Стадии развития структур взаимодействия ребенка с неживыми предметами

^
1. Кризис новорождённости.

2. Двигательная активность ребёнка.

3. Восприятие и память младенца.

4. Речь и мышление младенца.

Л и т е р а т у р а :


  1. Немов Р.С. Психология Книга 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1995, С.48-63

  2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996

  3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1979

  4. Годфруа Ж. Что такое психология. Книга 2- М.: Мир, 1992

  5. Мухина В.С. Детская психология- М.: Просвещение, 1989

* * *

Пренатальный (внутриутробный) период длится в среднем 266 дней и состоит из трёх стадий.

Предзародышевая стадия длится две недели. Она соответствует развитию оплодотворённой яйцеклетки (зиготы) во время его перемещения в матку и внедрения в её стенку вплоть до образования пупочного канатика.

Зародышевая (эмбриональная) стадия охватывает период с начала 3-й недели после оплодотворения до конца 2-го месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференцировка различных органов.

Стадия плода начинается с 3-го месяца и завершается к моменту родов. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает только в начале 7-го месяца развития. На 7-м месяце ребенок сосёт свой большой палец, реагирует на громкие звуки и даже может слышать голос своей матери и разговаривающих с ней людей.

Физическое развитие ребёнка идёт в двух направлениях: цефалокаудальном (верхние части тела развиваются раньше нижних) и проксимодистальном (участки тела, расположенные ближе к его центру, развиваются раньше периферических участков).

Первый критический период развития ребёнка –

кризис новорождённости.

В момент своего рождения ребёнок наиболее беспомощен. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. Если бы рядом не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть.

Период времени, когда ребёнок отделён от матери физически, но связан с ней физиологически (кормление, уход), и составляет период новорождённости.

Количество нервных клеток в коре головного мозга новорождённого почти такое же, как у взрослого человека, однако, эти клетки ещё незрелые, а связи между ними ещё слабые.

Ребёнок около 80% времени спит. 20% времени ребёнок бодрствует, но само бодрствование пока носит полудремотный характер.

Первый объект, который ребёнок выделяет из окружающей действительности – человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование этого периода – комплекс оживления.

Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Комплекс оживления – это не просто реакция, это уже попытка воздействовать на взрослого (Н.М. Щелованов, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова). На заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется ребёнком всякиё раз, когда у ребёнка появляется потребность общения со взрослым.

Комплекс оживления знаменует собой конец новорождённости и начало новой стадии развития – стадии младенчества.

* * *

Развитие движений ребёнка в течение первого года жизни идёт очень быстрыми темпами; из практически беспомощного существа, располагающего ограниченным набором элементарных общих врождённых движений рук, ног и головы, за один год ребёнок превращается в маленького человека, не только легко стоящего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно передвигающегося в пространстве, способного одновременно с движениями ног выполнять сложные манипулятивные движения руками, исследуя окружающий мир.

Одним из первых действий младенец усваивает хватание и удерживание предметов в руке,

пытаясь приблизить их ко рту. До семимесячного возраста ребёнок все предметы захватывает примерно одинаково. После семи месяцев движения его рук начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета в момент касания. После 10 месяцев приспособление руки и кисти происходит уже до касания предмета, на основе зрительного образа.

Рассмотрим динамику моторного развития ребёнка в период младенчества.

1 месяц – поднимает подбородок.

2 месяца – поднимает грудь.

3 месяца – пытается достать предмет, но промахивается.

4 месяца – садится с посторонней помощью.

5 месяцев – сидит у кого-нибудь на коленях, хватает предметы.

6 месяцев – сидит на высоком стуле, хватает движущийся предмет.

7 месяцев – садится самостоятельно.

8 месяцев – стоит с посторонней помощью.

9 месяцев – стоит, держась за мебель.

10 месяцев – ползает.

11 месяцев – ходит с посторонней помощью.

12 месяцев – поднимается и встаёт, держась за опору.

К концу младенческого возраста у ребёнка возникает особая форма движения — указательный жест, адресованный взрослому, с целью направить его внимание на то, что интересует ребёнка.

* * *

При рождении зрение ребёнка развито слабо. Но уже у месячного ребёнка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала они появляются в основном в горизонтальной плоскости, затем появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например, круговые, движения глаз.

Вскоре после рождения ребёнок способен различать тембр, громкость и высоту звуков.

