Статья о эмоциональном развитии ребенка

Статья Боевой Ирины Николаевны

Воспитателя ГБДОУ детского сада №32 Центрального района г. Санкт-Петербурга

На тему:

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

Как и в младенческом возрасте, эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение. Также характерным является эффект «эмоционального заражения». Эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют все поведение ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо. Примерно в 1,5-2 года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различение «хорошо — плохо».

К 3 годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением; постепенно различия касаются и характера музыки, ее «настроения».

Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослых. Постепенно эти оценки становятся все более независимыми от мнения взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя, свои чувства через движение, пение, рисунок.

Развиваются и интеллектуальные чувства. Они проявляются в виде удовольствия при удовлетворении интереса к окружающему. В этот период ребенок начинает в меру своего речевого развития задавать вопросы познавательного характера.

Е. Волосова отмечает, что эмоции детей второго года жизни тесно взаимосвязаны с успешностью или неуспешностью их предметной деятельности. Источником появления данных эмоций могут являться: объект предстоящего действия, ситуация, в которой предстоит действовать, собственные действия, результат самостоятельной деятельности. Другими словами, переживания теперь связываются с успешным или неуспешным овладением умениями, а также результатами своей деятельности. В связи с этим можно утверждать, что «происходит дальнейшая социализация эмоций». Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Основной тенденцией в этом возрасте является своеобразная узурпация внимания значимого взрослого, проявление ревности к сверстнику, с которым приходится его делить. При обращении внимания взрослого на состояние другого ребенка, малыш 2-3 лет способен проникнуться к своему сверстнику симпатией. В этом возрасте начинает развиваться избирательное отношение к сверстникам, что проявляется в явно демонстрируемых симпатиях. В отношении взрослых отмечается характерное для детей данного возраста стремление к похвале, поощрению с их стороны.

 Особое значение приобретает слово, включенное в протекание эмоциональных процессов. Выраженное взрослым вербальное оценивание тех или иных явлений, становится основой для дальнейшего развития чувств и моральных суждений, сначала подкрепляемое мимикой и интонацией, а затем и без таковых.

В ситуации развития у ребенка раннего возраста потребности в похвале начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и самолюбия, а также чувство стыда. Последнее, свидетельствует о формировании у ребенка представлений о положительно и отрицательно оцениваемых взрослыми образцах поведения.

Ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста следующие:

  • эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте;
  • эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность;
  • более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;
  • особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков;
  • освоение социальных форм выражения эмоций;
  • формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
  • благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
  • эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Большое количество факторов влияют на изменения в эмоциональной сфере, и на этапе дошкольного детства устанавливается иерархия мотивов, появляются новые интересы и потребности.

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудно контролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого. Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных, утилитарных целей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции.

Читайте также:  Календарь развития ребенка до года таблица

К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности.

Формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от желаемого результата, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств через интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть их для себя.  Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлениями новых мотивов и их соподчинением, а с другой – эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самопознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. Подчеркнем, что дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно.

Развитие общения с взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно – ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

Ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признания окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева, или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.

Источником гуманных чувств выступают именно взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Сопереживание к сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов, относящихся к сверстнику, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается. Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого, а если не уверен, то испытывает зависть.

Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признание собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и качество негативных экспрессий снижается, так как на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны. 
Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчений, возмущений, недовольства, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам.

Таким образом, особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте, на наш взгляд, заключаются в том, что ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; в деятельности ребенка изменяется роль эмоций, формируется эмоциональное предвосхищение; формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические; появляется способность предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности; дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сопереживая другим людям.

Источник

Консультация для родителей

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в детском саду по фгос детски

«Эмоциональное развитие ребенка

 в условиях семьи»

Старший воспитатель Хорошкова О.В.

План проведения:

  1. Эмоциональность ребенка – природная  возрастная ценность.
  1. Современная социальная ситуация  — как обедненная эмоциональная жизнь ребенка.
  1. Успешность эмоционального развития детей зависит и от семьи.
  1. Важные моменты, связанные с эмоциональным развитием ребенка в дошкольном периоде.
  1. Рекомендации для родителей.

   1.  Постоянно сменяющиеся переживания, каждодневные всплески эмоций – без них невозможно представить жизнь детей дошкольного и младшего школьного возраста. Психологи  относят эмоциональность ребенка к природой заданной возрастной ценности. Дети дошкольного и младшего школьного возраста очень впечатлительны, открыты для освоения окружающего мира, стремятся к признанию себя  среди других людей. Эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение. Процесс познания, отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться и самореализоваться в деятельности. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в детстве, является весьма прочным и принимает характер установки. Известный отечественный психолог В.В. Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы».

