Созданий условий для развития воображения ребенка
Психологи выделяют 3 основных этапа
развития воображения у детей:
Первый этапв развитии воображения
можно отнести к 2,5-3 годам. В этом возрасте
происходит разделение воображения на
познавательное и аффективное.
Познавательное воображение обнаруживается
в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью
игрушек (кукол) разыгрывает некоторые
знакомые ему действия и их возможные
варианты. Аффективное воображение
проявляется при проигрывании ребёнком
своего переживания. В этом случае на
разном материале дети представляют
моменты, связанные в основном с
переживанием страха: угроза, прятание,
избегание или неизбегание угрозы
(Баба-Яга, волк подстерегают непослушных
детей и забирают или не забирают их). В
случае угрозы образу «я» ребёнок строит
воображаемую ситуацию, которая снимает
эту угрозу. В ней он получает позитивный
материал для поддержания образа «я» в
тех случаях, когда он не может согласовать
образ «я» с требованиями реальности.Второй этапв развитии воображения
– возраст 4-5 лет. Ребёнок нацелен на
освоение норм, прежде всего социальных,
а также правил и образцов деятельности.
Уровень творческого воображения в этом
возрасте снижается.
У здоровых детей снижается частота
возникновения устойчивых страхов и
обычно аффективное воображение здорового
ребёнка возникает в связи с переживанием
им реальной травмы. Познавательное
воображение ребёнка связано с бурным
развитием в этом возрасте ролевой игры,
рисования, конструирования. Оно носит
воспроизводящий характер, так как
ребёнок нацелен на следование образцам.
Особенности использования образа при
порождении идеи продуктов воображения
состоят в том, что образ строится путём
использования действий «опредмечивания»,
но затем уже дополняется разнообразными
деталями. К 4-5 годам в процесс воображения
включается специфическое планирование,
которое можно назвать ступенчатым.
Ребёнок планирует один шаг своих
действий, выполняет их, видит результат
и затем планирует следующий шаг.
Возможность ступенчатого планирования
приводит детей к возможности направленного
словесного творчества, когда ребёнок
сочиняет сказку, нанизывая события одно
за другим.
Третий этапв развитии воображения
– возраст 6-7 лет. Аффективное воображение
ребёнка направлено на изживание
полученных психотравмирующих воздействий
путём их многократного варьирования
в игре, рисовании и других творческих
видах деятельности.
Именно в этом возрасте начинают обычно
существовать выдуманные миры с
воображаемыми друзьями и врагами.
Творчество ребёнка часто носит проективный
характер, символизирует устойчивые
переживания. Познавательное воображение
претерпевает качественные изменения.
В своих произведениях дети не просто
передают переработанные впечатления,
но и начинают направленно искать приёмы
для этой передачи. Возможность выбора
таких приёмов проявляется не только в
подборе адекватных приёмов реализации
продуктов воображения, передачи идеи,
но и в поиске самой идеи, замысла.
Целостный образ начинает строиться
способом «включение»: он по-прежнему
создаётся на основе отдельного элемента
действительности, но этот элемент
начинает занимать не центральное, а
второстепенное место, становится
отдельной деталью образа воображения.
Здесь впервые проявляются целостное
планирование: ребёнок может уже до
начала действий построить план их
выполнения и последовательно реализовывать
его, нередко корректируя по ходу
выполнения, но без специального
руководства развитие воображения может
иметь неблагоприятные прогнозы.
Аффективное воображени без достаточного,
обычно стихийно возникающего изживания
травм может приводить к патологическим,
застойным переживаниям или вести ребёнка
к полной аутизации, к созданию замещающей
воображаемой жизни, а нереальных
творческих продуктов. Познавательное
воображение имеет тенденцию к постепенному
угасанию, так как его функционирование,
как отмечает
А.В.Петровский, связано
с теми ситуациями, неопределённость
которых весьма велика.
При правильном педагогическом руководстве
аффективные и познавательные тенденции
могут сливаться и воплощаться в реальных
творческих продуктах. Поддержка и гибкая
оценка продуктов воображения ребёнка
задают направленность на социально
значимую самореализацию и открывают
позитивные возможности для развития
полноценной творческой деятельности.
О.М.Дьяченков статье «Пути активизации
воображения дошкольников» выделила в
процессе функционирования воображения
дошкольника2 основных этапа:
Порождение некоторой идеи творческого
продукта.Создание некоторого плана-замысла
реализации этой идеи.
Процесс порождения идеи как симультанный
процесс преобразования информации
связан прежде всего с переструктурированием
образов. План может быть представлен
как цепочка образов, моделирующая
основное содержание.
