Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка

Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка thumbnail

Шостак Светлана Николаевна
Помощь родителям в создании оптимальных условий для развития ребенка с ОНР в условиях семьи

Развитие речи детей приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка. Но в наше время наметилась тенденция снижения уровня бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, бедная и неграмотная речь с экранов телевизоров, отсутствие «живого» общения ребенка с родителями в семье и т. п. Все это препятствует развитию правильной речи у детей.

Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает ребенка с рождения, дает ребенку первые знания и умения. Овладение родным языком является стержнем полноценного формирования всей личности ребенка. Потому так важно сотрудничество и взаимодействие родителей и специалистов в развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Для ребенка, имеющего речевые нарушения, семья – это еще и наиболее значимое коррекционно-развивающее пространство, и только при условии создания коррекционно- развивающей среды в семье появляется возможность решения проблемы речевого развития ребенка. Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимается совокупность внутрисемейных условий, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с речевыми нарушениями.

Семейное пространство должно быть наполнено коррекционно-развивающим содержанием, в то же время оно должно быть простым и естественным. Основными компонентами такой коррекционно-развивающей среды являются:

— общая эмоциональная семейная атмосфера,

— адекватное внимание к особенностям развития ребенка;

— предметно-пространственная развивающая среда, специально организованные условия в семье для развития всех основных компонентов речи

Необходимо предостеречь родителей от ошибок, отрицательно влияющих на общую эмоциональную семейную атмосферу. Несоответствие требований родителей возможностям и потребностям детей

— обучение иностранным языкам, представление информации не по возрасту и т. п.

— Непринятие индивидуальности детей.

— Разный подход и непоследовательность в воспитании со стороны специалистов, родителей и других членов семьи.

— Неустойчивость в обращении с детьми — повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.

— Тревожность в воспитании — постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений.

Родителям необходимо осознать, что именно они ответственны за судьбу ребенка. Специалисты, конечно, окажут им поддержку, направят, посоветуют как организовать развитие малыша, однако заменить собой ежедневную родительскую помощь ребенку специалисты не смогут никогда.

Семьи живут в различных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации коррекционно-развивающей среды дома. Хорошо, если есть отдельная детская. А если нет? Как же создать в семье такую обстановку, которая обеспечивала бы оптимальную компенсацию всех направлений речевого развития ребенка? Прежде всего, родители должны четко представлять основные направления коррекционной работы специалистов по развитию речи:

развитие целенаправленного речевого дыхания;

развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

— формирование и развитие артикуляционной моторики, мимических движений;

-совершенствование фонематического слуха и восприятия;

— совершенствование слоговой структуры слов;

развитие правильного звукопроизношения;

развитие словарного запаса;

— формирование грамматического строя речи;

— формирование связного высказывания.

Очень важными в коррекционной работе с детьми с речевым недоразвитием являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление знаний и умений, полученных на занятиях в детском саду. И в этом случае родители – не сторонние наблюдатели, а активные помощники в коррекционном процессе. Не менее важное значение имеет и своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации при поликлинике. В подавляющем большинстве случаев все это вместе взятое позволяет полностью преодолеть или значительно уменьшить речевое недоразвитие ребенка.

Источник

  1. Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.

Семьи,
имеющие детей с ОВЗ значительными
отклонениями развития, можно
дифференцировать на четыре группы.

Первая
группа родители с выраженным
расширением сферы родительских чувств.
Характерный для них стиль воспитания —
гиперопека.
Родители имеют неадекватные представления
о потенциальных возможностях своего
ребёнка, у матери отмечается
гипертрофированное чувство тревожности
и нервно-психической напряжённости.
Стиль поведения взрослых членов семьи
характеризуется сверхзаботливым
отношением к ребёнку, мелочной
регламентацией образа жизни семьи
в зависимости от самочувствия ребёнка,
ограничением от социальных контактов.
Этот стиль семейного воспитания
характерен для большинства семей
матерей — одиночек.

