Средства и методы развития речи ребенка

Средства и методы развития речи ребенка thumbnail

Светлана Меттик
Методы и приемы развития речи в ДОУ

1. Актуальность.

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму — четырём основным видам речевой деятельности.

Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой — средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи — значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.

Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции:

— является средством познания, необходимым условием познавательной деятельности человека (благодаря речи человек приобретает знания, усваивает и передаёт их);

— является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов (т. е. речь используется для того, что бы повлиять на взгляды и убеждения людей, склонить их к действиям и поступкам и т. д.);

— используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов;

— является средством удовлетворения личных потребностей человека: в общении, в приобщении в определённой группе лиц (человек, как существо социальное не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживать и сопереживать). Поэтому тема «Методы и приемы развития речи в детском саду» актуальна.

Цель работы: воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении детей.

Задачи развития речи:

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Обогащение и активизация словаря воспитанников.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.

2. Система работы по развитию речи в детском саду:

1. Роль развития речи

Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.

Это является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение развитию речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

2. Методы развития речи.

Современный ребёнок оказался в активном информационном потоке и далеко не каждый может сориентироваться в нем. «Переработать» ребёнку всю информацию часто оказывается весьма сложной задачей. Поэтому занятия по развитию речи является важной составляющей общего развития воспитанников.

Развитие речи — (или онтогенез речи, от англ. Language development) процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи (языка, характеризующими в свою очередь развитие навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.

В методике обучения родному языку условно можно выделить три группы методов — наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы используются в детском саду гораздо чаще нежели другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства — это рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов и диафильмов. Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.

Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы: заучивание наизусть, пересказ,рассказывание без опоры на наглядный материал (рассказ без показа (в группах раннего возраста) рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых (в дошкольных группах,обобщающая беседа (старших дошкольном возрасте для закрепления накопленных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору).

Данные методы требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах используются наглядные приемы обучения: показ предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций, картин, или демонстрация наглядного объекта для разрядки детей или отдыха (чтение стихов, загадок и т. д.).

Практические методы направлены на:

-обучение детей применять полученные знания на практике;

— усвоение и совершенствование речевых умений и навыков.

Читайте также:  Источник расширения кругозора ребенка развития его представления о

В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

К практическим методам относятся различные дидактические игры (игры с наглядным материалом и словесная игра — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи, игры-драматизации (работа со знакомым литературным текстом, игры-инсценировки,хороводные игры, дидактические упражнения (ознакомление с новым, закрепление умений или навыков, творчески переработать усвоенную информацию). Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.

Вывод. Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.

3. Приёмы развития речи.

Прием является основным элементом метода. В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой классификацией приемов, однако по роли наглядности и эмоциональности их можно разделить на словесные, наглядные, игровые

Наиболее широкое распространение в детском саду приобрели словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки для повторения, подражания. Он произносится четко, громко и неторопливо.

Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Объяснение— раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Широко используется в словарной работе — для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Указания воспитателя можно разделить на указания обучающего характера, организационные и дисциплинирующие.

Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.

В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» — попытаться исправить свой ответ.

Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, это задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. По своему содержанию вопросы разделяются на:

• основные (требующие констатации (репродуктивные, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? где? как? куда)

• вспомогательные (поисковые, требующими установления связей и отношений между явлениями, отвечающие на вопросы: почему? зачем? чем похожи?. Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения, показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др. — также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, какдействия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или действия по замыслу. Вызывают интерес и повышают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

Игровые приемы (практические) могут быть словесными (образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого) инаглядными (показ иллюстративного материала (картинки, игрушки, движения или действия, также показ положения органов артикуляции при произнесения звуков).

Вывод. Приёмы, предлагаемые методикой, направлены на:

— накопление содержания речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности;

— воспитание культуры поведения детей;

развитие речи, обогащение словаря и закрепление навыков разговорной речи.

Источник

средства развития речи

Для развития всех сторон речи детей родителям нужно ориентироваться в ее основных формах. В этой статье мы расскажем о том, какие виды речи ребенка существуют, какими средствами их нужно развивать, когда следует обращаться к логопеду за специализированной помощью.

