Специалист по развитию речи у ребенка

Специалист по развитию речи у ребенка thumbnail

Развитие речи – к какому специалисту обратиться?

Дата:20 Декабря 2014

 В быстро меняющемся современном мире каждый год появляются новые специалисты, которые помогают нам решать задачи, раньше казавшиеся трудноразрешимыми. Уже все знают, чем занимается логопед. Но не все знают, кто такой дефектолог. И еще меньше людей могут сказать, кто такой логопед-дефектолог. Попробуем разобраться в особенностях работы всех этих специалистов.

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых.

 Распространённым считается мнение, что логопед занимается исключительно коррекцией звукопроизношения, т.е. «ставит» звуки. В действительности, в задачи логопеда входит всестороннее развитие речи: совершенствование слоговой структуры слова, формирование навыков звукового анализа и синтеза, расширение и обогащение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, обучение грамоте, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.

Так как речь относится к высшим психическим функциям человека, то работа логопеда также связана с развитием у детей психических процессов: внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, общей и мелкой моторики.

Кроме логопеда есть и другие специалисты, которые занимаются развитием и коррекцией разных сторон психики ребенка. К таким специалистам относят дефектологов.

Дефектолог — это педагог, специализирующийся на работе с детьми, имеющими различные недостатки в развитии.

Дефектологи работают с детьми, имеющими такие нарушения, как:

— задержка психического развития (ЗПР);

— задержка психомоторного развития (ЗПМР);

— задержка психоречевого развития (ЗПРР);

— задержка речевого развития (ЗРР);

— олигофрения (умственная отсталость);

— аутизм (РДА);

— синдром Дауна;

— перинатальная энцефалопатия (ПЭП);

— минимальная мозговая дисфункция (ММД);

— синдром дефицита внимания и гипервозбудимости (СДВГ);

— сложная структура дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно);

— общее недоразвитие речи (ОНР I-III р.ур., алалия моторная, алалия сенсорная — вторичное нарушение в структуре дефекта);

— нарушения в физической и психоэмоциональной сфере;

-трудности в усвоении знаний в предшкольный период;

— проблемы обучения в школе.

На занятиях дефектолог осуществляет работу по следующим направлениям:

 — всестороннее развитие и коррекция речи;

— развитие и коррекция внимания (зрительное, слуховое);

— развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное);

— развитие и коррекция памяти (зрительная, слуховая);

— развитие и коррекция мышления;

— развитие и коррекция моторики (моторной функции);

— развитие и коррекция зрения;

— развитие и коррекция слуха;

— развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;

— восполнение пробелов в познавательной сфере;

— развитие и формирование конструктивной деятельности.

 То есть, разница между логопедом и дефектологом в том, что дефектолог работает с более широким спектром нарушений в развитии, нежели логопед: логопед занимается развитием речи, а дефектолог — развитием интеллекта.

 Логопеды, как правило, работают с очевидной симптоматикой. Однако им бывает трудно сделать верное заключение и выстроить стратегию коррекции дефекта в сложном случае, например, когда в основе нарушения речи лежит первичное нарушение (например, когда ребенок не говорит, потому что первично у него нарушено мышление).

 Поэтому оптимальным является совмещение обеих профессий (логопеда и дефектолога) в одном специалисте.  Такой специалист называется логопед-дефектолог. Логопед-дефектолог может учитывать возможности параллельного развития речи ребенка при разработке общей коррекционной программы.

 Поскольку логопед-дефектолог — это достаточно редкая профессия, попробуем ответить на следующие вопросы. Что нужно знать родителям о таком специалисте, как логопед-дефектолог? С какими детьми работает логопед-дефектолог? Когда нужна консультация и занятия с логопедом-дефектологом?

 Речь относится к высшим психическим процессам и выполняет очень важные функции, помогая человеку взаимодействовать с другими людьми, организовывать свою деятельность, накапливать опыт, планировать и т.д. Именно поэтому так много внимания уделяется развитию речи ребенка.  Согласно современной точке зрения формирование речи и общее психическое развитие у каждого ребенка протекает сугубо индивидуально. Такой подход требует периодического обращения к специалисту, который поможет установить, соответствуют ли индивидуальные особенности норме или требуется коррекция.

 Таким специалистом является логопед-дефектолог, который может провести обследование не только речевого, но и общего развития ребенка.

Когда нужна консультация и занятия с логопедом-дефектологом?

  • При наличии особенностей речевого развития: ребенок говорит невнятно, искаженно произносит некоторые звуки, использует одно слово вместо целого предложения (например, «Кукла» вместо «Дай мне куклу»); ребенок не говорит до 3-х лет, используя жесты и отдельные звуки в общении с окружающими.
  • При наличии поведенческих особенностей: ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или,  наоборот, безучастен ко всему;  постоянно недоволен всем; у него может быть нарушен сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен или вообще отсутствует интерес к играм, затруднено общение со сверстниками.

 На первичной консультации логопед-дефектолог выясняет уровень развития ребенка и дает рекомендации родителям, как конкретно необходимо заниматься с ребенком, какие виды развивающих игр будут полезны для него. При наличии какого-либо нарушения логопед-дефектолог определяет, в чем заключается его причина, является ли оно первичным, или в его основе лежит другое нарушение. Логопед-дефектолог может порекомендовать обратиться к другим специалистам (невропатологу, патопсихологу). В случае необходимости логопед-дефектолог разрабатывает коррекционную программу индивидуальных занятий для ребенка.

 Индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом проводятся с учетом возраста и индивидуальных особенностей развития ребенка и носят комплексный характер. Работа ведется по следующим направлениям:

— развитие артикуляционной моторики;

— формирование навыков правильного звукопроизношения и коррекция звукопроизношения;

— развитие фонематического слуха;

— общее развитие речи;

— растормаживание речи (у не говорящих детей от 3 лет);

— развитие интеллекта.