Вторая
группа характеризуется стилем холодного
общения — гипопротекцией, снижением
эмоциональных контактов родителей
с ребёнком, проекцией на ребёнка со
стороны обоих родителей или одного из
них собственных нежелательных качеств.
Родители фиксируют излишнее внимание
на лечении ребёнка, предъявляя завышенные
требования к медперсоналу, пытаясь
компенсировать собственный психический
дискомфорт за счёт эмоционального
отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой
ситуации накладывает сильный отпечаток
на способ выхода из неё, который избирает
семья.

Третья
группа характеризуется стилем
сотрудничества — конструктивная
и гибкая форма взаимоответственных
отношений родителей и ребёнка
в совместной деятельности. Как образ
жизни, такой стиль возникает при вере
родителей в успех своего ребёнка
и сильные стороны его природы, при
последовательном осмыслении необходимого
объёма помощи, развития самостоятельности
ребёнка в процессе становления особых
способов его взаимодействия с окружающим
миром.

Четвёртая
группа — репрессивный стиль семейного
общения, который характеризуется
родительской установки на авторитарную
лидирующую позицию. Как образ отношений
проявляется в пессимистическом
взгляде на будущее ребёнка, в постоянном
ограничении его прав, в жестоких
родительских предписаниях, неисполнение
которых наказывается. В этих семьях
от ребёнка требуют неукоснительного
выполнения всех заданий, упражнений,
не учитывая при этом его двигательных,
психических и интеллектуальных
возможностей. За отказ от выполнения
этих требований нередко прибегают
к физическим наказаниям. В отношении
родителей к дефекту ребенка,
определяющем стратегию и тактику
его воспитания, можно выделить несколько
моделей. Модель «охранительного
воспитания» связана с переоценкой
дефекта, что проявляется в излишней
опеке ребенка с отклонениями
в развитии. В этом случае ребенка
чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от
всех, даже посильных для него дел.
Взрослые все делают за ребенка и, имея
благие намерения, по существу делают
его беспомощным, неумелым, бездеятельным.
Ребенок не овладевает простейшими
навыками самообслуживания, не выполняет
требования старших, не умеет вести себя
в обществе, не стремится к общению
с другими детьми. Таким образом,
модель «охранительного воспитания»
создает условия для искусственной
изоляции ребенка-инвалида от общества
и приводит к развитию эгоистической
личности с преобладанием пассивной
потребительской ориентации. В будущем
такой человек из-за своих личностных
особенностей с трудом адаптируется
в коллективе.

Читайте также:  Развитие ребенка 4 года играть

2

Соседние файлы в папке 7 семестр

  • #

    21.11.201929.4 Кб3Лаба 1.odt

  • #

    21.11.201936.62 Кб7Лаба 2.odt

  • #

    21.11.201940.9 Кб2Лаба 3.odt

  • #

    30.11.201940.11 Кб1Лаба 4.odt

  • #

    30.11.201961.89 Кб2Лаба 5.odt

Источник

михеичева светлана сергеевна
Взаимодействие семьи и детского сада создают оптимальные условия полноценного развития ребенка.

Муниципальное бюджетное учреждение

«Управление дошкольного образования»

исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

ПРОЕКТ

«СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД»

Составила:

Педагог – психолог

МБДОУ№19

Михеичева С. С

г. Нижнекамск

Введение

Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов.

Семья и детский сад – два значительных института, но каждый из которых дает ребенку определенный социальный опыт. Но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия полноценного развития ребенка.

Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

«Взаимоотношение воспитателей и родителей в процессе воспитания детей — дошкольников». В результате этого, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и МБ ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей».

Актуальность проекта: Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия МБ ДОУ. Вовлечение родителей в воспитатель но-образовательный процесс, их заинтересованное участие в педагогической деятельности важно не потому, что это хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Взаимодействие семьи и детского сада оказывает большое внимание на развитие личности детей.

Осознанное включение родителей в совместное воспитание позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия воспитателей и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Тип проекта: исследовательский.

По времени проведения: 1 год.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители, педагоги.

