Средства психического развития ребенка в доу

Средства психического развития ребенка в доу thumbnail

Лена Свидрик
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста

В период раннего детства 1-3 года ребенок уже не является беспомощным существом. Он очень активен в действиях и своем стремлении общаться с взрослыми, следовательно, он поражает взрослым. Так, малыш готовится к общению с окружающими к доверительным отношениям с ними. В это время формируется предметная деятельность, а также происходит овладение телом и речью [2].

В дошкольном возрасте 3-7 лет малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функции предметов и открывает ценностное отношение к ним. В это время малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые важны во взаимодействии с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения

Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей. Ребенок начинает осознавать себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о различных стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными и смелыми, а девочки – аккуратными и т д [2].

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает настоящее и имеет представление о будущем. Так же формируется самосознание благодаря интеллектуальному и личностному развитию, на основе эмоций и оценки чужого поведения [2].

Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:

1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Дошкольник рассматривает и наблюдает. Так же формируется сенсорное восприятие.

2. Мышление. У детей дошкольного возраста оно наглядно-образное. Детская логика не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.

3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна, то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память.

4. Речь. С ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваиваются правила грамматики и особенности произношения.

Психическое развитие дошкольников нередко связано с повышенной ранимостью. Воздействие окружающего мира на ребенка может оказаться слишком сильным и стать причиной нежелательных нервных реакций. Важно оберегать его от воздействия слишком сильных раздражителей.

В дошкольном возрасте дети бурно протестуют против барьеров, которые возникли при познавательной деятельности. Слишком строгие запреты порождают психотравмы, которые серьезно дезорганизуют детские мысли, чувства и могут привести к неврозам.

Важно заботиться об организации оптимального ритма жизни дошкольника, который представляет собой разумное сочетание и чередование интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая деятельность. Дети играют с взрослыми и сверстниками, вступают в определенные отношения, используя правила игры. В каждой игре есть свои правила, тема, сюжет, роль, игрушки, игровые действия [1].

Младший дошкольник действует не думая для чего это нужно. Средним дошкольникам важно отношение между людьми.

Роль игры в развитии психики:

1. В игре ребенок учиться общаться со сверстниками

2. Учиться подчинять свои желания правилам игры

3. В игре формируются первые нравственные чувства

4. Формируются новые мотивы и потребности (соревнования, самостоятельность)

5. Зарождаются новые виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация [3].

Список литературы:

1. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, М. : Московский психолого-социальный институт, 2003, 376 с

2. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. / Е. А. Сорокоумова. – Спб. : Питер, 2007, 208с.

3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2001, 336 с.

Читайте также:  Семья как важный фактор психического развития ребенка

Источник

Современная концепция дошкольного воспитания предусматривает гуманизацию педагогической деятельности педагога в вопросах индивидуального подхода к каждому ребенку. Необходимость индивидуального подхода в педагогическом процессе неоднократно подчеркивали в своих работах Е. А. Аркин, М. Я. Басов, Я. И. Ковальчук, В. А. Сухомлинский, А. П. Усова и др. Основанный на знании возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника, он приобретает особую значимость для осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с детьми, а также для полноценного развития личности каждого воспитанника ДОУ.

Для осуществления данной стратегии и тактики учебно-воспитательного процесса важным условием является своевременная и регулярная диагностика развития психики каждого ребенка, которая позволит иметь достоверные данные об имеющемся на данное время уровне развития детей. Профессор Т. Д. Марцинковская определяет психодиагностику, применительно к дошкольному возрасту, как деятельность по психическому изучению ребенка на протяжении дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды ДОУ. Данная процедура предполагает вынесение психического диагноза, т. е. конечного результата деятельности психолога, направленной на описание и выяснения сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психологического обследования.

Осуществление диагностики в ДОУ позволяет учитывать координаты развития дошкольника в каждый возрастной период и определять место каждого ребенка на «шкале» развития, а, следовательно, на основе индивидуальных диагностических данных строить и осуществлять учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно.

Таким образом, введение диагностики в систему дошкольного образования объясняется насущной проблемой обратить внимание педагогов на индивидуальность ребенка, на присущие ему интересы и склонности.

