Специальная психология отклонения в развитии ребенка

Специальная психология отклонения в развитии ребенка thumbnail

 Cпециальное образование

Специальная психология является прикладной по отношению к такой важнейшей в социальном смысле сфере человеческой практики, как специальное образование.

Специальное образование занимается вопросами:

  • воспитания,
  • обучения,
  • социально трудовой адаптации

лиц с ограниченными возможностями физического и психического развития.

 Предмет специальной психологии

Всякая самостоятельная наука должна иметь свой собственный предмет и методы его изучения. Весьма традиционно

  • предметом специальной психологии называют
    изучение отклонений от хода нормального развития.

При этом,

как правило, не указывается, что имеется в виду под терминами «отклонения в развитии» и «нормальное развитие»

. И то и другое считается чем-то очевидным и не нуждающимся в определении.

  • Понятие «отклонение в развитии» поясняется примерами:
    • слепые дети,
    • глухие дети,
    • умственно отсталые дети,
    • дети с тяжелыми речевыми нарушениями.

В силу этого предмет специальной психологии складывается из нескольких разнородных элементов, т. е, психология слепых, психология глухих, психология умственно отсталых детей и пр. Иными словами

предмет теряет свою целостность, внутреннее единство, а термин «специальная психология» становится условным обозначением, объединяющим или включающим в себя названия разных отраслей, существующих параллельно и независимо

.

Будучи психологической дисциплиной, специальная психология должна изучать, прежде всего,

психологические феномены

. Именно поэтому предметом ее изучения являются не сами отклонения в психическом развитии (последними, скорее всего, должна заниматься психопатология детского возраста), а психическое развитие как таковое. Проще говоря, специальная психология изучает то, как ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных, условиях. Указав на сам предмет, мы можем дать его определение, т. е. то, что мы будем понимать и подразумевать, говоря о нем.

 Отклоняющееся развитие

Отклоняющееся развитие можно определить как обычное развитие, но протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.

Такое определение предмета выглядит целостно и внутренне непротиворечиво (схема 1.1). В это определение легко вписываются любые из известных сегодня варианты отклонений в развитии.

 Задачи специальной психологии

 Неблагоприятные условия развития

Понятно, что спектр неблагоприятных условий чрезвычайно велик. Все это многообразие можно условно разделить на:

  • внешние условия
  • внутренние условия.

При этом их существование может быть:

  • независимое;
  • такое, при котором одно трансформируется в другое.

Кроме того, весь спектр неблагоприятных условий может быть разделен по признаку:

  • динамизма (динамичные, т. е. меняющиеся условия)
  • изменчивости (малоизменчивые, почти статичные
    неблагоприятные условия — неизлечимая слепота);

Направление этих изменений может быть:

  • негативное (прогрессирующее заболевание)
  • позитивное (процесс выздоровления или улучшения
    ситуации в семье, где воспитывается ребенок)

Огромный спектр неблагоприятных условий можно приближенно разбить на 5 основных групп, исходя из 5 основных факторов, или условий нормального психического развития, на которые указывал А. Р. Лурия (схема 1.2.).

Многообразные нарушения любого из приведенных факторов способны приводить к появлению множества вариантов отклоняющегося развития.

 Закономерности психического развития

Любая наука, изучая свой предмет, прежде всего, стремится выявить те законы, по которым этот предмет существует. В закономерностях нарушенного развития, по крайней мере, можно выделить 3 группы (схема 1.3).

  1. Прежде всего это так называемые
    общие или главные закономерности,
    под которыми понимают законы развития,
    свойственные как норме, так и патологии.
  2. Вторая группа закономерностей названа нами
    модально неспецифические — это те особенности,
    которые свойственны всем детям с отклонениями в развитии,
    независимо от варианта дизонтогенеза.
  3. Третья группа закономерностей —
    модально специфические, они характеризуют
    особенности психического развития, которые
    свойственны только для какой-то одной формы отклонения
    и которые отличают эту форму от всех остальных.

 Частные, прикладные задачи специальной психологии

Выявление закономерностей протекания нарушенного развития составляет академическую задачу специальной психологии

. Но существуют и более частные, прикладные задачи. К числу последних можно отнести:

  • разработку все более точных методов
    психологической диагностики отклонений в развитии,
    особенно на ранних этапах онтогенеза ребенка,
  • создание психологических технологий коррекции (исправления)
    нарушений в развитии и целый ряд других задач.

