Специфика познавательного развития ребенка дошкольного возраста

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста


06.04.2013

14106

0

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

От года   3 года

Ребенок раннего возра­ста — настоящий исследователь.
Стремление к познанию пронизывает все сферы его деятельности.  И самое главное, что ребенок не только хочет
рассматривать предметы, но и действовать с ними — разъединять и соединять,
конструировать из предметов, экспериментировать.

     
Деятельность с предметами способствует развитию восприятия, мышления,
памяти и других познавательных процессов. Наиболее ин­тенсивно развивается
восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие —  фундаментальная психи­ческая функция,
обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.

     Восприятие детей
этого возраста развивается в процессе практических действий; путем проб и
ошибок ребенок мо­жет собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соот­ветствующей
формы и размера.

Практический результат ребенок получает в процессе
многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или
подходящих друг к другу предметов или их частей.

Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно грубое. Ребенок
примеривает, пробует и через ошибки, их ис­правление достигает результата.
Однако после полутора лет происходит быстрое сокращение предварительных примери­вающих
действий, переход к зрительному восприятию и оценке отношений между предметами
(статичных и дина­мичных). Особенно ярко это заметно в возрасте 1 года 9 ме­сяцев
— 1 года 10 месяцев.

           В практической деятельности у ребенка
развивается не только восприятие, но и мышление, которое в этот период имеет
наглядно-действенный характер. Путем практическо­го экспериментирования ребенок
открывает новые сред­ства для достижения целей. Например, достает один пред­мет
с помощью другого: закатившийся мячик с помощью палки; встает на стул, чтобы
дотянуться до понравившегося предмета.

Изобретая новые средства, ребенок открывает и новые свойства вещей.
Например, зачерпывая воду с помощью ре­шета для просеивания песка,
обнаруживает, что вода выли­вается. Это вызывает у него удивление, что
стимулирует дальнейшие пробующие действия и новые открытия.

           С помощью бытовых предметов
(стульев, кресел, поду­шек и др.) открывает новые формы передвижения: скольже­ние,
скатывание, перекатывание.

Постепенно к
концу третьего года жизни ребенок начина­ет обходиться без внешних проб,
экспериментируя и фанта­зируя в уме.

Расширение познавательной деятельности ребенка и обобщение его опыта
проявляются в детских вопросах (на­пример, «Это птица?», «Это грузовик?», «А
зачем?», «Кто это?», «Что это?»).

На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослыми
дети строят собственные представле­ния об окружающем.

.

К концу третьего года жизни ознакомление с окружаю­щим приобретает ярко
выраженный познавательный харак­тер. Дети активно стремятся получить
информацию об ок­ружающем мире, задавая взрослому множество вопросов (на­пример,
«Где ночует солнышко?», «Как зовут козлят, которые не пустили волка?», «Где
живет лиса?», «Что ест слон?» и т. п.).

1.2. Младший дошкольный возраст  3 – 5 лет

В   младшем   дошкольном  
возрасте   познавательное  развитие 
продолжается  по  трем 
основным  направлениям:

— расширяются и
качественно изменяются  способы
ориентировки ребенка в окружающем,

—  возникают новые средства ориентировки,

— содержательно
обогащаются представления и знания ребенка о мире.

В возрасте от трех до пяти лет формируются качествен­но новые свойства
сенсорных процессов: ощущение и вос­приятие. Ребенок, включаясь в разные виды
деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более
тонко различать отдельные признаки и свойства пред­метов. Совершенствуется
фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы
предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного дейст­вия и
начинает развиваться как самостоятельный, целена­правленный процесс со своими
специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят
к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия,  при этом «рука учит глаз» (движение руки по
предмету оп­ределяет движение глаз). Зрительное восприятие становит­ся в
дошкольном возрасте одним из основных процессов не­посредственного познания
предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем
дошколь­ном возрасте.

Рассматривая
новые предметы (растения, камни и т.д.), ребенок не ограничивается простым
зрительным ознакомле­нием, а переходит к осязательному, слуховому и обонятель­ному
восприятию —  сгибает, растягивает,
царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще  не может назвать его, обозначить словом.
Активная, разно­образная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к
новому предмету стимулирует появление более точных об­разов. Действия
восприятия развиваются благодаря усвое­нию системы сенсорных эталонов (цветов
спектра, геомет­рических форм и др.).

