждает ребёнка к игре игровой материал. Он имеет большое значение для обучения и развития малыша, а также для осуществления игрового замысла.

Важной особенностью игры являются правила, которые доводят до сознания детей её игровые действия и обучающую задачу.Правила бывают двух видов : правила действия и правила общения. Выполнение правил требует от ребёнка определенных усилий, ограничивают его спонтанную активность. Однако это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребёнка.

Для того чтобы игра увлекала каждого ребёнка, взрослый должен стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает её важной и значимой для них. Совмещение взрослым двух разных ролей (участника и организатора) – важная отличительная особенность развивающей игры. Многие игры учат детей действовать в «уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.

Подбор игр – дело серьёзное и ответственное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже известно, и побуждать к усвоению нового. При выборе игры нельзя ограничиваться только её предметным содержанием, нужен ещё и предварительный анализ характера игры. Главным условием нормального психического развития ребёнка являются доброжелательные и открытые отношения его со сверстниками и воспитателями, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. Воспитатель должен ввести ребёнка в детский коллектив, научить его общаться и дружить, ведь от того, как сложатся отношения ребёнка с воспитателем и с другими детьми, зависят его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном личностном развитии.

Познавательные действия, направленные на решение обучающей задачи, должны предлагаться с учётом возрастных возможностей детей и не должны утомлять их. Рациональные приёмы познавательной деятельности, показанные ребёнку взрослым, увеличивают её эффективность не только в игре, но и на занятиях.

Младший дошкольник всегда стремиться к чему-то необычному, весёлому, поэтому положительные эмоции надёжно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Радостные переживания приносят ребёнку игры-забавы, в которых полностью отсутствуют сухой дидактизм и назидательство.

Большинство развивающих игр непродолжительны по времени и просты по своей организации, поэтому их можно проводить в любое свободное время. Главный методический принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать её содержание, лучше использоватьусловия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.

Очень важно правильно выбрать игру и хорошо её провести. Взрослый заранее должен подготовить необходимый игровой материал, понять психологические особенности игры и её воспитательное значение. Необходимо помнить, что во время игры, все её участники должны быть активными.

Источник

Игра в развитии ребенка: чем полезна и чему учит?

Фото: Pavel Losevsky/Rusmediabank.ru

Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.

В чем польза этого процесса?

Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:

— познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

— образное мышление, фантазия и воображение.
В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать нестандартные решения. Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.

— физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.

— речь.
Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.

— нравственные качества.
Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.

— мотивационная сфера.
Ее развитие тоже происходит в процессе игры. Ролевые игры основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.

Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:

• развить логику и мышление;
• развить мелкую моторику;
• научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
• осознать и придерживаться правил;
• тренировать память и внимание.

С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.

Какие игры выбрать и как заниматься?

Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:

• для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
• для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
• игры на развитие речи помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
• для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
• познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.

Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.

Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.

Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.

Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.

Необходимо помнить, что польза от развивающей игры будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.

Источник

«Развивающие игры для малышей»

        Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.  Всемирно известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

         Развивающие игры для детей дошкольного возраста весьма многообразны по своему содержанию, организации и характеру. Но все они направлены на развитие следующих интеллектуальных качеств: память (в особенности зрительная), внимание, умение находить закономерности и зависимости, ошибки или недостатки, умение систематизировать и классифицировать материал, воображение и пространственное представление, способность к комбинированию, способность предугадывать результаты своих действий. Развивающие игры для детей дошкольного возраста отличаются тем, что содержат в себе готовую игровую задачу, предлагаемую детям, правила и игровой материал. Все это обусловливается целью игры, т. е. тем, для чего она создана.  

                     Цель детской игры имеет 2 аспекта: воспитательный, это способы сотрудничества, отношение к другим людям и формы общения, которые надлежит привить детям и  познавательный, то чему следует научить дошкольников, какие способы операции с предметами намереваемся им передать.

        Цель развивающей игры — формирование конкретных психических процессов и способностей детей. Главное в развивающих играх – последовательность всех этапов развития (принцип от простого к сложному). В каждой игре следует опираться на то, что уже умеют и любят делать дошкольники. Например, детям 3-х лет нравится бегать и прыгать. Используя эти способности можно создавать новые игры, в основе которых будет новая последовательность этих движений, с постепенным усложнением.                                                                                                    

        Развивающие игры для детей дошкольного возраста разделяют на 9 видов:

1) игры, сближающие детей с взрослыми и друг с другом. Способствуют укреплению взаимоотношений между детьми и взрослыми;

2) игры, формирующие нравственно-волевые качества личности. Способствуют воспитанию у детей самоконтроля, выдержки, способности преодолевать робость, умение соблюдать правила;

3) игры, развивающие направленное слуховое восприятие. Формируют умение прислушиваться к окружающим звукам, воспринимать их и различать, узнавать либо находить на слух источники звука;

4) игры на развитие целенаправленного восприятия цвета. Развивают умение различать и называть цвета, различать тоны цветов путем сравнения образца с разными предметами;

5) игры на развитие восприятия формы. Формируют способность узнавать знакомые предметы по форме на ощупь, различать геометрические фигуры;

6) игры на развитие восприятия качеств величины. Учат различать и сравнивать объекты по величине;

7) игры для развития целенаправленного внимания. Формируют целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания;

8) игры на развитие речи и мышления. Закрепляют уже достигнутый уровень развития мышления и речи, а также развивают эти два процесса в необходимом единстве;

9) игры на развитие памяти (особенно зрительной). Способствуют развитию целенаправленного, осмысленного запоминания и припоминания объектов.

