Стадия доречевого развития ребенка 5 букв

Стадия доречевого развития ребенка 5 букв thumbnail

ugaday-slovaУгадай Слова прохождение 

Смысл игры Угадай Слова — в составлении слов из заданного бессмысленного набора букв. На каждое словечко колобок даёт подсказку, но даже с этими подсказками иногда не совсем понятно, что же за слово нужно угадать. Как ни бьёшься — а всё в пустую. Вот тут-то и придёт на подмогу наш сайт, где мы публикуем ответы на игру Угадай слова и ей подобные задания 16-30. 
Сейчас мы разберём задания с 31 по 45 и этим закончим первый уровень игры. Если вы думали, что одним уровнем в игре всё и ограничится, то вы ошиблись: в Угадай слова целых 12 уровней по 45 заданий в каждом! Мы пока только начали выкладывать ответы на них, так что если вы уже далеко зашли, просто подождите немного — помощь близко!

Угадай слова ответы на уровень 31

Угадай слова 31 уровень ответы

  • Грязевой поток в русле горной реки (4 буквы): СЕЛЬ
  • Используется для добычи рыбы (4 буквы): СЕТЬ
  • Тонкие доски из продольно распиленной древесины (3 буквы): ТЕС
  • Кошмар капитана Конкордии (4 буквы): МЕЛЬ
  • Много деревьев (3 буквы): ЛЕС
  • То, что сушится у некоторых на веревке (5 букв): БЕЛЬЕ
  • … растения (7 букв): СТЕБЕЛЬ
  • Вежливое обращение к мужчине, из французского (4 буквы): МСЬЕ
  • То, что раз лет в 20 вывозится на дачу, так как выбросить жалко (6 букв): МЕБЕЛЬ
  • Чем лиса ворону облапошила (5 букв): ЛЕСТЬ
  • Пионерский … (4 буквы): СЛЕТ
  • Вредящие действия, произведенные из побуждения покарать (5 букв): МЕСТЬ
  • Злой дух, демон (3 буквы): БЕС
  • То, что пело песенку елочки. (6 букв): МЕТЕЛЬ
  • Когда ничего не видно (4 буквы): ТЕМЬ

Уровень 32

  • Жидкое тесто в котором обмакивают рыбу перед жаркой (4 буквы): КЛЯР
  • Разум и …! (4 буквы): ВОЛЯ
  • … раздора (6 букв): ЯБЛОКО
  • Дом, жилище, крыша (устар.) (4 буквы): КРОВ
  • Глубокая, широкая канава, окружающая крепость (3 буквы): РОВ
  • Большой, густой хвойный лес (3 буквы): БОР
  • Лесной хищник (4 буквы): ВОЛК
  • Самец домашней свиньи (4 букв): БОРОВ
  • Покрытие крыши для защиты от дождя и снега (6 букв): КРОВЛЯ
  • То, в чем Маша вернулась от медведя домой (5 букв): КОРОБ
  • Колесо с желобом по окружности, вращающееся вокруг своей оси (4 буквы): БЛОК
  • То, что Балда забрал у чертей (5 букв): ОБРОК
  • Берет чужое (3 буквы): ВОР
  • Роды крольчихи (5 букв): ОКРОЛ

Ответы на уровень 33 в игре угадай слова

  • Кувшинка (6 букв): КУПАВА
  • Декоративная ваза для цветочного горшка (5 букв): КАШПО
  • Нежный, молодой пух (5 букв): ПУШОК
  • Маленькая — комнатная или дворовая — собачка (5 букв): ШАВКА
  • Титул первых сановников в Турции (4 буквы): ПАША
  • Защита для зубов боксера (4 буквы): КАПА
  • Край леса (6 букв): ОПУШКА
  • Артиллерийское орудие с длинным стволом (5 букв): ПУШКА
  • Традиционная русская еда (4 буквы): КАША
  • Медлительный человек (6 букв): КОПУША
  • Что пес Шарик в деревне Простоквашино продырявил (5 букв): ШАПКА
  • Часть экскаватора (4 буквы): КОВШ
  • Злодей для мух (4 буквы): ПАУК
  • Женщина с горделивой осанкой и плавной походкой (4 буквы): ПАВА