 В этом возрасте ребенок начинает
использовать симво­лические представления предметов и событий. Благодаря этому
он становится более свободным и независимым от по­ля восприятия и непосредственных
контактов с окружающи­ми предметами. Маленький ребенок умеет представлять объек­ты
с помощью телесных движений (подражание, отсрочен­ное во времени), ребенок
постарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошо
знает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представле­ния — это символы. С
помощью символов можно предста­вить как конкретные, так и абстрактные предметы.
Яркий пример символических средств — 
речь.

Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в дан­ный момент перед
его глазами, создавать фантастические представления об объектах, которые
никогда не встречались в его опыте; у него формируется умение мысленно воспро­изводить
скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих
скрытых частей.

Читайте также:  Развитие артикуляции ребенка до года

Символическая функция — 
качественно новое достиже­ние в умственном развитии ребенка младшего
дошкольного возраста —  знаменует собой
зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во
внешних опорах (игровые, изобразительные и другие символы).

Мышление младшего дошкольника отличается качествен­ным своеобразием.
Ребенок — реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно
различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не
умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки
зрения. Ему свойственны анимистические пред­ставления: все окружающие предметы
способны думать и чув­ствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает
спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один,
наиболее яркий признак предмета и, ориенти­руясь на него, оценивает предмет в
целом. Его интересуют ре­зультаты действия, однако он еще не умеет прослеживать
про­цесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о
том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было
достигнуто то, что он видит. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и
те усло­вия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель.

Способность к целеполаганию находится еще в стадии свое­го становления:
дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить
новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно
наблюдали. Младшие дошкольники способны предвидеть изме­нения тех или иных
явлений лишь по одному параметру, что значительно снижает общий эффект
прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая
любознательность, на­личие многочисленных вопросов типа «почему?», «зачем?». Их
начинают интересовать причины разных явлений.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться
представления о пространстве, времени, чис­ле. В силу особенностей мышления
ребенка (о которых уже было сказано) его представления также своеобразны и каче­ственно
отличны от представлений более старших детей.

1.3.
Старший дошкольный возраст  5 – 6 лет

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — это сложный
комплексный феномен, включаю­щий развитие познавательных процессов (восприятия,
мыш­ления, памяти, внимания, воображения), которые представ­ляют собой разные
формы ориентации ребенка в окружаю­щем мире, в себе самом и регулируют его
деятельность.

Восприятие
ребенка теряет свой первоначально глобаль­ный характер. Благодаря различным
видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойст­во
предмета от него самого. Свойства или признаки предме­та становятся для ребенка
объектом специального рассмот­рения. Названные словом, они превращаются в
категории познавательной деятельности, и у ребенка-дошкольника воз­никают
категории величины, формы, цвета, пространствен­ных отношений. Таким образом,
ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия
интеллектуализируется.

            Благодаря
различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится
произвольной и целенаправ­ленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить
что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Пере­страивается
воображение: из репродуктивного, воспроизводя­щего оно становится
предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только
конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи
ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется
внутренняя речь.

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как
самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно.
Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как
экспериментиро­вание с новым материалом и моделирование.

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим
преобразованием предметов и явлений.  В
процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в
объекте все новые свойства связи и зависимости. При этом наиболее значим для
разви­тия творчества дошкольника сам процесс поисковых пре­образований.

Преобразование ребенком предметов в ходе эксперимен­тирования теперь
имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование
осуществляется пор­циями, последовательными актами и после каждого тако­го акта
происходит анализ наступивших изменений. После­довательность производимых
ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития
его мышления.

Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате
ребенок часто получает неожидан­ные новые знания, у него формируются новые
способы по­знавательной деятельности. Происходит своеобразный про­цесс
самодвижения, саморазвития детского мышления. Это свойственно всем детям и
имеет важное значение для ста­новления творческой личности. Наиболее ярко этот
процесс проявляется у одаренных и талантливых детей. Развитию
экспериментирования способствуют задачи «открытого ти­па», предполагающие
множество верных решений (например, «Как вытащить машину из ямы?» или « Как
можно использовать в игре кубик?»).

Моделирование  в дошкольном  возрасте 
осуществляется  в разных видах
деятельности —  игре, конструировании,
рисовании,   лепке   и др.  
Благодаря   моделированию   ребенок способен  к опосредованному решению  познавательных задач.

В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых
отношений.  Теперь с  помощью моделей ребенок материализует  математические,  логические,  
временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические
изображения (графические схемы).