На втором месяце жизни появляется зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете. К началу третьего месяца жизни ребёнок может произвольно переводить взгляд с одного предмета на другой.

Примерно со второго месяца жизни у ребёнка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем-четвёртом месяцах — формы предметов.

Читайте также:  Развитие ребенка как субъекта учебной деятельности

К трёх-четырёхмесячному возрасту дети своим поведением отчётливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи.

В возрасте около восьми месяцев ребёнок проявляет беспокойство, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент радом с ним находится его мать.

Предметность, т.е. отнесённость ощущений и образов к предметам окружающей обстановки, возникает к возрасту около одного года.

Считается, что до 3-4-месячного возраста ребёнок в состоянии хранить в памяти образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3-4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребёнок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причём узнаёт их не только в целом, но и по отдельным частям.

Суммируя данные о сенсорном развитии детей первого года жизни, Ж. Пиаже выстроил следующую последовательность его стадий:

1. Стадия развития структур взаимодействия ребёнка с неживыми предметами. В неё входят:

А. Стадия операционной консолидации (1-4 месяца). При помощи простых движений глаз или рук ребёнок пытается восстановить перцептивную или эмоциональную ситуацию, которая для него представляет интерес в познавательном или эмоциональном плане. В каждом таком случае ребёнок своими движениями стремится восстановить прежние ощущения (например, движение глаз в сторону привлекательного объекта или движение руки ко рту).

Б. Стадия операционной координации (4-8 месяцев). Заметив интересное движение чего-либо, младенец моментально схватывает его, воспроизводит, наблюдая с большим любопытством за реакцией.

В. Бифокальная координация (8-12 месяцев). Произвольное повторение одного и того же движения с разными частями объекта (нажатие левой чаши весов после того, как произведено движение правой). Если перед 4-8 – месячным ребёнком поставить барьер на пути следования к привлекательной для него цели, то ребёнок не предпримет никаких попыток его устранить. 8-12 – месячный ребёнок убирает барьер довольно легко. Это значит, что он усматривает связь между двумя объектами: барьером и целью, предвидит результат действия с первым из объектов – барьером – как средство достижения второго – цели.

Г. Усовершенствованная координация (12-18 месяцев). Здесь проявляется способность совершать движения с объектами – средствами (орудиями) в любую сторону, независимо от тех ручных движений, которые необходимы для непосредственного достижения цели.

2. Стадия развития структур взаимодействия ребёнка с окружающими людьми.

А. Операционная консолидация (1-4 месяца). К концу этой стадии ребёнок замечает отклонения от обычного для него поведения матери и предпринимает усилия, направленные на то, чтобы вызвать с её стороны привычную реакцию. Если это не получается, то ребёнок отворачивается и начинает заниматься чем-то другим. Это свидетельствует о том, что у него начали складываться первичные намерения.

Б. Операционная координация (4-8 месяцев). Ребёнок совершает намеренные действия для того, чтобы с их помощью привлечь внимание матери или другого взрослого человека (тянет мать за волосы, трясёт игрушкой, протягивает руки к матери и т.п.). Те действия, которые вначале преследовали определённую цель, теперь начинают играть роль сигналов, стимулов, преднамеренно вводимых в процесс общения и направленных на другого человека.

В. Бифокальная операционная координация (8-12 месяцев). Здесь структуры взаимодействия с неживыми объектами координируются со структурами взаимодействия с людьми (игра с матерью в какие-либо игрушки). Внимание ребёнка одновременно сосредоточивается и на человеке, и на неживом объекте (игрушке).

Г. Усовершенствованная координация (12-18 месяцев). На этой стадии появляется имитация ребёнком движений и действий, совершаемых другими людьми, ведётся активный поиск интересных объектов с целью продемонстрировать их другому человеку.

* * *

В возрасте около 1 месяца новорождённый начинает произносить какие-либо простые звуки типа «а-а», «у-у».

К концу первого – началу второго месяца жизни у ребёнка появляется слуховое сосредоточение, – специфическая реакция на человеческую речь.

На 3-м месяце жизни в ответ на речевые обращения взрослых у ребёнка появляются собственные речевые реакции . Вначале ребёнок произносит короткие отрывистые звуки. Затем у него появляются протяжные, певучие и тихие звуки, которые преимущественно воспроизводят интонацию взрослых. Позднее возникает ритмическое и звуковое речевое подражание.