Объектом проекта: является совместная деятельность педагога — психолога, специалистов детского сада, воспитателя, детей и родителей. Все направления проекта «Взаимоотношение воспитателей и родителей в процессе воспитания детей — дошкольников» объединяет игровой метод проведения.

Цель проекта: создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет уютно, интересно, безопасно и полезно.

Повышение уровня доверия родителей к детскому саду и повышение уровня родительской компетентности.

Повышение авторитета педагогов (чтобы родители увидели в них компетентных специалистов, профессионалов).

Повышение активности участия родителей в педагогическом процессе.

Повышение рейтинга МБ ДОУ.

Задачи проекта:

-Способствовать сотрудничеству воспитателей и родителей воспитанников в решении педагогических задач.

-Организация круглого стола для педагогов по повышению профессиональной компетентности управления процессом взаимодействия МБ ДОУ и Семьи.

-Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.

-Осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и детей.

Создавать психологически комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Установлена взаимосвязь с родителями воспитанников.

Родители активные участники педагогического процесса, понимают проблемы ребенка.

Систематическая, целенаправленная работа с родителями по заданному направлению.

Увеличение числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях МБ ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка, в общественно-государственном управлении дошкольным учреждением.

Повышение авторитета педагогов.

Описание проекта

Семья – это тыл за спиной ребенка. А что такое крепкий тыл, наверно можно не объяснять. Прежде всего, в семье ищет ребенок поддержки, опоры, понимания, и конечно, любовь. Тут перед педагогами и родителями встают не простые, но выполнимые задачи, чтобы ребенок хорошо учился, да и еще при этом был бодр, весел и здоров – поможем ему. Ребенок должен приспособиться к новому школьному режиму, совсем не такому как в детском саду или дома. Его будут окружать множество новых людей: учителей, учеников – как не затеряться в этом море, как остаться самим собой и находить с окружающими общий язык.

Читайте также:  Центр развития ребенка в пензе

В проекте рассматриваются проблемы взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями. Проект «Семья – детский сад» предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для хороших взаимоотношений детей, педагогов и родителей.

Стратегия осуществления проектной деятельности

Доказано, что здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребенок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет. Отрицательные явления, такие как психоэмоциональные перегрузки, стрессы, непосредственно ведут к ухудшению здоровья ребенка. Поэтому необходимо оберегать нервную систему детей, наполнять их жизнь радостью, создавать такие условия, чтобы дети могли самовыражаться, чувствовать себя внутренне свободными. Особое внимание уделяем психогигиеническим мероприятиям, то есть созданию условий для преобладания у детей жизнерадостности и бодрости, веры в себя, в свои силы и возможности, уважения к людям, полноты жизни, увлекательной деятельности. Для этого применяются следующие психокоррекционные методы:

— Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке детей

— Применение психолого-педагогических приемов направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений

Создание благоприятного психологического климата в детском саду и семье

Создание специальной комнаты в дошкольном учреждении для проведения индивидуальной или подгрупповой психокоррекционной работы.

Психологическая безопасность личности ребенка обеспечивается за счет организации психологически комфортных режимных моментов, оптимального двигательного режима, правильного распределения физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательного стиля общения взрослого с детьми, использования приемов релаксации в режиме дня, аутотренинга, психогимнастики, музыкотерапии.

Для развития эмоциональной сферы у детей вместе с игровыми занятиями мы проводим и познавательные, на которых, используются разнообразные методические приемы, знакомим детей с эмоциями. На театрализованных занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (с литературой, музыкой, живописью). Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Музыка, и в частности музыкотерапия имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психоэмоциональной сферы, повышения социально-адаптивных функций. Поэтому музыкальный руководитель использует этюды и упражнения, способствующие развитию и коррекции психоэмоциональной сферы. Слушание классической музыки направлено на духовно-нравственное совершенствование детей, формирование душевного здоровья, гармонии чувств, эстетического наслаждения. Широко используется музыка и в режиме дня: дети засыпают под музыку («Волшебный сон») и просыпаются под бодрую музыку («Гимнастика пробуждения»).

