Список музыки для развития ребенка

Список музыки для развития ребенка thumbnail

Спокойное звучание приятной мелодии для всех возрастов идет только на пользу. Музыка для детей является дополнительным способом развития. Человек формирует свою личность в результате совокупности окружающих его факторов. В их числе – окружающие звуки, которые играют немаловажную роль в развитии отдельных участков мозга. Спокойное мелодичное звучание создает хорошее настроение, задает позитивный тон, приободряет. Спокойные песни, наоборот, успокаивают и помогают расслабиться. Не зря с древних времен принято новорожденному петь колыбельные. Медленная, тихая, ласковая мелодия вместе с маминым голосом помогает малышу позабыть о насыщенном дне и спокойно уснуть.

Ребенок и ноты

Ребенок и ноты

Физиология слуха у младенцев

Диагностика слуха у новорожденных проводится еще в родильном доме на вторые-третьи сутки. Медицинский персонал посещает каждого младенца со специальным устройством, которое измеряет способность уха ребенка воспринимать звуки. Если отмечаются отклонения в развитии органа слуха, такого ребенка внимательно наблюдают еще в течение трех месяцев для того, чтобы исключить аномалии развития или подтвердить диагноз. Современная медицина способна медикаментозно или хирургически решить проблему тугоухости или глухоты для ребенка в любом возрасте.

Строение детского уха отличается от взрослого, в силу небольшого размера самого черепа. Слуховой проход, соединяющий ушную раковину с барабанной перепонкой, очень короткий и напоминает щель. По мере роста головы проход будет удлиняться и округляться. Сама барабанная перепонка имеет более пологое положение, чем у взрослого. Ее отклонение от горизонтали слухового прохода составляет всего 10˚. Она плотнее и толще, чем у детей 3-4 лет и взрослых, потому как состоит из нескольких слоев.

В возрасте 5-6 лет барабанная перепонка у детей составляет уже больший угол по отношению к слуховому проходу, который равен 45˚. У взрослого человека она располагается практически вертикально – на уровне 75˚.

Диагностика слуха

Диагностика слуха

Пока ребенок не достиг месячного возраста, его можно приучить к домашнему шуму, чтобы не стараться создать идеальную тишину во время детского сна в дальнейшем. Пока грудничок только учится воспринимать звуки, большинство их них является для него лишь фоновым шумом, который становится нормой при постоянном звучании.

Внимание! Если с первых дней жизни родители не меняют своего поведения во время сна и бодрствования ребенка, малыш привыкает к шуму и спокойно спит под голоса родителей и звуки их домашних забот. Если с первых дней жизни ребенка во время его сна создается идеальная тишина, любой случайный чих обязательно будет будить младенца и в старшем возрасте.

О пользе музыки для детей

Грамотно подобранная музыка способна благотворно влиять на эмоциональное состояние человека в любом возрасте. Особо чувствительны к музыке дети. Они, еще не имея музыкальных пристрастий, будут воспринимать музыку как эмоцию, воплощенную в звучании. Поэтому особенно полезна для грудничков именно классическая музыка. Она не имеет прикрепленного текста, который своей интонацией способен навязать восприятие исполнителя.

Однако и классика может быть сложной для психики месячного ребенка. Включать произведения Баха или Хачатуряна не стоит до 5-7 летнего возраста. Они несут в себе слишком большую эмоциональную нагрузку. Младенцам для обучения звукам музыкальных инструментов лучше подойдут такие композиторы, как Чайковский, Вивальди или Моцарт. Их произведения более мелодичные, исполняются в большинстве своем клавишными и духовыми музыкальными инструментами, в то время как произведения Хачатуряна насыщены партиями для ударных инструментов.

Игра на фортепиано

Игра на фортепиано

Слушая классическую музыку, младенец развивает воображение. Если до прослушивания музыкальных произведений он был занят игрой с яркой игрушкой, её краски будут использованы воображением для восприятия звуков.

