Стадии развития семьи с ребенком

Стадии развития семьи с ребенком thumbnail

Стадии развития семьи с ребенком

Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее
жизнедеятельности. В частности, рядом авторов выделяются следующие
фазы развития семьи:

1. Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг
к другу, романтизация отношений.

2. Фаза без детей (от начала проживания вместе до рождения первого ребенка).

3. Экспансия (от рождения первого до рождения последнего ребенка. Семья с
маленькими детьми).

4. Стабилизация (фаза зрелого брака, период воспитания детей до того
момента, когда первый ребенок покидает дом).

5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом.

6. «Опустевшее гнездо» (супруги остаются одни после ухода всех детей).

7. Фаза, в которой кто-то из супругов остается один после смерти другого.

Существуют, однако, семьи, в развитии которых не прослеживаются четко
указанные фазы. Тем не менее такая периодизация является полезной, так как
обеспечивает некоторый образец для сравнения и анализа отклонений.

На каждой из указанных стадий жизненного цикла семьи могут возникать
специфические проблемы внутреннего и внешнего порядка, что, конечно,
нарушает функционирование семейной системы.

Интересно отметить, что некоторые ученые делают попытки соотнесения основных
периодов развития семьи и функций членов семьи.

1. Стадия формирования семьи

Партнерские функции:

осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами;

создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;

развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои
чувства;

налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих
обе стороны;

распределение времени между домом и работой;

выработка порядка принятия решений, удовлетворяющего обе стороны;

беседы между супругами о браке и будущем семьи.

2. Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем.

Родительские функции:

привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;

подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери;

привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка;

создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка;

забота о потребностях ребенка;

распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни
одного из родителей.

Функции ребенка:

ребенок зависим от матери и начинает доверять ей;

появление привязанностей;

овладение навыками простейшего социального взаимодействия;

приспособление к ожиданиям других людей;

развитие координации движений рук и глаз;

нахождение удобного ритма смены покоя и действия;

овладение словами, короткими фразами, речью.

3. Семья с ребенком дошкольного возраста.

Функции семьи и родителей:

развитие интересов и потребностей ребенка;

преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по
поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;

поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;

привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребенка материальным
затратам;

распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно
меняющихся ситуациях;

поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих
детях;

дальнейшее развитие взаимоотношений в семье, позволяющих супругам говорить
на самые разные темы;

развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением
ими новой роли;

сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости
от возможностей семьи);

выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы
родителей о воспитании детей.

Функции ребенка:

преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей
привязанности и невозможностью этого;

привыкание к самостоятельности;

выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность во время
еды, гигиена половых органов);

приспособление к запретам со стороны родителей;

проявление интереса к товарищам по играм;

стремление быть как мама или папа.

4. Семья школьника

Функции семьи и родителей:

воспитывать у детей интерес к научным и практическим занятиям;

поддержка увлечений ребенка;

дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);

забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;

сотрудничество с родителями других школьников.

Функции ребенка:

получение навыков, необходимых для школьного образования;

стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;

постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и
уважают;

включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;

знакомство с правилами поведения и моралью группы;

расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четко излагать
свои мысли;

осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной
картины мира.

5. Семья с ребенком старшего школьного возраста.

Функции семьи и родителей:

передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и
развития его самостоятельности;

подготовка к новому периоду жизни семьи;

определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение
ответственности между членами семьи;

поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

Читайте также:  Как влияет музыка на развитие ребенка

воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере
— взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца
(взрослой женщины, жены и матери);

понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как
уникальной личности.

Функции подростка:

положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим
изменениям;

прояснение для себя роли мужчины и женщины;

ощущение принадлежности к своему поколению;

достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;

выбор профессии, стремление к материальной независимости;

подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию
семьи;

постепенное формирование собственного мировоззрения.

6. Семья со взрослым ребенком, выходящим в мир.

Функцииродителей:

отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над
ним;

внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение
и помощь под родительским кровом;

создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее
через брачные связи;

забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;

спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли
бабушки и дедушки;

создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого
ребенка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.

