Среда развития ребенка в психологии с указанием автора

Среда развития ребенка в психологии с указанием автора thumbnail

Наследственность в биологии – сохраняющаяся и закрепленная несколькими поколениями способность организма «требовать» от среды определенных условий для существования. Основной закон генетики, обеспечивающий однозначность информационных процессов, состоит в том, что информация передается от белков (ДНК) к органам, а не наоборот (именно поэтому труднее изменить ген, чем модифицировать орган, и генная инженерия представляет собой актуальную область науки). Наследственность обеспечивает приспособление к условиям жизни, отбирает и закрепляет выгодные для вида в целом анатомо-физиологические и психологические особенности.

Вклад наследственности и среды пытается определить генетика количественных признаков, анализирующая различные виды дисперсии значений признака. Однако не каждый признак является простым, фиксируемым одним аллелем (парой генов, среди которых есть доминантный и рецессивный). Кроме того, итоговый эффект не может быть рассмотрен как арифметическая сумма влияния каждого из генов, потому что они могут, проявляясь одновременно, также взаимодействовать между собой, приводя к системным эффектам. Поэтому индивидуальные вариации человека весьма велики, и даже у монозиготных близнецов при отсутствии обучения проявляются разные способы реагирования [13].

К настоящему времени наследственность стала пониматься шире: это не просто отдельные признаки, влияющие на поведение (например, свойства нервной системы, как считалось в течение долгого времени), но также и врожденные программы поведения. Программы социального поведения, число которых постоянно увеличивается, изучаются социоэтологией. Программы отличаются от сменяющих друг друга под воздействием среды признаков тем, что в этом случае траектория развития предвосхищена; программа содержит в себе и время ее «запуска», и последовательность прохождения критических точек [9].

Понятие среды в психологии развития

Изменчивость, индивидуальную вариативность поведения обычно связывают с фактором среды. В развитии человека это изменяющийся ряд стимулов, сопровождающих его от рождения до смерти. Среда охватывает несколько различных структур.

Во-первых, говорят о природной среде, включающей климат, растительность, географические условия. Природная среда влияет на развитие человека как организма, а опосредствованно – и на его психические особенности (дети охотников играют не в те игры, что дети шахтеров). В развитии психики отчетливо прослеживается географический детерминизм (связь географии – температуры, рельефа, пейзажа – и особенностей характера) [8,9].

Во-вторых, используют понятие «социальная среда» – это семейное и общественное окружение. Выделяют большой и малый социумы. Опыт, приобретенный в малом социуме, определяет особенности поведения в большом. На разных этапах развития жизненная среда изменяет свою значимость: в младенчестве важна природная среда и малый социум, затем (с подросткового возраста) начинает доминировать влияние большого социума, в пожилом возрасте вновь становится важным семейное окружение.

В-третьих, выделяют культурную среду, которая содержит систему ценностей (указаний на то, как нужно и как воспрещается себя вести), представленную значениями, закрепленными в социальных предметах и знаках. Составляющей культурной среды является предметный мир, представленный в вещах, которые осваиваются в ходе развития предметной деятельности, когда раскрываются общественно закрепленные функции, для выполнения которых и был создан предмет. Человек по-разному взаимодействует с вещами. Вещи опосредствуют деятельность, направленную на выживание и развитие человека (орудия). Но в силу субъектности человеческой личности вещи иногда начинают отвечать его внутренним потребностям, наделяться антропоморфными характеристиками или становиться социальными заместителями. Так, игрушка томагоччи может заменять собой младшего брата или сестру, собаку, а автомобиль – подругу, друга и так далее. Вещи служат установлению власти над миром и определению границ жизненного пространства человека. Вещь может становиться фетишем, обретать сверхзначимость в случае чрезмерно аффективного отношения к ней, получать символическое значение (талисман). Поэтому мир вещей отражает мир человеческого духа – потребности, образ мышления и жизни.