Детские веселые песни также несут ряд полезных качеств для развития маленьких детей. Они имеют простой ритм, который легко запомнить. Развивается память – спустя пару месяцев, ребенок уже станет без труда узнавать мелодии по первым нотам и демонстрировать свою симпатию или недовольство относительно родительского выбора. Не стоит навязывать песню ребенку, на которую он реагирует плачем, даже если родители считают конкретное произведение лучшим из лучших.

Колыбельные песни для малышей до 1 года должны стать неотъемлемой частью приготовления ко сну. Помимо самого спокойного ритма и тянущейся мелодии, эти произведения несут стратегически важную функцию – привычку засыпать вовремя. Если перед тем, как уложить ребенка спать, его сначала купают, потом увлажняют кожу кремом, после чего кормят, и под колыбельную он засыпает, выработается ритуал отхождения ко сну. По строго соблюдаемой последовательности действий ребенок уже будет психологически готов к следующей процедуре. Это очень важный элемент в формировании уверенности в себе. Заранее зная, что дальше с ним будет происходить, ребенок чувствует уверенность и не беспокоится лишний раз.

Песня у колыбели

Песня у колыбели

Веселая танцевальная музыка для детей от 1 года позволяет развивать восприятие чувства ритма. Даже 8 месячный малыш, услышав знакомую заводную мелодию, начнет стараться двигать телом в такт музыке. Одно из самых первых танцевальных движений осваивают ножки. Если ребенок уже умеет стоять, он непременно будет пытаться несильно и часто приседать под музыку, работая коленными суставами.

Читайте также:  Игры на развитие культуры речи ребенка

Какую музыку включать новорожденным

Новорожденные дети в силу своего только начинающегося развития не нуждаются в песнях со словами. Музыка для таких малышей должна быть позитивной, но не заводной. Предпочтение следует отдавать классике, исполняемой клавишными, духовыми или струнными музыкальными инструментами. Максимально стараться избегать интерпретаций с использованием ударных и электронных инструментов.

Музыка для новорожденного

Только что родившемуся малышу самыми полезными звуками станет музыка природы:

  • пение птиц в лесу;
  • шум морских волн;
  • песни сверчков;
  • шелест капель дождя в листве.

Для первых дней жизни такие звуки подойдут лучше всего. Ребенок в первый месяц еще не способен концентрировать свое внимание на мелодии, поэтому лучшим выбором будет естественный природный звуковой фон, понятный любому живому существу на инстинктивном уровне. Музыка природы позволит ребенку расслабиться. Частота птичьих голосов благоприятно влияет на нервную систему, избавляя от тревог и волнения.

Развивающая музыка и песни для грудничков

Детские песенки для малышей от 0 и старше не должны быть инструментально перегружены. Лучше пусть это будут веселые песни, содержащие один-два музыкальных инструмента и голос. Музыка будет способствовать развитию в том случае, если не заставляет ребенка нервничать. Лучшая музыка для развития эмоционального равновесия – та, которая не раздражает.

Дети в возрасте 5-6 месяцев уже способны запоминать мелодию, поэтому для того, чтобы развивалась память, лучше использовать на музыкальных уроках простейшие детские песенки – четверостишья. Когда они станут для ребенка узнаваемыми, появится возможность влиять с их помощью на капризное состояние малыша, отвлекая его от плача приятной знакомой песней.

Первые детские песенки должны быть преимущественно на родном языке ребенка, потому как фонографическое восприятие с первых месяцев влияет на формирование речи малыша. Слыша родную речь, ребенок подсознательно будет понимать взрослое произношение, к которому в дальнейшем ему предстоит стремиться. Так, звучание французских песен для русскоязычных детей может увеличить риск картавого произношения звука «р» в старшем возрасте. Поэтому привычные советские детские песенки – лучший вариант для ознакомления с миром музыки для всех возрастов, начиная с самого раннего.