Содержание:

  • Виды речи
    • Монологическая речь
    • Диалогическая речь
    • Внутренняя речь
    • Письменная речь
  • Как развивать речь ребенка – средства
    • Игры на развитие речи
    • Стихи
    • Песни
    • Сказки
    • Книги
    • Общение
    • Пословицы
  • Советы родителям
    • Как проводить занятия по развитию речи
  • Как общаться с ребенком
  • Когда нужно обратиться к логопеду

Виды речи

В современном языке существует всего два вида: это устная и письменная речь. Они имеют между собой очень важное сходство, являясь звуковыми видами. Устная речь, в свою очередь, делится на следующие подвиды:

  • диалогическая;
  • монологическая.

Оба эти вида могут быть активными или пассивными. В первом случае (активная речь) ребенок говорит, во втором (пассивная речь) он слушает говорящего взрослого или сверстника. Специалисты выделяют еще одну, самую древнюю форму речи – кинетическую, когда общение происходит при помощи жестов. Некоторые дети в раннем дошкольном возрасте мастерски владеют жестовой речью, не имея пока других возможностей для общения с близкими людьми.

Читайте также:  Видео развитие ребенка на 3 месяце жизни развитие

Монологическая речь

У монологической речи имеются несколько особенностей:

  • развернутая, то есть говорящий почти всегда описывает предмет или ситуацию;
  • чаще всего активна и произвольна, то есть говорящий должен хорошо понимать, о чем он говорит, последовательно выражать свои мысли;
  • организованная, то есть высказывание в монологической речи создается по определенному плану, который должен сохраняться «в уме» говорящего на протяжении всего монолога.

Эти особенности требуют специально организованного развития связной монологической речи. Даже детям старшего дошкольного возраста очень сложно без подготовки выразить свои мысли в виде развернутого высказывания. Чтобы они могли связно и последовательно сформировать монолог, детей учат составлять план высказывания, подбирать нужные слова, пользоваться интонацией.

Диалогическая речь

Диалог почти всегда связан с обстановкой, в которой он происходит. Высказывания людей, ведущих разговор, связаны между собой. Каждое следующее высказывание вытекает из предыдущего.

В противоположность монологу, у диалогической речи имеются следующие особенности:

  • она свернута, так как оба собеседника обычно знают, о чем они разговаривают;
  • она мало организована, течет сама по себе, часто включает привычные реплики или сочетания слов.

С 2-3 лет диалогическая речь становится основным средством общения малыша со сверстниками и взрослыми.

Внутренняя речь

Эта форма речи не выражается звуками, она проговаривается внутри при помощи языковых средств. Она не может применяться для общения, так как служит для обслуживания мышления. Во внутренней речи может опускаться то, что само собой разумеется для человека, использующего ее. Она сокращена, в ней нет полных предложений, фразы могут состоять из одного слова.

Внутренняя речь может быть направлена:

  • на воображаемого или возможного собеседника;
  • к самому себе;
  • на планирование предстоящей деятельности;
  • на воображаемую аудиторию.

Эта форма речи – очень сложное явление с точки зрения психологии, она тесно связана с мышлением.

Письменная речь

Этот вид речи имеет те же свойства, что и монологическая речь, но они более выраженные и яркие. Читатель написанного, так называемый «собеседник», не сможет ни переспросить того, кто написал текст, ни попросить о пояснениях к нему. Поэтому нужно так строить письменное высказывание, чтобы читатель все понимал заранее.

Это самый произвольный вид речи, так как пишущий тщательно оценивает применяемые им средства языка. В письменной речи можно сделать то, что невозможно сделать в речи монологической: оценить свое высказывание и исправить его, если оно показалось неудачным.

Этим видом речи невозможно овладеть в совершенстве без использования внутренней речи. Ведь прежде чем написать высказывание, человек проговаривает его на внутреннем плане. Если он искусно владеет этим видом речи, то может не замечать этапа внутреннего проговаривания, когда «слова сами льются на бумагу».

В самом начале овладения письменной речью младшие школьники часто диктуют сами себе. Это тоже считается использованием внутренней речи.

Как развивать речь ребенка – средства

Существует множество видов занятий по развитию детской речи. Это беседы, наблюдения за животными и растениями, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, словесные игры, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, пересказ текстов и придумывание сказок. Эти методы подбирают для домашнего обучения, опираясь на возможности детей, особенности возраста.

Игры на развитие речи

Игра – ведущая деятельность дошкольников, поэтому развивающие игры как нельзя лучше стимулируют речь, мышление, внимание и память.

Примеры речевых игр:

  • «Что бывает соленым… (мягким, сладким, широким);
  • «Угадай, чего не стало»;
  • «Летает – не летает»;
  • «Животные и их детеныши»;
  • «Скажи наоборот»;
  • «Угадай, кто в домике живет»;
  • «Скажи похожее словечко» (на придумывание рифм);
  • «Загадай предмет»;
  • «Где мы были, мы не скажем»;
  • «Да и нет не говорите»

В игровой форме можно предложить детям придумать рассказ по серии картинок, сочинить сказку. Длительность речевых игр – не более 10-15 минут.

Стихи

Чаще всего стихи используются в логопедической практике, чтобы в игровой форме стимулировать детей к выполнению артикуляционных упражнений. Очень нравятся малышам стихи, которые можно сопровождать движениями, а также упражнения пальчиковой гимнастики.

Потешки очень хорошо воспринимаются детьми раннего возраста, а детям постарше рекомендуется читать проверенные временем произведения Агнии Барто, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Бориса Заходера, Даниила Хармса, Валентина Берестова, Юнны Мориц. При чтении нужно обязательно обращать внимание детей на непонятные слова и выразительные средства поэзии.

Песни

Первые песни, которые слышат дети – это мамины колыбельные. Чем старше становится ребенок, тем больше пополняется его репертуар детскими песенками. Песни – это не только средство для развития речи, это эмоции и ритм, помогающие запомнить слова. Слова, спетые в песне, лучше запоминаются и осознаются. Они выстраиваются в логическую цепочку и легко откладываются в детской памяти.

Сказки

Этот жанр становится понятен ребенку, начиная с раннего детства. Сказка развивает словарный запас, образное мышление, дает возможность проиграть возможную жизненную ситуацию.

Приемы использования сказки:

  • Обсуждение сюжета;
  • Придумывание нового героя;
  • Соединение двух сказок в одну;
  • Отгадывание названия сказки;
  • Придумывание продолжения;
  • Инсценировка сказки, ее показ при помощи театра кукол.

Важно читать сказки выразительно, используя все богатство интонации и возможности голоса.

Книги

Очень часто человек проносит сквозь жизнь впечатления, полученные в детстве от чтения запомнившихся книг.

Чем полезно чтение художественной литературы:

  • знакомит с богатством родного языка, дает его лучшие образцы для подражания;
  • создает непрерывную связь между поколениями;
  • способствует речевому творчеству;
  • знакомит детей с миром взаимоотношений людей, явлениями природы, миром животных;
  • пополняет словарный запас, знакомит с выразительными средствами родного языка.

Очень полезно рассматривание иллюстраций в детских книгах и беседы по их содержанию. Картинки должны быть яркими и красочными, реалистично передавать предметы, явления природы и образы литературных героев.

Общение

Этот метод речевого развития неосознанно используется родителями, начиная с самого рождения малыша. Новорожденные прислушиваются к звукам голоса своих родителей. Через несколько месяцев они накапливают словарь, которым будут пользоваться в собственной речи.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка младшей группы по фгос

Этапы общения:

  1. довербальный этап – малыш не понимает речь взрослых и сам еще не говорит;
  2. этап возникновения речи – время первых слов и начала понимания речи взрослых;
  3. этап речевого общения – время освоения словаря, грамматики родного языка и использование речи для активного общения с взрослыми и сверстниками.

Невозможно овладеть речью без общения с родителями, которые обращаются к ребенку и требуют от него словесной реакции. Дети должны понять обращенную к ним речь и приготовить ответ. Важно, чтобы близкие люди не скупились на общение, обладали чистой и правильной речью.

Пословицы

Поговорки и пословицы – это квинтэссенция народной мудрости, заключенная в емкую короткую фразу. Именно поэтому они легко запоминаются и понятны даже детям, дают образец построения фразы и изложения мыслей. Их действие умножается при помощи заключенной в пословице эмоции.

Пословицы можно использовать в любых ситуациях. «Поспешишь – людей насмешишь», «Играй, да дело знай», «Сначала думай, потом говори». Иносказательные пословицы требуют разъяснения смысла: «Семеро одного не ждут», «Назвался груздем – полезай в кузов», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда».

Пословицы и поговорки помимо развития речи заставляют детей думать, осмысливая свои поступки.

Советы родителям

В каждом возрасте есть приоритетное направление речевой деятельности, соответствующее возможностям ребенка. Так, например, в первые два года жизни важно воспитывать у малышей умение слушать взрослых, подражать их речи. У детей 3-5 лет в приоритете обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильных высказываний, воспитание правильного произношения звуков, развитие разговорной речи.

