Способы развития взаимодействия ребенка со сверстниками

Способы развития взаимодействия ребенка со сверстниками thumbnail

Олеся Куприянова
Взаимоотношения ребенка со сверстниками

Куприянова Олеся Николаевна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 168 общеразвивающего вида»

г. Владивостока, Приморский край

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ

Аннотация: в статье рассматривается важная роль общения ребенка до-школьного возраста со сверстниками. Раскрываются особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста, отмечается положительное влияние общения ребенка со своими сверстниками на его общее развитие. В процессе совместной деятельности дети накапливают опыт саморегулирования поведения и приобретают навыки коллективности.

Ключевые слова: дети, взаимоотношения, взрослые, сверстники, общение.

Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.

Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за ее пределами. Детское общество — одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Черты нового человека — коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения — легче сформируются в результате взаимодействия с другими детьми.

Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития. Ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать, действительно, равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.

Какова специфика общения со сверстниками?

1. Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми. В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры.

2. В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого.

3. Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы.

4. В общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять инициативу.

С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его под-готовка к жизни среди людей — сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективе.

Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость — и чем чудеснее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают — так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмысленная возня только нарушает покой, конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребенка. Но если все дети дошкольного возраста при первой возможности снова и снова кривляются и передразнивают друг друга, значит, им это для чего-то нужно? Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают 2 Образование и наука в современных условиях в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул — и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ничем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.

Нередко ребенок в семье растет изолированно от сверстников: родители опасаются отрицательных влияний, шума и беспорядка в доме, не хотят нарушать свой покой. Дети из таких семей сторонятся ребят в детском саду и в силу сформировавшейся некоммуникабельности испытывают большие затруднения в установлении контактов со сверстниками. Намного проще тем из них, кто получил опыт общения с ровесниками еще в семье.

Читайте также:  Игры развитие ребенка до года

В общении со сверстниками у ребенка закладываются не только основы морали и нравственного поведения, но и возникают избирательные привязанности между детьми.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие Личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.

По мнению Е. Е.Кравцовой: «В общении с ровесниками, у ребенка развиваются важнейшие черты личности — он становится более уверенным в своих силах, приобретает навыки самостоятельной деятельности, учится сознательно управлять своими поступками и поведением и т. д. Ребенок учится у сверстника совершенно иначе, чем у взрослого. Если взрослый для малыша, является прежде всего эталоном, которому он стремится во всем подражать, то сверстника можно поправить, дополнить и т. д».

В общении со сверстниками у ребенка закладываются не только основы морали и нравственного поведения, но и возникают избирательные привязанности между детьми. Только в группе, по утверждению B.C. Мухиной, в общении с другими детьми ребенок получает определенный статус популярности. Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признания среди сверстников. Притязание на признание может проявляться в стремлении «быть лучше, чем другие». Это стремление, по мнению B.C. Мухиной, создает мотивы успеха, является одним из условий развития воли.

Если ребенок не рассказывает вам о своих сверстниках, если он не может ответить на вопрос, кто у него друзья, то это должно насторожить. Скорее всего, у вашего ребенка просто нет друзей в силу тех или иных причин. И в такой печальной ситуации ребенку обязательно нужна помощь взрослого. В большинстве случаев детей-друзей связывает детский сад или прогулки во дворе. Но далеко не каждый ребенок легко идет на контакт со сверстниками, некоторые из них замкнуты и практически не имеют друзей. Если вы заметили, что у вашего ребенка существует такая проблема, то не стоит на этом акцентировать внимание ребенка. Помочь ему нужно незаметно, чтобы малыш не понял, что он какой-то не такой, как другие дети. Спасти ситуацию, помогут знакомые, в семье которых есть дети такого же возраста. Их можно чаще приглашать в гости или договориться выводить детей на прогулку в одно и то же время. Чтобы ребенок стал более раскрепощенным в общении, можно записать его в какую-нибудь секцию, творческое объединение. Таким образом, малыш будет заниматься любимым делом и при этом общаться с единомышленниками, ведь общее хобби объединяет не только взрослых, но и детей.

Важно заставить ребенка поверить в себя, в то, что он хороший, и тем самым посеять семена доброго в его душе.

Общение со сверстниками — важнейшая составляющая жизни ребенка в до-школьном детстве. Очень важно, чтобы это общение было полноценным и соответствующим возрасту ребенка. Благодаря общению со сверстниками, ребенок накапливает опыт саморегулирования поведения, считается с общественным мнением, приобретает навыки коллективности.

Список литературы

1. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Проф. А. В. Петровского. — М., «Просвещение», — 1973. Приморский край 288 с.

2.Детская психология: Методические указания. / Автор-составитель Р. П. Ефимкина.- Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. — 140с.

3.Психология развития: Учебник для студ. высш. учеб заведений / Т. Д. Ма- рютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова, — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 352 с.

4. Смирнова Е. О.Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.

5. Смирнова С. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, — 1996. — №3. — С. 5-14.

Источник

наталья чевская
Развитие навыков взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми посредством творческой деятельности

Читайте также:  К чему сниться ребенок с отклонениями в развитии

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития детей по данной теме, обмен необходимой информацией для успешного развития навыков взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми посредством творческой деятельности.

Ход семинара

1. Теоретическая часть

Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении, эмоционально-личностном развитии.

Чрезмерное увлечение компьютерными играми в домашних условиях приводит к тому, что дети разучились общаться, не хотят слышать и понимать взрослых. Увеличилось число детей с речевыми нарушениями, что затрудняет общение. Помочь таким детям преодолеть трудности, развить желание общаться — в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребёнок ещё маленький.

С введением в Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании открылась новая веха. Происходят изменения и преобразования в современной теории и практике. Были выделены различные образовательные области. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействияс окружающими людьми через решение следующих задач:

-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

-практическое овладение воспитанниками нормами речи.