Первый танец

Первый танец

Музыкальный час для детей до года

Общая продолжительность музыкальных занятий для детей не должна превышать одного часа за весь день. Таким образом, музыкальный час для детей до года необходимо разбить на 5-10 минут звучания с часовыми перерывами. Ритмичная и веселая музыка сначала порадует малыша, но позже быстро надоест и может стать раздражителем.

Дополнительная информация. Самое лучшее время для прослушивания музыкальных произведений – сразу после кормления, когда ребенок сыт. В этот промежуток времени у малыша не будет никаких особых желаний. Он сыт, доволен и готов к новым открытиям. Мама, включив небольшое количество детских песенок подряд, может отвлечься на личные дела.

Советские песенки

Советские песенки

Песенки для детей возрастом от 0 до года могут стать помощником в вопросе подготовки ребенка к каким-либо процедурам. Например, использование одного и того же произведения, которое успело понравиться малышу, во время подготовки к купанию проинформирует ребенка о том, что наступило время плавания. Если каждое важное действие подкреплять музыкальным сопровождением, внимательно подбирая детские песенки для младенцев, вскоре можно будет даже понять, хочет ребенок, к примеру, купаться или нет.

Если, услышав песню, которую мама ему включает каждый раз перед тем, как начать водные процедуры, ребенок закапризничал, это будет означать, что само купание ему не приносит радость. Родителям следует сделать определенные выводы: либо изменить температуру воды, чтобы малыш чувствовал себя комфортно, либо отложить водные процедуры на 15-20 минут, пока ребенок не будет к этому готов.

Очень часто дети, узнающие колыбельную, начинают плакать не от того, что сама песня им не нравится, а потому, что они не желают, чтобы их укладывали спать. Таким образом, с помощью музыки можно облегчить понимание младенческой речи.

Какую музыку для новорожденных включать нельзя

Песенки для малышей, возрастом до 1 года и старше, должны приносить только положительную реакцию. Музыкальные вкусы родителей и новорожденного зачастую не совпадают. Родители должны понимать, что, если они решили открыть своему ребенку музыкальный мир, не стоит начинать с агрессивного металла или рока, даже если родители от него без ума.

Агрессивное исполнение

Агрессивное исполнение

Категорически запрещается включать детям любого возраста:

  • электронную музыку;
  • произведения, написанные для ударных инструментов;
  • раздражающие нервную систему рычащие песни рок-исполнителей;
  • песни не должны содержать ненормативную лексику;
  • звучание оргáна позволительно открывать для ребенка, достигшего 7 летнего возраста, так как его специфическое воспроизведение способно породить чувство тревоги у грудничков;
  • нарочито низкий мужской бас исполнителя также может вызвать волнение малыша, негативно влияя на незрелую нервную систему;
  • не путать режим дня музыкальными произведениями – утро нужно начинать с веселых детских песен, вечером включать только спокойную музыку.
Читайте также:  Дидактические карточки для развития ребенка

Ни в коем случае нельзя использовать наушники в качестве источника звука. Музыка для малышей до 1 года должна исходить из удаленного источника, ненавязчиво и негромко. Она не должна пугать, создавать эмоциональный дискомфорт и расстраивать ребенка. Путешествуя с ребенком в автомобиле, желательно отказаться от некачественного сигнала радиоволн. Звучание должно быть чистым, без частотного мусора и шипения. Если планируется длительное путешествие с младенцем, желательно приобрести заранее музыкальный детский диск с качественной лицензионной записью.

Нельзя использовать наушники

Нельзя использовать наушники

Не перегружая детей музыкой, можно открыть для них волшебный мир фантазии и ритма, который, несомненно, благотворно влияет на развитие нервной системы и мозговой активности. Музыка – волшебное открытие человечества, незримый помощник в коррекции настроения и поведения даже взрослых людей.

Видео

Источник

Приведенный ниже список составлен на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребенка, а также исследований детских музыкальных предпочтений.

