Средние показатели физического развития ребенка в 4 года

Средние показатели физического развития ребенка в 4 года thumbnail

Особенности физического развития детей в 4 -5 лет

Вашему ребенку и исполнилось 4 года. Раннее детство для него закончилось. Он вступил в дошкольный период. Это время характеризуется определенными особенностями в росте и развитии ребенка. По некоторым параметрам можно судить, насколько правильно идет развитие детей 4-5 лет, а при отклонении от нормы нужно проконсультироваться у педиатра или детского психолога.

В возрасте 4-5 лет замедляется рост ребенка и составляет в среднем 5 см в год. Прибавка в весе к 4-м годам может составить примерно 1-1,5 кг, а к 5-ти годам — до 2 кг в год.

От правильного физического развития у детей 4-5 лет костно-мышечной системы зависит его способность к передвижению, самообслуживанию и приобретению трудовых навыков. В возрасте 4-5 лет костная система находится в процессе формирования, связки эластичны. Именно поэтому нужно оберегать ребенка от чрезмерных физических нагрузок, ведущих к деформации (в первую очередь позвоночника).

Кроме того, необходимо внимательно следить, как ребенок ходит, сидит за столом, насколько удобна его постель (она не должна быть неровной или слишком мягкой).

Координация движений в 4 года уже достаточна для того, чтобы перепрыгнуть через небольшую канавку, но пройти по узкой скамеечке ему трудно. Потренируйте его, нарисовав линию мелом на асфальте и предложив пройти по ней и не оступиться. Можно придумать игру — пройти по «мостику» через «огненную реку», победителя ждет сладкий приз. Вы увидите, что вскоре ребенок уже сможет пробежаться по этому «мостику». Для детей в 5 лет ходить по узкой доске, бревну совершенно несложно.

Одна из особенностей физического развития детей 4-5 лет – быстрая утомляемость. Мышцы ребенка еще недостаточно развиты для длительных физических упражнений, но ему вполне по силам пробежать расстояние до 100 м. Также можно поручать детям несложную домашнюю работу, требующую небольшого физического напряжения (например, пропылесосить ковер или помыть пол).

Пусть у него все получается хуже, чем у вас, зато он приобретает трудовые навыки, а заодно развивается физически.

Показатели уровня физического развития ребенка 4-5 лет

Характеристика особенностей развития детей 4-5 лет разительно отличается от аналогичных показателей 1-3-летних малышей. В данном возрасте ребенка начинают готовить к школе. Поэтому очень важно, чтобы уровень развития ребенка 4-5 лет соответствовал всем требованиям, предъявляемым к младшим и средним дошкольникам. С 4-5-летками очень интересно, они становятся маленькими друзьями взрослых. Дошколята много что умеют, а их вопросы отличаются осмысленностью и каверзностью.

Нормы и особенности физического развития детей 4-5 лет

Вот вашему ребенку и исполнилось 4 года. Раннее детство для него закончилось. Он вступил в дошкольный период. Это время характеризуется определенными особенностями в росте и развитии ребенка. По некоторым параметрам можно судить, насколько правильно идет развитие детей 4-5 лет, а при отклонении от нормы нужно проконсультироваться у педиатра или детского психолога.

В возрасте 4-5 лет замедляется рост ребенка и составляет в среднем 5 см в год. Прибавка в весе к 4-м годам может составить примерно 1-1,5 кг, а к 5-ти годам — до 2 кг в год.

От правильного физического развития у детей 4-5 лет костно-мышечной системы зависит его способность к передвижению, самообслуживанию и приобретению трудовых навыков. В возрасте 4-5 лет костная система находится в процессе формирования, связки эластичны. Именно поэтому нужно оберегать ребенка от чрезмерных физических нагрузок, ведущих к деформации (в первую очередь позвоночника).

Кроме того, необходимо внимательно следить, как ребенок ходит, сидит за столом, насколько удобна его постель (она не должна быть неровной или слишком мягкой).

