Специфика диагностики психического развития ребенка

Специфика диагностики психического развития ребенка thumbnail

При проведении диагностики детей важно помнить о том, что психическое развитие — это сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры. Поэтому при проведении диагностики необходимо использовать целую «батарею» методик, направленных на изучение всех сторон психики детей, сопоставляя полученные данные так, чтобы можно было получить целостное представление о конкретном ребенке. При этом важно не только правильно подобрать методики, но и расположить их в определенном порядке, чтобы ребенок не устал, не отказался от работы.

Анализируя полученные данные, важно установить взаимосвязь между отдельными особенностями и сторонами психики обследуемого ребенка (познавательными способностями, личностными качествами, характером общения). На основании такого анализа составляется психологическая характеристика, в которой дается комплексное описание психологических черт данного ребенка, а также основные причины появления тех недостатков и отклонений, которые были выявлены в процессе обследования. Ведь в реальной жизни все стороны психики влияют друг на друга, и, например, неуспешность в учебной деятельности может быть связана как с отставанием познавательного развития, так и с высокой тревожностью или замедленным темпом ориентировки детей. В свою очередь особенности памяти и уровень мышления определяют и некоторые качества личности, например, уровень притязаний или агрессивность ребенка, особенности его общения.

Правильная диагностика — первый шаг в организации коррекции психических отклонений, так как она показывает, что является первопричиной нарушений в психическом развитии, какие качества хуже всего сформированы. Таким образом на основании психологической характеристики составляется план коррекции — от помощи ребенку в исправлении простых недостатков до компенсации сложных дефектов. Составление такой характеристики является не простой задачей даже для практического психолога; для успешной работы нужна некоторая практика и, главное, соблюдение основных правил работы с тестами, потому что непрофессиональный подход к диагностике может принести больше вреда, чем пользы.

Обследование, как правило, начинается с беседы со взрослыми, (другими воспитателями, учителями, родителями) в том случае, если они обратились к Вам с определенными жалобами на ребенка. В процессе беседы Вам необходимо четко определить характер претензий к ребенку и причин недовольства им.

Собственно обследование ребенка начинается с анализа его внешнего вида и его реакции на ситуацию обследования. При этом надо обращать внимание на то, насколько ребенок открыт для контакта, проявляет ли он активность (например, изучает обстановку в комнате, рассматривает с интересом игрушки, предметы, стоящие в ней) или он расторможен, т.е. крутится на месте, порывается встать, вертит что-то в руках или просто болтает руками или ногами. Фиксируется и проявление заторможенности, напряженности, проявляемое ребенком, стремление сесть или встать в уголок, нежелание обращать на себя внимание, боязнь вступить в разговор.

Все эти факты связаны как с психодинамическими (врожденными) особенностями ребенка (например, с импульсивностью или регидностью), так и с качествами его личности (например, с тревожностью или демонстративностью). Полученные при наблюдении данные в дальнейшем сопоставляются с данными тестов и помогают понять природу интеллектуальных или эмоциональных отклонений ребенка.

При обследовании важно чередовать методики таким образом, чтобы методы, направленные на изучение памяти, следовали за методиками, направленными на анализ мышления, а изучение восприятия следовало за исследованием креативности. Начинать диагностику рекомендуется с рисования (как на свободную, так и на заданную тему), давая ребенку время войти в ситуацию обследования. Вначале даются и задания на исследования памяти, так как необходимо время (не меньше 20 минут) для исследования отсроченного воспроизведения. В то же время личностные методики предлагаются детям в конце работы, после того, как новизна ситуации для него сгладится и наладится контакт между взрослым, проводящим диагностику, и ребенком. Эта последовательность сохраняется и в том случае, если обследование проводится не единовременно, но в течение нескольких занятий.

