Создание условий для развития творческих способностей ребенка

«Создание условий для развития творческих способностей детей»

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Развивать творческие способности у детей очень важно, так как они способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

Основную роль в развитии творческих способностей детей играет, несомненно, взрослый, который знает возрастные особенности детей, их возможности. Так же на развитие творческих способностей детей большую роль играет окружающая среда и применяемые методы, приёмы, стимулирующие развитие воображения, одного из важных критериев творчества. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей — это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от нас воспитателей особого внимания. Все мы знаем, что при выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, а  некоторым детям  моей группы, нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах. Развитие творчества — это целостный процесс, который должен реализовываться во всех сферах детской деятельности. Ребёнку всегда необходимо предоставлять ситуацию выбора и возможность творчески использовать весь предоставляемый материал.

У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого,  формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют на формирование нравственных чувств.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал — бумага, карандаш, мелки, кубики. В педагогической литературе этот период носит название «до изобразительный» т.к. здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла или желания что — то изобразить, но этот период играет большую роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

Если материал попадает впервые в руки детей 5-6 лет и 2-3 лет, то конечно, у старших ребят быстрее возникает замысел, т.к. опыта у них в познании окружающего мира больше. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им способами изображения. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрих или бесформенная масса, глины напоминает знакомый предмет.

Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы: в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы.

Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является построение той формы, которая получилась у него случайно. Узнав в нарисованных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая вновь изобразить его. Такой рисунок начинает говорить о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, т.к. он появился в результате замысла.

Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень простые, в них отсутствуют не только детали, но и части основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще мало развито аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков.                                                                                                                       Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Из опыта своей работы могу сказать, что необходимо расширять опыт ребенка, если  хочешь создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Воображение формируется на основе восприятия, а восприятие в свою очередь, на основе целенаправленного наблюдения. Воспитатель должен научить детей видеть весь предмет целиком, а также его детали, характерные и индивидуальные его особенности. Таким образом, воображение — это ведущий компонент художественно-творческой деятельности.

Также для детей дошкольного возраста особое значение имеет овладение технической стороной деятельности. Без ручной умелости ребёнок не сможет воплотить в картине, образы восприятия и воображения, как бы богаты они не были.                                                                                                                     Так как я работаю с детьми старшего возраста, то могу сказать, что этот возраст благоприятен для развития способности к творчеству. Именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Одним из важных условий развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной свободной деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «то есть, стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает.                                                                   

Критерии творческих способностей

Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников

 

Восприятие

— наблюдение;

— экскурсии;

— рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, предметов;

— создание и рассматривание альбомов разных видов изображения того или иного предмета или явления;

— индивидуальная беседа;

— вопросы;

— дидактические игры на формирование пространственных отношений, восприятие цвета и цветовых оттенков;

— рассматривание и анализ детских работ;

-тематические выставки рисунков;

— художественное слово, загадки;

— пластические и психологические этюды;

— коммуникативные игры;

— слушание аудиозаписей, музыки и др.

 

Воображение

— сюжетно-ролевая игра;

— игры и игровые упражнения («На что похоже?», «Дорисуй картинку», «Нарисуй сказку», «Рисуем музыку», «Несуществующее животное», «Добрый или злой» и т.п.);

— рисование по замыслу;

— коллективное рисование

 

Особенности зрительной чувствительности

— использование схем, алгоритмов, технологических карт;

— упражнения на ориентировку в пространстве (далеко-близко, слева-справа, впереди-сзади и т.д.)

 

Специальные умения руки

— пальчиковая гимнастика;

— упражнения на развитие мелкой моторики;

— игры с мелкими игрушками, мозаики;

— лепка из пластилина;

— работа с ножницами;

— использование нетрадиционных материалов (акватушь, мелки, сангина) и способов рисования (пластилином, крупой, колоском, губкой и др.)

 
   

Ну и, конечно, не стоит забывать, что основным критерием развития творческих способностей детей является эмоциональная чувствительность и эмоциональная отзывчивость ребёнка. Лишь только то, что интересно ребёнку и близко его пониманию вызовет желание действовать, а значит, будет способствовать развитию его творческих способностей. Большую роль в развитии у ребенка изобразительных способностей играет природа во всем ее многообразии.

Следует чаще водить детей на экскурсии: в лес, на озеро, на дачу. Обязательно надо привлекать ребенка к ее красоте, животному миру, растительности, к явлениям природы (снег, дождь).

При правильном знакомстве ребенка с природой у него появляется положительное представление об окружающем мире, эмоции, чувства, а это очень отчетливо может сказаться на его изобразительных способностях в лучшую сторону. Знания о природе, любовь к ней, интерес будут побуждать ребенка к изобразительной деятельности. Для осуществления желания ребенка отобразить увиденную красоту природы понадобится не многое: альбомный лист, карандаши, краски или даже ручка.