  2. Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников и младших школьников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями. Неповторимыми образами окружающего мира. Многие явления и события, волнующие и оставляющие неизгладимый след в душе, остаются незамеченными со стороны педагогов и родителей. Сегодня утерян целый ряд семейных традиций, дающих ребенку исполненную глубоким духовным смыслом эмоциональную жизнь, уходят в прошлое шумные компании сверстников во дворах, с присущей им эмоциональной насыщенностью игр, с сообща переживаемыми общественными событиями. Все больше образовательное значение придается ранним интеллектуальным успехам и достижениям, программам с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращает живое человеческое общение, так необходимое ребенку эмоционально – чувственное познание окружающего, приводит к преждевременному взрослению детей.

    Нередким стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявление агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать, сорадоваться другим. Исследования показывают, что снижение многих показателей качества жизни современных детей прослеживается именно  в сфере эмоционального самочувствия, эмоционального отношения к миру.

    Обедненная эмоциональная жизнь, примитивность эмоционального опыта не всегда могут быть восполнены в последующие возрастные этапы. С переходом в старшие классы во многом утрачиваются сензитивность к аффективному развитию, эмоциональная восприимчивость и впечатлительность, чувственное мировоззрение в целом.

    3. Успешность эмоционального развития детей, тонкость и выразительность аффективного самовыражения, отношение к окружающему миру зависят не только от целенаправленной работы педагогов, психологов, но и семьи. Вместе с тем, как показывает опыт научного исследования данного вопроса, далеко не всегда эмоциональная жизнь ребенка находится в поле зрения родителей и рассматривается в качестве объекта постоянной заботы и внимания. Детские радости, печали, обиды и другие эмоциональные проявления обычно не относятся к серьезным и важным переживаниям. Родители с позиции своего возраста и опыта измеряют их собственной мерой и масштабами, относя к неглавным моментам в жизни ребенка, а порой к типичным проявлениям капризов, упрямства, детской наивности и непосредственности. Эти ошибочные представления могут обернуться необратимыми последствиями, которые на более поздних этапах жизненного пути ребенка негативно проявятся в суждениях, поведении, поступках, его отношении к миру в целом. При первом впечатлении эмоции в силу неожиданности    и быстроты протекания действительно могут показаться недоступными управлению со стороны взрослых, мало поддающимися целенаправленному руководству.

    Известно, что малыш рождается с некоторыми уже «готовыми» простейшими эмоциональными реакциями. В основном отрицательными: плач, крик, когда ему жарко, холодно, мокро; испуг  в виде вздрагивания, например от резких звуков и др. Положительные эмоции поначалу выражены слабо. Обогащение эмоциональных реакций, разнообразие их проявления происходит под воздействием окружающей социальной среды, и главная роль в этой среде принадлежит взрослым. Кто, как не близкие люди – родители, могут взять на себя эту задачу?

    К ведущим психологическим факторам эмоционального развития в раннем возрасте относятся эмоциональное общение взрослых с ребенком и связанные с ним привлекающие его внимание предметы, игрушки, мелодичная музыка, незатейливые игры типа «ладушки», «ку-ку» (взрослый то прячет лицо, то появиться перед ребенком). Именно эти факторы наполняют опыт  ребенка важным социально – опосредованными эмоциональными проявлениями.  Сколько бурной экспрессии у 3-4 – месячного малыша вызывает появление близкого взрослого! К сожалению, такого  всплеска положительных эмоций не увидишь у малышей, лишенных внимания со стороны взрослых, а главное – эмоциональное общение с ними.

    Подражая мимике взрослого, повторяя за ним тот или иной комплекс жестов, телодвижений, характеризующих определенное эмоциональное состояние, ребенок привносит в багаж личного опыта все новые и новые способы выражения эмоций, которые относятся к группе социальных, то есть не данных ему в готовом виде с рождения.

    Воздействие родителей на ребенка, независимо от того, преднамеренное оно или непроизвольное (непреднамеренное), всегда очень велико и значимо.      И даже если ребенок не стал объектом, а просто свидетелем гнева, резкого проявления недовольства со стороны родственников, это обязательно найдет отражение в эмоциональной окрашенности его действий, поведения. Именно способность к подражанию особенно в сфере выразительных движений, экспрессивных действий может стать причиной закрепления недопустимых способов эмоционального самовыражения в дальнейшем. Вот почему ссоры и выяснения отношений между членами семьи при детях, разговоры в повышенном тоне не допустимы. Следует помнить об этом и не демонстрировать эмоциональных реакций, вхождение которых в эмоциональных опыт малыша явно нежелателен и даже вреден. Важно постоянно задумываться о форме выражения своих чувств и о форме воздействия на ребенка. Эмоциональная жизнь, как свидетельствуют данные психофизиологии, самым тесным образом связана с деятельностью всех органов и систем человека, следовательно, от нее зависит здоровье детей, их самочувствие  нервно – психическое и даже физическое.