Координация движений в 4 года уже достаточна для того, чтобы перепрыгнуть через небольшую канавку, но пройти по узкой скамеечке ему трудно. Потренируйте его, нарисовав линию мелом на асфальте и предложив пройти по ней и не оступиться. Можно придумать игру — пройти по «мостику» через «огненную реку», победителя ждет сладкий приз. Вы увидите, что вскоре ребенок уже сможет пробежаться по этому «мостику». Для детей в 5 лет ходить по узкой доске, бревну совершенно несложно.

Одна из особенностей физического развития детей 4-5 лет – быстрая утомляемость. Мышцы ребенка еще недостаточно развиты для длительных физических упражнений, но ему вполне по силам пробежать расстояние до 100 м. Также можно поручать детям несложную домашнюю работу, требующую небольшого физического напряжения (например, пропылесосить ковер или помыть пол).

Показатели уровня физического развития ребенка 4-5 лет

Формирование легочной системы в 4-5 лет продолжается и обычно заканчивается к 6-7-ми годам. Дыхание становится более глубоким. При физических нагрузках (беге, подвижных играх, катании на велосипеде, коньках и т. п.) вентиляция легких усиливается. Это способствует тренировке и развитию органов дыхания, вследствие чего у ребенка реже возникают простудные заболевания. Легочная система развита в соответствии с потребностями растущего организма.

Читайте также:  Зрение в физическом развитии ребенка

Сосуды ребенка шире, чем у взрослых, поэтому кровоток происходит интенсивнее, доставляя к органам и тканям кислород и питательные вещества. Нагрузка на сердце и сосуды очень большая, и в случае заболевания она значительно возрастает, поэтому так важно развивать и укреплять сердечную мышцу с помощью физических упражнений.

Один из важных показателей развития ребенка 4-5 лет – артериальное давление. В этом возрасте его уровень составляет примерно 95 на 59 мм рт. ст. (у взрослых норма 120 на 80). Частота сердечных сокращений колеблется от 90 до 100 ударов в минуту. К 5-ти годам увеличивается вес сердца, соответственно увеличивается и работоспособность сердечной мышцы.

Организм ребенка в 4-5 лет интенсивно растет и развивается и, естественно, требует больших затрат энергии и поступления «строительного материала» в виде белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов

У ребенка энергия большей частью идет на рост и образование новых клеток и тканей. Поэтому в этот период питанию следует уделять повышенное внимание. Еда должна быть разнообразной, достаточно калорийной и полезной. Ребенку требуется калорий на 1 кг веса в 2 раза больше, чем взрослому.

В 4 года малыш ходит еще недостаточно уравновешенно, разводит руки для сохранения равновесия. Совершая прыжки, ребенок уже слегка отталкивается и приземляется на полусогнутые ноги. Способен спрыгивать с высоты 15-20 см. Он может подбрасывать и ловить мяч. Метание мяча и других предметов вдаль у ребенка этого возраста пока не получается.

В 5 лет координация движений ребенка улучшается, ходьба становится более равномерной. Прыжки с места осуществляются с взмахом рук и имеют большую длину.

Дети в 5 лет уже способны к прыжкам с разбега, а также на одной ноге на месте и с продвижением, и со скакалкой. Мяч они бросают с замахом, разворотом туловища и в заданном направлении.

Со временем, в более старшем возрасте, приобретается навык попадания мячом в цель.

Пятилетние дети отлично лазают, переставляя ноги попеременно, в отличие от четырехлеток, которые пользуются приставным шагом.

В 4 года у ребенка пальцы рук еще недостаточно развиты, и поэтому для него очень полезны игры с мелкими предметами (в присутствии взрослого).