Также большое влияние на развитие эмоциональной сферы имеет сенсорное воспитание. Важное место в этом процессе принадлежит сенсорным играм, которые помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие детскую эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей. Например, игры с водой, с сыпучими материалами и др., которые применяются как на занятиях, так и в режимных моментах.

Взаимодействие с семьей

Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания, обучения и оздоровления детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом». Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.

Система работы с семьей включает:

— ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

— целенаправленную сан просвет работу, пропагандирующую обще гигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания и т. д. ;

— ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы в МБДОУ;

— обучение конкретным приемам и методам оздоровления и привлечение к совместным систематическим усилиям по оздоровлению.

Важную роль в работе с детьми играет взаимоотношение дошкольного учреждения с семьей. Сотрудничество с семьями воспитанников проходит в несколько этапов.

Как же строится работа по взаимодействию сотрудников МБДОУ с семьей? Первоначально инициативная группа педагогов и специалистов МБДОУ занимаются подготовкой материалов, посвященных психолого-педагогическим проблемам, оздоровлению детей. С данными разработками родители могут ознакомиться на родительских собраниях и через пропагандистские методы работы.

На первом этапе основной целью является выявление потребности родителей услугах МБДОУ, уровня осведомленности повышение компетентности педагогов, воспитателей МБ ДОУ Данная цель реализуется через различные формы работы с родителями (анкетирование, различные опросники) Выявив, таким образом, потребности родителей инициативная группа педагогов МБ ДОУ и родительский комитет МБ ДОУ на основе анализа полученных данных создает перспективный план работы на текущий учебный год.

Читайте также:  Ребенок на 3 месяце жизни развитие видео

На втором этапе происходит активное вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад и семья» по вопросам развитие и жизни ребенка в детском саду. На этом этапе инициативная группа педагогов и специалистов и родительский комитет работают в следующих направлениях:

— рекламно-информационное

— информационно-аналитическое

— информационно-просветительское

— совместных мероприятий

— результативно-аналитическое.

Данная работа реализуется через различные формы.

Третий и заключительный этап. На данном этапе подводятся итоги проделанной работы и выдвигаются перспективы дальнейшего сотрудничества родителей и сотрудников детского сада.

Главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в дошкольном учреждении.

С этой целью в уголках для родителей в каждой группе выставляется обширная информация от педагогического персонала: рекомендации по одежде детей в группе и на воздухе, правильной организации выходных и праздничных дней и др.

День открытых дверей – эффективная форма вовлечения родителей в педагогический процесс. Они присутствуют на занятиях с последующей беседой и определением путей оказания помощи ребенку. Также мы организуем мероприятия с совместным участием родителей и детей; праздники (спортивные и музыкальные открытых занятиях, субботники, и т. д. А вот обучение родителей воспитанию ребенка в условиях семьи проводят специалисты детского сада: воспитатели, педагог-психолог. Организуются консультации, индивидуальные беседы, даются практические советы, рекомендуется педагогическая литература.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Основные принципы проекта:

— научности (использование научно – обоснованных программ, технологий и методик);

— доступности (использование технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

— активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов взаимопонимания дошкольников);

— единства диагностики (правильная интерпретация результатов, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приемов развития на основе полученных данных);

— укрепление материально – технической базы МБ ДОУ

— работа с детьми

— работа с педагогами

— работа с родителями

Методы, используемые педагогом — психологом в работе:

Анкета для родителей.

Беседы с родителями

Беседы с ребенком

Наблюдение за ребенком

Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми

Посещение семьи ребенка

С целью улучшения профилактической работы рекомендуется проводить с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

Особенно физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей.

Психических упражнения в дошкольном учреждении и дома.

Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.

Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.

Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка.

Заключение

Практический опыт работы МБДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь воспитателей и педагогов для решения проблем развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и воспитателя, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и воспитателя становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.

В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимоотношений МБДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что МБДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимоотношению с ребенком.

– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

– укрепление внутри семейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в МБ ДОУ и семье.

Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

Источник