Особенности развития часто болеющего ребенка

Особенности развития часто болеющего ребенка thumbnail

Ключевые слова: часто болеющие дети, старший дошкольный возраст, психологические особенности, индивидуально-психологические характеристики.

Ребенок в дошкольный период находится в интенсивном динамическом развитии, происходит стремительное физическое и психическое развитие, все механизмы в организме ребенка работают слаженно ради единой цели — здорового будущего. У ребенка закладываются основные психологические особенности, которые формируют индивидуальность и фундамент будущей личности.

Психологические характеристики часто болеющих детей дошкольного возраста, безусловно, отличаются от психологических особенностей относительно здоровых детей той же возрастной группы. Дети, подверженные частым соматическим заболеваниям, а тем более заболеваниям перерастающих в хроническую форму, имеют ряд отличительных особенностей, которые необходимо учитывать ближай­шему взрослому окружению для органичного воспитания и установления взаимопонимания с ребенком в целом. Для выработки оптимальной стратегии воспитания ребенка из группы часто болеющих детей необходимо понимать психологические особенности каждого отдельного ребенка.

Все психические функции в старшем дошкольном возрасте развиваются стремительно, в индивидуально-личностной сфере формируется особая иерархическая структура мотивов и потребностей, дифференцированная самооценка, эмоционально-волевое регулирование поведения. Каждое из звеньев в механизме психологической развития играют важную роль, а дисфункция хотя бы одного из них может в значительной степени повлиять на дальнейшую работу всей системы.

Статус часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста получают дети, заболеваемость которых превышает границу четырех эпизодов в год. Как правило, частые случаи заболеваемости ребенка переходят в хроническую форму течения болезни. Из медицинских источников можно сделать заключение о том, что лечение детей с частыми эпизодами заболеваемости в год не дает стойких результатов. Семьям, имеющим детей с хроническими заболеваниями, приходится регулярно обращаться к лечащему врачу, а, так же, к врачам узких специальностей в поисках причин недуга. Особенность данного феномена заключается так же в том, что врач имеет дело, в большинстве случаев, с клинически здоровым ребенком, который периодически болен по причине временных отклонений в защитных системах механизма и не имеет стойких органических нарушений [5]. Поиски и бесчисленное лечение отнимают значительное количество времени и сил у родителей и самого часто болеющего ребенка, соответственно, жизнь ограничивается пределами семьи, полноценное общение со сверстниками отсутствует, коммуникационный уровень видоизменяется, что препятствует гармоничному психологическому развитию.

Часто болеющих детей сопровождают измененные темпы психи­ческого развития, отмечается дизадаптация в обществе, чрезмерная зависимость от значимых взрослых (особенно матери), преобладает высокий уровень тревожности, появляются трудности во взаимо­отношении со сверстниками. Особую роль в жизни часто болеющего ребенка имеет социальная ситуация — сочетание внешних обстоятельств развития ребенка. Дезадаптирующий характер частоты заболеваемости ребенка провоцирует укрепление дефицитарной социальной ситуации развития. Как следствие, дефицит в социальной ситуации приводит к задержке развития личности, преобладания отрицательных эмоций и нарушения коммуникации [4]. Таким образом, происходит нарушение в структуре функционирования механизма психологического развития, требующее поддерживающего элемента для дальнейшей слаженной работы системы — оптимального медико-психолого-педагогического сопровождения.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте сопро­вождается уменьшением двигательной активности, ребенок расценивает болезнь как наказание, ограничение. Дети, как правило, в этом возрасте не понимают причин болезни, вследствие чего личностные особенности формируют негативный «образ Я», который меняет эмоционально-ценностное отношение к себе и окружающим. Происходит своеобразная переоценка ценностей [1]. Это вовсе не значит, что развитие соматически часто болеющего ребенка является патологическим или обделенным, оно является «качественно иным». Необходимо изучение влияния ситуации болезни на психическое развитие ребенка, оптимизация психолого-педагогического процесса в отношении отдельно взятого подверженного частым соматическим заболеваниям ребенка, т. е. установление факторов, детерминирующих развитие личности больного ребенка, влияющих на формирование у ребенка психосоматических заболеваний.