Источник

Показатели
физического
развития

Пол

Возраст

3 года

4 года

5 лет

6 лет

Масса тела, кг

Д

М

13,8-17,1

14,7-17,5

16,8-19,8

16-20,1

17,5-22

18-22,9

19,9-25,9

20-25

Длина тела, см

Д

М

96-104

99-106

103-110

105-111

109-116

109-118

115-123

115-125

Окружность
грудной

клетки, см

Д

М

52-54

53-54

54-56

54-57

56-58

57-58

58-61

58-60

Частота
обследования детей определяется темпами
их физи­ческого
развития. Дети первого года жизни
обследуются 1 раз в
месяц, от 1 года до 3 лет — 1 раз в 3 месяца,
от 3 до 7 лет — не
реже 1 раза в полгода. В зависимости от
медицинских пока­заний
ослабленных, отстающих в физическом
развитии детей обследуют
чаще.

У здорового ребенка
гармоничное соотношение основных
показателей физического развития: длины
и массы тела, окружности грудной клетки,
достаточно глубокого и ровного дыхания.
Психологический статус здорового
ребёнка характе­ризуется устойчивостью,
доброжелательными отношениями в
коллективе сверстников. Вести
целенаправленно к такому состоянию
каждого — главная профессиональная
забота вос­питателя. Необходимо
приложить максимум усилий, чтобы не
только не допустить ухудшения здоровья
детей группы, но и усилить оздоровительный
эффект. При педагогической оценке
здоровья целесообразно выделить 3
качественно характерные группы детей:
здоровые
(не болевшие в течение года); часто
длительно болеющие (4 и более раз в год
– группа ЧДБ); эпизодически болеющие
(1-3 раза в год – группа ЭБ)
.

Сведения о здоровье
ребёнка воспитатель получает от
ро­дителей, старшей медицинской сестры
дошкольного учреждения (по данным
медицинской карты ребёнка). Наблюдая
за детьми, анализи­руя их самочувствие,
поведение, воспитатель дополняет эти
сведения, делится информацией с
родителями, врачом.

На основании
полученных данных прогнозируется

возможное
улучшение здоровья каждого ребенка на
конец года.

Для одних это будет снижение
продолжительности и количества
заболеваний в течение года (1 ступень
прогноза), для других — переход из группы
ЧБ в группу ЭБ (2 ступень прогноза) или
в группу здоровых (3 ступень прогноза).
На основе полученных индивидуаль­ных
показателей здоровья выводятся общие
результаты по группе. Они определяются
индексом здоровья (процентным отношением
здоровых детей к списочному составу) и
количеством часто болеющих детей.
Показателями эффек­тивной
физкультурно-оздоровительной работы
являются: положительная индивидуальная
динамика здоровья (сни­жение количества
и продолжительности заболеваний в год
с учётом прогноза), а по группе в целом
— увеличение индекса здоровья и снижение
количества часто болеющих детей.

Читайте также:  Мыльные пузыри в развитии ребенка

Степень физического
развития детей позволяет в какой-то
мере судить о функциональном состоянии
органов и, наоборот, нарушения
функциональной способности органов
влекут за собой изменения в физическом
развитии.

Для оценки
функционального состояния организма
ребенка проводят измерения частоты
пульса, артериального давления.
Артериальное давление у детей зависит
от возраста, пола, биологической зрелости,
величины ударного и минутного объемов
крови, сопротивления сосудов, их
эластичности, количества циркулирующей
крови в организме, ее вязкости и других
показателей.

Характеризуя
функциональ­ное
состояние организма дошкольника в
период воздей­ствия различных
физических нагрузок, необходимо
ори­ентироваться
на возрастные физиометрические
показа­тели детей в покое (данные
республиканского диспансе­ра
спортивной медицины и республиканского
методичес­кого
кабинета по физической культуре, таблица
2).

Интенсивность
мышечной нагрузки зависит
от под­бора
физических упражнений, их сложности и
сочетания, час­тоты
повторений. При
нормировании физической нагрузки,
которую получают дети на физкультурном
занятии, ориентируются на
частоту сердечных сокраще­ний.

2Таблица
2. Динамика
физиометрических показателей детей в
возрасте 3-7 лет.

Показатели

Возраст, годы

3

4

5

6

7

1.
Частота сердечных сокращений (ЧСС,
уд/мин)

105-112

100-105

98-100

90-95

85-90

2.Артериальное
давление

(мм рт.ст.)

