Средства развития речи у ребенка

Средства развития речи у ребенка thumbnail

Средства развития речи дошкольников

Важным средством развития речи является языковая среда. Речь, которую дети постоянно слышат, всё, что им читают и рассказывают, а также привлечение их внимания к языковому материалу обеспечивают формирование так называемого «чувства языка», которое, в свою очередь, способствует усвоению культуры речи.

Поэтому очень важно, чтобы речь взрослых была содержательной, грамотной, выразительной, разнообразной, точной.

Но, к сожалению, на практике приходится сталкиваться с недостатками речи педагогов и взрослых в семье ребёнка. Среди которых:

  • многословие. Одни педагоги долго объясняют детям задание. Не умея просто и ясно изложить свою мысль, другие повторяют всё, что говорят дети, неумеренно хвалят каждого, без необходимости по несколько раз повторяют свой вопрос – в этом потоке слов теряется главное, существенное;

  • чрезмерная сухость речи, когда дети слышат только краткие распоряжения, замечания и больше ничего. У такого воспитателя детям нечему будет научиться в отношении богатства языка;

  • небрежное произношение звуков, слов;

  • монотонность речи, которая утомляет детей и снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь. Дети начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать;

  • бедность языка;

  • злоупотребление лишними словами («так сказать», «значит»), употребление слов с характерными особенностями местных говоров, с неправильным ударением в словах.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.

Большое значение в развитии речи имеет содержательная жизнь детей в детском саду. Интересная, богатая впечатлениями жизнь обогащает и активизирует речь детей, у них появляется желание поделиться тем, что их глубоко затронуло. Разнообразные игры. Развлечения, занятия с материалами, прогулки и наблюдения, уход за животными и растениями, рассматривание картин, яркие детские праздники, — всё это становится содержанием их речи.

Важнейшим средством развития речи является и художественная литература. Она используется для формирования звуковой культуры речи, усвоения морфологических закономерностей и синтаксических конструкций. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

      Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. 

При выборе содержания художественной литературы, я стараюсь учитывать индивидуальные особенности детей и их развитие, а также жизненный опыт дошкольников. Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна.

В целях речевого развития детей применяются художественные средства.

Существенное влияние на формирование речи оказывает рисование. Рисование – одно из самых больших удовольствий для ребёнка.  Оно приносит малышу много радости. В рисовании ребёнок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы, включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве исследователя техник рисования. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Деятельность с красками — это не только сенсорно — двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающем, способствует проявлению умственной и речевой активности. Дети получают возможность упражняться в создании прекрасного, учатся соотносить речь с действием. Создание образа стимулирует развитие воображения: ребёнок   мысленно 

« дорисовывает»  статичное,   иногда бесформенное изображение, придаёт ему динамичность средствами речи, реальных действий и игры.

 Все этапы  изобразительной  деятельности сопровождаются речью.  

Установлено, что дети дошкольного возраста почти никогда не рисуют молча: некоторые шепчут что-то, другие громко разговаривают. Слово позволяет осмыслить процесс изображения, делает движения ребёнка более нацеленными. Продуманными. Помогает использовать разнообразные материалы, разную технику рисования.

Таким образом, рисунок и речь – два взаимосвязанных и взаимообогащающих средства, при помощи которых ребёнок выражает своё отношение к окружающему.

Ни с чем не сравнимую радость вызывают у детей театрализованные представления. Которые воздействуют на маленьких зрителей целым комплексом средств: художественными образами. Ярким оформлением, точным словом, музыкой.

Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей инсценировка художественных произведений помогает ярче и правильнее воспринимать их содержание. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях (разучивание ролей, отработка интонационной выразительности речи). Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Одним из средств развития речи являются наглядные пособия по развитию речи, вызывающие у детей интерес, работу мысли и речевую активность.

Однако наличие пособий само по себе не решает задач речевого развития детей. Они не окажут заметного влияния на развитие речи дошкольников и будут лишь средством развлечения, если их использование не будет сопровождаться словом воспитателя, которое будет направлять восприятие детей, объяснять и называть показываемое.

Таким образом, для развития речи используются разнообразные средства и методы, выбор которых зависит от уровня сформированности у детей речевых навыков и умений; от жизненного опыта детей4 от характера языкового материала и его содержания.