Функции молодых:

осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего
отвечать за свои поступки;

создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемлемых отношений со
своим возможным будущим супругом (супругой);

положительное отношений к собственной сексуальности и ее удовлетворение в
отношениях с партнером;

создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни;

знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи.

7. Семья среднего возраста, «пустое гнездо».

Партнерские функции:

обновление супружеских отношений;

приспособление к возрастным физиологическим изменениям;

творческое, радостное использование большого количества свободного времени;

укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями;

вхождение в роль бабушки (дедушки).

Функции взрослого ребенка

заботливое, но независимое отношение к родителям;

поддержка их в новой роли пожилых людей.

8. Постаревшая семья

Функции пожилых родителей:

осознание собственного отношения к смерти и одиночеству;

изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей;

приспособление к жизни на пенсии;

воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь
других людей;

подчинение своих увлечений и дел своему возрасту;

подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет
спокойно дожить свои годы и спокойно умереть.

Функции детей пожилых родителей:

наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявлять заботу о
престарелых родителях;

помогать им, если это необходимо, материально и духовно;

подготовиться к окончательному уходу родителей;

подготовить своих детей к потере бабушки (дедушки).

Источник

Жизненный цикл семьи — это закономерная последовательность этапов, которые проходит в своём развитии семья. Выделяют стадии, или этапы, жизненного цикла, то есть период времени существования семьи от одного семейного события до другого.

Термин «жизненный цикл семьи» (англ. Family Life Cycle) был введён Э. Дювалль и Р. Хиллом в 1948 году[1]. Они понимали семью как динамическую систему, подверженную двум законам: закону гомеостаза и закону гетеростаза (развития). Согласно первому закону, каждая семья стремится к сохранению своего нынешнего состояния, пребыванию на данном этапе развития. В соответствии со вторым законом, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл, то есть определённую последовательность стадий развития.

Периодизации семейного цикла[править | править код]

Существует большое число различных периодизаций семейного цикла. В качестве критериев для выделения стадий разные авторы используют разные показатели: наличие или отсутствие детей и их возраст; возраст супругов; стадии развития брака; изменения отдельных функций семьи; изменения структуры семьи; изменения способов внутрисемейной коммуникации и т. д.

Э. Дювалль[2] (1957) рассматривает следующие стадии жизненного цикла семьи, основанные на критерии наличия или отсутствия детей в семье и их возраста:

  1. Формирующаяся семья (0—5 лет), детей нет.
  2. Детородящая семья, возраст старшего ребёнка до 3 лет.
  3. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребёнку 3—6 лет.
  4. Семья с детьми-школьниками, старшему ребёнку 6-13 лет.
  5. Семья с детьми-подростками, старшему ребёнку 13-21 год.
  6. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.
  7. Супруги зрелого возраста.
  8. Стареющая семья.

Э. К. Васильева[3] (1975) выделяет пять стадий семейного цикла, к критериям выделения которых были добавлены такие, как наличие собственных семей у детей, начало трудовой деятельности детей, совместное проживание детей с родителями:

  1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребёнка.
  2. Рождение и воспитание детей: продолжается до момента начала трудовой деятельности хотя бы одного ребёнка.
  3. Окончание выполнения семьёй воспитательной функции: продолжается до того момента, когда на попечении родителей не остаётся ни одного из детей.
  4. Совместное проживание родителей с детьми, хотя бы один из которых не имеет собственной семьи.
  5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.
Читайте также:  Обучение воспитание развитие ребенка с нарушением слуха

Б. Картер и М. Мак-Голдрик[4] (1988) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи, критерием выделения которых является наличие или отсутствие детей в семье и их возраст :

  1. Внесемейное положение: холостые мужчины и незамужние женщины.
  2. Семья молодоженов.
  3. Семья с маленькими детьми.
  4. Семья с подростками.
  5. Выход повзрослевших детей из семьи.
  6. Семья на поздней стадии развития.

В. А. Сысенко[5] (1989) выделяет четыре стадии, критерием разграничения которых выступает количество лет, прожитых супругами в браке:

  1. Совсем молодые браки — от 0 до 4 лет совместной жизни.
  2. Молодые браки — от 5 до 9 лет.
  3. Средние браки — от 10 до 19 лет.
  4. Пожилые браки — более 20 лет совместной жизни.