систолическое
диастолическое

97,6-98,8
54,7-55,5

99,0-99,3
53,6-55,0

104,1-104,6
56,0-56,9

104,9-105,2 60,7-61,4

103,4-104,1
61,5-62,1

Частота
сердечных со­кращений
отражает влияние физической нагрузки
на орга­низм
детей и имеет прямую связь с характером
энергообеспе­чения
мышечной деятельности.

Формирование
осанки – одна из важнейших задач
физического воспитания детей.

Большое значение
в процессе выработки хорошей осанки
имеют строго соблюдаемый режим дня,
размер мебели, поза детей во время
занятий, труда и других видов самостоятельной
деятельности.

Мебель
подбирают в соответствии с возрастными
и индивидуальными особенностями детей.
Размеры столов и стульев должны
ответствовать требованиям ГОСТ «Мебель
детская дошкольная. Функциональные
размеры столов», «Мебель детская
дошкольная. Функциональные размеры
стульев» (табл. 3). Стулья
должны устанавливаться в комплекте со
столом одной группы и маркировки.

3Таблица
3. Основные
размеры столов и стульев.

Группа

мебели

Цвет маркировки

Рост детей, мм

Высота, мм

стол

стул

черный

до 850

340

180

белый

св. 850 до 1000

400

220

1

оранжевый

св. 1150

460

260

2

фиолетовый

св.1150 до 1300

520

300

3

желтый

св. 1300

580

340

Конструкция стола
и стула должна обеспечивать:

во-первых, опору
для туловища, рук и ног;

во-вторых,
симметричное положение головы и плечевого
пояса.

Размеры мебели
соответствуют росту ребенка: длина
сиденья стула — длине бедер, высота его
ножек – длине голеней. Хорошо, если
спинка стула имеет небольшой наклон
назад, что позволяет откинуться,
расслабиться, дать отдых позвоночнику.
Стопы должны стоять на полу (или на
подставке, если стул велик для данного
ребенка). Постель не должна быть слишком
мягкой, подушка – большой. Длина кровати
больше роста ребенка на 20 – 25см, чтобы
он мог свободно вытянуться.

Поза ребенка в
любых видах его деятельности должна
постоянно быть в центре внимания
взрослых.

Необходимо
контролировать рассадку детей в каждой
группе, проводить анализ соответствия
мебели росту и физическим особенностям
детей — 2 раза в год (I
полугодие – сентябрь, II
полугодие – январь) (прил. 1)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Средние показатели физического развития ребенка в 4 годаФизическое развитие

Внешние проявления физического развития – рост и вес. В таблице приведены показатели для нормально развитых детей четырехлетнего возраста.

Тип телосложенияРост (см)Вес (кг)
Большой106,3 – 114,215,6 – 19,7
Средний102,6 – 106,215,3 – 18,5
Маленький96,2 – 101,211,5 – 15,0

К четырем годам у ребенка выросли все 20 молочных зубов, а в пять лет начинается прорезывание первых постоянных коренных зубов.

К этому возрасту ребенок должен уметь ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении; бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление и темп бега; перешагивать через предметы; ползать на четвереньках, лазать по шведской стенке произвольным способом; энергично отталкиваться в прыжках на обеих ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см; катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м; бросать мяч обеими руками от груди, из-за головы, вниз об пол и вверх 2-3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Читайте также:  Что нужно для развития ребенка в месяц

Развитие речи

Главное направление на пятом году жизни – освоение связной монологической речи, начинается взрыв словотворчества.

Современный ребенок к 4 – 4,5 годам при правильном развитии овладевает родным языком, говорит связно, правильно излагает сказки, знает и читает наизусть небольшие стихи. Он произносит почти все звуки (до 5 лет допускается искажение только звука «р»), воспроизводит многосложные слова. Словарный запас составляет от 4 – 4,5 тыс. слов.