Уровень 34 угадай слова

  • Полудрагоценный камень, разновидность кварца (4 буквы): АГАТ
  • Темнота (4 буквы): МГЛА
  • Несладкое сухое печенье (6 букв): ГАЛЕТА
  • Человек, не обладающий магическими способностями (4 буквы): МАГЛ
  • Чайный напиток, популярный в Южной Америке (4 буквы): МАТЕ
  • Жидкость, вода (5 букв): ВЛАГА
  • Суть какого-либо рассуждения или изложения (4 буквы): ТЕМА
  • Шум (5 букв): ГВАЛТ
  • То, что извергает вулкан (4 буквы): ЛАВА
  • Игральная карта с изображением молодого человека (5 букв): ВАЛЕТ
  • Хозяйственный инструмент или средство передвижения (5 букв): МЕТЛА
  • Первая … (5 букв): ГЛАВА
  • Репродуктивная клетка животных и растений (6 букв): ГАМЕТА
  • Продается в аптеке или на тележке, но сладкая (4 буквы): ВАТА

35 уровень игра угадай слова

  • Нечестный способ получить что-то (4 буквы): БЛАТ
  • Вредное насекомое, с которым борятся карбофосом (3 буквы): ТЛЯ
  • 90- …-90 (5 букв): ТАЛИЯ
  • Круг с делениями на градусы в угломерных приборах (4 буквы): ЛИМБ
  • То, чем бьют при игре в городки, бабки или хранят в авто (4 буквы): БИТА
  • Отец (4 буквы): БАТЯ
  • Так можно назвать Николая Валуева (5 букв): АМБАЛ
  • Стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха (3 буквы): ЯМБ
  • Военное сражение (7 букв): БАТАЛИЯ
  • Представитель радикального исламского движения (5 букв): ТАЛИБ
  • Если морская, то равна 1,852км (4 буквы): МИЛЯ
  • Мохнатое животное из Южной Америки (4 буквы): ЛАМА
  • Сильное ароматическое растение, содержит много ментола (4 буквы): МЯТА
  • Что в …ни тебе моем? (3 буквы): ИМЯ

Угадай слова ответы на уровень 36

  • Мера длины (3 буквы): ФУТ
  • Тринитротолуол (3 буквы): ТОЛ
  • Не гвоздь (4 буквы): БОЛТ
  • Не морщи … (3 буквы): ЛОБ
  • Крупное объединение судов (4 буквы): ФЛОТ
  • Причина многих эпидемий (3 буквы): ТИФ
  • Игральная карта (3 буквы): ТУЗ
  • Компьютерная программа, имитирующая поведение человека (3 буквы): БОТ
  • Социальный … (4 буквы): ЛИФТ
  • Верхняя часть женского платья (3 буквы): ЛИФ
  • 22 миллионера по траве гоняют мяч (6 букв): ФУТБОЛ
  • Инструмент с режущей частью в виде клина (6 букв): ЗУБИЛО
  • … мудрости (3 буквы): ЗУБ

37 уровень ответы на игру угадай слова

  • Каша или крупа, на любителя (6 букв): ПШЕНКА
  • Шейный платок или шарф (5 букв): КАШНЕ
  • Бутерброд с зубочисткой посередине (6 букв): КАНАПЕ
  • Титул первых сановников в Турции (4 буквы): ПАША
  • Пушечное мясо в шахматах (5 букв): ПЕШКА
  • Защита для зубов боксера (4 буквы): КАПА
  • Взбитая в мелкие пузыри жидкость (4 буквы): ПЕНА
  • Ласковое отношение (4 буквы): НЕГА
  • Нехорошо, нехорошо, … Козлевич! (3 буквы): ПАН
  • Представитель молодежной субкультуры (4 буквы): ПАНК
  • Оружие единичного поражения в средние века, сейчас просто спорт (6 букв): ШАПАГА
  • Хулиганье (5 букв): ШПАНА
  • … вперед, два назад (3 буквы): ШАГ
  • Что пес Шарик в деревне Простоквашино продырявил (5 букв): ШАПКА
  • Норма еды на какой-то срок (4 буквы): ПАЕК
  • Птица семейства утиных, добыча для охотников (7 букв): ПЕГАНКА