Источники

  1. И.В. Гуреева. Развитие речи и воображения. – ВОЛГОГРАД: КОРИФЕЙ, 2010

  2. https://gigabaza.ru/doc/88547.html

  3. https://www.i-gnom.ru/books/metodika_razvitia_rechi/mrr36.html

Источник

Валерия Бабкина
Консультация «Основные направления и средства речевого развития детей»

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основевладения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

• Овладение речью как средством общения и культуры;

• Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• Формирование звуковой аналитико — синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Процесс формирования речи детей должен строиться с учетом не только общедидактических, но и методических принципов обучения. Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми, педагог выбирает средства обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др. Методические принципы выступают также во взаимосвязи друг с другом.

Применительно к дошкольнику на основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей и опыта работы детских садов мы выделим следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку.

• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением.

• Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.

Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации, и в разных видах деятельности.

• Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности.

• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.

Леонтьев выделяет три способа осознания,которые часто смешиваются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.

• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи.

• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе организованной образовательной деятельности нередко исчезает естественность общения,снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить.

• Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);

— Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения, любви и интереса к художественному слову;

Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);

— Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);

— Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).

В практике работы педагогов ДОУ по развитиюречи используются следующие методы:

Наглядные:

Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:

-Чтение и рассказывание художественных произведений;

-Заучивание наизусть;

-Пересказ;

-Обобщающая беседа;

-Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические:

-Дидактические игры;

-Игры-драматизации;

-Инсценировки;

-Дидактические упражнения;

-Пластические этюды;

-Хороводные игры.

Для развития речи используются разнообразные средства:

• общение взрослых и детей;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• обучение родной речи и языку на занятиях;

• художественная литература;

• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Рассмотрим кратко роль каждого средства.

Важнейшим средством развития речи является общение.

В отечественной психологии общение рассматривается как сторона какой-либо другой деятельности и как самостоятельная коммуникативная деятельность. В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Система работы по развитию речи детей в ДОУ

Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове).

4.Формирование грамматического строя речи:

4.1. Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);

4.2. Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);

4.3. Словообразование.

5. Развитие связной речи:

5.1. Диалогическая (разговорная) речь

5.2. Монологическая речь (рассказывание).

6. Воспитание интереса и любви к художественному слову.

Принципы развития речи:

1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

2. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

3. Принцип развития языкового чутья.

4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

5. Принципы взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

7. Принцип обеспечения активной языковой практики.

Средства развития речи:

1. Общение взрослых и детей

2. Культурная языковая среда.

3. Обучение родной речи в непосредственно-образовательной деятельности.

4. Художественная литература.

5. Изобразительное искусство, музыка, театр.

6. Непосредственно-образовательная деятельность по другим областям.

Методы развития речи:

1.Наглядные:

— метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии)

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

2.Словесные:

— чтение и рассказывание художественных произведений

— заучивание наизусть

— пересказ

— обобщающая беседа

— рассказывание без опоры на наглядный материал

3.Практические:

— дидактические игры

— игры-драматизации

— инсценировки

— дидактические упражнения

— пластические этюды

— хороводные игры

Источник

средства развития речи

Для развития всех сторон речи детей родителям нужно ориентироваться в ее основных формах. В этой статье мы расскажем о том, какие виды речи ребенка существуют, какими средствами их нужно развивать, когда следует обращаться к логопеду за специализированной помощью.

Содержание:

  • Виды речи
    • Монологическая речь
    • Диалогическая речь
    • Внутренняя речь
    • Письменная речь
  • Как развивать речь ребенка – средства
    • Игры на развитие речи
    • Стихи
    • Песни
    • Сказки
    • Книги
    • Общение
    • Пословицы
  • Советы родителям
    • Как проводить занятия по развитию речи
  • Как общаться с ребенком
  • Когда нужно обратиться к логопеду

Виды речи

В современном языке существует всего два вида: это устная и письменная речь. Они имеют между собой очень важное сходство, являясь звуковыми видами. Устная речь, в свою очередь, делится на следующие подвиды:

  • диалогическая;
  • монологическая.