Правила психодиагностики детей

При проведении диагностики необходимо запомнить несколько основных правил, без которых Ваша работа не будет успешной.
1. Каждая методика направлена на измерение очень узкого, специального качества — какого-то вида внимания, памяти, мышления ребенка. Нет методик, которые бы измеряли сразу все, нет методик, на основании которых Вы бы могли сразу понять все в ребенке и дать общую характеристику его личных качеств, способностей, особенностей его общения или стиля деятельности, его познавательных процессов. Поэтому для составления психологической характеристики необходимо использовать не меньше 10-15 разных тестов.
2. Обязательно обращайте внимание на инструкцию, которая дается в каждой методике. Помните, что неправильная инструкция может полностью изменить содержание задания и, следовательно, полученный Вами результат.
3. Не забывайте о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. Поэтому внимательно следите за тем, чтобы возраст исследуемого ребенка совпадал с тем возрастом, для которого составлена данная методика. Существуют методы, которые можно использовать в разных возрастных группах. В таких случаях обращайте внимание на инструкцию и способ подачи материала для каждого возраста.
4. Результаты, полученные Вами, также не могут быть одинаковы для разного возраста. Поэтому будьте внимательны при интерпретации результатов, обязательно сверяйте их с нормативностью, т.е. с теми результатами, которые типичны для детей данного возраста. Помните и о том, что только по данным одной методики, даже если результаты ребенка ниже, чем должны быть в норме, еще нельзя сделать вывод о его «глупости» или отсталости, так же как и об одаренности. Такой вывод может быть сделан только в том случае, если данные всех интеллектуальных тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.
5. Многие методики требуют специального «стимульного материала», т.е. карточек, текстов, картинок, которые предлагаются ребенку. Не забывайте, что все инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны; при несоблюдении их или изменении самого материала Вы получите совершенно иной результат.
6. Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количественной, но качественной интерпретации; хотя работать с ними труднее, часто эти методы дают более важные данные о психическом состоянии ребенка. Однако при работе с ними надо проявлять особое внимание и сверять полученные результаты с показателями, полученными в других тестах.
7. Никогда не пытайтесь давить на ребенка, т.е. работать с ним без его добровольного желания. Отвержение ребенком ситуации обследования может нарушить весь процесс диагностики и Вы получите неверные результаты. Старайтесь также не подчеркивать, что Вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его, это приведет к напряженности, скованности и также нарушит объективность полученных данных. Можете включить обследование в процесс любой совместной деятельности, даже игровой, но только в том случае, если ребенок может и в процессе этой игры сосредоточиться, принять задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным. Словом, Вы должны заинтересовать его данной деятельностью и добиться внимания к ней.

Читайте также:  Характер влияния психических процессов на развитие речи ребенка

Источник: 

Марцинковская. Детская практическая психология

Источник

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится «сочинять» самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове «тестирование» или «диагностика», неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования. Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:

проведение диагностики с группой детей;

взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;

использование апробированных на практике диагностических материалов;

легкость в получении результата;

наличие протоколов обследования;

наглядность;

применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Цель тестирования:

получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;

создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;

обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:

при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;

при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;

при создании предметно-развивающей среды;

для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;

при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.

Полученные данные заносятся в бланк протокола.

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________

  1. Нарисуй дождик.

hello_html_m35b24de5.png

  1. Соедини точки.

hello_html_m40b97f66.png

3. Заштопай коврики.

hello_html_m30352711.png

4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.

hello_html_89bf416.png

5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

hello_html_3c636c4b.png

1 задание:

высокий уровень — линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;

средний уровень — линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;

низкий уровень — линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время — 2 минуты.

2 задание:

высокий уровень — найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;

средний уровень — найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;

низкий уровень — соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.

3 задание:

высокий уровень — все выполнено правильно;

средний уровень — допущено 2 ошибки;

низкий уровень — задание выполнено неверно.

4 задание:

высокий уровень — найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;

средний уровень — допущены незначительные отклонения от инструкции;

низкий уровень — задание не выполнено.

5 задание:

высокий уровень — точное следование инструкции;

средний уровень — найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;

низкий уровень — задание выполнено неверно.

Диагностика психического развития детей старшей группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования _________________

Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа________________

1. Помоги рыбкам найти маму.

hello_html_m51163218.png

2. Домики.

hello_html_m467ff5fe.png

4. Найди игрушки.

hello_html_4ced7179.png

hello_html_m18fa7a84.png

5. Какой предмет лишний.

hello_html_5d9141ff.png

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа______________________ Дата_____________________

Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________________

Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»

Инструкция: «Помоги каждой маме рыбке найти её ребёнка и соедини их линией, помни, что мама и ребёнок похожи друг на друга»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»

Инструкция: «Посмотри на домики: у первого домика нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (задание повторяется 3 раза, после этот дети приступают к выполнению»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»

Инструкция: «Помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит и соедини линией»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика сформированности мышления

«Найди игрушки»