А. И. Антонов и В. М. Медков[6] (1996) рассматривают четыре основные стадии жизненного цикла:

  1. Стадия предродительства — от заключения брака до рождения первого ребёнка.
  2. Стадия репродуктивного родительства — период между рождением первого и последнего ребёнка.
  3. Стадия социализационного родительства (стадия воспитания) — период от рождения первого до выделения из семьи последнего ребёнка.
  4. Стадия прародительства — период от рождения первого внука и до смерти одного из прародителей (прародители становятся бабушкой и дедушкой).

Г. Навайтис[7] (1999) выделяет шесть этапов развития семьи, выделенных на основании стадий супружеских отношений:

  1. Добрачное общение.
  2. Брак.
  3. Этап медового месяца.
  4. Этап молодой семьи.
  5. Зрелая семья.
  6. Семья людей старшего возраста.

Нормативные семейные кризисы[править | править код]

Нормативный кризис характеризует переход между стадиями жизненного цикла и переживается практически каждой семьёй. При успешном разрешении кризисной ситуации происходит, как правило, гармоничное развитие семьи и личностный рост её членов.

В рамках системного подхода первое подробное рассмотрение жизненного цикла семьи было представлено в книге Дж. Хейли (1973) «Необычная психотерапия»[8]. Автор отметил, что симптомы кризиса чаще всего возникают в точках перехода от одного этапа жизненного цикла к другому.

Нормативные кризисы возникают, когда прохождение какого-либо этапа жизненного цикла затрудняется. При этом способы достижения целей, использовавшиеся ранее, перестают быть эффективными при удовлетворении новых потребностей членов семьи.

Каждый новый этап связан с изменениями всей структуры семьи и обладает рядом задач, предстающих перед семьёй. Многие семьи успешно преодолевают переходный период, перестраиваясь и адаптируясь к новым условиям. Однако если семье не удаётся перестроиться, то это сильно усложняет прохождение последующих нормативных кризисов.

В. Сатир (1992) выделяет десять основных кризисных этапов в семейном цикле[9] :

  1. Зачатие, беременность и рождение первого ребёнка.
  2. Начало освоения ребёнком человеческой речи.
  3. Налаживание отношений ребёнка с окружающей средой.
  4. Вступление ребёнка в подростковый возраст.
  5. Взросление ребёнка, оставление родительского дома.
  6. Женитьба взрослых детей, вхождение в семью новых членов (невестка, зять).
  7. Наступление климакса в жизни женщины.
  8. Уменьшение сексуальной активности мужчин.
  9. Становление родителей в роли бабушек и дедушек.
  10. Уход из жизни одного из супругов.

Некоторые авторы[10] придерживаются интегрированного подхода (2006), где выделяются семь семейных нормативных кризисов, связанных с жизненным циклом семьи:

  • Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств.
  • Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления в семье новой личности.
  • Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры (детский сад, школа).
  • Кризис 4. Принятие факта вступления ребёнка в подростковый период, экспериментирование с его независимостью.
  • Кризис 5. Выросший ребёнок покидает дом.
  • Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем.
  • Кризис 7. Принятие факта смерти одного из супругов.

Таким образом, семья в своём развитии проходит ряд стадий (этапов), каждая из которых заключает в себе как кризисы, так и возможности личностного роста членов семьи и развития семейной системы в целом.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Duvall, E. M. & Hill, R. L. Report of the Committee on the Dynamics of Family Interaction. Washington, D.C. National Conference on Family Life, 1948.
  2. ↑ Duval, E. M. Family development. Philadelphia Lippincott, 1957 (Revised editions, 1962, 1967, 1971, 1977).
  3. ↑ Васильева Э. К. Семья и её функции. — М.: Статистика, 1975.
  4. ↑ Carter B. & McGoldrick M. (eds.) The changing family life cycle — a framework to family therapy. Boston: Allyn & Bacon, 1988.
  5. ↑ Сысенко В. А. Супружеские конфликты. — М.: Мысль, 1989. — 176 с.
  6. ↑ Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  7. ↑ Навайтис Г. Семья в психологической консультации. — М.; Воронеж: Московский психолого-социальный институт. НПО «Модэк», 1999.
  8. ↑ Хейли, Дж. Необычная психотерапия. Психотерапевтические техники Милтона Эриксона/ Дж. Хейли. — Спб.: Белый кролик, 1995. — 384 с.
  9. ↑ Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с
  10. ↑ Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.
Читайте также:  Развитие ребенка с синдромом дауна с рождения

Источник

Статья написана совместно с семейным психологом Аллой Чугуевой, www.refleksia.ru.