Внешний социальный фактор или социальная ситуация развития ребенка является наиболее значимым в возникновении и течении заболевания. Иной характер психического развития личности подразумевает необходимость адаптации медико-психолого-педагоги­ческого подхода к детям с хроническими соматическими заболеваниями.

Новизна социального фактора для часто болеющего ребенка отражается в ограничении движения и познавательной деятельности, иными словами ограничивается активность. Двигательная активность выступает главным инструментарием ребенка в познавательном процессе, средством самовыражения, сильнейшим фактором развития. Посредством изменения познавательной деятельности дошкольника и ограничения общения существенным образом видоизменяется социальная ситуация развития, в свою очередь, это приводит к инфантильности личности ребенка. Инфантильность ребенка объяс­няется, прежде всего, ограничениями в контакте с внешней средой со стороны близких взрослых, чьи переживания перестают иметь границы.

Индивидуально-психологические особенности ребенка, имеющего хронические заболевания, связаны со стойким эмоциональным напряжением, которое отражается на развитии волевого поведения. Психологические характеристики часто болеющих детей отличаются тревожностью, неуверенностью, утомляемостью, зависимостью от мнения окружающих [3]. Постоянный круг общения часто болеющего ребенка ограничивается пределами семьи, особенно сильна связь с матерью, которая, в свою очередь, выступает главным ограничителем деятельности ребенка. Родители, чрезмерно опекая своего ребенка, лишают его элементарного познавательного процесса, и тем самым провоцируют эмоциональное напряжение и подавляют развитие эмоционально-волевого поведения.

Читайте также:  Роль генетических факторов в развитии ребенка

Тяжелое и длительное лечение отнимают у ребенка значительный запас жизненной энергии, что приводит к нарушению сна, снижению внимания, утомляемости, повышенной тревожности, истощению эмоциональной регуляции — депрессивным (регрессивным) реакциям. Складывающаяся в условиях болезни социальная ситуация приводит к измененной направленности развития личности, происходит смена приоритетов, самооценки, установки на деятельность [2].

Самооценка часто болеющего ребенка под влиянием негативного эмоционального соотношения становится более завышенной, чем у относительно здорового ребенка. На сознательном уровне ребенок понимает, что болезнь несет ограничения, плохое самочувствие, но на подсознательном эмоциональном уровне болезнь означает привилегии, т. е. повышенное внимание и забота, что увеличивает чувство собствен­ной значимости. Основная направленность желаний часто болеющего ребенка обращена на предотвращение болезненных симптомов, когда у здоровых сверстников желания направлены на преобразование окружающей среды или взаимодействия с другими людьми. Прослежи­вается некоторое несоответствие сознательного желания не болеть и подсознательного чувства блага от болезни.

Частые и длительные соматические проявления болезни значи­тельным образом сказываются на условиях протекания деятельности, изменяется интенсивность, динамика, выносливость нагрузок, снижение работоспособности. Для ребенка старшего дошкольного возраста, имеющего хронические заболевания, главным образом происходит характерные изменения в ведущем виде деятельности — сюжетно-ролевой игре. В случае паталогического нарушения ведущего вида деятельности этого возрастного периода, в негативном ключе проис­ходит освоение ребенком своего внутреннего мира, психологическая борьба ребенка с ситуацией болезни затормаживается, внутренняя картина болезни приобретает плачевное видение.

Отличительной особенностью индивидуально-психологической характеристики детей старшего дошкольного возраста с хроническими заболеваниями является их «трудное» для окружающих поведение. Болезнь имеет свойство искажать, отягощать, в некоторой степени замедлять психическое развитие ребенка, в силу того, что ситуация болезни несет в себе тяжелую психическую травму, способную активизировать компенсаторный потенциал психики и разрушительно воздействовать на нее.

Важно создать оптимальные условия жизни для ребенка с хрони­ческими заболеваниями, чтобы иметь возможность противостоять эмоциональному напряжению и психической неустойчивости, тем самым помочь часто болеющему ребенку стабилизировать психоло­гическую ситуацию. В большей степени повлиять на социальную ситуацию развития способны родители, от которых зависит выбранная модель семейных отношений и тип воспитания.