Читайте также:  Дидактическая игра в развитии ребенка

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это
только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки. Так,
ребенок охотно счи­тает членов своей семьи, но не учитывает себя самого. Благодаря
содержательному общению и обучению, разви­тию познавательной деятельности у
ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления сис­тематизируются
и становятся знаниями, начинают формиро­ваться общие категории мышления (часть
—  целое, причин­ность, пространство,
предмет —  система предметов, случай­ность
и т. д.).

В дошкольном
возрасте ярко проявляются две категории знаний:

  •  знания 
    и умения,   которыми
    ребенок  овладевает без специального
    обучения в  повседневном  общении со  взрос­лыми, в играх,  наблюдениях, во время просмотра телеви­зионных
    передач.
  •  знания и умения, которые могут быть
    усвоены только в процессе специального обучения (математиче­ские знания,
    грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.).

Система знаний
включает две зоны —  зону устойчивых,
стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, полузнаний.

Вопросы детей —  показатель
развития их мышления. Во­просы о назначении предметов, заданные для того, чтобы
получить помощь или одобрение, дополняются вопросами   о причинах явлений и их последствиях.
Появляются вопро­сы,  направленные на то,
чтобы получить знания.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей  формируются обобщенные способы умственной
работы средства построения собственной познавательной деятельности, развивается
диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений.  Все это — 
одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, готовности к
продуктивному взаимодействию с новым 
содержанием обучения в школе.

Источник

Елена Китайка
Консультация «Особенности развития познавательной деятельности дошкольников»

Особенности развития познавательной деятельности дошкольников

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский.

Познавательная деятельность требует выявления целого ряда особенностей на разных возрастных этапах развития ребенка. Прежде всего это касается раннего и дошкольного возраста, где возникают важные личностные новообразования, особое значение среди которых приобретают такие: изменение субъектной позиции в трехлетнем возрасте («Я сам», произвольность поведения в различных видах деятельности, упорядоченность мотивов поведения, формирование самосознания (в 5,5-6 лет). Эти новообразования проявляются и положительно влияют на ход познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая имеет некоторые сходства и отличия, по сравнению с детьми более старшего возраста. Для того, чтобы более ярко показать особенности познавательной деятельности дошкольников, рассмотрим некоторые из них:

познавательная деятельность включает обязательное повышение интереса к обучению; познавательная деятельность проявляется детьми в условиях, когда им интересно, когда взрослый не просто играет с ними (что тоже очень важно, но и общается, организует познание, знакомит детей с новым, неизвестным;

— для проявления детьми познавательной деятельности необходимо создать им комфортные социальные условия, обеспечить положительные отношения между всеми членами детского коллектива;

— на высших уровнях развития познавательной деятельности ребенка- дошкольника наблюдается проявление индивидуального, собственного стиля поведения в ходе познания;

познавательная деятельность предполагает проявление самостоятельности, но в дошкольном возрасте для нее все же характерно присутствие общения со взрослым и сверстниками в процессе познания.

Согласно свидетельствам О. М. Дьяченко мы отмечаем, что уже в возрасте младенца наблюдается потребность в познании окружающего мира, других людей, самого себя, что проявляется в активных движениях, общении со взрослыми, а позже – с однолетками.

На первом году жизни у ребенка наблюдается потребность в активных действиях с предметами, манипулировании ими, познании их основных свойств и названий через постоянное эмоциональное общение со взрослым (ребенок вокализирует, улыбается, смеется, хлопает в ладоши, пытаясь обратить на себя внимание взрослого).

В двухлетнем возрасте, с овладением походкой, расширяется круг элементарных познавательных действий ребенка: все нужно достать, взять в руки, потрогать, бросить или покатить, дать «собственное» название. В это время констатируется активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка, которая является интенсивной и такой, что побуждается познавательная мотивом (узнать «что это такое?»). Чем старше ребенок по возрасту, тем больше интенсивность его познавательной активности. В два-три года ребенка начинают интересовать причины и последствия новых явлений. Новые свойства, которые он открывает в предмете, могут способствовать возникновению новых видов деятельности, и, в частности, игры. Ребенок может довольно долгое время заниматься игрушкой, когда находит в ней свойства, которые вызывают эмоционально-положительное отношение. При этом возникает словно цепь ориентировочных реакций, которые поддерживают активность ребенка (аутостимуляция) .

Читайте также:  Предпосылкам психического развития ребенка следует отнести ответ

В возрасте 3-4 года можно говорить о познавательном интересе ребёнка, который носит беспорядочный характер, однако при этом ориентирован на приобретение знаний о находящемся вокруг мире с целью приобщения к миру взрослых — он стремится всё пощупать, попробовать на вкус, показывает великий интерес не только к игрушкам, но и к вещам взрослых, по мере развития речи, становится «почемучкой», начинает задавать взрослым много вопросов о предметах и явлениях, с которыми встречается в жизни.