Оба эти вида могут быть активными или пассивными. В первом случае (активная речь) ребенок говорит, во втором (пассивная речь) он слушает говорящего взрослого или сверстника. Специалисты выделяют еще одну, самую древнюю форму речи – кинетическую, когда общение происходит при помощи жестов. Некоторые дети в раннем дошкольном возрасте мастерски владеют жестовой речью, не имея пока других возможностей для общения с близкими людьми.

Монологическая речь

У монологической речи имеются несколько особенностей:

  • развернутая, то есть говорящий почти всегда описывает предмет или ситуацию;
  • чаще всего активна и произвольна, то есть говорящий должен хорошо понимать, о чем он говорит, последовательно выражать свои мысли;
  • организованная, то есть высказывание в монологической речи создается по определенному плану, который должен сохраняться «в уме» говорящего на протяжении всего монолога.

Эти особенности требуют специально организованного развития связной монологической речи. Даже детям старшего дошкольного возраста очень сложно без подготовки выразить свои мысли в виде развернутого высказывания. Чтобы они могли связно и последовательно сформировать монолог, детей учат составлять план высказывания, подбирать нужные слова, пользоваться интонацией.

Диалогическая речь

Диалог почти всегда связан с обстановкой, в которой он происходит. Высказывания людей, ведущих разговор, связаны между собой. Каждое следующее высказывание вытекает из предыдущего.

В противоположность монологу, у диалогической речи имеются следующие особенности:

  • она свернута, так как оба собеседника обычно знают, о чем они разговаривают;
  • она мало организована, течет сама по себе, часто включает привычные реплики или сочетания слов.

С 2-3 лет диалогическая речь становится основным средством общения малыша со сверстниками и взрослыми.

Внутренняя речь

Эта форма речи не выражается звуками, она проговаривается внутри при помощи языковых средств. Она не может применяться для общения, так как служит для обслуживания мышления. Во внутренней речи может опускаться то, что само собой разумеется для человека, использующего ее. Она сокращена, в ней нет полных предложений, фразы могут состоять из одного слова.

Внутренняя речь может быть направлена:

  • на воображаемого или возможного собеседника;
  • к самому себе;
  • на планирование предстоящей деятельности;
  • на воображаемую аудиторию.

Эта форма речи – очень сложное явление с точки зрения психологии, она тесно связана с мышлением.

Письменная речь

Этот вид речи имеет те же свойства, что и монологическая речь, но они более выраженные и яркие. Читатель написанного, так называемый «собеседник», не сможет ни переспросить того, кто написал текст, ни попросить о пояснениях к нему. Поэтому нужно так строить письменное высказывание, чтобы читатель все понимал заранее.

Это самый произвольный вид речи, так как пишущий тщательно оценивает применяемые им средства языка. В письменной речи можно сделать то, что невозможно сделать в речи монологической: оценить свое высказывание и исправить его, если оно показалось неудачным.

Этим видом речи невозможно овладеть в совершенстве без использования внутренней речи. Ведь прежде чем написать высказывание, человек проговаривает его на внутреннем плане. Если он искусно владеет этим видом речи, то может не замечать этапа внутреннего проговаривания, когда «слова сами льются на бумагу».

В самом начале овладения письменной речью младшие школьники часто диктуют сами себе. Это тоже считается использованием внутренней речи.

Как развивать речь ребенка – средства

Существует множество видов занятий по развитию детской речи. Это беседы, наблюдения за животными и растениями, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, словесные игры, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, пересказ текстов и придумывание сказок. Эти методы подбирают для домашнего обучения, опираясь на возможности детей, особенности возраста.

Игры на развитие речи

Игра – ведущая деятельность дошкольников, поэтому развивающие игры как нельзя лучше стимулируют речь, мышление, внимание и память.

Примеры речевых игр:

  • «Что бывает соленым… (мягким, сладким, широким);
  • «Угадай, чего не стало»;
  • «Летает – не летает»;
  • «Животные и их детеныши»;
  • «Скажи наоборот»;
  • «Угадай, кто в домике живет»;
  • «Скажи похожее словечко» (на придумывание рифм);
  • «Загадай предмет»;
  • «Где мы были, мы не скажем»;
  • «Да и нет не говорите»

В игровой форме можно предложить детям придумать рассказ по серии картинок, сочинить сказку. Длительность речевых игр – не более 10-15 минут.