Примерно с 4-х месяцев ребёнок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что говорит о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоциональной коммуникации.

На 6-м месяце жизни ребёнок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но также и на другие его признаки, например, на ритмику. Одновременно возрастает фонетическая организованность собственных звуков ребёнка.

Между 4 и 6 месяцами жизни ребёнок переходит к лепету, который представляет собой следующий этап в развитии активной речи.

В конце полугода жизни младенец показывает способность к пониманию речи взрослого (на отдельные слова и фразы реагирует специфическими комплексами выразительных движений). Первоначально дети лучше понимают жесты, чем слова.

Читайте также:  Массаж рук ребенку для развития речи

В 6-6,5 месяцев ребёнок связывает воспринимаемый предмет с его именем.

Во втором полугодии жизни ребёнок начинает пользоваться «псевдословами» – сочетаниями звуков, которые выполняют номинативную, или сигнальную функцию и ещё не обладает постоянными обобщёнными значениями.

Около 8 месяцев появляется ориентировочно-исследовательская реакция в ответ на называние предмета: в ответ на называние взрослым какого-либо предмета ребёнок смотрит в его сторону, захватывает, манипулирует им.

С 8-9 месяцев ребёнок произносит звуки, а затем целые слова по заданному образцу.

Лишь к концу первого года жизни ребёнок усваивает семантику слова как целостный комплекс физических звуков, имеющих некоторый обобщённый смысл.

К концу первого года жизни ребёнок точно понимает в среднем 10-20 слов и определённым образом реагирует на них.

Активные действия детей с предметами возникают между 7 и 10 месяцами жизни. Примерно около года ребёнок начинает исследовать предметы не только с помощью рук, но и с помощью других предметов, используемых в качестве орудий.

В 10 месяцев в дополнение к другим формам общения появляется предметное общение (Ребёнок в ответ на называние какого-либо предмета может взять его и протянуть взрослому). В связи с этим значительно возрастает успешность усвоения речи и её понимание.

Источник

Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. Позднее, примерно к полутора годам, формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни Узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев.

А.В.Запорожец, известный отечественный исследователь деткой психологии, описал процесс познавательного развития младенца следующим образом. Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения ребенка в пространстве и с действиями освобожденной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, перестраиваются на их основе и сами приобретают характер ориентировочно-исследовательских перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни.

При изучении зрительного восприятия детей установлено, что стимулы, близко расположенные друг к другу в пространстве, объединяются ими в комплексы гораздо чаще, чем удаленные друг от друга. Это порождает типичные ошибки, которые совершают дети младенческого возраста. Ребенок может, например, схватить башню из кубиков за самый верхний кубик и очень удивиться, обнаружив, что только один кубик, а не вся башня в целом, оказался у него в руке. Ребенок этого возраста может также делать многочисленные ,и усердные попытки «взять» цветок с платья матери, не понимая .того, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Замечено, что при восприятии предметов дети вначале ориентируются на их форму, а затем на их величину и только позднее— на цвет. Последнее происходит в возрасте около 2 лет.

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность. Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.

Существует гипотеза, предложенная Ж. Пиаже, что у младенцев уже существует прототип схемы в форме элементарной способности упорядоченного отражения действительности в виде общих свойств, присущих ряду сходных, но не идентичных явлений. Об этом говорит тот факт, что многие годовалые дети различают группы предметов, объединенных по общим признакам: мебель, животных, еду, в том числе по изображениям.

Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища. Выраженность этой способности от первого полугодия жизни к полутора годам постепенно возрастает. К концу этого срока время сохранения образа в памяти после того, как предмет был впервые увиден и спрятан, увеличивается до 10 сек.

Суммируя данные о сенсорном развитии детей первого года жизни, Ж. Пиаже выстроил следующую последовательность его стадий:

1. Стадия развития структур взаимодействия ребенка с неживыми предметами. Он включает в себя:

А. Стадию операционной консолидации (I—4 месяца). Ребенок при помощи простых движений глаз или рук пытается восстановить перцептивную или эмоциональную ситуацию, которая для него представляет интерес в познавательном или в эмоциональном плане. В каждом таком случае ребенок своими движениями стремится восстановить прежние ощущения (например, движение глаз в сторону привлекательного объекта или движение руки ко рту).