Список литературы:

  1. Гордиец А.В., Груздева О.В. Особенности психологического развития часто болеющих детей // Российский педиатрический журнал, № 4, 2013, 24 – 27.
  2. Ковалевский В.А. Особенности эмоционально-волевого развития часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, № 3, 2012, 77 – 82.
  3. Рублева Н.В., Шляпникова М.Н. Особенности эмоционально-личностной сферы часто болеющих детей // Вестник Прикамского социального института, № 3, 2016, 74 – 81.
  4. Шеботинова Е.А. Особенности личности часто болеющих детей // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, № 52, 2016, 46 – 50.
  5. Юлиш Е.И., Ярошенко С.Я. Часто болеющие дети и тактика педиатра // Здоровье ребенка, № 6, 2013, 70 — 76.

Источник

Оксана Абраменко
Родительское отношение как основа полноценного развития личности часто болеющего ребенка дошкольного возраста

Родительское отношение как основа полноценного развития личности часто болеющего ребенка дошкольного возраста

Parental behavior as a basis for complete personal development of a frequently ill child of senior pre-school age

Ключевые слова: часто болеющие дети, родительское отношение, личность ребенка, типы родительского отношения, агрессивность.

Аннотация. Статья посвящена особенностям родительского отношения, которые негативно сказываются на здоровье подрастающего поколения, мешают полноценному развитию личности ребенка. Особое внимание в работе уделяется результатам нашего исследования эмоционального благополучия и типам семейного воспитания часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.

Key words: frequently ill children, parental attitude, child’s personality, aggressiveness.

Annotation

The article concerns features of parental attitude, which exert negative influence on health of coming generation, and prevent complete development of a child’s personality. Special attention is paid for the research results of emotional well-being, types of family upbringing and aggressiveness of frequently ill children of senior pre-school age.

Социально-экономические преобразования в России, обуславливают изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, ухудшение микроклимата семьи, являются причинами, которые провоцируют рост отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения. Для общества являются приоритетными задачи, направленные на формирование физически развитой и психологически здоровой личности, способной к продуктивной деятельности и конструктивному межличностному взаимодействию.

Классики отечественной психологии подчеркивают роль социальной среды в психическом развитии детей. Главным институтом воспитания подрастающего поколения, целенаправленного формирования фундамента психического здоровья детей является семья. В семье закладываются основы личности ребенка. По мнению Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др., взаимоотношения детей и взрослых формируют особенности личности подрастающего поколения. Родительское отношение это комплекс всех отношений в семье. Многие исследователи высказывают мнение (D. W. Winnikot, 1965; А. А. Любянская, 1977 и др., что ребенок не только «получает любовь, но, как член семьи, оказывает влияние на чувства и отношение родителей, как к себе, так и друг к другу», т. е. является субъектом взаимоотношений.

Читайте также:  Дифференциальная диагностика отклонений в психическом развитии ребенка

В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на подрастающее поколение. Происходит «деформация» семьи, которая не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Проблемы семейного воспитания многоплановы. Нарушение функций семьи, воспитания, неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям развития детей.

Наиболее частыми причинами обращения к помощи профессиональных психологов являются семейные конфликты с детьми и сложности в общении. Особенности поведения, нарушения эмоционально-волевой сферы, являются результатом присвоения детьми особенностей взаимоотношений, которые транслируются взрослыми в семье.

Исследователи (Багдасарьян И. С., Николаева В. В., Спиваковская А. С., Осницкий А. К., Прихожан Н. Н., Паренс Г., Сирс Р. С., Маккоби Е. Е., Мид М., Левин К., Личко А. Е., Филиппова Г. Г., Хорни К., и др., изучающие влияние родительских отношений на развитие и формирование детей приходят к заключению, что неконструктивные взаимоотношения, семейная дисгармония, обстановка чрезмерной опеки и запугивания способствует развитию личности по невропатическому и психопатическому типу, проявлению агрессивных тенденций, тревожности, эмоциональной незрелости. Особое внимание в работе уделено часто болеющим детям. Это обусловлено тем, что наблюдается увеличение детской заболеваемости, и, как следствие, возникает проблема развития личности соматически больных детей. В письме Минздравсоцразвития России от 29 мая 2009г. указывается, что за 5 лет заболеваемость детей в возрасте до 15 лет увеличилась на 11 %.