Стадии развития семьи с ребенком

Семья похожа на живой организм и в своем развитии проходит обычные этапы, которые можно назвать уровнями развития семьи. Это период ухаживания, далее совместная жизнь без детей, далее — семья с маленьким ребенком, зрелая семья и семья со взрослыми детьми. Потом дети покидают родителей, выходя в самостоятельную жизнь. Для многих семей дополнительным переломным моментом оказывается выход на пенсию, когда приходится перестраивать жизнь на совсем новый лад.

Если эти переходы с этапа на этап протекают с трудностями, то такой трудный и болезненный этап именуется кризисом в отношениях.

Итак, основные стадии и этапы развития семьи:

1. Период ухаживания. «Конфетно-букетный» период: период романтических встреч, влюбленности, партнеры еще не начали жить вместе.

2. Совместная жизнь без детей. Собственно, создание семьи. Переход с конфетно-букетного периода к совместной жизни сопровождается известным кризисом первого года совместной жизни. Поскольку каждый несет свою собственную модель из родительской семьи, в это время происходит притирка двух разных представлений о семейной жизни, выработка устраивающих обе стороны бытовых правил.

3. Семья с маленьким ребенком. Кризис при рождении первого ребенка влечет появление новых ролей: теперь не только муж и жена, а еще и папа, мама. Этот кризис также известен как кризис 3 лет в отношениях, так как по прошествии трех лет в семье зачастую уже появляется ребенок.

4. Зрелая семья. Через несколько лет брака семья представляет собой сложный организм, на управление которого требуется все больше и больше ресурсов. В семье могут появиться второй и последующие дети, все они требуют внимания, вложений, усилий. Супруги становятся старше, меняются их личные задачи, мировоззрение. У них появляются успехи или неудачи в карьере, отношениях с друзьями, испытания в других жизненных сферах. Браку предстоит серьезный вызов: супруги будут только совместными партнерами по хозяйству и воспитателями, или они будут по-прежнему любить друг друга, развивать совместные интересы и уделять внимание отношениям? В этот период психологи говорят о кризисе 7 лет отношений.

5. Семья со взрослыми детьми. Дети становятся взрослыми и постепенно готовятся к уходу из семьи. Прочный брачный союз помогает детям постепенно отделиться и вовремя повзрослеть – в такой семье взрослые дети живут своими интересами, влюбляются, ведут активную социальную жизнь. Если же отношения супругов проседают, то они всеми силами будут стремиться не дать ребенку повзрослеть. В такой семье совместная забота о ребенке – это единственное, что поддерживает брак, в связи с чем родители обычно не принимают избранницу сына (избранника дочери), находят в нем реальные и мнимые недостатки, агрессивно ввязываясь в жизнь взрослого ребенка и навязыя свое мнение.

6. Выросшие дети покидают родителей, семья снова состоит из двух супругов. Когда дети вырастают и уходят от родителей, то супруги сталкиваются с новым испытанием. Осталось ли что-либо от их отношений или их роли «муж» и «жена» перестали существовать и остались только «мама» и «папа»? Теперь не нужно круглые сутки совместно решать проблемы болезней, выпускных экзаменов, несчастных влюбленностей и других треволнений детей. Дом опустел и супруги остаются наедине. Возможно, что детьми постоянно занималась жена, а муж активно строил карьеру. В таком случае, если женщина не смогла создать свое личное пространство, то ее жизнь потеряет смысл, вследствие чего начнется кризис как у нее, так и в отношениях.

7. Выход на пенсию. Для многих семей это переломный момент, когда приходится перестраивать жизнь на совсем новый лад. Разводы тут происходят редко, а изменения настроения и характера — частенько. Для кого-то это долгожданная пора свободы, когда можно заниматься любимыми делами, творить и путешествовать, для кого-то тоскливый конец жизни, который неизвестно зачем приходится доживать. Важным моментом тут оказывается взаимопомощь в паре, когда каждый помогает другому не уйти в негатив, поддерживать позитив в отношениях и видение жизненных перспектив.

Источник