В качестве результатов, по завершении образования в дошкольном учреждении, определены социально-нормативные возрастные характеристики, среди которых есть характеристики, касающиеся именно организации ребенком взаимодействия со сверстниками. Это – активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешать конфликты.

Задачи формирования у дошкольников навыков общения со сверстниками и взрослыми:

1. Воспитывать у детей интерес к окружающим людям и потребность в общении;

2. Знакомить детей с речевыми средствами общения

3. Развить у детей умение «понимать себя «и быть в «мире с собой».

4. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе.

5. Развить умение детей чувствовать и понимать другого человека.

6. Вырабатывать у детей положительные черты характера,

способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

7. Способствовать развитию творческих способностей и индивидуальному самовыражению детей.

8. Способствовать сплочению детского коллектива через проведение различных видов и форм детской деятельности.

В детском саду благоприятные условия для установления сотрудничества дошкольников со сверстниками нами создаются в разных видах детской деятельности: в играх (развивающие, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, ознакомление с художественной литературой, наблюдения, беседы, экскурсии, праздники и развлечения, трудовая деятельность, НОД.

В процессе непосредственной образовательной деятельности взрослыми создаются возможности для того, чтобы дети осознавали необходимость друг в друге, учились планировать совместную работу, контролировать свои желания, согласовывать с партнерами свои мнения и действия.

Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей существенное место занимает совместная творческая деятельность детей. Общение является важным элементом совместной творческой деятельности. В ее ходе проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Взаимодействуя с детьми в процессе создания творческого продукта, ребенок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его социально-коммуникативный опыт. У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными.

Что же такое творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической значимостью. Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу. Дети обожают фантазировать и мастерить. Особое внимание навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.

Читайте также:  Социальные ситуации развития ребенка фгос

2. Практическая часть

Что же можно делать сообща?

Складывание из бумаги (оригами) не только позволит развивать мелкую моторику рук, но и логическое мышление, сейчас много разных технологий конструирования из бумаги – треугольники, работы из рваной бумаги, объемные работы. Пластилин – то же великолепный материал для творчества, причем можно лепить, и даже рисовать. Пластилин сейчас выпускают так же в различных вариантах, начиная от стандартного, до превращающегося в керамическое изделие. Есть пластилин воздушной сушки, термической. Можно вылепить фигурки из соленого теста, или же помочь маме украсить торт из мастики. А в рисовании полный простор для творчества.Рисовать можно разнообразными изоматериалами: краски, ручки, карандаши, свечи, рисование нитками, трубочками, штампами, на сырой бумаге, мятой, бархатной, по ткани, по дереву и т. д.

Работа, направленная на преодоление ребенком различного рода эмоциональных трудностей это длительный процесс. Но необходимо ее продолжать, проявляя терпение и настойчивость в поисках направленных воздействий, в поисках тех методов, которые наилучшим образом способствуют целям коррекции. Осуществляя эту работу, можно добиться высоких результатов в развитии личности детей, их самосознания, самоуважения, самолюбия, самоутверждения, развития собственного «Я».

В ходе совместной работы дети часто не могут договориться, ломают постройки друг друга, низко оценивают работы других детей. Неуверенные в себе дети тихо рассказывают стихи, не могут приступить к работе, пока их 100 раз не подбодришь, часто не уверены в себе при индивидуальных заданиях на публику. Иногда это все выливается в агрессию – сминают свои «неудавшиеся» работы, нервничают. У некоторых застенчивых детей наоборот в творческой работе эмоциональность переплещивается через край вплоть до обилия красок (это не неаккуратность – это стремление быстро воплотить свой замысел, причем все вокруг летит, падает.

Но главное – дети – это наше зеркало. Посмотрите на своего ребенка – и вы увидите в нем себя. А умеете ли вы взаимодействовать в ходе творческой деятельности?

Родители делятся на две команды.

1 задание — оригами-букет – по 3 человека от каждой команды. (конструктивная деятельность).Задание: родители должны вспомнить, общаясь друг с другом, последовательность изготовления тюльпана из бумаги, за определенное время создать букет. Побеждает команда, у которой букет больше и аккуратнее.

2 задание — волшебная шляпка (танцевальное творчество)

Задание: родители стоят в кругу. Тот, у кого на голове волшебная шляпка показывает танцевальное движение, все повторяют, ведущий передает волшебную шляпку следующему.

3 задание – театральная мастерская «Как у бабушки Маланьи» (театральная деятельность)

Родители выбирают ведущего считалкой, которую предлагают сами. Ведущий становится в центр круга, родители водят хоровод,проговаривая слова:

У Маланьи, у старушки

жили в маленькой избушке

семь сыновей,

все без бровей

вот с такими ушами,

вот с такими глазами,

вот с такой головой,

вот с такой бородой

ничего не ели

на нее глядели

делали вот так.

Ведущий показывает движение, все повторяют.

4 задание – изотворчество – нарисовать животное, вдвоем держа мел. Общаемся с помощью мимики, без слов (по 2 человека от команды)

5 задание — проиграть знакомую песню на музыкальных инструментах

2 команды – командам необходимо договорится, какую мелодию будут исполнять, вторая команда должна угадать песню и пропеть ее

3. Подведение итогов

Уважаемые родители, поделитесь своим опытом взаимодействия с ребенком для достижения цели, результата.

Вывод: Если ваш ребенок проявляет творческую инициативу, поощряйте ее. Помогите воплотить его фантазию в жизнь. Самое главное условие Вашего совместного творчества – не нужно заставлять! Организуйте правильно творческий процесс и получайте от него удовольствие!

Развитие навыков взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми посредством творческой деятельностиСпособы развития взаимодействия ребенка со сверстниками

Источник