Организация игровых занятий для
развития воображения.
По мнению Е.Кравцовойсуществуют
условия формирования творческого
мышления у детей:
. Процесс воспитания
творчества у детей предполагает прежде
всего воспитание взрослых, способных
руководить творчески.
. Обучение
творчеству возможно только в совместной
деятельности взрослого и ребёнка, где
каждый из участников – полноправный
член.Функция взрослогопри этом:
во-первых, он демонстрирует разнообразные
творческие способы деятельности,
во-вторых, организует жизнь и деятельность
ребёнка таким образом, чтобы условия и
обстоятельства требовали от него
творческих решений. Исходя из данной
точки зрения, можно сделать вывод, что
основная роль в плане осуществления
развития творческих способностей
ребёнка принадлежит, в первую очередь,
его родителям, которые не должны упускать
времени и заниматься с ребёнком постоянно.
Учебные заведения также играют важнейшую
роль в развитии воображения и творческий
способностей человека. От того, насколько
профессионально учителя и преподаватели
относятся к своему делу, насколько
правильно и интересно для ребёнка
разработана программа обучения, зависит
уровень развития конкретного ребёнка
и, в конечном итоге, весь человеческий
потенциал государства. Существует
несколько точек зрения на построение
занятий с детьми. Большое внимание этой
проблеме уделил Е.В. Заика. По его
мнению исходными принципами построения
занятий являются:
Использование на занятиях хорошо
знакомого, привычного для ребят
материала.Взаимообмен различными подходами к
выполнению заданий и тем самым
значительное расширение диапазона
познавательных процессов каждого из
учащихся.Интеллектуальная раскованность детей
и общий положительный эмоциональный
фон занятий.
Е.В. Заикавсячески приветствовал
проведение игр на занятиях. Среди числа
наиболее приемлемых он приводит
следующие: загадывание предмета с
помощью пары других предметов; отгадывание
предмета с помощью пары других предметов;
передача закодированных слов по
«испорченному телефону»; передача
ассоциаций по цепочке; самостоятельное
составление ассоциативных цепочек;
поиск сравнений; поиск эмоционально-адекватных
образов; определение смысла ситуаций
по заданному образу, и т. д.
Наиболее успешно группа работает при
числе игроков от 7 до 10.занятия могут
проводиться с ребятами любого уровня
развития. Наиболее удобной во всех
отношениях считается частота проведения
занятий 2 раза в неделю.
Соседние файлы в папке ГОСЫ_с инета
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Анна Воронцова
Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития творческого воображения, что обусловлено возрастными и физиологическими особенности ребенка.
Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как подчеркивал Л. С. Выготский, эти два процесса развиваются взаимосвязано. Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом.
Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Именно в реальном мире находится источник образов воображения.
Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего не может. Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях.
Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и прежде всего организации правильной воспитательной работы.
В создании фантазий может участвовать развивающая защитная функция воображения. Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожных воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Таким образом, происходит становление психологической защиты.
В старшем дошкольном возрастезакладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности.
Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).
Для развития творческого воображения необходима комфортная психологическая обстановка и создание положительного эмоционального настроя. Занятия по развитию творческого воображения должны строиться в игровой форме, обеспечивающей максимальную свободу проявления фантазии ребенка. Любые проявления самостоятельного и оригинального мышления у ребенка должны подкрепляться и поощряться (даже не совсем удачные, что способствует созданию «ситуации успеха» и мотивирует ребенка к дальнейшему развитию воображения. Важна собственная деятельность детей, все этапы занятия должны по возможности предусматривать личное участие детей, желательно, каждого ребенка в творческом действии. Там, где только можно,дети должны участвовать в живом формообразовании: рисовать, строить, клеить, извлекать звук, двигаться, разыгрывать оценки – развивать свои творческие возможности и пройти через разные художественные процессы. [Смирнова, Е. О.Детская психология: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с. ]
Воспитатель, конечно, должен контролировать результаты творческой деятельности ребенка, но, ни в коем случае, не осуждать.
О развитии творческого воображения дошкольника в игровых занятиях А. В.Запорожец писал: «В воображении дошкольника большую роль начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия.
Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение» [Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О. В. Боровик. – М.: ООО ЦГЛ «РОН», 2000. – 112 с. ].
Игровая форма занятий позволяет ребенку раскрыть свои способности в сюжетно-ролевой игре, дать свободу фантазии в проявлении актерских, режиссерских, декораторских направлениях.
Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.