Читайте также:  Факторы оказывающие влияние на рост и развитие ребенка грудного возраста

    4.Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения, а затем и начальной школы не снимает с родителей многих задач, связанных с его эмоциональным развитием.

    Прежде всего, между родителями и детьми должны быть налажены искренние доверительные отношения. Эмоциональные откровения ребенка, желания выразить свои переживания, сокровенные чувства должны находить поддержку со стороны взрослых. Задача эта весьма не простая. В этом можно убедиться, если понаблюдать за тем, как общаются родители с детьми.

    Очень часто на детские откровения по поводу радостей и неудач, пережитых событий дети слышат слова взрослых: «Потом расскажешь», «Не мешай», «Не ябедничай», «Замолчи, пожалуйста», «Мне это не интересно». Равнодушно отвечая на детские вопросы, проявляя безразличие к волнующим ребенка сторонам жизни, взрослые прорубают трещину во взаимоотношениях, которые со временем могут перерасти в отчуждение, полное непонимание его внутреннего мира.

     Нужно всегда помнить, что мир взрослых и детей – две сильно отличающиеся друг от друга реальности. То, что родителям кажется несущественным, необязательным, для ребенка наполнено глубоким смыслом. Обычные, порой незаметные вещи, события воспринимаются детьми как загадочные и таинственные.  Дети склоны к пристрастному отражению действительности, созданию образов, преувеличивающих особенности предметов, настойчиво требуют справедливого разрешения конфликтных ситуаций.  Дети воспринимают мир в своих детских координатах и пропорциях, оценивают его через призму своей системы значений. Не случайно бытует понятие «видеть глазами ребенка»: родители обязаны постоянно поддерживать своеобразие видения окружающего мира ребенком. Практическому воплощению этого способствуют совместные обсуждения «злободневных» для дошкольников  и младших школьников проблем, сопереживание их неудачам, оптимистический настрой на преодоление трудностей, искренняя поддержка его успехов и даже маленьких достижений, самообладание в случаях, когда требуется принять срочные меры и т.д.

    5. Важно систематически организовывать эмоционально – насыщенное общение в условиях семьи, обогащать жизнь детей разнообразными впечатлениями. Вот несколько рекомендаций для родителей.

  1. Создавайте ситуации сюрпризности, побуждайте детей к песенным, танцевальным, игровым ипровизациям; продумывайте сценарии проведения дней рождения, других семейных праздников и досугов.
  2. Систематически читайте ребенку произведения художественной литературы: сказки, рассказы, стихотворения. Выразительно прочитанная или рассказанная сказка, рассказ стихотворение обогащают детей незабываемыми  эмоционально – окрашенными образами, которые в дальнейшем находят отражение в их рисунках, поделках , играх и др.

     После прочтения  художественных произведений организовывайте «живые» беседы. Анализируя тексты, обращайте внимание ребенка на переживания, внутренний мир персонажей, побуждайте к сопереживанию, выражению отношения к персонажам сказок, рассказов, их поступкам, используя вопросы: «Как ты считаешь? Каково твое мнение? Что ты скажешь по этому поводу?» Можно предложить ребенку вспомнить подобные случаи эмоциональных переживаний из его жизненного опыта. По возможности участвуйте вместе с детьми в драматизации знакомых произведений.

  1. Рассказывайте ребенку про свое детство, про свои приключения, которые приходилось переживать, с красочным описанием звуков, зрительных ощущений, движений, которые сопровождали то или иное событие.
  2. «Раздвигая рамки» прожитого, обыденного, чаще побуждайте детей к экспрессивному самовыражению, проявлению игрового творчества. Для этого привлекайте их к выполнению имитационных действий. Например, гуляя по парку, предложите ребенку показать, как падают осенние листья, как перелетает бабочка с цветка на цветок. В домашних условиях предложите показать, как радуется убежавший от кошки мышонок, как танцует веселый медведь и т.д.

          Систематически посещайте музеи, театры, цирковые представления. Обращайте внимание детей на мимику, жесты, интонацию голоса артистов, передающие различные эмоциональные состояния: радости, страха, удивления, злости, обиды, печали, хвастовства и т.д.

          Целенаправленное влияние на эмоциональную сферу создаст благоприятную основу для воспитания ребенка с продуктивным решением задач возраста: развитие образного мировосприятия, постижение окружающего через переживание, обогащение эмоционально – ценностного отношения детей к миру.

         Хочется завершить статью словами великого русского педагога К.Д. Ушинского, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребенка, тем не менее в направлении их должно видеть главную свою задачу».

Источник