Следует отметить, что рядом авторов (И. Г. Гагаркина,2006; В. Н. Шестакова, 2006; М. А. Пунина, 2006; Ж. Г. Чижова, 2006) отмечается факт нарушения состояния здоровья детей, вызванный микросоциальными факторами (постоянными стрессовыми ситуациями, испытываемые матерью; низкий экономический уровень семьи; плохие условия проживания; перенесенные инфекционные заболевания ребенком на первом году жизни; патология воспитания; конфликты в семье; посещение ДДУ; алкоголизация родителей и т. п).Эти и другие микросоциальные факторы способствуют проявлению агрессивных тенденций детей.

Важность и необходимость изучения соматически больного ребенка через исследование социальной ситуации его развития, подтверждают многие ученые (Арина Г. А. и Коваленко Н. А., 1995; Братусь Б. С., 1988; Зейгарник Б. В., 1998; Ковалевский В. А., 1997; Николаева В. В., 1987; Тхостов А. Ш. и Арина Г. А., 1991 и др.)

Дефицитарность социальной ситуации развития соматически больного ребенка оказывает влияние на ход познавательного и личностного развития ребенка, а также способствует формированию определенных типов родительского отношения (В. В. Николаева, 1994; Г. А. Арина, Н. А. Коваленко, 1995; А. А. Михеева, 1999; Е. В. Котова, 2004 и др.).

В ходе нашего исследования особенность родительского отношения с часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста происходило путем определения эмоционального благополучия ребенка в семье и определения типа семейного воспитания. С этой целью были использованы следующие методики: рисуночная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бэнс, С. Кауфман, А. Л. Венгер, 2001, тест-опросник «Анализ семейного воспитания» (Эйдемиллер Э. Г.).

Анализ полученных результатов позволяетсделать заключение, что во всех семьях (полных и неполных) часто болеющих детей старшего дошкольного возраста присутствует нарушенный тип родительского отношения (доминирующая гиперпротекция 17,5%, потворствующая гиперпротекция 27,5%, жестокое обращение 2,5%, эмоциональное отвержение 30%, повышенная моральная ответственность 22,5%).

Преобладающим типом неэффективного (нарушенного) родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста является потворствующая гиперпротекция (27,7%, эмоциональное отвержение (30%) и повышенная моральная ответственность (22,5%). Наряду с этим, необходимо обратить внимание на тот факт, что в категории здоровых детей неэффективные детско-родительские отношения преобладают у 52,5% диагностируемых семей (потворствующая гиперпротекция 10%, доминирующая гиперпротекция 7,5%, эмоциональное отвержение 5%, повышенная моральная ответственность 22,5%, безнадзорность 7,5%). Результаты нашего исследования подтверждают мнение различных авторов (Г. А. Арина, Н. А. Коваленко, 1995; В. Николаева, 1995; А. А. Михеева, Е. О. Смирнова, С. М. Чечельницкая, В. Н. Касаткин, 1999; И. Г. Киян, И. В. Равич-Щербо, А. Г. Румянцева, 2000; И. Г. Гагаркина,2006; В. Н. Шестакова, 2006; М. А. Пунина, 2006; Ж. Г. Чижова, 2006) о том, что одним из ведущих факторов возникновения и развития заболевания детей является родительское отношение. Ребенок, который не получает в полной мере внимания, потребности которого не всегда удовлетворяются, склонен использовать «уход в болезнь», с подсознательной целью получения недостающей любви и внимания от родителей. Кроме того, по мнению многих ученых (А. А. Аладьин, 1996; Г. Э. Бреслав, 2006; И. В. Котова, 2004; Д. А. Леонтьев, 1987; И. А. Фурманов, 1997; К. Хорни, 1974 и др.) негармоничное семейное воспитание способствует проявлению негативизма, агрессивных тенденций ребенка. Результаты нашего исследования позволили выявить качественные отличия в особенности проявления агрессивного поведения в категории часто болеющих детей: косвенная агрессия, чувство вины, аутоагрессия, вербальная агрессия, агрессия как темперамент, отказ выполнять правила. Исследование агрессивности проводилось с помощью методики «КРС» (Р. Бэнс, С. Кауфман, А. Л. Венгер, 2001, опросника Спилберга, диагностики Басса-Дарки. В категории здоровых детей старшего дошкольного возраста агрессивное поведение имеет следующие особенности: физическая и вербальная агрессия, стремление к лидерству, стремление все сделать лучше других. Анализ полученных результатов не выявил достоверных отличий в уровне проявления агрессивности часто болеющими и здоровыми детьми старшего дошкольного возраста.