 Исследование одного предмета разными науками

Предмет научного исследования не существует отдельно и изолированно от других явлений и объектов окружающего мира, которые оказывают на него свое влияние.

Многие науки могут изучать один и тот же предмет:

  • с разных точек зрения,
  • на разных уровнях существования объекта,
  • разными методами,
  • используя разные категории и объяснительные принципы.

Сегодня

объединение наук, их интеграция есть необходимое условие научного прогресса

.

 Связь специальной психологии с другими науками

В этом отношении

специальная психология как вполне современная наука обладает весьма обширными межпредметными связями

. Наиболее тесные из них — связи с коррекционной педагогикой. Создание эффективных методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями не мыслимо без знаний закономерностей их развития. Вместе с тем, сама практика обучения таких детей может выступать для специальной психологии формой проверки адекватности тех или иных научных представлений.

Говоря о связях специальной психологии с другими науками, нельзя не упоминать о связях с возрастной психологией. Знание законов «нормального развития» является для специальной психологии отправной точкой, ибо понятие «отклоняющееся развитие» — понятие относительное. Вместе с тем изучение тех или иных нарушений в развитии психики обогащает наши знания о законах нормального ее развития.

Целый ряд неблагоприятных условий, на фоне которых может протекать психическое развитие ребенка, связан с

  • патологией генного и хромосомного аппарата,
  • с заболеваниями мозга и психическими заболеваниями.

Именно в силу этого у специальной психологии традиционно существуют тесные связи с генетикой, прежде всего медицинской, а также с детской невропатологией и психиатрией (схема 1.4).

Перечисленные связи можно отнести к числу наиболее тесных и значимых, но этим их круг не ограничивается. Можно указать на связи специальной психологии с общей психологией и педагогикой, с философией, социологией, целым рядом клинических и инженерных дисциплин.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 июня 2017;
проверки требуют 3 правки.

Специа́льная психоло́гия (также коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.[1] По Е. Л. Гончаровой специальная психология — это «область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения.»[2]
Название «Коррекционная психология» зафиксировано в перечне научных специальностей ВАК РФ. Код 19.00.10.[3]

Описание[править | править код]

Становление специальной психологии изначально происходило в рамках дефектологии, как прикладной дисциплины, которая обеспечивала оптимальное решение задач коррекционного педагогического процесса, а также методы диагностики определяющие особенности психического развития ребёнка, его потребности в обходных путях обучения.
Исторически первыми возникли такие направления специальной психологии, как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология) людей. За свою почти столетнюю историю специальная психология значительно расширила область своих исследований и практического применения. Теперь она обращена и к детям с задержкой психического развития, с нарушениями речи, с ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями, со сложной структурой дефекта и др.[2]
Специальная психология изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы искажения психического развития при врождённых физических заболеваниях и дефектах.
Так, например, выявлено, что первичный дефект (например, глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения — изменения психического развития (вторичный дефект), перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления, восприятия и пр. (третичные отклонения).

На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.

Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приёмов воспитания и обучения, за счёт которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

Объект и предмет специальной психологии[править | править код]

Объект[править | править код]

Объект специальной психологии как науки — это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности).

Предмет[править | править код]

Предмет специальной психологии — различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.

Задачи специальной психологии[править | править код]

Структурирование науки:

  • Установление границ компетентности
  • Определение объекта изучения
  • Уточнение системы понятий
  • Дифференциация от других наук
  • Интеграция с другими науками
  • Перспективные проблемы.

Предметная область:

  • Нарушения развития и закономерности их проявления:

    • Исследования психологических механизмов нарушений развития в связи с деятельностью мозга
    • Установление закономерностей проявления позитивных и негативных атипий развития
    • Классификация нарушений психического развития
    • Разработка методов выявления нарушений психического развития и определение их структуры
  • Закономерности освоения социокультурного опыта:

    • Исследование особенностей освоения социокультурного опыта
    • Разработка методов оценки овладения социокультурным опытом
  • Система помощи лицам разных возрастных категорий с атипиями развития:

    • Научное обоснование содержания обучающих программ
    • Научное обоснование и разработка методов социализации
  • Общественные установки по отношению к людям с атипиями развития и разработка системы воздействия на эти установки:

    • Научное обоснование и разработка методов, способствующих социальному принятию лиц с атипиями развития
    • Нахождение путей формирования общественного сознания по отношению к людям с атипией развития.