При этом в работу включаются все анализаторы, позволяющие воспринимать окружающий мир (зрительный, тактильный, двигательный). В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Продукты творчества (детские рисунки) помогают нам лучше узнать ребенка, дают возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Занятия рисованием способствуют развитию у ребенка памяти и внимания, мелкой моторики руки и речи, кроме того, изобразительная деятельность учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
В последнее время психологами, педагогами, родителями уделяется большое внимание развитию индивидуальности ребенка. При этом внимание взрослых сосредотачивается на творческом характере деятельности детей, на роли творчества для развития мышления, восприятия, воображения. Формирование творческой индивидуальности ребенка базируется на особенностях эмоциональной сферы, специфике сенсорики (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, образного видения каждого. Определяя различия и сходство между предметами или изображая (в театральной, изобразительной деятельности) образ предмета, явления, одни дети будут отталкиваться от света, другие – от внешней формы, а третьи – от функциональных особенностей [Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О. В. Боровик. – М.: ООО ЦГЛ «РОН», 2000. – 112 с. ].
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами воспитательного воздействия на ребенка.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами интеграции разных видов искусств, как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Интеграция – это уровень взаимодействия, взаимосвязи.
В ходе интегрированных занятий изобразительной деятельностью в музыкальном сопровождении, построенных в игровой форме заложен огромный потенциал для развития не только творческого воображения, но и всестороннего творческого развития личности ребенка. Подобные занятия позволяют средствами музыки создать комфортный психологический настрой (о психологическом воздействии музыки говорилось в первой главе, использование на занятиях изобразительной деятельностью разных техник (рисование, лепка, конструирование и т. д.) обогащает художественный практический опыт ребенка.
Возможности интегрированных занятий в развитии творческого воображения старших дошкольников становятся безграничными, при условии, что педагог сумеет правильно выстроить весь цикл занятий.
Ко всему вышесказанному напрашивается вывод: для успешного развития творческого воображения в старшем дошкольном детстве необходимо соблюдение ряда условий. К таким условиям относятся:
— психологически комфортная обстановка и положительный эмоциональный настрой на основе личностно ориентированного подхода во взаимодействии с детьми;
— игровая (доступная и интересная для ребенка) форма организации занятий;
— разнообразие способов взаимодействия взрослого и ребенка в художественно-творческой деятельности;
— интеграция различных видов художественной практической деятельности.
Соблюдение выделенных условий позволяет ребенку раскрыть свои способности в игре, дать свободу фантазии в различных направлениях. Возможности интегрированных занятий в развитии творческого воображения старших дошкольников становятся действительно безграничными, при условии, что педагог сумеет правильно выстроить воспитательно-образовательный процесс.
Библиографический список
1. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студентов пед. вузов [Текст] / А. С. Белкин. – М.: Akademia, 2000. – 185 с. – (Высшее образование).
2. Богословский, В. В.Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов [Текст] / В. В. Богословский. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.
3. Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] / О. В. Боровик. – М.: ООО ЦГЛ «РОН», 2000. – 112 с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997, — 96с.
5. Доронова,Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
6. Из детства –в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от года до 7 лет [Текст] / Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др. – М.: Просвещение, 2007. – 303с.
7. Комарова, Т. С. Интеграция в эстетическом воспитании детей [Текст] / Т. С. Комарова // Детский сад от А до Я. — № 6. – 2004. – с. 14-24.
8. Комарова, Т. С. Красота. Радость, Творчество: программа эстетического воспитания детей 2-7 лет [Текст] /Т. С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
9. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высших учебных заведений [Текст] / В. С. Мухина – 10-е изд. переработ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия». – 2006. – 608 с.
10. Пелих, Е. А. Интеграция художественных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Пелих // Детский сад от А до Я. – 2004. № 6. – стр. 55-65.
11. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / под. ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение. — 1964. – 352 с.
12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер. 2000. – 712 с., ил. – («Серия «Мастера психологии»)
13. Соломенникова, О. А. Радость творчества. [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2005. — № 1. – стр. 49-52; № 2. – стр. 51-56.
14. Смирнова, Е. О.Детская психология: учебник для вузов. [Текст] / Е. О. Смирнова. – 3-е изд. переработ. – СПб.: Питер. – 2009. – 304 с.
15. Тарасова, К. В. Синтез. Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств [Текст] / К. В. Тарасова. – М.: Виоланта. — 2000. – 94 с.
16. Художественно-эстетическое развитие личности:от детского сада до вуза: материалы Всероссийской научно-практической конференции 12 апреля 2010 г. [Текст] / отв. ред. Н. Г. Куприна. –Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. – 2010. – 216 с.
Источник