  1. И.Альбенис «Испанская сюита», №5, исполняет Н.Иепес (гитара). 6.24
  2. Б.Барток, Концерт №2 для скрипки с оркестром, ч.2 (фрагмент), исполняет Симфонический Оркестр Венгерской Оперы, дирижер Я.Ференчик. 2.33
  3. И.С.Бах, «Хорошо темперированный клавир», ч1. — Прелюдия и фуга №1 до мажор, исполняет В. Клиберн (фортепиано).
  4. И.С.Бах, Трехголосные инвенции, исполняет Глен Гульд (фортепиано).
  5. И.С.Бах, Шутка из оркестровой сюиты си минор, исполняет ансамбль «Концертино». 1.25
  6. И.С.Бах, Прелюдия №1, исполняет Кристиан Джаккоттет. 2.04
  7. Бах-Гуно, «Аве Мария», исполняет камерный ансамбль Пражской консерватории. 2.49
  8. Л.Бетховен, «К Элизе», исполняет Д.Шведов (фортепиано), 3.55
  9. Л.Бетховен, Соната для фортепиано №8 «Патетическая» (адажио кантабиле), исполняет Д.Томсик. 5.39
  10. Л.Бетховен, Соната № 14 («Лунная»), исполняет Д.Томсик (фортепиано). 6.06
  11. Ж.Бизе, «Тореадор» из оперы «Кармен», исполняет Римский Симфонический оркестр, дирижер Л.Бертранд. 2.16
  12. Ж.Бизе, фрагмент из оперы «Кармен», исполняет Римский Симфонический Оркестр, дирижер Л.Бертранд. 2.09
  13. Бизе-Борн, Фантазия на темы оперы «Кармен», исполняет ансамбль «Концертино». (гл.партия — флейта) 7.59
  14. А.Бородин, фрагменты из оперы «Князь Игорь», исполняет Берлинский Фестивальный оркестр, дирижер В. Петрошов. 2.19
  15. Л.Боккерини, «Менуэт», исполняет камерный ансамбль Пражской консерватории. 3.49
  16. И. Брамс, Венгерский танец №1, исполняет Лондонский Фестивальный Оркестр, дирижер Дж.Армстронг. 3.29
  17. И.Брамс, Симфония №3, ч.3 (фрагмент), исполняет Лейпцигский симфонический оркестр, дирижер Г. Абендрат. 2.53
  18. Р.Вагнер, Прелюдия к 3 акту из оперы «Лоэнгрин», исполняет Словацкий Национальный Филармонический Оркестр, дирижер Б.Рецуха. 3.40
  19. А.Вивальди, Концерт соч. 3/8 (аллегро), исполняет камерный оркестр «Загребские солисты». 4.01
  20. А.Вивальди, «Времена года», Весна, ч.1, исполняет ансамбль «Концертино». 3.08
  21. А.Вивальди, «Времена года», Зима, ч.2, исполняет ансамбль «Концертино». 1.56
  22. А.Вивальди, Симфония до мажор (аллегро мольто), исполняет камерный оркестр «Загребские солисты». 1.34
  23. А.Вивальди, Концерт для виолончели с оркестром соль мажор, (переложение Ж. Дандело), исполняет камерный ор­кестр «‘Загребские солисты», солист А. Янгиро. 1. Allegro 2. Largetto.
  24. А.Вивальди, Концерт для двух гитар соль мажор, исполняют Д.Уильямс и К.Бонелл. 1.allegro 4.00 2.andante 4.41 3.allegro 3.21
  25. Й.Гайдн, Дивертисмент №1 си бемоль мажор «Хорал св. Антония», исполняет ансамбль «Musici di san Marco», дирижер А.Лиццио. 10.20
  26. Г.Гендель, Fireworks Masic (аллегро), исполняет Берлинский Фестивальный оркестр, дирижер В.Петрошов. 2.27
  27. Г. Гендель, Сонаты для клавира (фрагменты), исполняют С. Рихтер и А. Гаврилов.
