Среда развития ребенка и основные требования к ней
Среда развития ребенка — это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.
Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные -витальные — потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям — познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.
Материально-технические и санитарно-гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого детского сада.
Соответствие этих условий необходимым требованиям устанавливается в процессе лицензирования образовательного учреждения. Эти необходимые требования включают: наличие помещений для пребывания детей в ДОУ, проведения режимных моментов, организации питания, осуществления медицинских процедур и реализации образовательного процесса. В детском саду обычно имеются групповые помещения для игр и занятий, спальни, пищеблоки, санитарные узлы, специально выделенная и огороженная территория участка для прогулок, игр и занятий на воздухе. Помещения и участок оснащены мебелью и специальным оборудованием — игро-
вым, медицинским, учебным. При этом площади (размеры) помещений должны соответствовать определенным нормативам -строительным нормам и правилам (СНИПам), которые гарантируют охрану жизни и здоровья воспитанников. Нормативы определяют минимальные требования, например обозначают размер площади в соответствии с числом воспитанников, которые на ней находятся. Норматив может быть изменен только в сторону увеличения указанной в нем площади. Таким образом, норматив является регулятором организации жизни в детском саду, защищающим ребенка от неблагоприятных или опасных ситуаций, и обеспечивает его безопасность, а также охрану жизни и здоровья.
Кроме того, нормативы определяют показатели освещенности, невыполнение которых может отрицательно сказаться как на зрении ребенка, так и на общем состоянии его здоровья. Безопасность воспитанников обеспечивается также устройством мебели и оборудования. Шкафы в помещениях должны быть устойчивыми, полки надежно укреплены на стенах, столы и стулья не должны иметь слишком острых углов, а лестничные марши должны быть надежно огорожены. Все эти меры направлены на предотвращение детского травматизма и других несчастных случаев.
В образовательном учреждении должны соблюдаться меры противопожарной безопасности, в том числе должно быть противопожарное оборудование.
Важнейшее значение для здоровья детей имеет также санитарное состояние помещений, отсутствие пыли, чистота воды и воздуха и др.
Эргономические, эстетические и главным образом психолого-педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса. Соответствие этих условий определенным требованиям устанавливается в процессе аттестациидошкольного образовательного учреждения. Эти требования являются составной частью государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Государственный стандарт дошкольного образования представляет собой государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду.
Государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трех основных компонентов: 1) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (к программам и педагогическим технологиям); 2) требований к характеру взаимодействия педагогов с детьми; 3) требований к среде развития ребенка.
Дата добавления: 2015-02-15; просмотров: 928; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10794 — | 8073 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Мелихова Ирина
Предметно-развивающая среда как определяющий фактор развития и воспитания детей
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно- развивающая среда. Среда организуется так, чтобы ребенок имел право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.
Можно выделить несколько компонентов развивающей среды:
1. Социальный компонент (основные характеристики):
— взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;
— преобладающее позитивное настроение;
— авторитетность руководителей;
— продуктивность взаимоотношений.
2. Пространственно-предметный компонент (главные требования):
— среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;
— среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;
— среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
3. Психодидактический компонент (педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка) – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития ребенка.
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому педагоги должны создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам.
Принципы построения развивающей среды.
1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза».
2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды с использованием больших модульных наборов, центров песка и воды, использование стен.
3. Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. В игровой комнате для детей использование сборно-разборной мебели, игрушечной мебели, емкостей для хранения игрушек, мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов –
эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет, что основную информацию человек получает с помощью зрения, именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды, использовать большие яркие игрушки, элементы образного декора.
6. Принцип «половых и возрастных» различий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, надо создавать специализированные игровые зоны.
7. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» — содержать предметы и материалы известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого.
Разработка предметно-пространственной среды, помимо возрастного состава групп, должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:
— психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т. д.);
— количественного соотношения мальчиков и девочек;
— социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
— окружающей социальной среды (город, поселок, село).
Умело организованная окружающая среда более чем на 50% снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого, дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников, у них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками.
Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребёнка. При создании предметно- развивающей среды в группе педагоги должны подобрать те игрушки и материалы, которые предназначены детям двух-трёх летнего возраста, но ещё и следовать принципу опережающего характера. Желательно, чтобы приблизительно 15% материалов в группе было предназначено и ориентировано на детей более старшего возраста, с высоким уровнем развития. Предметы обстановки группы надо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира.
Развивающая среда не должна быть статичной, иначе она перестанет стимулировать развитие, а будет тормозить его. Первоначальный период построения среды — два месяца, а далее её надо насыщать и реорганизовывать. Примерно один раз в два месяца часть материалов и игрушек надо заменить, поддерживая тем самым интерес детей.
Интерьер групповой комнаты должен обеспечивать безопасность ребенка, а комфортность и уют снимать стрессообразующее воздействие общественного учреждения, создать предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития. При создании развивающей среды, необходимо учитывать и уважать мнения самих детей. Представления взрослых об удобстве, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребёнка об этом. Воспитатели и сами являются частью развивающей среды группы, всегда должны стараться быть спокойными, естественными, доброжелательными.
Для стимуляции сенсорных функций — зрения, осязания, слуха, обоняния и т. д., надо создать сенсомоторный уголок, который предназначен главным образом для развития мелкой моторики, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей; создания положительного, эмоционального фона ребёнка; активизации процессов мышления, внимания, восприятия, памяти; повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников. Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.
Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Целесообразно оформить панно на всю стену с изображением, например, дома и сада, которое позволило бы ребенку тренировать осязание – погладить пушистый хвост кота или уши собаки, потрогать их шершавый язычок. На двери дома может быть звонок, замок, крючок, цепочка и т. д. Около дома изобразить деревья, на которые повесить «яблоки, груши, вишни» — мешочки, наполненные разными по величине камушками, песком, крупой.
Мир маленького ребенка это мир отдельных реальных предметов и объектов. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. Игрушки служат основным дидактическим материалом, для эмоционального, познавательного, речевого, сенсорного развития детей раннего возраста. Игрушки должны быть контрастные по одним признакам и сходные по другим (белочки одинакового цвета, но разные по величине; зайчики, разные по цвету, но одинаковые по величине; рыбки, разные и по цвету и по величине и т. д.). Если ребенок будет действовать с подобранными таким образом игрушками, у него начнет развиваться способность различать и находить сходство признаков предметов, обобщать однородные предметы и т. д. Манипулирование с предметами и экспериментирование с ними обычно сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями ребенка: огорчением, разочарованием и даже слезами при «неудачах», весельем, смехом — в моменты радости, удивлением, опасением при столкновении с новым и необычным.
Основная задача педагогов — помочь детям раннего возраста справиться с трудностями привыкания к новой среде. Поэтому, прежде всего, надо стараться организовать окружающее пространство группы так, чтобы у детей формировалось положительное отношение к детскому саду.
Условно предметно- развивающую среду можно разделить на центры:
1. Центр развивающих игр.
2. центр двигательной активности.
3. Центр музыкальных игр.
4. Центр театрализованных игр.
5. Центр игр-экспериментов.
6. Центр, объединяющий уголок изобразительной деятельности и книжный уголок.
1. Центр развивающих игр. В нем должен обязательно присутствовать
дидактический стол. Дидактический стол является частью центра развивающих игр. Работа с дидактическим столом организуется в группе по двум направлениям:
— Проведение игр-занятий с небольшой группой детей и индивидуально.
— Побуждение детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, при необходимости оказывает помощь, хвалит.
Комплектация дидактического стола стандартная, включающая дидактические игрушки для развития мелкой моторики рук: специальные пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм, матрёшки, шнуровки и т. д. Кроме этого в центре развивающих игр должны быть:
— дидактические игры на определение формы, цвета, величины предметов;
— наборы «Собери бусы»;
— игры-вкладыши;
— разнообразные лото;
— парные картинки;
— разные виды мозаики и конструкторов;
— блоки Дьенеша;
— палочки Кюизенера.
2. Центр двигательной активности призван удовлетворить потребность детей в движении. Для этого необходимы:
— пособия для подвижных игр (шапочки, флажки, ленточки и т. д.)
— мячи разного размера;
— крупные игровые мягкие модули;
— деревянные лошадки, мостики;
— игрушки-качалки;
— массажные дорожки и коврики;
-горка;
— сухой бассейн.
3. Центр музыкальных игрушек. Поскольку раннее детство – период, благоприятный для развития слухового восприятия, необходимо создать условия для экспериментирования ребенка со звуками. В группе должны быть:
— детские музыкальные инструменты – металлофон, гармошка, барабан, дудочка, колокольчики;
— шумовые инструменты – погремушки, бубны, шумелки;
— музыкальные игрушки – музыкальная шкатулка, волчок, шарманка, неваляшка, игрушки с фиксированной мелодией. Игры и специальные занятия с этими игрушками развивают у малышей умение прислушиваться, различать на слух различные звуки.
4. Центр театрализованных игр включает
— пальчиковый театр;
— театр игрушки;
— настольный театр;
— уголок ряжения. Театрализованные игры развлекают, воспитывают детей, развивают их фантазию, учат сопереживать происходящему, раскрепощают ребенка.
5. Центр игр-экспериментов. Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Для развертывания этой деятельности необходимы:
— различные виды бумаги, перышки;
— ветряки;
— песок, камушки. Дети могут изучать свойства песка, закапывать и находить
в нем мелкие игрушки, для этого понадобятся совочки, ведерки, лейки,
формочки;
— вода; Дети могут лить воду на мельницы, переливать из бутылочки,
пускать в ней лодочки, рыбок, а если им дать небольшие деревянные
предметы, то определять, что тонет, что не тонет.
6. Книжный уголок размещают таким образом, чтобы дети могли самостоятельно брать книги для рассматривания и убирать их на место. В группе должен быть уголок изобразительной деятельности, в котором дети закрепляют способы работы с художественным материалом – бумагой, карандашами, фломастерами.
Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности. Трехлетний малыш все еще действует по принципу «Что вижу, с чем манипулирую, то и познаю»
Источник
Татьяна Мантурова
Проектирование образовательной среды дошкольного учреждения с целью активизации субъекта личности ребенка
слайд 1. Вопрос проектирования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности, будет ли происходить самореализация, саморазвитие и социализация субъекта личности ребенка. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть удобно в их предметной среде»
На нашем семинаре на основе изучения практического опыта, в процессе обсуждения, анализа учебно — исследовательского задания мы постараемся определить и обосновать содержание и специфику организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Для того, чтобы понять, в первую очередь для себя, насколько вы осознанно и близко подошли к этому вопросу, я предлагаю ответить вам на следующие вопросы, на эти же вопросы вам предстоит ответить и в конце семинара. (2-3 мин.) (Далее общее обсуждение).
слайд 2. Вопросы для обсуждения
1. Какое место в государственном образовательном стандарте дошкольного образования занимают требования к среде развития ребенка? Почему эти требования являются составной частью государственного стандарта? Из каких основных компонентов он состоит?
2. Какие качества и свойства формируются у ребенка в условиях развивающей среды?
3. Назовите два основных источника знаний и социального развития ребенка. Каково их значение в педагогическом процессе на этапе дошкольного образования?
4. Какие изменения в создании среды современного дошкольного учреждения можно оценить как новые прогрессивные подходы? Как они способствуют развитию ребенка и его эмоциональному благополучию?
5. Назовите принципы построения развивающей среды. Какие из них могут быть реализованы в детском саду в ближайшее время, а какие — в более отдаленной перспективе? Объясните, почему
слайд 3. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности.
Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды. Как вы понимаете, что значит среда обогащенная? А предметная? А чем будет отличатся развивающая предметная от предметной среды? Расширяем понятия, что изменится, если добавим слово пространственная? Развивающая образовательная среда?
В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого осуществляется процесс развития личности.
Среда должна быть, не только развивающей, но и развивающейся.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста.
В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребёнка, раскрытие субъективных проявлений ребёнка, формирования активности.
слайд 4
Среда развития ребенка в структуре государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Итак, Среда развития ребенка — это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.
Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям — познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.
Материально-технические и санитарно-гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого детского сада.
В образовательном учреждении должны соблюдаться меры противопожарной безопасности, в том числе должно быть противопожарное оборудование.
Важнейшее значение для здоровья детей имеет также санитарное состояние помещений, отсутствие пыли, чистота воды и воздуха и др.
Эргономические, эстетические и главным образом психоло-педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса
Эти требования являются составной частью государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Государственный стандарт дошкольного образования представляет собой государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду.
Государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трех основных компонентов: 1) требований к содержанию и методам воспитания и учения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (к программам и педагогическим технологиям); 2) требований к характеру взаимодействия педагогов с детьми; 3) требований к среде развития ребенка.
слайд 5.
Минусы традиционного подхода к созданию развивающей среды
Прежде, чем приступить к изменениям РППС, нужно четко видеть и понимать минусы традиционного подхода к созданию развивающей среды? Работаем в группах, записываем минусы, традиционного подхода в проектировании РППС.
Выводы:
Таким образом, в традиционном дошкольном учреждении часто господствует среда, полностью соответствующая учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослых с детьми. Ее можно опознать по следующим признакам. Цель — вооружить детей знаниями, умениями, навыками; привить послушание; лозунг во взаимодействии взрослых с детьми: «Делай, как я!»; способы общения — наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик; тактика — диктат и опека; позиция взрослого реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, а ребенок становится лишь объектом приложения сил воспитательной системы
слайд 6.
Принципы построения развивающей среды
В разработанной «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования» определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в ДОУ.
Личностно-ориентированная модель обнаруживает себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2) принцип активности, самостоятельности, творчества;
3) принцип стабильности – динамичности;
4) принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия каждого ребенка и взрослого;
6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической
слайд 7.
СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ
стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечить чувство психологической защищенности — доверие ребенка к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка — не «запрограммированность», а содействие полноценному развитию личности.
В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты», творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др.
К позитивным традициям следует отнести появление изостудий, компьютерных классов; залов для занятий хореографией, оборудованных станками, зеркалами; «комнат сказок», в которых организуются коллективные игры детей и их театрализованная деятельность. .
Слайд 8.
Требования ФГОС ДО к РППС:
РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
РППС предполагает:доступность для воспитанников всех помещений организации
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:
— охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
— возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых
— двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
— развитие и саморазвитие личности ребенка
— учет особенностей и коррекцию недостатков их развития,
Слайд 9 Что должен знать педагог при организации РППС группы?
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.
3. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться Слайд 10
При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:
-слайд 11.
Что является составляющими предметно- пространственной среды?
слайд 12
1. Ознакомьтесь с материально-техническими и медико-социальными условиями
2. Проанализируйте состояние развивающей среды в одной из групп для детей
3. Проанализируйте «рынок» современного оборудования и игровых средств для детских садов
4. Составьте список, сделайте правильный подбор необходимого оборудования
5. Создайте проект РППС вашей группы
Источник