Читайте также:  Консультация для родителей ребенка грамматическое развитие

Инструкция: «Среди предметов найди только игрушки и обведи их в кружочек»

Итого:________________________________________________________________________

Тест на определения уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Какой предмет лишний»

Инструкция: «Посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связанны, их что-то объединяет, но один здесь лишний, зачеркни его»

Итого:________________________________________________________________________

Примечание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог_____________________________________________________________

1 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок;

средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

2 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок;

средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

3 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок;

средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

4 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок;

средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

5 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;

средний уровень — задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал эту фигуру;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И. ребенка _________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования __________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа________________

1. Опусти фигурки в формочку.

hello_html_m5ca48ec7.png

2. Соедини половинки предметов.

hello_html_5a27989d.png

3. Обведи те предметы, которые изображены на картинке.

hello_html_m420f747d.png

4. Обведи похожие на образец фигуры.

hello_html_3608eeda.png

5. Кто где живет.

hello_html_m5d096b10.png

Образец на определение уровня развития зрительной памяти

hello_html_m2e440aef.png

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа_______________ Дата_____________

Ф.И. ребёнка______________________________________________________

Дата рождения_______________________

Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»

Инструкция: «На картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырочку одинаковой формы — вставь фигурки в ящик».

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»

Инструкция: «Соедини одной линией половинки изображённых предметов»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика уровня развития зрительной памяти

«Зрительная память»

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своём листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моём рисунке»

Итого: _______________________________________________________________________

Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры похожие на образец»

Инструкция: «Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка, обведи только те предметы, которые похожи на фигурку»

Итого:________________________________________________________________________

Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Кто где живёт»

Инструкция: «Перед тобой домики и животные. Проведи чёрточками тропинки от животных туда, где они живут»

Итого:________________________________________________________________________

Психолог _____________________

1 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

2 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

3 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

4 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Источник

Вопросы к билетам

Психолого-педагогическая
диагностика лиц с ОВЗ

  1. Диагностика
    психического развития детей дошкольного
    воз­раста

  2. Зарубежные
    и отечественные методы диагностики
    развития детей младенческого возраста.

  3. Изучение
    анамнестических данных ребенка.
    Структура анамнеза.

  4. Изучение
    медицинской документации – наблюдение
    педиатра.

  5. Изучение
    уровня
    ин­
    теллектуального
    развития и особенностей развития
    личности детей школьного возраста

  6. Использование
    метрических шкал моторного развития
    Озерецкого

  7. Использование
    проективных методов диагностики
    личности ребенка с ОВЗ

  8. Использование
    теста «Прогрессивные матрицы Равенна»

  9. Использование
    теста Векслера для диагностики интеллекта

  10. История
    возникновения психодиагностики за
    ру­бежом

  11. История
    возникновения психологической
    диагностики как на­уки.

  12. История
    возникновения-психодиагностики в
    России

  13. Классификации
    методов ПДД

  14. Малоформализованные
    методы

  15. Методики изучения
    родительско-детских отношений

  16. Методики
    экспериментально-психологического
    изучения детей с ОВЗ

  17. Методы
    изучения семьи, воспитывающей детей с
    ОВЗ

  18. Неврологическое
    обследование

  19. Основные
    подходы к изучению детей раннего
    возраста

  20. Особенности
    составления программы коррекции по
    результатам диагностики

  21. Оценка психического
    развития ребенка как поэтапная технология
    деятельности психолога

  22. Оценка психического
    статуса ребенка вречем-психиатром

  23. Понятие
    «надежность» и «валидность» измерительных
    методик

  24. Понятие
    психологического эксперимента

  25. Предмет, задачи,
    теоретико-методологические основы
    психолого-педагогической диагностики.

  26. Применение методики
    изучения познавательного развития
    детей Стребелевой Е. А.

  27. Принципы
    психолого-педагогической диагностики
    лиц с ОВЗ

  28. Проблемы
    валидности и надёжности диагностической
    процедуры

  29. Программа
    педагогического изучения детей с
    нарушениями развития в условиях
    образовательного учреждения С.Д.
    Забрамной

  30. Психологический
    диагноз и психолого – педагогическая
    характеристика

  31. Психолого-медико-педагогические
    комиссии, консультации, консилиум.

  32. Психолого-педагогическая
    характеристика

  33. Рекомендации по
    результатам психолого-педагогического
    обследования

  34. Современное
    состоя­ние психодиагностики в России
    и за ру­бежом

  35. Современные
    представления о нарушениях развития
    у детей

  36. Содержание
    педагогического обследования ребенка

  37. Стандартизация
    диагностической процедуры.