Угадай слова уровень 38

  • Один из четырех главных ромбов в компасе (3 буквы): ОСТ
  • Выступающая часть лица (3 буквы): НОС
  • На нем спят и его едят (4 буквы): СЕНО
  • Любимое время года Александра Сергеевича (5 букв): ОСЕНЬ
  • Инертный газ, используемый в светящихся рекламах (4 буквы): НЕОН
  • То, что покрывает, укрывает. «Под …ю темных ив.» (4 буквы): СЕНЬ
  • Пропуск в метро (5 букв): ЖЕТОН
  • Тонкая листовая сталь (5 букв): ЖЕСТЬ
  • Используется для добычи рыбы (4 буквы): СЕТЬ
  • … Шекспира (5 букв): СОНЕТ
  • Ласковость и мягкость в отношении к кому-либо (8 букв): НЕЖНОСТЬ
  • Движение рукой или другое телодвижение (4 буквы): ЖЕСТ
  • Звук, издаваемый когда что-то сильно болит (4 буквы): СТОН
  • Деталь машин и механизмов для поддержания вращающихся частей (3 буквы): ОСЬ
  • То, что наводят на плетень (4 буквы): ТЕНЬ

Игра угадай слова уровень 39

  • Фрекен-Бок для Карлсона (7 букв): МУЧТЕЛЬ
  • Само … всегда хуже, чем настоящий … (7 букв): УЧИТЕЛЬ
  • Когда ничего не видно (4 буквы): ТЕМЬ
  • Политическое … (5 букв): ЧУТЬЕ
  • Смертельная замена этиловому спирту (5 букв): МЕТИЛ
  • Холодное оружие (3 буквы): МЕЧ
  • Грязный осадок на дне (4 буквы): МУТЬ
  • Старые вещи, годные для переработки (5 букв): УТИЛЬ
  • Кошмар капитана Конкордии (4 буквы): МЕЛЬ
  • Сильная прибыль воды в трюмах судна вследствие пробоины (4 буквы): ТЕЧЬ
  • Технологический процесс для расплавленных материалов (5 букв): ЛИТЬЕ
  • … света в темном царстве (3 буквы): ЛУЧ
  • Переносное жилище народов севера (3 буквы): ЧУМ
  • Бухгалтерский … (4 буквы): УЧЕТ

Угадай слова ответы на уровень 40

  • Полое, резиновое, черное (4 буквы): ШИНА
  • Крупа для каши (5 букв): МАНКА
  • Человек, способный общаться с духами (5 букв): ШАМАН
  • Источник знаний (5 букв): КНИГА
  • В чем спят на пляже под сенью пальм (5 букв): ГАМАК
  • Углубление в стене (4 буквы): НИША
  • Декоративная печь (5 букв): КАМИН
  • Механизм (6 букв): МАШИНА
  • Нагрудник, из белой ткани, для сорочки (7 букв): МАНИШКА
  • Осел (4 буквы): ИШАК
  • Мясная копченость (5 букв): ШИНКА
  • Традиционная русская еда (4 буквы): КАША
  • Очень короткий промежуток времени (3 буквы): МИГ
  • Торжественная песня, слова которой знают не все спортсмены (4 буквы): ГИМН
  • … вперед, два назад (3 буквы): ШАГ
Читайте также:  Лучшие книги по раннему развитию ребенка

Угадай слова 41 уровень ответы

  • Название немцев воевавших против СССР (разг.) (4 буквы): ФРИЦ
  • Школьная сумка, которую носят на спине (5 букв): РАНЕЦ
  • Матерчатое или вязаное изделие в виде длинной полосы (4 буквы): ШАРФ
  • Полое, резиновое, черное (4 буквы): ШИНА
  • Житель страны, где раньше Персия была (6 букв): ИРАНЕЦ
  • Начальник (3 буквы): ШЕФ
  • Чем, согласно Тютчеву, Россию не измерить (5 букв): АРШИН
  • Углубление в стене (4 буквы): НИША
  • Строительный кровельный материал (5 букв): ШИФЕР
  • Не буква (5 букв): ЦИФРА
  • То, что внутри пельмешек (4 буквы): ФАРШ
  • Серьезная опасность для кораблей (3 буквы): РИФ
  • То, что производила машина «Энигма» (4 буквы): ШИФР
  • Истинный … Характер — нордической, выдержанный. (5 букв): АРИЕЦ
  • Распорядитель на свадьбе (5 букв): ШАФЕР
  • Главный полицейский в фильмах про ковбоев (5 букв): ШЕРИФ