  28. В.Гендель, Сюита «Музыка на воде», редакция Г. Харти, исполняет ансамбль солистов Симфоническою оркестра Мо­сковской государственной филармонии, дирижер Д.Ойстрах, со­лист А.Гофман (флейта).
  29. Э.Григ, «Танец Анитры», исполняет ансамбль «Концертино». (гл. партия — скрипки) 3.28
  30. Э.Григ, «Утро», исполняеткамерный ансамбль Пражской консерватории. 3.42
  31. А.Дворжак, Серенада ми ма­жор для струнного оркестра, соч. 22, исполняет Оркестр солистов Пражской консерватории, дирижер В.Талих.
  32. К. Дебюсси, «Маленькая сюита» (для фортепиано в 4 руки), исполняют С. Величко и Н. Куликова.
  33. Л. Делиб, Пиццикато из балета «Сильвия», исполняет Европейский Филармонический Оркестр. 2.34
  34. Динику, Хора стаккато, исполняет ансамбль «Концертино». 2.27
  35. Вила Лобос, Ария из бразильской бахианы №5, исполняет ансамбль «Концертино». 5.32
  36. Ф. Лист, Ноктюрн №3, исполняет Хелен Гал (фортепиано). 4.28
  37. Марчелло, Концерт для гобоя,ч.2, исполняет ансамбль «Концертино». 4.16
  38. В.А.Моцарт, «Маленькая ночная серенада» ч.1, исполняет ансамбль «Концертино». 3.33
  39. В.А.Моцарт, Турецкий марш, исполняет ансамбль «Концертино». 2.59
  40. В.А.Моцарт, «Турецкий марш», исполняет Х.Гал (фортепиано). 3.35
  41. В.А.Моцарт, Симфония №40 соль минор, ч.1, исполняет симфонический оркестр под руководством Г.Черкасова. 7.38
  42. В.А.Моцарт, увертюра к опере «Свадьба Фигаро», исполняет симфонический оркестр под руководством Г.Черкасова. 12.30
  43. В.А.Моцарт, Маленькая ночная серенада, исполняет симфонический оркестр под руководством Г.Черкасова. 6.15
  44. В.А.Моцарт, Концерт №21 до мажор для фортепиано с оркестром, ч.2 (фрагмент), исполняет Государственный Симфонический оркестр, солист М.Плетнев. 2.55
  45. В.А.Моцарт, Сонаты: №15, до мажор; №16 си-бемоль ма­жор, исполняет М. Плетнев (фортепиано).
  46. В.А.Моцарт, Три дивертисмента для струнного оркестра: Дивертисмент ре мажор; Дивертисмент фа мажор; Дивертисмент си-бемоль мажор, исполняет Камерный оркестр «Виртуозы Москвы», дирижер В.Спиваков.
  47. В.А.Моцарт, Симфония №30 ре мажор, исполняет Мо­сковский камерный оркестр, дирижер Р. Баршай.
  48. М.Мусоргский, Рассвет на Моква-реке, вступление к опере «Хованщина» (редакция Н.Римского-Корсакова), исполняет Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Е.Светланов. 6.11
  49. М.Мусоргский, Вступление к опере «Сорочинская ярмарка», исполняет Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Е.Светланов. 4.42
  50. М.Мусоргский, Скерцо си-бемоль мажор, исполняет Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Е.Светланов. 4.00
  51. Оффенбах, «Баркаролла», исполняет Лондонский Королевский Филармонический оркестр, дирижер Ф.Шипвэй. 3.20
  52. Н.Паганини, «Кантабиле», исполняет ансамбль «Концертино». 3.29
  53. Н.Паганини, Произведения для скрипки и гитары:Концертная соната ля мажор; Cantabile и вальс ми мажор; Соната ля мажор, соч. 2; Романс из большой сонаты для гитары и скрипки ля мажор; Contabile pе мажор, соч. 17; Соната ля мажор, соч.3; Соната ре мажор, соч.3; исполняют Р.Риччи, Э. Битетти.