 При проведении занятий используются различные формы и методы работы, что позволяет обеспечить всестороннее развитие ребенка. Для закрепления материала, пройденного на занятии, каждый ребенок получает тетрадь домашних заданий. Домашние задания выполняются детьми при обязательном участии родителей. Это необходимо для того, чтобы процесс коррекции речевого и общего развития был более эффективным.

← Перейти к списку статей

Источник

Отличный подход к дошкольникам, у нас не очень усидчивый мальчик с Кристианом сидит по 40 минут- часу в 3 года. Очень многому учит и активно развивает речевую моторику и желание произносить слова у ребёнка, словарный запас это скорее задача родителей. Единственный минус/хотя он же и плюс -… Читать дальше

загрузка Кристиана, для нас являлось в том числе показателем востребованности. Еще один важный момент — активная работа с ребёнком, то есть из часа занятий — весь час будет посвящён ребёнку, а не общению с родителями и попытке навязать консультации невролога(имели такой опыт с другим логопедом-дефектологом). Твердая 5!

Оценка 5

11 марта 2020

Анатолий, м. Академическая

Услуги заказа: Коррекция нарушений устной и письменной речи. Развитие речи.

Сразу скажу, что нам очень повезло! Изначально хотели другого логопеда, но нам посоветовали Альбину Тякиевну, чему мы очень рады! Дочке 5 лет,, такие звуки как:л, р, к,д,с вообще не могла произнести, проблем было достаточно, но с Альбиной Тякиевной мы с этим справились. Подход к ребёнку нашла… Читать дальше

сразу,дочка занимается с удовольствием. !Помимо этого, много информации для общего развития, ребёнок узнал какие бывают птицы, животные, растения , цветы и т.д.Очень чётко и понятно объясняет домашнее задание. Очень пунктуальна!!! Мы в полном восторге!Результатом очень довольна , оно того стоило!!! Мои самые наилучшие рекомендации!!!

Оценка 5+

16 февраля 2018

Виктория, м. Бульвар Дмитрия Донского

Услуги заказа: Логопеды. Постановка звуков. Развитие речи.

Ребёнку 2.5 года, глядя на занятия старшего брата очень заинтересовалась процессом, Анастасия организовала для неё занятия на общее развитие речи, через пару месяцев мы уже оценили прогресс. И главное, ребёнок в восторге!

Оценка 5

3 апреля 2020

Кристина, Газопровод, Московский

Услуги заказа: Логопеды. Развитие речи.

Ребёнку нравится. Логопед с ней занимается, развивает её, буквы учат, звуки пытаются поставить: и шипящие, и «р», и «л». Она нам даёт домашнее задание. Педагог нестрогая, ребёнку очень нравится с ней заниматься. Они сейчас ставят звук «з». Работу логопеда оцениваю на пять.

Оценка 5

18 мая 2018

Анна, м. Саларьево

Услуги заказа: Логопеды. Развитие речи.

Все отлично, мы до сих пор занимаемся с логопедом. Прекрасный преподаватель, нам нравится. Уже есть успехи и положительные результаты. Ребенку комфортно заниматься, абсолютно нет никаких нареканий, они быстро нашли общий язык.

Оценка 5

15 ноября 2017

Ирина, Люберцы, Лермонтовский проспект

Услуги заказа: Логопеды. Постановка звуков. Развитие речи.

Очень хорошие впечатления. Очень хорошо нашла подход к каждому ребенку, выделила индивидуально то, что нужно каждому. Она очень хорошо с ними занималась по отдельности. У нас была не логопедия, а развитие речи, улучшения были. Детям репетитор нравился.

Оценка 5

15 января 2018

Юля, Дмитров

Услуги заказа: Логопеды. Развитие речи.

Обратилась к Александру за помощью в развитии речи и риторики моего 9 летнего ребёнка. Т.к. ребёнок у меня стеснительный и немного неуверенный в себе, большое внимание уделялось развитию эмоционального интеллекта.
Александр интересный и внимательный педагог, умеет находить подход к детям, всегда… Читать дальше

анализирует проделанную работу и продумывает методы дальнейшего развития.
Большое спасибо Александру, отличный педагог!

Оценка 5+

13 января 2020

Венера, Москва

Услуги заказа: Развитие речи. Риторика.

Мы недолго с Татьяной Евгеньевной позанималась, но у меня осталось положительное впечатление о логопеде. Она хороший педагог. Мы с ней тогда попрощались потому только, что у нас появился другой репетитор на месте, который рядом с нами, поэтому мы и прекратили работу с Татьяной Евгеньевной. Нам… Читать дальше

удобнее было никуда не ездить. Не думаю, что за полмесяца можно достичь какого-то ощутимого результата от работы с логопедом. Нам на момент занятий было всего лишь три года. Моей помощи там не требовалось никакой, контакт с ребёнком педагог нашла сразу. Думаю, если мы продолжили с ней работу, результат точно бы был, а это главное. Сами занятия Татьяна Евгеньевна проводит у себя дома, тоже меня это устраивало.

Оценка 5

29 декабря 2017

Нигяр, м. Речной вокзал

Услуги заказа: Логопеды. Развитие речи.

Источник



По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:


  • 4 месяца

    : ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

  • 8–9 месяцев

    : отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

  • 1 год

    : ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

  • 1,5 года

    : не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

  • 2 года

    : знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

  • 2,5 года

    : применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

  • 3 года

    : не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.


Основные методы лечения ЗПРР:


Микротоковая рефлексотерапия

— метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.


Занятия с дефектологом и логопедом

. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.


Лекарственная терапия

. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.


Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Источник