Помимо вещей, культура представлена в системах знаков. Знак – это любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи информации. Если знак приобретает аффективно заряженное содержание, которое выходит за его границы, он становится символом (пиктограмма, надписи, подобные вывеске «нет выхода»). Система знаков складывается в язык, служащий средством человеческого мышления, самовыражения и общения. Один из постулатов психолингвистики заключается в том, что возможности языка определяют границы (возможности) человеческого мышления.

Итак, рассмотрение основных понятий психологии развития с точки зрения синергетики убедительно показывает, что человеческая индивидуальность как сложная саморегулируемая система – не только продукт, но и творец собственного развития. Множество ненормативных кризисов ослабляет привычный вывод о фатальном значении раннего детства для человека и делает развитие человека практически неограниченным, а его изучение – неисчерпаемым. Все эти факты становятся очевидными благодаря осознанию того факта, что человеческая психика, будучи живой системой, обладает качествами сложности, темпоральности и множественности.

Вопросы и задания

1. Сравните понятия «рост» и «развитие». Сопоставьте понятия «научение» и «развитие», «формирование» и «развитие».

2. Приведите примеры непреформированного и преформированного развития у животных и человека.

Читайте также:  Центр развития ребенка в красноярске

3. Что такое асимметричность развития?

4. Дайте определение аттрактора.

5. Охарактеризуйте сходство и различие возрастных и ненормативных кризисов.

6. Почему личностные кризисы редко изучаются объективной наукой?

7. Каково содержание критического периода? Почему в кризисном периоде могут наблюдаться снижение темпов развития, негативные или регрессивные изменения?

8. В чем состоит специфика сензитивного периода? Приведите примеры.

9. В чем сущность гетерохронности развития? Какие жизненные трудности может принести ребенку это явление? Приведите примеры.

10. Укажите примеры нормативного возрастного, нормативного исторического, ненормативного кризисов.

11. Как вы понимаете способность психики к компенсации и самоорганизации?

12. Каковы показатели психического развития?

13. По каким параметрам оценивают изменения, происходящие в деятельности ребенка?

14. Что такое ведущая деятельность?

15. Приведите примеры приобретения личностного смысла ранее безразличным вам явлением.

16. Как вы понимаете принцип единства деятельности и сознания?

17. Меняется ли норма как статистическое понятие в различные исторические периоды?

18. Каким образом А. Бине определял умственный возраст детей? Почему умственный возраст можно отнести к статистической норме?

19. Приведите примеры социальных стереотипов возрастного развития.

20. К каким последствиям для развития ребенка могут привести завышенные ожидания взрослых?

21. Как вы понимаете, что такое внешний возраст?

22. Есть ли разница между психическим и субъективным возрастом?

23. Существует ли разница возрастов (и если да, то какая) двух 13-летних мальчиков, у одного из которых уже растет борода, а другой выглядит на 9 лет?

24. Нужно ли психологу знать зубной возраст клиента?

25. Зачем нужно разделять нормативный и фактический возраст ребенка?

26. Объясните, почему во всех периодизациях допускается разброс по срокам перехода с этапа на этап.

27. Приведите примеры наследуемых и врожденных свойств.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 марта 2016;
проверки требует 1 правка.

Психология среды (энвайронментальная психология) — дисциплина, изучающая психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды, влияние факторов материальной действительности на личность.
Понятие «окружающая среда» трактуется широко и включает как природные объекты, так и имеющие материальное воплощение социальные образования, созданные самим человеком материальные конструкции, информационные объекты и т. д. Выявляя закономерности взаимодействия личности и окружающей среды, становится возможным проектировать и изменять окружающую среду таким образом, чтобы она стимулировала социально-приемлемое поведение личности или позволяло бы прогнозировать наиболее вероятные модели её поведения.

Междисциплинарный характер психологии среды обуславливает внимание к таким далеко отстоящим друг от друга проблемам, как управление ресурсами общественной собственности городской среды (мест общего пользования), анализ комплексных средовых условий, стрессовое влияние среды на продуктивность личности.
Психология среды пересекается с такими дисциплинами, как наука о человеческом факторе, когнитивной эргономикой, архитектурной психологией, социо-архитектурой, экологической психологией, поведенческой географией, социальной экологией и др.