Практико-ориентированные задачи:

  • Разработка технологий психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям
  • Обоснование и разработка психологических и социальных мер, позитивно влияющих на качество жизни людей с атипиями развития
  • Разработка технологий формирования общественного мнения по отношению к людям с атипией развития
  • Профессиональная подготовка специальных психологов
  • Повышение психологической компетентности населения и профессионалов разного уровня.

Организационные задачи:

  • Определение стратегии, направления и путей организации системы помощи людям с атипией развития в современном обществе
  • Разработка стратегии и тактики взаимодействия параллельных служб.

Разделы специальной психологии[править | править код]

  1. тифлопсихология — психология лиц с нарушением зрения;
  2. сурдопсихология — психология лиц с нарушением слуха;
    тифлосурдопсихология — раздел, занимающийся лицами с нарушениями и зрения, и слуха;
  3. олигофренопсихология — психология умственно отсталых;
  4. логопсихология — психология лиц с речевыми расстройствами;
  5. психология лиц с недостатками эмоционально-волевой сферы (в основном, ранний детский аутизм);
  6. психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата (в основном, детский церебральный паралич);
  7. психология лиц с задержкой психического развития;
  8. психология лиц со сложным дефектом.

Специальная психология, как и специальная педагогика, входит в состав дефектологии — комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.

Методы специальной психологии[править | править код]

В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:

  1. Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, которые выявляют какой-либо психологический факт.
  2. Наблюдение — целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.
  3. Изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.)
  4. Анкетирование — группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.
  5. Проективные методики (предназначены для диагностики личности):

    • Методики структурирования — формирование стимулов, придание им некоторого смысла.
    • Методики конструирования — создание из деталей осмысленного целого.
    • Методики интерпретации — это истолковывание каких-либо событий, ситуаций.
    • Методики дополнения — например: незаконченное предложение.
    • Методики экспрессии — рисование.
    • Методики катарсиса — игровая деятельность в особо организованных условиях.
    • Методики импрессии — предпочтение одних стимулов другим.
  6. Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.
  7. Условно-рефлекторные методики
  8. Анализ функциональных связей в поведении является аналогом естественно-научного эксперимента, в котором исследуются систематические взаимосвязи между зависимыми переменными (в данном случае — поведением, которое требует объяснения и описано в измеримой форме) и независимыми переменными. Основанная на этом методе технология прикладного анализа поведения сочетает в себе возможности исследовательского метода и коррекционного вмешательства[4].

Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.

См. также[править | править код]

  • Коррекция психологическая
  • Нейропсихологическая коррекция

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Кузнецова Л. В. Проблемы специальной психологии
  • Специальная психология и коррекционная педагогика. К вопросу о терминологии // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. — 2002. — № 5.

Источник

 Классифицирование как особый метод научного познания мира

  • Объект изучения любой науки выступает, как правило,
    в многообразных своих проявлениях. Явления живой природы:
    • химические,
    • физические,
    • социальные,
    • языковые,
    • астрономические,
    • исторические,
    • психологические и т. п.
      бесконечны в своем многообразии.
  • Стремление упорядочить разнообразие изучаемых явлений воплощается в процессе их классифицирования, предоставляющего собой особый метод научного познания мира.

 Многообразие психических сторон, свойств, причин нарушений 

Отклонения в развитии также многообразны и весьма вариативны. Природа необыкновенной множественности нарушений в развитии кроется, прежде всего, в многообразии самих причин, способных вызвать эти нарушения. Кроме того, психика и, соответственно, процесс ее развития имеют бесконечное количество сторон и свойств, каждое из которых может быть нарушено.

Пересечение и взаимодействие этих 2-ух бесконечных рядов и дают множество вариантов отклонений в развитии

, как уже описанных, так еще и неизвестных.

В силу этого

возникает острая проблема внести определенный порядок в это многообразие

. Именно поэтому не случайно в специальной психологии

существовало и существует немало разных классификаций отклонений

в развитии, и попытки создания новых, более совершенных, не прекращаются и поныне.