  38. Типы диагностической
    деятельности педагога-психолога.
    Протокол обследования ребенка.

  39. Формализованные
    методы

  40. Цели, задачи и
    основные требование к организации
    психологического

    обследования

В этом возрасте происходят большие
изменения в психическом развитии
ребенка. Значительно возрастает
познавательная активность: развиваются
восприятие, наглядное мышление, появляются
зачатки логического мышления. Росту
познавательных возможностей способствует
становление смысловой памяти, произвольного
внимания. Возрастает роль речи как в
познании ребенком окружающего мира,
так и в развитии общения и разных видов
детской деятельности. У дошкольников
появляется возможность выполнения
действий по словесной инструкции,
усвоения знаний на основе объяснений,
но только при опоре на четкие наглядные
представления. Основой познания для
этого возраста является чувственное
познание — восприятие и наглядное
мышление. Именно от того, как сформировано
у ребенка-дошкольника восприятие,
наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление, зависят его познавательные
возможности, дальнейшее развитие
деятельности, речи и более высоких,
логических форм мышлении

Рекомендации к психолого-педагогическому
изучению детей дошкольного возраста

При проведении обследования дошкольников
следует соблюдать ряд условий, которые
обеспечат более объективную оценку их
состояния:

создание в ходе обследования комфортности,
установление эмоционального контакта;

Читайте также:  Биологические факторы индивидуального развития ребенка

предъявление заданий с наиболее легкого
варианта для создания ситуации успеха,
вызывающей желание дальнейшей работы
с экспериментатором;

чередование словесных и наглядных
методик для предупреждения утомления;

игровой характер заданий;

учет уровня развития познавательной
деятельности.

Понятие «психологическая готовность
к школе» включает в себя несколько
важных компонентов: умственную,
мотивационную, эмоционально-волевую и
коммуникативную готовность (т.е. умение
ребенка строить свои отношения со
сверстниками и с новыми взрослыми).

Основными параметрами умственного
развития дошкольника можно считать:

принятие задания;

понимание условий задания;

способы выполнения (хаотические
действия, примеривание, целенаправленные
пробы, практическое примеривание,
зрительная ориентировка);

обучаемость в процессе обследования;

отношение к результату деятельности.

2 Зарубежные и отечественные методы диагностики развития детей младенческого возраста

Особенностью детей первого года жизни
является большая зависимость от
воздействия взрослого человека. Общение
со взрослым — необходимая потребность
детей уже в первые месяцы жизни. Именно
в процессе этого общения формируются
основы всей психической деятельности
малыша. Развитие в этом возрасте
происходит неравномерно, поэтому его
оценка всегда требует динамического
наблюдения.

Быстрый темп и неравномерность развития
определяют деление первого года жизни
на качественно различные периоды, каждый
из которых характеризуется ведущими
достижениями.

В первый период (первый месяц жизни) —
период новорожденности — еще трудно
выделить ведущее достижение в развитии,
однако наряду с набором врожденных
приспособительных реакций уже с 3 — 4-й
недели жизни можно выявить первые
предпосылки так называемого коммуникативного
поведения: в ответ на обращенный к
ребенку ласковый голос и улыбку

Ведущим достижением во втором периоде
(от 1 до 3 мес) является формирование
зрительных и слуховых ориентировочных
реакций, а также ответных
эмоционально-выразительных реакций.

В третьем периоде (3 — 6 мес) продолжается
дальнейшее развитие зрительных и
слуховых ориентировочных реакций,
появляется ориентирование в окружающем,
на основе которого формируется понимание
речи, предпосылки предметной деятельности,
сенсорное восприятие и первые сложные
формы поведения. Ведущим в этом возрасте
является развитие движений руки, когда
главную роль начинает играть зрительный
анализатор

Четвертый период (6 — 9 мес) характеризуется
резким скачком в развитии движений. К
7 мес ребенок хорошо ползает. Это меняет
его поведение — он становится более
активным и самостоятельным, начинает
лучше ориентироваться в окружающем,
активно манипулирует. К 9 мес развивается
функция прямостояния, умение садиться,
ложиться, вставать, сидеть, стоять,
переступать вдоль барьера, совершенствуются
движения кисти и пальцев. Все это
способствует формированию предметной
деятельности.