У большинства старших дошкольников уже сформированы все звуки. В 5-7 лет особое внимание следует обращать на обогащение словаря и развитие связной речи. Детям этого возраста доступен пересказ и придумывание рассказов и сказок, описание предметов.

Как проводить занятия по развитию речи

Чтобы речевое развитие осуществлялось в системе, нужно проводить специально организованные занятия. Их проводят 2-3 раза в неделю. При видимом отставании ребенка от возрастных норм нужно заниматься каждый день.

Продолжительность занятий в каждом возрасте:

  • 2-3 года – 7-10 минут;
  • 3-4 года – 10-20 минут;
  • 5-6 лет – 20-25 минут.

Этим нормам соответствуют занятия в детском саду, где они проводятся в соответствии с единой программой воспитания и обучения.

Чтобы ребенок усваивал учебный материал, нужно соблюдать следующие правила:

  • не перегружать детей, подбирать задания в соответствии с возрастом;
  • не следует ускорять ход естественного развития ребенка, лучше полноценно закрепить материал;
  • ежемесячно рекомендуется записывать детскую речь на диктофон: лепет, гуление, первые слова, беседы и диалоги, чтение стихов, пересказ сказок, речевое творчество, длительность записи варьируется от 1 до 10 минут.

Для контроля нужно записывать в тетрадь успехи и достижения ребенка: появление новых слов и звуков, речевые ошибки, неправильно произносимые звуки, ударения, слова, грамматические конструкции.

Как общаться с ребенком

При обучении детей нужно следить за своей речью, произносить слова, не торопясь. Звуки нужно произносить отчетливо и ясно, с правильной артикуляцией. Читая сказки и рассказы, важно делать это выразительно, используя интонацию. Непонятные детям слова нужно обязательно пояснять, рассказывая об их значении.

Не следует «сюсюкать», часто использовать уменьшительно-ласкательные формы слов (ручки, чашечка, подушечка и т. д.). Такая тактика тормозит речевое развитие детей. Указывая на детские ошибки в речи, не нужно высмеивать ребенка. Это нужно делать очень тактично, показав, как правильно произносить слово или речевой оборот. Если ребенок говорит слишком быстро, «взахлеб» или, наоборот, слишком тихо, нужно напомнить ему о том, что спешить не нужно, важно говорить четко и ясно.

Очень важно правильно реагировать на детские вопросы. Ни мама, ни папа не должны оставлять их без внимания. Надо дать полный и компетентный ответ, проверив, понял ли его ребенок.

Когда нужно обратиться к логопеду

Обычно к 4-5 годам у детей исчезают возрастные нарушения звукопроизношения. Это не происходит самопроизвольно. Чаще всего процесс правильной артикуляции запускается на фоне правильной речи окружающих взрослых. Хорошо, если взрослые дают указания о том, как следует говорить. Тогда дети начинают самостоятельно стремиться к правильной и чистой речи.

Существуют дефекты речи, на которые следует обращать внимание еще в раннем возрасте. Эти нарушения речевого развития чаще всего связаны с патологией нервной системы, они не исчезнут без диагностики и лечения, без помощи специалистов.

Когда нужно обратиться к логопеду – возможные симптомы:

  • речь ребенка значительно отличается от речи его сверстников, причем в худшую сторону;
  • малыш не обращается ко взрослым за помощью;
  • его речь похожа на речь иностранца, только что освоившего чужой язык или вообще не понятна окружающим;
  • ребенку безразлично, понимают его взрослые и сверстники или нет;
  • он не реагирует на замечания взрослых по поводу речевых ошибок, не повторяет по просьбе взрослых сказанную неверно фразу или слово;
  • речь уже начала развиваться, но внезапно исчезла, стала «затухать»;
  • малыш переставляет слоги в словах, меняя их местами;
  • первые слова у ребенка появляются в 3-5 лет;
  • имеются дефекты речевого аппарата: короткая уздечка языка, неправильный прикус, толстый или слишком маленький язык, узкое и высокое небо, расщелины неба, «заячья губа», «волчья пасть»;
  • имеются нарушения темпа речи, она слишком быстрая (тахилалия) или слишком медленная (брадилалия).

Каждая из тем данной статьи подробно раскрыта в этом же разделе, который называется “Развитие речи”. Вы найдете в статьях подробные описания игр, занятий с детьми, множество стихов, потешек, комплексов пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики. Здесь же подробно разъяснены нормы развития речи, признаки задержки речевого развития, логопедические упражнения и разнообразные упражнения, которые могут проводить заботливые родители в домашних условиях.

Источник