На современном этапе отмечается недостаточность имеющихся разработок эффективных диагностических методик, направленных на получение информации о психическом развитии дошкольников, а также недостаточность разработки конкретно выделенных показателей — ориентиров развития психики ребенка.

Изучая диагностические методы, применяемые в условиях ДОУ (наблюдение, тестирование, анкетирование, беседы, и анализ продуктов детской творческой деятельности), нами было отмечено, что особого внимания и более широкого применения заслуживают графические проективные методики. Рисуночные тесты или пробы являются наиболее удобным диагностическим средством психических особенностей детей по нескольким причинам:

а)     они достаточно информативны;

б)     при повторении они могут показать динамику психического состояния ребенка;

в)     рисование — привычная деятельность для детей;

г)     графические методы дают ребенку возможность проецировать реальность и по-своему интерпретировать ее, а значит, рисунок несет на себе отпечаток личности, ее настроения чувств, особенностей представлений, отношений и т. д.;

д)     данная процедура облегчает производство таких аспектов, которые ребенок выразить словами не в состоянии.

Изучая закономерности необратимого, направленного изменения психики, то есть психического развития детей старшего дошкольного возраста, нами были выявлены основные новообразования данного возрастного периода, которые правомерно стали считать показателями развития психики ребенка 6–7 лет:

—        Произвольность психических процессов: а) память, б) воображение, в) мышление;

—        Произвольная регуляция поведения;

—        Самосознание, самоконтроль, самооценка.

Учитывая особенность процесса изобразительной деятельности: этапность, динамичность, наличие новообразований, а также большие возможности рисунка ребенка как диагностического средства: информативность, доступность, простота и естественность для дошкольника самого процесса; нами был разработан комплекс графических методик в виде рисуночных проб.

Используя данные графические методики, можно получить информацию об уровне сформированности психических процессов, личностных качеств ребенка шести — семи лет. Где показателем психического состояния дошкольника в рисунке является его способность использовать изобразительные средства, а также его отношение к самому процессу изобразительной деятельности:

—       передача характерных особенностей объекта по памяти: цвет, пропорции, строение, размер говорит об уровне развития памяти у ребенка (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй собаку», «Нарисуй то, без чего не бывает праздника «Новый год»);

—       способность быстро придумать и изобразить что-то оригинальное, необычное, красочное, эмоциональное, где достаточно хорошо прорисованы детали образа может показать, насколько развито творческое воображение и мышление у ребенка (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй сказочный лес», «Нарисуй что-нибудь необычное», «Нарисуй красивый и некрасивый цветок», «Волшебное яйцо»);

—       способность дошкольника передать в рисунке все детали изображаемых объектов четко и ясно, нарисовать объект, как единое целое, при этом правильно передать пропорции, пространственные соотношения, величину; детализировать свой образ — является показателем уровня развития у дошкольника образно-логического мышления (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй зимний лес», «Нарисуй многоэтажный дом», «Косой дождь», «Нарисуй то, что бывает только зеленым (красным, синим, желтым)»;

Читайте также:  Психопатия и психопатическое развитие личности ребенка

—       умение ребенка рисовать изображение крупно, использовать элементы декора, тщательно прорисовывать детали, отражать в рисунке характерные особенности самого себя: цвет волос, прическа, одежда — является показателем сформированности его самосознания (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй свой портрет», «Кем ты хочешь быть», «Нарисуй, какой ты плохой», «Нарисуй, какой ты хороший»);

—       умение дошкольника правильно отображать в рисунке размер, форму, строение предмета, при закрашивании точно соблюдать предложенные правила; сосредоточенно, не отвлекаясь работать в процессе рисования — является показателем выявления сформированности произвольной регуляции поведения и способности проявлять волевые качества (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй такие же шары и правильно закрась их», «Продолжи эти линии»);

—       умение ребенка работать по образцу, то есть проявлять интерес к выполнению достаточно сложного задания, использовать целенаправленные действия, в процессе работы контролировать их, опираясь на образец — сравнивать каждый элемент своего изображения с аналогичным на картинке — показывает об уровне сформированности самоконтроля и самооценки ребенка 6–7 лет (рисуночные пробы на темы: «Графический диктант», «Нарисуй такие же яблоки», «Нарисуй такую же картинку»).