Для того чтобы  обогатить знания детей о природе (животных, явлениях природы), о поведении в ней человека  я использую в своей работе: видеофильмы, мультфильмы, иллюстрации, литературные произведения (сказки, рассказы, стихи), наглядные пособия и многое другое. Все эти средства имеют большое педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребенка эстетический вкус, познавательную сторону. Из выше сказанного можно сделать вывод, что для развития творческих способностей детей в первую очередь необходима мотивация, накопление и обогащение чувственного, эмоционально-интеллектуального опыта. Важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, обучать ребёнка разным способам действия для реализации своего замысла, используя комплекс методов и приёмов. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.

Источник

Олеся Бакламенко
Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в современном ДОУ

Бакламенко Олеся Николаевна

старший воспитатель, МБДОУ «ЦРР – ДС «Аленушка»,

Выдра Ольга Викторовна

педагог – психолог, МБДОУ «ЦРР – ДС «Аленушка»

Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в современном ДОУ

Сегодня все большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, некоторые – меньшим, но даром этим отмечен каждый.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления.

В методической литературе, выделяют следующие направления в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста:

1. Развитие продуктивного творческого воображения.

2. Развитие качеств мышления.

Реализация данных направлений в ДОУ осуществляется через комплекс мероприятий:

1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.

2. Включение в занятия по изо, музыки, развитию речи, художественной литературе заданий творческого характера.

3. Управление взрослыми детской предметной, сюжетно-ролевой игрой с целью развития воображения детей.

4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

5. Взаимодействие с семьей по вопросам развития личности ребенка.

Сделать жизнь детей более интересной, а их развитие и образование более качественным помогает дополнительное образование. Основной задачей дополнительного образования является предоставление ребенку возможности развития. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, реализующееся через кружковую работу.

Вариативная часть учебного плана включает в себя дополнительные занятия познавательной, речевой, социально-коммуникативной, физической и художественно-эстетической направленности.

Познавательное и речевое направление развитие детей:

Кружок «Игралочка» — в вариативную часть включено занятие по развитию логического мышления детей и ‘воспитание у детей интереса к логике, желания проявлять умственное напряжение и сосредоточивать внимание на проблеме.

Кружок по развитию речи «Считалочки – говорушки».Цель: формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр. Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях используется и природный материал — желуди, орехи, фасоль. Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять сюжет сказок, изображать героев.

Художественно-эстетическое направление развития:

Театральный кружок «Сказка» реализует программу «Театр- Творчество — Дети» (Н. Ф. Сорокина). Цель программы — совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности. Работая над спектаклем, взрослые не ставят цель «натаскать» детей к выступлению, а лишь хотят раскрыть их творческие способности, вызвать желание заниматься пением, танцами, театральной деятельностью.Поставлены спектакли: «Волшебные клубочки», «Веселые зайчата», «Сказка про козявочку», сказка «Пых» и «Шиповник», «Путешествие непослушного огурчика».

Кружок «Волшебные бусины» — направлен на развитие мелкой моторики и творческого воображения. Рабочая программы кружковой деятельности «Волшебные бусины» основывается на работах Е. Виноградовой и Ю. Лындина.

Кружок «Веселый пластилин». Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности, где дети вместо красок для рисования используют пластилин, преобразуя его в задуманное изображение (оно может быть объемное, плоское, рельефное). Это так же и создание поделок из пластилина. Деятельность направлена на формирование умелости рук, развитие мелкой моторики, способствующее развитию навыков письма.

Физическое развитие

«Степ-аэробика» предполагает выполнение детьми ритмичных движений на специальной платформе – «степе». Данная программа является эфыективным дополнением программы по оздоровлению дошкольников. Результатом выполнения таких движений является укрепление укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно — сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата.

Программа «Здоровье» — это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Данная программа разработанная педагогическим коллективом дошкольного учреждения, и предполагает предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения.

Социально-коммуникативное направление развития

Кружок «Потешки». В основе программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Приобщение детей к истокам русской народной культур» О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Данная программа дополнительного образования детей 4-7 лет реализует национально-региональный компонент содержания, обогащая представления детей о человеке, обществе, истории, их отражений в народном фольклоре через мифы, сказки, легенды, рассказы о родной истории и природе, экскурсии и др.

Воспитатель создает условия для демонстрации достижений каждого ребенка в форме участия в выставках детских рисунков, конкурсе поделок, спектаклях, концертах; воспитывает чувство гордости у одногруппников за достижения своих друзей.

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. Для того чтобы родители стали единомышленниками и создали необходим условия для творческого развития, мы используем нетрадиционные формы работы ДОУ.

• На наш взгляд оптимальной формой сотрудничества с семьей на сегодняшний день, является семейный клуб «Цветные ладошки».Цель: объединять усилия педагогов и родителей для развития одаренности дошкольников в условиях ДОУ; повышать интерес родителей к творчеству детей; совершенствовать навык общения родителей с детьми через совместную деятельность. «Цветные ладошки» реализует программу художественного воспитания, Кружок обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыкова. Занятия направлены на развитие детского творчества средствами различных видов художественной деятельности.