Стихи

Чаще всего стихи используются в логопедической практике, чтобы в игровой форме стимулировать детей к выполнению артикуляционных упражнений. Очень нравятся малышам стихи, которые можно сопровождать движениями, а также упражнения пальчиковой гимнастики.

Потешки очень хорошо воспринимаются детьми раннего возраста, а детям постарше рекомендуется читать проверенные временем произведения Агнии Барто, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Бориса Заходера, Даниила Хармса, Валентина Берестова, Юнны Мориц. При чтении нужно обязательно обращать внимание детей на непонятные слова и выразительные средства поэзии.

Песни

Первые песни, которые слышат дети – это мамины колыбельные. Чем старше становится ребенок, тем больше пополняется его репертуар детскими песенками. Песни – это не только средство для развития речи, это эмоции и ритм, помогающие запомнить слова. Слова, спетые в песне, лучше запоминаются и осознаются. Они выстраиваются в логическую цепочку и легко откладываются в детской памяти.

Сказки

Этот жанр становится понятен ребенку, начиная с раннего детства. Сказка развивает словарный запас, образное мышление, дает возможность проиграть возможную жизненную ситуацию.

Приемы использования сказки:

  • Обсуждение сюжета;
  • Придумывание нового героя;
  • Соединение двух сказок в одну;
  • Отгадывание названия сказки;
  • Придумывание продолжения;
  • Инсценировка сказки, ее показ при помощи театра кукол.

Важно читать сказки выразительно, используя все богатство интонации и возможности голоса.

Книги

Очень часто человек проносит сквозь жизнь впечатления, полученные в детстве от чтения запомнившихся книг.

Чем полезно чтение художественной литературы:

  • знакомит с богатством родного языка, дает его лучшие образцы для подражания;
  • создает непрерывную связь между поколениями;
  • способствует речевому творчеству;
  • знакомит детей с миром взаимоотношений людей, явлениями природы, миром животных;
  • пополняет словарный запас, знакомит с выразительными средствами родного языка.

Очень полезно рассматривание иллюстраций в детских книгах и беседы по их содержанию. Картинки должны быть яркими и красочными, реалистично передавать предметы, явления природы и образы литературных героев.

Общение

Этот метод речевого развития неосознанно используется родителями, начиная с самого рождения малыша. Новорожденные прислушиваются к звукам голоса своих родителей. Через несколько месяцев они накапливают словарь, которым будут пользоваться в собственной речи.

Этапы общения:

  1. довербальный этап – малыш не понимает речь взрослых и сам еще не говорит;
  2. этап возникновения речи – время первых слов и начала понимания речи взрослых;
  3. этап речевого общения – время освоения словаря, грамматики родного языка и использование речи для активного общения с взрослыми и сверстниками.

Невозможно овладеть речью без общения с родителями, которые обращаются к ребенку и требуют от него словесной реакции. Дети должны понять обращенную к ним речь и приготовить ответ. Важно, чтобы близкие люди не скупились на общение, обладали чистой и правильной речью.

Пословицы

Поговорки и пословицы – это квинтэссенция народной мудрости, заключенная в емкую короткую фразу. Именно поэтому они легко запоминаются и понятны даже детям, дают образец построения фразы и изложения мыслей. Их действие умножается при помощи заключенной в пословице эмоции.

Пословицы можно использовать в любых ситуациях. «Поспешишь – людей насмешишь», «Играй, да дело знай», «Сначала думай, потом говори». Иносказательные пословицы требуют разъяснения смысла: «Семеро одного не ждут», «Назвался груздем – полезай в кузов», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда».

Пословицы и поговорки помимо развития речи заставляют детей думать, осмысливая свои поступки.

Советы родителям

В каждом возрасте есть приоритетное направление речевой деятельности, соответствующее возможностям ребенка. Так, например, в первые два года жизни важно воспитывать у малышей умение слушать взрослых, подражать их речи. У детей 3-5 лет в приоритете обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильных высказываний, воспитание правильного произношения звуков, развитие разговорной речи.

У большинства старших дошкольников уже сформированы все звуки. В 5-7 лет особое внимание следует обращать на обогащение словаря и развитие связной речи. Детям этого возраста доступен пересказ и придумывание рассказов и сказок, описание предметов.