       Развивающие игры подбираются и с учетом возраста дошкольников. Для детей младшего дошкольного возраста это больше подвижные, спортивные игры, на развитие коммуникации, пальчиковые, дидактические. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста преобладают ролевые игры, сюжетные,настольные,деловые,компьютерные.                                                                                                          Особенность развивающей игры состоит в том, что она является активной и осмысленной для дошкольников деятельностью, в которую они добровольно и с охотой включаются. Новый опыт, полученный в игре, становится личным достоянием, т.к. теперь малыши его с легкостью применяют и в других ситуациях, поэтому необходимость закрепления новых знаний отпадает.

        Продолжительность развивающих игр в течение суток не должна превышать часа для детишек 5-6 лет и получаса для детишек младше 4 лет. Это связано со способностью концентрировать внимание. Если развивающее занятие будет длиться дольше, то единственным его результатом станет утомление ребенка. Кроме того, в течение занятия следует менять род деятельности. Внимательный родитель или воспитатель должен заканчивать занятие чуть раньше, чем малыш устанет. При соблюдении этих простых правил уроки получатся интересными и будут приносить радость и взрослому и ребенку.

Основной принцип развивающих игр – совмещение игры и обучения. В процессе занятий стимулируется умственная активность ребенка, происходит плавный переход от игр-забав к играм-задачам, постепенно усложняются условия игры.

         Подбирая развивающие игры, необходимо учитывать психологические особенности каждого ребенка. Тогда занятия принесут максимум пользы. Если малыш замкнут, застенчив, не умеет налаживать дружеское общение со сверстниками, то для него будут очень полезны игры-хороводы, а также разнообразные сюжетные игры, требующие взаимодействия. Если малыш наоборот расторможен, беспокоен, находится в постоянном движении, если ему трудно управлять своей активностью, то игры, требующие четкого соблюдения правил, будут давать наибольшую пользу, стимулируя к концентрации внимания и собранности. Детишки, подверженные разнообразным страхам, нуждаются в повышении самооценки, развитии уверенности в своих силах, им необходима постоянная поддержка, положительная оценка их успехов, пусть даже незначительных.

         Игра – наиболее эффективное средство в работе над разнообразными детскими проблемами, помогающее развить необходимые для дальнейшей учебы в школе навыки.

Один из таких навыков – умение логически мыслить, сопоставлять, выстраивать причинно – следственные связи. Логическое мышление – высшая стадия развития мышления малыша.

Вопрос: зачем логическое мышление маленькому ребенку? Дело в том, что каждый возрастной этап формирует свой ” пласт” на фундаменте которого осуществляется переход к следующему возрастному этапу.

Умение “действовать в уме” очень пригодится, когда ребенок дорастет до школьных лет. Оно помогает при решении разнообразных задач, при выполнении упражнений. Очевидно, что отсутствие этого навыка может немало навредить психическому и физическому здоровью ребенка. А его наличие сэкономит немало сил и времени как самому ученику, так и его родителям.

       Владение логическими операциями значительно повышает уровень внимательности, развивает привычку к ясному и четкому мышлению, вырабатывает умение выделять суть проблемы. Ребенок с хорошо развитым логическим мышлением учится легко и получает радость и удовлетворение от самого процесса обучения.

       Будущие успехи ребенка закладываются еще в раннем детстве. Помочь ему – это и ответственность и радость.

Литература

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.- М., 1997.
2. Богуславская, З. М., Смирнова, Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
3. Бондаренко, А. К., Матусик, А. И. Воспитание детей в игре. — М., 1983.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966, № 6. – с. 62-76

Источник

Наталья Телешева
Развитие ребенка в игре. Консультация для воспитателей

Развитие ребенка через игру

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая может выступать как форма, метод и средство образования и воспитания детей. Главная особенность игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают новые знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом, развиваются.

В игре развиваются все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, от которых зависит его умение общаться с людьми, успешность учебы, карьеры, а также качества, необходимые в семье, родительской и той которую он в будущем создаст сам.

Существуют огромное количество игр: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, спокойных, релаксационных и др., каждая из которых обладает педагогическими возможностями в развитии детей.

Подвижные игры развивают не только физические качества – быстроту, силу, ловкость, но и внимательность, настойчивость, стремление к победе, общительность, способность сопереживать. Физические упражнения являются средством укрепления здоровья ребенка, обеспечивают полноценное физическое развитие, развивают эмоциональную сферу, морально-волевые качества, немало важные для становления личности и адаптации в коллективе. Такие игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие, что в свою очередь благоприятно сказывается на здоровье ребенка.

Логические игры помогают ребенку адаптироваться к школьным условиям, легче усваивать учебный материал. Они развивают память и усидчивость, способность предвидеть и находить не стандартные решения.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игры природоведческого содержания создают благоприятные условия для овладения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях домашних и диких животных, о различных растениях. Дошкольники осознают характерные особенности времен года и изменения, которые происходят в природе. При ознакомлении детей с окружающими предметами воспитатель побуждает их к активному восприятию и организует практические действия с ними, то есть осуществляет зрительно-моторное обследование предметов и дает им название.

Ряд отечественных исследователей считает, что дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Содержание дидактических игр способствует формированию у детей правильного отношения к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

Игры формируют культурно — гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие черты характера ребёнка,которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность.

Таким образом, игры играют большую роль в развитии детей дошкольного возраста. Они служат закреплению знаний, полученных на занятиях, активизации словаря, создают положительный эмоциональный фон, выявляют индивидуальные способности.

Источник