 Классификация по признаку времени возникновения нарушения

Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования. Так, в качестве критерия для основы классификации можно взять:

  • Признак времени возникновения нарушения
    Тогда мы должны выделить 2-е большие группы дизонтогенеза:
  • Врожденные нарушения.
    • Наследственные нарушения всегда врожденны,
      но не все врожденные являются наследственными.
  • Приобретенные нарушения.
    • Рано приобретенные;
    • Поздно приобретенные.
      Возрастная граница между ними может быть разной.

 Классификация по свойству обратимости возникающих нарушений

Мы можем воспользоваться другим критерием, в качестве которого возьмем свойство обратимости возникающих нарушений.
В этом случае мы вправе выделить 3 группы дизонтогенеза:

  • Обратимые,
  • Необратимые,
  • Частично обратимые.

Тут же отметим, что

разные классификации, созданные на основе разных критериев, могут между собой «не стыковаться» или трудно соотноситься

. Один и тот же ребенок в разных классификациях попадает в совершенно разные, качественно отличные друг от друга группы. Это связано с тем, что

разные классификации создаются для совершенно различных целей

— исследовательских и практических.

 Классификация по этиологическому фактору нарушения (причина)

Продолжая говорить о типах классификации, необходимо упомянуть о таких ее разновидностях, где в качестве основного критерия используется этиологический фактор, — главная причина возникновения того или иного нарушения в развитии.

Традиционно с точки зрения клинико-психологического подхода
выделение 2-ух больших групп нарушений в развитии.
Одна из них обозначается термином ретардация,
под которым понимается замедление,
отставание психического развития любого происхождения
.
Выделяются 2 разновидности ретардации:

  • Ретардация
    • Общая (тотальная)
    • Частичная (парциальная).

Другая большая группа нарушений в развитии называется асинхрония, представляющая многообразные их варианты, для которых характерно сочетание:

  • Асинхрония
    • неравномерность в развитии (гетерохронность),
      как вполне нормального его свойства,
    • несвоевременность формирования
      тех или иных психических функций и сторон психики.

 Классификация по основным критериям нарушения развития

Несложно понять, что

в качестве основополагающих критериев в данной классификации использованы признаки темпа психического развития и последовательности формирования разных сторон

психической деятельности (схема 5.1).

Выделяя разные стороны психического функционирования

, мы тем самым

получаем определенные критерии для классификаций отклонений

от нормального развития. Так, можно говорить о регуляторных и исполнительских функциях психики и, соответственно, о преимущественных нарушениях в той и другой сферах.

 Эмпирические практикоориентированные классификации

Помимо научных, теоретических классификаций, не менее популярны так называемые эмпирические практикоориентированные классификации, в основу которых укладывается не заранее заданный критерий, а наиболее часто встречающиеся признаки, которые группируются по степени сходства. Эмпирические классификации также множественны и в силу своей практической направленности более популярны. Так, одна из них выделяет следующие группы отклонений в развитии (или группы детей с отклонениями в развитии):

  1. Дети с сенсорными речевыми и двигательными нарушениями.
  2. Дети с задержкой психического развития.
  3. Дети с астеническими, реактивными состояниями
    и конфликтными переживаниями.
  4. Дети с психопатическими
    психопатоподобными формами поведения.
  5. Умственно отсталые дети.
  6. Дети с начальными проявлениями психических заболеваний.

Нетрудно заметить

отсутствие единого или единых критериев в образовании групп

, что вполне типично для эмпирических классификаций.

В современной литературе без особого труда можно найти немало подобных эмпирических классификаций, наиболее популярной из которых, судя по числу ссылок в научных публикациях, является классификация В. В. Лебединского, в которой выделяется 6 форм дизонтогенеза.

  1. Психическое недоразвитие.
  2. Задержанное развитие.
  3. Поврежденное развитие.
  4. Дефицитарное развитие.
  5. Искаженное развитие.
  6. Дисгармоническое развитие.

В науке не всегда есть необходимость создавать абсолютно новую классификацию.

Иногда продуктивнее бывает изменить, расширить, уточнить уже созданную и существующую классификацию

. Примером последнего может служить предпринятая Н. Я. Семаго и М. М. Семаго попытка дальнейшего развития выше приведенной классификации В. В. Лебединского.

Источник