Уровень 42

  • Небольшое опахало для навевания прохлады (4 буквы): ВЕЕР
  • Переход одного звука или краски в другой (7 букв): ПЕРЕЛИВ
  • Знак пунктуации в виде длинной горизонтальной черточки (4 буквы): ТИРЕ
  • Проигрыватель (5 букв): ПЛЕЕР
  • Одна из двух частей табло в аэропорту (6 букв): ПРИЛЕТ
  • Болтовня (4 буквы): ТРЕП
  • Я ухожу, …! (6 букв): ПРИВЕТ
  • Металлический прут для жарения поросенка над огнем (6 букв): ВЕРТЕЛ
  • Странный … (3 буквы): ТИП
  • Нелепое, смешное, нелепое высказывание (4 буквы): ПЕРЛ
  • Пристанище, например, разбойников (6 букв): ВЕРТЕП
  • Опасное воспаление при туберкулезе или пневмонии (7 букв): ПЛЕВРИТ
  • Внутренности животных и птицы, идущие на приготовление пищи (5 букв): ЛИВЕР
  • Движение, поток воздуха (5 букв): ВЕТЕР
  • Одна тысячная кубического метра (4 буквы): ЛИТР
  • Стадия доречевого развития ребенка, следующая за гулением (5 букв): ЛЕПЕТ

Ответы на уровень 43 в игре угадай слова

  • Нечестный способ получить что-то (4 буквы): БЛАТ
  • Фраки и платья движутся под музыку (3 буквы): БАЛ
  • Теперь он не нужен, потому, что есть навигатор (5 букв): АТЛАС
  • Темная застывшая отрыжка вулкана (7 букв): БАЗАЛЬТ
  • Подвесное грузоподъемное устройство (4 буквы): ТАЛЬ
  • Низкий женский или детский голос (4 буквы): АЛЬТ
  • Дерево, из которого был построен плот Кон-Тики (6 букв): БАЛЬЗА
  • Яки дрючилась жилизка (5 букв): СТАЛЬ
  • … отдыха (4 буквы): БАЗА
  • С одной особо не поплаваешь (5 букв): ЛАСТА
  • После падения во что — «жизнь удалась!» (5 букв): САЛАТ
  • Низкий голос (3 буквы): БАС
  • Большая просторная комната (4 буквы): ЗАЛА
  • Помещение для торговли мукой на рынке (5 букв): ЛАБАЗ

Уровень 44 угадай слова

  • Отверстие среди живота (3 буквы): ПУП
  • Герой Хазанова, который прилетал на Таити (7 букв): ПОПУГАЙ
  • Собачий … (3 буквы): ЛАЙ
  • Один из видов движения лошади (5 букв): ГАЛОП
  • Вооружение на огороде (6 букв): ПУГАЛО
  • Пятая точка (4 буквы): ПОПА
  • Тот, кто сидит в позе лотоса (3 буквы): ЙОГ
  • Сказка о … и работнике его Балде (3 буквы): ПОП
  • В комнате их обычно четыре (4 буквы): УГОЛ
  • Понятие в индийской культуре (4 буквы): ЙОГА
  • Увеличительное стекло (4 буквы): ЛУПА
  • Свешивающаяся нижняя часть распашной одежды (4 буквы): ПОЛА
  • Драгоценный камень (4 буквы): ОПАЛ
  • Часть любого здания (3 буквы): ПОЛ
  • Доля в капитале (3 буквы): ПАЙ
  • Сельскохозяйственное орудие труда (4 буквы): ПЛУГ

45 уровень игра угадай слова

  • Прядильные волокна для канатов и веревок (4 буквы): ДЖУТ
  • Мера веса (3 букв): ПУД
  • Экономический … (4 буквы): СПАД
  • То, что Самсон раздирает льву (5 буквы): ПАСТЬ
  • Мороз (не Дед) (5 буквы): СТУЖА
  • Непрерывный … (4 буквы): СТАЖ
  • В чем летает Баба Яга (5 буквы): СТУПА
  • Железнодорожная или трамвайная колея (4 буквы): ПУТЬ
  • Страшно, аж … (4 буквы): ЖУТЬ
  • Положение в шахматной игре (3 буквы): ПАТ
  • Передача круглого от игрока к игроку (3 буквы): ПАС
  • Где замирает улыбка (4 буквы): УСТА
  • Лежать под … (4 буквы): СПУД
  • Когда волосы дыбом встают (4 буквы): УЖАС
  • Иронично: о мужчине, преданно ухаживающем за женщиной (3 буквы): ПАЖ
  • Сермяга (разг.) (4 буквы): СУТЬ

Угадай слова уровень 1 другие ответы: задания 1-15; задания 16-30

Угадай слова прохождение уровень 1 задания 1-45 видео


Источник

Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

Речевые и психические функции ребенка осуществляются интегративной деятельностью мозга. Для своевременного становления этих функций в онтогенезе важцое значение имеют нормальное развитие и функционирование всех отделов центральной нервной системы, особенно коры головного мозга. Речь и психические функции являются сугубо человеческими высшими корковыми функциями, и в их формировании наряду с биологическими факторами большую роль играют социальные (окружение в широком понимании). Оценка развития этих функций очень важна для диагностики заболеваний нервной системы у детей раннего возраста.

В развитии речи ребенка большое значение имеет доречевой период, который длится от рождения до конца 1-го года жизни. В этот период развивается зрительное и слуховое восприятие, формируется первая предметная и игровая деятельность, появляются гуление, лепет, возможность подражания звукам речи, развиваются первые пути довербального общения ребенка с окружающими.

Доречевой период у здорового ребенка условно делится на несколько этапов.

I этап доречевого развития охватывает первые 2 мес жизни. В это время совершенствуются и закрепляются биологические и адаптационные механизмы (функции дыхания, сосания); появляются первые эмоциональные реакции, имеющие приспособительное значение для организма; к концу I этапа крик ребенка начинает приобретать интонационную выразительность, что имеет важнейшее значение для развития общения ребенка со взрослым.

исследование речи ребенка

II этап доречевого развития (2,5—3 мес) характеризуется появлением начального гуления. В ответ на положительные эмоциональные раздражители ребенок гулит. Вместе с гулением появляется и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым. Звуки гуления уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу, ге, ха» и т. д.).

Смена коротких звуков более протяжными происходит одновременно с новой стадией в развитии движений ребенка. Произношение протяжных звуков гуления требует от ребенка более длительного мышечного сокращения. В этот период здоровый ребенок уже хорошо держит голову, поворачивается со спины на бок, тянется к предмету, ощупывает и рассматривает свои руки, У него имеется длительная зрительная фиксация (до 5— 7 мин) и прослеживание предмета во всех направлениях. Звуки гуления произносятся на выдохе, так что в этот период происходит своеобразная тренировка речевого дыхания.

Таким образом, на этом этапе развивается общение при помощи недифференцированных движений тела и головы, сопровождающихся отдельными голосовыми реакциями.

III этап доречевого развития — период «истинного» гуления. При нормальном развитии этот период ребенок проходит в возрасте 3,5—4 мес.

Особенностью истинного гуления является то, что оно не сопровождается общими диффузными движениями ребенка и не является составной частью комплекса оживления. Напротив, в период истинного гуления общие движения ребенка притормаживаются, ребенок как бы сосредоточивается на новом для него ощущении. Это является важным условием для дифференцировки произносимых звуков как по их акустическим, так и кинестетическим признакам. В этот период образуются первые условные связи между слуховыми и артикуляторными образами произносимых звуков. На этой основе у ребенка формируется самоподражание собственным звукам. Это — качественно новый этап в доречевом развитии. В период истинного гуления звуки становятся продолжительным, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще появляются губные звуки и сочетания гласных с губными.

В этот период интенсивно развивается сенсорное восприятие, которое начинает приобретать активный познавательный характер.

IV этап доречевого развития — это период лепета. Уже в возрасте 5—7 мес, когда здоровый ребенок путем самоподражания произносит сочетания гласных с губными согласными в виде цепочек звуков, намечается переход гуления в лепет. В период лепета наряду с самоподражанием более отчетливьш становится подражание звукам взрослого.

К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Пример такого общения: ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня».

Читайте также:  Календарь развития ребенка первого года

Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.

— Также рекомендуем «Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка»

Оглавление темы «Вегетативная нервная система. Периоды развития речи.»:

1. Оценка мышечного тонуса детей. Мышечная гипотония

2. Нарушение координации у детей. Непроизвольные движения у ребенка

3. Вегетативная нервная система ребенка. Развитие вегетативной нервной системы

4. Терморегуляция у детей. Исследование терморегуляции и потоотделения

5. Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

6. Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка

7. Оценка речевого аппарата. Экспрессивная речь у детей

8. Семиотика речевых расстройств. Нарушения речи в детском возрасте

9. Дизартрия у детей. Алалия у ребенка

10. Задержка речевого развития. Заикание у ребенка

Источник

Никитина Наталия Геннадиевна
Основные этапы речевого развития

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный психический процесс, который начинает формироваться, когда слух, зрение, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития. Но, даже имея здоровый головной мозг, достаточно развитый речевой аппарат, хороший слух и зрение, ребенок без речевого окружения не заговорит.

Развитие речи начинается с первых дней жизни и проходит несколько этапов.

1. Крик (новорожденный)

2. Гуление (от 1 месяца до 6 месяцев)

3. Лепет (от 6 до 12 месяцев)

4. Первые слова (от 1 года до 1года 6месяцев)

5. «Начатки» фразовой речи (1год 6месяцев – 2года)

6. Простая фраза (2года – 2года 6месяцев)

7. Развернутая фраза (2года 6месяцев – 3года).

Самым первым речевым проявлением является крик. Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех.

Гуление – стадия доречевого развития, представляет собой протяжные негромкие певучие звуки – это цепочки гласных, близких к «а, у, ы», часто в сочетании с согласными «г, м». Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю жизнь. У ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление. Насторожить в этот период должно его отсутствие или недостаточность интонационной выразительности, отсутствие смеха. Гуление – важный этап довербального (дословесного) развития речи. В этот период, наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, развивается понимание речи, малыш учится управлять интонацией. Здоровый ребенок рано начинает реагировать на интонацию, еще не понимая смысла обращенной к нему речи. Общение ребенка и взрослого строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.

Негативно влияет на развитие ребенка недостаточность эмоционально-положительного контакта со взрослым, особенно с матерью. Молчащие взрослые или взрослые, речь которых эмоционально не выразительна, не способствуют возникновению у ребенка гуления, необходимого для развития речи и познавательного интереса к внешнему миру. В возрасте от двух до шести-семи месяцев положительные эмоции матери (взрослого) нужны ребенку для полноценного развития, как пища и воздух. Если ребенок в возрасте от полугода до трех лет длительное время находится в разлуке с матерью, то это может привести к отставанию в его развитии.

Речь детей, воспитывающихся в детских домах, обычно развивается медленней, нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Даже в условиях приемной семьи, дети, окруженные любовью, заботой и вниманием, могут испытывать затруднения в речевом развитии.

Следующая стадия развития речи характеризуется появлением лепета, и длится примерно от пяти до девяти месяцев. Лепет представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. При лепете развивается длительность выдоха, активизируется слуховое внимание. К десяти месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова.Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя.

К концу второго полугодия жизни ребенка появляется, так называемая, предметно-отнесенная речь – умение узнавать в словах людей и предметы. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой.

В конце первого или в начале второго года жизни ребенок произносит свое первое настоящее слово, осознанно начинает пользоваться речью. Словарь состоит из 9–12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и другие). Отдельными короткими фразами дети начинают говорить к двум годам.

Речь ребенка продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы окружающие взрослые говорили четко, правильно, без длинных и сложных фраз. К двум годам активный словарь насчитывает примерно 250–300 слов, а к трем годам он быстро увеличивается и достигает 800–1000 слов. Речь становится полноценным средством общения.

Развитие речи ребенка предполагает, с одной стороны – понимание смысла сказанного (пассивная речь, с другой – произнесение слов и предложений (активная речь). Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную. Так, в возрасте семи-восьми месяцев ребенок обычно понимает многие слова, в том числе узнает названия предметов, которые произносит взрослый. В восемь – девять месяцев дети начинают соотносить слова с предметами, отдельными действиями.

Какое-то время количество понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. Ребенок до двух лет, понимая все, что говорят ему взрослые, хорошо выполняя их простые инструкции («Дай», «Сядь», «Возьми», может не произносить ни одного слова, либо объясняться с помощью лепетного говорения. И, все-таки, речь при этом развивается. Переход к активной речи у таких детей происходит внезапно. Еще вчера ничего не говорил, а сегодня высказывается развернутыми предложениями.

Чтобы ребенок начал использовать в речи все понимаемые им слова, необходимы три основных условия: эмоционально-теплое общение со взрослым; появление интереса к слову; становление собственной предметной деятельности. Рассмотрим подробнее каждое из этих условий.

Первое – речь возникает и развивается как средство общения ребенка с другими людьми. Вступая в эмоциональное общение с младенцем, взрослые не только развлекают его, но и создают условия для речевого развития.

Второе, не менее важное условие развития речи – насыщение опыта ребенка слышимой речью. Ребенок слышит речь постоянно. Взрослые обращаются к нему, много разговаривают в его присутствии. Звуковая среда, окружающая современного ребенка, буквально пропитана речевыми звуками – это и радио, и телевизор, и проигрыватель, и магнитофон. Но не всегда малыш слышит и различает речевые звуки. Слышимая речь оказывает положительное влияние на речевое развитие ребенка только в том случае, если она включена в непосредственное общение с человеком. Недостаточно, чтобы просто звучала пластинка или радио. Не умея анализировать громкие и ненужные звуки, ребенок вскоре перестает воспринимать их и может даже на время оглохнуть, защищая себя от непонятного ему шума. Восприятие речи ребенком до полутора – двух лет необходимо определенным способом организовать. Можно вместе с ним послушать пластинку. Чем дольше он вслушивается в одну и ту же звучащую речь, тем больше радости переживает от узнавания знакомых звуков, тем лучше выделяет и различает их. Слышимая речь должна вызывать у малыша желание «поговорить самому» –произнести лепетные звуки, напоминающие настоящую речь.

Для ребенка слышимая речь неотделима от конкретного человека. Причем этот человек не должен постоянно говорить. Слушая речь окружающих, он начинает выделять отдельные слова и различать фонемы родного языка, то есть вычленять близкие по звучанию, но разные по смыслу слова.

Становление предметной деятельности и делового сотрудничества со взрослыми – третье необходимое условие развития активной речи. Для того чтобы ребенок сам, по своей инициативе, начал говорить, у него должна возникнуть потребность в этом. Она складывается из потребности в общении со взрослым и нужды в каком-то предмете. Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет. Малыш может успешно общаться со взрослыми безо всяких слов, обмениваясь улыбками и вокализациями, родители и так все понимают. Он способен подолгу заниматься с игрушками, не испытывая желания их называть. Задачу «сказать что-то» ставит перед ребенком взрослый. А потребность в сотрудничестве побуждает ребенка принять эту задачу и сказать нужное слово. Общение со взрослым по поводу предметов и предметные действия, включенные в общение, создают для ребенка необходимость назвать нужный предмет, самому произнести слово.

Читайте также:  Елена корабельникова детский сон зеркало развития ребенка

Таким образом, если ребенок тянется ко взрослому и совместной деятельности с ним, любит заниматься с предметами, внимательно слушает и повторяет за взрослым отдельные слова – можно считать, что он готов к активной речи и совсем скоро заговорит. Однако и в этом случае переход к активной речи может несколько затянуться. Для активизации речевой способности необходимо провести своего рода «обучение» ребенка.

Попробуйте отодвинуть нужную и привлекательную для малыша игрушку так, чтобы он сам не мог дотянуться до нее. Это вызовет у него стремление достать желанный предмет.В ответ на его попытки дотянуться до игрушки отчетливо произносите ее название: «ляля», «миша», «машина». Не давайте игрушку до тех пор, пока он сам не попытается назвать ее. Сначала ребенок будет изо всех сил тянуться к игрушке и выражать свое нетерпение.Потом его усилия переключатся на вас: скорее всего, он будет указывать пальчиком на предмет и своим гневным лепетом «дай-дай-дай» пытаться выпросить его. И только потом возникнет интерес к слову, который проявится в том, что ребенок начнет смотреть на ваши губы и вслушиваться в слово, которое вы произносите. Поэтому выговаривайте слово отчетливо, с ярко выраженной и даже утрированной артикуляцией, чтобы малыш сразу обратил внимание на движения ваших губ. Сосредоточенность на артикуляционном аппарате – важный признак того, что слово выделилось в сознании ребенка и стало предметом его внимания, а это значит, что совсем скоро он сам его произнесет. Первое слово приносит ребенку огромную радость. И малыш повторяет его снова и снова, а иногда даже предпочитает словесную игру желанной раньше игрушке.

Дети в 1,5–2 года начинают активно называть предметы, когда в этом возникает потребность, а не просто подражать взрослому. Если ребенок остановится на первом этапе и будет стремиться завладеть игрушкой, то ее название он не произнесет. Значит, нужно привлечь внимание к звучащему слову. Достаточно часто задержка развития активной речи связана с тем, что взрослые удовлетворяют все желания малыша, угадывая их по первому взгляду или жесту. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего содержания, которое они выражают. Предметная отнесенность слова может быть усвоена, а система абстракций и обобщений, стоящая за ними, нет.Можно привести пример несовпадения значений слов в речи детей и взрослых:

«Мне не хватает теплоты», – она сказала дочке.

Дочь удивилась: «Мерзнешь ты и в летние денечки?»

«Ты не поймешь, еще мала», – вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!», – и тащит одеяло.

(А. Барто).

Предлагаю вашему вниманию рекомендации по стимулированию речи детей раннего возраста.

«Разговор с самим собой» Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка.Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка стоит на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай».

«Параллельный разговор» Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.

«Провокация, или искусственное непонимание ребёнка» Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент. Попробуйте дать ему не ту игрушку.При возникновении затруднения подскажите малышу: «Я не понимаю,что ты хочешь: кошку, куклу или машинку?» В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности.

«Распространение» Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит.Например: Ребёнок: «Суп».Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой»… Отвечая ребёнку распространённым предложением с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы ребёнок заканчивал свою мысль и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

«Приговоры» Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умения вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения и поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе –кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.

«Выбор» Предоставляйте возможность выбора своему ребёнку. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоценности. («Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?»)

«Игры с природным материалом» Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов,которые он время от времени может исследовать: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать… (ребёнок рвётся к песку, воде, глине). В «возне» с ними заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства…

«Продуктивные виды деятельности» На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова – жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием.Более доступными являются продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Они развивают не только речевые способности ребёнка, но и сенсорные, которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности.

«Замещение» «Представь, что…» — эти слова наполнены для ребёнка притягательной силой. В этом возрасте ребёнок с удовольствием представляет, что кубик – пирожок, коробка из – под обуви – домик… В этом возрасте детям очень нравятся игры – пантомимы, игры – имитации, которые активизируют наблюдательность и любознательность ребёнка. Вовлечь ребёнка можно в игру вопросом –предложением: «Угадай, что я сейчас делаю?»Начинайте с простых действий: причёсываться, чистить зубы, наливать сок в чашку…

«Ролевая игра» Этот вид детской деятельности только ещё формируется. Например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе… Такая игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе,повышает функцию общения.

«Музыкальные игры» Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Дети с удовольствием подпевают, обожают музыкальные инструменты, игры, типа, «Каравай», «По кочкам»… Поощряйте желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том нет, что ребёнок проговаривает только окончания или последние слова. Впоследствии ребёнок начнёт пропевать небольшие песенки целиком. Ребёнок танцует и поёт о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии – так рождается творец!

Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка!

Поэтому, чем больше ребёнок будет общаться с взрослым и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Речь взрослого должна быть:

— чёткой, неторопливой;

— доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

— грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослым, нормальное речевое и психическое развитие замедляется, поэтому, очень важно общаться с ребёнком, читать ему стихи и сказки.

Таким образом, разговаривая с ребёнком правильным языком, рассказывая ему сказки, разучивая вместе с ним стихотворения, потешки, играя, тем скорее он овладеет правильной речью!

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от дост?