История энвайронментальной психологии[править | править код]

Термин «энвайронментальная психология» (немец. Psychologie der Umwelt) впервые был использован немецким психологом Вильямом Гельпах (Willy Hellpach).

В 1958 году была образована исследовательская группа Вильяма Иттельсона (William Ittelson) и Гарольда Прошански (Harold Proshansky) в Городском университете Нью-Йорка. Финансирование исследователской группы осуществлял Национальный институт психического здоровья США. Группа занималась исследованием того, каким образом элементы пространственной и архитектурной окружающей среды психиатрической больницы воздействуют на поведение пациентов. Одним из итогов анализа была работа «Некоторые факторы, влияющие на проектирование и функционирование психиатрических учреждений» [Some factors influencing the design and function of psychiatric facilities. Mimeo report. Brooklyn College Psychology Dept., 1960]. Иттельсон впервые использовал термин «энвайронментальная психология» в выступлении «Энвайронментальная психология и архитектурное планирование» (Environmental Psychology and Architectural Planning) на Конференции американской больничной ассоциации (American Hospital Association), посвященной больничному планированию, проходившей в Нью-Йорке в 1964 году.

В последующем группа стремилась расширить сферу исследования, не ограничиваясь рамками проблемы влияния на поведение человека среды психиатрических больниц, но выявляя связи между поведением и физической средой в общем.

В 1968 году образовалась Ассоциация по исследованию проектирования среды (Environmental Design Research Association (EDRA)) В 1981 году появляется Международная ассоциация по исследованию человека и его физической среды (International Association for the study of people and their Physical Surroundings (IAPS)) которая в дальнейшем стала называться Международной ассоциацией по антропологически-энвайронментальным исследованиям (International Association People-Environment Studies). В 1976 году Американская психологическая ассоциация создала новое подразделение «Психология населения и окружающей среды» (Population and Environmental Psychology).

Концепции[править | править код]

Местность-идентификация[править | править код]

Концепция местности-идентификации (Place Identity) разработана Гарольдом Прошански (Harold Proshansky) из Городского университета Нью Йорка (City University of New York). Местность-идентификация определяется как «подструктура самоидентификации личности, состоящая из её представления об окружающем физическом мире». Следует учитывать символическую важность местности как средоточия наполняющих жизнь эмоций и взаимоотношений. Местность-идентификация является включением в личностное мировоззрение связанных с определенными характеристиками окружающей среды и их проявлениями воспоминаний, интерпретаций, идей, представлений, чувств.

Читайте также:  Развитие ребенка по математике распечатать

Существует пять функций местности-идентификации:

  • распознавание — на основе опыта обитания в среде, структур местности-обитания, осуществляется познание элементов любой данной физической среды;
  • означивание — источник значений для элементов данной среды на основе релевантных когнитивных структур, что позволяет прогнозировать, какие события наиболее вероятны, какая модель людей в таких условиях распространена;
  • требование выразительности — способность личности выражать вкусы и предпочтения, определять, каких качеств недостает признанию благоприятности данной среды;
  • критерий преобразования — включает способность оценки личностью того, что правильно или неправильно в данной среде, как следует изменить её, чтобы расхождения между данной средой и местностью-идентификацией личности были минимальны;
  • тревожная и защитная функция — сигнализирование об опасности и угрозе в данном физическом окружении, поиск средств избегания этих опасностей.

Привязанность к местности[править | править код]

В процессе взаимодействия с окружающей средой люди описывают себя в категориях принадлежности к определенной местности. Связь с определенной местностью улучшает самооценку, формирует чувство комфорта, создает ощущение нахождения дома. Концепция привязанности к местности предлагает разнообразные подходы к анализу взаимодействия личности и среды, включая эмоциональные, когнитивные, поведенческие аспекты. Дискуссионным вопросом в рамках концепции считается проблема наличия доминанты в процессе формирования привязанности к местности, или интегративности всех составляющих взаимодействия со средой.