Предположение, что рисунок может являться достоверным и эффективным средством диагностики психического развития детей старшего дошкольного возраста стало основой исследования, в ходе которого изучался уровень психического развития детей с помощью объективных методик, а также с использованием разработанных мною рисуночных проб (Нарисуй собаку», «Нарисуй сказочный лес», «Нарисуй свой портрет», «Нарисуй зимний лес», «Нарисуй такие же шары и правильно их закрась», «Нарисуй такую же картинку»).

В ходе сравнительного анализа полученных данных мы убедились, что показатели общего психического развития дошкольников имеют лишь незначительное расхождение в обоих случаях серий диагностики. Что позволило нам заключить следующее:

Диагностика, проводимая на основе разработанных нами рисуночных проб, может определять уровень психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Значит, рисуночные пробы, в силу своих возможностей как диагностического материала, как удобного в организации процесса, а также учитывая необходимость наличия данного материала в арсенале и психолога, и педагога, должны широко использоваться для получения информации о психическом развитии каждого ребенка. На основе этих индивидуальных диагностических данных педагоги ДОУ смогут осуществлять личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе, а значит полноценно развивать личность каждого своего воспитанника.

1.                  Рисуночные пробы

—        «Нарисуй собаку»

—       «Нарисуй то, без чего не бывает праздника Новый год»

Цель: выявление уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Параметры оценки:

Высокий уровень — ребенок способен передать характерные особенности объекта по памяти: цвет, пропорции, строение, размер.

Средний уровень — ребенок недостаточно четко передает пропорции и строение.

Низкий уровень — ребенок рисует схематично, не прорисовывая детали.

2.                  Рисуночные пробы

—       «Нарисуй сказочный лес (дом, замок)»

—       «Нарисуй что-нибудь необычное»

—       «Нарисуй красивый и некрасивый цветок»

—       «Волшебное яйцо» (ребенок рисует по шаблону контур яйца, затем дорисовывает полученное изображение по своему представлению)

Цель: выявление уровня развития творческого воображения и мышления.

Параметры оценки:

Высокий уровень — ребенок быстро придумывает и изображает что-то оригинальное, необычное, красочное, эмоциональное; детали и образы рисунка прорисовывает.

Средний уровень — ребенок рисует то, что не является новым, но несет в себе элементы творческой фантазии.

Низкий уровень — ребенок рисует нечто неоригинальное, детали не очень хорошо проработаны, краски неярки.

3. Рисуночные пробы

—       «Нарисуй зимний лес»

—       «Нарисуй многоэтажный дом»

—       «Косой дождь»

—       «Снеговик весной»

—       «Нарисуй то, что бывает только зеленым (красным, желтым, синим)»

Цель: выявление уровня развития образно-логического мышления.

Параметры оценки:

Высокий уровень — ребенок передает в рисунке все детали изображаемых объектов четко и ясно; объект нарисован, как единое целое; правильно переданы пропорции, пространственные соотношения, величина; изображение детализировано

Средний уровень — ребенок в рисунке прорисовывает не все детали, либо не совсем правильно передает отношение деталей; в изображении отсутствует 3–4 детали; недостаточно точно переданы пропорции, пространственное соотношение; величина объекта передана верно, не используются элементы декора.

Читайте также:  Восемь месяцев ребенку развитие питание

Низкий уровень — ребенок рисует примитивно, не отражая соразмерность, характерные детали.

4 Рисуночные пробы

—       «Нарисуй такие же шары и правильно закрась их»

—       «Продолжи эти линии» (ребенку предлагается дорисовать достаточно сложные линии на листке в клетку)

Цель: выявление уровня сформированности произвольной регуляции поведения и способности проявлять волевые качества.

Параметры оценки:

Высокий уровень — ребенок правильно отображает в рисунке размер, форму, строение предметов; при закрашивании точно соблюдает предложенные правила; работает сосредоточенно, не отвлекается в процессе рисования; рисунок выполнен аккуратно, без ошибок.