Читайте также:  Все для развития ребенка купить киев

Хочется отметить особенность рисования часто болеющих детей, которая имеет явные различия, в сравнении со здоровыми детьми старшего дошкольного возраста: 70% часто болеющих детей использовали в основном более холодные, темные тона, хотя им предлагался весь набор цветных карандашей. Традиционно использование таких цветов интерпретируется как признак присутствия чувства отверженности, внутреннего психологического дискомфорта ребенка. В некоторых рисунках отсутствовал кто-либо из членов семьи. По мнению С. К. Кауфман (2003, это указывает на наличие у ребенка негативных чувств по отношению к этому члену семьи. В некоторых рисунках детей члены семьи отделены друг от друга видимыми границами или значительный по размеру предмет отделяет взрослых от ребенка; члены семьи изображены в машине с затемненными окнами; первенство в рисовании отдавалось изображению предметов, что свидетельствует об эмоциональном дискомфорте ребенка в семье (А. Л. Венгер, 2001). Некоторые дети не изображали самого себя в составе семьи (это может свидетельствовать о том, что ребенок не чувствует принадлежности к своей семье, не может определить свое место в кругу семьи). Данные показатели можно отнести к признакам эмоционального неблагополучия ребенка в семье. Такие особенности рисования свидетельствуют о неблагоприятной эмоциональной атмосфере в семьях часто болеющих детей. В категории здоровых детей эмоциональное неблагополучие обнаружилась у 25% детей.

Таким образом, анализ исследования родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста позволяет сделать заключение о том, что в семьях имеющих соматически больных детей формируются своеобразные отношения, обусловленные дефицитарной ситуацией развития ребенка. Микросоциальные факторы способствуют ухудшению здоровья детей. Неэффективное (нарушенное) родительское отношение негативно сказывается на эмоциональном благополучии и отрицательно влияет на развитии личности часто болеющего ребенка.

Американский исследователь Г. Л. Лэндрет (2000) анализируя детско-родительские отношения, указывает на то, что родители нуждаются в помощи. Им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию конструктивных взаимоотношений с детьми, что обусловит полноценное развитие личности подрастающего поколения.

Литература

1. Арина Г. А., Коваленко Н. А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. – 1995. – Т. 2. — №3 С. 116-124.

2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение. — 2000. – 207с.

3. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6т. – М., 1983. – Т. 5. – 369 с.

4. Гагаркина И. Г. Дисгармоничное нервно-психическое развитие детей и подростков: клинический и социальный аспекты: монография/И. Г. Гагаркина. – 2006 – 252с.

5. Коваленко Н. А. Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой: Дис. канд. психол. наук. – М., 1998. 227 с.

6. Котова Е. В. Детско-родительские отношения в различных типах семей: Монография [Текст] /Е. В. Котова. – Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. – 156с.

7. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Междунар. пед. академия, 2000. – 368 с.

8. Семаго Н. Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000.– 203 с.

9. В. Н. Шестакова, М. А. Пунина, Ж. Г. Чижова. Состояние здоровья детей из неполных семей и их готовность к школьному обучению// Поликлиника. № 1. 2006. – с. 23.

Источник