  54. Н.Паганини, Каприз соч.1 №24, исполняет Н.Халл (гитара). 4.42
  55. С.Прокофьев, Симфония №1 «Классическая», ч.2 (фрагмент), исполняет государственный сим­фонический оркестр Министерства культуры СССР, дирижер Г. Рождественский. 2.41
  56. М.Равель, Соната для скрипки и фортепиано соль мажор, исполняет Давид Ойстрах (скрипка), партия ф-но Ф. Бауэр. 9.44
  57. М.Равель, Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор (для левой руки), исполняют Л.Гаврилова и Лон­донский симфонический оркестр, дирижер С. Ретт.
  58. С.В.Рахманинов, «Итальянская полька», исполняет ансамбль «Концертино». 1.79
  59. С.В.Рахманинов, Итальянская полька для двух фортепиано, исполняют М.Джонс и Р.Макмахон. 2.01
  60. С.В.Рахманинов, Концерт №2 для фортепиано с оркестром,ч.1 (фрагмент), исполняет Государственный сим­фонический оркестр СССР, дирижер Н. Аносов, партия фортепиано- Г. Нейгауз. 3.59
  61. С.В.Рахманинов, Салонные пьесы: Ноктюрн; Вальс; Баркарола; Мелодии; Юмореска; Романс; Мазурка; исполняет М. Воскресенский (фортепиано).
  62. Н.Римский-Корсаков, «Полет шмеля», исполняет оркестр под руководством Дж.Велдона. 1.26
  63. Н.Римский-Корсаков, Симфоническая сюита «Шехерезада», соч. 35, исполняет Оркестр Большого театра, дирижер А. Мелик-Пашаев, солист С.Калиновский (скрипка).
  64. Дж. Россини, увертюра к опере Севильский цирюльник, исполняет Филармонический оркестр, дирижер Х.Адольф. 2.59
  65. Дж.Россини, Увертюра к опере «Вильгельм Телль», исполняет Филармонический Оркестр Болгарии, дирижер Р.Райчев. 3.32
  66. Саппе, Вальс, исполняет ансамбль С.Кцеха. 2.08
  67. Г.Свиридов, «Отзвуки вальса», исполняет ансамбль «Концертино». 1.47
  68. Ш.Сен-Санс, «Лебедь», исполняет ансамбль «Концертино». (гл. партия — альт) 2.59
  69. Ш.Сен-Санс, «Лебедь», исполняет Европейский Филармонический оркестр. 2.36
  70. Д. Скарлатти, Соната соль мажор, исполняет А.Артцт (гитара). 2.45
  71. Д.Скарлатти, Соната ми минор, исполняет Н.Иепес (гитара). 3.15
  72. Б.Сметана, Полька из оперы «Проданная невеста», исполняет Лондонский Филармонический Оркестр, дирижер А.Шольтц. 4.33
  73. М. де Фалла «Танец La vida breve», исполняет Н.Халл (гитара) 3.41
  74. П.И.Чайковский, «Времена года», «На тройке», исполняет ансамбль «Концертино». 2.59
  75. П.И.Чайковский «Времена года», исполняет В.Ашкенази (ф-но)
  76. П.И.Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром, ч.2. , исполняет Симфонический Оркестр Болгарского радио, партия ф-но М.Моллова. 7.01
  77. П.И.Чайковский, Тема любви из балета «Ромео и Джульетта», исполняет Королевский Филармонический оркестр , дирижер М.Саргент. 3.08
  78. П.И.Чайковский, Серенада для скрипок до мажор, ч.3, вальс, исполняют солисты Софийского оркестра, дирижер В. Казандиев. 3.42