В пятом периоде (9 — 12 мес) ведущим является
развитие речи

Рекомендации к психолого-педагогическому
изучению детей первого года жизни

Обычно психодиагностическое изучение
детей начинают после 1,5 — 2 мес. Объектами
такого изучения становятся дети с
признаками раннего органического
поражения мозга или находящиеся в
условиях социальной или эмоциональной
депривации, например в условиях дома
ребенка или при эмоциональном отвержении
ребенка матерью.

Существует несколько методик изучения
психофизического развития детей первого
года жизни. Широкую популярность у нас
в стране получили Шкала развития Гезелла,
Денверовская скрининговая методика
(DDST) и некоторые другие. Среди отечественных
методов можно отметить работы Г.В.
Пантюхиной, К.Н. Печоры, Э.Л. Фрухт, О.В.
Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой.

И отечественные, и зарубежные методики
построены по одному принципу: они
включают наборы заданий, направленных
на изучение моторной, речевой,
познавательной, социальной сфер. По
мере увеличения возраста эти задания
усложняются.

.Изучение анамнестических данных
ребенка. Структура анамнеза.

Медицинское обследование, как правило,
начинается с изучения данных анамнеза.
Анамнез собирается врачом и составляется
на основании ознакомления с документацией
ребенка и беседы с родителями (или
лицами, их заменяющими). В семейном
анамнезе анализируются сведения о семье
ребенка и наследственности; описывается
состав семьи, возраст и образовательный
уровень каждого из ее членов,
характерологические особенности
родителей. Фиксируются психические,
неврологические, хронические соматические
заболевания родственников, патологические
особенности их физического облика.
Описываются семейно-бытовые условия,
в которых воспитывается ребенок, место
и характер работы родителей, в частности
наличие производственных вредностей
и длительность работы с ними. Дается
оценка взаимоотношений в семье, отношения
к ребенку. Фиксируются случаи приверженности
одного или обоих родителей к алкоголю
или наркотикам. Личный анамнез ребенка
учитывает, как протекала у матери
беременность, не было ли токсикоза,
соматических заболеваний, резус-конфликта,
длительного приема лекарственных
препаратов и других вредностей.
Описываются особенности родов, наличие
признаков асфиксии плода, родовой
травмы, патологического предлежания
плода. Отмечается характер помощи во
время родов и затраченное на оживление
плода время. Указывается, не было ли у
ребенка врожденных пороков развития,
судорог, признаков желтухи. Отмечается
вес при рождении и время начала кормления,
срок пребывания в роддоме. Затем
перечисляются перенесенные ребенком
заболевания, указывается их острота,
характер, длительность, лечение, наличие
осложнений. Фиксируются случаи судорожных
и других пароксизмальных состояний;
отмечается, в каком возрасте они возникли,
описывается характер припадков и
эпилептических эквивалентов, их
распределение во времени, характер
пред- и постприпадочных состояний,
отмечается противосудорожное лечение,
его регулярность и эффективность.

Изучение медицинской документации –
наблюдение педиатра.

При обследовании ребенка от рождения
до 1 года врач-педиатр обращает внимание
на следующие диагностические показатели,
отмечая их в своих записях:

— характер роста, вес, особенности
развития перцептивных и локомоторных
функций;

— особенности сна, аппетита, длительность
вскармливания грудью;

— динамика эмоционального и интеллектуального
развития;

— преобладающее настроение, наличие
вялости или возбудимости;

— воспитывается ли ребенок дома или в
яслях.

При обследовании ребенка в возрасте от
1 года до 7 лет фиксируются особенности
его развития, их соответствие возрастным
показателям. Отмечается состояние
вегетативной сферы: особенности сна,
аппетита, переносимость жары и т.д.
Фиксируется наличие энуреза, его частота,
связь с психогенной ситуацией. При
описании развития моторики характеризуется
степень подвижности ребенка, наличие
вялости или двигательной расторможенности.
Фиксируется наличие или отсутствие
навыков опрятности и самообслуживания.

В процессе медицинского обследования
ребенка устанавливается наличие
врожденных и приобретенных пороков
развития.

Исследуется состояние полости рта
(миндалин, носоглотки), желудочно-кишечного
тракта, дыхательной, сердечно-сосудистой,
мочеполовой систем, измеряется
артериальное давление, устанавливается
наличие или отсутствие аллергических
явлений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник