Специальная индивидуальная программа развития ребенка что это

Специальная индивидуальная программа развития ребенка что это thumbnail

Среди всего учащихся, для кого разрабатывается СИПР, можно выделить три группы детей, которых отличает уровень психофизического развития, степень тяжести и этиологии течения патологий. Эти особенности принимаются во внимание при комплектации классов, так и при составлении специальных программ:

  1. дети, имеющие тяжелые патологии опорно-двигательного аппарата, которые не могут самостоятельно передвигаться, а имея нарушения интеллекта, требуют постоянной помощи взрослых;
  2. школьники с расстройствами аутического спектра, которые дополняются интеллектуальными нарушениями, сопровождающимися криком, агрессией и иными проявлениями деструктивного поведения, а потому нуждаются в систематического сопровождении и присмотре;
  3. несовершеннолетние с умеренным проявлением умственной отсталости, которая протекает без сочетанных нарушений, а потому не требует постоянной помощи взрослых. 

СИПР разрабатывается для детей, которые обучаются на дому, в том числе детей-инвалидов, дистанционно и которые в рамках инклюзивной практики очно посещают образовательное учреждение. Родителям следует быть предельно откровенными с учителями и представителями администрации, поскольку только так специалисты будут знать, для кого пишется СИПР, а потому обязательно учтут потенциальные приступы апатии или агрессии у ребенка, возможность появления эпилептических или неврологических припадков, а также других проявлений системных заболеваний. Подобная информация находится под защитой закона о персональных данных, а потому используется только в интересах ребенка. 

При организации работы с обучающимися в классах следует учитывать, что СИПР — это такая концепция, которая требует максимальной концентрации и отдачи всех участников образовательного процесса. 

1. Комплектация классов. Образовательным учреждениям следует формировать классы с учетом детей, для которых предусмотрен второй вариант АООП  и может быть разработана СИПР. Практика коррекционной работы показывает, что невозможно обеспечить высокое качество образования обучающихся в одном классе по разным вариантам программ (с интеллектуальными нарушением и без таковых). Вместе с тем при формировании классов обеспечивается гетерогенный состав, включающий детей с выраженными интеллектуальными нарушениями разной степенью тяжести и выраженности (включая опорно-двигательные, сенсорные, поведенческие и иные нарушения). Поэтому важно формировать классы разными детьми, обучающимися по СИПР, обеспечивая сбалансированный состав детей с разными особенностями, чтобы специалисты могли обеспечить безопасность детей и эффективно проводить их обучение.

2. Наполняемость классов, где реализуется СИПР. Согласно нормам СанПиН 2.4.2.3286-15, детей, для кого разрабатывается СИПР, должно быть не  более 5 человек. При этом никто не запрещает делать сдвоенные классы, увеличивая не только количество обучающихся, но и количество сотрудников. Специалисты класса получают возможность более гибко моделировать пространство, деятельность, время с учетом специфических образовательных потребностей обучающихся.

3. Сочетание групповых и индивидуальных форм обучения. Нередко в классе есть дети, уровень познавательного развития которых сопоставим и в их СИПР есть одинаковые по содержанию задачи. Таких обучающихся можно объединить в группу внутри класса и обучать их совместно по тем учебным предметам, которые имеются в их индивидуальном учебном плане. В таких случаях разрабатывается календарно-тематический план на те предметы, по которому они обучаются в группе. В классе обычно есть дети, имеющие в своем индивидуальном учебном плане такие же предметы, как и у тех, которые вошли в группу, но содержание этих предметов отличается. Таким образом, возникает еще одна группа, с которой работает второй педагог класса (в варианте объединения двух классов). С ребенком, который не готов к тому, чтобы обучаться в составе какой-либо группы, ведется индивидуальная работа, возможно, только в рамках коррекционных курсов, занятия по которым ведет учитель класса или другой специалист. Распределение групповых и индивидуальных уроков / занятий отражается в расписании класса, где отражается нагрузка каждого ребенка.

4. Продолжительность учебной нагрузки. Согласно требованиям СанПиНа 2.4.2.3286-15, индивидуальные занятия в рамках СИПР не могут превышать 25 минут, а групповые или фронтальные — 40. Однако целесообразно планировать время урока и индивидуального занятия в расписании в соответствии с требованиями СанПиНа, а в рамках отведенного времени специалист организует свою работу с ребенком с учетом возможностей обучающегося, включая ребенка как в деятельность, связанную с предметом, так и иную, если ребенок устает и возникает необходимость переключения.

5. Оценивание достижений обучающихся. Стандарт требует проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Как она будет проходить, в какой форме — эти

вопросы предстоит обсуждать с учетом имеющегося опыта образовательных организаций в разных регионах Российской Федерации. 

Алгоритм разработки СИПР

При разработке СИПР необходимо опираться на возможности конкретного ребенка, важно, чтобы специалисты при этом понимали, что они должны разработать программу для ребенка, а не ребенка «подгонять» под программу, что методика подбирается для обучающегося, а не наоборот. Не зря, согласно требованиям ФГОС, важно учитывать, для кого разрабатывается СИПР, принимать во внимание состояние здоровья и уровень развития учащегося, для чего к составлению программы привлекают экспертную группу, включающую всех специалистов, которые будут работать с ребенком. К этой экспертной группе подключаются родители и законные представители обучающихся.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам и роды видео

Источник

Виктория Старикова
Специальная индивидуальная программа развития для работы с обучающимся с умеренной интеллектуальной недостаточностью

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности и составлена на основе: Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2). Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 273-ФЗ ФГОС НОО для детей с ОВЗ. Школьного учебного плана на 2018-2019 учебный год.

Актуальность выбора данной программы.

У мальчика познавательная деятельность не формируется, тотальное недоразвитие психических функций выраженной степени. Системное недоразвитие речи тяжёлой степени. Гиперметропия слабой степени. По заключению ПМПК мальчику рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, 2-й вариант (СИПР, 1 класс (2 год обучения, с сентября 2018 года.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач. Обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

В данной программе в качестве основного средства взаимодействия, осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью, является невербальная коммуникация. Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом. Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Структура СИПР

1. Психолого-педагогическая характеристика.

2. Индивидуальный учебный план.

3. Планируемые результаты освоения обучающимся АООП НОО.

4. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

6. Содержание образования.

6.1. Программа формирования базовых учебных действий.

6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

6.3. Программа внеурочной деятельности.

7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

8. Программа сотрудничества с семьей.

9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

10. Приложение.

Общие сведения на ребенка:

Григорьев Иван Сергеевич 20. 10.2009 года рождения.

Проживает по адресу: г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, дом 27. «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Радуга».

Мать: Григорьева Екатерина Яковлевна 16.07.1986 года рождения.

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.

По заключению ПМПК Ивану рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, 2-й вариант (СИПР, 1 класс (2 год обучения, с сентября 2018. Индивидуальная программа развития (СИПР, разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацеленной на образование ребёнка с умеренной, тяжелой умственной отсталостью с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Имеется заключение врачебной комиссии об организации индивидуальной формы обучения. Иван воспитывается в Муниципальном казённом учреждении «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Радуга» Коркинского муниципального района. В настоящее время мальчик проявляет интереса к общению с педагогом, но не всегда откликается на свое имя. В контакт вступает легко, но внимания хватает на 2-3 минуты, часто это зависеть от настроения и самочувствия. Концентрация внимания не фиксированная, проявляется «скользящий» взгляд. Познавательные процессы нарушены, уровень восприятия низкий, мышления не соответствует возрастным показателям. Устная речь и речемыслительные операции нарушены, невербальные средства общения, и познавательные потребности не сформированы. Предметная деятельность на манипулятивном уровне. Сенсорные эталоны не усвоены. Яркие игрушки могут вызвать интерес ненадолго. В настоящее время задания выполняет только с помощью педагога. В возбужденном состоянии проявляется аутоагрессия (бьет себя по голове, кусает руки). Капризный, своевольный, усидчивости нет. Эмоционально не всегда стабилен. Лепка и рисование не всегда вызывают интерес. Потребность к самостоятельности не сформирована. Проявляет реакции протеста, самоконтроль не развит. Общая и мелкая моторика, навыки самообслуживания развиты недостаточно. Выраженное недоразвитие познавательных процессов, отсутствие речи, двигательные нарушения, несформированность навыков самообслуживания обуславливает выбор таких разделов из программы обучения, которые направлены на его коррекцию. В учебной деятельности мальчик нуждается в индивидуальном подходе, учебные инструкции не выполняет. Психические процессы ниже возрастной нормы. Нуждается в помощи со стороны взрослых. Таким образом, выстраивается интегрированная модель коррекционно-образовательной программы.

Читайте также:  Оценка физического и нервно психического развития ребенка грудного возраста

Индивидуальный учебный план на 2018-2019 учебный год.

Предметные области Предмет

Индивидуальные занятия

Количество часов в неделю.

В классе Самостоятельное изучение

Язык и речевая практика Речь и альтернативная

коммуникация 3 —

Математика Математическое представление 1,5 1,5

Естествознание Окружающий природный мир 0,5

0,5

Человек Окружающий социальный мир

Человек 0,5

1 0,5

1,5

Искусство

Изобразительная деятельность. 0,5 0,5

Музыка и движение 0,5

1,5

Физическая культура Адаптивная физкультура 0,5 1,5

Дни недели время предметы

Понедельник (3 часа) с 12-15 Речь и альтернативная коммуникация -1 час

Математические представления- 1 час

Окружающий социальный мир-0,5 часа

Окружающий природный мир- 0,5 часа

Вторник (2 часа)— С 11-13

Речь и альтернативная коммуникация -1 час

Музыка и движение-0,5 часа

Адаптивная физкультура- 0,5 часа

Среда (3 часа) – с 12-15 Речь и альтернативная коммуникация -1 час

Математические представления- 0,5часа

Изобразительное искусство- 0,5

Человек- 1час.

Индивидуальный учебный план составлен с учетом психофизического состояния мальчика. Темы уроков-занятий какой-либо области находят свое логическое продолжение в темах уроков-занятий других областей. Программа рассчитана на один учебный год.

Объем недельной нагрузки ученика начальной школы, обучающегося индивидуально –8 часов.

Продолжительность урока — занятия 30 минут. Урок может быть сокращен из-за обострения реактивного состояния ребенка.

Планируемые результаты освоения обучающимся АООП НОО

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжёлой степенью нарушения интеллекта будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков. Основным ожидаемым результатом освоения АООП НОО является развитие жизненной компетенции ребенка с умеренной и тяжёлой степенью нарушения интеллекта.

Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специальной индивидуальной программы. В ФГОС направления коррекционной работы в сфере жизненной компетенции занимают место в содержании различных учебных программ и курсов.

Жизненные компетенции.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.

— Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

-Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении. Овладение навыками коммуникации

-Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

Ожидаемые личностные результаты:

1. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

2. Принятие роли ученика.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:-выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

-узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

-показывать на себе части тела и лица;

-выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагировать на простую инструкцию педагога:

-при общении использовать мимику и жесты;

— определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

-понимать и выполнять действия с игрушкой;

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка школьника по фгос

— повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

-адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

-использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

-выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»).

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам освоения задач и анализа результатов обучения оценивается динамика развития его жизненных компетенций. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения, за выполнением, обучающегося специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения обучающегося, важно учитывать затруднения в освоении отдельных предметов (курсов, которые не должны рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом). Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной, по образцу», «выполняет действие с помощью учителя». В случае затруднений в оценке, в связи с отсутствием видимых изменений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. Условия реализации потребности в уходе и присмотре. В создании особых условий реализации потребности в уходе и присмотре, а также в организации обучения не нуждается. Учебное место мальчика включает школьный стол и стул, которые соответствуют росту ребенка. Уроки оснащены ярким предметно-дидактическим и наглядным материалом.

Требования, предъявляемые к учебным занятиям, состоят в следующем:

1)наличие положительного эмоционального контакта между ребенком и педагогом;

2)обучение, воспитание и развитие ребенка строить в совместной деятельности и общении со взрослым;

3)выбор и обучение новым навыкам происходит в ситуации, максимально приближенной к повседневной деятельности ребенка;

4)обучение ведется в рамках эмоционально-значимой деятельности;

5)уделять внимание повышению общего уровня активности ребенка;

6)алгоритм занятий устойчив по структуре;

7)содержание занятий, предлагаемые ситуации носят повторяющийся характер;

8)использование внешних опор для планирования деятельности, контроля, общения и получения обратной связи;

9)деятельность педагога осуществляется совместно с родителями ребенка.

Содержание образования СИПР

Цель – достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества посредством индивидуального поэтапного и планомерного расширения жизненного опыта повседневных социальных контактов.

Задачи

1. Создавать условия, способствующие развитию способностей обучающегося.

2. Формировать у ребенка положительную мотивацию к взаимодействию с педагогом в ходе содержательной деятельности.

3. Создавать условия для возникновения речевой активности и использования речевого материала в повседневной жизни.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в школе, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогами.

2. Формирование учебного поведения:

— направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

-умение выполнять инструкции педагога «возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

-использование по назначению учебных материалов;

-умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

-в течение определенного периода времени,

-от начала до конца,

-с заданными качественными параметрами.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учётом особых образовательных потребностей обучающегося. Решение поставленных задач происходит как на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана. Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

Задачи

Личностные базовые учебные действия

1. Готовить обучающегося к эмоциональному, коммуникативному и предметному взаимодействию с педагогом и другими взрослыми.

2. Помочь ребенку освоить позицию ученика.

3. Формировать учебное поведение (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по подражанию).

4. Формировать адекватные реакции и действия на обращения людей.

5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Предметные базовые учебные действия

1. Формировать умение учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности.

2. Учить обучающегося совместно с учителем дифференцировать и выбирать предметы. Содержание программы подробно раскрывается через программы учебных предметов и коррекционных курсов.

Источник