Любопытство, в отличие от познавательного интереса, может быть ориентировано на что угодно, любопытство носит поверхностных характер, оно лишено какого-то существенного значения.

Любознательность – это статичное чувство, свидетельствующее о том, что человек любит узнавать что-то новое. Однако любознательность, опять же, в отличие от познавательного интереса, не имеет под собой смысла и цели.

Итак, ребенок накапливает знания о разнообразии предметов и способах действия с ними. До конца преддошкольного возраста, по определению Л. В. Артемовой, действия ребенка приобретают определенную направленность и осознанность.

Дети старшего дошкольного возраста, можно рассматривать познавательную деятельность детей дошкольного возраста как такую активность, которая формируется и развивается на основе познавательной потребности в различных видах деятельности, обеспечивает формирование целостного представления об окружающем мире, характеризуется имеющейся познавательной ориентацией, инициативностью, самостоятельностью ребенка, интересом и оригинальностью.

К 6-7 годам познавательный интерес ребёнка модифицируется в познавательную активность. Познавательная активность – это динамический, целеустремленный процесс по добыванию не всех знаний, а, в основном, нужных для реализации каких-то жизненных планов.

В конце дошкольного возраста создаются необходимые предпосылки для перехода ребенка на новый уровень развития – к школьному обучению.

Познавательная деятельность, управляемая познавательными интересами, закладывает основы познавательных способностей ребенка, развитие которых является необходимым условием формирования творческого мышления. Следует отметить, что все перечисленные особенности познавательной деятельности в дошкольном возрасте находятся на уровне становления и в дальнейшем становятся основой для развития познавательной деятельности.

Работая с детьми дошкольного возраста, В. С. Голицын также определяет три уровня познавательной активности детей, что придает характеристикам детей большую значимость и глубину:

— высокий – ребенок всегда активен, инициативен в ответах и общении, любознателен, всегда внимателен, следует указаниям, правильно выполняет задания, проявляет готовность преодолевать трудности, ведет активный поиск решения, легко контактирует со взрослыми и сверстниками, умеет решать конфликты;

— средний – ребенок отвечает только по просьбе воспитателя; слушает объяснения взрослого, но сам не обращается за помощью, требует повторения, указаний и контроля за ходом деятельности; отвлекается, подражает другому, задачи выполняет при дополнительном стимулировании; пытается преодолевать трудности, но в случае неудачи отступает; в общении отдает предпочтение знакомым детям, подчиняется инициативе другого, проявляя конформность;

— низкий – ребенок пассивен, может работать только при условии персонального обращения и постоянной помощи взрослого, безразличен, без специальной поддержки не начинает деятельность, не работает без образца, при малейшем затруднении не обращается за помощью, а отказывается от деятельности; включается в совместную деятельность по приглашению, но не умеет поддерживать отношения, часто конфликтует; у ребенка преобладают игры один на один.

Несмотря на определенные уровни познавательной активности, отметим, что в отдельных случаях трудно отнести конкретного ребенка к определенному уровню познавательной активности. Ощущается необходимость введения промежуточного между средним и высоким уровнями развития познавательной активности дошкольников.

Анализ работ ученых, посвященных проблеме детской игры, позволяет констатировать, что познавательная активность ребенка дошкольного возраста связана с ведущей деятельностью в этот период и проявляется в том, что именно в игре, которую ребенок самостоятельно организует, он воспроизводит деятельность взрослых, вступает в контакт с другими детьми, осуществляет самостоятельные действия; и все это направлено на познание окружающего мира и воспроизведение приобретенных знаний в активной деятельности; в обучении, а именно: в процессе подготовки к школьному обучению; на разных занятиях в детском саду, во время слушания художественных текстов, труда и др. ; в процессе решения познавательных задач; в процессе экскурсий и изучения сезонных явлений природы; в процессе организации элементарной поисковой деятельности и экспериментирования; в решении нестандартных, проблемных, опережающих, творческих заданий и интеллектуальных игр

Итак, анализ психолого-педагогической литературы по вопросам формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста доказывает, что становление познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста происходит, с одной стороны, за счет собственного опыта ребенка в процессе повседневной жизни. Наряду с этим, особенности развития дошкольника предусматривают определяющее место взрослого в организации всей жизни ребенка, в том числе и познания. При этом взрослый организует деятельность детей, используя разнообразные средства.

Источник