  79. П.И.Чайковский, Скрипичный концерт ре мажор, соч.35, ч.1 , исполняет Оркестр Софийской Филармонии, дирижер Д.Манолов. 18.14
  80. П.И.Чайковский, увертюра к балету «Щелкунчик», исполняет Лондонский Фестивальный Оркестр, дирижер Г.Адольф. 3.17
  81. П.И.Чайковский, Марш из балета «Щелкунчик», исполняет Лондонский Фестивальный Оркестр, дирижер Г.Адольф. 2.47
  82. П.И.Чайковский, Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик», исполняет Лондонский Фестивальный Оркестр, дирижер Г.Адольф. 2.09
  83. П.И.Чайковский, Dance of the Reeds из балета «Щелкунчик», исполняет Лондонский Фестивальный Оркестр, дирижер Г.Адольф. 2.40
  84. П.И.Чайковский, Вальс Цветов из балета «Щелкунчик», исполняет Лондонский Фестивальный Оркестр, дирижер Г.Адольф. 7.10
  85. П.И.Чайковский, вальс из балета «Лебединое озеро», исполняет Лондонский Фестивальный Оркестр, дирижер Г.Адольф. 7.43
  86. П.И.Чайковский, Симфония №6, ч.2, исполняет Венский Симфонический Оркестр, дирижер Г.фон Караян. 7.49
  87. П.Чайковский, Танец флейт из балета «Щелкунчик», исполняет Берлинский Фестивальный Оркестр, дирижер В. Петрошов. 2.13
  88. П.Чайковский, Вальс из балета «Спящая красавица», исполняет Берлинский Фестивальный оркестр. 4.27
  89. П. Чайковский, Детский альбом: Зимнее утро; Мама; Игра в лошадки; Марш деревянных солдатиков; Песня жаворонка; Вальс; Полька; Мазурка; Русская песня; Неаполитанская песенка; Сладкая греза, исполняет М. Плетнев (фортепиано).
  90. Ф.Шопен, Ноктюрн №2, фрагмент, исполняет Т. Шебанова (фортепиано). 2.57
  91. Ф.Шопен, Вальс, соч.70, исполняет П.Шмалфусс (фортепиано). 2.22
  92. Ф.Шопен, Большой блестящий вальс ми-бемоль мажор, соч. 18, исполняет С. Бунин(фортепиано).
  93. Ф.Шопен, Экспромт ля-бемоль мажор, соч. 29, исполняет Т. Шебанова (фортепиано).
  94. Ф. Шопен, Мазурки, ре-бемоль мажор, соч. 30; до мажор, соч. 56; си мажор, соч. 63; исполняет II. Кисни (фортепиано).
  95. И.Штраус, «Радецкий марш», исполняет Оркестр Венской Оперы, дирижер К.Михальский. 2.55
  96. И.Штраус, Полька «Трик-трак», исполняет ансамбль «Концертино». 2.32
  97. И.Штраус, «Полька трик-трак», исполняет оркестр Венской Оперы, дирижер К.Михальский. 2.40
  98. И.Штраус, вальс «На прекрасном голубом Дунае», соч.314, исполняет Венский филармонический оркестр, дирижер Л.Маазель. 9.37
  99. И.Штраус, вальс «На прекрасном голубом Дунае», исполняет Берлинский Филармонический оркестр, дирижер Г.фон Караян.
  100. Р.Штраус, Симфоническая поэма «Дон Жуан», фрагмент, исполняет симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижер Г.Рождественский. 3.52
  101. Ф.Шуберт, «Фореллен квинтет», ч.4, исполняет ансамбль «Концертино». 7.03
  102. Ф.Шуберт, «Аве Мария», исполняет камерный ансамбль Пражской консерватории. 4.51
  103. Р.Шуман, Reverie, исполняет Х.Гал (фортепиано). 2.40
Читайте также:  Начинать как можно раньше занятия с ребенком для развития речи

Источник

Источник