При раннем типе развития дети инициативны в общении со взрослыми, задают много вопросов, охотно рассказывают знакомые сказки, сочиняют небольшие истории по набору игрушек, картинкам, придумывают слова и рифмы. Менее активные дети не проявляют инициативы в общении со взрослыми, но откликаются на его предложения, играют со звуками и слова по побуждению педагога в игровых проблемных ситуациях. Ребенок делит на слоги двух- и трехсложные слова: сани, малина (взрослый говорит не слог, а часть слова), определяет первый и последний звуки в словах; может произвольно регулировать силу голоса, темп и ритм речи, дыхание, использовать разнообразные интонации. Понимает термины «слово», «звук», «буква» при выполнении упражнений. В этом возрасте ребенок уже согласует слова в роде, числе и падеже, употребляет предложения с однородными членами.

Если ребенок плохо для своего возраста владеет речью, обязательно обратитесь к логопеду.

Ознакомление с окружающим миром

Ребенок знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества своих родителей, дедушек и бабушек, няни, воспитателей. Знает названия 2-3 деревьев и цветов, отличительные особенности внешнего вида нескольких животных (домашних и диких), называет детенышей домашних животных.

Различает и называет окружающие его предметы, знает их назначение, существенные детали и части, их величину, цвет и форму. Понимает обобщающие слова: игрушки, одежда, мебель, обувь, транспорт, посуда. Называет времена года и состояние погоды.

К четырем годам ребенок внимательно слушает не мене 10 минут литературные тексты, пересказывает содержание художественных произведений по наводящим вопросам, знает много стихов. Воспринимает иллюстрации к книгам, предметы народно-прикладного творчества, с удовольствием рассматривает картины, скульптуры.

Изобразительная деятельность

Ребенок знает и называет цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, голубой, розовый). Правильно работает с карандашом и кистью, подбирает цвет, соответствующий предмету, изображает простейшие предметы и явления, использует прямые, круглые, наклонные, длинные, короткие и пересекающиеся линии, закрашивает предметы в пределах контура.

Лепит из глины или пластилина предметы, состоящие из 1-3 частей одинаковой или разной формы, используя приемы скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания, соединения, защипывания краев формы кончиками пальцев. В аппликации умеет пользоваться клеем, наклеивать готовые формы.

Конструирование

Ребенок называет основные детали строительного материала (конструктора), располагает пластины, кирпичики, кубики вертикально и горизонтально, изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими, различает части постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая).

Музыкальное воспитание

Ребенок знает и называет некоторые музыкальные инструменты: барабан, фортепиано, гитара, металлофон, скрипка. Умеет слушать небольшие музыкальные произведения от начала до конца, узнавать на слух знакомые мелодии и песни, подпевать. Различает звуки по высоте (в пределах октавы), замечает изменения в звучании (тихо – громко), поет под музыку и без музыки, танцует.

Элементарные математические представления

Ребенок знает понятия «много» и «один», сравнивает группы предметов, используя приемы наложения и приложения; выражает словами каких предметов больше (меньше), каких поровну. Сравнивает два предмета разные по величине (длине, высоте), выражает словами какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже). Узнает, называет и соотносит предметы круглой, квадратной и треугольной формы. Понимает слова: верх, низ, слева, справа, направо. Знает порядковый счет до десяти и цифры до 5.

Эмоциональное развитие и культура поведения

Ребенок здоровается и прощается, умеет благодарить взрослого или сверстника за оказанную помощь, внимание, пользуется словами «спасибо», «пожалуйста», бережно относится к игрушкам, книгам и вещам; убирает их на место. Соблюдает элементарные правила поведения в туалете, ванной комнате, за столом, на улице, в гостях. Умеет вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.

Ребенок ориентируется в человеческих отношениях, чувствует и осознает доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе, замечает изменения настроения окружающих, близких, проявляет сочувствие и внимание.

Он способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу». Переживания эмпатийного характера и эмоциональная экспрессия (выражение печали, радости) становятся регуляторами поведения и общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Источник