Как проводить занятия по развитию речи

Чтобы речевое развитие осуществлялось в системе, нужно проводить специально организованные занятия. Их проводят 2-3 раза в неделю. При видимом отставании ребенка от возрастных норм нужно заниматься каждый день.

Продолжительность занятий в каждом возрасте:

  • 2-3 года – 7-10 минут;
  • 3-4 года – 10-20 минут;
  • 5-6 лет – 20-25 минут.

Этим нормам соответствуют занятия в детском саду, где они проводятся в соответствии с единой программой воспитания и обучения.

Чтобы ребенок усваивал учебный материал, нужно соблюдать следующие правила:

  • не перегружать детей, подбирать задания в соответствии с возрастом;
  • не следует ускорять ход естественного развития ребенка, лучше полноценно закрепить материал;
  • ежемесячно рекомендуется записывать детскую речь на диктофон: лепет, гуление, первые слова, беседы и диалоги, чтение стихов, пересказ сказок, речевое творчество, длительность записи варьируется от 1 до 10 минут.

Для контроля нужно записывать в тетрадь успехи и достижения ребенка: появление новых слов и звуков, речевые ошибки, неправильно произносимые звуки, ударения, слова, грамматические конструкции.

Как общаться с ребенком

При обучении детей нужно следить за своей речью, произносить слова, не торопясь. Звуки нужно произносить отчетливо и ясно, с правильной артикуляцией. Читая сказки и рассказы, важно делать это выразительно, используя интонацию. Непонятные детям слова нужно обязательно пояснять, рассказывая об их значении.

Не следует «сюсюкать», часто использовать уменьшительно-ласкательные формы слов (ручки, чашечка, подушечка и т. д.). Такая тактика тормозит речевое развитие детей. Указывая на детские ошибки в речи, не нужно высмеивать ребенка. Это нужно делать очень тактично, показав, как правильно произносить слово или речевой оборот. Если ребенок говорит слишком быстро, «взахлеб» или, наоборот, слишком тихо, нужно напомнить ему о том, что спешить не нужно, важно говорить четко и ясно.

Очень важно правильно реагировать на детские вопросы. Ни мама, ни папа не должны оставлять их без внимания. Надо дать полный и компетентный ответ, проверив, понял ли его ребенок.

Когда нужно обратиться к логопеду

Обычно к 4-5 годам у детей исчезают возрастные нарушения звукопроизношения. Это не происходит самопроизвольно. Чаще всего процесс правильной артикуляции запускается на фоне правильной речи окружающих взрослых. Хорошо, если взрослые дают указания о том, как следует говорить. Тогда дети начинают самостоятельно стремиться к правильной и чистой речи.

Существуют дефекты речи, на которые следует обращать внимание еще в раннем возрасте. Эти нарушения речевого развития чаще всего связаны с патологией нервной системы, они не исчезнут без диагностики и лечения, без помощи специалистов.

Когда нужно обратиться к логопеду – возможные симптомы:

  • речь ребенка значительно отличается от речи его сверстников, причем в худшую сторону;
  • малыш не обращается ко взрослым за помощью;
  • его речь похожа на речь иностранца, только что освоившего чужой язык или вообще не понятна окружающим;
  • ребенку безразлично, понимают его взрослые и сверстники или нет;
  • он не реагирует на замечания взрослых по поводу речевых ошибок, не повторяет по просьбе взрослых сказанную неверно фразу или слово;
  • речь уже начала развиваться, но внезапно исчезла, стала «затухать»;
  • малыш переставляет слоги в словах, меняя их местами;
  • первые слова у ребенка появляются в 3-5 лет;
  • имеются дефекты речевого аппарата: короткая уздечка языка, неправильный прикус, толстый или слишком маленький язык, узкое и высокое небо, расщелины неба, «заячья губа», «волчья пасть»;
  • имеются нарушения темпа речи, она слишком быстрая (тахилалия) или слишком медленная (брадилалия).

Каждая из тем данной статьи подробно раскрыта в этом же разделе, который называется “Развитие речи”. Вы найдете в статьях подробные описания игр, занятий с детьми, множество стихов, потешек, комплексов пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики. Здесь же подробно разъяснены нормы развития речи, признаки задержки речевого развития, логопедические упражнения и разнообразные упражнения, которые могут проводить заботливые родители в домашних условиях.

Источник