Поведенческая обстановка[править | править код]

Согласно теории Роджера Баркера (Roger Barker), социальная обстановка оказывает влияние на поведение человека. В магазине люди принимают роль покупателей, в школе и церкви надлежащее поведение уже заложено, закодировано в местности. Роджер Баркер посвятил своё внимание определению данных поведенческих обстановок (поведенческий сеттинг — behavior settings) в книге «Один день мальчика» «One Boy’s Day» (1951). В нем дано фактически поминутное описание повседневного поведения мальчика с утра до вечера. Американский социолог настаивает что следует отдавать приоритет в психологии Т-методам при которых психолог выступает в качестве приёмника, изучая человека в его естественной среде, отказавшись от О-методов, где психолог — оператор, использующий эксперимент, то есть помещающий исследуемый объект в искусственную среду. Свой подход Роджер Баркер называл экологической психологией.

Литература[править | править код]

  • David Canter Psychology for Architects (1974) London: Applied Science ISBN 0-85334-590-2
  • David Canter, Terence Lee Psychology and the built environment Wiley 1974 ISBN 978-0-470-52149-6

Ссылки[править | править код]

Ассоциация по исследованию проектирования среды — Environmental Design Research Association (EDRA)

Международная ассоциация по антропо-энвайронментальным исследованиям — International Association People-Environment Studies

Источник

Изменчивость, индивидуальную вариативность поведения обычно связывают с фактором среды. В развитии человека это изменяющийся ряд стимулов, сопровождающих его от рождения до смерти. Среда охватывает несколько различных структур.

Во‑первых, говорят о природной среде, включающей климат, растительность, географические условия. Природная среда влияет на развитие человека как организма, а опосредствованно – и на его психические особенности (дети охотников играют не в те игры, что дети шахтеров). В развитии психики отчетливо прослеживается географический детерминизм (связь географии – температуры, рельефа, пейзажа – и особенностей характера) [8,9].

Во‑вторых, используют понятие «социальная среда» – это семейное и общественное окружение. Выделяют большой и малый социумы. Опыт, приобретенный в малом социуме, определяет особенности поведения в большом. На разных этапах развития жизненная среда изменяет свою значимость: в младенчестве важна природная среда и малый социум, затем (с подросткового возраста) начинает доминировать влияние большого социума, в пожилом возрасте вновь становится важным семейное окружение.

В‑третьих, выделяют культурную среду, которая содержит систему ценностей (указаний на то, как нужно и как воспрещается себя вести), представленную значениями, закрепленными в социальных предметах и знаках. Составляющей культурной среды является предметный мир, представленный в вещах, которые осваиваются в ходе развития предметной деятельности, когда раскрываются общественно закрепленные функции, для выполнения которых и был создан предмет. Человек по‑разному взаимодействует с вещами. Вещи опосредствуют деятельность, направленную на выживание и развитие человека (орудия). Но в силу субъектности человеческой личности вещи иногда начинают отвечать его внутренним потребностям, наделяться антропоморфными характеристиками или становиться социальными заместителями. Так, игрушка томагоччи может заменять собой младшего брата или сестру, собаку, а автомобиль – подругу, друга и так далее. Вещи служат установлению власти над миром и определению границ жизненного пространства человека. Вещь может становиться фетишем, обретать сверхзначимость в случае чрезмерно аффективного отношения к ней, получать символическое значение (талисман). Поэтому мир вещей отражает мир человеческого духа – потребности, образ мышления и жизни.