Средний уровень — ребенок не совсем точно отображает в рисунке характерные особенности предложенных предметов: размер, форму, направление линий при закрашивании); в процессе работы сомневается в правильности выполняемых действий, задает вопросы; в результате приложенный усилий изображение получается не совсем правильным.

Низкий уровень — ребенок в процессе деятельности соблюдает предложенные ему правила выполнения задания; на протяжении рисования отвлекается, задает вопросы исследователю, ребенку требуется внешняя стимуляция, чтобы он закончил рисунок.

5. Рисуночные пробы

—       «Нарисуй свой портрет»

—       «Кем ты хочешь быть»

—       «Нарисуй, какой ты хороший»

—        «Нарисуй, какой ты плохой»

Цель: выявление уровня сформированности самосознания у детей старшего дошкольного возраста.

Параметры оценки:

Высокий уровень — ребенок рисует изображение крупно, тщательно прорисовывая детали; аккуратно закрашивает ярким цветом; в процессе деятельности старателен, внимателен; рисунок декорирован; изображение отражает характерные особенности самого ребенка: цвет волос, прическа, одежда.

Средний уровень — ребенок рисует изображение не крупно; соблюдает пропорции и формы отдельных частей тела; могут быть некоторые несоответствия размеров; не выделены характерные признаки пола; в процессе деятельности ребенок внимателен и старателен.

Низкий уровень — ребенок схематично изображает себя на рисунке, больше внимания уделяет изображению окружающего пейзажа; изображение не дорисовано, либо выполнено не аккуратно.

6. Рисуночные пробы

—        «Графический диктант» или другое пошаговое выполнение задания

—       «Нарисуй такие же яблоки»

—       «Нарисуй такую же картинку»

Цель: выявление уровня сформированости самоконтроля и самооценки у ребенка 6–7 лет.

Параметры оценки:

Высокий уровень — ребенок с интересом выполняет достаточно сложное задание; действия дошкольника целенаправленные; рисунок выполнен максимально приближенно к образцу; в процессе работы ребенок постоянно опирался на предложенный образец — сравнивал каждый элемент своего изображения с аналогичным на картинке.

Средний уровень — ребенок не совсем точно отображает на рисунке предложенный образец, то есть на некоторых рисунках может быть изображено большее количество предметов или их неточное положение; ребенок в процессе деятельности не всегда обращается к образцу; в процессе работы внимателен, но в конце может утратить интерес к заданию

Низкий уровень — ребенок выполняет рисунок, не соответствующий предложенному образцу, изображение лишь несколько напоминает картинку исследователя; в процессе деятельности не все действия контролируются ребенком, многие ошибки остаются незамеченными.

Литература:

1.      Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка Ж. Психологическая диагностика № 4 2004.

2.      Блейхер В. М., Бурлачук Психологическая диагностика интеллекта и личности — Киев, 1978.

3.      Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика — СПб.: Изд-во «Речь», 2003.

4.      Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М.: Просвещение, 1968.

5.      Введение в психодиагностику/ Под ред. К. М. Гуревич, Е. М. Борисовой — М.: Изд.центр «Академия», 1999.

6.      Венгер Л. А. Психологические рисуночные тесты — М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

7.      Диагностика в детском саду/ Под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной — Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.

8.      Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика дошкольников — СПб., 2002.

9.      Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста — М.: Просвещение, 1988.

10.  Люблинская А. А. Воспитателю о психологии ребенка — М.: Просвещение, 1974.

11.  Полуянов Ю. А. Дети рисуют — М.: Педагогика, 1988.

12.  Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике — М.: Дидакт, 1992.

13.  Шмелев А. Г. и коллектив Основы психодиагностики — М., Ростов н/д: «Феникс», 1996.

14.  Эстетическое воспитание в детском саду/ Под ред. Н. А. Ветлугиной — М.: Просвещение, 1978.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Высокий уровень, параметр оценки, проба, рисунок, уровень, процесс деятельности, старший дошкольный возраст, психическое развитие детей, процесс работы.

Источник