Читайте также:  Развитие внимания у 10 летнего ребенка

Б. Стадию операционной координации (4—8 месяцев). Пример:

движение чашки весов, увидев которое ребенок затем старается воспроизвести. Вообще, заметив интересное движение чего-либо, младенец почти моментально схватывает его, воспроизводит, наблюдая с большим любопытством за реакцией. В данном случае помимо движения, произведенного самим ребенком, возникает реакция слежения за этим движением.

В. Бифокальная координация (8—12 месяцев). Произвольное повторение одного и того же движения с разными частями объекта (нажатие левой чаши весов после того, как произведено движение правой). Если перед 4—8-месячным ребенком поставить барьер на пути следования к привлекательной для него цели, то ребенок не предпримет никаких попыток его устранить. 8—12-месячный ребенок убирает барьер довольно легко. Это значит, что он усматривает связь между двумя объектами: барьером и целью, предвидит результат действия с первым из объектов — барьером — как средство достижения второго — цели.

Г. Усовершенствованная координация (12—18 месяцев). Типичный пример — опыты В. Келера с использованием орудий. Здесь проявляется способность совершать движения с объектами — средствами (орудиями) в любую сторону, независимо от тех ручных движений, которые необходимы для непосредственного достижения цели.

Аналогичные подстадии можно выделить в развитии движений органа зрения, а также движений, связанных с едой и питьем, социальным взаимодействием и речью. Параллельно у детей формируются структуры, относящиеся к взаимодействию с людьми, особенно способы невербального общения ребенка со взрослым, который ухаживает за ним. Выделим аналогичные стадии в этом процессе.

2.Стадии развития структур взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Они содержат:

А. Операционную консолидацию (1—4 месяца). К концу этой стадии ребенок замечает отклонения от привычного для него поведения матери и предпринимает усилия, направленные на то, чтобы вызвать с ее стороны привычную реакцию. Если это не получается то ребенок отворачивается и начинает заниматься чем-то другим. Данное поведение свидетельствует о том, что у ребенка начали складываться первичные намерения.

Б. Операционная координация (4—8 месяцев). Ребенок совершает намеренные действия для того, чтобы с их помощью привлечь внимание матери или другого взрослого человека (тянет мать за волосы, трясет игрушкой, протягивает руки к матери и т. п.). Те действия, которые вначале преследовали определенную цель, теперь начинают играть роль сигналов, стимулов, преднамеренно вводимых в процесс общения и направленных на другого человека.

В. Бифокальная операционная координация (8—12 месяцев). Здесь структуры взаимодействия с неживыми объектами координируются со структурами взаимодействия с людьми (игра с матерью в какие-либо игрушки). Внимание ребенка одновременно сосредоточивается и на человеке, и на неживом объекте (игрушке) .

Г. Усовершенствованная координация (12—18 месяцев). На этой стадии появляется имитация ребенком движений и действий, совершаемых другими людьми, ведется активный поиск интересных объектов с целью продемонстрировать их другому человеку.

Для того чтобы глубже понять, какого уровня развития достигает младенец в восприятии, необходимо обратиться к понятию когнитивной схемы. Схема—это главная единица восприятия, которая представляет собой след, оставленный в памяти человека воспринятой картиной и включающий в себя наиболее информативные, существенные для субъекта признаки. Когнитивная схема объекта или ситуации содержит в себе подробную информацию о наиболее важных элементах этого объекта или ситуации, а также о взаимосвязях этих элементов. Способность создавать и сохранять когнитивные схемы есть уже у младенцев. Старшие дети формируют когнитивные схемы незнакомых объектов после того, как посмотрят на них в течение нескольких секунд. Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается выделять информативные признаки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостаточно информативных. Для того чтобы уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза, прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести целенаправленный поиск нужных информативных элементов.

К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта. Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов. Дальнейший прогресс их мышления непосредственно связан с началом развития речи.

РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ МЛАДЕНЦА

Хотя развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, тем не менее в течение первого года жизни формирование этих двух функций идет относительно независимыми путями, по своим собственным законам. Речь преимущественно развивается как средство общения на базе данной ребенку от рождения способности к эмпатии — пониманию эмоционального состояния другого человека по его мимике, жестам и пантомимике. Первичному развитию наглядно-действенного мышления предшествует становление манипулятивных движений рук, совершенствование работы органов чувств и формирование всех операционных структур, их координации, о которой писай Ж. Пиаже. Значительный вклад в дальнейшее развитие этой формы мышления вносит совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности младенцев.

Источник