Помимо вещей, культура представлена в системах знаков. Знак – это любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи информации. Если знак приобретает аффективно заряженное содержание, которое выходит за его границы, он становится символом (пиктограмма, надписи, подобные вывеске «нет выхода»). Система знаков складывается в язык, служащий средством человеческого мышления, самовыражения и общения. Один из постулатов психолингвистики заключается в том, что возможности языка определяют границы (возможности) человеческого мышления.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в период младенчества и раннего детства

Итак, рассмотрение основных понятий психологии развития с точки зрения синергетики убедительно показывает, что человеческая индивидуальность как сложная саморегулируемая система – не только продукт, но и творец собственного развития. Множество ненормативных кризисов ослабляет привычный вывод о фатальном значении раннего детства для человека и делает развитие человека практически неограниченным, а его изучение – неисчерпаемым. Все эти факты становятся очевидными благодаря осознанию того факта, что человеческая психика, будучи живой системой, обладает качествами сложности, темпоральности и множественности.

Вопросы и задания

1. Сравните понятия «рост» и «развитие». Сопоставьте понятия «научение» и «развитие», «формирование» и «развитие».

2. Приведите примеры непреформированного и преформированного развития у животных и человека.

3. Что такое асимметричность развития?

4. Дайте определение аттрактора.

5. Охарактеризуйте сходство и различие возрастных и ненормативных кризисов.

6. Почему личностные кризисы редко изучаются объективной наукой?

7. Каково содержание критического периода? Почему в кризисном периоде могут наблюдаться снижение темпов развития, негативные или регрессивные изменения?

8. В чем состоит специфика сензитивного периода? Приведите примеры.

9. В чем сущность гетерохронности развития? Какие жизненные трудности может принести ребенку это явление? Приведите примеры.

10. Укажите примеры нормативного возрастного, нормативного исторического, ненормативного кризисов.

11. Как вы понимаете способность психики к компенсации и самоорганизации?

12. Каковы показатели психического развития?

13. По каким параметрам оценивают изменения, происходящие в деятельности ребенка?

14. Что такое ведущая деятельность?

15. Приведите примеры приобретения личностного смысла ранее безразличным вам явлением.

16. Как вы понимаете принцип единства деятельности и сознания?

17. Меняется ли норма как статистическое понятие в различные исторические периоды?

18. Каким образом А. Бине определял умственный возраст детей? Почему умственный возраст можно отнести к статистической норме?

19. Приведите примеры социальных стереотипов возрастного развития.

20. К каким последствиям для развития ребенка могут привести завышенные ожидания взрослых?

21. Как вы понимаете, что такое внешний возраст?

22. Есть ли разница между психическим и субъективным возрастом?

23. Существует ли разница возрастов (и если да, то какая) двух 13‑летних мальчиков, у одного из которых уже растет борода, а другой выглядит на 9 лет?

24. Нужно ли психологу знать зубной возраст клиента?

25. Зачем нужно разделять нормативный и фактический возраст ребенка?

26. Объясните, почему во всех периодизациях допускается разброс по срокам перехода с этапа на этап.

27. Приведите примеры наследуемых и врожденных свойств.

28. Почему монозиготные близнецы могут проявлять различные реакции на одну и ту же ситуацию?

29. Чему служит биологическая наследственность?

30. Каким образом язык общения может влиять на развитие ребенка?

31. Поясните фразу: «Ребенок понимается как пассивное существо, объект влияния».

32. Почему так важен вопрос о том, что в развитии психических функций наследуется, а что зависит от среды?

33. Какие теории психического развития отказывают ребенку в том, чтобы признать его субъектом воздействия?

34. Назовите направления развития биологических основ психики в филогенезе и онтогенезе.

35. В чем заключаются отличия теории Л.С. Выготского от теорий конвергенции?

Библиография

1. Балmnес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 60–81.

2. Блонский П.П. Возрастная педология. М.; Л., 1930.

3. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Том 4. С. 244–269.

4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 3. С. 5–329.

5. Головаха Е.А., Кроник А А. Сколько Вам лет? М., 1993.

6. Крайг Г. Психология развития. СПб., 1999.

7. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 281–302.

8. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 2000.

9. Нартова‑Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., 2003.

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999.

11. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

12. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2001.

13. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич‑Щербо. М.: Педагогика, 1988.

14. Стерн В. Психология раннего детства. Минск, 2003.

15. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 3835 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.004 с)…Наверх

Источник