• Выставки совместного творчества: «Чудо с грядки», «В саду родилась ёлочка».

•Нетрадиционные родительские собрания: Брей – ринг «Конкурс семейных талантов», творческая игра «Оживи камни».

•Проектная деятельность: проект по музейной педагогике «Удивительное рядом», проект по сказкатерапии «Добро пожаловать в сказку», проект по экологическому воспитанию «Не просто сказки», творческий проект «Войлочная сказка».

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошко-льном детстве.

Источник

Ольга Чадова
Создание условий для творческого развития дошкольников

Быстрые темпы научно-технического развития общества,динамичность всех сфер жизни: производства, культуры, искусства, требуют быстрой реакции, гибкого мышления, творческого подхода к решению жизненно важных проблем. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями, имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. В маленьком возрасте рекомендуется уделить внимание всестороннему развитию, то есть развивать и литературные, и художественные, и музыкальные способности дошкольников.

По исследованиям психологов считается, что к трем годам способности к изобразительному искусству у всех детей находятся примерно на одном уровне. Поэтому, ожидать от ребенка проявления особого таланта и только после этого его развивать не стоит. Развить художественные способности можно у каждого ребенка, соблюдая несколько простых условий. И одно из самых главных – создать в группе обстановку для творческой активности детей, способствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.

Формирование интереса у детей к исследовательской деятельности является одним из главных факторов и важнейшим условием развития творческого потенциала личности. Для этого в группе создается предметно-развивающая среда — уголок изобразительной деятельности. Он художественно оформляется, оснащается дидактическими играми, пособиями, которые постепенно пополняются в связи с расширением тематики деятельности дошкольников.

У детей в свободном доступе должны быть материалы для креативной деятельности, такие как краски и карандаши, мелки,альбомы для рисования и различные материалы для лепки: пластилин, глина, цветное тесто.

Для развития творческих способностей дошкольников важны не только те предметы, которые специально созданы для игры, рисования и конструирования. Используйте предметы быта, поощряя нестандартное мышление ребенка. Так, из пустых картонных коробок можно смастерить домик, животных, машинки, старые газеты превращаются в материал для папье-маше, журналы – в коллаж, пластиковые крышки от бутылок — в «ювелирные изделия».

Настольные игры, пазлы, конструкторы, блоки из различных материалов, детские музыкальные инструменты, книги и диски со стихами, сказками, песенками – все это побуждает ребенка к неструктурированной игре и развивает его воображение.

Для того, чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения,а именно:

— расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, универсальность, подвижность;

— использование детского дизайна в оформлении;

— наличие произведений искусства;

— соблюдение возрастных требований;

— изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность;

— оборудование для рисования, лепки, аппликации;

— работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

— работа и линией (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

— различная техника изобразительного творчества (образцы);

развитие композиционных умений (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

— знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

— жанры живописи — старший дошкольный возраст;

— образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла);

— уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов и др. материал);

— организация работы с детьми вне зоны художественно-эстетического развития — перспективные планы;

— наличие игрового персонажа.

Есть привычные вещи, которые когда-то казались педагогам и родителям правильными, но сейчас доказано, что они мешают развитию творческих способностей дошкольника. Взрослые не должны делать следующее.

1. Наблюдать за ребенком, не участвуя в его деятельности, а также следить за дошкольником постоянно. Стоит не только играть с ребенком, но и давать ему возможность чем-то заняться в одиночестве.

2. Оценивать его творчество по привычной шкале. Исследователи доказали, что когда дети ждут награду за «правильные» ответы или поведение, они стремятся угодить взрослым, и это мешает их творческому развитию, они учатся искать стандартные выходы, а не мыслить креативно.

3. Критиковать как результат, так и сам процесс, а также идеи ребенка. Ищите во всем то, что можно похвалить, а недостатки указывайте, только акцентируя внимание на том, как их можно исправить.

4. Отмахиваться от вопросов ребенка как от нелепых или «неправильных», избегать вопросов, ответов на которые вы не знаете. Развитие творческих способностей дошкольника возможно только тогда, когда ум его находится в интеллектуальном напряжении – поощряйте любознательность и покажите, что некоторые ответы нужно искать, размышляя над ними.

И в заключение хочется сказать следующее. Стимулирование творческих способностей ведет к гармоничному умственному, эмоциональному и социальному развитию ребенка.

Источники: https://womanadvice.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov#ixzz2tgvspWjI

https://pedsovet.su/publ/49-1-0-1413

: https://vitaportal.ru/razvitie-rebenka/razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-doshkolnikov.html#ixzz2tgxhclwg

https://nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/konsultaciya-dlya-vospitateley-dou-na-temu-osobennosti-oformleniya-ugolkov

Источник